Предмет междисциплинарного изучения
Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами, — возрастной психологией, социальной психологией возраста, геронтологией, медициной и социальной работой, демографией, антропологией возраста и рядом других наук — она образует подсистему системы научного знания, посвященную возрастной тематике. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В изучении подростков, юношей и молодежи антропологи и психологи долгое время лидировали как по числу теоретических новаций, так и по количеству накопленной эмпирической информации. Они преуспели в возрастной тематике лучше нас. Широким фронтом социологи принялись изучать молодежную проблематику, пожалуй, только во второй половине XX в., когда во всем мире обратили внимание на ее революционный пыл и обнаружившееся после событий 1968 г. негативное влияние на общество. Социологам пришлось ответить на вызов времени, превратив некогда периферийную тематику в центр научных исследований. Напротив, антропологи и психологи исследовали детей, подростков и молодежь в спокой- ные периоды времени, особенно не суетясь, обстоятельно анализируя все этапы социализации личности. Сегодня возрастная психология, на наш взгляд, более развита, чем возрастная социология. Антропологов всегда интересовала возрастная специфика, поскольку в аборигенных культурах она — самая яркая страница. Действительно, красочные обряды инициации, связанные с возрастом ритуалы социальных взаимоотношений, вопросы инфантицида и геронтицида, фольклор и обрядовая субкультура представляют немалый интерес для ученых и сегодня, когда примитивных племен становится на планете все меньше.
Именно на эту черту социологии — реакцию «ад хок» (после того, как) — обратил внимание К. Харрельман1, отметивший, что исследования молоде Даже классики социологического подхода к молодежи — Маргарет Мид2, писавшая о разрыве между поколениями и эволюции отношений между ними, и К. Мангейм3, создавший теорию поколений как фактора социальных изменений, — получили широкое признание, представив наилучшее из существовавших тогда объяснений молодежного протеста 1968 г. Исследование молодежи у социологов — реагирование на болевые точки цивилизации: как что, где случилось — немедленно вызывают «службу спасения» 1 Hurrelmann К. Youth — A Productive Phase in Human Life // Education. Vol. 39. Tubinge, Germany, 1985. 2 Mead M. Culture and Commitment. A Study of Generation Gap. L., 1970. 3 Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1970. Демография Демография (от греч. demos — народ и...графия) — наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и их зависимость от социально-экономических, исторических и других факторов. Демография изучает не только половозрастные параметры населения, но также его постарение, вхождение и выбытие трудоспособных возрастов, поколенческие циклы, соотношение рождаемости и смертности, а также здоровье нации.
Анализируя процессы воспроизводства населения, демография пользуется понятием поколения в его генеалогическом смысле, имея в виду совокупности матерей, их дочерей, внучек и т.д. В таком случае демографы ведут себя точно так же, как и этнографы, когда рассуждают о возрастных группах. В самом деле, демографы называют возрастными группами любые произвольные группировки людей, составленные по возрастному принципу, например, лиц от 15 до 19 лет или от 20 до 24 лет. Как правило, это условные статистические поколения, различающиеся по возрасту, происхождению или каким-либо иным количественным признакам (количество детей, смертность, коэффициенты безработицы). Для описания социальной динамики, т.е. изменения возрастной группы во времени — на протяжении их жизненного пути, — в демографии используется также понятие «когорта». Таблица 1 Динамика населения мира (ООН, 1997 г.)
Источник: Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества. М., 1999. Поколением демографы называют следующие типы социальных образований: 1) совокупность людей, родившихся в определенный период (чаще всего равный календарному году); то же, что когорта по году рождения. Различают совокупность ровесников, составляющих реальное поколение, и совокупность современников разного возраста, образующих гипотетическое поколение; 2) потомство супружеской пары или совокупности супружеских пар по степеням родства, причем сами эти пары (родители) считаются нулевым поколением, их дети — первым поколением, внуки — вторым поколением и т.д.; 3) колено, ступень в линии родства между двумя родственниками по прямой линии, т.е. происходящими от общего предка (мать — дочь или отец — сын). В той или иной мере разграничивается в любой системе родства. Поскольку в демографии рассматриваются не отдельные индивиды или семьи, а совокупности людей, поколение в этом смысле может быть только средней величиной. Длина поколения выражается средним промежутком времени между рождением родителей и рождением всех их детей4.
