Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование и использование технологий менеджмента




 

Проектирование технологий менеджмента – это сложный, многоэтапный процесс. В переводе с латинского слово «проект» дословно «брошенный вперед», т.е. замысел, воплощенный в виде прообраза объекта, реально еще не существующего. Проектирование – разновидность эвристической деятельности. Ее доступность для управленца является своеобразным тестом на проверку его способности к развитому воображению и умения переводить абстрактные положения в плоскость предметного освоения.

Целью конкретной технологии менеджмента является оптимизация некоторого управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Технологии менеджмента позволяют управленцам выявлять, использовать и развивать скрытые потенциалы организации.

Важнейшие этапы технологизации представлены в работе [27]:

созерцательное и познавательное восприятие;

инициативный и экспериментальный поиск;

реальная потребность и системное использование.

Каждый из этапов проявляется в определенных условиях.

Содержание первого этапа:

отсутствие в организации материальной заинтересованности;

превышение резервов социального потенциала организации над реальной их потребностью;

отсутствие экономической, социальной, правовой ответственности за эффективное использование трудовых ресурсов.

Содержание второго этапа – это осознание потребности трудового коллектива в обеспечении динамичности экономической эффективности организации.

Существо третьего этапа: формирование устойчивой мотивации личности на эффективность деятельности организации и осознание необходимости комплексного подхода к использованию имеющихся потенциалов – технических, экономических, социальных и т.д.

Эффективность технологий менеджмента – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости организации в рынке. Его получение возможно при определенных условиях.

В работе [3] приведены следующие признаки технологизации:

разграничение;

разделение;

расчленение социального процесса на связанные этапы;

координация и поэтапность действий;

однозначность выполнения операций и процедур;

возможность многократного применения стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

объект должен обладать определенной степенью сложности;

известны все элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

формализация процессов должна быть представлена системой операций, процедур;

каждая операция, процедура должна иметь показатели (норма-тивы), диагностические приемы изучения их состояния и управления.

Методика разработки технологий менеджмента, представленная в работе [3], включает теоретический, методический и процедурный аспекты технологической деятельности.

Теоретический – связан с определением цели объекта технологизации; расщеплением объекта на составляющие и выяснением социальных связей.

Методический – выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и практические рекомендации.

Процедурный – организация практической деятельности по разработке технологий менеджмента.

Структуру модели управленческой технологии автор работы [3] представляет в виде следующих процедур:

формирование цели. Основные операции – диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия, конкретные задачи;

принятие решения. Основные операции – выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, утверждение решения;

организация управленческого действия. Операции – распределение задач между исполнителями, идеологическое обеспечение, координация и регулирование процесса исполнения, контроль;

анализ результатов. Операции – сопоставление запланированных и достигнутых результатов, открытие новых проблемных ситуаций, первоначальное формирование новой цели.

В практике создания технологий менеджмента применяется так называемый объектно-ориентированный подход [27]. Суть данного подхода заключается в выделении объектов, над которыми появляется возможность производить какие-либо действия, управлять, организовывать. Также основным достоинством метода является высокая мобильность структуры в процессе создания технологии менеджмента. Процесс, подлежащий технологизации, предстает как бы состоящим из определенного числа модулей (объектов) различных уровней, обладающих определенными параметрами, что позволяет строить различные модели взаимодействий данных объектов-модулей и находить оптимальные варианты организации системы. При реализации различных проектов возможно создание определенного каталога типовых объектов с подробным описанием их параметров и возможных корреляций, что будет способствовать повышению эффективности при дальнейшей работе по технологизации с аналогичными объектами.

Необходимо остановиться на определении объекта. Объектами технологизации в менеджменте могут являться:

структурные единицы организации;

люди, имеющие отношение к данной организации;

материальные ценности (активы);

источники материальных ценностей (пассивы);

отношения между объектами;

законченные и оформленные единицы хозяйственной деятель-ности.

Объекты могут образовывать устойчивые системы объектов, которые могут быть также типизированы. Например, устойчивой системой, множества вложенных объектов, является цех. В связи с этим, важно определять уровни объектов, т.е. вложенность одного в другой. Это имеет большое значение при моделировании технологий менеджмента. Уровни объектов определяются исходя из общего списка вложенности объектов. Очень важно не путать вложенность с подчиненностью. Так, например, начальнику отдела маркетинга подчиняется специалист по стимулированию продаж, однако он не является вложенным объектом в объект «начальник отдела маркетинга». Имеет место отношение подчинения. Разграничение данных понятий необходимо при разработке технологий реорганизации
отношений или изменения состава сложных объектов высокого уровня.

Особенностью данного метода является возможность придавать объектам различные свойства, связи, ресурсы, ссылки на другие объекты/процессы – одним словом, параметры. Свойства могут быть как статичными (например, пол сотрудника) так и динамичными (уровень квалификации, настроение). Изменение свойств позволяет прогнозировать изменение общей работоспособности объекта при возникновении определенной ситуации. Возможно прогнозирование влияния на объект руководителя (консультанта) посредством изменения некоторых его свойств.

