Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии психологической защиты




ЧЕЛОВЕКА

 

В управленческой деятельности необходимо учитывать психологию людей. Это достаточно тонкая и деликатная область поведенческого менеджмента. Тем не менее, следует внимательно относиться к потребностям работников организации, их ожиданиям и амбициям.

Страх перед агрессивными импульсами окружающего мира развивает у личности разнообразные защитные реакции, помогающие ему подавить и связать свои желания, побуждения и потребности.

Защитные реакции или, лучше сказать, защитные технологии в современной культуре можно наблюдать у всякого человека, но они первые симптомы душевного расстройства. Частые же попытки полностью подавить импульсы должны неизбежно привести к неврозу. Описание этих процессов является центральным в работе [71], в которой, кроме того, дается попытка найти ответ на вопрос, действительно ли люди нуждаются в защитных реакциях или же этот самообман следует разоблачить.

А. Фрейд выделила и проанализировала десять защитных технологий, в т.ч. интроекцию, проекцию, аутизм (обращение к собственной персоне), подавление, регрессию, образование реакций (симптомов), изоляцию, отрицание, реверсию, сублимацию [71]. Впоследствии эти классические защитные технологии были дополнены следующими: оглушение (анестезия, усыпление), отгораживание (экранирование), играние ролей, притупление чувств (образование «коры»), блокада, рационализация (объяснение при помощи сознания).

Эти синдромы могут быть рассмотрены не только как защитные технологии, но могут расцениваться как процессы создания зрелой личности. Однако это тема другого научного исследования. Кроме того, следует отметить, что общество непрерывно меняется и тем самым провоцирует развитие новых защитных реакций от личности, которые затем можно выделить и представить в виде технологии.

Рассмотрим подробнее технологии психологической защиты человека от окружающего мира.

Идентификация (интроекция). Новорожденный ребенок имеет, прежде всего, аморфное Оно. Благодаря идентификации и интроекции возникает Супер-Эго, в создании которого принимают участие родители, преподающие моральные нормы, знакомые, учителя, начальники, образцы и нормы жизни, герои и т.д. Супер-Эго есть внутрипсихическая репрезентация моральных установок данного общества. Рядом с Супер-Эго должно находиться Унтер-эго (снизу-Эго). Супер-Эго требует: ты обязан, должен или не смеешь, нельзя, неприлично. Унтер-Эго оправдывает и снимает вину с себя: я все пробовал, но ничего не получается, не могу.

Если Супер-Эго занимает главенствующее положение в психике, человек находится на прямом пути к неврозу. В индивидуальной психотерапии речь идет о том, чтобы перестроить строгое Супер-Эго и освободить Эго. Описанная выше интроекция норм возможна благодаря идентификации с всесильным авторитетом. Переживаемая слабость и бессилие перед требованием авторитета и возникающий страх перед силой ведут к формированию защитной реакции – идентификации с авторитетом. Вместо того, чтобы бороться против требований, отвергать их человек из-за страха перед наказанием оправдывает эти требования, стремится их исполнить.

Ребенок, а впоследствии и взрослый, учатся перерабатывать опасности, угрозы и одновременно сами становятся тиранами (угрожателями). Взрослый в дальнейшем постепенно перенимает черты и свойства, которые он в детстве ненавидел, идентификация заходит так далеко, что собственного ребенка воспитывает так же авторитарно и с наказаниями, как обращались когда-то с ним. Речь идет об идентификации с существующим высоким статусом и соответствующей властью, вызывающей страх.

Переход от нормальной реакции идентификации к патологическому процессу незаметен. Идентификация с агрессором может перейти в принцип: что сделали мне, я сделаю другим в удвоенном размере. Пережитая агрессия в дальнейшем переносится в деструкцию. Тенденцию к обострению можно часто наблюдать: в то время как вышестоящий босс временами подает себя как непринужденного и гибкого, нижестоящий исполнитель вплоть до садистской жестокости насаждает его нормы.

Становится понятным, почему в нижних слоях общества практикуют более жестокое авторитарное воспитание детей, чем в средних и высших.

Вытеснение. Мотив Оно (например, желание сексуального удовлетворения посредством онанизма) поступает в сознание и запрещается контролирующим Супер-Эго и поэтому должен быть вытеснен из сознания в подсознание.

Вытесненный в подсознание мотив часто не поддается полному уничтожению и стремится вновь проникнуть в сознание. Подобные прорывы Оно проявляются в ошибочных действиях, оговорках, описках. Чем больше человек вытесняет свои побуждения и желания, тем больше энергии он употребляет для этого. Эти затраты душевной энергии проявляются в скованной способности к деятельности, ослаблению активности.

