Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная структура и стратификация




Страницы расположены снизу, т.е. текст находится над страницей

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ

Москва

ИНФРА-М

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТОМ IX

ВОЗРАСТЫ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ЖИЗНИ

Москва

ИНФРА-М

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

Д55

Добренькое В.И., Кравченко А.И.

Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жиз-

ни. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 1094 с: ил.

ISBN 5-16-002006-3 (т. 9) ISBN 5-16-001547-7

Девятый том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен воз­растам человеческой жизни. Рассмотрены теоретические воззрения на эту проблему, возрастная структура и стратификация, возрастная динамика. Зат­ронуты проблемы демографии возраста и представлены многочисленные культуры и культы. Отдельный раздел посвящен поколенчиским проблемам от истоков цивилизации до наших дней. Далее внимательно разбираются проблемы детей и детства, резко обострившиеся в наши дни. Достаточно внимания уделено подросткам и молодежи. Том завершает детальный анализ старшего поколения планеты, число которого неуклонно увеличивается с развитием цивилизации.

Книга представляет несомненный интерес для студентов, аспирантов и преподавателей социологических факультетов и кафедр, ученых-исследова­телей, а также может быть весьма полезной всем, кто интересуется социоло­гической наукой.

УДК 316(075.8) ББК60.5я73

ISBN 5-16-002006-3 (т. 9) ISBN 5-16-001547-7


© Добреньков В.И., КоавченкоА.И., 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этом томе мы проследим возрастное развитие отдельного человека как представителя человеческого рода, всего человечества, в том числе глобаль­ный процесс постарения населения, и, наконец, возрастное становление общества через призму стратификации. Как нетрудно догадаться, речь пой­дет о детях, подростках, молодежи, взрослых, пожилых людях и стариках. Мы затронем практически все аспекты их жизни — от экономических, со­циальных до культурных, политических и религиозных.

Возрасты нашей жизни — это критические точки, через которые прохо­дит биологическая эволюция и социальное взросление каждого человека. Возраст важен для социологии в трех отношениях: а) возраст является пред­писанной характеристикой; б) возраст выступает переходным (транзитив­ным) статусом; в) возраст служит социальным статусом, связанным с огра­ничениями и возможностями в доступе к ресурсам, власти, профессии.

Возрастыкритические точки биологической эволюции и социального взросления человека

Этапы социализации определяются сменой человеческих возрастов. Глав­ных возрастов четыре — детство, юность, зрелость и старость. Но их может быть гораздо больше. А сколько именно? Если детство в широком смысле слова охватывает большой период жизни, то оно в то же время может быть разделено внутри себя на несколько периодов.

Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. В науке не существует единой точки зрения, разделяемой всеми уче­ными, относительно того, сколько на самом деле возрастов у человека. При­чина заключается в том, что границы между возрастами весьма условные. Объективные процессы, сопровождающие переход в другой возраст, растя-

V

гиваются или проявляются у разных людей по-разному. К примеру, старче­ский склероз у одних возникает в 80 лет, а у других — уже в 50.

В фокусе внимания авторов оказываются не только возрасты человече­ской жизни и возрастные группы, но также поколения людей, которые, в отличие от первых, имеют более выраженную культурную составляющую. Каждое поколение приходит в этот мир и видит его по-другому и создает свои способы общения, свои ценности, свои цели в жизни, свою культуру.

Поколения — это критические точки, через которые проходит культур­ное и историческое становление человечества. Одно понятие показывает индивидуальную биографию, другое — коллективную судьбу. Оба они свя­заны с тем, что принято относить к социальной динамике общества. О них и пойдет речь в девятом томе.

В социологии понятие «поколение» глубоко увязано с такими фундамен­тальными категориями, как социальная структура, социальная группа, со­циальный институт, их функционирование, социальное время, а потому должно занимать одно из центральных мест в концептуальном аппарате нашей науки.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Согласно прогнозам в середи­не XXI в. в общем составе населения люди моложе 30 лет могут составить около половины всего населения планеты.

Каждое поколение несет с собой особую культуру, модели поведения, язык. Каждое поколение начинает с утверждения новых ценностей и идеа­лов, а заканчивает косным консерватизмом и жалким стремлением сохра­нить существующее.

Прослеживая историю того или иного поколения, социолог в действи­тельности прослеживает историю всей страны, видит глазами одного поко­ления судьбы миллионов людей. Какое бы поколение мы ни взяли — шес­тидесятников, поднимавших целину и осваивавших космос, семидесятни­ков, творивших в годы застоя, восьмидесятников, девяностодесятников или новое, самое последнее поколение, которому уже придумали оригинальное название — нулевики (от 2000 г.), — сквозь каждое из них проступают кон­туры социальных потрясений, побед и невзгод, выпавших на долю нашей страны в XX в. И так происходит с каждой страной и в каждую историчес­кую эпоху. Социальным зеркалом истории выступает судьба поколения — большой социальной группы, выделенной по возрастному принципу. Даже всемирную историю можно пересчитать в поколениях и тогда окажется, что вся она — от примитивного австралоп итека до ген иального программиста — занимает ни много ни мало 200 тыс. поколений.

