Какие же основные компоненты выделялись в программах 80-х гг.?
Программы начинались с объяснительной записки, в которой раскрывались цели обучения истории. В основной части по разделам и темам излагался фактический и теоретический материал, составляющий содержание образования. В конце тем приводились основные идеи, указывались обязательные для усвоения понятия, перечислялись связи внутрипредметные, межпредметные, межкурсовые. Для каждого класса определялись основные умения учащихся, а в конце программ приводился критерий оценки знаний, а также список методической литературы, наглядных средств обучения. Программы были призваны обеспечить требуемый единый уровень образования. Но в 90-е гг. изменились значение и роль традиционных для России программ как обязательного для выполнения государственного документа. Было решено ввести по западному образцу госстандарт, определяющий обязательный минимум исторического образования, количественные критерии оценки качества обучения. Во Временном госстандарте ученые- методисты попытались изложить основные требования к историческому образованию учащихея в средней школе. В пояснительной записке определялись цели обучения истории в школе, объект изучения истории (прошлое людей и человечества) и основные системные характеристики рбъекта (историческое прошлое, пространство, движение). Стандарт является ориентиром для базового и повышенного уровня образования. Под базовым содержанием подразумевается минимум того, что должен знать ученик. Для этого в стандарте приводится перечень основного содержания и периодизация по эпохам. История древнейших цивилизаций охватывает период с I тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия н.э.; история средних веков — с середины I тысячелетия н.э. до рубежа XVI—XVII вв.; новое время — с рубежа XVI—XVII вв. до рубежа XIX—XX вв.; новейшее время — с начала XX в.
Однако Временный государственный стандарт на деле оказался теоретически сложным и мало пригодным для повседневной работы учителя. Поэтому появились предложения усовершенствовать и упростить его, например сделать трехуровневым (159, с. 35): 1) минимальный, включающий базовые элементы содержания; 2) основной, обеспечивающий глубокое представление об изученных на минимальном уровне сведениях (выходит за рамки общеобразовательных знаний); 3) продвинутый, включающий специальные знания по предмету. Эти три уровня должны учитывать потребности современных школ разных типов;, обычных школ или повышенного уровня, таких, например, как гимназии. В гимназиях обучение может начинаться с 1 или с 5 класса. В начальной школе уроки интегрированы, когда изучение истории сочетается с литературой, художественным творчеством. В гимназиях и лицеях ученикам предлагается ряд направлений обучения, например: гуманитарное, эстетическое, физико-математическое и т.д. Каждое из направлений имеет программу, которая делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает единство среднего образования и является единой для всех. Профильная же содействует специализации в избранном направлении. Ученики изучают историю русской культуры, этику и эстетику, основы греческого языка и латыни. Учителя и учащиеся имеют возможность выбирать различные виды занятий. Предмет можно изучать последовательно, а можно крупными блоками или по циклам. Занятия могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными с посещением консультаций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекционно-семинарская зачетная система по типу вузовской. Все это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способностей учащихся.
Лицеи готовят учащихся 10—11 классов по техническим и экономическим профилям. Наряду со средним образованием ученик получает какую-либо квалификацию. Профессиональную подготовку дают также колледжи. Школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие временному госстандарту. Появились так называемые авторские программы. Например, JI.A. Кацва написал авторский учебник и программы по отечественной истории VIII—XVII вв. и XVIII — первой половины XIX в., в которых предусмотрено выделить на обучение истории 5 часов в неделю. Есть также авторские программы Н.В. Кеверковой < Русская история. Легенды и лица», А.В. Полонского «Чтения по отечественной истории». Это курс для православной гимназии, в основу которого положено изучение летописей и толкование истории учителем. Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе Учебные комплексы по истории. Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся: учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения); методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач); научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения); наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Основные учебники и пособия для учащихся включены в Федеральный комплект учебников, гарантирующий право каждого ученика на получение бесплатного комплекта учебников, обеспечивающий реализацию базисного учебного плана Российской Федерации. В него входит более 500 учебных книг (83; 50, с. 70—77). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть картинный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятельная работа учащихся. Как.правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных ситуаций, дают задания исследовательского характера
В отношении поурочных пособий существуют различные точки зрения. Одни полагают, что они изжили себя, поскольку сковывают инициативу и самодеятельность учителя. К тому же имеется несколько учебников по одному курсу. В связи с этим считалось полезным давать общие рекомендации по изучению разделов и тем курса. Другие же считают, что поурочные пособия не могут быть помехой для творческого учителя, поскольку их рекомендации не носят директивного характера. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей. Учебный план. Уровень и содержание федерального и национально-регионального компонентов, объем школьного компонента образования определяет государственный базисный учебный план. Каждая школа разрабатывает свой учебный план, учитывая: а) какой минимум содержания обязательного образования закреплен в базисном учебном плане; б) максимальную недельную нагрузку учащихся; в) соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами; г) объем школьного компонента. Школьный компонент, определяя занятия по выбору, раскрывает специфику образовательного учреждения, особенности его программ и учебных планов. В учебном плане названы предметы изучения, последовательность распределения их по годам, количество учебных часов, отводимых на год. В соответствии с учебным планом учитель разрабатывает свои планы. Они могут быть общими, тематическими и более подробными, поурочными.
Тематическое и поурочное планирование. При тематическом планировании распределение времени позволяет не только своевременно изучать курсы, но и видеть перспективу изучения, намечать ближние и дальние цели, время повторения основных вопросов, предвидеть результаты. Здесь же определяется, какие блоки знаний могут быть образованы для сжатого, концентрированного изложения (по отдельным темам важно иметь резервные часы за счет уплотнения второстепенной информации); по каким темам пройдут семинары и зачеты, будут организованы экскурсии. И все же основная цель тематического планирования — в теоретическом осмыслении содержания темы (главные идеи, важнейшие понятия, связь с ранее изученными темами). Опираясь на госстандарт, важно также определить круг знаний, умений, которыми должны овладеть ученики с сильной, средней и слабой подготовкой. В календарно-тематическом плане могут быть следующие графы: название раздела, темы; календарные сроки; количество часов на тему; номер и название уроков; внеклассная работа; литература. Более конкретно будет выглядеть поурочное планирование: тема урока, тип, количество часов; основные понятия, проблемы, идеи; персоналии; виды связей; средств^ обучения, документы. Таким образом, планирование является своеобразным фундаментом, на основе которого строится изучение нового. Поскольку в программах дается примерное количество часов на изучение тем, фактическое распределение учебного времени содержится именно в плане учителя. Кроме того, с программами курсов истории, стандартом значительно расходятся школьные учебники. Чтобы избежать недостатков, учителю следует вести свое планирование обучения истории, отвечающее государственным требованиям. РАЗДЕЛ II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|