Для систематизации таких данных проводится составление параметрических таблиц для типизированных и нетипизированных объектов. С помощью таблиц возможен пофакторный анализ работы объектов, выявление «узких» мест в создаваемой технологии менеджмента. Облегчается также проектирование связей между объектами, создание групп объектов и т.д.

Для проектирования технологии менеджмента используется такое понятие как событие – любое изменение параметров как внутренней, так и внешней среды, которое требует ответных действий объекта. С помощью событий можно прорабатывать последовательность действий объектов в тех или иных типичных ситуациях, описываемых в технологии. Вариантов действий системы, вызванных тем или иным событием, всего два: игнорирование события; перехват события.

При игнорировании события объект не должен проявлять никаких ответных действий, напротив, при перехвате события возникает цепочка обязательных реакций на событие. Используя данную методику, можно описывать всевозможные хозяйственные ситуации для дальнейшего применения при создании типовых технологий.

Возможность проведения логических действий над объектами вносит свои ограничения в процесс технологизации. Однако такой подход позволяет по иному отнестись к различным объектам.

Объект (процесс или проект) может быть положительным или отрицательным. Положительным считается такой объект, который в результате своей жизнедеятельности способен создать дополнительные выгоды субъекту. Абсолютно положительным/отрицательным является объект, эффект деятельности которого можно определить количественно. Например, закупка сырья. Относительно положительным/отрицательным является объект, эффект деятельности которого нельзя измерить непосредственно, а можно лишь сделать прогноз влияния его на субъект в целом. Самым простым действием над объектами является сложение. При сложении объектов происходит сложение по тем элементам, которые имеются в обоих, и простое присоединение тех, которые имелись только у одного из них.

Умножение объекта на величину – более сложная операция. Величина – определенный параметр хозяйственной системы, может изменяться в процессе существования субъекта, обратной силы при участии в операциях не имеет. При умножении объекта происходит изменение ряда его параметров. Изменяются только те параметры, которые связаны логически с величиной. Каждый параметр изменяется самостоятельно и на различные доли. Суть процесса умножения объекта заключается в повышении (или понижении, если величина «меньше единицы») его ценности.

Необходимо отметить, что величиной может быть, естественно, не только однозначный параметр системы, но также и параметр, представляющий собой группу каких-либо элементов (матрица, таблица, список и т.д.).

Объектно-ориентированный подход представляет широкое поле деятельности для конструирования технологий, так, например, технология создания виртуальных организаций может включать в свое ядро операции пространственного переноса некоторых объектов, выполняющих общую функцию.

Можно обозначить четыре вида технологического проектирования, которыми полезно заниматься управленцу [144].

Гипотетическое проектирование – мысленное представление замысла, т.е. поиск чего-то нового.

Теоретическое проектирование – научно обоснованное описание замысла, т.е. подбор экономических, технических и кадровых условий, необходимых для его предметного обсуждения.

Проектирование частных преобразований в существующем объекте – внесение в него каких-то изменений, т.е. мыслительно-практическая работа по реализации этого замысла.

Проектирование инновационное – мысленно-технологическое внесение качественных изменений в существующий объект, т.е. эскизное воспроизводство этих преобразований в чертеже или схеме.

Подобное разведение проектной деятельности управленца носит условный характер. Его полезность состоит в том, что это может помочь ему логически четко заниматься этой деятельностью, разобраться в особенностях каждой.

Наиболее трудоемкой является гипотетическое проектирование («грезы руководителя»), ибо чаще всего практики не уделяют ему внимания из-за их вечной озабоченности по решению текущих проблем. Немалую сложность для них представляет теоретическое проектирование, которое, прежде всего, реализуется в гносеологическом конструировании замысла. Частное и инновационное проектирование, как правило, активно используется менеджерами и является наиболее ими освоенным видом эвристической деятельности.

Проектирование технологий менеджмента чрезвычайно трудоемко, что объясняется многими особенностями, свойственными этим технологиям. Например, при проектировании технических технологий имеется четкое представление об основных этапах технологического процесса, исходных материалах и инструментах, необходимой квалификации ее исполнителей. К сожалению, подобное редко бывает при проектировании технологий менеджмента, что делает этот процесс крайне сложным.

Есть два приема технологического проектирования: нормативное и изыскательское [144].

Первое – проектирование технологий, исходя из потребностей организации. Второе – проектирование технологий с учетом возможностей организации. При проектировании технологий менеджмента чаще всего приходится иметь дело с противоречием между потребностями организации и ее возможностями.

Любой управленец хочет, чтобы его персонал был исполнительным, активно занимался рационализацией своего труда, добиваясь тем самым снижения расценочных затрат организации. В связи с этим полезна разработка соответствующих технологий менедж-мента.