Взаимосвязь и преемственность поколений образуют возрастную структуру общества. Возрастная структура общества и складывающиеся в ней взаимоотношения поколений имеют троякую природу: биологическую (смена поколений связана с естественным жизненным циклом), социальную (разделение функций между возрастными группами и сами его критерии зависят от социально-экономической структуры общества) и историческую (начиная жить в определенный момент времени каждое поколение связано общностью каких-то жизненных переживаний и в силу этого уникально, неповторимо). Анализ поколений в демографии позволяет выяснить долгосрочные тенденции динамики населения, изменения в способах его воспроизводства, сроках включения в трудовую жизнь. Наибольший интерес демографы проявляют к трем возрастным категориям — молодежи, среднему возрасту и пожилым людям. Молодежь5 образует трудовой потенциал общества, зрелые люди — численность трудоактив-ного населения, а пожилые — группу пенсионеров. Доля каждого возраста в составе населения определяет тип возрастной структуры. Врезка Кирпич рождения Американские археологи в 2001 г. обнаружили 3700-летний «магический кирпич рождения» неподалеку от Абидоса в Южном Египте. Красочно украшенный кирпич рождения, который имеет размеры 36 на 18 см, самый первый из подобных культовых предметов — является одним из пары, которая использовалась, чтобы поддержать ноги женщины, когда она садится на корточки во время родов. Древний кирпич сохранил на себе красочные рисунки сцен родов, где изображены: мать, держащая своего новорожденного ребенка, и образы богов, роль которых по древнеегипетской мифологии заключалась в защите и помощи матери и ребенку во время родов. Согласно доктору Вегнеру, египтологи давно уже знали из древних манускриптов, что стандартной
позой женщины во время родов в Древнем Египте было положение, когда она садилась на корточки на двух ритуальных кирпичах. Верхняя поверхность кирпича рождения, обнаруженного в Абидосе, в отличие от его основания и сторон, сильно искрошилась. Исследователи обнаружили, что грандиозное сооружение, которое они раскапывали, было фактически местом жительства древнеегипетского городского правителя, никогда прежде не идентифицированное. Раскопанный кирпич рождения был обнаружен в месте, которое считалось женской жилой секцией дома. Многочисленные надписи и печати из глины, найденные в этой комнате, несут имя дочери фараона Ренсенеб. Доктор Вегнер подозревает, что эта женщина, жившая в эпоху 13-й Династии Египта, возможно, была принцессой, которая была замужем за одним из городских правителей. См.: Улицкий Я.С. Демографическое понятие поколения // Проблемы демографической статистики. М., 1959; Урланис Б.Ц. История одного поколения. М., 1968; Демография поколений. М., 1972; Никитенко В.В. Демографический анализ поколений. М., 1979; Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 331. В демографии молодежь трактуется как специфическая возрастная когорта, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры. Эксперты отдела демографии ООН в 1959 г. приняли возраст 65 лет как границу для измерения процессов старения и предложили три уровня, характеризующие демографическую структуру населения: 1) при наличии 4% лиц старше 65 лет — молодое население; 2) от 4 до 7% — структура зрелого населения; 3) более 7% — старое население. Показателем постарения населения служит увеличение доли людей старшего возраста в общей численности населения страны, выраженная в процентах. Нижней границей, начиная с которой отсчитывается эта доля, берется возраст 60—65 лет. Общий показатель постарения учитывает одной цифрой всех людей, кому больше 60 или 65 лет (каждый раз лучше всего оговаривать нижнюю границу). Так, например, известно, что в развитых индустриальных странах лица старше 65 лет в 1900 г. составляли 4—6% всего населения. К1950 г. их численность возросла почти в 4 раза, а удельный вес — до 8—10% населения. К 1980 г. число лиц в возрасте от 65 лет и старше удвоилось. По расчетам, в 2000 г. эта возрастная категория расширилась до 15— 18%, а к 2050 г. может увеличиться до 20% или более того.
