Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система работы с учебником на уроках истории




Первичные умения работать с учебником. Когда учитель бе­рет класс из начальной школы, он прежде всего должен выяснить, хорошо ли ученики умеют читать. С плохо читающими придется организовывать индивидуальную работу. Техника чтения проверя­ется в ходе поочередного чтения учениками параграфа учебника.

Первое знакомство с учебником следует начать с его оглавле­ния, поясняя, что дети будут изучать, каковы хронологические рамки учебника. Затем учитель знакомит школьников со структу­рой учебника, особенностями его построения, различными вида­ми текста, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и картами. В последующей работе с учебником учитель объясняет новые виды текстов, иллюстраций, заданий.

На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения. Он складывает­ся из органически связанных между собой элементов чтения, разъяснения и дополнения прочитанного, разбора иллюстраций, беседы. Объяснительное чтение способствует осознанному усвое­нию и закреплению в памяти учащихся прочитанного. Когда толь­ко начинается освоение этого приема, беседа предшествует чте­нию, и лишь в дальнейшей работе чтение предшествует беседе.

При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные предложения, их составляющие, определяется главная мысль, выявляются смысловые связи, а также связи текста и иллюстра­ций. В ходе беседы систематизируются знания, полученные уче­никами из разных источников.

Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал (например, собственные имена и даты), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачиты­вать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.


Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домаш­него задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Сам отвечающий также может исправить свой ответ, прочитав нужное место из учебника.

Первоочередная задача учителя — приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины. В млад­шем и среднем звене важно выяснить, в какой мере детям понятен смысл всех слов и предложений, составляющих абзац и параграф книги. Важно приучить учеников не пропускать неизвестные сло­ва и выражения, а искать им объяснение, обращаясь к учителю или справочникам и словарям. В старших классах такой словарик на карточках составляют сами ученики.

Для организации четкой работы с параграфом учебника ученики могут воспользоваться специальной памяткой (161, с. 124—125):

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описан­ных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схе­мы, другие иллюстрации.

2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

3. Составь развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания.

4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услы­шал на уроке, что записал в тетради.

5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кино­фильмах.

6. В случае необходимости просмотри параграфы, изученные ранее.

7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.

8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользу­ясь планом, потом без него.

9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

Если учитель начинает работу в новом для него классе, необ­ходимо выявить уровень учебной деятельности, основных умений школьников. Так, в 7 классе он выясняет, умеют ли ученики оп­ределять главную мысль в тексте учебника, сравнивать факты или явления, составлять обобщающие характеристики. Могут ли они объяснить выполняемые при этом действия? Как ученики работа­ют с новым текстом?

При объяснении нового учебник оказывается полезен. Начи­ная изучение темы, учитель предлагает ученикам прочитать ее название, затем название параграфа, его подзаголовки. Так учени­ки знакомятся с планом изучения нового материала. К подзаго­ловкам учитель обращается и по ходу изложения материала уро­ка, если они содержат новые понятия или характеризуют новые явления.

В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учеб­ника для подтверждения сказанного. В таком случае ученики на­ходят это место, читают его.

Давать содержательные и конкретные ответы при работе с учебником помогают специальные задания. Так, Е.Я. Голант еще в 1949 г. предлагал найти в материале темы ответ на вопрос и процитировать его; пересказать своими словами; подобрать мате­риал для ответа на несколько вопросов.

Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового учитель предлагает ученикам прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником.

К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников делать выводы. Первоначально сообщается, что под выводами подразумевают самое главное, сходное, общее или различное, со­держащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя уче­ники выводят новое суждение на базе одного или нескольких прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебни­ка. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум парагра­фам, по теме в целом. Как правило, вывод подытоживает причи­ны, значение или следствие событий.

Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или к какому-либо утвер­ждению. Например, нужно доказать (по материалам учебника), что Московский Кремль был мощной средневековой крепостью. В старших классах прием доказательства используется, когда по содержанию текста учебника анализируются существующие в науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важ­нейшие исторические проблемы.