Однако чтобы достичь этого, надо решить множество проблем. Назовем некоторые из них. Для проектирования технологий менеджмента требуются квалифицированные специалисты, разносторонняя подготовка всех активных субъектов этих технологий, наличие определенных технико-организационных и экономических условий. Весьма существенно, чтобы персонал организации по культурно-образовательному уровню и моральному складу был готов к при­нятию технологий менеджмента.

При их проектировании огромное значение имеет объективная оценка социально-психологических характеристик персонала. Можно иметь прекрасную модель реализации замысла, достаточные условия, средства и способы, но при этом не достичь его реализации по двум причинам: сложности и противоречивости социального восприятия технологического воздействия теми, кому оно адресовано, и невозможности строго регламентировать все технологические операции.

Принимая во внимание сложность объекта технологий менеджмента, в качестве которого постоянно выступает что-то живое, следует особое внимание уделить процедурам проектирования технологических позиций [11]. Это позволит подвергнуть жесткой экспертизе каждую процедуру построения технологических позиций, что поможет минимизировать нанесение какого-либо ущерба людям. Подобная требовательность обусловлена и тем, что технологии менеджмента являются широко тиражируемыми, а потому доступными для широкого круга менеджеров. Вместе с тем далеко не все из них обладают управленческим даром и обладают соответствующей компетентностью. Поэтому чем лучше отработана технология
менеджмента, тем больше гарантии ее практического применения. Модель проектирования технологий менеджмента представлена на рис. 37.

Первой процедурой проектирования управленческой технологии является разработка пакета по ее теоретическому обоснованию концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления, версии возможного достижения замысла и окончательного варианта технологического процесса.

Вторая процедура – разработка пакета процедур. Технология – категория процессуальная. Она включает в себя нормативно-зафик-сированные этапы, последовательность прохождения которых составляет логику технологии как процесса. Технологии менеджмента в качестве этапов имеют ситуации. Это микромодель достижения прогнозируемых параметров, при наличии которых можно перейти к построению последующей технологической ситуации, закрепить ранее полученные результаты.

Третья процедура – разработка пакета инструментария. В любых технологиях наличие соответствующего инструментария предрешает успех реализации ее замысла. Инструментальная оснащенность технологий менеджмента в научно-техническом плане пока скромна, хотя используется электронно-диагностическая техника. В целом сугубо управленческий инструментарий гибок, постоянно эволюционирует, как правило, является индивидуальным по своему назначению.


Четвертая процедура – создание пакета критериев и методов замера результатов реализации технологического замысла. Технологии менеджмента нуждаются в критериях и средствах измерения своих результатов. Одни из них универсальны для нескольких видов этих технологий, другие – индивидуального назначения, а потому используются в строго определенных технологиях.

Пятая процедура проектирования – сугубо специфическая. Не все люди, говоря словами А. Швейцера, способны с помощью собственного суда бороться с заложенным в человеке злом. Помочь им в этом – одно из назначений технологий менеджмента, но только в законных и нравственно допустимых пределах. В этих целях разрабатывается пакет охраны здоровья, достоинства и прав человека. Его наличие – обязательное условие правомерности внедрения данных технологий.

Эти пять процедур составляют предметно-документальную (пакетную) логику проектирования технологий менеджмента. Какое-либо игнорирование каждой из них ведет к созданию ложного технологического проекта, использование которого недопустимо.

Наряду с общей логикой проектирования технологии менеджмента в це­лом каждый ее этап-ситуация имеет конкретную логику проектирования. Она включает в себя схему ситуационно-форма­лизованных действий, соответствующий инструментарий, ориентировочный итог.

Соблюдение такого двойного логического режима помогает системно продумать проектирование технологии, свести к минимуму возможные просчеты, прогностически предусмотреть набор превентивных мер, которые могут потребоваться при ее осуществлении.

Для осуществления разработки технологий менеджмента необходимо четко представлять основные требования к формализации каждой ее содержательной процедуры. В работе [27] весь процесс составления технологии менеджмента представлен в виде логически взаимозависимых стадий реализации ее замысла. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Стадия «Теоретическое обоснование технологии». Успех проектирования может быть обусловлен при наличии у разработчиков научно обоснованной концепции. Приступая к проектированию, важно тщательно изучать соответствующую научную литературу, фактологический материал (результаты социологических, социально-психологических, этнических, медицинских исследований), провести консультации со специалистами, привлечь экспертов для оценки подготовленного пакета. А. Герцен говорил, что опыт – беднейшее средство познания. Можно добавить: особенно в управлении. Чем фундаментальнее концептуальная разработка технологии менеджмента, что наглядно проявляется в теоретической обоснованности и аргументированности ее задач, тем качественнее построение гипотезы, выведение из нее версий и надежнее выбор конкретного варианта.

Такой акцент на важность добросовестного осмысления теоретико-логической схемы технологии менеджмента возможно не вызо­вет восторга у менеджеров. Некоторые проявят к этому небрежность. Значит, они глубоко не прониклись пониманием того, что их профессиональное назначение – делать свое дело, не причиняя людям зла.

