Подготовка доклада или сообщения (для круглого стола, коллоквиума или студенческой конференции)
Доклад - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Доклады заслушиваются на специальных коллоквиумах в рамках расписания занятий по дисциплине. Наиболее интересные и значимые доклады рекомендуются в качестве выступлений на студенческой конференции. Рекомендуемые темы докладов или сообщений 1. Своеобразие римской мифологии. 2. Античные сюжеты и имена в творчестве В.Шекспира. 3. Этимологический словарь М. Фасмера о греческом происхождении «главных концептов» русской картины миры. 4. Античные памятники Ближнего Востока. 5. Отражение античности в русской культуре Серебряного века (в поэзии, прозе, изобразительном искусстве – по выбору). 6. М.Л. Гаспаров и его место в отечественной классической филологии. 7. М.Л. Гаспаров как переводчик античных авторов. 8. Переводческая и педагогическая деятельность И.Ф. Анненского. 9. Русская школа классической филологии и ее вклад в историю отечественного переводоведения. 10. Античные реалии и латинские афоризмы в материалах российской прессы. 11. Латинизмы в современной ономастике и рекламе. 12. Мифологизмы в текстах русских и зарубежных писателей.
Вопросы для самостоятельной проверки знаний Изучение этих вопросов имеет своей целью эффективную и регулярную подготовку к промежуточной аттестации. Эти вопросы затрагиваются на лекционно-практических занятиях, в ходе выполнения домашних заданий, при чтении и конспектировании учебной и научной литературы. Проработка этих вопросов требует больших временных затрат, что предполагает значительную самостоятельную работу. В процессе проработки этих вопросов студент формирует заданные процессом изучения дисциплины компетенции, углубляет и совершенствует знания и умения в области истории и культуры античности, классических языков и их роли в формировании современных европейских языков.
Лингвокультурологические вопросы: 1. Общий обзор древних культур. 2. Общий обзор древних языков. 3. Понятие «классические» языки. 4. Классические языки в России. 5. Греческий язык и русская культура. 6. Основные этапы истории латинского языка. 7. Латинский язык в Западной Европе в эпоху Средневековья и Возрождения. 8. Происхождение письменности. 9. Финикийский, греческий, латинский и «русский» алфавит - линия связи. 10. Сферы применения латинского языка в современной жизни. 11. 12 олимпийских богов (имена, функции). 12. Поясните значение следующих фразеологизмов: «кануть в Лету», «Сизифов труд», «Танталовы муки», «ящик Пандоры», «бочка Данаид». 13. Мифы, повествующие об истории основания Рима. 14. Римский пантеон (краткий обзор). Маны, лары и пенаты. 15. Римские праздники. 16. Культ Весты. Весталки. 17. Контекст выражений «Жребий брошен», «Пришел, увидел, победил». 18. Контекст выражения «О времена, о нравы». 19. Римский календарь. Поясните значение выражения «до греческих календ». 20. Объясните значение слова «триумвират», приведите исторические примеры. 21. Должностная иерархия республиканского Рима. 22. Объясните происхождение слова «фашизм». 23. Объясните происхождение слова «високосный». 24. Назовите известные Вам античные стихотворные размеры. 25. Объясните значение следующих латинских терминов: Септуагинта, Итала, Вульгата. 26. Поясните значение следующих слов и выражений в контексте античной и средневековой культуры: «чистая доска», «курсив», «рубрика», «стиль», «триптих», «лапидарный», «палимпсест», «инкунабулы».
27. Контекст выражения «Боюсь данайцев, даже дары приносящих». 28. Синонимичные латинские выражения, адекватные русскому «с самого начала». 29. Римские имена. 30. Расшифруйте следующие латинские сокращения: A.D., a. v.,с. v., i. e., loc. cit., op. cit., v. i., v. s., a. Chr. п., р. Chr. n. 31. Контекст выражения «Карфаген должен быть разрушен». 32. Наиболее известные эпические поэмы античности. 33. «Энеида» Вергилия и троянский цикл греческой мифологии. 34. Поясните значение выражения «Бог из машины». 35. Какой теме может быть посвящена пьеса под названием «Мартовские иды»? 36. Гай Цильний Меценат и его место в истории римской культуры. 37. Наиболее известные архитектурные сооружения древнего Рима. 38. Поясните значение выражения «Москва - третий Рим». 39. «Семь мудрецов» античности. 40. Напишите римскими цифрами... (любая историческая дата) Вопросы по грамматике латинского языка: 1. Первое и второе склонения существительных. Понятие исторической и практической основы. 2. Третье склонение существительных (типы, особенности). 3. Четвертое склонение существительных. Связь со вторым и третьим склонением. 4. Пятое склонение существительных. Связь с первым и третьим склонениями. 5. Прилагательные 1 и 2 склонения. 6. Прилагательные 3 склонения. 7. Степени сравнения прилагательных. 8. Семантические группы местоимений: личные, притяжательные, возвратное, возвратно-притяжательное, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные и относительные. Парадигмы склонения. 9. Местоименные прилагательные. 10. Числительные: количественные, порядковые, разделительные. 11. Наречие. Способы образования. Степени сравнения. Числительные-наречия. 12. Предлоги. 13. Грамматические категории латинского глагола. 14. Понятие «verbum finitum». 15. Система инфекта. 16. Система перфекта. 17. Три основы латинского глагола и четыре основные формы. 18. Четыре спряжения. Парадигмы спряжения. 19. Образование неличных форм: причастия, инфинитивы, супин, 20. Архаические глаголы. Глаголы с неполной парадигмой. 21. Отложительные и полуотложительные глаголы. 22. Описательные спряжения (Con. perifrastica act. I, con. Perifrastica passiva II). 23. Правила именного словообразования в латинском языке (существительные и прилагательные).
24. Особенности глагольной префиксации. 25. Синтаксис простого предложения. Структура предложения и порядок слов. 26. Функции падежей: nominativus duplex, accusativus duplex, dativus duplex, accusativus и ablativus temporis, ablativus auctoris, ablativus instrumenti, ablativus comparationis, genetivus partitivus, genetivus generis и др. 27. Accusativus и nominativus cum infinitivo. 28. Ablativus absolutus. 29. Употребление конъюнктива в независимом предложении. 30. Придаточные предложения с союзом ut (ne) (чтобы, чтобы не). 31. Придаточные предложения с союзом cum (когда, так как, хотя). 32. Предложения косвенного вопроса. 33. Дополнительные придаточные предложения с союзом quin. 34. Понятие об условном периоде. 35. Правило Consecutio temporum. 6.6.8.Работа с каталогами и в библиографическом отделе Всероссийской библиотеки иностранной литературы Этот вид самостоятельной работы является продолжением традиционного для первокурсников посещения ВГИБЛ, в ходе которого студенты знакомятся с историей библиотечного дела, с организацией библиотек в античности, получают информацию о том, как организованы каталоги современных библиотек, как происходит поиск и доставка книг, узнают о том, что такое библиография и в чем состоит работа библиографа, как следуют оформлять библиографию в научной статье. В качестве задания студентом предлагается подобрать и оформить в соответствии с ГОСТ библиографию к докладу или сообщению на одну из предложенных тем по культуре античности или лингвокультурологии. Ссылка на материалы ГОСТ по подготовке научного доклада, сообщения или реферата представлена на страничке факультета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|