Е.Ю. Протасова Детские музеи
Музейная педагогика стала частью повседневной жизни и культурным бизнесом во многих странах мира. В Америке около 200 детских музеев. В Европе детские музеи стали распространяться позже, и они носят более естественно-научный характер: Эврика в Вантаа, Город наук в Париже, Зум в Вене, Немецкий музей в Мюнхене, Универсум в Бремене, Детская церковь в Берлине, детский поселок в Дрезденском музее гигиены — вот их адреса. Живое сердце, по которому можно полазить в роли красного кровяного шарика; рот, находясь внутри которого, можно исследовать его устройство; попытка почувствовать груз в тысячу килограммов или легко поднять самого себя в воздух; комната для землетрясений; вулкан, внутри которого можно познакомиться с извержениями, и зал для исследований торнадо. Можно сделаться пилотом и сфотографироваться в шлеме, мож- но походить в полной темноте, как слепые, пугаясь звуков машин, перелезая через стволы деревьев и даже выпить кофе в баре. Детям показывают разнообразные, в том числе движущиеся модели Солнечной системы. А самого себя можно увидеть в виде скелета, выполняющего различные движения. Легко послать письмо другу по воздушной почте, перетягивая за веревку корзинку с одного балкона на другой, или поговорить с другом по телефону из консервных банок, соединенных шнуром, или даже по настоящей рации. В музее удается ощутить, что такое природа, мир, вода, коммуникация, сила, движение, энергия, свет, оптика, астрономия, звук, акустика, музыка. Все это дает возможность опробовать новую роль, познать самого себя в чрезвычайных обстоятельствах. Детям нужны серьезные ответы на занимающие их вопросы. Дети разбивают садик с лекарственными растениями во дворе церкви. Они становятся детективами и путешествуют по старинному дому в поисках тайн и разгадок, превращаются в подвод-
25 Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 2. 1920—30-х гг. и в России (работы Г.С. Виноградова и О.И. Капицы). Изучением игровых групповых форм и детского фольклора, функционирования детских рабочих коллективов, группового взаимодействия детей занимались в те годы Е.А. Аркин, А.С. Залужный, Е.А. Покровский, Г.А. Фортунатов. В 1960-е гг. проблемами детской субкультуры и групповой жизни в отечественной психологии интересовались Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий. Они показали роль и место игры как ведущей деятельности в формировании психики ребенка, проанализировали технологию игры как своего рода социологической модели одной из форм общественных отношений. В 1970—80-е гг. в
центре внимания российских ученых оказалась социометрия детских отношений, была определена роль эмоциональных предпочтений в малой группе ровесников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др.). Современная система обучения и воспитания выделила детей из мира взрослых. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Детская субкультура все больше самоопределяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Ее достижения откладываются в детской традиции и закрепляются в фольклоре, как форме ее выражения26. В 1978 г. известная финская фольклористка Л.Виртанен публикует книгу «Детский фольклор», где рассматривает детское сообщество как самостоятельную «миникуль-туру», живущую по своеобразным, непонятным взрослому законам. ных археологов, средневековых архитекторов. Они складывают на скорость головоломки и пытаются выстроить сомнительные сооружения, призванные не терять равновесия, а также не поддаются на оптические иллюзии, работают, глядя в зеркало, решают головоломки, меряют-