На данной стадии проектирования проверяется умение управленцев пользоваться интеллектуальными технологиями, апробируются их знания по научно-практическим дисциплинам, составляющим информационный банк управленческой антропологии.

При отработке теоретико-логического ряда «концепция – гипотеза – версия – вариант» полезно использовать компьютерное моделирование. Чем ближе к реальности будут описаны на данной стадии проектирования этапы-ситуации (варианты конкретного по времени поведения людей), тем лучше будут выстроены технологические процедуры, продуманы ее слагаемые.

В зарубежной литературе широкое признание получил термин «футурибли» – «возможные будущности». Желательно, чтобы на стадии теоретической разработки проекта управленческой технологии она в целом и по основным процедурам была описана в виде конкретных «футурибли».

Стадия «Технологические процедуры». При разработке управленческих технологических процедур разумно обратиться к практике профессиональной под­готовки управленцев. В ней есть немало дидактических прецедентов, которые близки к построению технологических про­цедур. Кроме того, это психологически поможет им освоить данную стадию проектирования, так как они будут иметь дело со знаковыми вариантами решения проблем.

Сошлемся на метод написания сценариев. Он используется во многих школах бизнеса. Слушатели охотно приобщаются к нему, ибо суть этого дидактического приема состоят в том, что они учатся логическому построению стадий осуществления конкретного замысла, шаг за шагом описывая, как это будет развертываться событийно, каким, возможно, окажется его итоговое состояние.

Это прекрасный тренинг построения формализованных процедур, в котором удачно сочетаются абстрактность и предметность видения их внутренних структур. Такая подготовка чрезвычайно полезна для тех, кто занимается проектированием технологий менеджмента. Овладение образным видением позволяет не только мысленно «просчитать» ситуацию, но и прочувствовать ее.

В технологиях менеджмента «эффект прочувствования» очень важен. Прочувствовать проектируемую ситуацию – значит на интуитивном уровне предвосхитить возможно неожиданные в ней повороты, наметить превентивные меры к решению поставленных задач. Кроме того, это способствует созданию экологической совместимости технолога с объектом, образованию у них «общего поля переживания». Это – ситуация в ситуации, в управлении являющаяся определяющим фактором взаиморасположения людей. Достижение этого – важный показатель успешного протекания технологического процесса, верного выбора его процедур.

Операционной единицей проектирования технологии менеджмента является ситуация. Целесообразно выделить такие виды ситуаций: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая, а также возникающая по ходу, сложившаяся на этапе внедрения. Итоговая соотносится с гипотетической, что позволяет произвести оценку качества проекта технологии и работы ее исполнителей. При многократной отработке какого-то варианта можно создать ситуацию-шаблон, подготовить алгоритмы ее решения. Например, подобное практикуется при преодолении стандартных конфликтных ситуаций. В основном же постоянно приходится иметь дело с эффектами «зигзага», «туда-сюда», «все наоборот». Как утверждал Цицерон, природа не дала нам предела познания вещей. Добавим к этим мудрым словам: а тем более в познании людей.

Стадия «Технологический инструментарий». В технологиях менеджмента широко применяются методы из медицины (например, психотерапевтические), этики, права, педагогики, а также многие экономические методы и средства, особенно когда речь идет о технологиях, ориентированных на формирование добросовестного отношения к труду, к природоохранительным мерам.

В технологиях менеджмента в роли эффективного инструментария выступает слово. Отсюда повышенный интерес у тех, кто ими занимается, к риторике и ораторскому мастерству. В качестве инструмента в этих технологиях велика роль идеи. Она относится к классу духовных инструментов. О. Бальзаку принадлежит утверждение, что идеи можно обезвредить только другими идеями. Яркие и убедительные идеи – сильнейшее гуманитарно-технологическое средство, с помощью которого можно из живого духа сознания «вырвать» мысли ошибочные и суждения порочные.

Классический набор антроповедческого технологического инструментария составляют такие способы направленно­го воздействия на психику людей, как психическое заражение, подражание, внушение и убеждение. Эти способы невербального и вербального воздействия широко представлены в социально-психологической и педагогической литературе. Мастерское владение ими – непременное условие эффективного осуществления технологии менеджмента.

В этих технологиях должны быть задействованы поощрение и наказание. Конечно, второе дозировано без попыток использования насилия, но и без иллюзии, что с современным человеческим материалом можно обойтись без понуждения и принуждения. Тем более, когда приходится решать проблемы, связанные с воспитанием молодежи, с формированием правосознания у взрослых.

В распоряжении управленца, использующего технологии менеджмента, есть настоящее чудо, творящее рабочий инструмент, – это игра как эффективнейшее средство достижения делового успеха. Играть любят не только дети. Взрослые не менее склонны к этому увлекательному занятию, в процессе которого они в занимательной форме выполняют с охотой даже рутинные действия.

