Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие же основные компоненты выделялись в программах 80-х гг.?




Программы начинались с объяснительной записки, в которой раскрывались цели обучения истории. В основной части по разде­лам и темам излагался фактический и теоретический материал, составляющий содержание образования. В конце тем приводились основные идеи, указывались обязательные для усвоения понятия, перечислялись связи внутрипредметные, межпредметные, межкур­совые. Для каждого класса определялись основные умения уча­щихся, а в конце программ приводился критерий оценки знаний, а также список методической литературы, наглядных средств обу­чения.

Программы были призваны обеспечить требуемый единый уровень образования. Но в 90-е гг. изменились значение и роль традиционных для России программ как обязательного для вы­полнения государственного документа. Было решено ввести по западному образцу госстандарт, определяющий обязательный минимум исторического образования, количественные критерии оценки качества обучения. Во Временном госстандарте ученые- методисты попытались изложить основные требования к истори­ческому образованию учащихея в средней школе. В пояснитель­ной записке определялись цели обучения истории в школе, объект изучения истории (прошлое людей и человечества) и основные системные характеристики рбъекта (историческое прошлое, про­странство, движение).

Стандарт является ориентиром для базового и повышенного уровня образования. Под базовым содержанием подразумевается минимум того, что должен знать ученик. Для этого в стандарте приводится перечень основного содержания и периодизация по эпо­хам. История древнейших цивилизаций охватывает период с I тысяче­летия до н.э. до середины I тысячелетия н.э.; история средних ве­ков — с середины I тысячелетия н.э. до рубежа XVI—XVII вв.; новое время — с рубежа XVI—XVII вв. до рубежа XIX—XX вв.; новейшее время — с начала XX в.

Однако Временный государственный стандарт на деле оказался теоретически сложным и мало пригодным для повседневной рабо­ты учителя. Поэтому появились предложения усовершенствовать и упростить его, например сделать трехуровневым (159, с. 35):

1) минимальный, включающий базовые элементы содержания;

2) основной, обеспечивающий глубокое представление об изу­ченных на минимальном уровне сведениях (выходит за рамки общеобразовательных знаний);

3) продвинутый, включающий специальные знания по предмету.

Эти три уровня должны учитывать потребности современных школ разных типов;, обычных школ или повышенного уровня, таких, например, как гимназии. В гимназиях обучение может на­чинаться с 1 или с 5 класса. В начальной школе уроки интегриро­ваны, когда изучение истории сочетается с литературой, художест­венным творчеством. В гимназиях и лицеях ученикам предлагает­ся ряд направлений обучения, например: гуманитарное, эстети­ческое, физико-математическое и т.д. Каждое из направлений имеет программу, которая делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает единство среднего образования и является единой для всех. Профильная же содействует специализации в избранном направлении. Ученики изучают историю русской куль­туры, этику и эстетику, основы греческого языка и латыни.

Учителя и учащиеся имеют возможность выбирать различные виды занятий. Предмет можно изучать последовательно, а можно крупными блоками или по циклам. Занятия могут быть общеклас­сными, групповыми, индивидуальными с посещением консульта­ций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекци­онно-семинарская зачетная система по типу вузовской. Все это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способ­ностей учащихся.

Лицеи готовят учащихся 10—11 классов по техническим и эко­номическим профилям. Наряду со средним образованием ученик получает какую-либо квалификацию. Профессиональную подго­товку дают также колледжи.

Школа получила возможность выбирать образовательные про­граммы, содержащие федеральный компонент образования и соот­ветствующие временному госстандарту. Появились так называемые авторские программы. Например, JI.A. Кацва написал авторский учебник и программы по отечественной истории VIII—XVII вв. и XVIII — первой половины XIX в., в которых предусмотрено вы­делить на обучение истории 5 часов в неделю. Есть также автор­ские программы Н.В. Кеверковой < Русская история. Легенды и лица», А.В. Полонского «Чтения по отечественной истории». Это курс для православной гимназии, в основу которого положено изучение летописей и толкование истории учителем.

Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе

Учебные комплексы по истории. Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним отно­сятся:

учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);

методическая литература (методические пособия, книги, ста­тьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые).

Основные учебники и пособия для учащихся включены в Феде­ральный комплект учебников, гарантирующий право каждого уче­ника на получение бесплатного комплекта учебников, обеспечива­ющий реализацию базисного учебного плана Российской Федера­ции. В него входит более 500 учебных книг (83; 50, с. 70—77).

Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации про­ведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития уча­щихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть картинный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятель­ная работа учащихся. Как.правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных ситуаций, дают задания исследовательского характера

В отношении поурочных пособий существуют различные точ­ки зрения. Одни полагают, что они изжили себя, поскольку ско­вывают инициативу и самодеятельность учителя. К тому же име­ется несколько учебников по одному курсу. В связи с этим счита­лось полезным давать общие рекомендации по изучению разделов и тем курса. Другие же считают, что поурочные пособия не могут быть помехой для творческого учителя, поскольку их рекоменда­ции не носят директивного характера. Покурсовые пособия необ­ходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Учебный план. Уровень и содержание федерального и нацио­нально-регионального компонентов, объем школьного компонен­та образования определяет государственный базисный учебный план. Каждая школа разрабатывает свой учебный план, учитывая:


а) какой минимум содержания обязательного образования закреп­лен в базисном учебном плане; б) максимальную недельную на­грузку учащихся; в) соотношение между федеральным и нацио­нально-региональным компонентами; г) объем школьного ком­понента.

Школьный компонент, определяя занятия по выбору, раскры­вает специфику образовательного учреждения, особенности его программ и учебных планов. В учебном плане названы предметы изучения, последовательность распределения их по годам, коли­чество учебных часов, отводимых на год. В соответствии с учеб­ным планом учитель разрабатывает свои планы. Они могут быть общими, тематическими и более подробными, поурочными.

Тематическое и поурочное планирование. При тематичес­ком планировании распределение времени позволяет не только своевременно изучать курсы, но и видеть перспективу изучения, намечать ближние и дальние цели, время повторения основных вопросов, предвидеть результаты. Здесь же определяется, какие блоки знаний могут быть образованы для сжатого, концентриро­ванного изложения (по отдельным темам важно иметь резерв­ные часы за счет уплотнения второстепенной информации); по каким темам пройдут семинары и зачеты, будут организованы экскурсии. И все же основная цель тематического планирова­ния — в теоретическом осмыслении содержания темы (главные идеи, важнейшие понятия, связь с ранее изученными темами). Опираясь на госстандарт, важно также определить круг знаний, умений, которыми должны овладеть ученики с сильной, средней и слабой подготовкой.

В календарно-тематическом плане могут быть следующие гра­фы: название раздела, темы; календарные сроки; количество часов на тему; номер и название уроков; внеклассная работа; литература.

Более конкретно будет выглядеть поурочное планирование: тема урока, тип, количество часов; основные понятия, проблемы, идеи; персоналии; виды связей; средств^ обучения, документы.

Таким образом, планирование является своеобразным фунда­ментом, на основе которого строится изучение нового. Поскольку в программах дается примерное количество часов на изучение тем, фактическое распределение учебного времени содержится имен­но в плане учителя. Кроме того, с программами курсов истории, стандартом значительно расходятся школьные учебники. Чтобы избежать недостатков, учителю следует вести свое планирование обучения истории, отвечающее государственным требованиям.

РАЗДЕЛ II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...