Отдавать ли ребенка в ясли?
Пусть поднимет руку та мама, у которой никогда не сжималось сердце вести своего ребенка в ясли, рассказывая ему о чудесном дне в компании с другими детьми, оставлять его плачущего, бежать на автобус и с сомнением утешать себя, что главное не количество, а качество времени, проведенного с малышом. Вероятно, ни одна не даст положительного ответа. Скорее всего, именно из-за чувства вины на вопрос «как должны поступать работающие матери маленьких детей?» 73% опрошенных женщин ответили: «Временно оставить работу и посвятить все время уходу за детьми до достижения ими возраста двух лет». Того же мнения придерживаются 78% мужчин. Фонд «Родольфо Бенедет-ти» заказал исследование по вопросу о том, пользуются ли итальянские семьи услугами детских яслей. В опросе приняли участие 1000 человек в возрасте от 18 до 79 лет. Кому доверяют детей? Предпочтение отдается государственным яслям (50%), затем следуют родственники, частные ясли, а на последнем месте оказались няни. На вопрос о том, какими льготами должны пользоваться женщины, имеющие детей, 40% ответили — неполный рабочий день, а 32% выступают за продление отпуска До достижения детьми совершеннолетия. Иными словами, отношение к проблеме яслей для итальянских семей остается двойственным. Достаточно сказать, что в Италии всего 6% детей в возрасте до 3 лет посещают ясли, в то время как в Великобритании — 34, во Франции — 29, а в Дании — 64%. Почему? 55% опрошенных мам предпочитают заниматься детьми лично. Но не последнюю роль для 42% играет и стоимость пребывания ребенка в яс- лях. «Естественно, было бы предпочтительней, чтобы с очень маленькими детьми оставались мамы, — говорит министр Стефания Престиджако-мо. — Но в действительности складывается иная ситуация. Ощущается огромный спрос на места в государственных и ведомственных яслях. В ясли, которые мы организовали в нашем министерстве, уже поданы 30 заявок на будущий год. Мы уже больше не можем ждать принятия законопроекта о детских учреждениях, который заблокировала комиссия по социальным вопросам палаты депутатов. Матери очень в нем нуждаются». Источник: News.Baltery.Ru. 2003. 25 июня.
См.: Рожанский М. Память города без прошлого // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. СПб., 1997. См.: Семенова В., Мещеркина Е. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М., 1994; Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М., 1996. Метод «истории жизни» человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из самых распространенных направлений в западной качественной социологии69. Но на русском языке работы такого рода пока немногочисленны и состоят главным образом из переводов70. Данный метод позволяет исследовать индивидуальную жизнь личности и отражение в ней социально-культурных норм, соотношение социального и индивидуального. Объектом биографического исследования является не только исторический или политический деятель, но и любой член общества, его биография, предметом является содержание его жизненного пути71. Биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как своего рода «сценическое представление» (метафора И. Гоффмана72) о себе и своей жизни73. Здесь важной проблемой является необходимость проводить различие между «построением» идентичностей и изменением идентификации респондента, что выражается в способе построения его рассказа о жизни, «конструирования» своей биографии. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий, социальных ситуаций: индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации, особенности мужских и женских моделей поколенческого поведения в определенных социальных общностях74. Сравнительный анализ большого числа аналогичных случаев — основа для описания социальной проблемы, которая вырисовывается за сходными обстоятельствами и действиями, за общей социальной практикой людей. Такой методологический подход позволяет типологизировать жизненные стратегии различных поколений в сходных ситуациях, конструировать «образцы» (нормативные модели) поведения или типы культурных ориентации, стилей жизни.
69 См. например: Plummer К. Documents of Life. L., 1983; Riley M.W. Sociological Lives. Newbeiry Park, 70 В качестве примера можно привести: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк соци 71 Исходной методологической предпосылкой биографических исследований служит признание со
72 См.: Goffman E. The Moral Career of the Mental Patient. N.Y., 1961. 73 См.: Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: этничность и контекст// Биографический метод в 74 См.: Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социо Одной из разновидностей качественных методов исследования выступает анализ бытового, рукописного текста («ручное письмо»). При данном подходе письмо рассматривается как символ модерна, вариант самоописания общества, важный инструмент власти, способ самореализации. Мир пишущих «неправильно» — мир доминируемых. Как правило — это представители не реализовавших себя поколенческих когорт. «Ручное» наивное письмо свидетельствует, что пишущий пребывает на нижних ступенях социальной иерархии и баланс власти складывается отнюдь не в его пользу75. Это ставит вопрос о теоретической интерпретации текстов «наивного письма» и естественности повседневного языка, часто выражаемого при помощи невербальных символов и жестов. Благодаря такому методу можно изучать маргинальную повседневность генерационных общностей, первичные поколенческие общности, в том числе аффективные, поколенческая идентификация, динамика внешнего ограничения и самоконтроля, различные типы повседневных взаимодействий поколений. Биографическое интервью — один из методов изучения социологами жизненного пути поколений Наряду с сугубо качественными методами в социологии поколений используются и уже привычные методы, но в несколько ином виде. Например, метод интервью обретает новые черты:
♦ нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование), представляющее собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных меж- О культурных проблемах «наивного письма» см.: Козлова Н.Н., Самарская И.М. «Наивное письмо» и производители нормы // Вопр. философии. 1996. № 6. дометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа76; ♦ полуструктурированное интервью, предполагающее, что в каждом из тематических блоков, наряду со свободным рассказом по теме, предполагается перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация: «детство», «юность», «учеба», «женитьба», «дети»; ♦ лейтмотивное интервью, позволяющее проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии; ♦ фокусированное интервью, предполагающее сосредоточенность на информации только об одной жизненной ситуации, определенной теме и субъективном представлении респондента в исследуемой сфере.
