Возрастная структура и стратификация
Стр 1 из 130Следующая ⇒ Страницы расположены снизу, т.е. текст находится над страницей В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ Москва ИНФРА-М В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ТОМ IX ВОЗРАСТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Москва ИНФРА-М УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55 Добренькое В.И., Кравченко А.И. Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жиз- ни. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 1094 с: ил. ISBN 5-16-002006-3 (т. 9) ISBN 5-16-001547-7 Девятый том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен возрастам человеческой жизни. Рассмотрены теоретические воззрения на эту проблему, возрастная структура и стратификация, возрастная динамика. Затронуты проблемы демографии возраста и представлены многочисленные культуры и культы. Отдельный раздел посвящен поколенчиским проблемам от истоков цивилизации до наших дней. Далее внимательно разбираются проблемы детей и детства, резко обострившиеся в наши дни. Достаточно внимания уделено подросткам и молодежи. Том завершает детальный анализ старшего поколения планеты, число которого неуклонно увеличивается с развитием цивилизации. Книга представляет несомненный интерес для студентов, аспирантов и преподавателей социологических факультетов и кафедр, ученых-исследователей, а также может быть весьма полезной всем, кто интересуется социологической наукой. УДК 316(075.8) ББК60.5я73 ISBN 5-16-002006-3 (т. 9) ISBN 5-16-001547-7 © Добреньков В.И., КоавченкоА.И., 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ В этом томе мы проследим возрастное развитие отдельного человека как представителя человеческого рода, всего человечества, в том числе глобальный процесс постарения населения, и, наконец, возрастное становление общества через призму стратификации. Как нетрудно догадаться, речь пойдет о детях, подростках, молодежи, взрослых, пожилых людях и стариках. Мы затронем практически все аспекты их жизни — от экономических, социальных до культурных, политических и религиозных.
Возрасты нашей жизни — это критические точки, через которые проходит биологическая эволюция и социальное взросление каждого человека. Возраст важен для социологии в трех отношениях: а) возраст является предписанной характеристикой; б) возраст выступает переходным (транзитивным) статусом; в) возраст служит социальным статусом, связанным с ограничениями и возможностями в доступе к ресурсам, власти, профессии. Возрасты — критические точки биологической эволюции и социального взросления человека Этапы социализации определяются сменой человеческих возрастов. Главных возрастов четыре — детство, юность, зрелость и старость. Но их может быть гораздо больше. А сколько именно? Если детство в широком смысле слова охватывает большой период жизни, то оно в то же время может быть разделено внутри себя на несколько периодов. Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. В науке не существует единой точки зрения, разделяемой всеми учеными, относительно того, сколько на самом деле возрастов у человека. Причина заключается в том, что границы между возрастами весьма условные. Объективные процессы, сопровождающие переход в другой возраст, растя- V гиваются или проявляются у разных людей по-разному. К примеру, старческий склероз у одних возникает в 80 лет, а у других — уже в 50. В фокусе внимания авторов оказываются не только возрасты человеческой жизни и возрастные группы, но также поколения людей, которые, в отличие от первых, имеют более выраженную культурную составляющую. Каждое поколение приходит в этот мир и видит его по-другому и создает свои способы общения, свои ценности, свои цели в жизни, свою культуру.
Поколения — это критические точки, через которые проходит культурное и историческое становление человечества. Одно понятие показывает индивидуальную биографию, другое — коллективную судьбу. Оба они связаны с тем, что принято относить к социальной динамике общества. О них и пойдет речь в девятом томе. В социологии понятие «поколение» глубоко увязано с такими фундаментальными категориями, как социальная структура, социальная группа, социальный институт, их функционирование, социальное время, а потому должно занимать одно из центральных мест в концептуальном аппарате нашей науки. Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Согласно прогнозам в середине XXI в. в общем составе населения люди моложе 30 лет могут составить около половины всего населения планеты. Каждое поколение несет с собой особую культуру, модели поведения, язык. Каждое поколение начинает с утверждения новых ценностей и идеалов, а заканчивает косным консерватизмом и жалким стремлением сохранить существующее. Прослеживая историю того или иного поколения, социолог в действительности прослеживает историю всей страны, видит глазами одного поколения судьбы миллионов людей. Какое бы поколение мы ни взяли — шестидесятников, поднимавших целину и осваивавших космос, семидесятников, творивших в годы застоя, восьмидесятников, девяностодесятников или новое, самое последнее поколение, которому уже придумали оригинальное название — нулевики (от 2000 г.), — сквозь каждое из них проступают контуры социальных потрясений, побед и невзгод, выпавших на долю нашей страны в XX в. И так происходит с каждой страной и в каждую историческую эпоху. Социальным зеркалом истории выступает судьба поколения — большой социальной группы, выделенной по возрастному принципу. Даже всемирную историю можно пересчитать в поколениях и тогда окажется, что вся она — от примитивного австралоп итека до ген иального программиста — занимает ни много ни мало 200 тыс. поколений.