Фундамент половозрастной пирамиды общества составляют дети. В ши­роком смысле дети — это граждане в возрасте от 0 до 16 лет. В узком смысле детством называют только первую половину этого отрезка, так как вторая половина начинается с 9-летнего возраста, а это уже первый год тинейджер-ства (т. е. периода от 9 до 19 лет в англосаксонской классификации, образо­ванной по второй части слова с приставкой teen).

Как часто ребенок спрашивает себя: «Что я представляю собой на самом деле?», «Кто я такой?». Восставая против навязываемых обществом норм должного поведения, он устремляется к тому, что называют «настоящей жизнью». Мы часто ощущаем противоречие между тем, что я хочу делать, и

VI

тем, что я обязан делать. И это противоречие переживается нами как внут­ренний конфликт. Но причин его происхождения, равно как и способов выхода из него мы зачастую не знаем. Мы учим детей правилам дорожного движения и нормам международного права. Но учим ли мы их «правилам жизни»?

Поколениякритические точки культурного развития человечества

Общество в огромной степени определяет сознание ребенка. Но оно не лепит личность ребенка из ничего. Оно создает его из того материала, ка­ким располагает. Общество запечатлевает свой образ мира в сознании ребен­ка. А какое оно — это общество — коррумпированное, криминальное, мо­рально разложившееся? Как определить его качества, не придаваясь пани­ке от того, что это, быть может, не самое лучшее общество влияет, формирует под себя моего ребенка? Хочу ли я, родитель, чтобы такое общество влияло на мое чадо? Отвечая нет, не спешите с вынесением приговора. Российское общество действительно находится не в самой лучшей фазе своего развития. Но является ли оно исключительным? А может быть через период первона­чального накопления, когда преступные способы обогащения преобладают над законными, проходили все другие страны? Не является ли это универ­сально-историческим законом? И если это так, то расстраиваться и горевать нет повода. Такова железная логика объективных законов.

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения роди­телей, есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не за­страхован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворо­том. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам, соци-

VII

альным или, как иногда их называют в литературе, «брошенным детям». Это дети, которые содержатся в детских домах при живых родителях. Они отка­зались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свои родитель­ские обязанности, воспитатели заменяют детям и пап, и мам, в детских до­мах проходит их первичная социализация и последующее возрастное станов­ление личности.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми стал­киваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются «чужими» в обществе после оставления ими дет­ского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, встро­енными в социальные связи и взаимоотношения. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, значительно отличающийся от того, который идет в семье.

Существование беспризорных и бездомных детей указывает на серьезные деформации в социальной ткани общества, нарушение преемственности поколений и цепи их взаимных обязательств. Всегда ли у социологов, пси­хологов и педагогов доходят руки и хватает выдержки для того, чтобы ин­тервьюировать, наблюдать и изучать каждодневное бытие живущих на ули­це, просящих милостыню или роющихся в мусоре маленьких существ, юри­дически считающихся такими же гражданами огромной державы, какими являются респектабельные леди и джентльмены, брезгливо отворачивающи­еся от них или проносящиеся мимо в роскошных авто? Готовы ли взрослые выслушать их, не давая при этом моральных оценок их поведению и не пы­таясь наставлять на путь истинный? И готовы ли сами дети доверить взрос­лым самое сокровенное и наболевшее или они привыкли видеть в каждом из них представителя органов власти? Уличные дети должны быть предме­том внимания прежде всего ученых, а не милицейских работников.

Спад рождаемости, ухудшение состояния здоровья подрастающего поко­ления, угрожающее распространение токсикомании, наркомании, алкого­лизма, рост преступности среди несовершеннолетних, и даже среди девочек, рост сиротства, в том числе социального, развитие элементарной и функци­ональной неграмотности становятся фактором безопасности страны.

«Трудные дети», «трудные подростки», «бездуховная молодежь» — таки­ми эпитетами мы награждаем тех, кто завтра или чуть позже придет нам на смену и точно так же будет ворчать на подрастающее поколение, проявляя в своих оценках и пристрастных суждениях ту же универсальную закономер­ность, которую давно уже установили ученые и социологи. Все возрасты нашей жизни — это непохожие либо несоизмеримые социальные миры, со своими взглядами на жизнь, обидами и претензиями.

Инвестиции в детство, образование, обустройство культурной среды для подрастающего поколения — это стратегия развития нашего общества, у которого нет иного будущего, как будущее тех граждан, которым сегодня от О до 16 лет.

