Похоронный обряд восточных славян
Одним из интересных феноменов является похоронный обряд восточных славян, прежде всего русских. Сама кончина представлялась как отделение души от тела и обозначалась либо с помощью воды в чашке, находящейся у изголовья умирающего (верили, что в момент «выхода» души вода «всполыхнется»), либо с помощью зеркала, так как душа покидает тело с последним вздохом. Специальные ритуалы призваны были обеспечить не только переход, придав ему необратимый характер, но и «послепереходную» гармонию двух миров: живые должны оставаться среди живых, а мертвые — среди мертвых. Так, покойнику закрывают глаза (обычно медяками), объясняя это опасностью его взгляда для живых людей: закрытие глаз одновременно означало прекращение его контакта с миром людей. Покрывание умершего полотном продолжало ритуал его отгораживания от посюстороннего мира. Следующая операция — омовение тела покойника, после которого человек лишался последних признаков принадлежности живым. Этнографы, исследующие славянский погребальный обряд, считают, что физическая чистота («вымы-тость») является устойчивым признаком смерти. Отсюда, вероятно, специфическое отношение к мытью тела, восприятие этой процедуры не столько в гигиеническом, сколько в ритуальном плане. После омовения и обряжения умершего переносят на лавку у стены, ногами к выходу либо к образам. Мужчин клали справа от выхода, а женщин — слева. Согласно поверьям, в могилу колдуна надо вбить осиновый кол, а с помощью отрезанной руки мертвеца можно находить клады и воровать, не боясь быть пойманным. Покойника облачали в новую, неношеную одежду, не соприкасавшуюся с живым телом. Если умершему одежда шилась, то с соблюдением особых приемов: без узлов, «на живую нитку», иголку держали «от себя» и даже левой рукой, иначе «он будет по ночам приходить и уводить с собой людей, у которых так Же сшита одежда».
го тела. Гален впервые разграничил нормальное и болезненное старение, которое он называл senium ex morbi. Внимание врачей галеновской школы было обращено, прежде всего, на профилактику старости и стремление поддерживать гармоническое равновесие здоровья старого человека. Впервые рекомендации по соблюдению целесообразного гигиенического режима старыми людьми были оформлены в одно новое направление в медицине — gerocomia (герокомия), т.е. учение о старости. В эпоху Средневековья большой вклад в развитие герокомии внесли врачи Салернской медицинской школы (Италия). Все правила режима для старых людей были обобщены ими в известной книге «Салернские правила о здоровье». Врачи этой школы пришли к выводу, что лекарское искусство не может продлить жизнь человека за пределы биологической нормы, однако следует сделать все возможное, чтобы достигнуть этой границы жизни. По мнению представителей Салернской школы, меры для достижения долголетия должны приниматься еще в активном возрасте: «умеренный образ жизни, радостное настроение и отдых». С именем английского философа и ученого XVI в. Ф. Бэкона связано новое направление в развитии геронтологии как науки. В фундаментальной классификации наук Ф. Бэкон разделил их на две группы: науки о природе и о человеке. Он специально выделил науку об увеличении продолжительности человеческой жизни, полагая, что путем систематического исследования процессов старения можно открыть причины старости. Ф. Бэкон был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вредные привычки. Большинство историков считают, что настоящая наука возникла лишь в эпоху Просвещения, когда фантастические или религиозно-мистические представления сменяются рациональными механизмами познания. Для ана-
Одежда застегивалась наоборот: справа налево у мужчин и слева направо у женщин. Обычай требовал связывать мертвецу руки и ноги. Гроб никогда тщательно не обтесывался, его обтеска Делалась нарочито грубо. Саван шился «на живую нитку». Лапти надевались недоплетенными. Хлеб на поминках должен быть недопеченным. В гроб клали недоконченную умершим работу (не-Довязанные чулки, недоплетенные лапти) в уверенности, что работа будет закончена на том свете. В Закарпатье около покойника, согласно обычаю, старики играли в карты, дрались и ругались. В Карелии был распространен обычай «веселить покойника». В других местностях присутствующие (обычно старики) проводили ночь в беседах о покойном, рассказывании сказок. Вслед покойнику, пока его не вынесут со двора, бросали зерно для того, чтобы закрыть ему обратную дорогу. В Виленской губернии обсыпание покойника зерном объясняли тем, что в противном случае он унесет с собой больше хлебного плодородия, чем ему полагается, а в Витебской — что покойник в последний час должен убедиться, что с ним делятся хлебом, иначе он будет возвращаться за своей долей. Перемещение умершего из этого в тот мир является центральным звеном в структуре похоронного ритуала. Реальная дорога от дома до кладбища отчасти символизировала мифологический путь в иной мир. После выноса покойника из дома оттуда должно быть удалено все то, что затронуто смертью и не подлежит очищению. Родных умершего три раза кропят водой, они заглядывают в печь, выкрикивая имя покойника в печную трубу, для того чтобы «не встал». лиза биологических данных впервые стали применяться статистические методы (в частности, таблицы продолжительности жизни, которые и сейчас использует геронтология). В 1796 г. вышли в свет сочинения немецкого геронтолога Кристофа Вильгельма Гуфеланда (1762—1836) «Искусство продлить человеческую жизнь» (1797) и «Руководство к практической медицине» (1839), переведенные на многие языки мира. С выходом книги Гуфеланда связывают новый период развития учения о старении и старости на основе достижений фундаментальных наук. В