Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е.Ю. Протасова Детские музеи




Музейная педагогика стала частью повседневной жизни и культурным бизнесом во многих странах мира. В Америке около 200 детских музеев. В Европе детские музеи стали распространяться позже, и они носят более естественно-научный характер: Эврика в Вантаа, Город наук в Париже, Зум в Вене, Немецкий музей в Мюнхене, Универ­сум в Бремене, Детская церковь в Берлине, дет­ский поселок в Дрезденском музее гигиены — вот их адреса.

Живое сердце, по которому можно полазить в роли красного кровяного шарика; рот, находясь внутри которого, можно исследовать его устрой­ство; попытка почувствовать груз в тысячу кило­граммов или легко поднять самого себя в воздух; комната для землетрясений; вулкан, внутри ко­торого можно познакомиться с извержениями, и зал для исследований торнадо. Можно сделать­ся пилотом и сфотографироваться в шлеме, мож-


но походить в полной темноте, как слепые, пуга­ясь звуков машин, перелезая через стволы дере­вьев и даже выпить кофе в баре. Детям показы­вают разнообразные, в том числе движущиеся модели Солнечной системы. А самого себя мож­но увидеть в виде скелета, выполняющего раз­личные движения. Легко послать письмо другу по воздушной почте, перетягивая за веревку кор­зинку с одного балкона на другой, или поговорить с другом по телефону из консервных банок, со­единенных шнуром, или даже по настоящей ра­ции. В музее удается ощутить, что такое приро­да, мир, вода, коммуникация, сила, движение, энергия, свет, оптика, астрономия, звук, акусти­ка, музыка. Все это дает возможность опробо­вать новую роль, познать самого себя в чрезвы­чайных обстоятельствах. Детям нужны серьез­ные ответы на занимающие их вопросы. Дети разбивают садик с лекарственными расте­ниями во дворе церкви. Они становятся детекти­вами и путешествуют по старинному дому в по­исках тайн и разгадок, превращаются в подвод-

25 Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 2.

1920—30-х гг. и в России (работы Г.С. Виноградова и О.И. Капицы). Изучением игровых групповых форм и детского фольклора, функционирования детских рабочих коллективов, группового взаимодействия детей занимались в те годы Е.А. Аркин, А.С. Залужный, Е.А. Покровский, Г.А. Фортунатов. В 1960-е гг. проблемами детской субкультуры и групповой жизни в отечественной психо­логии интересовались Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий. Они показали роль и место игры как ведущей деятельности в формировании пси­хики ребенка, проанализировали технологию игры как своего рода социоло­гической модели одной из форм общественных отношений. В 1970—80-е гг. в

центре внимания российских ученых оказалась социометрия детских отно­шений, была определена роль эмоцио­нальных предпочтений в малой группе ровесников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Ре­пина и др.).

Современная система обучения и воспитания выделила детей из мира взрослых. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Детская субкультура все больше самоопределяется в соответствии с социаль­но-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками. Ее достижения откладываются в детской тради­ции и закрепляются в фольклоре, как форме ее выражения26. В 1978 г. извест­ная финская фольклористка Л.Виртанен публикует книгу «Детский фольк­лор», где рассматривает детское сообщество как самостоятельную «миникуль-туру», живущую по своеобразным, непонятным взрослому законам.

ных археологов, средневековых архитекторов. Они складывают на скорость головоломки и пы­таются выстроить сомнительные сооружения, призванные не терять равновесия, а также не поддаются на оптические иллюзии, работают, глядя в зеркало, решают головоломки, меряют-

ся физическими способностями... Посетители не­которых музеев получают паспорт по всему све­ту: путешествуют в разные страны (они в разных комнатах или в разные дни работы музея), их зна-


