Рекомендации по составлению конспекта
Конспект (от лат. conspectus – обзор) – письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста. При составлении конспекта следует фиксировать только основные мысли текста, без ненужных подробностей и второстепенных деталей. Для успешного конспектирования необходимо: · уметь ориентироваться в общей структуре лекции (текста) – выделить вступление, основную часть, заключение; · уловить логику изложения материала – понять систему изложения материала автором, ход развития его мыслей; · выделить ключевые мысли – те тезисы, на которые нанизан весь остальной материал; · определить уточняющую информацию и лаконично сформулировать основное, не перенося на бумагу все услышанное (прочитанное) дословно. В любом прочитанном тексте или услышанной речи необходимо выделять опорные или ключевые слова и фразы – именно они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку, определяют содержание текста, поэтому именно их необходимо записывать. Конспекты бывают формализованные и графические: 1.Формализованные конспекты Идея таких конспектов состоит в том, чтобы заполнить записями ячейки заранее заготовленных таблиц или ответить на вопросы заранее заготовленной анкеты. Такой метод применим в основном при описании характеристик каких-либо объектов или явлений, особенно если конспект готовится по нескольким источникам или ставится цель сравнить различные точки зрения или объекты. Иногда такие конспекты называют плановыми или схематически плановыми.
2.Графические конспекты Записи располагаются по всей площади листа бумаги так, чтобы была видна иерархия понятий и взаимосвязи между ними. Для каждого текста можно сделать не один, а несколько графических конспектов, отображающих текст в целом либо его отдельные части. Виды текстовых конспектов. · Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат. Уже потом к текстуальному конспекту можно легко присоединить план и дополнить его уточняющей информацией. Такой вид конспекта лучше всего подходит тем, кто пишет научную работу или изучает литературу, именно в таких случаях цитаты авторитетных авторов всегда важны. · Сводный конспект – сочетает в себе выписки, цитаты, план, тезисы. Обычно такие конспекты создаются теми, кто умеет работать с материалом сразу несколькими способами. Чтобы составить такой конспект, требуется умение быстро и лаконично излагать свои мысли и одновременно работать с планом и авторскими цитатами. · Тематический конспект – Тематический конспект составляют, чтобы ответить на какой-нибудь четко определенный вопрос, пользуясь при этом информацией из нескольких источников. Содержание каждого источника в полной мере не раскрывается, ведь такая цель не стоит. Нужно не рассказать, о чем говорится в источниках, а проанализировать заданную тему, раскрыть поставленные вопросы и изучить их с разных сторон. Создать такой конспект опять-таки непросто – придется перерыть немало литературы, чтобы раскрыть тему максимально полно и исчерпывающе. Средства, которые применяются в ходе конспектирования: · Линейная запись – стандартный последовательный текст. · Выделение тезисов – краткая формулировка основных мыслей, положений изучаемого материала. Тезисы дают возможность кратко и емко раскрыть содержание текста, концентрируясь только на тех фразах, которые наиболее четко выражают основную мысль автора. Тезис не следует путать с цитатой. Тезис - это лаконично перефразированный самим студентом материал.
· Вопросы-ответы – поделив лист на две части вертикальной чертой, конспектирующий слева самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Один из вариантов способа "вопросов-ответов" – это таблица, где слева расположены формулировки проблем, поднятых автором (лектором), а справа – их решения. Иногда в таблице могут появиться дополнительные графы для комментариев или вопросов, возникающих в процессе конспектирования. · Использование схем – фрагменты текста (пояснения, опорные слова, фразы, цитаты и тезисы) в сочетании с рисунками позволяют создать максимально лаконичный, но в то же время довольно емкий конспект. · Комбинированный конспект – в нем умело применяются все перечисленные выше способы, сменяя друг друга в зависимости от вида материала, от желания и умения конспектирующего. А чтобы процесс конспектирования был более эффективным, студенту следует придерживаться следующих правил: · Не стоит начинать записывать с первых же слов преподавателя, лучше дослушать его мысль до конца и постараться "пропустить ее сквозь себя", понять ее. Запись надо начинать в тот момент, когда преподаватель высказал свою мысль и начинает ее комментировать и углублять. · В конспекте обязательно нужно выделить отдельные части, не стоит делать текст "серым". Заголовки, подзаголовки, темы, выводы из написанного должны быть выделены и четко различимы. Выделять можно подчеркиванием, другим цветом (хотя тут тоже надо знать меру, не стоит делать из текста палитру), заключением в рамку. Для обозначения абзацев и пунктов плана хорошо помогают отступы от левого края, неплохо также вставлять между абзацами текста пустую строку. Со временем каждый студент вырабатывает для себя систему выделения смысловых частей конспекта. · Используйте условные обозначения. Это может быть что угодно, но наибольшую свободу предоставляют математические знаки. Вы можете использовать обозначения следования (\to) и равносильности (\leftrightarrow), знаки отношений (равенства, приближенного равенства и неравенства, "больше" и "меньше"), кванторы (\forall и \exists) и логические операции (\wedge, \vee, \not) знаки объединения (\cup), пересечения (\cap) и включения (\subset) множеств, знак принадлежности множеству (\in) и многие другие символы. Со временем выработается свой личный стиль, своя система обозначений, позволяющая быстрее конспектировать и затем быстрее и проще изучать написанное.
· Сокращайте запись за счет использования иностранных слов. Дело в том, что английские слова в среднем короче русских, так что вы можете потратить на запись меньше времени, вместо "если" используя "if", вместо слова "человек" – слово "man", а вместо "плохо" – "bad". Иногда удобно еще более сокращать запись, заменяя английские слова сокращениями, типичными для SMS-сообщений, например, "4U" вместо "for you" и т.д.. · Избегайте пространных рассуждений. Нужно стараться записывать материал в виде простых повествовательных предложений. Не стоит пытаться фиксировать речь преподавателя дословно, основная мысль при этом часто теряется, к тому же синхронную запись вести очень трудно. Пропускайте услышанное сквозь себя, отбрасывайте второстепенное, не влияющее на главную мысль изложения. · Если у вас возникли вопросы, оставьте пустое место. Иногда бывают ситуации, когда некоторые моменты вам не до конца понятны, значение некоторых терминов не совсем ясно, а выводы кажутся сомнительными. В таких случаях нужно либо прерывать лектора и уточнять непонятные моменты сразу, либо оставить место, чтобы после занятий расспросить преподавателя обо всех неясностях, а позже записать. Кстати, признаком активного, осмысленного конспектирования является запись на полях конспекта вопросов, возникающих в ходе записи материала. (по материалам www.hse.spb.ru)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|