ся физическими способностями... Посетители некоторых музеев получают паспорт по всему свету: путешествуют в разные страны (они в разных комнатах или в разные дни работы музея), их зна- комят с культурой, бытом, обычаями, пищей, дают поиграть в игры народов мира и узнать о праздниках детей из разных стран. Они знакомятся и со своим местным этническим наследием: церемониями и традициями китайцев, евреев, вьетнамцев, поляков, норвежцев. Музей организует и специальные экскурсии по городу или на природу, в ходе которых дети посещают места, связанные с деятельностью знаменитых людей края или государства, жизнью и бытом местных племен индейцев, историей борьбы афро-американцев за свои права и их сегодняшней жизнью. Некоторые музеи устраивают у себя экспозиции старинных игрушек, а также почти всегда уголки для игры в магазин, почту, пожарную часть, ферму, кафе, рынок, больницу для кукол и мишек. Специальные помещения отдельных музеев приспособлены для того, чтобы пережить катастрофу «Титаника» или стать рыбаком на шхуне, познакомиться с принципами биотехнологии и современной звукозаписи. Во многих музеях есть компьютерные лаборатории, кукольные театры, помещения для игр с песком и водой, стена, на 6 Осорина М.В. Детский фольклор: Зачем он нужен? // Знание — сила. 1985. № 4. Специфика современного детского фольклора нашла отражение в трудах многих ученых. Попытка создания универсальной классификации сюжетов и мотивов страшных историй принадлежит СМ. Лойтер, психологические предпосылки возникновения отдельных жанров исследуются М.В. Осори-ной. Рассмотрению конкретных образов и взаимосвязям современного детского фольклора и литературы посвящены работы А.В. Топоркова, М.А. Мух-лынина, О.Ю. Трыковой, Т.В. Зуевой. Проблемы генезиса и художественные особенности садистских стишков изучают А.Ф. Белоусов, М.Ю. Новицкая, И.А. Бутенко и др. Исследованиями в фольклорной области занимается целый ряд антропологов, психологов, социологов, педагогов, в том числе М.В. Осорина, О.Ю. Тры-кова, М.П. Чередникова, СВ. Лурье. Еще в начале 1980-х гг. М.В. Осорина одна из первых начала публиковать детские страшные истории. Позднее она выступила как автор замечательных статей о детском фольклоре, в которых уже были намечены современные подходы к детскому словесному творчеству. В своих работах М.В. Осорина раскрывает особенности детской субкультуры с присущими ей феноменами, такими как детский фольклор, шалости, страшные истории, детская магия, испытания храбрости и другие. М.В. Осорина ставит своей целью, во-первых, описать «феноменологию детского территориального поведения», то, как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места они посещают, что они там делают27; стадии освоения ребенком своей телесности и окружающего пространства — сначала своей комнаты и своей квартиры, затем двора, свалки, ближайших улиц и, наконец, более обширного городского ландшафта. В работе выясняются причины того, зачем дети ходят в «страшные места»: в подвалы и на чердаки, в заброшенные здания и на кладбище.
которой остаются светящиеся в темноте отпечатки, забор, который можно покрасить, барьер, на который можно залезть, труба или лабиринт, по которым можно проходить или проползать. Дети изучают жизнь реки, дуба или кактуса, исследуют тени и отражения, создают современное интерактивное искусство и строят свои объекты из разнообразных материалов. В конкретных проектах исследуют отпечатки пальцев — свои и всех членов семьи, путешествуют вместе с героями любимых книг и мюзиклов (например, в мир Питера Кролика). Музеи позволяют совершить путешествие по джунглям Бразилии, побывать в комнате бабочек или мире птиц (соотнести голос птицы с его записью, оперение с видом гнезда и яйца, узнать о повадках данного вида и выполнить на этой основе разнообразные задания), изучить железную дорогу или школьный автобус, пожить жизнью первобытных людей, древних греков, перенестись на 200, 100, 50, 25 лет назад и в будущее. Посетители узнают, как раньше делали фотографии, добывали уголь, руду, как сажали рис, кукурузу и т. п. и как делают это теперь.