Фундамент половозрастной пирамиды общества составляют дети. В широком смысле дети — это граждане в возрасте от 0 до 16 лет. В узком смысле детством называют только первую половину этого отрезка, так как вторая половина начинается с 9-летнего возраста, а это уже первый год тинейджер-ства (т. е. периода от 9 до 19 лет в англосаксонской классификации, образованной по второй части слова с приставкой teen). Как часто ребенок спрашивает себя: «Что я представляю собой на самом деле?», «Кто я такой?». Восставая против навязываемых обществом норм должного поведения, он устремляется к тому, что называют «настоящей жизнью». Мы часто ощущаем противоречие между тем, что я хочу делать, и VI тем, что я обязан делать. И это противоречие переживается нами как внутренний конфликт. Но причин его происхождения, равно как и способов выхода из него мы зачастую не знаем. Мы учим детей правилам дорожного движения и нормам международного права. Но учим ли мы их «правилам жизни»? Поколения — критические точки культурного развития человечества Общество в огромной степени определяет сознание ребенка. Но оно не лепит личность ребенка из ничего. Оно создает его из того материала, каким располагает. Общество запечатлевает свой образ мира в сознании ребенка. А какое оно — это общество — коррумпированное, криминальное, морально разложившееся? Как определить его качества, не придаваясь панике от того, что это, быть может, не самое лучшее общество влияет, формирует под себя моего ребенка? Хочу ли я, родитель, чтобы такое общество влияло на мое чадо? Отвечая нет, не спешите с вынесением приговора. Российское общество действительно находится не в самой лучшей фазе своего развития. Но является ли оно исключительным? А может быть через период первоначального накопления, когда преступные способы обогащения преобладают над законными, проходили все другие страны? Не является ли это универсально-историческим законом? И если это так, то расстраиваться и горевать нет повода. Такова железная логика объективных законов.
Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам, соци- VII альным или, как иногда их называют в литературе, «брошенным детям». Это дети, которые содержатся в детских домах при живых родителях. Они отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свои родительские обязанности, воспитатели заменяют детям и пап, и мам, в детских домах проходит их первичная социализация и последующее возрастное становление личности. Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, встроенными в социальные связи и взаимоотношения. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, значительно отличающийся от того, который идет в семье. Существование беспризорных и бездомных детей указывает на серьезные деформации в социальной ткани общества, нарушение преемственности поколений и цепи их взаимных обязательств. Всегда ли у социологов, психологов и педагогов доходят руки и хватает выдержки для того, чтобы интервьюировать, наблюдать и изучать каждодневное бытие живущих на улице, просящих милостыню или роющихся в мусоре маленьких существ, юридически считающихся такими же гражданами огромной державы, какими являются респектабельные леди и джентльмены, брезгливо отворачивающиеся от них или проносящиеся мимо в роскошных авто? Готовы ли взрослые выслушать их, не давая при этом моральных оценок их поведению и не пытаясь наставлять на путь истинный? И готовы ли сами дети доверить взрослым самое сокровенное и наболевшее или они привыкли видеть в каждом из них представителя органов власти? Уличные дети должны быть предметом внимания прежде всего ученых, а не милицейских работников. Спад рождаемости, ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, угрожающее распространение токсикомании, наркомании, алкоголизма, рост преступности среди несовершеннолетних, и даже среди девочек, рост сиротства, в том числе социального, развитие элементарной и функциональной неграмотности становятся фактором безопасности страны.