Учебники прошлых лет незаменимы при восстановлении зна­ний. Так, при подготовке к изучению темы по новой истории Англии кто-либо из учеников готовит сообщение по средневеко­вой Англии. Наряду с учебником привлекается материал из науч­но-популярной и художественной литературы.

В старших классах возможны задания по углублению содержа­ния учебника. На основе научной литературы ученики раскрыва­ют упоминаемые в учебнике факты и события, характеризуют персоналии. Они также сопоставляют изложение фактов в учеб­нике с интерпретацией их в первоисточниках. Наиболее увлекаю­щихся учеников начинает интересовать достоверность описания исторических фактов в художественной литературе.

Возможно также самостоятельное изучение учениками темы без предварительного изложения ее учителем. В этом случае учи­тель предлагает план изучения нового материала, вопросы и зада­ния, кратко раскрывает основные положения, которые ученики должны уяснить после изучения темы.

На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте сопровождается нахождением объектов в кар­те учебника. В старших классах ученикам предлагается реконст­руировать события по карте, например: при изучении восстаний определить национальный состав восставших.

Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене уча­щихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пересказе при­влекаются иллюстрации книги. Иллюстрации нового для учени­ков вида следует разъяснить, подчеркнув, что порой они воспро­изводят не историческую действительность, а фантастические представления людей, носят условный характер. Так выглядят росписи и миниатюры древности, например, взятые из летописей.

Учащимся предлагается прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения (фотография или рисунок, ис­торический документ или реконструкция действительности), срав­нить реконструкцию с документальным описанием. При этом могут привлекаться настенные картины, кинофрагменты, диапозитивы. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, ис­пользуя его план, а также текст и иллюстрацию из учебника.

На уроке «Древние славяне» младшие школьники учатся анали­зировать рисунок но плану (218, с. 35): 1. Рассмотри рисунок «Сла­вянский поселок». Что на нем изображено (в центре, справа, сле­ва)? 2. Чем занимаются люди? Как они одеты, какие у них орудия труда? 3. Какие выводы можно сделать из содержания рисунка?

Н.И. Запорожец предлагает свой план анализа рисунка «По­людье»: 1) прочитайте объяснение к рисунку; найдите на рисунке составляющие его сцены, разбив их на части; подберите к ним названия; 4) разберите каждую из них; 5) составьте рассказ, объ­единяющий содержание рисунка в целом, привлекая объяснитель­ный текст (175, с. 19).

Существует большое количество заданий для работы с иллюст­рациями из учебника, например: составить рассказ по иллюстра­циям; объяснить факты, составляющие сюжет; перерисовать не­сложные рисунки, воспроизвести диаграммы и картограммы; со­поставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных на­родов в разные эпохи. Или ученики получают такое задание: по изображению воинов в полном вооружении определить, к какой стране и к какому времени относится данная одежда и в каких войнах могли участвовать воины (63).

При изучении пропедевтического курса ройной истории может быть задание на внимание. Учитель предлагает ученикам рассмот­реть рисунки красноармейца, офицера белой армии, казака. Затем им надо закрыть книги и ответить на вопросы: чем фуражка офи­цера отличается от фуражки казака? У кого из изображенных на рисунках больше оружия? У кого на груди Георгиевский крест? Во что обуты красноармеец, офицер и казак (в сапоги или ботинки)? Какого цвета галифе (брюки) у красноармейца, офицера и казака?

Заранее следует продумывать, какие иллюстрации будут ис­пользоваться в классе, а какие дома. На дом можно дать такие задания, выполнить которые можно, пользуясь иллюстрациями. Причем вопросы к иллюстрациям помогут организовать их про­думанный разбор, связать с учебным текстом.

Итоговые умения. Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс — выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учебнике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая ил­люстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс — выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источ­ников знаний (документов); рассматривать вопрос в развитии (например, развитие культуры); 7 класс — излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять раз­ные виды наглядности; 8—9 классы — подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; рабо­тать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; 10—11 классы — излагать материал по сквоз­ным проблемам из нескольких тем (например, образование госу­дарства); составлять план-конспект по нескольким темам; писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет; сопоставлять факты учебника с первоисточником; развивать й углублять содер­жание учебника сведениями из дополнительной литературы.

Методы и приемы обучения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...