Инновационные интерактивные программы и выставки, а также разнообразная по форме индивидуальная и коллективная деятельность дают возможность соединить обучение и развлечение, способствуют развитию воображения, всех органов чувств и любознательности. Творческая, динамичная, обучающая развивающая среда музея изобилует предметами, которые можно трогать, мять, толкать. Здесь находятся необычные музыкальные инструменты, устройства для слушания разных звуков, образцы материалов для ощупывания. В музейных экспозициях происходит исследование пещер со сталактитами и сталагмитами, путешествиями в глубь Земли, в ходе которых изучается образование камней и кристаллов, жизнь летучих мышей, история Земли. Вне школьных стен и без всякого принуждения, без выставления оценок осуществляется проверка законов физики, рисования, способов создания формы. В музей приходят на целый день или даже всем классом с ночевкой, участвуют в создании и показе спектаклей. Некоторые даже устраивают здесь свой день рождения. 27 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. С. 8. Отдельная глава посвящена освоению детьми ландшафта. Здесь описывается, как дети исследуют лес и пещеру, берег реки и городскую улицу. В середине 1990-х гг. М.П. Чередникова вводит в научный оборот понятие «современная детская мифология», которая рассматривается сквозь призму фактов традиционной культуры и возрастной психологии. Детская субкультура — объект внимания антропологов, психологов, социологов, педагогов На мифологической картине мира основаны такие жанры современного детского фольклора, как страшные истории, вызывания, игры, садистские стишки. Они сформировались во второй половине XX в. и являются резуль- В одном детском музее учат, как приготовить пиццу, в другом делать смываемые татуировки из хны в пакистанском и иных этнических стилях, накладывая на лицо художественный грим. Проводят мастерские по изготовлению авторских книг, анимационных фильмов (это может быть книга-мультфильм; рисование абстракций на пленке; оживление инсталляций; пластилиновые персонажи и пр.), индонезийских кукол для теневого театра, кукол на руку. Устраивают курсы ведь-минского колдовства, шляп волшебника, магических зелий. По желанию детей учат изготовлению украшений из мусора, скульптуре, живописи, рисованию фосфоресцирующими красками, конструированию летающих и передвигающихся в воде самоделок. Показывают, как складывать калейдоскопы, копировать произведения искусства и художественно дублировать фильмы, сочинять музыку, строить мобили Солнечной системы и Других созвездий. Обучают фокусам, раскопкам и исследованию окаменелостей, изготовлению моделей насекомых и жилищ животных, опознанию костей. Можно научиться быть ковбоем: накидывать лассо, доить корову, чистить стойло, петь ковбойскую песню, залезть на коня из папье-маше. Можно изготовить себе деревянные
сандалии, напечатать на шелке узор и сшить галстук для папы, приготовить мороженое по старинному рецепту, научиться ухаживать за садом, завести себе зеленной огород на подоконнике. Одна из постоянных тем — рассказы о динозаврах: какими они были, как их раскапывают, какие у них кости, какой они длины (отматывание веревки на соответствующую длину), а также задания: сделай своего динозавра, сними о нем фильм, угадай по тени, какой это динозавр, найди яйцо, сложи пазл и т. п. Эффективное, но простое занятие: сравнить человека (например, самого себя) в разных возрастах: что в каком возрасте умеют делать дети, какие взрослые из каких детей вырастают. Пока дети играют, взрослые могут поболтать, а также почитать справочную литературу о детском развитии, узнать полезные адреса, куда пойти с ребенком или куда обратиться за консультацией. В некоторых детских музеях приветствуется совместная деятельность разных поколений взрослых с ребенком (например, в определенный день бабушки и дедушки, пришедшие с ребенком, не должны платить за билет). Сокращено по источнику: Протасова Е.Ю. Детские музеи в Америке и Европе (www.altruism.ru). татом коллективного поиска детьми ответов на вопросы, разрешить которые индивидуальное сознание ребенка не в состоянии: смерть и посмертное существование человека, потусторонний мир и способы общения с ним. Тесная связь детского фольклора с психическим развитием ребенка и процессами его социализации позволяют выявить эволюцию мифологических представлений детей. Особенности русского фольклора нашли отражение в работах А.Г. Татаринцева, Э.А. Тамаркиной, ТА. Шуклиной, СВ. Стародуб-цевой, Ю.В. Приказчиковой. Сбору полевых материалов современного детского фольклора Удмуртии посвящены работы А.С. Мутиной. К широкому междисциплинарному пониманию детства как особой психосоциокультурной категории были склонны Опираясь на опыт народов Австралии и Океании (половые различия и половозрастной символизм, подростковые инициации, мужские союзы, нормы сексуального поведения), в конце 1980-х — начале 1990-х гг. отечественные ученые исследовали широкий спектр вопросов детской субкультуры и этнографии ро-дительства. Так, Н.А. Бутинов обсуждает общетеоретическую проблему взаимоотношения отцов и детей в условиях общинно-родового строя, А.И. Азаров дает сравнительный анализ возрастных обрядов перехода и мужских инициации, Е.С. Соболева реконструирует стиль социализации детей и подростков на острове Тимор, Е.В. Ревуненкова прослеживает роль и место традиционных институтов и форм деятельности (возделывание риса, особая система обучения и древнее театральное искусство) в сменной системе социализации детей у народов Малайзии и Индонезии, О.В. Зернецкая анализирует отражение мира детства в современной литературе маори28. Этнографы, антропологи и психологи, сопоставляя между собой различные культуры, народы и типы людей, составляют «толковые словари» вербального и невербального поведения детей, в которых фиксируют способы выражения отношения ребенка к отдельным элементам окружения при помощи мимики, выражения глаз, улыбки, интонации, жестов и слов. Специалисты отмечают, что легализация половых извращений и активное распространение порнографии в СМИ в 1990-е гг., в том числе ориентированные на детскую аудиторию, а также доступность эротических теле- и видеофильмов, компьютерных игр приводят к сексуализации детского сознания. Кризисные явления в современном детском сознании, по их мнению, происходят в следующих направлениях — меркантилизации, вестернизации, демонизации14'. Подверглись дегуманизации две важнейших составляющих современной детской субкультуры — экранное пространство как генерированный «сово- 28 См.: Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании 29 Под меркантилизацией понимается проникновение коммерческого начала в организацию, издание и купный» взрослый (у телевизора дети проводят до 40% свободного времени) и детская инфраструктура — детские журналы, газеты, книги, игры, игрушки, устный фольклор.
