Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные теории старости и постарения




В настоящее время в рамках геронтологии насчитывается более 200 раз­личных теорий, которые пытаются объяснить природу и механизмы чело­веческого старения, происходящие на разных уровнях — от целостного орга-

53 См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. Вып. 2. М., 1997. С. 60.

низма, его систем и органов до уровня клеток и молекул. К геронтосоцио-логическим причисляют более 20 групп научных теорий. Среди них теория разъединения, теория освобождения, концепция активности, теория разви­тия, теория наименования, теория высвобождения ресурсов и качества жиз­ни, теории субкультуры и возрастной стратификации54. Все они принадле­жат главным образом американским социологам.

В рамках геронтологииболее 200 различных теорий старости и постарения

Теория высвобождения ресурсов и качества жизни утверждает, что улучше­ние самочувствия, здоровья и образа жизни пожилого человека зависит от того, насколько он смог избавить от собственных комплексов и социальных предрассудков, насколько он почувствовал себя раскрепощенным ради ре­ализации того, что заложено в его личности, того, что он хотел осуществить, но до сих пор в силу разных обстоятельств не мог.

Теория разъединения (Элейн Камминг и Уильям Хенри) представляет ста­рение как неизбежное отчуждение между пожилыми и молодыми, удаление старого человека от общественной активности55. Отсюда — увеличение соци­альной дистанции между поколениями, между обществом в целом, которое всегда формируется зрелыми людьми, от стариков. Крайняя форма дистан­цирования — добровольный уход стариков в уединенные пустыни, леса, на острова, а сегодня — в социальные приюты. Так происходит на самом деле, хотя так не обязательно должно происходить с точки зрения человеческой морали. Постепенное разрушение социальных связей означает своего рода подготовку к последующему акту — смерти. Процесс «социального ухода»

Подробнее см.: Bearon Lucille В. Successful Aging: What does the «good life» look like? Concepts in Gerontology // The Forum for Family and Consumer Issues. 1996. Vol. 1. N 3, Summer; Яцемирская Р. С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 40—43; Альперович В.Д. Социогеронтологические теории (http://home.novoch.ru); Парахонская Г.А. Концептуальные основы геронтосоциологии (http://university.tversu.ru). Cumming E., Henry W.E. Growing old: The process of disengagement. N.Y., 1961.

характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных кон­тактов, ослаблением приверженности к материальным ценностям, уходом в себя.

Эту теорию, возникшую в начале 1960-х гг., еще называют теорией осво­бождения, потому что старение якобы освобождает пенсионера ото всех обя­зательств перед обществом. Но освобождение от обязанностей одновремен­но означает «освобождение» от участия в принятии ключевых управленчес­ких решений. Теперь судьбу стариков решают представители молодого и среднего поколений. Индивид освобождается от привычного давления со сто­роны социума и позволяет более моло­дым и энергичным принять на себя ставшие вакантными роли и функции. Социолог Роберт Ватлер ввел в науч­ный оборот термин «эйджеизм» (от англ. age — возраст), обозначив этим дискри­минацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим, предположив, что в наиболь­ шей степени эйджеизм затрагивает по­жилых людей. Эйджеизм перекликает­ся с теорией разъединения. Польский ученый X. Ивдебская провела собствен­ное социологическое исследование в подтверждение эйджеизма56. Опрос, проведенный автором среди студентов РГУ, показал сомнительный характер таких выводов.

Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и пред­полагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым по­пыткам исключить их из общественного кругооборота57. Теория появилась в 1970-е гг. на волне добровольческого движения по уходу за престарелыми, появившемуся в США, строительства гериатрических центров и распрост­ранения служб социальной зашиты. Ее сторонники считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддержи­ваться социальные контакты и активность. По этой теории старение пони­мается как «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста», как новый стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству от­ветственности за собственную личность и состояние психики. Способность находить радости и ценности в жизни не исчерпывается в определенном возрасте, а должна сохраняться до самого конца жизни.

Теория наименования и маргинальности представляет старость как состо­яние девиантности. Положение стариков — это положение изгоев, удел ко­торых — низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они счи­тают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социаль­ной и психологической независимости. Сторонники этой теории считают,

5(1 См.: Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

57 Lemon В. W., Bengtson V.L., Petersen J.A. An exploration of the activity theory of aging: Activity types and life expectation among in-moverstoa retirement community//J. of Gerontology, 1972. Vol. 27(4). P. 511-523.

что трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать соци­альные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

Теория субкультуры (А. Роуз), согласно которой культура становится стерж­нем, объединяющим людей пожилого возраста, создает особую близость между представителями одной возрастной когорты на основе сходства ин­тересов, образа жизни и возрастных ограничений. Субкультура пожилых отличается от субкультур других возрастных групп. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

Концепция культуры «середины жизни» представляет собой один из аспек­тов более широкого процесса: «модернизации старения». Этот процесс на­целен на максимальное отдаление глубокой старости путем «размывания» жизненного пространства зрелой личности и ее гибкой адаптации к возра­стным ограничениям. Модернизация старения включает: разрушение устой­чивой социокультурной ассоциации между выходом на пенсию и старостью, т.е. культивирование новых ценностей; разработку динамической модели «середины жизни», ориентирующей исследователя на индивидуализирован­ный, биографический подход, который учитывает личностную уникальность субъектов среднего возраста.

