Способы задания движения точки
Задать движение точки – значит задать ее положение относительно некоторой системы отсчета в любой момент времени. Естественный способ задания движения точки (рис. 4.1). Задать движение точки естественным образом – значит: а) задать траекторию движения точки в некоторой системе отсчета; б) на траектории выбрать начало О и положительное направление отсчета расстояний S = OM; в) указать закон движения точки S=f(t), а также начало отсчета времени t0. Функция S=f(t) должна быть однозначной, непрерывной, дифференцируемой. Закон движения точки может быть задан графически: кривой, отражающей зависимость S от t. Это графическое изображение закона движения точки называют графиком движения точки.
Рис. 4.1 На рис. 4.1 t - ось, касательная к траектории движения точки, направленная в сторону положительного отсчета расстояния S; n – нормаль к траектории движения точки, направленная в сторону вогнутости траектории, b – бинормаль, перпендикулярна к первым двум так, чтобы она образовала с ними правую тройку. Эти оси называются естественными осями. Координатный способ. Положение точки в пространстве трех измерений можно однозначно определить, задав три ее координаты в некоторой системе отсчета. Задать движение точки в координатной форме – значит задать координаты этой точки как функции времени: x=f(t), y=f(t), z=f(t). Эти уравнения называются уравнениями движения точки.
Скорость точки Пусть движение точки задано естественным способом, и пусть в некоторый момент времени t точка занимала на траектории положение М, а в некоторый момент времени t1 – положение М1 (рис. 4.2). Вектор
Вектором скорости в точке в момент времени t называется предел вектора средней скорости при стремлении промежутка
То есть скорость материальной точки при движении по произвольной криволинейной траектории направлена по касательной к траектории в сторону движения.
Рис. 4.2 Если движение точки задано координатным способом, и движущаяся точка в момент времени t занимала положение М (x, y, z), а в момент времени t1 – положение М1 (x+Dx, y+Dy, z+Dz), то вектор средней скорости Проекции вектора скорости на оси координат:
Косинусы углов, образуемых вектором скорости с осями координат, можно найти из соотношений Ускорение точки Величину, определяющую изменение вектора скорости точки в зависимости от времени, называют ускорением точки. Пусть движение точки задано естественным способом (рис. 4.3), а траекторией движения точки является дуга окружности. Допустим, что в некоторый момент времени t точка занимала положение М на траектории и имела скорость v, а в момент времени t1=t + Dt – положение М1 и скорость v1. Перенесем вектор
Вектор
От точки М отложим по линии действия вектора
Тогда
Вычислим первый предел. Для этого введем на касательной к траектории движения точки в точке М единичный вектор
где Dva – приращение алгебраической величины скорости.
Второй предел
Вектор
Модуль и направляющие косинусы полного ускорения найдутся по формулам:
где a - угол между направлением вектора полного ускорения и единичного вектора t, b - угол между направлением вектора полного ускорения и единичного вектора n.
Лекция 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|