В работах В.В. Абраменковой30 представлен анализ феномена детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарного направления — социальной психологии детства — и раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира. Она отмечает, что в больших российских городах у современных детей не оказалось дворов, а в сельской местности — игровых околиц. Детские психотерапевты в связи с этим говорят: у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы. Обобщив огромный эмпирический материал, полученный ею в многочисленных полевых исследованиях, где использовались, в частности, наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, рисуночные тесты, референтометрия, метод исторической реконструкции и некоторые другие, В.В. Абраменкова построила весьма интересную, с точки зрения фундаментальной социологии, пространственно-временную модель детской субкультуры. Вся совокупность взаимоотношений ребенка с родителями, друзьями, родными, ровесниками, социальными институтами и обществом в целом составила «-мерное пространство (рис. I)31. Рис. 1. Пространство отношений ребенка в мире Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999; Она же. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М; Воронеж, 2000; Она же. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16.
Пространство детских отношений пересекают несколько плоскостей. Горизонтальная плоскость — это отношения с равными себе людьми, прежде всего ровесниками; наклонная плоскость выражает отношения ребенка с превосходящими (по возрасту и социальному статусу) людьми, главным образом, взрослыми. Вертикальная плоскость выводит его вообще из мира людей и переносит в духовное измерение. Здесь сосредоточены моральные представления о добре и зле, религиозные — о смысле жизни, эстетические — о красоте и творчестве (ребенок—Творец). Наконец, панорамная плоскость представлена историко-культурными представлениями (сформированной картиной мира) и окружающей средой. С середины XX в. появилась новая реальность — замкнутое, ограниченное пространство отношений с миром, которое имеет, например, тяжело больной ребенок или современный ребенок, отрезанный от всего мира виртуальной плоскостью теле-, видео- или компьютерного экрана, — это экранная плоскость отношений с информационной средой. Информационная среда в детской картине мира, представленная ограниченной плоскостью теле-, видео- и компьютерного экрана, активно влияет на всю систему пространств отношений ребенка, постепенно подменяя их «телеэкранной социализацией». Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клипов и самих телеобразов, экран конструирует «новую мораль». Представленность экрана в детской картине мира и его влияние обратно пропорциональны возрасту детей. Другой формой онтологии детских отношений выступает время. У него три измерения: прошлое, настоящее и будущее32. В изучении детской субкультуры, детского фольклора, детской мифологии, игровой культуры в последнее десятилетие достигнуты немалые успехи. Введены в научный оборот такие жанры и формы словесного творчества детей и подростков, как страшные рассказы и пародии на них, «садистские стихи», рукописные рассказы о любви, пародии на литературные произведения, альбомы девушек и заключенных детских колоний, издаются серьезные научные монографии, учебные пособия, хрестоматии и антологии школьного фольклора33. 32 Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // 33 См.: Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традицион
Происходившая в 1990-е гг. дегуманизация отношений в обществе отразилась и на детской среде: возросла детская жестокость и подростковая преступность, наблюдалась общая криминализации детской субкультуры — ее языка, игровых форм общения, общих установок34. Специалисты с горечью констатировали, что в тот период разрушительным процессам подверглись оба уровня детской субкультуры, а именно отношения «взрослые — дети» и отношения «ребенок — ребенок». Причем случилось так, что негатив из первой сферы стал просачиваться в содержание второй, вытесняя оттуда позитивные элементы. А вот обратного потока не наблюдалось. Многие субкультурные факторы, такие как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых форм, например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистских стишков», свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его танатизации (поэтизации