Дети, воспитанные бабушками, учатся хуже других
Если мать, выходя на работу после декретного отпуска, оставляет своего ребенка на попечение бабушек и дедушек, она должна знать, что в школе ее чадо будет учиться хуже по сравнению с теми детьми, которые ходили в детский сад или о которых заботилась няня. Такие выводы содержатся в новом исследовании, финансировавшемся правительством Великобритании. Доклад, рассказывающий об исследовании, называется «Работающие мамы: как работа матери влияет на развитие ребенка в первые годы жизни?». Результаты исследования открывают новую страницу в дебатах о влиянии на развитие малышей выхода матери на работу, а также заставляют по-новому взглянуть на вопрос о стоимости услуг детских садов и нянь, пишет сегодня Daily Telegraph. В течение последних 20 лет количество работающих матерей неуклонно растет. Исследователи Бристольского университета проследили за 12 тыс. детей, родившимися в районе Эйвон в 1990-х, наблюдая за их развитием до 8-ми лет и учитывая фактор занятости их матерей. Умственное развитие детей оценивалось по двум показателям: грамотности и умению считать. По данным исследования, среднестатистическая мать — это женщина в возрасте 25-35 лет, окончившая как минимум среднюю школу и имеющая партнера. К своему удивлению, ученые обнаружили, что решающее значение на то, какое воздействие окажет на ребенка отсутствие матери, занятой на работе, — положительное или негативное, играет выбранный тип заботы о ребенке: иными словами, отдают ли ребенка в садик или привлекают к воспитанию бабушку или других родственников и друзей. 47 Подробнее см.: Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. 2002.
48 Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: методология и результаты тендерного ЗБ подавляющее большинство пожилых женщин Санкт-Петербурга имеют глубокие корни в крестьянстве. Их прародители жили в том традиционном обществе, которое называлось «дореволюционная Россия»; большинство из них получили первый опыт социализации в деревнях, в условиях трансформировавшейся крестьянской общины, родового уклада семьи и крестьянского двора. И только их внуки воспитывались в индустриальном обществе, правда, сохранившем черты традиционного уклада (коммунальные квартиры, общежития, бригады на производстве). Историческими вехами жизненного пути пожилого поколения явились войны, коллективизация, индустриализация, политический террор, которые наложили свой отпечаток на характеристику приобретенных статусов: «блокадницы», «участники войны», «незаслуженно репрессированные». В рамках зарубежной геронтосоци-ологии удалось установить множество интересных и важных с практической точки зрения закономерностей и тенденций протекания старости как социально-медицинского феномена. В частности, при помощи лонгитюдных исследований, в том числе Bonn Longitudinal Study of Aging (Германия) и Berkeley Older Generation Study (США) удалось установить, что здоровье пожилых людей — вовсе не врожденная характеристика. Оно зависит от собственной активности в позднем возрасте; выбираемого образа жизни и ухода за собой. Обнаружены и такие тенденции: 1) по мере старения в среднем у большинства пожилых людей активность отношений внутри семьи остается постоянной, а активность в «Дети, о которых заботились друзья родителей, родственники или соседи,сталкивались с неблагоприятными последствиями, — отмечает Лиз Мэшбрук, одна из исследовательниц. — А посещение детского садика или профессиональный уход за ребенком няни защищают детей от этих негативных последствий».