Из-за вытеснения область подсознательного у большинства людей западной цивилизации гораздо больше области сознательного. Эта защитная реакция широко распространена и может рассматриваться как нормальная. Но вытеснение нельзя рассматривать как нечто оптимальное. Например, вытеснение сексуальных потребностей считалось нормальным и к нему стремились. Кто не хотел придерживаться этого положения расценивался как грешник. Но такое вытеснение не морально, так как вызывает психические нарушения. Защитная реакция вытеснения используется не только исключительно для вытеснения влечений, но всегда, когда человеку в лицо отсвечивает неприемлемая или страшная правда. Часто подвергается вытеснению то, что вызывает осознанный страх или чувство вины. Поэтому вытеснение, которое поражает страх, часто проявляется в ситуации самоутверждения вопреки авторитетам.

Путь к свободному самоутверждению против авторитета разрушен. Благодаря принципу вытеснения появляются миллиарды приспосабливающихся людей, не способных больше к открытому справедливому протесту. Вытесненный протест однако не превращается в Ничто. Содержание протеста может вновь проникнуть в сознание в виде идентификации с авторитетом и интроекции его наказующего, подавляющего поведения.

Вытесненные содержания могут проецироваться на близкое окружение: не я протестую против подавления, а другие являются скопищем обремененных агрессией людей, которых нужно держать в ежовых рукавицах, чтобы они не устроили хаос.

Вытеснение как метод защиты хорош тем, что вытесняющий уже не содержит в бодрствующем сознании то, что он таким же способом вытеснил. Психические страдания тоже подлежат вытеснению. Человек охотнее допускает, что страдает язвой желудка и идет к терапевту, хотя никаких органических основ для этого нет, так как это последствия нарушений в психике. Так происходит не из-за того, что лечение у невропатолога недоступно, а из-за страха быть признанным психически больным.

Проекция. Проекция есть защитная реакция, являющаяся следствием вытеснения. Вытесненные в подсознание содержания проецируются на другую личность и в ней горячо осуждаются, подвергаются искоренению. Ревнивец видит в других проекцию собственных сексуальных желаний. Подавленные сексуальные желания у чопорных личностей со строгой моралью проецируются на внешний мир и эти личности фанатично борются с другими.

Наряду с проекцией вытесненных содержаний и истин имеется еще одна форма, основанная не на вытеснении. Симпатия или антипатия окрашивают суждение о каком-то человеке. Симпатичной личности (например, с высоким профессиональным престижем) приписываются позитивные качества и установки. Преступника, напротив обесценивают, приписывают негативные качества, которыми он на самом деле не обладает.

Этот «эффект иллюзии» обозначается как галоэффект. Незавершенный образ завершается до целого: позитивный образ наполняется позитивными элементами, негативный – негативными.

Проекция появляется также в результате знаний и переживаний прошлого. Негативный опыт контактов в дальнейшем переносится на всех принадлежащих к данному типу. Настроения также приводят к проекции. Пугливый везде видит опасности, например, вздрагивает при громком шуме.

Образование симптомов. Эта защитная реакция ведет к созданию страдания, потому что пережитое вытеснение обращается против собственной персоны, которое она не может отреагировать вовне и экстравертным способом изжить. Пережитая фрустрация не проходит бесследно. Фрустрация подавления, например, у низших слоев чиновничества очень многообразна: недостаточность движения, рутинная работа, подавление сексуальных потребностей, терпимость – со скрежетом зубов – к своему низкому рангу. Эти факторы действуют ежедневно и к ним невозможно не приспособиться, значит чувство подавления необходимо вытеснять.

Отреагирование фрустрации удается чаще не полностью, так как растет чувство вины, когда внутреннее возбуждение срывают на близком «козле отпущения», и чувство страха, когда отреагирование производится на равных или старших по рангу. Здесь отреагирование значительно ограничено, безмолвное вытеснение не удается, человек обращает агрессию на самого себя и образует внутренние симптомы.

Особенно часто встречаются следующие физические симптомы: холодные руки и ноги вследствие нарушения кровообращения, потливость и приступы потливости, сердечные колики, приступы головокружения, повышенное или пониженное кровяное давление, дрожание пальцев ног и рук, гастрит, судороги, скованность мышц шеи.

