Эффективность менеджмента организации
Учитывая многогранность управленческих отношений проблема оценки менеджмента является сложной и комплексной. Она включает выбор показателей и их характеристик, измерение, выявление взаимосвязи и взаимообусловленности показателей для формирования моделей и процедур оценки, анализ результатов, формирование комплекса мер по развитию менеджмента. Внимание акцентируется на ключевых характеристиках менеджмента организации, таких как качество, конкурентоспособность, результативность, эффективность. Однако существует мало работ, исследующих результативность и эффективность менеджмента. Одной из причин этого является отсутствие структурированности элементов организации и менеджмента, в первую очередь, в экономических системах. Наиболее продвинутой в этом направлении является работа [124]. В ней исследуется их природа, взаимосвязь с закономерностями экономического развития, рассматриваются методические основы их измерения и диагностики. Управление через свои специфические возможности и средства воздействует на движение и развитие всего «организма» экономической системы, на его процессы: операционные, обслуживающие, социальные. Вместе с тем, акцентируя внимание на то, как управление воздействует на операции, часто игнорируется обратная связь, т.е. что происходит или должно происходить с самой управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, вносит диспропорции в развитие системы менеджмента, тем самым снижая эффективность принимаемых мер или вообще приводя к отрицательным последствиям. Еще сохраняется взгляд на управленцев как на «иждивенцев» и стремление сокращать их численность любыми средствами, в основном административными.
Многие проблемы могут быть сняты при выявлении категории качества менеджмента и усвоении методологии исследования, измерения и оценки данной характеристики. «Качество есть определенность предмета, в силу которой он отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Сущность данного понятия применима к любой деятельности, в том числе к операционной и управленческой» [124]. Качество продукции или услуги зависит от качества операционной деятельности, технологии, используемых ресурсов, профессионализма и опыта персонала, уровня системы управления. С учетом исходных положений рассмотрим категорию «качество менеджмента» по работе [124]. При этом используем представление о менеджменте как управленческой деятельности и как о системе управления. Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу труда. Качество труда отражается в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначением управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта. Качественные характеристики управленческого труда следующие: творчество как форма умственного труда; предприимчивость (инициативность); инновационность; оперативность (своевременность); коллективный характер (партнерство, корпоративность); уровень риска; ответственность (правовая, социальная, моральная); экономичность; производительность; результативность. Кроме данных следует определить характеристики, отражающие качество или профессионализм управленческого персонала, качество средств и предметов труда. Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то качество процесса управления выражается в качестве последнего, в его способности удовлетворять и развивать те или иные организационные потребности.
Качество менеджмента как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что в значительной степени определяется правильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, о соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения организационных задач. При оценке процесса выработки и реализации управленческого решения используются следующие качественные характеристики: оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта); оперативность (критерий соответствия решения во времени); экономичность (критерий – минимальный размер затрат или ресурсов); рискованность (критерий – минимизация вероятности и уровня потерь); социальная значимость (критерий – максимизация полезности для общества); правовая защищенность (критерий – нормативно-правовая обеспеченность); коммуникативность (критерий – надежность и гибкость связей). Качество реализованного управленческого решения или качество результата воздействия определяются эффектом управления, измеряемым экономическими, социальными, организационными, политическими, экологическими характеристиками (показателями). Содержание понятия «качество системы управления» обусловлено сущностью процессов управления по выработке средств и методов взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой, их соответствием потребностям организации с учетом прогрессивных тенденций развития экономики и управления. В данном понятии в значительной степени отражается интеграционная роль менеджмента в формировании внутренних и внешних связей.