XIX столетии клинические наблюдения становятся основой учения о старости в Германии, Англии, Франции. В Париже создаются гериатрические центры «Сальпетриер» и «Бисетр». В Англии геронтологию рассматривают как пограничную дисциплину общей медицины, и лишь в первой половине XX в. ее успехи связывают с достижениями биологии. В XIX — начале XX в. были открыты основные биологические законы: клеточное строение организмов, теория эволюции и законы наследственности. Основоположник американской геронтологии — врач И. Нашер считал, что старость есть болезнь, перед которой медицина бессильна. По инициативе и при прямом руководстве И. Нашера в 1912 г. в Нью-Йорке было создано первое научное общество гериатров. Но лишь в 50-х годах XX в. описаны процессы, происходящие на молекулярном уровне организации живой материи. Это стало ключом к пониманию феномена жизни и старения, а значит, и к возникновению истинно научной геронтологии.
Развитие геронтологии в России началось в конце XIX в. и связано с именами И.И. Мечникова, СП. Боткина, И.П. Павлова, М.С. Мильмана, А.В. Нагорного, Н.Д. Стражеско, З.Г. Френкеля и др. Родоначальником отечественной геронтологии можно считать знаменитого русского физиолога И.И. Мечникова (1845—1916). Именно он ввел в обиход этот термин в книге «Этюды о природе человека», впервые опубликованной на французском языке в 1903 г. А «Этюды оптимизма» Мечникова стали настоящей сенсацией начала XX в. Путь до кладбища сопровождается запретами останавливаться («иначе в деревне будет покойник») и оглядываться. Дорога в мир мертвых не должна совпадать с путями живых, поэтому гроб выносили не в двери, а в окно (варианты: через скотный двор, через забор или разобранную стену). На кладбище шли окольным путем, а возвращались «на-прямки». У околица деревни родственники покойника подают милостыню провожающим. По дороге на кладбище первому встречному, который считался путником из иного мира и одновременно служил счастливой приметой, как и нищим, оказывалось подаяние — обязательно через гроб. Это могли быть кусок хлеба, нитки или холст («чтобы на том свете было во что одеть голую душу»). Гроб опускают в могилу на веревках, которые затем оставляют на кладбище, повесив на деревья. Обычай бросать в могилу мелкие монеты, пояса, платки (в том числе «слезные платки») интерпретируется этнографами как выкуп места. У белорусов и украинцев священник «печатал могилу»: делал на могиле крест лопатой и сыпал крестообразно землю на гроб. Считалось, что
только такое «запечатывание» гарантирует невозможность выхода покойника из могилы. Могила не считалась местом окончательного пребывания покойника. Только в обряде путь умершего заканчивался на кладбище. В народных поверьях покойник проходил лишь часть пути, так как ему предстоял еще путь на тот свет. В заупокойной мифологии на кладбище заканчивается лишь «видимая» часть пути. Могила — вход или место, где возможен контакт между живыми и мертвыми. Дальнейший путь покойника от могилы до того света мыслился как переход в новое состояние, позволяющее ему не просто поддерживать связи с близкими ему живыми людьми, но и покровительствовать им. Умерший родитель, приобретший отныне новый статус предка, по верованиям белорусов, принимает живейшее участие в судьбах потомка: в его делах, жизни, даже в малейших мелочах его хозяйства. Если у того пропал топор или околела скотина, значит, он под пьяную руку оскорбил родителя. Сокращено по источнику: Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. По теории И.И. Мечникова (1908) старение — результат интоксикации организма продуктами обмена бактерий, обитающих в кишечном тракте, и продуктами азотистого обмена веществ самого организма (мочевая кислота). Мечников полагал, что старение — это результат самоотравления организма, вызванного деятельностью выделяющих яды кишечных бактерий. Основоположником советской геронтологии считают А.А. Богомольца. В 1938 г. под его руководством была проведена одна из первых в мире научных конференций, посвященных проблемам старения и долголетия. В 1958 г. в СССР создан Институт геронтологии АМН СССР, организующий и координирующий все исследования по данной тематике. С этого времени новый этап развития геронтологии был связан с именами Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фроль-киса, Н.Н. Сачук, В.В. Безрукова, О.В. Коркушко, А.В. Токаря и др. Свой вклад в изучение проблем геронтологии и активного долголетия внесли З.Г. Френкель, В. И. Никитин, И.А. Ар-шавский, И.В. Давыдовский. А.В. Нагорный, М.С. Мильман, М.А. Александрова, А.Н. Рубакин, А.А. Дыскин, Е.И. Стеженская, М.Я. Сонин, М.Г. Бедный, А.Л. Решетюк, В.Д. Шапиро и др. В 1960—1970-е гг. появилось много работ, посвященных изучению эволюции возрастной структуры населения, связанной с его старением, факторов и динамики этого процесса по всей стране и в отдельных регионах. Проводились исследования социально-демографического состава населения старших возрастов, продолжительности жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Минске и других геронтологических центрах СССР. В круг научных интересов входили вопросы гигиены и физиологии труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; гигиены быта, жилища, питания старых людей; общефилософские аспекты старения и старости. Достижения советских ученых получили высокую оценку специалистов в области социальной геронтологии во всем мире и позволили им принять участие в исследованиях социальных проблем старости, проводимых ВОЗ39. Современная геронтология изучает механизмы и причины старения от молекулярного и клеточного уровней до целостного организма40. Проблемы геронтологии освещаются более чем в 60 журналах, издаваемых в разных странах мира.