Теория возрастной стратификации исходит из того неоспоримого факта, что доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества базируются не только на социально-классовой, расовой или тендерной диф­ференциации, но также на возрастной стратификации. Каждая возрастная группа обладает собственными правами и обязанностями, кругом предпи­санных и достигаемых статусов, которые воспроизводят, закрепляют и под­держивают существующее в обществе социальное неравенство. Оно проис­ходит из того, что каждому обществу присущи разные физические и интел­лектуальные способности, в соответствии с которыми возрастные страты вносят в общество неодинаковый вклад. Возрастное разделение труда за­крепляет за представителями разных возрастов разные ролевые функции, права и привилегии. Большинство старых людей не участвуют в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над сами­ми собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику страти­фикации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением.

Эта теория помогает установить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, в то же время она при­дает особое значение образу жизни и общим особенностям, присущим оп­ределенной возрастной категории. В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы, как общественный статус старых людей, ин­дивидуальные перемещения из одного возрастного страта (периода) в дру­гой, механизмы распределения социовозрастных ролей, взаимоотношения с прочими возрастными группами.

Постмодернизм ориентирует пожилых людей на преодоление сложив­шихся стереотипов, мифов и существующих предрассудков относительно того, что жизненный путь старшего поколения раз и навсегда предписан, а общество он ориентирует на изменение существующей системы социальных институтов, которые ограничивают деятельность пожилых людей, мешая их творчеству, общественной активности, географической и профессиональной

мобильности. Современные прически, оригинальная одежда, свободное поведение — признаки «раскованной старости». Пожилые женщины, в пер­вую очередь они, а не мужчины, стремятся выглядеть моложе своих лет. Ощущение собственной независимости им необходимо как воздух. Они игнорируют предписанную старости манеру поведения. Сторонники пост­модернистской теории деконструкции жизненного пути человека М. Фезер-стоун и М. Хепуорт в работе «Старение и старость: размышления о жизнен­ном пути личности в постсовременном обществе» называют такое поведе­ние «образом маскирующейся старости».

Постмодернизм разоблачает концепцию предписанного каждому поко­лению жизненного пути как совокупности последовательно заданных ста­дий развития с жестко установленным набором возрастных ролей. Он выс­тупает за многообразие жизненных траекторий и изменяемость личных био-графий. Ныне поколенческий репертуар пожилого человека должен включать гедонизм жизненного стиля, юношески-игровой подход к пробле­ме досуга, пенсионный туризм, технику наслаждения вымыслом, участие в новых социальных движениях.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ58

При изучении биографического материала и жизненного пути поколений социологи применяют самые разные методы, созданные как у нас в стране, так и за рубежом. В том числе:

♦ историко-социологический анализ жизненного пути разных половоз­растных групп пожилых людей как сверстников, представляющий со­бой описание конкретных социально-исторических условий и их на­ложение на разные фазы жизненного пути (детство, юность, зрелость и старость);

♦ системно-организованный анализ жизненного пути конкретных пред­ставителей разных половозрастных групп пожилых людей с использо­ванием биографического метода;

♦ социологические исследования условий жизнедеятельности, ценност­ных предпочтений и ориентации пожилых людей предпенсионного и пенсионного возрастов, проводимые нами на протяжении последне­го десятилетия59.

Чтобы наглядно представить характер и условия взаимодействия разных поколений пожилых людей в качестве современников или сверстников, Т. М. Герасимова построила условную хронологическую матрицу их жизненного пути в зависимости от года рождения, охватывающую период от 1917 до 1943 г. Такого рода матрица демонстрирует, какие события общественной жизнедея­тельности (подлежащее) приходились на разные фазы жизни поколений (пре­дикат), и описывает наиболее важные общие условия, в которых протекала жизнь людей, которым сегодня от 50 до 76 лет. В результате для каждого возра-

58 Материал подготовлен в соавторстве с проф. Н.В. Шахматовой.

59 Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: методология и результаты тендерного
анализа биографий // Феминистская теория и практика: Восток—Запад. Материалы международ­
ной научно-практической конф. / ПЦГИ. СПб., 1996. С. 163-178.

ста, попадающего в этот интервал, получено наглядное представление относи­тельно того, на какие исторические условия («военный коммунизм», нэп, кол­лективизация и индустриализация, раскручивание политических репрессий и идеологической истерии, войны) приходились их детство, образование, трудо­вая деятельность, возраст на период начала и окончания войны, выход на пен­сию и другие значимые события личной жизни. Это позволило теоретически сформулировать и эмпирически конкретизировать категорию «исторического поколения». Принадлежность к нему обусловливается общностью событийных рядов индивидуальной и социальной жизни. На такой предметной основе изу­чался характер и динамика половозраст­ных взаимодействий, затрагивающих сферы семейных и производственных отношений60.