Кроме общего показателя постарения существуют дифференцированные показатели постарения населения. Они учитывают процентные доли субвозрастных категорий в численности пожилого населения, скажем, 10% долгожителей от общего числа людей пожилого возраста. Для создания дифференцированных показателей необходимо вначале составить классификацию старших возрастных групп, корректным образом их типологизировать, а затем вычислять долевой показатель для каждой подгруппы. Поскольку общепринятой классификации не существует, а разные авторы или научные школы прибегают к неодинаковым типологиям, то общей системы диффе- В Древнем Египте, где детская смертность была высока, египтяне призывали на помощь богов — покровителей материнства через магические культовые предметы, подобные кирпичам рождения, и специальными ритуалами во время родов. Египетский кирпич рождения был связан с опре- деленной богиней — Мескэнет, которая иногда изображалась в форме кирпича с человеческой головой. На недавно обнаруженном кирпиче рождения, главная сцена показывает мать с ее новорожденным мальчиком, которых с обеих сторон обступают женщины и Хатор, богиня коровы, близко связанная с рождением и материнством. Египтяне уподобляли рождение ребенка восходу солнца на рассвете. Магические культы во время родов несли в себе цель — защитить новорожденного ребенка на его пути в мир. На этом кирпиче рождения бог солнца появляется в символической форме — в облике кота пустыни. Изображения опекунов бога солнца украшают стороны кирпича, что должно было обеспечивать защиту для матери и ребенка. Один набор объектов, близко связанных с недавно обнаруженным кирпичом рождения — магические палочки, обычно украшенные сценами битвы божеств и демонов. Их фрагменты также обнаружили в месте, где располагался дворец древнеегипетского городского правителя. Египтологи знают, что взмахи такими палочками использовались в качестве призыва божественных сил на защиту новорожденного ребенка, как когда-то тем же самым способом, согласно древнеегипетской мифологии, союзники бога солнца защитили его, когда он был молод и уязвим. Обнаружение кирпича рождения открывает нам другую часть истории бытовой жизни в сфере материнства и рождаемости Древнего Египта. Источник: SciTecLibrary. com ренцированных показателей постарения населения ни в международном масштабе, ни в рамках одной страны пока не создано. Для описания процесса демографического старения используются и другие показатели: индексы средней продолжительность жизни; вероятность доживания до 60, 70, 80, 90 и 100 лет; ежегодный относительный прирост числа лиц пожилого и старческого возраста; соотношение между численностью групп трудоспособного населения и лиц старше 60 лет — коэффициент обремененности; соотношение между числом молодых людей в возрасте до 19 лет и лиц старше 60 лет — индекс старения6. Историческая демография Историческая демография, призванная изучать всемирную историю или историю развития отдельного региона на основе демографических показателей, чаще всего когортного анализа и поколенческих исследований, формировалась как междисциплинарная сфера знаний. Как научная дисциплина она появилась 50 лет назад. Вместо полевых исследований, характерных для этнографии в целом, здесь изучаются письменные источники прошлых веков (данные древних и средневековых авторов, описания путешествий, записки миссионеров, купцов, офицеров и других наблюдателей, юридические документы, фольклорные записи и т.п.). Кроме них, использовались также лингвистические, ономастические и археологические материалы. Историческая демография восстанавливает не только исчезнувшие первобытные культуры, но и минувшие этапы развития обществ, продолжающие существовать в настоящее время, в результате чего появляется возможность сравнить одни и те же общества на разных отрезках времени и проследить эволюцию их культуры. Становление исторической демографии неразрывно связано с восстановлением истории семей 6 Теория и практика социальной работы: методические материалы / Отв. ред. A.M. Панов и Е И Хо-лостова. М., 1997. До сих пор демографы рассматривают историческую демографию как демографическую науку, а историки относят ее к исторической науке. Так как она изучает изменения демографических ситуаций за длительные периоды времени, объектом ее исследования выступает народонаселение в его прошлом. Как менялось население той или иной страны на протяжении веков? Сколько человек жило в ней раньше, сколько живет сейчас, как будет изменяться ее население в будущем? Ответить на эти вопросы не всегда удается, так как главная проблема, с которой сталкиваются историки, изучающие древний и средневековый периоды, — это