Приведем по работе [124] характеристики, в которых в наибольшей степени отражено качество системы управления. Социально-экономические: место организации в мировом или национальном рейтинге (по профилирующей продукции или виду деятельности); имидж фирмы (критерий – привлекательность); конкурентное преимущество (критерий – способность развития). Финансово-экономические: экономичность (критерий – минимум затрат); рентабельность (критерий – максимум отдачи ресурсов); прибыльность (критерий – обеспеченность развития). Информационно-технологические: инновационность (критерий – период смены изделий); информационная вооруженность (критерий – интеллект). Организационные: организованность (критерий – отсутствие сбоев); адаптивность (критерий – гибкость связей); интеграции (критерий – способность воспроизводства); диверсификации (критерий – максимизация использования потенциала); децентрализации (критерий – предприимчивость, инициативность). Социально-психологические: стиль руководства (критерий – минимизация конфликтов); соотношение формальных и неформальных структур (критерий совместимость, лидерство); этичность (критерий – минимизация нарушений); профессионализм кадров (критерий – профессиональный рост, динамика результатов деятельности). Таким образом, под качеством менеджмента понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность системы управления удовлетворять потребности операционной деятельности, формировать условия и ресурсы развития. Наиболее характерными формами понятия «качество менеджмента» выступают: качество управленческого труда; качество персонала (профессионализм); качество ресурсов и потенциала управления, качество процессов управления, содержание которых определяется объектом управляемой деятельности (операции, маркетинг, финансы и т.д.); качество системы управления. Качество менеджмента рассматривается как базовая характеристика управленческой деятельности, взаимосвязанная с другими обобщающими характеристиками менеджмента (рис. 32) [24]:
Между качеством и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество является одновременно и средством, и результатом эффективности. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и как результат высокого качества. Качество управления и его эффективность – разные состояния управления. Общим у них является то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, «эффективность – динамика объема деятельности, а качество – динамика ее структуры». Результативность менеджмента. Содержание результативности связывается с реализацией целей менеджмента и результативностью деятельности управляемого объекта за определенный период времени. При этом результативность менеджмента предполагает оценку деятельности системы управления за определенный период; оценку результативности отдельных управленческих решений и оценку результативности системы управления организацией. Естественно, что все указанные понятия взаимосвязаны. Цель менеджмента – формирование условий устойчивого долговременного развития экономической системы на основе обеспечения результативности ее функционирования при нормальном уровне доходности, допустимости риска, безопасности деятельности, что достигается рациональным выбором и эффективным использованием присущих менеджменту средств воздействия на персонал и методов взаимодействия коллективов. Формирование данной категории связано с логикой следующей понятийной цепочки (рис. 33):
Цель как направляющий элемент управленческой деятельности обусловлена социальной потребностью общества и экономики в целом. Следовательно, конечный результат, прогнозируемый в общей цели экономической системы, в том числе в операционной, всегда имеет форму в виде удовлетворения определенной народнохозяйственной потребности, на которую ориентирована данная система. Поэтому конечный результат можно толковать как уровень удовлетворения потребности общества в том или ином виде продукции. Если данное положение не вызывает возражений по существу, оценка и выражение конечного результата остаются вопросом дискуссионным. При этом следует обратить внимание на то, что когда речь идет о продукте в его натуральном измерении, доведенный по потребителя или потребленный продукт признается конечным результатом.
Таким образом, цель при оценке ее реализации может быть сопоставлена с конечным результатом – продуктом и уровнем обеспечения этим продуктом социальной потребности общества. Именно уровень реализации цели и удовлетворения социальной потребности как разница между целью (потребностью) и фактическим результатом характеризует социальный результат материального производства. При этом предполагается, что цель адекватно отражает потребности, обусловленные данным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. В связи с ориентацией развития экономических систем на конечные результаты формулирование и взаимоувязка целей по конечным результатам приобретают исключительную значимость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощутимей (по некоторым данным до 90% всех ошибок в управлении происходят из-за ошибок в формулировании целей) [124]. В ряде случаев промежуточные цели подменяют по отношению к главной цели средства ее достижения. Иногда промежуточные цели приобретают значение самоцели и происходит потеря главной цели. Преувеличение значения главной цели снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков достижения которых зависит ее реализация. Многоцелевой характер экономических систем и многоаспектность понятия «конечные результаты» позволяют говорить о различных формах результативности операционной деятельности. Для оценки общей цели (миссии) операционной системы используются показатели: уровень достижения цели (отношение конечного результата – объема продаж к целевой величине); уровень удовлетворения потребностей (отношение конечного результата к величине потребности); величина потенциальной потребности (неудовлетворенная потребность и новая, прогнозируемая службой маркетинга); доля рынка профилирующей продукции; устойчивость конкурентных преимуществ (прогрессивность); потенциальные возможности развития (потенциальная потребность к ресурсным возможностям). Устойчивость развития связана с оценкой уровня достижения цели (или недостижения), определением величин неудовлетворенной и потенциальной потребности. В операционной подсистеме может иметь место самостоятельная инновационная, маркетинговая, финансовая, социальная результативность управления, что определяется уровнем достижения функциональных целей. Инновационный результат – масштаб новшеств; финансовый результат – величина или динамика прибыли; социальный результат – уровень жизни работников и его динамика; маркетинговый результат – доля нового рынка или расширение имеющегося. Поясним сказанное. Например, финансовая цель экономической системы определяется величиной прибыли, которую предполагается получить в процессе производства и реализации продукции. Прибыль рассматривается как средство, обеспечивающее развитие экономической системы, условие реализации главной цели менеджмента. Такая оценка осуществляется по каждой из имеющихся функциональных целей менеджмента: операционной, маркетинговой, финансовой и т.