комят с культурой, бытом, обычаями, пищей, дают поиграть в игры народов мира и узнать о праздниках детей из разных стран. Они знако­мятся и со своим местным этническим наследи­ем: церемониями и традициями китайцев, евре­ев, вьетнамцев, поляков, норвежцев. Музей орга­низует и специальные экскурсии по городу или на природу, в ходе которых дети посещают места, связанные с деятельностью знаменитых людей края или государства, жизнью и бытом местных племен индейцев, историей борьбы афро-амери­канцев за свои права и их сегодняшней жизнью. Некоторые музеи устраивают у себя экспозиции старинных игрушек, а также почти всегда уголки для игры в магазин, почту, пожарную часть, фер­му, кафе, рынок, больницу для кукол и мишек. Специальные помещения отдельных музеев при­способлены для того, чтобы пережить катастро­фу «Титаника» или стать рыбаком на шхуне, по­знакомиться с принципами биотехнологии и со­временной звукозаписи. Во многих музеях есть компьютерные лаборатории, кукольные театры, помещения для игр с песком и водой, стена, на

6 Осорина М.В. Детский фольклор: Зачем он нужен? // Знание — сила. 1985. № 4.

Специфика современного детского фольклора нашла отражение в трудах многих ученых. Попытка создания универсальной классификации сюжетов и мотивов страшных историй принадлежит СМ. Лойтер, психологические предпосылки возникновения отдельных жанров исследуются М.В. Осори-ной. Рассмотрению конкретных образов и взаимосвязям современного дет­ского фольклора и литературы посвящены работы А.В. Топоркова, М.А. Мух-лынина, О.Ю. Трыковой, Т.В. Зуевой. Проблемы генезиса и художественные особенности садистских стишков изучают А.Ф. Белоусов, М.Ю. Новицкая, И.А. Бутенко и др.

Исследованиями в фольклорной области занимается целый ряд антрополо­гов, психологов, социологов, педагогов, в том числе М.В. Осорина, О.Ю. Тры-кова, М.П. Чередникова, СВ. Лурье. Еще в начале 1980-х гг. М.В. Осорина одна из первых начала публиковать детские страшные истории. Позднее она высту­пила как автор замечательных статей о детском фольклоре, в которых уже были намечены современные подходы к детскому словесному творчеству. В своих работах М.В. Осорина раскрывает особенности детской субкультуры с прису­щими ей феноменами, такими как детский фольклор, шалости, страшные ис­тории, детская магия, испытания храбрости и другие. М.В. Осорина ставит сво­ей целью, во-первых, описать «феноменологию детского территориального поведения», то, как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места они посещают, что они там делают27; стадии освоения ребенком своей телесно­сти и окружающего пространства — сначала своей комнаты и своей квартиры, затем двора, свалки, ближайших улиц и, наконец, более обширного городско­го ландшафта. В работе выясняются причины того, зачем дети ходят в «страш­ные места»: в подвалы и на чердаки, в заброшенные здания и на кладбище.

которой остаются светящиеся в темноте отпечат­ки, забор, который можно покрасить, барьер, на который можно залезть, труба или лабиринт, по которым можно проходить или проползать. Дети изучают жизнь реки, дуба или кактуса, исследу­ют тени и отражения, создают современное ин­терактивное искусство и строят свои объекты из разнообразных материалов. В конкретных проек­тах исследуют отпечатки пальцев — свои и всех членов семьи, путешествуют вместе с героями любимых книг и мюзиклов (например, в мир Пи­тера Кролика). Музеи позволяют совершить путе­шествие по джунглям Бразилии, побывать в ком­нате бабочек или мире птиц (соотнести голос пти­цы с его записью, оперение с видом гнезда и яйца, узнать о повадках данного вида и выполнить на этой основе разнообразные задания), изучить железную дорогу или школьный автобус, пожить жизнью первобытных людей, древних греков, перенестись на 200, 100, 50, 25 лет назад и в бу­дущее. Посетители узнают, как раньше делали фотографии, добывали уголь, руду, как сажали рис, кукурузу и т. п. и как делают это теперь.