отсутствие надежных статистических материалов. В одних странах с давних времен достаточно регулярно проводились переписи населения, в других такая традиция отсутствует. Историческая демография привлекла к себе широкое внимание в последние десятилетия, когда мы стали свидетелями «демографического взрыва» в развивающихся странах и резкого снижения показателей воспроизводства населения в экономически развитых странах7. Становление исторической демографии неразрывно связано с именем французского демографа Луи Анри8 и методом reconstitution des families — восстановление истории семей (ВИС), основанным на разработке именных данных приходских регистров9 при помощи составления семейных карт. После выхода в свет в середине 1950-х гг. первых работ Луи Анри, посвященных ВИС, метод получил всемирное признание и распространение. По мнению многих ученых, не вызывает сомнения, что историческая демография обязана своим возникновением именно методу reconstitution des families, определившему ее специфику. Э. Ван де Валль назвал ВИС «царской дорогой исторической демографии»10. В США уникальная источниковая база исторической демографии начала формироваться много ранее появления этой науки во Франции и с другими целями. С 1932 г. в интересах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) Генеалогическое общество Солт-Лейк-Сити (штат Юта) из религиозных побуждений занялось копированием приходских регистров в странах всех континентов. В настоящее время Общество располагает самой представительной коллекцией исторической информации четырех разновидностей источников — генеалогических, демографических, генетических и прочих исследований. К середине 80-х гг. уже был создан комплекс из более 8 млн семейных карт (близ- См.: Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986. С. 229—238; ВодарскийЯ.Е. Историческая демография как отрасль исторической науки // Историческая демография. М., 1989. С. 7—15; Шелестов Д. К. Историческая демография. М., 1987; Горская Н.А. Историческая демография России эпохи феодализма. М., 1994; Тишков В.А. Историческая демография в США и Канаде // Историческая демография: проблемы, суждения, задачи. М, 1989. С. 183—208; Ананьева Г.Е. Историческая демография // Система знаний о народонаселении / Под ред. Д.И. Валентея. М, 1976; Самаркин В.В. Историческая демография западноевропейского средневековья // Вопр. истории. 1977. № 2; Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы и исследования. М., 1988; Историческая демография Сибири. Новосибирск, 1992; Историческая демография: проблемы, суждения, задачи. М., 1989; Историческая демография и современность. Донецк, 1991; Историческая демография татарского народа. Казань, 1993. Henry L. Anciennes families genevoises. Etudes demographiques (XVI-XX siecle). Paris, 1956; Henry L. Pour connaotre la population de la France depuis Lous XIV// Population. 1958. Nr 13. P. 663-686; Henry L. Manuel de demographie historique. 2-е ed. Geneve-Paris, 1970; Fleury M., Henry L. Nouveau manuel de depouillement et d'exploitation de l'etat civil ancien. Paris, 1985. Зарубежный аналог отечественных метрических книг. Etienne Van de Walk. De l'emploi des modeles en demographie historique //ADH. 1972. P. 153. ких по типу к картам Луи Анри), составленных по сконцентрированным в Солт-Лейк-Сити источникам. Для каждого члена семейной пары имелись сведения о его прямых предках и уточняющих событиях в отношении детей, происшедших от этой пары". Американские ученые усовершенствовали классический вариант метода ВИС, предложенный Луи Анри, придав размах изучаемым территориям и многообразию связей индивидов, создав посредством объединения отдельных групп данных целый географическо-ге-неалогический комплекс индивидов, живущих на территории штата Юта12. Сильная школа исторической демографии сформировалась в Канаде, которая генетически связана с французской школой. С 1995 г. несколько областных архивов России начали сотрудничество с Генеалогическим обществом штата Юта по копированию метрических книг, ревизских сказок и других генеалогических источников. В 1970—1980-е гг. в историко-демо-графические исследования во многих странах начали внедряться электронные технологии. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ — дисциплина, изучающая народонаселение в его демографической истории (структура, воспроизводство, закономерности развития и др.). Историческая демография — наука в России сравнительно новая. Можно сказать, что до 1991 г., в условиях жесткой цензуры, ее практически не существовало. Иначе пришлось бы рассказывать о депортации коренных народов и вымирании малых народов России. Сегодня эта наука активно развивается и в нашей стране. В центре внимания ученых оказались такие массовые источники, как метрические книги и ревизские сказки, клировые ведомости, исповедальные росписи и пр. В России сложились основные центры исторической демографии, к которым относятся Барнаул, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Саранск, Тамбов, Тула и др. Исследования идут в тесном взаимодействии с зарубежными коллегами из Белоруссии, Великобритании, Нидерландов, Франции. В настоящее время в ряде научных центров России и Западной Европы проводятся совместные исследования по сравнительному изучению народонаселения, в которых используются данные ревизского и церковного учета с применением методов когортного анализа (Тамбовский государственный университет: Ю.А. Мизис, В.В. Кани-щев, В.Д. Орлова, В.Л. Дьячков, Л.Г. Протасов, Р.Б. Кончаков; Ярославский государственный университет: И.Ю. Шустрова, Е. Синицина, С. Голубева, Т. Трохина; Nederlands Agronomisch Historisch Instituut: Pirn Kooij, Geurt Collenteur, Aukje Mennens-van Zeijst). Историко-демографические исследования призваны прослеживать динамику населения страны или региона, выяснить численность населения с определением причин ее изменения, состав населения, состояние брака и семьи, естественное движение и миграцию населения. Источником выступают церковно-приходские (метрические) книги. Так, историки Алтайского государственного университета совместно с сотрудниками Центра хране- АШАШ Ct "■ E,Ud6S gen'tiqUeS Ct demo^P^ues et base de donnees gLa^ques de 1 UTAN // ния архивного фонда Алтайского края изучили 12 939 метрических книг, охватывающих практически всю современную территорию Алтайского края за период с 1802 по 1899 г. Ученые пришли к выводу о том, на протяжении первой половины XIX в. процентные показатели записей рождаемости составляли от62до79%,брачности —от Юдо 18%,смертности —от 10до23%. Во второй половине XIX в. записи о рождении составляли 56—81% общего числа записей, брачности — 6-14%, смертности — 13—35%13. Проверка демографической информации осуществляется по ревизским сказкам, которые могут дополнить часто отсутствующие в метриках сведения о смертях младенцев. Сегодня историками и демографами активно изучается широкий спектр первичных источни Белорусский исследователь В.Л. Носевич по материалам инвентарей, метрических книг за период 1762—1850 гг. и ревизским сказкам за 1740,1795, 1811, 1816, 1834, 1841, 1850 и 1857/8 г. проследил история 227 хозяйств. Многие из них непрерывно существовали на одном месте на протяжении 5— 6 поколений. Ему удалось восстановить жизненные циклы примерно 1 500 взрослых мужчин и их семей, включая 840 завершенных циклов, от рождения до смерти главы семьи14. Полученные данные позволяют смоделировать хозяйственный и демографический цикл крестьянской семьи. За рубежом когортный анализ применяли в своих исследованиях S. Hoch (США), P. Kooij, G. Collenteur, R. Paping (Нидерланды) и др. В Гронингене (Нидерланды), Айова-Сити (США), Тамбове, Ростове и Москве прошел ряд конференций и рабочих семинаров по проблемам исторической демографии. Так, весной 1999 г. в Санкт-Петербурге на базе кафедры источниковедения СПбГУ прошел рабочий семинар, в котором приняли участие исследователи из Голландии, Москвы, Петрозаводска, Ярославля, Тамбова. Одним из ведущих направлений в исторической демографии признана школа «Анналов» во Франции, изучающая эволюцию европейского сознания и менталитета, развитие европейской культуры средневековья и нового времени. Особое место в исследованиях данной школы представляет реконструкция простонародной и крестьянской жизни средневековья, соотношение между «народной» и «ученой» («фольклорной» и «официальной», «устной» и «письменной») культурами, которая выделилась в самостоятельную дисциплину — историческую антропологию. Специалисты этой школы разработали концепцию демографических циклов. Речь идет о цикличе- Владимиров В.Н., Силина И.Г. Метрические книги как историко-демографический источник // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. М., 2000. С. 149-151. Носевич В.Л. Демографические показатели белорусского крестьянства во второй половине XVIII — первой половине XIX в. // Компьютер и историческая демография. Сб. науч. ст. / Под ред. В.Н. Владимирова. Барнаул, 2000. С. 173-198. ских колебаниях численности населения, о циклах, которые Фернан Бро-дель называет «вековой тенденцией» и которые Раймонд Пирл называл «демографическими», а Рондо Камерон — «логистическими циклами». Ф. Бродель подчеркивал, что демографические циклы являются глобальными закономерностями истории, исходя из которых можно объяснить многие события политической и экономической жизни доиндустриального общества.