смерти, разрушения, деструкции). Тема смерти, обнаруженная в конце 1980-х гг., в последнее время занимает все больше места в картине мира современного ребенка35. Известный детский страх смерти, которому посвящены тома художественной и научной литературы, в настоящее время все более превращается в страх жизни — боязни и даже нежелании ребенка жить (о чем свидетельствует всевозрастающее количество детских самоубийств)36. Геронтология Геронтология (от греч. geron, родительный падеж gerontos — старик и logos — учение, наука) — это наука о старости и старении. Она изучает процессы старения с общебиологических позиций, а также исследует суть старости и влияние ее наступления на человека и общество. Она включает несколько субдисциплин, предметных областей, множество научных теорий, объясняющих процессы старения и роль старшего поколения, научных школ и направлений. Так, ее составными частями являются гериатрия — учение об особенностях болезней старческого организма, герогигиена — учение о гигиене людей старших возрастных групп и геронтопсихология. Последняя, помимо прочего, выступает составной частью другой дисциплины, а имен- 4 Дети-преступники. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск, 1996; Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1. М., 1998. 35 Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999; Она же. Соци 36 Гундаров И.А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма (в графиках и таб но возрастной психологии, куда входят: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология (психология старости). Геронтопсихология — раздел психологии, изучающий особенности психики и поведения людей пожилого и преклонного возраста, а также психические изменения, связанные со старением организма.
Предметом геронтологических исследований считают, с одной стороны, старение организма, с другой — возрастные изменения как неизбежное следствие процессов старения37. Основные понятия геронтологии — возраст, старение, старость, долголетие, бессмертие. Хотя в геронтологии трудятся представители разных наук, в центре внимания находятся именно медико-социальные проблемы. Феномен старения интересовал людей с незапамятных времен. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человечеству на протяжении всей его истории. Описания старческих изменений и рекомендации по продлению жизни можно найти уже в произведениях древнеегипетских и древнеиндийских авторов. В Древнем Китае IV—III вв. до н. э. первыми религиозно-философским осмыслением старости и бессмертия занялись представители даосизма, у которых продление жизни стало одной из главных целей. Даосы считают, что человек, стареющий и умирающий из-за несовершенства своей природы, Врезка Бегут без оглядки В Брянской области — эпидемия детских побегов из интернатов и спецшкол. Лишенные родительской любви и не желающие жить в казенных учреждениях, брянские подростки все чаще пускаются в бега. В прошлом году областная милиция разыскала и вернула 500 мальчишек и девчонок. За три месяца этого года более 20 ребят. Вопрос — надолго ли. «Ребят приводят к нам, как правило, когда перевоспитывать уже поздно, — рассказывает директор Брянской школы-интерната Н. Хлистунов. — Поговоришь с ним — интеллект второклассника, с трудом читает и считает. Зато знает, сколько какие сигареты стоят...» Подопечных у Хлистунова 200 с лишним, из них человек пять смутьянов. «Сами бегают и подговаривают других: давай, мол, глотнем воздуха свободы. А как его удержишь, если через два дома у него батька живет? Хоть и пьяный, да родной. У нас преподаватели хорошие, но, как ни крути, не родные». Достопримечательность привокзальной площади — 14-летний Паша. Летом ночует в гаражах, зимой с такими же, как он, оккупирует дачи. А днем выходит «работать» на площадь. Патруль линейной милиции его неоднократно забирал. Но документов у Паши нет, а без них даже в центр временного содержания несовершеннолетних не берут. Паша и не хочет. «Сам разберусь, как мне жить. Чего в четырех стенах делать, в этом интернате?» В августе прошлого года Брянск потряс случай, когда Аня, воспитанница интерната, убежала с подружкой на выходные погостить к папаше. Только до родного дома не добралась, попала в руки пьяному мужику. Подружке вырваться удалось, а вот Аню подонок изрезал до смерти. «На меня тогда всех собак спустили, — сетует Хлистунов, — а что я могу? Как бы мои ребята ни были