При изучении поколенческих про­блем социологи используют, в частно­сти, статусно-ролевой метод изучения поколений (Ш. Эйзенштадт и др.), ме­тод формализованного моделирования поколенного взаимодействия (Р. Браун-гарт), лонгитюдную методику исследо­вания (в России — X. Титма), генераци­онный, когортный, генеалогический и онтогенетический анализ (Р. Лауфер, В. Бенгтсон и многие другие).

Предметом поколенческого анализа является изучение возрастных групп, когортного — исследование специфи­ческих характеристик когорты, онтоге­нетического — изучение поколений как агентов социального изменения, вклю­ чая их мировоззрение, ценности, жиз­ненные стили, а генеалогического — ис­следование источников оппозиции внутри генераций существующего общества и развития отношений между ними как субъектами социальных изменений.

Существуют три основных метода структурного поколенческого анали­за: по вертикали (современники, когда объектом единовременного наблю­дения выступает совокупность лиц всех возрастов, живущих в определенный момент времени), по диагонали (сверстники, когда изучается когорта лиц в одном и том же возрасте, наблюдаемая на протяжении ряда лет) и по гори­зонтали (ровесники, когда единовременно изучается совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени). А их выделение исходит из единого критерия — темпоральных критериев поколенческой организации общества (единичного события, возраста, длины поколений). Это дает пра­во утверждать, что они образуют единую классификацию общей схемы структурно-функционального изучения поколенческих явлений.

Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: методология и результаты тендерного анализа биографий // Феминистская теория и практика: Восток—Запад. Материалы международ­ной научно-практической конф. / ПЦГИ. СПб., 1996. С. 163-178.

Пионером применения когортного метода в отечественной науке являл­ся М. Авдиенко, который по материалам переписей населения 1897 и 1926 г. исчислил динамику простейшего, но в то время очень важного показателя — уровня грамотности по пятилетним когортам в населении Украины61. Сегод­ня этот термин широко употребляется как в отечественной, так и зарубеж­ной социологии62. Возрастная когорта — это совокупность изучаемых пред­ставителей того или иного поколения, которую формирует исследователь исходя из специфики изучаемых проблем63. Она оказывается методическим компромиссом между случайностью биографии индивида и разнородностью

всей массы населения, так как сочета­ет в себе, с одной стороны, целостность индивидуальной жизни, гомогенность социально-исторического фона, на котором простираются жизненные пути ее членов, а с другой стороны — достоверность и научную статистичес­кую значимость выявленных связей.

Для исследования поколений социо­логи активно применяют также каче­ ственную методологию, практикуя такие методы, как наблюдение, сбор докумен­тов, глубинные и биографические интервью, кейс-стади (case study)M, этногра­фические исследования, устная история, история жизни, история семьи, grounded theory. Специфика кейс-стади состоит в глубинном осмыслении свое­образия объекта65. Выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, при­кладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию конкретной общности. Этнографические (фольклорные) исследования, как правило, имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каж­додневной практики, деятельности, поведения определенной поколенче-ской общности с точки зрения ее культуры (норм, ценностей, языка, мифов), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной мас­сы населения. Примером может служить исследование российского кресть­янства, проводимое под руководством Т. Шанина66.

Исторические исследования, или устная история, позволяют изучить субъективный опыт переживания участников, очевидцев определенных ло­кальных или общезначимых исторических событий (историю движений,

61 См.: Авдгенко М. Письменнють людности Украши. Харюв, 1930. С. 83—84.

62 См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С. 384.

63 Практически в каждом опросном исследовании в рамках паспортички происходит формирование
возрастных когорт с тем или иным интервалом.

64 В отечественной социологической литературе англоязычный термин case study стал общеприня­
тым. Дословный перевод — «исследование случая». Возможно, термин пришел из судебной прак­
тики, где «кейс» — данное судебное разбирательство.

65 Классический пример — «Письма Дженни» Дж. Олпорта, где автор опирался на изучение писем
стареющей женщины к друзьям своего сына и проанализировал изменения в ее внутреннем мире,
ее личные кризисы, реконструировал ее жизненный путь и смену ее идентичностей // Letters from
Jenny / G.W. Allport (Ed.) L., 1965.

66 См.: Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Под ред. Т. Шанина.
М., 1996.

организаций, населенного пункта) и последствий этого67. Особенность дан­ного метода — отношение к респонденту как к очевидцу исторических со­бытий. Поэтому с точки зрения методики здесь на первом плане — пробле­мы его искренности, открытости, адекватности воспоминаний, возможно­сти его памяти, степени правдивости воспоминаний при сопоставлении их с другими источниками информации.

Для ретроспективы социальных процессов и механизма передачи культур­ного капитала от поколения к поколению можно обратиться к методу «исто­рии семьи», семейных стратегий и передачи культурного капитала от поко­ления к поколению. Он позволяет изучить взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устой­чивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Этот метод позволяет анализировать процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, пере­дачи «культурного капитала» или трансформации ценностей68.

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...