В соответствии с классическими представлениями, демографический цикл начинается с периода демографического роста, затем ресурсы пахотных земель оказываются исчерпанными, душевое потребление падает до критической черты, за которой начинается голод. Размеры наделов уменьшаются, крестьянское хозяйство теряет устойчивость, в годы голода крестьяне продают землю ростовщикам и помещикам. В деревне растет помещичье землевладение. Разоренные крестьяне пытаются прокормиться ремеслом, уходят в города. Города растут, но вместе с тем растет число голодных и нищих. Голодная смертность компенсирует естественную рождаемость, рост населения прекращается. В конце концов, голод приводит к крестьянским восстаниям, попыткам передела земель, внутренним войнам. Военное разорение еще более усиливает голод, начинаются эпидемии, и бедствия сливаются в катастрофу, которая губит большую часть населения. Затем начинается новый демографический цикл. Специалисты кафедры источниковедения истории России Санкт-Петербургского университета проанализировали документы церковно-приходс-кого учета (метрические книги, исповедные ведомости, формулярные ведомости) Олонецкого уезда и выяснили динамику смертности в кризисные годы для разных возрастных категорий населения второй половины XIX в. Историю и динамику поколений на протяжении многих эпох и в разных странах анализировали в своих книгах Джулиан Мэрис «Поколения. Исто--рический метод»15 и Клодин Аттияс-Донфю «Социология поколений: печать времен»16. В отечественной науке краткий обзор по данной проблеме предложил Игорь Кон17. Клодин Аттияс-Донфю — директор Центра междисциплинарных исследований (Париж), автор более 100 научных трудов18. В фокусе ее внимания была история французских поколений на протяжении нескольких веков. Ху- 15 См.: Marias J. Generations. A historical Method. Alabama, 1970. 16 См.: Attias-Donfut С. Sociologie des generations, l'empreinte du temps. Paris, 1988. P. 8-66. См.: Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3. С. 76-86. 18 Attias-Donfut С. Grands-parents: la famille a travers les generations. Paris, 1998; Attias-Donfut С Three generations in Guadeloupean society // The History.of the Family. N.Y., 2000; Attias-Donfut С The new grandmother // Grandmothers of the Revolution / G. Dench (ed.). L., 2000; The Myth of Generational Conflict: The Family and State in Ageing Societies / S. Arber, С Attias-Donfut (eds). Lqndres, 2000. лиан Мариас (род. в 1914 г.) — известный испанский философ и эссеист, ученик и соратник Ортеги-и-Гассета19, лауреат престижной премии Menendez Pelayo, автор работ по истории античной и современной философии20. Обращение к историческому методу в исследование поколений в данном случае было отчасти продиктовано тем, что сам Ортега-и-Гассет разработал концепцию поколения как «группового разума» («group mind»). Кроме них поколен-ческим, или генерационным, анализом применительно к европейской и американской истории занимались Энтони Еслер {Anthony Esler), Дэвид Крейн (David F. Kreiri), Артур Шлезингер мл. (Arthur Schlesinger Jr.), Франк Клинберг (FrankKlingberg), СамуэльХантингтон (SamuelHuntington), Карл Мангейм (Karl Mannheim), Вильям Штраусе (William Strauss) и Нейл Ховье (Neil Howe) — авторы теории четырехпоколенного исторического цикла и др. Все специалисты, занимающиеся анализом истории поколений, сходятся во мнении о том, что: а) исторические поколения — реальные социокультурные общности, б) их создает общий жизненный опыт, который получают дети и юноши; в) история формирует поколения и поколения, в свою очередь, творят Врезка Телевидение и младенцы Американская академия педиатрии выпустила в прошлом году предупреждение: не демонстрируйте телепередачи детям до двух лет. Но что может быть опасного в просмотре, например, мультиков