Способы преодоления защитных механизмов
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Описанные технологии используются для защиты собственного Я от трудностей и конфликтов, страха и проблем. Благодаря подобной защите уменьшается страх, однако при этом имеется опасность, что эти технологии потребуются снова и снова, но в еще большем объеме, давая временный эффект и не решая проблем человека.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Зачем нужна психологическая защита в процессе управленческой деятельности? 2. Основные виды психологической защиты. 3. Зачем люди прибегают к психологической защите? 4. Основные способы преодоления психологической защиты.
ЭффективностЬ использования технологий МЕНЕДЖМЕНТА Под эффективностью применения технологий менеджмента понимается степень достижения поставленных целей, соотношение полученных результатов с планировавшимися, а также масштаб позитивных изменений каких-либо параметров в организации относительно их исходного состояния [27]. При определении эффективности применения технологий менеджмента необходимо иметь в виду, что эта характеристика может иметь разное значение для различных категорий участников управленческого процесса (менеджеров, специалистов, консультантов, преподавателей), поскольку у этих трех групп помимо некоторых совпадающих, общих целей, могут быть и цели специфические. Эти цели обычно определяются преимущественной ориентацией на решение конкретных профессиональных целей, задач, заданий и проблем. С помощью технологий менеджмента решаются задачи различных классов. Так, типовые задачи деятельности можно отнести к классу организационных (финансовых, производственных, инновационных и т.д.), на решение которых и ориентированы, в основном, управленцы. Групповые задачи относятся к поведенческому или персональному менеджменту и являются, в основном, социальными или социально-психологическими. А профессиональные задачи специалистов – к классу личностных или предметных (возможно также социальных и психологических). Преподаватели всегда заинтересованы, помимо интереса к задачам управленцев и специалистов, в развитии технологий менеджмента как эффективных средств учебного процесса. Однако при этом появляются методологические, но чаще всего методические задачи. В конечном счете в ходе учебного процесса все участники расширяют исходное поле деятельности, выявляя, рассматривая и разрешая проблемы четырех классов. Необходимо также отметить, что результаты освоения технологий менеджмента могут быть как непосредственными, так и перспективными.
Непосредственные результаты – это идеи и решения, найденные в ходе применения средств мышления, деятельности и коммуникаций; улучшение сплоченности и мобильности; освоение нового информационного или знаниевого поля с приобретением способностей решать профессиональные задачи, умением решать проблемы, пониманием своего места в их решении и другие. К перспективным результатам можно отнести внедрение найденных решений, использование новых методов деятельности в своей организации, развитие новых направлений деятельности специалистов, т.е. то, что проявится в течение некоторого периода времени уже после освоения. Эти результаты фиксировать намного труднее. Прототипом данной методики является методика определения инновационной игры [32]. Основным содержанием настоящей методики являются процедуры определения эффективности использования технологий менеджмента по избранным параметрам. Общая логика методического процесса состоит в следующем: фиксация исходного состояния ситуации, проблемы, а также затрат на обучение, освоение и применение; фиксация целевых, планируемых результатов по видам; фиксация реальных результатов по видам и ожидаемой экономии от использования технологий менеджмента; соотнесение затрат на использование технологий менеджмента и ожидаемой экономической эффективности при решении профессиональных задач; соотнесение реальных и планируемых результатов; оценка на этой основе весомости реальных результатов по Определение эффективности работы с людьми всегда представляло большую сложность. Поэтому акцент в данной методике делается на использование, в основном, оценок качественных, субъективных и экспертных. Методика определения эффективности использования технологии менеджмента может быть использована в следующем качестве: как средство качественного и быстрого решения профессиональных и предметных задач, как вспомогательный материал при обсуждении процесса использования технологии менеджмента или принятия решения ее применения; как средство оценки эффективности учебного процесса;
как инструмент обратной связи с управленцами и специа-листами. Итогом использования технологий менеджмента может быть получение содержательных, социальных, психологических, педагогических и методологических результатов. Рассмотрим типовые показатели этих результатов. Содержательные результаты могут быть следующие: понимание сущности возникшей проблемы или ситуации, четкое определение понятийного аппарата: умение дать правильную оценку происходящему, сделать правильные выводы и предложить пути выхода из сложившейся ситуации; способность уяснить самое главное, дать по возможности исчерпывающий (точный) ответ по вопросам данной проблемы и использовать накопленный опыт при анализе других аналогичных проблем. В области понятийного аппарата: определение основных концепций, понятий и характеристик; умение оперировать данными понятиями и анализировать их (прил. 61, 1.1); освоение методов представления существующей и желаемой ситуации: использование приемов анализа, оценки; способность выявить положительные и отрицательные стороны существующей ситуации; умение убедить в необходимости преобразования, его преимуществах (прил. 61, 1.2); проблематизация имеющихся затруднений: умение дать ответ на вопрос – в чем заключается сущность проблемы, определить ее границы с целью облегчения работы над ее исследованием и поиском ее