хороши, их не в интернате надо содержать, а в спецучреждении». Такое на Брянщине есть — Дубровская спецшкола. Но и из нее бегут, несмотря на решетки на окнах и суровые порядки. Не проходит месяца, чтобы сотрудники местного РОВД не ездили на отлов беглецов к соседям, в Смоленскую область. В свое время спецшкола была укомплектована под завязку. Сегодня в ней на триста мест меньше ста воспитанников. «Лет 20 назад сюда отправляли в основном драчунов и тех, кто не хотел стричься, — 37 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 6. может с помощью собственных усилий трансформироваться в совершенное, богоподобное, бессмертное существо. Наблюдениями над процессом старения, описанием возрастных заболеваний и разработкой гигиенических рекомендаций занимались выдающиеся античные философы и врачи — Гиппократ (460—377 до н.э.), Аристотель (384—322 до н. э.), Цельс (первая половина I в. н. э.), Гален (129 — ок. 200), Орибазий (325—403 н. э.), Асклепиад38 (128—56 до н. э.). Гиппократ в «Афоризмах» и Аристотель в трактатах «О молодости и старости» высказывали взгляды на причины старения и давали советы по здоровому образу жизни. В трудах Гиппократа и врачей его школы обнаруживаются первые описания признаков старения и болезней у По мнению античных ученых, течение заболеваний зависит от возраста: для каждого возрастного периода имеются свои специфически предрасполагающие моменты. Патогенез (патологическое развитие) и завершение болезни связывались в древности исключительно с конституцией человека, т.е. с характером и общим телосложением. Так, по мнению Гиппократа, флегматики особенно подвержены болезням старости. Старение обычно объяснялось как потеря внутреннего тепла и влаги. Для их сохранения рекомендовалась диета, умеренные физические упражнения, массаж, водные поведал «НИ» бывший работник школы Алексей Коновалов. — Конечно, режим строгий был, имелась комнатка типа карцера. Но мы относились к ребятам все же как к личностям. И они, мне кажется, это чувствовали. В середине 90-х у нас была сильная самодеятельность, получали призы на рай- онных конкурсах. Тогда дети поступали в основном из городов и по возрасту гораздо младше. Сейчас в школе в основном деревенские подростки от 13 лет и выше. Все винят инспекцию ПДН, что поздно отлучают их от пьющих родителей. А попробуйте посидеть в комиссии, когда перед тобой плачущая мать. «Все, — говорит, — не буду больше пить, вы только ребенка не отбирайте!» Как ей не поверишь! А вернется домой с сыном — и опять». Практически все питомцы Дубровской «спецухи», покинув ее стены, не вписывались в нормальную жизнь, и решетки на окнах школы сменялись тюремными. Привычка — вторая натура. При том, что контингент не тот, что 20 лет назад, в карцер беглецов не сажают, пытаются обойтись словами. Вдруг на кого-то и подействует? Вот был такой Саша 1аврилов, за два года бегавший по маршруту Дубровка-Смоленск-Москва больше десяти раз. Окончив школу, пропал из виду. А в прошлом году приехал в свою «альма матер» с подарками. Учителя порадовались за Сашку, менеджера нефтяной компании, а заодно показали его своим нынешним подопечным — вот какими вы можете стать, если даже в казенных стенах станет совсем невмоготу. Казенные стены мало кому в радость, соглашаются в Брянском интернате. Поэтому директор Хлистунов хочет в сентябре открыть кадетские классы. Может, разборка АКМ, изучение языков и занятия футболом пересилят тягу подростков ко всему дурному. Источник: Новые известия. 2004. 15 марта. Некоторые историки медицины считают его основателем гериатрии, которая занимается лечением болезней у пожилых. процедуры и... метод, хорошо известный из Библии: старикам предписывалось согреваться близостью юных девиц, что, как известно, делал царь Давид, а потом и множество его последователей. В Древней Греции впервые была разработана схема гигиенического режима для старых людей. В его основу был положен принцип «умеренности во всем» — прогрессивное уменьшение количества принимаемой пищи, сохранение привычных навыков и постепенное прекращение активной трудовой деятельности.
Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человечеству на протяжении всей его истории Гален ввел понятие «дискразии» как феномена старости, проявляющегося в потере теплоты и влажности тканей и нарастающей сухости человеческо- Врезка А. К. Байбурин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|