Социальная геронтология — раздел геронтологии, призванный изучать демографические и социально-экономические проблемы старения населения. Она сформировалась на пересечении геронтологии, биологии, экологии и социологии. Термин «социальная геронтология» первым употребил американский ученый Э. Стиглиц в конце 1940-х гг. Сегодня сфера интересов социальной геронтологии крайне широка — изучение пожилых людей и пенсионеров как больших социальных групп, ценностные ориентации, мотивация поведения, установки, образ и стиль жизни, условия жизни лю- Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 40. См.: Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966; Основы геронтологии / Под ред. Д.Ф. Чеботарева, Н.Б. Маньковского, В.В. Фролькиса. М., 1969; Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. дей преклонного возраста, помощь, оказываемая им со стороны социальных институтов и организаций, индивидуальные переживания старых людей, место и положение старых людей в обществе, социальную политику в отношении старых людей. При таком разнообразии научных интересов нет ничего удивительного в том, что она тесно переплетается с предметной областью социологии, занимающейся старшим поколением. Социальная геронтология (социология престарелых) изучает влияние населения старшего возраста на общество и влияние процесса старения на человеческую личность, различают два понятия — старость (результат старения) и старение (процесс возрастного развития), основная проблема пожилых людей заключается в том, что самое ценное — опыт и знания — используются обществом не в полной мере, поскольку физическая дряхлость не позволяет им, как прежде, активно участвовать в общественном производстве. В старости люди превращаются в социальных аутсайдеров. В последние годы и в России заметно активизировались в изучении проблем пожилых людей представители медицинской науки, психологи, геронтологи, социологи, правоведы и другие специалисты (В.М. Анисимов, Н.Ф. Дементьева, Л.Б. Лазебник, Н.К. Корсакова, О.В. Краснова, Б.Ю. Шапиро, Н.Ф. Шахматов и др.). Кроме указанных выше научных дисциплин возрастной проблематикой занимаются представители многих наук, в том числе исторической этносоцио-логии, которая исследует такие явления, как половозрастные взаимоотношения, возрастные классы, циклы инициации, различие мужских и женских ролей в обществе, исторические типы возрастной социализации у разных народов. В частности, изучением так называемых «мужских союзов», «подростковых союзов» и возрастных инициации (на африкано-океанийском этнографическом, общефольклорном, классическо-античном материале) занимались Д.Ф. Мак-Леннан, Ф. Ратцель, Ф. Энгельс, Б. Малиновский, С.А. Токарев, СП. Толстов, ДА. Ольдерогге, И.И. Потехин, И.Ю. Синицына, В.А. Попов, М.Ф. Гаврилов, В.В. Бартольд, Л.П. Потапов, Г.Е. Марков и К.П. Калиновская, Г.П. Снесарев, Н.А. Кисляков, Н.П. Лобачева, А.М. Хазанов, Т. Моммзен, Т. Хайенс, А.И. Не-мировский, Ю.В. Андреев, И.Л. Маяк, Е.М. Штаерман, В.И. Бушков и др. Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Она оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В психологии развития трем стадиям жизни соответствуют три раздела: детская психология (детство), акмеология (зрелость и взрослость), геронто-психология (старость). Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «акте», происходящему в свою очередь от слова «axis» (острие) и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». Быть в акме означает быть в полном цвете, на высшей степени развития. В это время человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью. Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|