Инновационные интерактивные программы и вы­ставки, а также разнообразная по форме инди­видуальная и коллективная деятельность дают возможность соединить обучение и развлечение, способствуют развитию воображения, всех орга­нов чувств и любознательности. Творческая, ди­намичная, обучающая развивающая среда музея изобилует предметами, которые можно трогать, мять, толкать. Здесь находятся необычные музы­кальные инструменты, устройства для слушания разных звуков, образцы материалов для ощупы­вания. В музейных экспозициях происходит ис­следование пещер со сталактитами и сталагми­тами, путешествиями в глубь Земли, в ходе кото­рых изучается образование камней и кристаллов, жизнь летучих мышей, история Земли. Вне школь­ных стен и без всякого принуждения, без выстав­ления оценок осуществляется проверка законов физики, рисования, способов создания формы. В музей приходят на целый день или даже всем классом с ночевкой, участвуют в создании и по­казе спектаклей. Некоторые даже устраивают здесь свой день рождения.

27 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. С. 8.

Отдельная глава посвящена освоению детьми ландшафта. Здесь описывает­ся, как дети исследуют лес и пещеру, берег реки и городскую улицу. В середи­не 1990-х гг. М.П. Чередникова вводит в научный оборот понятие «современ­ная детская мифология», которая рассматривается сквозь призму фактов тра­диционной культуры и возрастной психологии.

Детская субкультураобъект внимания антропологов, психологов, социологов, педагогов

На мифологической картине мира основаны такие жанры современного детского фольклора, как страшные истории, вызывания, игры, садистские стишки. Они сформировались во второй половине XX в. и являются резуль-

В одном детском музее учат, как приготовить пиццу, в другом делать смываемые татуировки из хны в пакистанском и иных этнических стилях, на­кладывая на лицо художественный грим. Прово­дят мастерские по изготовлению авторских книг, анимационных фильмов (это может быть книга-мультфильм; рисование абстракций на пленке; оживление инсталляций; пластилиновые персо­нажи и пр.), индонезийских кукол для теневого театра, кукол на руку. Устраивают курсы ведь-минского колдовства, шляп волшебника, магичес­ких зелий. По желанию детей учат изготовлению украшений из мусора, скульптуре, живописи, ри­сованию фосфоресцирующими красками, конст­руированию летающих и передвигающихся в воде самоделок. Показывают, как складывать калей­доскопы, копировать произведения искусства и художественно дублировать фильмы, сочинять музыку, строить мобили Солнечной системы и Других созвездий. Обучают фокусам, раскопкам и исследованию окаменелостей, изготовлению моделей насекомых и жилищ животных, опозна­нию костей. Можно научиться быть ковбоем: на­кидывать лассо, доить корову, чистить стойло, петь ковбойскую песню, залезть на коня из па­пье-маше. Можно изготовить себе деревянные


сандалии, напечатать на шелке узор и сшить гал­стук для папы, приготовить мороженое по старин­ному рецепту, научиться ухаживать за садом, завести себе зеленной огород на подоконнике. Одна из постоянных тем — рассказы о динозав­рах: какими они были, как их раскапывают, какие у них кости, какой они длины (отматывание ве­ревки на соответствующую длину), а также зада­ния: сделай своего динозавра, сними о нем фильм, угадай по тени, какой это динозавр, най­ди яйцо, сложи пазл и т. п. Эффективное, но про­стое занятие: сравнить человека (например, са­мого себя) в разных возрастах: что в каком воз­расте умеют делать дети, какие взрослые из каких детей вырастают.

Пока дети играют, взрослые могут поболтать, а также почитать справочную литературу о детском развитии, узнать полезные адреса, куда пойти с ребенком или куда обратиться за консультацией. В некоторых детских музеях приветствуется со­вместная деятельность разных поколений взрос­лых с ребенком (например, в определенный день бабушки и дедушки, пришедшие с ребенком, не должны платить за билет). Сокращено по источнику: Протасова Е.Ю. Дет­ские музеи в Америке и Европе (www.altruism.ru).

татом коллективного поиска детьми ответов на вопросы, разрешить кото­рые индивидуальное сознание ребенка не в состоянии: смерть и посмерт­ное существование человека, потусторонний мир и способы общения с ним. Тесная связь детского фольклора с психическим развитием ребенка и про­цессами его социализации позволяют выявить эволюцию мифологических представлений детей. Особенности русского фольклора нашли отражение в работах А.Г. Татаринцева, Э.А. Тамаркиной, ТА. Шуклиной, СВ. Стародуб-цевой, Ю.В. Приказчиковой. Сбору полевых материалов современного дет­ского фольклора Удмуртии посвящены работы А.С. Мутиной.