Проблема возрастной аккумуляции77 в социологических исследованиях почти не изучалась, тем не менее она стоит достаточно остро. Методика сбора данных, особенно постановка вопроса значительно определяет уровень возрастной аккумуляции. Так, вопрос о дате рождения дает более точные результаты, поэтому во время всеобщих переписей стали фиксировать не число исполнившихся лет, а дату рождения, что значительно уменьшило коэффициент возрастной аккумуляции78. Первая формулировка вопроса («Сколько Вам лет?») привычна для респондента, проста для обработки и позволяет получить любые, втом числе погодичные распределения79. Однако самый большой недостаток этой формулировки — возрастная аккумуляция, которая здесь присутствует практически всегда. Вторая формулировка («Сколько Вам лет? Укажите на шкале») нейтрализует возрастную аккумуляцию, но в силу большой зависимости от выбранного (разработанного) социологом типа шкалирования сужает возможности для дальнейшего сравнительного исследования по возрастному признаку. Формулировка вопроса влияет лишь на один параметр возрастной информации — на аккумуляцию. Однако во время сбора информации получается 76 Как показала практика авторского интервьюирования, такое самоосмысление и выделение своего
77 Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте. 1. Сколько Вам лет? 2. Сколько 78 Подробнее см.: Урланис Б.Ц- Народонаселение. Исследования и публицистика. М, 1976. С. 94. 79 Однако здесь заложена определенная смысловая нечеткость, неоднозначность: нужно указывать целый спектр искажений. Например, в процессе подготовки к Всесоюзной переписи населения 1970 г. была проведена пробная перепись, которая выявила, что 1,4% записей, касающихся возраста, были неправильными80. Польские социологи проверяли достоверность информации о возрасте в социологических анкетах и обнаружили 3,6% неправильных записей, а по мнению американских социологов эта величина достигает 5—12%81. Здесь следует добавить, что случайные ошибки такого порядка возникают и на стадии кодирования, обработки. Возрастные шкалы имеют и другую особенность — проблему сопоставимости. Сопоставимость возрастных шкал стала уже «хрестоматийной» проблемой в разделе методики социологических исследований82. Анализ сопоставимости возрастных Когортный анализ Термин когорта пришел в социальные науки из области военной истории. В Древнем Риме когортой (лат. cohors) называлось тактическое подразделение легиона (со II в. до н.э.). В легионе было 10 когорт, в каждой когорте — 360— 600 человек. До сих пор в переносном смысле когортой именуют крепко сплоченную группу людей. В биологии никакой сплоченности уже не осталось, ибо здесь когорта — всего лишь таксономическая категория, объединяющая родственные отряды, например насекомоядных. Нет никакой сплоченности и военной выучки уде мографической когорты. Здесь она просто счетное множество, совокупность людей, отобранных по определенному признаку, чаще всего — возрасту. Хотя и не обязательно. Скажем, когорта блестящих ученых-физиков XX в. вовсе не подразумевает, что все они родились в один год. Зато всякому ясно, что они внесли в науку одинаково выдающийся вклад. У медиков когорта обозначает группу лиц, изначально объединенных каким-либо общим признаком (например, здоровые лица или больные на определенной стадии заболевания) и наблюдаемых в течение определенного периода времени, чтобы проследить, что с ними произойдет в дальнейшем. Здесь о дате рождения речь не идет. 80 См.: Всесоюзная перепись населения 1970 г. М., 1976. С. 20. 81 См.: Данилович П., Штабински П. Верификация социально-демографических данных, получен 8 См.: Петренко ЕС, Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М, 1979. С. 46; Наумова Н.Ф. Время человека // Социологический журнал. 1997. № 3. Демографы именуют когортами совокупности людей, которые одновременно вступили в то или другое состояние, например, родились в одном и том же году, заключили брак в одном и том же году и др. Если речь идет о возрастной когорте, то подразумевают поколение. Но поколения бывают самые разные, среди них реальные и гипотетические. Так вот когорта относится только к одному из них — к реальному поколению. Это такая совокупность людей, которые родились в один год. Брачная когорта — это группа лиц, вступивших в брак в одно и то же время. Миграционная когорта — совокупность мигрантов, объединенных общим периодом миграции в данный населенный пункт или регион. Гипотетическая когорта — когорта, искусственно сконструированная на основе набора повозрастных коэффициентов демографического процесса (рождаемости, смертности, брачности и т.д.) (обычно для какого-то года), которые затем интерпретируются как показатели реальной когорты. Термин «когорта» ввел в 1947 г. американский экономист и демограф Паскаль Уэлптон (1893-1964), который в 1950—1963 гг. был руководителем Отдела народонаселения ООН. В 1938-1941 гг. он организовал в Индиана-полисе первые опросы женщин об их намерениях в отношении деторождения. Одним из первых начал рассматривать рождаемость в реальных поколениях женщин, ввел термин «когорта» (1949). Постепенно термин приобрел универсальный характер и даже вытеснил слово «продольный» из названия метода так, что в литературе утвердилось выражение «когортный анализ». Врезка Ф.Р. Филиппов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|