Середину половозрастной пирамиды общества занимают подростки, молодежь и зрелые люди. Больше всего забот с первыми двумя. Их можно назвать своего рода проблемным полем современного общества. Первые только вырываются из-под опеки взрослых, их контроля и надзора, а пото­му творят порой то, что невозможно себе представить или что будет стыдно

VIII

вспоминать им во взрослом возрасте. Это, прежде всего, вандализм, подрост­ковая преступность и наркомания. С молодежью, оказывается, проблем ничуть не меньше. В позитивном смысле — это творчески самая активная возрастная группа, готовящаяся пополнить ряды основных производителей и придти на смену уходящим на пенсию пожилым людям. А в негативном смысле — это социальная база терроризма и революционных движений. История знает немало случаев, когда к смене правительств и политических режимов приводили студенческие революции и бунт молодых. Об этом мы тоже поговорим на страницах девятого тома.

Подростковый период — промежуточную станцию между детством и взрослой жизнью — индивиды минуют по-разному, в разное время и с раз­личной скоростью. Но в конечном итоге большинство подростков обрета­ют зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить мосту, переброшенному между одной порой жизни и другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У биологической природы человека свои непреложные законы. Хотя, мы зна­ем это по себе, многим хочется побыстрее стать взрослым.

Для подросткового периода характерно расширение рамок общения. Родители отмечают, что если раньше ребенок был «домашним», то, пересту­пив порог 12-летия, он стал тяготиться домом. Общение подростков уже не ограничивается рамками школы, они испытывают потребность объединять­ся в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы. Эти груп­пы являются непременной принадлежностью подросткового периода и воз­никают совершенно стихийно.

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского воз­раста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Пожилые люди и старики венчают половозрастную пирамиду общества. Старость — завершающая фаза возрастного индивидуального развития. Ста­рики — большая социальная группа, важнейший элемент социальной струк­туры общества. Старение — процесс индивидуального возрастного развития, а постарение населения — процесс коллективного возрастного развития, т. е. увеличение процентной доли пожилых людей (старше 55 лет для женщин и 60 для мужчин) в социальном составе населения. Таким образом, старение описывает онтогенез, а постарение населения — социогенез.

Старение — разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма. Нет сомнения в том, что в старческом возрасте патологические состояния являются более распространенными. Более того, условия жизни престаре­лых делают их более подверженными факторам риска, которые могут отри­цательным образом воздействовать на здоровье (например, социальная изо­ляция и несчастные случаи).

Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует, что они яв­ляются наименее защищенными категориями населения, которым нужна помощь со стороны государства. Социальная защита — это комплекс эконо­мических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старчес­кого возраста. Она включает в себя юридические и практические действия.

Постарение населения нельзя считать ни разрушительным, ни созида­тельным, ни позитивным, ни негативным процессом, поскольку у него, как

IX

и любого другого общественного явления, всегда две стороны. Позитивным указанный процесс является потому, что знаменует одно из величайших достижений социального прогресса — увеличение продолжительности жиз­ни. Негативным его можно считать потому, что обслуживание — экономи­ческое (пенсии, льготы и пособия), медицинское (в старости резко возрас­тает число заболеваний) и социальное (строительство пансионатов и домов отдыха, приютов, расширение числа социальных служб и количества соци­альных работников, обслуживание на дому и др.) — требует от государства дополнительных затрат, а значит ложиться дополнительным бременем на трудоспособное население (из его отчислений и оплачиваются все расходы).

Процесс старения населения оказывает воздействие на численность и соотношение различных групп, вызывая изменения коэффициентов зави­симости молодых и пожилых членов общества и численности работающей части населения. Вследствие этого необходимы соответствующие корректи­вы в области занятости, социального страхования, социального обеспече­ния, образования, здравоохранения, а также моделей инвестирования, по­требления и сбережения. Но важно учитывать не только демографический, а также социологический аспект проблемы. Дело в том, что постарение на­селения ведет к нарастанию консервативных тенденций в общественной жизни. Для России это означает, что электорат левых партий, голосующих за реставрацию старых порядков или сдерживание прогрессивных измене­ний, будет расширяться по мере того, как материальный уровень жизни населения будет снижаться (либо оставаться достаточно низким) и проис­ходить общее постарение населения.

Приобретают актуальность вопросы одиночества престарелых людей. Одиночество становится массовым явлением. Пожилые люди ищут защиту в семье. Однако в изменившихся социально-экономических условиях рос­сийского общества семейные связи ослабляются вследствие загруженности молодых членов семьи, которые слишком заняты, чтобы помочь им пере­жить трудный период жизни. Сложная семья, состоящая из нескольких по­колений, уходит в прошлое. На сцену приходит нуклеарная семья, что сви­детельствует о сильной разделенности поколений.

В заключение авторы книги выражают благодарность за помощь в рабо­те над отдельными материалами этого тома преподавателям, аспирантам и студентам различных вузов России, в том числе В.А. Хрусловскому, С. Тро­фимову, И.С. Шкиперовой, Ю.Г. Волкову, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалову, Н.В. Шахматовой, Е.А. Кечину и др.

РАЗДЕЛ I

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Структура научного знания

Возрастная структура и стратификация

Возрастная динамика

Демография возраста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...