К широкому междисциплинарному пониманию детства как особой психосо­циокультурной категории были склонны Р. Заззо, С. Москович, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Р. Харре, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон и др. Проблемой развития детского самосознания и особен­ностей его проявления во внешней деятельности занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова и др.

Опираясь на опыт народов Австралии и Океании (половые различия и поло­возрастной символизм, подростковые инициации, мужские союзы, нормы сек­суального поведения), в конце 1980-х — начале 1990-х гг. отечественные ученые исследовали широкий спектр вопросов детской субкультуры и этнографии ро-дительства. Так, Н.А. Бутинов обсуждает общетеоретическую проблему взаимо­отношения отцов и детей в условиях общинно-родового строя, А.И. Азаров дает сравнительный анализ возрастных обрядов перехода и мужских инициации, Е.С. Соболева реконструирует стиль социализации детей и подростков на ост­рове Тимор, Е.В. Ревуненкова прослеживает роль и место традиционных инсти­тутов и форм деятельности (возделывание риса, особая система обучения и древ­нее театральное искусство) в сменной системе социализации детей у народов Ма­лайзии и Индонезии, О.В. Зернецкая анализирует отражение мира детства в современной литературе маори28.

Этнографы, антропологи и психологи, сопоставляя между собой различ­ные культуры, народы и типы людей, составляют «толковые словари» вербаль­ного и невербального поведения детей, в которых фиксируют способы выра­жения отношения ребенка к отдельным элементам окружения при помощи мимики, выражения глаз, улыбки, интонации, жестов и слов. Специалисты отмечают, что легализация половых извращений и активное распространение порнографии в СМИ в 1990-е гг., в том числе ориентированные на детскую аудиторию, а также доступность эротических теле- и видеофильмов, компь­ютерных игр приводят к сексуализации детского сознания. Кризисные явле­ния в современном детском сознании, по их мнению, происходят в следую­щих направлениях — меркантилизации, вестернизации, демонизации14'.

Подверглись дегуманизации две важнейших составляющих современной детской субкультуры — экранное пространство как генерированный «сово-

28 См.: Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании
и Индонезии. М., 1992.

29 Под меркантилизацией понимается проникновение коммерческого начала в организацию, издание и
содержание детской культуры, под вестернизацией — проникновение, а затем и вытеснение из созна­
ния детей ценностей родной культуры зарубежными героями и идеалами, под демонизацией — про­
паганда культа насилий, вражды, победы злого начала, пропаганда сатанинского начала в культуре.

купный» взрослый (у телевизора дети проводят до 40% свободного време­ни) и детская инфраструктура — детские журналы, газеты, книги, игры, иг­рушки, устный фольклор.

В работах В.В. Абраменковой30 представлен анализ феномена детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарно­го направления — социальной психологии детства — и раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира. Она отмечает, что в больших российских городах у современных детей не оказа­лось дворов, а в сельской местности — игровых околиц. Детские психотера­певты в связи с этим говорят: у детей отняли игровые дворы, и тогда им при­шлось занять чердаки и подвалы. Обоб­щив огромный эмпирический матери­ал, полученный ею в многочисленных полевых исследованиях, где использо­вались, в частности, наблюдение, бесе­да, анкетирование, социометрия, рису­ночные тесты, референтометрия, метод исторической реконструкции и некото­рые другие, В.В. Абраменкова построила весьма интересную, с точки зрения фундаментальной социологии, пространственно-временную модель детской субкультуры. Вся совокупность взаимоотношений ребенка с родителями, друзьями, родными, ровесниками, социальными институтами и обществом в целом составила «-мерное пространство (рис. I)31.

Рис. 1. Пространство отношений ребенка в мире

Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999; Она же. Соци­альная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М; Воронеж, 2000; Она же. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16.

Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16.

Пространство детских отношений пересекают несколько плоскостей. Гори­зонтальная плоскость — это отношения с равными себе людьми, прежде всего ровесниками; наклонная плоскость выражает отношения ребенка с превосходя­щими (по возрасту и социальному статусу) людьми, главным образом, взрос­лыми. Вертикальная плоскость выводит его вообще из мира людей и переносит в духовное измерение. Здесь сосредоточены моральные представления о добре и зле, религиозные — о смысле жизни, эстетические — о красоте и творчестве (ребенок—Творец). Наконец, панорамная плоскость представлена историко-культурными представлениями (сформированной картиной мира) и окружаю­щей средой. С середины XX в. появилась новая реальность — замкнутое, ограни­ченное пространство отношений с ми­ром, которое имеет, например, тяжело больной ребенок или современный ребе­нок, отрезанный от всего мира виртуаль­ной плоскостью теле-, видео- или ком­пьютерного экрана, — это экранная плос­кость отношений с информационной средой. Информационная среда в дет­ской картине мира, представленная ог­раниченной плоскостью теле-, видео- и компьютерного экрана, активно влияет на всю систему пространств отношений ребенка, постепенно подменяя их «теле­экранной социализацией». Внедряясь в детское сознание посредством оптиче­ских эффектов, клипов и самих телеобра­зов, экран конструирует «новую мораль». Представленность экрана в детской кар­тине мира и его влияние обратно про­порциональны возрасту детей. Другой формой онтологии детских отношений выступает время. У него три измерения: прошлое, настоящее и будущее32.

В изучении детской субкультуры, детского фольклора, детской мифоло­гии, игровой культуры в последнее де­сятилетие достигнуты немалые успехи. Введены в научный оборот такие жанры и формы словесного творчества детей и подростков, как страшные рассказы и пародии на них, «садистские стихи», рукописные рассказы о любви, пародии на литературные произведения, альбомы девушек и заклю­ченных детских колоний, издаются серьезные научные монографии, учеб­ные пособия, хрестоматии и антологии школьного фольклора33.

32 Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //
Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 3-16.

33 См.: Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традицион­
ной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995; Трыкова О.Ю. Современный детский фоль­
клор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль, 1997; Осорина М.В. Секрет­
ный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

Происходившая в 1990-е гг. дегуманизация отношений в обществе отра­зилась и на детской среде: возросла детская жестокость и подростковая пре­ступность, наблюдалась общая криминализации детской субкультуры — ее языка, игровых форм общения, общих установок34. Специалисты с горечью констатировали, что в тот период разрушительным процессам подверглись оба уровня детской субкультуры, а именно отношения «взрослые — дети» и отношения «ребенок — ребенок». Причем случилось так, что негатив из первой сферы стал просачиваться в содержание второй, вытесняя оттуда по­зитивные элементы. А вот обратного потока не наблюдалось. Многие суб­культурные факторы, такие как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распростра­нение в последние десятилетия новых форм, например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистских стишков», свидетельствует об изменениях детско­го сознания в сторону его танатизации (поэтизации смерти, разрушения, де­струкции). Тема смерти, обнаруженная в конце 1980-х гг., в последнее время занимает все больше места в картине мира современного ребенка35. Извест­ный детский страх смерти, которому посвящены тома художественной и научной литературы, в настоящее вре­мя все более превращается в страх жизни — боязни и даже нежелании ре­бенка жить (о чем свидетельствует всевозрастающее количество детских са­моубийств)36.

Геронтология

Геронтология (от греч. geron, родительный падеж gerontos — старик и logos — учение, наука) — это наука о старости и старении. Она изучает про­цессы старения с общебиологических позиций, а также исследует суть ста­рости и влияние ее наступления на человека и общество. Она включает не­сколько субдисциплин, предметных областей, множество научных теорий, объясняющих процессы старения и роль старшего поколения, научных школ и направлений. Так, ее составными частями являются гериатрия — учение об особенностях болезней старческого организма, герогигиена — учение о гигиене людей старших возрастных групп и геронтопсихология. Последняя, помимо прочего, выступает составной частью другой дисциплины, а имен-

4 Дети-преступники. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск, 1996; Пирожков В.Ф. Кри­минальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1. М., 1998.

