Социальные теории старости и постарения
В настоящее время в рамках геронтологии насчитывается более 200 различных теорий, которые пытаются объяснить природу и механизмы человеческого старения, происходящие на разных уровнях — от целостного орга- 53 См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социологические чтения. Вып. 2. М., 1997. С. 60. низма, его систем и органов до уровня клеток и молекул. К геронтосоцио-логическим причисляют более 20 групп научных теорий. Среди них теория разъединения, теория освобождения, концепция активности, теория развития, теория наименования, теория высвобождения ресурсов и качества жизни, теории субкультуры и возрастной стратификации54. Все они принадлежат главным образом американским социологам. В рамках геронтологии — более 200 различных теорий старости и постарения Теория высвобождения ресурсов и качества жизни утверждает, что улучшение самочувствия, здоровья и образа жизни пожилого человека зависит от того, насколько он смог избавить от собственных комплексов и социальных предрассудков, насколько он почувствовал себя раскрепощенным ради реализации того, что заложено в его личности, того, что он хотел осуществить, но до сих пор в силу разных обстоятельств не мог. Теория разъединения (Элейн Камминг и Уильям Хенри) представляет старение как неизбежное отчуждение между пожилыми и молодыми, удаление старого человека от общественной активности55. Отсюда — увеличение социальной дистанции между поколениями, между обществом в целом, которое всегда формируется зрелыми людьми, от стариков. Крайняя форма дистанцирования — добровольный уход стариков в уединенные пустыни, леса, на острова, а сегодня — в социальные приюты. Так происходит на самом деле, хотя так не обязательно должно происходить с точки зрения человеческой морали. Постепенное разрушение социальных связей означает своего рода подготовку к последующему акту — смерти. Процесс «социального ухода»
Подробнее см.: Bearon Lucille В. Successful Aging: What does the «good life» look like? Concepts in Gerontology // The Forum for Family and Consumer Issues. 1996. Vol. 1. N 3, Summer; Яцемирская Р. С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 40—43; Альперович В.Д. Социогеронтологические теории (http://home.novoch.ru); Парахонская Г.А. Концептуальные основы геронтосоциологии (http://university.tversu.ru). Cumming E., Henry W.E. Growing old: The process of disengagement. N.Y., 1961. характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных контактов, ослаблением приверженности к материальным ценностям, уходом в себя. Эту теорию, возникшую в начале 1960-х гг., еще называют теорией освобождения, потому что старение якобы освобождает пенсионера ото всех обязательств перед обществом. Но освобождение от обязанностей одновременно означает «освобождение» от участия в принятии ключевых управленческих решений. Теперь судьбу стариков решают представители молодого и среднего поколений. Индивид освобождается от привычного давления со стороны социума и позволяет более молодым и энергичным принять на себя ставшие вакантными роли и функции. Социолог Роберт Ватлер ввел в научный оборот термин «эйджеизм» (от англ. age — возраст), обозначив этим дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим, предположив, что в наиболь шей степени эйджеизм затрагивает пожилых людей. Эйджеизм перекликается с теорией разъединения. Польский ученый X. Ивдебская провела собственное социологическое исследование в подтверждение эйджеизма56. Опрос, проведенный автором среди студентов РГУ, показал сомнительный характер таких выводов.
Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым попыткам исключить их из общественного кругооборота57. Теория появилась в 1970-е гг. на волне добровольческого движения по уходу за престарелыми, появившемуся в США, строительства гериатрических центров и распространения служб социальной зашиты. Ее сторонники считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. По этой теории старение понимается как «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста», как новый стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и состояние психики. Способность находить радости и ценности в жизни не исчерпывается в определенном возрасте, а должна сохраняться до самого конца жизни. Теория наименования и маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков — это положение изгоев, удел которых — низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Сторонники этой теории считают, 5(1 См.: Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989. 57 Lemon В. W., Bengtson V.L., Petersen J.A. An exploration of the activity theory of aging: Activity types and life expectation among in-moverstoa retirement community//J. of Gerontology, 1972. Vol. 27(4). P. 511-523. что трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей. Теория субкультуры (А. Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, создает особую близость между представителями одной возрастной когорты на основе сходства интересов, образа жизни и возрастных ограничений. Субкультура пожилых отличается от субкультур других возрастных групп. В практическом плане А. Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
Концепция культуры «середины жизни» представляет собой один из аспектов более широкого процесса: «модернизации старения». Этот процесс нацелен на максимальное отдаление глубокой старости путем «размывания» жизненного пространства зрелой личности и ее гибкой адаптации к возрастным ограничениям. Модернизация старения включает: разрушение устойчивой социокультурной ассоциации между выходом на пенсию и старостью, т.е. культивирование новых ценностей; разработку динамической модели «середины жизни», ориентирующей исследователя на индивидуализированный, биографический подход, который учитывает личностную уникальность субъектов среднего возраста. Теория возрастной стратификации исходит из того неоспоримого факта, что доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества базируются не только на социально-классовой, расовой или тендерной дифференциации, но также на возрастной стратификации. Каждая возрастная группа обладает собственными правами и обязанностями, кругом предписанных и достигаемых статусов, которые воспроизводят, закрепляют и поддерживают существующее в обществе социальное неравенство. Оно происходит из того, что каждому обществу присущи разные физические и интеллектуальные способности, в соответствии с которыми возрастные страты вносят в общество неодинаковый вклад. Возрастное разделение труда закрепляет за представителями разных возрастов разные ролевые функции, права и привилегии. Большинство старых людей не участвуют в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением. Эта теория помогает установить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая старшие и младшие, в то же время она придает особое значение образу жизни и общим особенностям, присущим определенной возрастной категории. В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы, как общественный статус старых людей, индивидуальные перемещения из одного возрастного страта (периода) в другой, механизмы распределения социовозрастных ролей, взаимоотношения с прочими возрастными группами.
Постмодернизм ориентирует пожилых людей на преодоление сложившихся стереотипов, мифов и существующих предрассудков относительно того, что жизненный путь старшего поколения раз и навсегда предписан, а общество он ориентирует на изменение существующей системы социальных институтов, которые ограничивают деятельность пожилых людей, мешая их творчеству, общественной активности, географической и профессиональной мобильности. Современные прически, оригинальная одежда, свободное поведение — признаки «раскованной старости». Пожилые женщины, в первую очередь они, а не мужчины, стремятся выглядеть моложе своих лет. Ощущение собственной независимости им необходимо как воздух. Они игнорируют предписанную старости манеру поведения. Сторонники постмодернистской теории деконструкции жизненного пути человека М. Фезер-стоун и М. Хепуорт в работе «Старение и старость: размышления о жизненном пути личности в постсовременном обществе» называют такое поведение «образом маскирующейся старости». Постмодернизм разоблачает концепцию предписанного каждому поколению жизненного пути как совокупности последовательно заданных стадий развития с жестко установленным набором возрастных ролей. Он выступает за многообразие жизненных траекторий и изменяемость личных био-графий. Ныне поколенческий репертуар пожилого человека должен включать гедонизм жизненного стиля, юношески-игровой подход к проблеме досуга, пенсионный туризм, технику наслаждения вымыслом, участие в новых социальных движениях. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ58 При изучении биографического материала и жизненного пути поколений социологи применяют самые разные методы, созданные как у нас в стране, так и за рубежом. В том числе: ♦ историко-социологический анализ жизненного пути разных половозрастных групп пожилых людей как сверстников, представляющий собой описание конкретных социально-исторических условий и их наложение на разные фазы жизненного пути (детство, юность, зрелость и старость); ♦ системно-организованный анализ жизненного пути конкретных представителей разных половозрастных групп пожилых людей с использованием биографического метода; ♦ социологические исследования условий жизнедеятельности, ценностных предпочтений и ориентации пожилых людей предпенсионного и пенсионного возрастов, проводимые нами на протяжении последнего десятилетия59.
