Характеристика фаз изменений
Процесс изменений может быть прерван в любой момент в любой из фаз. Однако существуют некоторые особенно опасные моменты, когда прерывание процесса с очень высокой вероятностью приводит к полному отказу от изменений. Эти критические точки требуют особого внимания. Для успешного прохождения всех фаз процесса изменений требуется знание и управление политическими процессами в организации. М. Гербер видит развитие организации в развитии предпринимательской культуры. Поэтому главной задачей для организаций является развитие предпринимателей. М. Гербер описывает предпринимателя как противоположность технократу. Он говорит, что предпринимательская личность поворачивает самые тривиальные вещи в исключительную возможность и преимущество. Предприниматель – это катализатор изменений, инноватор, суперстратег, первооткрыватель. Для успеха организации нужно будет быть инноваторами во внедрении новых деловых принципов и нужно будет быть предпринимателями в том смысле, чтобы никогда больше реакционные меры и методы не вернулись в практику работы организации.
У. Мастенбрук предложил теорию вмешательств в конфликтные ситуации. В этой теории трактуются вопросы стратегического характера, нацеленные на систематическое успешное решение вопросов культуры и структуры организации. Основными элементами этой теории вмешательств являются [77]: вмешательства, направленные на развитие организации; техника управления конфликтной ситуацией; принципы организации и управления, обусловливающие эффективную деятельность. Для теории вмешательств характерны: попытки соединить теоретические концепции с практическими рекомендациями; акцент на направленность (политику) деятельности организации; комбинация развития организации, разрешения конфликтных ситуаций и использования принципов организационного успеха. На рис. 31 показано, что разрыв между теорией и практикой может принимать различные формы: разрыв между общей стратегией изменения и практическими вмешательствами, осуществляемыми консультантами, между поведенческими тенденциями или проблемами в организациях и теорией организации и потребностью в специфических вмешательствах и решениях, между теорией организации и стратегией изменения (в какой степени теория организации способствует совершенствованию организаций).
Рис. 31
Часто возникают проблемы и напряжения в отношениях между организационными единицами во все более и более сложных сетях. У. Мастенбрук различает четыре типа отношений: силы и зависимости, при ведении переговоров; деловые; социально-эмоциональные.
Четыре типа отношений имеют соответствующие поведенческие тенденции и центральные проблемы и подразумевают определенные виды вмешательств. У. Мастенбрук считает наиболее важными отношения силы и зависимости. Напряжение (несоответствие) между автономией и взаимозависимостью является центральным для этого типа отношений и находит отражение в других аспектах отношений (табл. 6) [77]. Кроме того, силовые отношения наиболее явно связаны с проблемами, которые являются более или менее постоянными в организациях, они могут быть основой поведения служащих, могут в большей степени препятствовать организационному изменению или адаптации, чем социоэмоциональные трения или отсутствие знаний и опыта при «инструментальных» отношениях. Взаимодействие между четырьмя типами отношений он выражает термином «Один на три». Отношения силы и зависимости рассматриваются как основа трех других аспектов отношений, подвергающаяся в то же время влиянию этих трех аспектов (табл. 7). Таблица 6 Баланс напряжения между автономией и взаимозависимостью
Таблица 7 Действие модели “один на три” на операционном уровне
Сильными стимулами для продуктивного напряжения являются: воздействие на результаты и превращение их в видимые, ощутимые; регулярная, систематическая обратная связь; сравнение (внутреннее и внешнее). Готовность осуществлять такие изменения будет проявляться более ярко по мере осознания управляющими связи между этими изменениями и усилением собственной позиции. Ниже приведено сопоставление стратегий изменений, каждая из которых учитывает определенный аспект отношений (табл. 8). Классическими являются три стратегии изменения Chin и Benne (1969): силы (принуждения), эмпирическая (рациональная), нормативная (перевоспитательная). Существует фасилитативная (или «бартер – вознаграждение») стратегия Zaltman и Duncan (1977).
Таблица 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|