Важно уметь создать игровую ситуацию, в которой каждый выполняет свою роль, ощущает энергию воздействия на себе всех, с кем находится в игровой связи.

Системообразующими компонентами игры являются ситуация, роль, связь и сопричастность каждого к достижению конечного результата. Необходимо научиться «играть» с людьми на работе, в общественных местах, в семье, и вскоре можно будет убедиться, насколько легче с помощью игры добиваться своих целей при доброжелательном отношении к людям. Игра – это проявление искусства общения современного управленца.

Стадия «Критерии и методы измерения результатов». Разрабатываются критерии и соответствующие им методы замера, благодаря которым возможно фиксирование технологических результатов, их сопоставление с контрольными показателями. Эта процедура в управленческих технологи­ях трудно осуществима. Правда, это относится не ко всем технологиям. Значительны возможности в замере получаемых результатов у ряда дидактических технологий.

Для иллюстрации приведем пример широко используемой в школах менеджмента технологии обучения:

преподаватель объясняет суть задания, его цели и конечный результат;

показывает выполнение каждой операции и активизирует внимание обучаемого;

повторно объясняет каждую операцию, выясняет у обучаемого, что он понял и что не уяснил;

повторно показывает выполнение каждой операции, сопровождая ее громким объяснением;

просит обучаемого выполнить каждую операцию, громко объясняя, что при этом надо делать;

предлагает обучаемому выполнить каждую операцию, повторяя указания педагога, как это надо делать;

предлагает обучаемому молча выполнить все операции;

дает оценку действиям обучаемого и вносит коррективы, если необходимо;

обучаемый выполняет операции до тех пор, пока не будет делать ошибок;

поздравляет обучаемого с освоением данной работы.

Таков один из простейших вариантов дидактической технологии. В ней десять позиций или десять мини-ситуаций. В восьми дается оценка результативности протекания процесса, хотя опытный педагог при проведении каждой позиции дает соответствующую оценку, иначе он не сможет продуктивно строить свои отношения с обучаемыми, быть достаточно сориентированным в оправданности своих действий.

В технологиях менеджмента широко используются такие методы фиксирования и замеров, как наблюдение, интервью, контент-анализ. Когда объектом технологии менеджмента выступает коллектив, то фиксирование его морально-психологического состояния осуществляется посредством анкетного опроса по таким показателям, как гражданское самочувствие людей, общественное мнение, конфликтность. Эффективен метод социометрии для замера межличностного фона группы. Для определения нравственного здоровья руководителей и неформальных лидеров коллектива полезно использовать метод этикометрии.

Стадия «Ортобиотико-экономическое обеспечение». Ее суть состоит в разработке пакета документов по охране здоровья, достоинства и прав человека. Для этого важно обеспечить непосредственное участие в разработке различных специалистов и предварительное ознакомление их с технологией менеджмента, т.е. обеспечить фундаментальную ортобиотическую экспертизу.

Например, при разработке технологий менеджмента нередко упускаются медицинские, эргономические, национально-психологи-ческие, религиозные, экологические аспекты.

Можно привлекать к разработке технологии менеджмента органы общественного самоуправления, организации, местные органы власти. Это позволит не только внести полезные коррективы, но и создаст доброжелательное общественное мнение вокруг новой технологии менеджмента.

На этой стадии проектирования производится экономический расчет всех кадровых и материальных затрат, а также ожидаемого экономического эффекта от внедрения технологии менеджмента. Общеизвестны данные о том, во что обходится пренебрежение управленческими технологиями в промышленном производстве. Социологические исследования свидетельствуют, что во многих трудовых коллективах по этой причине неэффективно управление, высока текучесть кадров, наблюдаются трудности внедрения новых методов хозяйствования.

В условиях перехода экономики на рыночные условия многократно возрастает роль человеческого фактора. Значение проекти­рования и внедрения технологии менеджмента и материально и морально станет актуальным.

Огромен опыт внедрения технологий менеджмента в развитых странах, особенно в США. У американцев сложилась давняя традиция уважительного отношения к человеческому фактору: выделяются значительные средства на привлечение в страну думающих и обладающих талантом людей, на организацию труда, ее безопасность, развитие социальной инфраструктуры организаций. В этой стране денег на толковых людей не жалеют. Однако это не альтруизм бизнесменов, а их трезвый подход, в основу которого положен принцип: опора на инициативных и заинтересованных в работе людей является гарантией реализации своих деловых намерений и собственного благополучия.

Масштабно технологии менеджмента осваиваются в ФРГ, Франции, Италии. Оригинален опыт Японии. Думаю, что сегодня недооцениваются успехи по освоению технологий менеджмента в Китае.

Особое внимание в странах азиатского региона уделяют регионально-психологическому фактору, который зачастую не учитывается в должной мере в американских и европейских управленческих технологиях. С повышением культурно-образовательного уровня активизируется национальное самосознание людей, растут духовные и социальные амбиции национальных меньшинств, находящихся в структуре какой-то нации или обладающие территориальным суверенитетом.