решения; предложение возможных вариантов решения (прил. 61, 1.3); перевод существующей проблемы в плоскость известных предметных или профессиональных задач: умение конкретизировать проблему, ставить определенные цели в ее решении; перевод проблемы в ту плоскость, где ее решение будет облегчено (прил. 61, 1.4); формулирование или идентификация существующих проблем (задач): использование четких характеристик, формулировок, понятий, ясное изложение сути задачи; определение основных средств и способов ее решения; понимание основных причин возникновения данной проблемы (прил. 61, 1.5); умение находить альтернативы и сравнивать их между собой, осуществление выбора критериев отбора альтернатив: четкое понимание желаемого результата, предложение как можно большего количества наиболее приемлемых путей (альтернатив) его достижения; выбор и анализ наиболее важных параметров этих альтернатив, сравнение их по этим параметрам между собой; способность выбрать критерий, который был бы наиболее важен при достижении результата, умение правильно его сформулировать; в конечном итоге выбор наиболее предпочтительного пути достижения результата (прил. 61, 1.6);
освоение методов разработки программ, планов, проектов реализации проблем (задач): формулировка общих и конкретных целей, определение путей и средств их достижения; контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими; способность анализировать полученную информацию и использовать ее в дальнейших аналогичных разработках (прил. 61, 1.7). Социальные результаты могут выглядеть следующим образом: освоение средств организации коллективной мыследеятельности: организация дискуссий, споров, дебатов; стимулирование к выдвижению новых идей, к объективным рассуждениям; способность концентрировать мыследеятельность вокруг сути проблемы с целью скорейшего достижения желаемых результатов (прил. 61, 2.1); формирование мотивации к эффективному участию каждого человека в групповой работе: способность по возможности проанализировать потребность каждого участника; умение доказать важность достижения конечной цели для каждого; использование различных средств стимулирования (прил. 61, 2.2); умение управлять конфликтом, стрессом, умение определять и выдвигать лидеров: понимание причин, сути возникшего конфликта, стрессовой ситуации; применение адекватных мер воздействия к виновникам возникновения нарушений; умение вести анализ и оценить позиции всех конфликтующих сторон и выработать компромиссное решение; способность оценить профессиональные, личностные, деловые качества потенциального лидера, показать все преимущества предлагаемого выбора (прил. 61, 2.3). Некоторые психологические результаты представлены ниже: понимание состояния людей в процессе профессиональной деятельности: понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди, степень их заинтересованности в своей деятельности; умение правильно оценить их способности, склонности, и а также видеть то, что может являться негативным фактором в их профессиональной деятельности (прил. 61, 3.1); освоение средств эффективного воздействия и влияния на людей: умение правильно оценить потребности и желания людей; освоение методов мотивации, стимулирования, нахождение индивидуального подхода к людям; способность воздействовать на людей с помощью авторитета лидера (прил. 61, 3.2).
Педагогические результаты могут быть следующие: осмысление возможностей решать собственные проблемы: способность оценить склонность к каким-то определенным путям выхода из сложившейся ситуации, осмысление трудностей в решении проблемы (прил. 61, 4.1); освоение средств организации мышления и деятельности людей для решения проблем (прил. 61, 4.2); освоение средств организации коллективной мыследеятельности (прил. 61, 4.3); повышение восприимчивости к инновациям: осознание потребности в введении инноваций; умение быстро и квалифицированно их внедрять; способность быстро перестраиваться в связи с внедрением инноваций (прил. 61, 4.4); разрушение стереотипов мышления, осмысление средств видения себя, других, окружающей действительности: способность прислушиваться к мнению и правильно оценивать позиции других, иметь объективный взгляд на себя, на других, на окружающую действительность и, опираясь на это, выстраивать свою позицию (прил. 61, 4.5). Некоторые методологические результаты: приобретение способности ориентироваться в поле имеющихся средств мышления, деятельности и коммуникаций и умение их применять в своей профессиональной деятельности (прил. 61, 5.1); приобретение способности “модифицировать” имеющиеся методологические средства и (или) создавать новые подобные средства (прил. 61, 5.2); освоение способности обучать применению методологических средств других людей (прил. 61, 5.3). Следует отметить, что регистрация указанных результатов может представлять значительные сложности, так как иногда их непросто отделить друг от друга, а тем более зафиксировать. Однако этим непростым делом следует заниматься для понимания, какая технология менеджмента дает соответствующие результаты. Это может помочь в стремлении освоить как можно больше технологий менеджмента и четко представлять как и когда их следует применять. Главная цель этих процедур – определить качественные и количественные показатели использования технологий менеджмента вообще, а особенно при решении профессиональных управленческих задач. Задачи – технологии. Назначение – определение эффективности технологий менеджмента с точки зрения влияния их использования на решение профессиональных задач: заполнение карточки консультантом и менеджером (специалистом) перед использованием технологии менеджмента (прил. 60); заполнение анкет консультантом и менеджером (специалистом) после использования технологии менеджмента (прил. 60); определение на основе веса организационных задач и качества применяемых технологий менеджмента в баллах средневзвешенного показателя качества решения профессиональных задач; заполнение