Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы участия общественности в исправительном процессе




 

Одной из форм участия общественности в исправительном процессе является деятельность наблюдательных комиссий.

Наблюдательные комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о наблюдательных комиссиях при областных (Минском городском), районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь №460 от 28 августа 2001 года.

Наблюдательные комиссии образуются в составе председателя – заместителя председателя исполнительного комитета (главы администрации), заместителя председателя, секретаря и 4-8 членов комиссии и действуют на общественных началах. В состав комиссии могут входить работники исполнительных и распорядительных органов, депутаты Советов, представители профсоюзных, общественных и иных организаций, ветераны труда, учителя, офицеры запаса. В состав наблюдательной комиссии не могут входить работники органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также адвокаты. Состав комиссии утверждается решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Основными задачами наблюдательных комиссий являются:

- осуществление общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание, соблюдением этими органами порядка и условий исполнения и отбывания осужденными наказания, применением к ним средств исправительного и профилактического воздействия;

- оказание помощи администрации органов, исполняющих наказания, в организации исправительного процесса, общего среднего, профессионально-технического образования и профессиональной подготовки осужденных;

- оказание помощи в осуществлении социальной защиты осужденных, содействие в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы и лиц, возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев.

Наблюдательные комиссии имеют право:

- посещать учреждения, исполняющие уголовные наказания;

- запрашивать и получать от администрации органов, исполняющих наказания, документы и справки, необходимые для работы комиссии;

- совместно с администрацией проводить прием осужденных по вопросам, касающимся отбывания ими наказания, принимать от них и рассматривать предложения, заявления и жалобы;

- совместно с администрацией органов, исполняющих наказания, ходатайствовать о помиловании осужденных;

- заслушивать на своих заседаниях сообщения администрации о работе по исправлению осужденных и вносить предложения об устранении недостатков в их работе; отчеты руководителей организаций о состоянии работы по исправлению лиц, осужденных к наказанию в виде общественных работ, исправительный работ, ограничения свободы;

- посещать организации, на которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, в целях проверки осуществления исправительного процесса в отношении этих лиц;

- оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы, отбывшим наказание в виде ограничения свободы, и лицам, возвратившимся из лечебно-трудовых профилакториев;

- входить в суд с представлением об освобождении от наказания, о смягчении наказания либо об ином улучшении положения осужденного ввиду вступления в силу уголовного закона, имеющего обратную силу;

- согласовывать решение администрации исправительного учреждения входить в суд с представлением об изменении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения;

- согласовывать решение администрации исправительных учреждений на проживание вне колоний осужденных женщин на время освобождения их от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста;

- осуществлять контроль за соблюдением лечебно-трудовыми профилакториями режима принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду находящихся там лиц, за условиями содержания этих лиц;

- участвовать через своих представителей при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания, о замене осужденным неотбытой части наказания более мягким наказанием, об изменении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

Председатель наблюдательной комиссии обеспечивает созыв комиссии, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению, готовит для рассмотрения на заседаниях проекты планов работы комиссии и отчеты о ее деятельности. Заседания комиссии считаются правомочными при наличии более половины ее состава. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов открытым голосованием. В случае равенства голосов членов комиссии голос ее председателя является решающим. Решения подписываются председателем либо его заместителем.

На заседании наблюдательной комиссии имеют право присутствовать прокурор, осуществляющий надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, и в зависимости от рассматриваемых вопросов – представители органов исполняющих наказания, руководители организаций, в которых работают осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, представители общественных и иных организаций.

При рассмотрении материалов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой его части более мягким наказанием и других материалов в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителей администрации органов, исполняющих наказание. На заседания комиссии по этим вопросам могут вызываться осужденные. При необходимости присутствия на заседании наблюдательной комиссии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, заседание проводится на территории жилой зоны исправительного учреждения, арестного дома.

Члены наблюдательных комиссий выполняют свои общественные обязанности, как правило, в свободное от основной работы время. При этом за ними сохраняется среднемесячная заработная плата по месту работы, и они имеют право на возмещение понесенных расходов, связанных с выполнением ими своих общественных обязанностей.

Администрация органов, исполняющих наказания, обязана в месячный срок сообщить в наблюдательную комиссию о принятых по выполнению решения комиссии мерах.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют техническое обеспечение наблюдательных комиссий, предоставляя им при необходимости служебные помещения для работы комиссии, мебель и оборудование для работы. Финансирование производится за счет местных бюджетов.

Контроль за деятельностью наблюдательных комиссий осуществляется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами, которые заслушивают на своих заседаниях отчеты комиссий о проделанной работе.

Участие общественности в работе воспитательных колоний осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних, образуемых при местных исполнительных и распорядительных органах. Они имеют аналогичные права с наблюдательными комиссиями. Их главной задачей является предупреждение преступлений со стороны несовершеннолетних. Комиссии осуществляют контроль за условиями содержания и проведения воспитательной работы в воспитательных колониях. Они имеют право требовать от администрации необходимых сведений, заслушивать администрацию по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания несовершеннолетних осужденных, рассматривать их жалобы и заявления, привлекать общественность к воспитанию несовершеннолетних и назначать общественных воспитателей, возбуждать ходатайства о помиловании, об условно-досрочном освобождении от наказания и участвовать в решении других вопросов, связанных с порядком отбывания наказания осужденными несовершеннолетними лицами.

Деятельность общественных воспитателей осуществляется в целях исправления осужденных, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Общественными воспитателями могут быть государственные и общественные деятели, представители общественных объединений, религиозных организаций и иные лица, способные оказывать воспитательное воздействие на осужденных. Общественные воспитатели осужденных утверждаются начальником исправительного учреждения (ст. 106 УИК).

В целях повышения воспитательного воздействия на осужденных и оказания администрации помощи при отрядах в воспитательных колониях могут создаваться родительские комитеты из родителей несовершеннолетних осужденных, других близких родственников или лиц, их заменяющих. Работа комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Более подробно работа родительского комитета рассмотрена в четырнадцатой главе.

Новым в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Беларусь является создание в исправительных учреждениях, а также при территориальных и республиканских органах управления исправительными учреждениями попечительских советов. Попечительские совет – это добровольное объединение физических и юридических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы.

Они создаются для оказания помощи администрации исправительных учреждений в организации исправительного процесса, общего среднего, профессионально-технического образования и профессиональной подготовки осужденных, укрепления материальной базы исправительного учреждения, осуществления социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождаемых из мест лишения свободы, а также в целях решения вопросов социальной защиты работников исправительных учреждений, повышения их профессионального уровня.

Попечительский совет координирует деятельность общественных, религиозных и иных организаций, коммерческих структур по исправлению осужденных, содействует организации и развитию индивидуальной трудовой деятельности, художественно-прикладного промысла осужденных и реализации их продукции.

Совет привлекает благотворительные средства для оказания материальной помощи лицам, отбывающим наказание, освобожденным из мест лишения свободы, а также членам их семей. Он оказывает также помощь жертвам преступлений.

Попечительские советы создаются на правах общественных объединений и регистрируются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В состав попечительного совета могут входить представители государственных органов, организаций независимо от форм собственности, представители средств массовой информации, общественных объединений и религиозных организаций, деятели науки и культуры, отдельные граждане.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...