для самых маленьких? Понятно, что для старших детей некоторые телепередачи могут быть нежелательны с точки зрения воспитания и морали. Обследования показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем по 3 ч в день, за год успевают увидеть около 14 тыс. сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы — около 8 тыс. убийств (у нас, пожалуй, и больше). Но что поймут самые маленькие в мелькающей на экране мешанине? Для детей моложе двух лет, утверждают американские педиатры, опасность может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем У взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человечка все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте около 18 мес у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, а не затыкать их телевизором. «Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, — говорит Сьюзен Джонсон, исследовательница из Калифорнии, изучающая взаимодействие мозга и телевидения. — Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка — тихое общение с матерью или отцом». Некоторые родители надеются, что телевидение научит ребенка чему-то полезному — новым словам, цифрам или алфавиту, но большинство спе- В 1948 г. вместе со своим учеником, Хулианом Мариасом, Ортега основывает в Мадриде Институт гуманитарных наук. Один из героев романа Хулио Кортасара «Игра в классики» так отозвался о нем: «надоедает сидеть Дома и читать бесконечный трактат Хулиана Мариаса». Krein David F. Birth Dates Matter: Generational Voting in the British House of Commons, 1841-1859// The J. of the Historical Society. 2003. Vol. 3. N 3-4. В. Штраус и Н. Ховье проанализировали историю Америки на протяжении последних 500 лет, спрогнозировав даже ее будущее. Временной интервал историко-генерационного исследования, таким образом, включал период от 1584 до 2069 г. На этом отрезке они обнаружили четыре основных типа поколения, которые повторялись через каждые 80, а иногда 100 лет. В. Штраус и Н. Ховье выбрали в каждом поколении самых известных людей (как среди мужчин, так и женщин), изучив которых, они могли судить о том, как происходит переход от одного поколения к другому. Среди событий, на основании которых прослеживалась генерационная динамика, были следующие: ♦ иллюзии, надежды, ожидания и мечты, с которыми вступало в жизнь данное поколение, а также их утрата; ♦ манера воспитания взрослыми своих детей, которая обычно резко отличалась от того, как их самих воспитывали; ♦ способ, каким молодежь реагирует на замечания старших в свой адрес; ♦ крупномасштабные кризисы типа гражданской или мировой войны. ♦ миссионеры (идеалисты): 1860—1882 гг.; ♦ потерянные (реактивные): 1883—1900 гг.; ♦ G.I.22 (гражданские): 1901-1924 гг.; ♦ молчаливое (адаптивные): 1925—1942 гг. циалистов говорят, что это не так. В одном эксперименте врачи регулярно демонстрировали детям с нормальным слухом, рожденным от глухонемых родителей, известную детскую образовательную передачу «Улица Сезам». Целью было проверить, не научатся ли они говорить. Этого не произошло. Дети учатся говорить, только общаясь с живыми людьми. Исследования показали, что маленьких детей привлекают звуки из телевизора, но их мозг не обрабатывает телевизионную речь с такой же интенсивностью, как разговор общающегося с ребенком человека. Кроме того, указывает доктор Джонсон, телевизор — точечный источник звука, тогда как в реальном мире звуки объемны, идут с разных сторон. Поэтому дети, привыкшие к телевизору, хуже других умеют определять направление на источник звука. Так как телевизор дает одномерное, плоское изображение, увлечение им может помешать и развитию стереоскопического зрения, которое продолжается у ребенка до четырехлетнего возраста. После некоторых операций на глазах людям рекомендуют не читать, а смотреть телевизор, так как глаза при этом фиксированы в одном положении и не травмируются лишними движениями. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам, может нарушиться нормальный рост глазных яблок. Слишком раннее знакомство с телевизором может способствовать и болезненному привыканию к нему. Конечно, гораздо легче жить, когда тебя постоянно развлекают без малейших усилий с твоей стороны. Но в дальнейшем такая пассивность плохо скажется на характере ребенка и его умении формировать собственные идеи и представления. Не говоря уж о том,что привязанность к сидению перед экраном ведет к нарушениям обмена веществ — вот почему у американских детей все чаще отмечается ожирение. Так что же конкретно рекомендуют врачи? Джоан Андерсон, автор книги «Как справиться с привычкой вашей семьи к телевизору, видеоиграм или компьютеру» советует до второго дня рождения вашего малыша спрятать телевизор в шкаф, вынимая только после того, как ребенка уложат спать. Замените телевидение общением с родителями или одногодками. Рекомендуется также перенести или отменить регулярные уборки квартиры. Обычно в это время мать усаживает ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Перейдите на вечерние уборки или, наконец, смиритесь с тем, что в квартире в течение года с небольшим будет менее строгий порядок, чем вам хотелось бы. Источник: http://nauka.relis.ru 22 Название G.I. Generation было придумано В. Штраус и Н. Ховье для своей книги о поколениях и обычно означает либо «government issue», либо «general issue». Цифры после двоеточия указывают временные границы, внутри которых все родившиеся в этот период должны обладать общими чертами, характеризующими их стиль и образ жизни. Поколение миссионеров, согласно авторам этой концепции, стало играть заметную роль на американской общественной сцене в конце 1890-х гг., а пика своей власти достигло в период президентства Вудро Вильсона. Поколение G.I., родившееся в период с 1901 по 1924 г., победило во Второй мировой войне, стало родителями поколения бэби-бумеров, составило американский истэблишмент. Оно описано в книге «Великое поколение»
Тома Брокуэйя, по названию которой это поколение получило свое второе имя. Кроме того, у него есть и другие наименования, а именно: поколение Второй мировой, строители, поколение великой депрессии, поколение ветеранов, поколение традиционалистов. Поколение первой четверти XX столетия занимало видные правительственные посты, являлись первыми бойскаутами. После Второй мировой войны именно G.I. Generation восстанавливало народное хозяйство страны, добилось невиданного экономического подъема, сформировало Америку среднего класса и цивилизацию пригородов. В начале 1950-х гг. 35-летние представители G. I. Generation имели годовой доход в среднем 3 тыс. долл., уровень смертности у них составлял 4%23. К наиболее известным представителям этого поколения относят: Луиса Армстронга (1901-1971), Уолта Диснея (1901-1966), Джона Стейнбека (1901-1968), Роберта Оппенгеймера (1904-1967), Френка Синатру (1915-1998), Роберта Макнамару (р. 1916), Ли Якокку (р. 1924). Поколением G.I. создано немало выдающихся художественных и музыкальных произведений, написано научных и политических трактатов, создано атомное оружие. Его представители делали большую политику в Белом доме в период с 1953 по 1975 г. Наконец, оно дало Америке семь президентов: Линдон Джонсон (1908—1973), Рональд Рейган (1911-2004), Ричард Никсон (1913-1994), Джеральд Форд (р. 1913), Джон Кеннеди (1917-1963), Джимми Картер (р. 1924), Джордж Буш (р. 1924). Историки полагают, что ни одно поколение до и ни одно поколение после нельзя с таким основанием назвать поколением прометеев, оказавших невиданное влияние на ход мировых событий в XX в24.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|