дополнительной карточки в случае возникновения в ходе применения управленческой технологии новых, значимых для менеджера профессиональных задач. Экономическая эффективность. Экономические результаты использования технологий менеджментаопределяются следующими операциями: расчет финансовых затрат на использование технологии менеджмента при решении профессиональной задачи (заработная плата специалистов, оплата технических средств, стоимость материалов, оплата консультантов и технических работников); выделение весомых задач, решаемых в организации при использовании технологии менеджмента и подсчет ожидаемой от их внедрения экономии; подсчет после реализации профессиональных задач реальной экономии; вычет из ожидаемой и реальной экономии затрат на реализацию технологии. Полученную сумму считать показателем экономической эффективности. Примечание. Для оценки ожидаемой и реальной экономии от реализации выполненных задач при использовании технологии менеджмента целесообразно пользоваться экспертным методом. Динамика интеллектуального потенциала. Назначение процедуры – приобретение способности качественно решать профессиональные задачи. Основные операции процедуры следующие: предложение менеджерам ежедневно в конце работы фиксировать качество решения одной профессиональной основной задачи или деловой ситуации; определение по окончании работы у каких управленцев число и качество решенных профессиональных задач и их новизна наращивались; определение того, в какой мере возрастает по дням согласованность решенных задач в подразделениях и среди всех менеджеров организации; определение, насколько отстоят количество и качество решенных задач последнего дня экспертизы от этих же показателей пер-вого. Повышение компетенции, рост качества, новизны, согласованности решений и их дистанция от первоначальных вариантов как показатель эффективности работы. Субъективные оценки. Назначение – определение эффективности применения технологий менеджмента по субъективным оценкам самих менеджеров. Основные операции следующие: сбор менеджеров для проведения установки; обучение менеджеров новой технологии менеджмента; предложение до начала использования технологии всем будущим участникам эксперимента заполнить Анкету 1 (прил. 60); предложение через месяц использования технологии менеджмента всем участникам заполнить Анкету 2 (прил. 60); качественный и количественный анализ ответов; обработка результатов; доведение этих результатов до сведения всех менеджеров и руководства. Развитие менеджеров. Назначение – определение эффективности применения технологии менеджмента. Основные операции: предложение ежедневно после рабочего дня менеджерам сделать рефлексивный анализ того, что происходило в течение дня. Примеры вопросов для рефлексивного анализа: что нового и полезного дал лично мне сегодняшний день? как сегодня работало подразделение в целом? что изменилось в представлениях о ситуации, проблеме, практических возможностях что-то изменить? что мне сегодня больше всего не понравилось? как я себя сейчас чувствую? определение в конце работы менеджеров у кого имела место динамика представлений, рост нового и полезного, снижение неудовлетворенности; определение по ответам на второй вопрос, как работало подразделение в позитивном направлении, возможности дать синергетический эффект. Развитие технологии менеджмента. Назначение – определение эффективности применения технологии с точки зрения ее развития. Основные операции следующие: проведение консультантами ежедневно совместной рефлексии реализации какой-либо технологии менеджмента (например, ведения переговоров), фиксируя новые идеи, приемы и формы работы, развивающие технологию; сбор в конце работывсех новых идей, относящихся к технологии менеджмента как к методу деятельности, классификация их, оценка с точки зрения значимости для других технологий менеджмента; квалификация количества и качества новых идей, возникших при использовании технологий менеджмента, как показатель ее эффективности. Количество и содержание процедур, позволяющих исследовать и оценить эффективность применения технологий менеджмента, не исчерпывается приведенными выше процедурами. Основная цель методики в данном случае – оценить, использование каких технологий менеджмента дает наибольшие результаты. Суть методики заключается в следующем: в группу вносится предложение заполнить карточки оценки получения возможных Консультант вносит пояснения по заполнению: дает краткую характеристику технологий менеджмента, подлежащих оцениванию, если отсутствует глоссарий, и групп возможных результатов. На заполнение экспертного листа отводится около 1,5 часа. По окончании работы подсчитываются средние оценки по листам всех участников и делаются соответствующие выводы. В частности, может потребоваться проведение курсов (тренинга) для повышения качества использования или освоения новых технологий менеджмента. В результате проведенных исследований были апробированы вышеуказанные методики. Образец карточки оценки, подлежащей заполнению каждым участником эксперимента, представлен в По результатам заполнения анкет менеджерами была составлена табл. 16. В ней отражены только количественные оценки. Отметим, что данный эксперимент дает возможность более глубокого освоения технологий менеджмента, возможностей и способов их применения. Для оценки результатов использования технологий менеджмента также была проведена экспертиза на основе Президентской программы. Итоговые результаты оценки группой экспертов представлены в прил. 61. Как отмечалось ранее, данная методика позволяет оценить результаты использования технологии и определить значимость применения конкретных технологий менеджмента для получения результатов. Как видно из прил. 61, такие сложные технологии как, например, технология проведения дискуссии и групповой работы дают наибольшие результаты по всем показателям.
Таблица 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|