Интересно, что если у матери частичная занятость и она привлекает к воспитанию ребенка бабушку или другого близкого человека только на ограниченное время, ребенок развивается совершенно нормально. И еще один важный момент: выход матери на работу сам по себе вредит ребенку только в том случае, если ему еще не исполнилось 18 мес. Причин, по которым бабушки и дедушки, друзья и родственники могут оказать плохое воздействие на развитие ребенка, несколько: эти люди, возможно, не слишком-то рады необходимости находиться с малышом круглые сутки и быстро теряют к нему интерес; они не прошли специальной подготовки для того, чтобы заботиться о детях; бабушки и дедушки иногда чувствуют себя зажатыми в тиски, оказываясь перед необходимостью заботиться и о маленьких детях, и об их родителях, и, возможно, о своих собственных престарелых родителях одновременно. И, тем не менее, лучший вариант в условиях, когда с малышом не может сидеть его мама (отцу, в среднем, обычно приходится находиться на работе гораздо дольше) — это комбинировать детский сад или няню с заботой о ребенке родственников или друзей. Исследователи установили, что мало матерей пользуются платными услугами нянь и яслей до того, как ребенку исполнится два года — возможно, в связи с высокими ценами на эти услуги. Источник: News.Battery.Ru 2003. 23 сентября. общественной жизни снижается; 2) по ролевому набору и качеству выполнения социальных ролей, которые были у человека в допенсионный период, можно в целом предсказать ролевой репертуар в послепенсионный отрезок жизни49. Некросоциология В 1990-е гг. появился термин «некросоциология». Он не получил широкого распространения ни у нас в стране, ни за рубежом. Тем не менее, как нам представляется, он имеет не только право на существование, но указывает на весьма перспективную область историко-социологических исследований. В России пропагандистом нового направления выступает известный специалист по культурологи и социологии Л.Г. Ионин50. По его мнению, предметным полем новой социологической дисциплины должен стать диалог живых с умершими так, будто последние никогда не умирали и выступают их современниками. Прошлое вторгается в нашу повседневность самыми разными путями и не обязательно в те дни, когда мы посещаем могилы предков или присутствуем на поминках.
Врезка Человек может жить от BOO до 500 лег? Когда мы были маленькими, а деревья большими, мы очень хотели жить вечно, и чтобы вместе с нами вечно жила и любимая мама, и любимый папа, и бабушка. Похоже, что это желание скоро осуществится, ведь, по мнению ученых, человеческая жизнь может длиться от 200 до 500 лет... По крайней мере, так считает профессор Университета Монтеклер, автор нескольких книг о будущем человечества, Майкл Зейн. «Я думаю, что мы стоим на пороге того времени, когда вечная жизнь станет реальностью, а не сказочным вымыслом», — говорит он в интервью. Причина такого рекордного долголетия кроется в умении клонировать клетки человеческого организма. «То, что еще вчера называлось научной фантастикой, сегодня — часть нашей с вами жизни», — говорит он. С оптимистом Зейном согласны далеко не все ученые. Так, например, скептически настроен профессор из Новой Англии Томас Перл. «Эти люди несут полный вздор», — говорит он. «Даже если представить, что человек ведет здоровый образ жизни с самого рождения, не болеет (что невозможно в принципе), то и мозг, и другие органы «выйдут из строя» раньше, чем будет отмечен 500-й день рождения». Того же мнения придерживается и директор исследовательского центра развития человека Хар- вей Кохен. «Теоретически возможно искусственно "натренировать" свой организм, чтобы он выдержал этот "марафон" но в этом случае поставьте крест на своем здоровье», — говорит он. Более того, с годами многие органы перестают выполнять свои функции. Грубо говоря, человеческое тело просто быстрее истлеет, но такого периода не просуществует. На- глядный пример: в Грузии в 1997 г. похоронили одну долгожительницу. Она умерла в 122 года глухая, слепая, неспособная даже ложку в руках держать! Но представим, что теория вполне применима на практике. Вот дожили вы до трехзначного возраста, установили рекорд, сидите дома: один, дряхлый, больной, без родственников (уже и внуков похоронили)... Оно вам надо? Может, лучше, как в сериалах: в кругу друзей, любящих правнуков, алчных детей, но не в одиночестве в доме престарелых? Источник: News.Battery.Ru. 31.07.2003.