35 Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999; Она же. Соци­
альная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

36 Гундаров И.А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма (в графиках и таб­
лицах). М., 1997; Население России — 1995. Третий ежегодный демографический доклад / Под
ред. А.Г. Вишневского. М., 1996.

но возрастной психологии, куда входят: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология (психология ста­рости). Геронтопсихология — раздел психологии, изучающий особенности психики и поведения людей пожилого и преклонного возраста, а также пси­хические изменения, связанные со старением организма.

Предметом геронтологических исследований считают, с одной стороны, старение организма, с другой — возрастные изменения как неизбежное след­ствие процессов старения37. Основные понятия геронтологии — возраст, старе­ние, старость, долголетие, бессмертие. Хотя в геронтологии трудятся предста­вители разных наук, в центре внимания находятся именно медико-социальные проблемы.

Феномен старения интересовал лю­дей с незапамятных времен. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человече­ству на протяжении всей его истории. Описания старческих изменений и реко­мендации по продлению жизни можно найти уже в произведениях древнеегипетских и древнеиндийских авторов.

В Древнем Китае IV—III вв. до н. э. первыми религиозно-философским осмыслением старости и бессмертия занялись представители даосизма, у которых продление жизни стало одной из главных целей. Даосы считают, что человек, стареющий и умирающий из-за несовершенства своей природы,

Врезка

Бегут без оглядки

В Брянской области — эпидемия детских побегов из интернатов и спецшкол. Лишенные родитель­ской любви и не желающие жить в казенных уч­реждениях, брянские подростки все чаще пуска­ются в бега. В прошлом году областная милиция разыскала и вернула 500 мальчишек и девчонок. За три месяца этого года более 20 ребят. Воп­рос — надолго ли. «Ребят приводят к нам, как правило, когда перевоспитывать уже поздно, — рассказывает директор Брянской школы-интер­ната Н. Хлистунов. — Поговоришь с ним — интел­лект второклассника, с трудом читает и считает. Зато знает, сколько какие сигареты стоят...» Подопечных у Хлистунова 200 с лишним, из них че­ловек пять смутьянов. «Сами бегают и подговарива­ют других: давай, мол, глотнем воздуха свободы. А как его удержишь, если через два дома у него бать­ка живет? Хоть и пьяный, да родной. У нас препода­ватели хорошие, но, как ни крути, не родные». Достопримечательность привокзальной площа­ди — 14-летний Паша. Летом ночует в гаражах, зи­мой с такими же, как он, оккупирует дачи. А днем


выходит «работать» на площадь. Патруль линейной милиции его неоднократно забирал. Но документов у Паши нет, а без них даже в центр временного со­держания несовершеннолетних не берут. Паша и не хочет. «Сам разберусь, как мне жить. Чего в четы­рех стенах делать, в этом интернате?» В августе прошлого года Брянск потряс случай, когда Аня, воспитанница интерната, убежала с под­ружкой на выходные погостить к папаше. Только до родного дома не добралась, попала в руки пьяно­му мужику. Подружке вырваться удалось, а вот Аню подонок изрезал до смерти. «На меня тогда всех собак спустили, — сетует Хлистунов, — а что я могу? Как бы мои ребята ни были хороши, их не в интернате надо содержать, а в спецучреждении». Такое на Брянщине есть — Дубровская спецшко­ла. Но и из нее бегут, несмотря на решетки на окнах и суровые порядки. Не проходит месяца, чтобы сотрудники местного РОВД не ездили на отлов беглецов к соседям, в Смоленскую область. В свое время спецшкола была укомплектована под завязку. Сегодня в ней на триста мест меньше ста воспитанников. «Лет 20 назад сюда отправляли в основном драчунов и тех, кто не хотел стричься, —

37 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 6.

может с помощью собственных усилий трансформироваться в совершенное, богоподобное, бессмертное существо.