Психические симптомы могут быть следующие: повышенная внутренняя тревога, беспокойство, чувство напряженности, легкая возбудимость, недостаток концентрации, склонность к депрессивному настроению, недостаток беспечности и легкости, утрата энергии.

Если на первый план выступают лишь психические симптомы, например внутреннее беспокойство, то человек ищет возможности самолечения при помощи фармакологических средств или алкоголя. Если добавляются телесные симптомы, о психической причине следует сразу подумать, однако эта причина вытеснена.

Обращение против собственной личности и образование симптомов нельзя понять, если Супер-Эго выстраивает оборону перед осознанием закономерностей. Возникает речевой барьер, недостает возможностей вербализировать свои трудности и конкретно установить положение дел. Вербальный барьер тесно связан с финансовыми барьерами для низших слоев населения. Поэтому раскрепощение симптомов можно считать привилегией очень малого количества людей и, таким образом, уже привилегированного класса.

Перенос. При описании образования симптомов было сказано, что они представляют собой более не вытесняемые психические нагрузки, подавления, ограничения, обращение против собственной персоны. Это и есть перемещение на внутренний мир вегетативной системы. Человек освобождается от блокированных целей при помощи переноса на замещающий объект внешнего мира, чтобы на замещающем объекте отреагировать импульсы.

Если агрессивные импульсы отреагируются на замещающем объекте (супруга, ребенок, животное) и эта реакция потом приносит отреагировавшему субъекту освобождение и действует на него охранительно, она, однако, социально вредна, так как может пострадать слабый. Она вследствие этого вновь побуждает к переносу на замещаемый объект или обращению на собственную личность. Отреагирование или задержка агрессии одинаково ведут к нарушению в своей собственной психике или другого человека. Психологический совет таков: отреагирование предпочтительнее задержки, если при этом принимается во внимание, что его следует направлять не на «козла отпущения», а на фрустирующий фактор – агрессивного шефа, бюрократический аппарат. Благодаря борьбе агрессия перерабатывается и позитивно используется.

Если же система слишком сильна и болезнь, вызванная агрессией, не может решиться через активность, следует перенос ее направить не вниз, а наверх – в активный спорт. В качестве социально позитивной сублимации подходит политическая активность. Стремление к власти, направленное на возможность быть властителем масс и невозможное в определенных обстоятельствах, может быть перенесено на педагогическую деятельность.

Профессия учителя дает возможность на замещающих объектах апробировать действие собственного авторитета. Стремление к высокому рангу, блокированное из-за невысоких возможностей продвижения в профессии, может вылиться в борьбу за статус в малой группе. В качестве объектов в статусной иерархии принимается повышение статуса.

Агрессия есть биологический принцип, основанный на самоутверждении. Разрушительные аспекты агрессии являются деструкцией. Деструкция возникает тогда, когда вытеснение привело к наплыву агрессии и поэтому требует разрушающего освобождения от нее. Потребность утвердить себя в социальном окружении, найти свое место как партнера – это стремление завоевать позитивную оценку общества. Стремление к власти есть желание управлять окружающими, желание подавлять и переживать наслаждение от власти, и его можно рассматривать как чувство неполноценности.

Сублимация. Сублимация агрессивных импульсов в спортивную игру уже упомянута. Импульс, который невозможно изжить непосредственно, удовлетворяется на замещающем объекте. Подобное удовлетворение импульсов позволяется, даже требуется и расценивается как социально ценное. Но сублимация не может удовлетворить сексуального влечения или заместить его. Отгородившись деятельностью, человек не может ею заменить сексуальные потребности. Сублимация является защитным механизмом, который в широких слоях общественности довольно медленно искореняется.

Образование реакции. Это защитная реакция, которая провоцирует строгое Супер-Эго. Против импульсов Оно вызывает страх и здесь вступает в действие защитная сила – реактивное образование. Образование реакций против запретного чувства ненависти – демонстрация дружественности. Демонстрируемое чувство нередко достигает крайности – вместо естественной дружественности выявляется напряженная, искусственная дружественность.

Защитная реакция образования реакций наглядно проявляется в лживости. Эго – обман себя и близких. Защита – это всегда защита против неприемлемой пугающей правды. Чем больше отвергается истина, тем в большие психические перегрузки впадает человек. Психическое заболевание возникает из-за его склонности к лжи. Человек – единственное из существ, которое может лгать себе самому.

Бегство, уход. Бегство является очень простейшей реакцией защиты: всего того, что порождает страх, неудовлетворенность, опасность фрустрации, следует просто избегать. Человек стремится любыми способами к дистанции по отношению к реальности. Одной из возможностей бегства является принятие роли наблюдателя. Наблюдатель уменьшает активное взаимодействие с действительностью и тем самым избегает опасности фрустрации.