д. Сопоставление конечных результатов позволяет дать оценку системы управления, а также оценку результативности отдельных процессов управления, их взаимодействия. Результативность управления организациями, специализированными на выполнении услуг, например финансовая или инвестиционная компания, маркетинговый центр, венчурная или биржевая организация, определяется по профилирующему виду услуг или миссии организации. Так, миссия банковской структуры состоит в аккумуляции денежных средств организаций и лиц для кредитования, прежде всего эффективных инновационных проектов развития экономики. В условиях реструктуризации экономики России осуществляется процесс закономерного движения к разнообразию форм хозяйствования, что, естественно, повышает ответственность за измерение и оценку конечных результатов каждого звена. В основе решения данной проблемы должны лежать такие категории, как труд и собственность. В отношении собственности исследование и решение проблемы пойдет по направлению оценки конечных результатов функционирования разных форм собственности, в том числе и в составе корпоративных структур. В процессе корпоративного управления осуществляется декомпозиция (разложение) общей цели на ее составляющие в соответствии с задачами производства, распределения, обмена, потребления участников единого воспроизводственного процесса, а также с учетом воспроизводства всех видов используемых ресурсов – трудовых, материальных, энергетических, информационных и др. В условиях корпоративных структур отдельные самостоятельные структурные звенья имеют свою общую цель, ориентированную на определенный вид продукции, потребляемую внутри системы и реализуемую на сторону. В данном случае результативность операционной деятельности определяется по уровню реализации ее цели как степени удовлетворения рыночной и внутрисистемной потребности. При вхождении в корпоративную структуру финансовых или инвестиционных звеньев, маркетинговых центров, рекламных служб и др., результативность последних определяется аналогичным образом. Выделение функционального менеджмента в корпоративных структурах обусловлено потребностью сбалансированного управления рыночными механизмами (формированием потребности, уровнем цен, имиджем) и их взаимодействием с механизмами государственного регулирования. Отсюда следует, что в корпоративных структурах определяется результативность миссии системы в целом; целей операционных звеньев; целей функциональных подразделений. В первом случае оценивается результативность интеграции в единую структуру; во втором – результативность включения того или иного звена в единую систему; в третьем – результативность менеджмента подразделений, их усилий в достижении миссии системы. Рассмотренные положения позволяют сделать вывод о том, что менеджмент формирует и структурирует систему целей экономической системы, осуществляет их координацию, регулирует и контролирует параметры соответствия операционной и управленческой деятельности поставленным целям и тем самым управляет результативностью достижения целей. При оценке конечных результатов определяются последствия, вызванные данной деятельностью. Например, при оценке научно-технического уровня и качества продукции следует дать оценку экологическим последствиям в регионах производителя и потребителя, к которым приводят производство и потребление данной продукции. Результативность менеджмента как степень удовлетворения потребности в продукции организации (услугах) и обеспечение условий развития оценивается на уровне общества, экономики, определенного рынка. Результативность менеджмента – способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели, удовлетворяющих определенную народнохозяйственную потребность и создающих условия для устойчивого развития экономической системы. Выделим условия, при которых менеджмент является результативным: достижение экономической системой конечных результатов, в которых реализована общая цель или миссия организации; достижение результативности ее отдельных звеньев; соизмерение конечных результатов с потребностью (уровень удовлетворения потребности); определение потенциальной потребности как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития; достижение результативности по видам менеджмента как обеспечение уровня соответствия результатов их целям и миссии системы. Оценка результативности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о необходимости создания новой потребности и, соответственно, выпуска новой продукции, о диверсификации, проблемах взаимодействия участников производственного и управленческого процессов. Эффективность менеджмента. В смысловом отношении эффективность связывается с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. с минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия). Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используется при определении эффективности экономики, отраслей, организаций, инвестиций и инноваций. Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории «эффективность» в управленческой деятельности, отражающую наиболее важные, сущностные свойства отношений управления операциями, распределением и использованием эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность является категорией теории менеджмента. Положительным воздействием управления обеспечивается достижение социально-экономического эффекта в производстве и его увеличение вследствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу продукта или услуги. Основная функция эффективности – обеспечение с помощью управленческих средств воздействия и взаимодействия достижения цели, получение и увеличение операционной эффективности и эффективного потребления. При этом, как уже отмечалось, решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности организации. Ориентация развития на конечные народнохозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата – продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обращения происходит проверка результатов операционной деятельности на общественную полезность, на стадии потребления – регулирование процесса непосредственной реализации результатов деятельности. При этом степень удовлетворения общественных потребностей народного хозяйства и потребителей проявляется как критерий развития операций и самого менеджмента с учетом всех издержек обращения. Основным назначением деятельности организации в рыночной экономике становится комплексное решение проблемы потребителя. Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и цели менеджмента, в обеспечении социально-экономического эффекта в народном хозяйстве при сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента - обеспечение наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах и минимальных затратах на управление. Социальный смысл – обеспечение наибольшего социального эффекта при данных ресурсах и минимальных затратах на управление. Экономический эффект операционной деятельности характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результата, т.е. полученный при этом народнохозяйственный чистый доход. Экономический эффект для общества в целом проявляется в виде вновь созданной стоимости или величины ВВП, национального дохода, а для отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое толкование экономического эффекта дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности операций и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени. С позиций экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку цель менеджмента – обеспечение устойчивого развития экономической системы и создание потенциала для будущего и поскольку главный составляющий элемент потенциала – человек, логично считать социальным эффектом менеджмента, наряду с уровнем жизни и развитие личности. При оценке народнохозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента экономической системы в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают большую значимость и ценность. Как уже отмечалось, научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемости продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект – в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества. Эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-либо результат. Эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат свойство любого процесса. В отличие от эффекта, эффективность свойственна не всякому взаимодействию, а только целенаправленному, поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает степень достижения заявленных целей. Экономическая эффективность характеризует соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения, социальная эффективность отражает степень достижения социальных параметров управленческой деятельности [10, 94]. Движение обобщающих характеристик менеджмента осуществляется посредством ситуационных управленческих методов, что в совокупности определяет потенциал менеджмента (рис. 34). Процесс достижения конкретного результата должен быть обеспечен не только совокупностью ресурсов, но и методами и механизмами, способствующими эффективной деятельности, а также системой процессов, организующих формирование и реализацию эффектов. С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурсами и ответственность за их рациональное использование. Например, для сырьевых отраслей требуются механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабатывающих отраслей существенную роль может сыграть экономия сырья и качество продукции. Такой подход к оценке эффективности менеджмента позволяет говорить о комплексности в оценке состояния системы управления организации. Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться с позиций целей, методов, функций, процессов, структур, т.е. всей совокупности элементов организации и менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели. Однако не все виды ресурсов могут быть измерены абсолютными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки. Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффективности как экономии времени и сущностью менеджмента, назначение которого – обеспечение эффективности операционных процессов как основы развития экономических систем. Поэтому временные параметры используются при оценке всех видов ресурсов. Определение величины (уровня) эффективности менеджмента связано с соизмерением полученного эффекта менеджмента в сравнении с использованными ресурсами и затратами на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности деятельности организации с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов, т.е. о соотнесении конечных результатов с затратами. В последнем случае определяется затратная эффективность менеджмента. При оценке средств воздействия оцениваются правильность выбора управленческих решений, т.е. их соответствие ситуации, качество, результативность и эффективность реализации. На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия в данной области более сложная проблема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно иметь четкую картину изменения важнейших параметров в той или иной ситуации. На основании изложенного можно выделить несколько видов эффективности менеджмента [124]. По формам выражения эффективности: эффективность деятельности менеджера, аппарата управления, процесса управления. По средствам воздействия эффективность может быть целевая, стратегическая, тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, ресурсная и потенциальная. По содержанию эффективности: экономическая, социальная, инновационная, экологическая. По уровню проявления эффективности: народнохозяйственная, региональная, отраслевая, организационная. По стадиям развития системы менеджмента выделяют эффективностьформирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации и т.д. По видам управленческой деятельности: эффективность менеджмента маркетинга, менеджмента персонала, операционного, финансового, инновационного и других видов менеджмента. Оценка эффективности менеджмента осуществляется по следующим этапам: постановка и обоснование цели оценки; выбор критерия и показателей оценки; соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции; соизмерение цели и конечного результата; соизмерение конечного результата и потребности; определение результативности менеджмента; определение ресурсообеспеченности цели; соотношение конечного результата с ресурсами; определение величины экономического эффекта; отношение экономического эффекта к величине каждого вида ресурсов; отношение экономического эффекта к величине затрат на управление; отношение величины каждого вида ресурсов к величине соответствующего потенциала; определение эффективности процессов организации, выработки и реализации стратегии, мотивации персонала, форм управленческой деятельности; определение величины использования всех видов потенциала – информационного, научно-технического, экологического, кадрового; определение эффектов – социального, инновационного, экологического; определение эффективности использования каждого потенциала экономической системы. Приведем по работе [83] основные количественные и качественные критерии эффективности деятельности организации (табл. 11). Таблица 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|