«Трудные дети», «трудные подростки», «бездуховная молодежь» — такими эпитетами мы награждаем тех, кто завтра или чуть позже придет нам на смену и точно так же будет ворчать на подрастающее поколение, проявляя в своих оценках и пристрастных суждениях ту же универсальную закономерность, которую давно уже установили ученые и социологи. Все возрасты нашей жизни — это непохожие либо несоизмеримые социальные миры, со своими взглядами на жизнь, обидами и претензиями. Инвестиции в детство, образование, обустройство культурной среды для подрастающего поколения — это стратегия развития нашего общества, у которого нет иного будущего, как будущее тех граждан, которым сегодня от О до 16 лет. Середину половозрастной пирамиды общества занимают подростки, молодежь и зрелые люди. Больше всего забот с первыми двумя. Их можно назвать своего рода проблемным полем современного общества. Первые только вырываются из-под опеки взрослых, их контроля и надзора, а потому творят порой то, что невозможно себе представить или что будет стыдно VIII вспоминать им во взрослом возрасте. Это, прежде всего, вандализм, подростковая преступность и наркомания. С молодежью, оказывается, проблем ничуть не меньше. В позитивном смысле — это творчески самая активная возрастная группа, готовящаяся пополнить ряды основных производителей и придти на смену уходящим на пенсию пожилым людям. А в негативном смысле — это социальная база терроризма и революционных движений. История знает немало случаев, когда к смене правительств и политических режимов приводили студенческие революции и бунт молодых. Об этом мы тоже поговорим на страницах девятого тома. Подростковый период — промежуточную станцию между детством и взрослой жизнью — индивиды минуют по-разному, в разное время и с различной скоростью. Но в конечном итоге большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить мосту, переброшенному между одной порой жизни и другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У биологической природы человека свои непреложные законы. Хотя, мы знаем это по себе, многим хочется побыстрее стать взрослым. Для подросткового периода характерно расширение рамок общения. Родители отмечают, что если раньше ребенок был «домашним», то, переступив порог 12-летия, он стал тяготиться домом. Общение подростков уже не ограничивается рамками школы, они испытывают потребность объединяться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы. Эти группы являются непременной принадлежностью подросткового периода и возникают совершенно стихийно. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Пожилые люди и старики венчают половозрастную пирамиду общества. Старость — завершающая фаза возрастного индивидуального развития. Старики — большая социальная группа, важнейший элемент социальной структуры общества. Старение — процесс индивидуального возрастного развития, а постарение населения — процесс коллективного возрастного развития, т. е. увеличение процентной доли пожилых людей (старше 55 лет для женщин и 60 для мужчин) в социальном составе населения. Таким образом, старение описывает онтогенез, а постарение населения — социогенез. Старение — разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма. Нет сомнения в том, что в старческом возрасте патологические состояния являются более распространенными. Более того, условия жизни престарелых делают их более подверженными факторам риска, которые могут отрицательным образом воздействовать на здоровье (например, социальная изоляция и несчастные случаи). Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует, что они являются наименее защищенными категориями населения, которым нужна помощь со стороны государства. Социальная защита — это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Она включает в себя юридические и практические действия. Постарение населения нельзя считать ни разрушительным, ни созидательным, ни позитивным, ни негативным процессом, поскольку у него, как IX и любого другого общественного явления, всегда две стороны. Позитивным указанный процесс является потому, что знаменует одно из величайших достижений социального прогресса — увеличение продолжительности жизни. Негативным его можно считать потому, что обслуживание — экономическое (пенсии, льготы и пособия), медицинское (в старости резко возрастает число заболеваний) и социальное (строительство пансионатов и домов отдыха, приютов, расширение числа социальных служб и количества социальных работников, обслуживание на дому и др.) — требует от государства дополнительных затрат, а значит ложиться дополнительным бременем на трудоспособное население (из его отчислений и оплачиваются все расходы). Процесс старения населения оказывает воздействие на численность и соотношение различных групп, вызывая изменения коэффициентов зависимости молодых и пожилых членов общества и численности работающей части населения. Вследствие этого необходимы соответствующие коррективы в области занятости, социального страхования, социального обеспечения, образования, здравоохранения, а также моделей инвестирования, потребления и сбережения. Но важно учитывать не только демографический, а также социологический аспект проблемы. Дело в том, что постарение населения ведет к нарастанию консервативных тенденций в общественной жизни. Для России это означает, что электорат левых партий, голосующих за реставрацию старых порядков или сдерживание прогрессивных изменений, будет расширяться по мере того, как материальный уровень жизни населения будет снижаться (либо оставаться достаточно низким) и происходить общее постарение населения. Приобретают актуальность вопросы одиночества престарелых людей. Одиночество становится массовым явлением. Пожилые люди ищут защиту в семье. Однако в изменившихся социально-экономических условиях российского общества семейные связи ослабляются вследствие загруженности молодых членов семьи, которые слишком заняты, чтобы помочь им пережить трудный период жизни. Сложная семья, состоящая из нескольких поколений, уходит в прошлое. На сцену приходит нуклеарная семья, что свидетельствует о сильной разделенности поколений. В заключение авторы книги выражают благодарность за помощь в работе над отдельными материалами этого тома преподавателям, аспирантам и студентам различных вузов России, в том числе В.А. Хрусловскому, С. Трофимову, И.С. Шкиперовой, Ю.Г. Волкову, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалову, Н.В. Шахматовой, Е.А. Кечину и др. РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Структура научного знания Возрастная структура и стратификация Возрастная динамика Демография возраста
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|