Лучшие умы человечества интуитивно и сознательно постоянно обращались к проблеме гуманной организации человеческого труда, превращая его в универсальное средство раскрытия "человеческого" в человеке. Чем шире научно-технические возможности производства, тем острее потребность в освоении технологий менеджмента. Объясняется это тем, что, с одной стороны, создаются прекрасные объективные пред­посылки для самореализации личности, а с другой – проявляются негативные явления (рост вредных производств, экологи­ческие издержки и т.п.), нейтрализации которых должны способствовать технологии менеджмента.

Технологии менеджмента – малоизвестная и малоосвоенная область науки и практики. Познанное и освоенное в них – лишь информативный рубеж. Даже когда-либо полученная польза от их внедрения не гарантирует того, что будет и повторный успех. Об этом свидетельствует практика освоения технологий менеджмента. Даже в специализированных дидактических технологиях, например по обучению компьютерной технике, в каждой новой группе слушателей приходится вносить немало изменений. В педагогических технологиях, связанных с решением воспитательных проблем, в конечном итоге успех предопределяет не их предварительная отработанность, а талант и мастерство педагога. Благодаря им технологии менеджмента становятся эффективным средством духовного и физического преобразования людей.

Любой технологический проект – это творческий эскиз, плановый набросок. Он не догма, а ориентир для человекотворческой деятельности. С этих позиций можно рассматривать этапы внедрения технологий менеджмента.

Первый этап. Его содержание составляют тщательная инвентаризация всей проектной документации, проверка наличия условий для осуществления выбранного технологического варианта. На этом этапе желательно удостовериться в состоянии агентов технологического процесса. Если в качестве такового выступает отдельная личность, то надо собрать дополнительный «анамнез» о ее здоровье и настроении, установить, какие изменения произошли в ней со времени сбора информации на период разработки проектной документации. Если речь идет о коллективе, то надо выявить его морально-психологическое самочувствие. Конечно, это сделать нелегко, возникает масса новых проблем. Однако есть жесткое требование: при внедрении технологии менеджмента необходимо владеть «свежей информацией» об ее объекте и условиях его жизнедеятельности.

Второй этап. Конструируется первоначальная – исходная ситуация. Для этого используются ее модель, разработанная в проекте, соответствующий технологический инструментарий. Фиксируется вид ситуации: возникающая на ходу, сложившаяся, промежуточная – итоговая для данной процедуры. По мере достижения последней начинается конструирование последующей ситуации. Так, шаг за шагом – к завершающей ситуации, венчающей все технологические усилия. Не исключено, что по ходу исполнения проекта могут возникнуть незапрограммированные ситуации или «перескок» каких-то. Важно не упустить из-под контроля сам технологический процесс.

Третий этап. Это своего рода ударный этап, на котором должны быть достигнуты фиксируемые результаты, свидетельствующие об освобождении агента технологического процесса от нежелательных стереотипов, ценностных ориентаций, мотивов поведения. Он становится как бы «очищенным» изнутри и психологически настроенным к освоению нового образа своего поведения. Прилагаются усилия по возбуждению у него личного интереса в самосовершенствовании. Здесь широко применяются меры материального и духовного стимулирования.

Четвертый этап. В основном посвящен тренингам. Обучаемый включается в заранее продуманную систему упражнений. Они разнообразны и занимательны, со значительными возможностями использования игрового метода. Эффективны психологически подобранные меры поощрения и роста чувства личного достоинства. Итог этого этапа – закрепление в сознании агента технологического процесса того класса духовных ценностей и манер поведения, которые соответствуют его измененной роли, запрограммированной в технологическом проекте. Конечно, степень достижения этого весьма условна.

Пятый этап. Создается ряд ситуаций самоконтрольного плана. То есть агенту предоставляется серия возможностей продемонстрировать свое изменившееся поведение. Проверяется, насколько оно согласуется с примерными параметрами технологического проекта. Чем лучше показатели реального поведения управленца согласуются с предполагаемыми, тем выше эффект внедрения технологии менеджмента.

Шестой этап. Подводятся итоги внедрения. Вносятся коррективы (при удачном завершении внедрения). Возможны неполные или частичные результаты его внедрения. Естественно, они требуют серьезной аналитической работы, детального разбора всего технологического процесса.

Внедрение технологий сопряжено с оказанием прямого или косвенного воздействия на человеческий организм, на душевный и духовный склад личности. Активизируя мыследеятельность, технологии менеджмента затрагивают различные отношения и общности. Нередко это ведет к разрушению каких-то групп и коллективов, привносит в них нечто для них непривычное.

В этой связи важно не только создавать новые технологии, но и бережно использовать ранее созданные.

Представим некоторые из этих технологий менеджмента.

