Введение самостоятельных курсов истории (начало 30-х — конец 50-х гг.)
Разработка программ, учебников и методики обучения. Положение с историческим образованием меняется в 30-х гг. Наступает новый этап в историческом образовании, характеризующийся восстановлением истории как самостоятельного предмета. ЦК партии дает указание отказаться от лабораторно-бригадного мето В соответствии с этими постановлениями летом 1933 г. Нар- компрос РСФСР издал программы по истории. В основу их была положена марксистская теория общественно-экономических формаций. Программы строились «послойно»: за несколькими темами по всеобщей истории шла тема по истории СССР. В соответствии с программами были написаны первые учебники по истории древнего мира и средних веков. Авторы не ставили перед собой цель показать гражданскую историю отдельных народов, а освещали в основном формы общественной жизни. Материал родной истории в учебниках давался в виде отдельных вставок. 5 апреля 1934 г. в газете «Правда» появилась статья «Скелеты в школе», в которой учебники истории подвергались критике за то, что давали отвлеченное описание классовой борьбы без конкретных фактов, абстрактные формулы без образов. И уже в мае 1934 г. появляется постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В основу построения курсов был положен принцип хронологической последовательности в изложении исторических событий и линейности (изучение курсов один раз без повторений); вводились самостоятельные курсы отечественной и всеобщей истории.
Линейный принцип обучения:
3—4 классы — элементарный курс истории СССР (краткий курс истории); — история древнего мира (Восток, Греция); — история древнего мира и средних веков; — история средних веков и Конституция СССР (ее изучение вводилось с 1936 г.); — новая история, ч. I; история СССР до конца XVIII в.; — новая история, ч. И; история СССР XVIII—XIX вв.; — история СССР XX в.; новейшая история (вводилась с 1958 г.). С 1935 пр 1941 г. в школах увеличивается количество часов на изучение истории: с 14 до 25,5 в неделю. С июля 1934 г. выходит журнал «История в средней школе». Начинается интенсивная подготовка новых программ и учебников. В состав авторских коллективов вошли самые известные ученые: Н.Н. Ванаг, Б.Д. Греков, А.М. Панкратова (история СССР); С.И. Ковалев, Н.М. Никольский, А.В. Мишулин (древний мир); Е.А. Косминский, А.И. Малышев, А.И. Гуковский (средние века); Н.М. Лукин, А.В. Ефимов (новая история). Подготовка учебников велась под контролем наркома просвещения А.С. Бубнова. Кроме того, конспекты учебников («История СССР», «Новая история») рецензировали И.В. Сталин, А.А. Жданов, С.М. Киров. Их интересовала периодизация исторического процесса, раскрытие узловых проблем, формулировки, связь истории СССР с мировой историей. 3 марта 1936 г. появились постановления «Об учебниках по истории» и «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории». Созданием конкурсных учебников занимались коллективы под руководством И.И. Минца, А.В. Шестакова, С.М. Дубровского, П.О. Горина и других видных историков.
Прошло немногим более года, и в августе 1937 г. 46 рукописей было представлено на конкурс. Жюри под председательством секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова постановило первой премии никому не присуждать, а вторую отдать авторам учебника для 3—4 классов «Краткий курс истории СССР» (А.И. Козаченко, А.С. Нифонтову, Н.Д. Кузнецову и научному редактору А.В. Шестакову). Хотя учебник отличался от прежних подобных изданий (появились цветные иллюстрации и карты, шрифтовые выделения имен и понятий; в конце параграфов были сделаны обобщения), ему были присущи конспективное изложение, сухость и лаконичность, перегруженность фактическим материалом. Работу учащихся затрудняло отсутствие вопросов и заданий, схем и таблиц. Учебник А.В. Шестакова интересен тем, что его концепция исторического процесса в дальнейшем была положена в основу всех учебников по отечественной истории для старших классов и вузов. В 1939 г. вышли обновленные программы по истории (они же действовали и в 50-е гг.): по всеобщей истории (древнего мира, средних веков, новой истории) и по истории СССР. Разделы всеобщей истории изучались в 5—9 классах. История СССР излагалась дважды: сначала в виде элементарного курса в начальных классах, потом как систематический курс — в старших. В 30-е гг. еще не было взаимодействия между методистами и учеными-историками в работе над школьными курсами истории. Методисты не вмешивались в отбор содержания, а историки в учебниках мало учитывали методические особенности преподавания истории в школе. И все же учебники истории 40-х гг. по педагогическим идеям и характеру подачи материала отражали уровень методики своего времени. К их недостаткам можно отнести перегруженность фактами, именами, датами при полном отсутствии документов. В учебниках не было вопросов и заданий. Многие сложные исторические понятия вообще не объяснялись. Все это не способствовало организации самостоятельной работы учащихся. На уроках истории рассказ учителя занимал ведущее место, а самостоятельной работе отводилась второстепенная роль. Ученик был больше объектом обучения и меньше всего субъектом учения.
