Технологии видов управленческой
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управленческая деятельность является весьма многообразной в экономических системах типа «организация». Наиболее часто встречающиеся виды управленческой деятельности представлены в работе [6] и в первой части этого учебного пособия. Кратко эти виды деятельности представлены ниже. Управление объектами. Спецификой этого вида управления является наличие фазы коррекции. При этом можно не принимать в расчет внутреннее устройство объекта. Чем более технологизирован процесс управления, чем больше диктат нормы [6, 27]. Это самый «жесткий» тип управления. Технология управления объектами представлена в прил. 32. Управление жизнедеятельностью человека. При построении воздействий на человека на «философском уровне» управленец не только производит диагностику актуального состояния и направленностей человека, но и принимает во внимание сложившиеся структуры, механизмы сознания, самосознания, самоопределения, воли, личности, а также многообразия имеющихся стереотипов человека. Для прогнозирования и понимания реального поведения человека управленец вводит общение и мыслекоммуникацию для согласования внутренних предпочтений и внешних потребностей, проистекающих из принятого управленческого решения. Технология управления жизнедеятельностью человека представлена в прил. 33. Управление противодействием. Человек при попытке сведения его к средству оперирования, к предмету «чужой» потребности может сопротивляться. Другим источником противодействий может выступать отношение к иному человеку через отношение к предмету потребности, если предмет выступает предметом двух аналогичных потребностей разных людей.
Если основанием противостояния выступают простейшие потребности, мало подверженные корректирующему внешнему воздействию для ослабления напряжения в силу их актуальности, то использование психологических механизмов воздействия на человека не дает быстрых результатов. Если основанием являются потребности более высоких порядков, то появляется возможность мягких корректировок. Технология управления противодействием представлена в прил. 34. Управление согласовательными процессами. Согласование является одним из путей преодоления противодействия, в наибольшей степени отходящим от прямой реализации принципа жизнедеятельности. Если удается договориться, то индивидуальные предложения заменяются принимаемым обеими сторонами соглашением, договором, которое выступает в функции нормы для измененного поведения в пределах фиксированных частей двух жизнедеятельностей. Затруднения в согласовании, которые обусловлены закрытостью внутреннего мира партнера для участника согласования и, следовательно, невозможность придать устойчивость и надежность «еще одному» предложению, стимулирует переход от внешнего к внутренне значимому типу познания. Характер коррекционных действий управленца зависит от того, куда помещается согласовательный процесс в социокультурную систему и насколько согласуемое содержание преследует интересы системы. Технология управления согласовательным процессом представлена в прил. 35. Управление мыслекоммуникацией. В деятельности снимается основное затруднение согласования, связанное с недостатком определенного содержания договоренности. В пределах своего понимания партнера в лучшем случае каждый с искренней уверенностью реализует «соглашение» и не менее искренне удивляется возникающим отрицательным оценкам реализации и попыткам ввести «коррекции в действие».
Различные варианты воздействия друг на друга в процессе деятельности суживаются до тех, которые могут вести к однозначности понимания содержания "сообщения". В социокультурных системах управленец использует возможности мышления и деятельности для организации понимания нормы, ее принятия, реализации и выхода из деятельности, а также для преодоления многих затруднений в общении, подчиненном системе нормативных требований. Наиболее простая форма создания коррекционного воздействия заключается в критическом соучастии. Встраиваясь в обсуждение сначала как активный понимающий, а затем, проконтролировав свое понимание как критик, управленец влияет на осознание автором специфики своего представления и перспективы его деформации. Таким средством и соответствующей процедурой является, например, тематизация, тематическое ограничение выдвижения противостоящих точек зрения. Технология управления мыследеятельностью представлена в прил. 36. Управление исполнительской деятельностью. Ее исходным принципом выступает реализация норм, что связано с сознательной формой отчуждения от принципа удовлетворения своих потребностей на время деятельности. Осуществляется переход к контролю за правильностью реализации нормы как системообразующей части единого, рефлексивного сопровождения реализации, которой подчинена возможность коррекционных воздействий и критики исполнительской деятельности с локальными деформациями нормативного содержания. В реальной деятельности чистого исполнительства не бывает. Требуется полная ответственность за получение предписанного результата, но при неполноте нормы закладывается неполнота обеспечения, непредусмотренность того, что объективно приводит к результату в предписанных формах и, следовательно, не может быть у исполнителя ответственности за это. Технология управления исполнительской деятельностью представлена в прил. 37. Управление кооперативными системами деятельности. Главный принцип управления – снятие противоречий, затруднений за счет введения новых звеньев, имеющих форму деятельности. Затруднения могут касаться либо обеспечения необходимым под требования нормы, либо необходимостью членения какого-либо про-цесса.
Развертывание кооперации столь определенно прикреплено к фиксированным разрывам, потенциалу их повторения и к построению или привлечению тех деятельностей, которые могут обеспечивать снятие фиксированного разрыва, что при исчезновении самих разрывов теряется значимость и усложнений в кооперациях. Можно свести кооперативные отношения к содеятельностным, а при сопротивлении этому – к противодеятельностным. Технология управления кооперативными системами деятельности представлена в прил. 38.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Назовите основные этапы технологии управления согласовательными процессами. 2. Почему возникают противоречия в коллективе организации? 3. Когда возникает управление объектами в организации? 4. Основные процедуры управления объектами в организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|