Трудовое соревнование способствует росту профессионального мастерства миллионов людей, созданию для них режима общественного признания, формированию у них искренней удовлетворенности трудовой деятельностью.

Наставничество – это преемственность поколений, изумительная возможность для старших приобрести авторитет у младших, практическое познание, говоря словами А. Сент-Экзюпери, роскоши человеческого общения. Это – живое сбережение лучшего производственного опыта, а потому создание условий для обретения молодежью технических и экономических знаний.

Социальное планирование «вывело в люди» многие трудовые коллективы, и это лучшая его аттестация. В наше время, когда набирает обороты конкуренция, мыслящие бизнесмены и ме­неджеры стремятся сделать максимально удобными рабочие места производства, его инфраструктуру, создать благоприятные условия для жизнедеятельности персонала. Без комплексного плана социального развития этого не добиться. Это многоцелевое средство координации и целенаправленного осуществления технологий менеджмента в масштабе организации.

Менеджер должен уважать опыт жизни своего народа и его менталитет. Это – богатейшая экспериментальная практика. Т.Н. Грановский отмечал, что жизнь народов слагается из борьбы противоположных сил: чем могущественнее народ, тем сильнее борьба. Как историк и общественный деятель он хорошо знал свой народ, поэтому следует прислушаться к его словам. Они имеют прямое отношение к культуре внедрения технологий менеджмента.

Одна из сложностей, с которыми постоянно приходится сталкиваться при внедрении технологий менеджмента, – недопустимость шаблона. Многие технологии – акции многократного повторения даже при внесении в них каких-то изменений. В этом их экономическая выгодность, этим объясняется возможность массового профессионализма при их выполнении. В технологиях менеджмента, объектом которых выступают психика людей, их разнообразные отношения, шаблон особенно недопустим. В каждом случае создается оригинальная технология менеджмента и разрабатывается индивидуальная методика ее реализации.

В этом можно убедиться на примере использования таких технологий менеджмента, как психотерапевтические. В основу многих из них положен метод психоанализа, разработанный З. Фрейдом. Он представляет собой «зеркальную» логику и систему способов и приемов, с помощью которых врач и пациент восстанавлива­ют подобным образом картину переживаний и дискомфортных состояний, обусловивших дистресс, которые затем просматри­ваются в обратной последовательности, вырабатываются меры по их преодолению. Однако этот метод редко используется и доступен не для многих квалифицированных врачей: обращение к душе человека требует не только основательных профессиональных знаний, но и обостренной эмпатии, личного обаяния, мгновенной ориентации в выборе приемов общения. Каждая попытка соприкоснуться с ней – открытие. Каждая удача помочь ей – событие.

В 40-е годах психолог К. Левин предложил трехфазную схему процесса перестройки человеческой деятельности [42]. Это фазы «размораживание – действие – замораживание». На первой фазе осуществляется разрушение старых стереотипов деятельности, усиление чувства неудовлетворенности ею. На второй – субъект принимает предложенную ему новую модель поведения и начинает действовать. На последней фазе новый образ действия «замораживается» в результате упражнений.

Несмотря на схематизм приведенной модели психологической перестройки человека, она помогает определить педагогу, какой дидактико-воспитательный инструментарий надо иметь и когда его применять. Это имеет прямое отношение к логике и культуре использования технологий менеджмента. Если принять во внимание, что во многих этих технологиях психологическая перестройка ее агентов – обязательное условие, то необходимость в ее соответствующей управленческой оснащенности и очередности использования соответствующего инструментария сама по себе очевидна.

Обратимся еще раз к схеме К. Левина. В ней должны быть использованы психолого-дидактические методы – внушение и убеждение. Их назначение – обеспечить «эффект ощущения», «эффект впечатления», «эффект осознания» информации, адресованной личности. Для достижения «эффекта ощущения» необходимо активно задействовать органы чувств. Затем вызвать «эффект впечатления», что позволит чувственную информацию подвергнуть первоначальной логической обработке. После чего возможно получение «эффекта осознания» – мировоззренческой самооценки и самостоятельного определения к ней своего отношения.

Умственное напряжение, мучительные переживания оказывают на людей огромное физическое давление, выдерживать которое может тот, кто постоянно следит за своим физическим состоянием.

В жизни немало примеров, свидетельствующих, что физически детренированные управленцы нетерпимы к человеческим недостаткам, им не хватает выдержки в общении. Они менее расположены к юмору и шутке, трудно выдерживают напряжение индивидуальной работы с подчиненными, стандартно действуют в экстремальных и конфликтных ситуациях. Руководители, не соблюдающие ортобиоз, субъективно предрасположены к низкому культурному обращению с технологиями менеджмента.

В технологиях менеджмента есть принцип таксономии, обозначающий систематизацию объектов по их естественной связи. В таком состоянии находятся физическая и психологическая подготовка делового человека. Они помогают ему, взаимодействуя друг с другом.