Однако при бегстве нарушается процесс созревания личности. В угол наблюдателя не проникает ветер критики, там строятся мнимые суждения, и так защищаемое чувство собственной ценности стоит на нетвердых ногах. В роль наблюдателя укрываются люди от деятельного общества. Стресс постоянного сравнения достижений деятельности выдерживает лишь очень осознающий себя человек.

Уход появляется тогда, когда индивидуальность не принимается окружением. Защитная реакция бегства во взрослом состоянии практикуется дальше, когда человек должен выполнять работу, к которой еще не готов. Уход приводит к отходу от требований реальности и к сравниванию деятельности. Личность, склонная к уходу, выбирает попроще, не протестует, когда с ней несправедливы, довольна рутинной работой. Человек радуется, когда его оставляют в покое. Психология такова – пусть другие пачкают руки. Уходящий отказывается от собственной позиции, действуя по принципу: спокойствие – это моя гражданская обязанность. Такое воспитание поддерживается школой, противопоставляющей уходу наказания и суровость, чем еще больше его усиливает.

Таким образом, государству выгодно иметь огромное число верноподданных и как можно меньше – деятельных, способных, которые в системе деятельности могли бы продвигаться без защитных реакций ухода. Упорные, мечтающие, любознательные будут фрустрированы и вынуждены уйти.

Второй вид ухода наряду с принятием роли наблюдателя – бегство в другую область. Если самопроявление в интеллектуальной сфере не удается, человек ищет ухода в другую область (спорт, хобби). Например, большинство женщин бежит в брак и семейную жизнь потому, что их признание в профессиональных областях затруднено, им отказано в этом. Но этот выход скоро превращается в тупик, опять-таки из-за неожиданных фрустраций.

Из брака бегство возможно чаще всего в психическую болезнь, алкоголь, депрессию. Лишь немногие находят в себе энергию бороться за эмансипацию. Среднестатистическая женщина больше не борется за это, потому что ей мешают ее собственные защитные технологии. Она сама стоит у себя на дороге и не может делать то, что ей хочется. Люди должны быть спасены от бегства и ухода (от роли наблюдателя и бегства в симптомы). Вместо защиты должно возникнуть наступление (поворот лицом к врагу).

Рационализация. Эта защитная реакцияозначает доступное пониманию оправдание какого-то поступка какой-нибудь удовлетворительной основой, чтобы тем самым затушевать истинные основы и причины этого поступка. Настоящие мотивы, которые осуждаются Супер-Эго, маскируются за пустыми, неубедительными отговорками, а неверные, ненастоящие мотивы, выдвигаются на первый план, так как они разрешены Супер-Эго.

Технология рационализации служит защите и укрыванию истинных мотивов. Этим способом устраняется страх и утверждается господство Супер-Эго над Эго. Самооценка зависит от успехов в деятельности и продвижении. При этом после «неуспеха» самооценка сохраняется прежней, заменяясь рационализацией. Рационализация сохраняет внутреннее равновесие, но уменьшает фактическое взаимодействие с проблемой. Но именно благодаря этому в данный момент сохраняется психическое равновесие. Разветвленная и изощренная рационализация применяется также для оправдания собственного эгоизма. Без эгоизма невозможно никакое продвижение. Рационализация, собственные стремления к продвижению оправдываются как естественные, несмотря на их негативные последствия.

Оглушение, анестизирование. Оглушение при помощи алкоголя – очень опасная технология защиты. Бегство от реальности есть защитная технология против непереносимой реальности. Алкоголь в данный момент делает человека беззаботным, необремененным. Попытка контролировать трудности повседневной жизни привела к заколдованному кругу: необходим возрастающий прием алкоголя, что-бы справиться с трудностями. Пьянство – защитное поведение, позволяющее забыть то, что ежедневно травмирует. Поначалу алкоголь творит такое чудо, но затем требуются все большие и большие дозы.

Отгораживание, экранирование. То, что не может сделать алкоголь (самопрояснение), не делает также и психофармакия. Лекарства лишь отгораживают, смягчают симптомы, однако те не исчезают, а главное не устраняются их причины. Психофармакия (использование транквилизаторов) – это химическая субстанция, действующая на центральную нервную систему.