Наблюдениями над процессом старения, описанием возрастных заболе­ваний и разработкой гигиенических рекомендаций занимались выдающи­еся античные философы и врачи — Гиппократ (460—377 до н.э.), Аристотель (384—322 до н. э.), Цельс (первая половина I в. н. э.), Гален (129 — ок. 200), Орибазий (325—403 н. э.), Асклепиад38 (128—56 до н. э.). Гиппократ в «Афо­ризмах» и Аристотель в трактатах «О молодости и старости» высказывали взгляды на причины старения и давали советы по здоровому образу жизни.

В трудах Гиппократа и врачей его школы обнаруживаются первые описа­ния признаков старения и болезней у старых людей. Он подчеркивал, что люди с холодным темпераментом стареют быстрее. Напротив, для холери­ков старческий возраст — самый здоровый период жизни. Тогда же было отмечено, что старые люди чувствуют себя лучше летом и в начале осени.

По мнению античных ученых, течение заболеваний зависит от возраста: для каждого возрастного периода имеются свои специфически предраспо­лагающие моменты. Патогенез (патологическое развитие) и завершение болезни связывались в древности исключительно с конституцией человека, т.е. с характером и общим телосложением. Так, по мнению Гиппократа, флегматики особенно подвержены болезням старости. Старение обычно объяснялось как потеря внутреннего тепла и влаги. Для их сохранения ре­комендовалась диета, умеренные физические упражнения, массаж, водные

поведал «НИ» бывший работник школы Алексей Коновалов. — Конечно, режим строгий был, име­лась комнатка типа карцера. Но мы относились к ребятам все же как к личностям. И они, мне кажет­ся, это чувствовали. В середине 90-х у нас была сильная самодеятельность, получали призы на рай-

онных конкурсах. Тогда дети поступали в основном из городов и по возрасту гораздо младше. Сейчас в школе в основном деревенские подростки от 13 лет и выше. Все винят инспекцию ПДН, что поздно отлучают их от пьющих родителей. А попробуйте посидеть в комиссии, когда перед тобой плачущая мать. «Все, — говорит, — не буду больше пить, вы


только ребенка не отбирайте!» Как ей не поверишь! А вернется домой с сыном — и опять». Практически все питомцы Дубровской «спецухи», покинув ее стены, не вписывались в нормальную жизнь, и решетки на окнах школы сменялись тю­ремными. Привычка — вторая натура. При том, что контингент не тот, что 20 лет назад, в карцер бег­лецов не сажают, пытаются обойтись словами. Вдруг на кого-то и подействует? Вот был такой Саша 1аврилов, за два года бегавший по маршруту Дубровка-Смоленск-Москва больше десяти раз. Окончив школу, пропал из виду. А в прошлом году приехал в свою «альма матер» с подарками. Учи­теля порадовались за Сашку, менеджера нефтяной компании, а заодно показали его своим нынешним подопечным — вот какими вы можете стать, если даже в казенных стенах станет совсем невмоготу. Казенные стены мало кому в радость, соглаша­ются в Брянском интернате. Поэтому директор Хлистунов хочет в сентябре открыть кадетские классы. Может, разборка АКМ, изучение языков и занятия футболом пересилят тягу подростков ко всему дурному. Источник: Новые известия. 2004. 15 марта.

Некоторые историки медицины считают его основателем гериатрии, которая занимается лечени­ем болезней у пожилых.

процедуры и... метод, хорошо известный из Библии: старикам предписыва­лось согреваться близостью юных девиц, что, как известно, делал царь Да­вид, а потом и множество его последователей. В Древней Греции впервые была разработана схема гигиенического режима для старых людей. В его основу был положен принцип «умеренности во всем» — прогрессивное уменьшение количества принимаемой пищи, сохранение привычных навы­ков и постепенное прекращение активной трудовой деятельности.


 

Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человечеству на протяжении всей его истории

Гален ввел понятие «дискразии» как феномена старости, проявляющегося в потере теплоты и влажности тканей и нарастающей сухости человеческо-

Врезка

А. К. Байбурин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...