Система работы с учебником на уроках истории
Первичные умения работать с учебником. Когда учитель берет класс из начальной школы, он прежде всего должен выяснить, хорошо ли ученики умеют читать. С плохо читающими придется организовывать индивидуальную работу. Техника чтения проверяется в ходе поочередного чтения учениками параграфа учебника. Первое знакомство с учебником следует начать с его оглавления, поясняя, что дети будут изучать, каковы хронологические рамки учебника. Затем учитель знакомит школьников со структурой учебника, особенностями его построения, различными видами текста, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и картами. В последующей работе с учебником учитель объясняет новые виды текстов, иллюстраций, заданий. На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения. Он складывается из органически связанных между собой элементов чтения, разъяснения и дополнения прочитанного, разбора иллюстраций, беседы. Объяснительное чтение способствует осознанному усвоению и закреплению в памяти учащихся прочитанного. Когда только начинается освоение этого приема, беседа предшествует чтению, и лишь в дальнейшей работе чтение предшествует беседе. При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные предложения, их составляющие, определяется главная мысль, выявляются смысловые связи, а также связи текста и иллюстраций. В ходе беседы систематизируются знания, полученные учениками из разных источников. Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал (например, собственные имена и даты), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.
Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домашнего задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Сам отвечающий также может исправить свой ответ, прочитав нужное место из учебника. Первоочередная задача учителя — приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины. В младшем и среднем звене важно выяснить, в какой мере детям понятен смысл всех слов и предложений, составляющих абзац и параграф книги. Важно приучить учеников не пропускать неизвестные слова и выражения, а искать им объяснение, обращаясь к учителю или справочникам и словарям. В старших классах такой словарик на карточках составляют сами ученики. Для организации четкой работы с параграфом учебника ученики могут воспользоваться специальной памяткой (161, с. 124—125): 1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации. 2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи. 3. Составь развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания. 4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради. 5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах. 6. В случае необходимости просмотри параграфы, изученные ранее. 7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии. 8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него. 9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем. Если учитель начинает работу в новом для него классе, необходимо выявить уровень учебной деятельности, основных умений школьников. Так, в 7 классе он выясняет, умеют ли ученики определять главную мысль в тексте учебника, сравнивать факты или явления, составлять обобщающие характеристики. Могут ли они объяснить выполняемые при этом действия? Как ученики работают с новым текстом?
При объяснении нового учебник оказывается полезен. Начиная изучение темы, учитель предлагает ученикам прочитать ее название, затем название параграфа, его подзаголовки. Так ученики знакомятся с планом изучения нового материала. К подзаголовкам учитель обращается и по ходу изложения материала урока, если они содержат новые понятия или характеризуют новые явления. В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учебника для подтверждения сказанного. В таком случае ученики находят это место, читают его. Давать содержательные и конкретные ответы при работе с учебником помогают специальные задания. Так, Е.Я. Голант еще в 1949 г. предлагал найти в материале темы ответ на вопрос и процитировать его; пересказать своими словами; подобрать материал для ответа на несколько вопросов. Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником. К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Первоначально сообщается, что под выводами подразумевают самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом. Как правило, вывод подытоживает причины, значение или следствие событий. Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или к какому-либо утверждению. Например, нужно доказать (по материалам учебника), что Московский Кремль был мощной средневековой крепостью. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируются существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.
Учебники прошлых лет незаменимы при восстановлении знаний. Так, при подготовке к изучению темы по новой истории Англии кто-либо из учеников готовит сообщение по средневековой Англии. Наряду с учебником привлекается материал из научно-популярной и художественной литературы. В старших классах возможны задания по углублению содержания учебника. На основе научной литературы ученики раскрывают упоминаемые в учебнике факты и события, характеризуют персоналии. Они также сопоставляют изложение фактов в учебнике с интерпретацией их в первоисточниках. Наиболее увлекающихся учеников начинает интересовать достоверность описания исторических фактов в художественной литературе. Возможно также самостоятельное изучение учениками темы без предварительного изложения ее учителем. В этом случае учитель предлагает план изучения нового материала, вопросы и задания, кратко раскрывает основные положения, которые ученики должны уяснить после изучения темы. На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте сопровождается нахождением объектов в карте учебника. В старших классах ученикам предлагается реконструировать события по карте, например: при изучении восстаний определить национальный состав восставших. Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене учащихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пересказе привлекаются иллюстрации книги. Иллюстрации нового для учеников вида следует разъяснить, подчеркнув, что порой они воспроизводят не историческую действительность, а фантастические представления людей, носят условный характер. Так выглядят росписи и миниатюры древности, например, взятые из летописей. Учащимся предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения (фотография или рисунок, исторический документ или реконструкция действительности), сравнить реконструкцию с документальным описанием. При этом могут привлекаться настенные картины, кинофрагменты, диапозитивы. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, используя его план, а также текст и иллюстрацию из учебника.
На уроке «Древние славяне» младшие школьники учатся анализировать рисунок но плану (218, с. 35): 1. Рассмотри рисунок «Славянский поселок». Что на нем изображено (в центре, справа, слева)? 2. Чем занимаются люди? Как они одеты, какие у них орудия труда? 3. Какие выводы можно сделать из содержания рисунка? Н.И. Запорожец предлагает свой план анализа рисунка «Полюдье»: 1) прочитайте объяснение к рисунку; найдите на рисунке составляющие его сцены, разбив их на части; подберите к ним названия; 4) разберите каждую из них; 5) составьте рассказ, объединяющий содержание рисунка в целом, привлекая объяснительный текст (175, с. 19). Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника, например: составить рассказ по иллюстрациям; объяснить факты, составляющие сюжет; перерисовать несложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы; сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи. Или ученики получают такое задание: по изображению воинов в полном вооружении определить, к какой стране и к какому времени относится данная одежда и в каких войнах могли участвовать воины (63). При изучении пропедевтического курса ройной истории может быть задание на внимание. Учитель предлагает ученикам рассмотреть рисунки красноармейца, офицера белой армии, казака. Затем им надо закрыть книги и ответить на вопросы: чем фуражка офицера отличается от фуражки казака? У кого из изображенных на рисунках больше оружия? У кого на груди Георгиевский крест? Во что обуты красноармеец, офицер и казак (в сапоги или ботинки)? Какого цвета галифе (брюки) у красноармейца, офицера и казака? Заранее следует продумывать, какие иллюстрации будут использоваться в классе, а какие дома. На дом можно дать такие задания, выполнить которые можно, пользуясь иллюстрациями. Причем вопросы к иллюстрациям помогут организовать их продуманный разбор, связать с учебным текстом. Итоговые умения. Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс — выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учебнике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая иллюстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс — выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источников знаний (документов); рассматривать вопрос в развитии (например, развитие культуры); 7 класс — излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять разные виды наглядности; 8—9 классы — подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; работать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; 10—11 классы — излагать материал по сквозным проблемам из нескольких тем (например, образование государства); составлять план-конспект по нескольким темам; писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет; сопоставлять факты учебника с первоисточником; развивать й углублять содержание учебника сведениями из дополнительной литературы.
Методы и приемы обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|