Психофармакия иногда творит чудо – вытаскивает депрессивных из глубин депрессии. Благодаря правильной дозировке лекарств регулируется покой и стабильность души. Хорошее функционирование восстанавливается после приема таблетки. Медикаментозное отгораживание человека от реальности, которая его пугает, беспокоит, делает нервозным, имеет преимущество – человек остается работоспособным. Психофармакия имеет позитивный эффект, предоставляя покой, но симптомы пациента – это выражение протеста против общества.

Когда пациент узнает, что делает его больным, он сможет вооружиться против защиты и активно поработать над изменением того, что его страшит.

Защита бессилием. Эта технология утверждает, что человек не может бороться против болезни, он бессилен и, в конце концов, безвинно отдан на растерзание трудностям. Обращение к пассивности имеет свои основания: дальнейшие занятия с проблемой не выгодны для себя, так как они не помогают найти выход из положения.

Ссылка на бессилие – удобный метод, спасение от дальнейших занятий проблемой. Первая капитуляция Эго в истории его жизни –капитуляция перед авторитетом. «Я» восстает против всесильного Я родителей, хотя власть и сила неравноценны. Противостояние юного Я подавляется. Таким образом, очень рано формируется безволие: непокорность стоит дорого. Бессилие и покорность востребуются системой воспитания.

Для отдельных людей с сильным Сверх-Я повседневность приносит следующие последствия – человек приспосабливается к заданным нормам при помощи интроекции таких мыслей: это уж так есть, эти требования нужно исполнять. Сейчас имеется атомная угроза, угроза загрязнения окружающей среды, эксплуатация развивающихся стран и бюрократическое злоупотребление властью, против которых не предпринимается ничего из-за чувства бессилия. Некоторые не могут защититься от власти со стороны учителей, начальников, супругов. Они чувствуют себя бессильными, полагая это нормальным.

Играние ролей. Ролевое поведение служит оправданию бес-силия. Аргументы гласят: «Это не входит в мою роль, я не могу
выпасть из роли». Ролевое клише дает безопасность и уверенность, но, с другой стороны, возникает чувство, что человек застегнут в глухой мундир. Пока индивидуальная роль акцентируется личностью и поддерживается окружающими, игра может протекать без трений. Но если кто-то захочет выйти из роли и вступить в противоречие с окружающими, получает большое число фрустраций, но также свободу.

Ограничение ролью дает безопасность. Это порой более сильная потребность, чем стремление к свободе. Т. Харрис описал развитие личности как развитие Родительского Я, Детского Я и Взрослого Я. Личность, таким образом, имеет три ступени ролевого поведения. Наряду с этими специфическими для каждой личности состояниями Я-реакций, есть еще и роли маски: профессиональная, половая, статусная роль. Статусная роль указывает носителям их места в контакте. Указание на принятые статусные роли – одна из технологий защитного поведения. Тот, кто отбрасывает свои ролевые путы и протестует, испытывает трудности и репутацию испорченного игрока.

Притупление чувственности. Свобода личности невозможна в мундире роли. Играние роли и окаменение чувств взаимосвязаны. Большинство людей заботливо контролируют и подавляют чувства. Чувства выглядят архаизмом, их нельзя показывать, лучше их изгнать. Разумное, рациональное поведение расценивается в качестве идеала. Каждый человек играет самообладание, не возбуждается и придерживается правила не иметь никаких проблем.

Такое поведение представляется как некоторый идеал, однако осуществимый только тогда, когда человек владеет собой, не показывает возбуждения и чувств. Куда, однако, девать чувства, которые нельзя подавить? Они не исчезают, а заставляют напрягаться тело, мускулы и органы. Напряжение можно снять при помощи массажа, теплой ванны, алкоголя. Но лучшим методом была бы профилактика через отреагирование чувств и душевных движений.

Оценка одежды задевает лишь внешний вид. Осуждение личностных качеств и чувств задевает личность куда жестче, потому что они интимны. Так медленно, но верно взращивается панцирь вокруг чувств (толстая шкура).

Смысл вышеописанных защитных технологий для индивида заключается в уменьшении страха. Реальность непереносима, поэтому должна быть искажена или отторгнута при помощи наиболее приемлемого способа. Преимуществом использования подобных способов является моментальное устранение страха, неуверенности, а недостатком – дальнейшее сохранение проблем, появление иллюзий, мнимых решений, лжи и психических нарушений.

Таким образом, недостатки защитных технологий не превышают их преимуществ. Анализ содержания и использования защитных технологий – предпосылка для понимания их вреда и их активного преодоления. В табл. 14 представлены основные способы преодоления защитных механизмов.

 

Таблица 14

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...