49 Field D. Social Relations in Very Old Age: Evidence From the Bonn Longitudinal Study of Ageing and the 50 См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические Загробная жизнь, согласно верованиям древних египтян, была продолжением земной жизни. Умершего родственника египтяне воспринимали как реально существующего, способного принести вред или оказать помощь, приходить в дом живущих, оставлять какие-либо меты и странным образом вступать с ними в контакт. Живые иногда пытались установить контакт с умер-шими родственниками посредством писем, где они излагали свои просьбы либо даже угрозы. Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших. Это было одной из причин возникновения переписки: улаживание отношений с умершими выступало терапевтическим средством, помогающим вылечить от недугов и обрести душевное равновесие. Для египтян диалоги с мертвыми: обращения к ним, переписка, знаки, получаемые от них, — были естественным, нормальным явлением повседневной жизни. Согласно этим представлениям, у людей ушедших поколений было будущее; находясь в каких-то отношениях связанными, в других отношениях они оставались свободными и могли воздействовать на мир настоящего51. Непростые взаимоотношения с мертвыми складывались и у других народов, в частности у многих африканских племен. Живым все время казалось, что мертвые недовольны и полны зависти к оставшимся. Они пытаются мстить, иногда за оскорбления, нанесенные им при жизни, но чаще просто за то, что другие живы, а они — нет. По ночам мертвецы даже хотели перетащить в загробный мир живых, вот почему кухонную утварь и предметы, которыми те пользовались, живые уничтожали. Все складывалось в могилу или сжигалось вместе с умершим. Хижину, где он жил, оставляли навсегда. Часто мертвеца со всеми пожитками хоронили прямо в его собственном доме. «Удивительно, что это чувство приписывают мертвым повсюду, при самых разных обстоятельствах. Кажется, что среди умерших всех народов господствует один и тот же настрой: лучше бы нам остаться в живых. С точки зрения тех, кто остался, каждый, кто ушел, потерпел поражение. Поражение заключается в том, что он был пережит. Он не может с этим смириться, и, вполне естественно, эту сильнейшую боль, которую претерпел, он старается причинить другим»52.
Появившийся у многих народов мира культ мертвых — это не только, а, возможно, и не столько дань уважения своим предкам, сколько способ закрыть им доступ в мир живущих. В соответствии со своим социальным положением мертвые получают все, что им может потребоваться, им дается почет и пища, они просто не могут чувствовать себя неудовлетворенными в потустороннем мире. Воинов хоронили вместе с оружием и доспехами, вождей — вместе с женами и рабами, фараонов в дальний поход провожало чуть не полцарства, принесенное в жертву социальным амбициям. Считалось, что См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. Вып. 2. М„ 1997. С. 58. 52 Канетти Э. Масса и власть. М., 1973. С. 292-293. если как следует проводить в дорогу умершего, обеспечить его «проживание» на том свете по высшему разряду, то ему незачем будет завидовать живым, посещая их по ночам или забирая их в свой мир. Во время особого пира и ритуалов в честь умерших представители народности зулу (Южная Африка) громогласно обозначают все должности предков и титулы. Не дай Бог пропустить какой-то титул или произнести его неправильно: предок может оскорбиться и принести страшный вред живым. Дабы задобрить почивших, забивают коз и быков и приглашают предков на пиршество. Принципиально важным моментом, и в этом надо согласиться с Л.Г. Ио-ниным, является модус сосуществования живых и мертвых: отношения живых и мертвых — это отношения по сути дела современников, членов одного и того же общества. Нельзя сказать, что живые — члены общества, племени, группы, а мертвые — нет. И те, и другие — члены общества. Но их статусы неравны: статус умершего предка выше, чем статус живущего современника. «Мертвые сильнее в магическом смысле. Им открыто больше пространств и времен, закрытых для живых. Мертвые знают больше, чем живые, и имеют больше возможностей воздействовать на живых, чем живые на них. В то же время у живых имеется нечто такое, что мертвые утратили и уже не могут получить обратно никогда»53. Сосуществование этих статусных групп не укладывается в привычные рамки возрастной стратификации, ибо у мертвых возраста уже нет: они принадлежат вечности. Здесь речь идет о более фундаментальных понятиях. Настолько фундаментальных, что, с точки зрения аборигенов, все дальнейшие стратификационные и социально-структурные подразделения носят вторичный, или надстроечный характер. Мертвые сосуществуют с живыми в одном с ними измерении. В их честь воздвигают памятники, исполняют ритуалы, организуют праздники, в их честь называют своих детей, их почитают и им поклоняются. Кроме того, им отдают часть общественного богатства и просят их заступничества во время засухи или природных бедствий, всем видом показывая, что умершие выступают непосредственными производителями материальных ценностей наряду с живыми. Жить вместе живым и мертвым в известном смысле приходится и сегодня. Телевидение и кинофильмы демонстрируют наглядное присутствие мертвых в образе пугающих вурдалаков, вампиров и ходячих мертвецов в повседневной реальности, всякий раз доказывая, что окружающий нас мир — это по сути социально сконструированная реальность, большое общество, в котором сосуществуют все умершие и все живущие поколения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|