Преподавание истории в военное время. В годы Великой Отечественной войны на первое место в обучении истории выдвигается воспитательная цель. Перед учителями была поставлена задача усилить воспитание патриотизма и интернационального единства. При изучении средних веков рассматривалась историческая роль славянских народов, их совместная борьба с чужеземными захватчиками, значение культурного наследия. Разоблачался фашистский миф о «культурной миссии» немцев среди «варваров»- славян. На уроках истории изучались исторические корни германского «натиска на Восток», пангерманизма^ привлекались специально появившиеся исследования (135). Для учителя предназначалась также книга «Из героического прошлого нашего отечества» (подборка отрывков из поэм, сказаний, летописей, исторических романов). На уроках учителя пытались внушить учащимся твердую уверенность в победе в Великой Отечественной войне, раскрыть условия победы. Для этого рассказывали на уроках о высоком полководческом искусстве А. Невского, Д. Донского, А. Суворова и М. Кутузова. Изучались наиболее яркие страницы польско-шведской интервенции в начале XVII в. и борьбы русского народа за свою независимость, приводились примеры стойкости и храбрости русских воинов. Из истории Ливонской войны профессор Панкратова рекомендовала рассказывать о боях у Нарвы 1571 г., боях за Псков 1581 г., приводить героические примеры из истории Семилетней войны и Отечественной войны 1812 г. Факты героизма сопоставлялись с соответствующими фактами Великой Отечественной войны. С конца 30-х гг. ученые историки и методисты провели значительную работу по определению методологических и методических основ школьного курса истории. Ее продолжением явилась подготовка разного рода методических руководств, созданных в годы войны под руководством и с участием А. М. Панкратовой, Н.М. Дружинина, Е.А. Косминского и др. В послевоенные годы большой вклад в развитие методики внесли В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская, М.А. Зиновьев, В.Г. Кар- цов, Н.Г. Тарасов, А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров, И.В. Гиттис и др. В их трудах рассматривались дидактические требования к уроку истории; наглядность в обучении истории; психология усвоения учащимися исторических знаний; методика повторитель- но-обобщающих уроков; система формирования фактических и понятийных знаний; методическая система обучения истории.
В советское время на преподавание истории накладывали отпечаток идеологические установки. В 50-е гг. пытались актуализировать проблему связи прошлой истории и современности, давая ученикам «правильное понимание истории». Часто это были искусственные связи по аналогии или по ассоциации. Так, слонов в войске Ганнибала сравнивали с танками в современной войне, а аграрную реформу братьев Гракхов в Риме — с реформой в странах народной демократии. Ставилась цель, особенно при элементарном обучении истории, выработать у учеников определенное отношение к изучаемым фактам. Учащиеся должны были стремиться подражать народным героям и иметь твердое убеждение в том, что «наша страна лучше всех». В это время появляются учебники-нового поколения. В 1954 г. издан учебник С.И. Ковалева по истории древнего мира, в 1957 г. на смену ему пришел учебник Ф.П. Коровкина с цветными иллюстрациями, вопросами и заданиями к параграфам и главам. В 1973 г. этот учебник, а также учебник по истории средних веков Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского были удостоены государственной премии. В конце 50-х гг. в учебники начинают включать документы, предназначенные для самостоятельной работы учащихся, издавать тетради по истории древнего мира и средних веков М. И. Тененба- ума, а также контурные карты. Рабочие тетради были выпущены небольшим тиражом в качестве опытного учебного пособия и в дальнейшем не переиздавались. Происходят изменения в системе и содержании исторического образования. Вместо линейности вводят принцип концентризма. Связано это было с тем, что, заканчивая семь классов, ученики не знакомились с историей нового и новейшего времени зарубежных стран. 8 октября 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах». В соответствии с ним вводился частичный концентризм исторических курсов. Обязательным становится 8-летнее образование и только для желающих И-летняя школа. Структура исторического образования (с 1959 по 1964 г.): 4 класс — эпизодический курс истории СССР; 5 класс — история древнего мира (2 часа в неделю вместо 3); 6 класс — история средних веков (2 часа в неделю вместо 3);
7 класс — история СССР с элементами новой истории до сере дины XIX в.; 8 класс — история СССР с элементами новой и новейшей исто рии до современности; 9 класс — новая история, ч. 1; история СССР до конца XIX в.; 10 класс — новая история, ч. 2; история СССР с начала XX в. до 1937 г.; новейшая история; 11 класс — история СССР с 1938 г. по настоящее время; новей шая история, ч. 2. Изучение отечественной истории строилось по принципу кон- центризма, а всеобщей истории, за небольшим исключением, — на основе линейности. Особенность принятой структуры исторического образования заключалась и в том, что курс истории СССР советского периода предварял рассмотрение событий зарубежной истории в тех же хронологических рамках. Было выдвинуто положение о формировании целостной системы знаний об историческом процессе с древности до наших дней, а не только об отдельных периодах истории человечества. Причем чем ближе к нашему времени события и общественные процессы, тем глубже и обстоятельнее их изучение в школе. Расширенное изучение событий современности вводилось за счет сокращения программ по истории древнего мира и средних веков. В конце 50-х гг. историко-методическая мысль шла по линии укрепления связей с психолого-педагогическими науками. Совершенствовались приемы обучения и преподавания: как излагать материал, как беседовать, как использовать картину, карту. Но по- прежнему оставалось неясным, что делает ученик на уроке, как он познает историю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|