Приведем слагаемые психологической подготовки тех, кто занимается управленческими технологиями.

Во-первых, это умение управлять своими эмоциями. И. Павлов говорил, что люди – самые сильные раздражители. В чем неоднократно убеждались менеджеры, общаясь с людьми. Добавим к этому стереотипность сознания и нередко низкий культурный уровень многих людей. Не удивительно, что при контактах с ними часто приходится преодолевать различные психологические барьеры: неприятие, нежелание, а нередко – активное противоборство. В этих ситуациях выдержка и оптимизм – лучшие помощники. А. Макаренко считал недопустимым появление озабоченного педагога на работе. По его мнению, он призван всегда передавать своим подопечным мажорность настроения и заряд уверенности. Кстати, и взрослым импонируют люди, обладающие выдержкой и оптимизмом.

Во-вторых, овладение специальными методами организации собственной психики, включение в деятельность своих интеллектуальных и волевых данных. А. Чехов как-то сказал, что метод составляет половину таланта. В нашем случае умелое подключение таких психологических методов, как аутотренинг, медитация, рефлексия полезно для выявления потенциала незаурядности каждого, кто обладает таковым и желает им разумно пользоваться. Также полезно познакомиться с рекомендациями персонологов по интервальному и экстернальному фокусу контроля, ориентация в которых позволит с помощью таких методов, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль реально заниматься саморегулированием, осуществлять прогноз собственного поведения.

В-третьих, квартильность (степень согласия) участников технологического процесса зависит от магнетизма привлечения к себе его куратора. «Эффект обаяния», «язык жестов», «флюидное излучение» – это лишь некоторые из способов воздействия на людей, которыми призваны обладать управленцы. Они должны владеть техникой визуальной самопрезентации, т.е. уметь подавать себя, привлекая к себе и очаровывая собой. Все это основывается на глубоком и разностороннем знании психологии людей, на самопознании собственных природных возможностей и их искусном использовании.

В-четвертых, это активный нравственный самонастрой управленца на достойное обращение с людьми. Как-то в одной речи А. Эйнштейн использовал такое понятие как «внутренние мотивы», которые приводят людей в храм науки. Их составляющими, по его мнению, являются: удовлетворение честолюбия, достижение практических результатов и стремление скрыться от обыденной повседневности. Принимая во внимание реальность подобных мотивов и у управленцев, работающих с людьми, добавим еще четвертый мотив – стремление помочь людям эффективно реализовать в практической деятельности свои лучшие личностно-деловые качества.

Технологии менеджмента – многоцелевая система усилий по обеспечению процесса проявления личностного потенциала управленцев, актуализации чувства профессионального достоинства, сбережения их здоровья, духовного возвышения межличностных и деловых отношений.

Информационной базой технологий менеджмента является управленческая антропология. Для этих технологий характерны масштабная вбираемость различных научных, художественных, искусствоведческих и эмпирических знаний, высокий уровень их использования. Они открыты для освоения новой информации и практических рекомендаций.

Основной объект их воздействия – это человеческая психика и сознание, людские социумы и общности, их отношения с природой. Уникальность объекта требует особого технологического режима и высочайшей культуры обращения с ним. Квалифицированная ортобиотическая экспертиза, оценивающая возможные последствия для здоровья, личного достоинства и прав человека, обязательна.

Оформление и представление технологий менеджмента играет не последнюю роль в успешном их освоении и использовании. Большинство технологий менеджмента в настоящей работе выполнено в модельно-графовой форме. Это весьма наглядно, особенно если технология умещается на одном листе формата А4. Однако есть технологии менеджмента, которые при всем желании невозможно уложить на один лист.

Существуют и другие формы представления. Например, представление в виде матрицы. В частности, технология реализации делового письма представлена в виде матрицы «Операции-Исполнители» (прил. 53). Преимущества подобного способа представления технологий менеджмента в том, что в ней указаны конкретные исполнители с названием должностей.

Существует и табличный способ представления технологий менеджмента. В прил. 56 представлен табличный вариант технологии проведения конференции, представленной в графовой форме (прил. 29). В табличной форме указаны сроки выполнения и ответственные исполнители. Конечно, такая форма размещается на нескольких листах. Однако она позволяет контролировать процесс подготовки и проведения мероприятия. Все технологии менеджмента, в которых необходим контроль исполнения, могут быть представлены в табличной форме. Существуют и другие формы представления технологий менеджмента.

Успехи в создании общества с рыночной экономикой определяются уровнем компетентности управленцев. Предметное знание технологий менеджмента, высокая культура обращения с ними – важнейшая аттестационная характеристика их профпригодности и профессионального мастерства современных менеджеров и предпринимателей, коммерсантов и маркетологов.

 

 

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Перечислите основные этапы технологизации управленческой деятельности.

2. Содержание проектирования управленческой деятельности.

3. Основные процедуры проектирования технологий менеджмента.

4. Что является информационной базой для проектирования технологий менеджмента?

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...