Чтобы наглядно представить характер и условия взаимодействия разных поколений пожилых людей в качестве современников или сверстников, Т. М. Герасимова построила условную хронологическую матрицу их жизненного пути в зависимости от года рождения, охватывающую период от 1917 до 1943 г. Такого рода матрица демонстрирует, какие события общественной жизнедеятельности (подлежащее) приходились на разные фазы жизни поколений (предикат), и описывает наиболее важные общие условия, в которых протекала жизнь людей, которым сегодня от 50 до 76 лет. В результате для каждого возра- 58 Материал подготовлен в соавторстве с проф. Н.В. Шахматовой. 59 Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: методология и результаты тендерного ста, попадающего в этот интервал, получено наглядное представление относительно того, на какие исторические условия («военный коммунизм», нэп, коллективизация и индустриализация, раскручивание политических репрессий и идеологической истерии, войны) приходились их детство, образование, трудовая деятельность, возраст на период начала и окончания войны, выход на пенсию и другие значимые события личной жизни. Это позволило теоретически сформулировать и эмпирически конкретизировать категорию «исторического поколения». Принадлежность к нему обусловливается общностью событийных рядов индивидуальной и социальной жизни. На такой предметной основе изучался характер и динамика половозрастных взаимодействий, затрагивающих сферы семейных и производственных отношений60. При изучении поколенческих проблем социологи используют, в частности, статусно-ролевой метод изучения поколений (Ш. Эйзенштадт и др.), метод формализованного моделирования поколенного взаимодействия (Р. Браун-гарт), лонгитюдную методику исследования (в России — X. Титма), генерационный, когортный, генеалогический и онтогенетический анализ (Р. Лауфер, В. Бенгтсон и многие другие). Предметом поколенческого анализа является изучение возрастных групп, когортного — исследование специфических характеристик когорты, онтогенетического — изучение поколений как агентов социального изменения, вклю чая их мировоззрение, ценности, жизненные стили, а генеалогического — исследование источников оппозиции внутри генераций существующего общества и развития отношений между ними как субъектами социальных изменений. Существуют три основных метода структурного поколенческого анализа: по вертикали (современники, когда объектом единовременного наблюдения выступает совокупность лиц всех возрастов, живущих в определенный момент времени), по диагонали (сверстники, когда изучается когорта лиц в одном и том же возрасте, наблюдаемая на протяжении ряда лет) и по горизонтали (ровесники, когда единовременно изучается совокупность людей, родившихся в один и тот же период времени). А их выделение исходит из единого критерия — темпоральных критериев поколенческой организации общества (единичного события, возраста, длины поколений). Это дает право утверждать, что они образуют единую классификацию общей схемы структурно-функционального изучения поколенческих явлений. Герасимова Т.М. Пожилая женщина современной России: методология и результаты тендерного анализа биографий // Феминистская теория и практика: Восток—Запад. Материалы международной научно-практической конф. / ПЦГИ. СПб., 1996. С. 163-178. Пионером применения когортного метода в отечественной науке являлся М. Авдиенко, который по материалам переписей населения 1897 и 1926 г. исчислил динамику простейшего, но в то время очень важного показателя — уровня грамотности по пятилетним когортам в населении Украины61. Сегодня этот термин широко употребляется как в отечественной, так и зарубежной социологии62. Возрастная когорта — это совокупность изучаемых представителей того или иного поколения, которую формирует исследователь исходя из специфики изучаемых проблем63. Она оказывается методическим компромиссом между случайностью биографии индивида и разнородностью всей массы населения, так как сочетает в себе, с одной стороны, целостность индивидуальной жизни, гомогенность социально-исторического фона, на котором простираются жизненные пути ее членов, а с другой стороны — достоверность и научную статистическую значимость выявленных связей. Для исследования поколений социологи активно применяют также каче ственную методологию, практикуя такие методы, как наблюдение, сбор документов, глубинные и биографические интервью, кейс-стади (case study)M, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи, grounded theory. Специфика кейс-стади состоит в глубинном осмыслении своеобразия объекта65. Выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию конкретной общности. Этнографические (фольклорные) исследования, как правило, имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики, деятельности, поведения определенной поколенче-ской общности с точки зрения ее культуры (норм, ценностей, языка, мифов), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. Примером может служить исследование российского крестьянства, проводимое под руководством Т. Шанина66. Исторические исследования, или устная история, позволяют изучить субъективный опыт переживания участников, очевидцев определенных локальных или общезначимых исторических событий (историю движений, 61 См.: Авдгенко М. Письменнють людности Украши. Харюв, 1930. С. 83—84. 62 См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С. 384. 63 Практически в каждом опросном исследовании в рамках паспортички происходит формирование 64 В отечественной социологической литературе англоязычный термин case study стал общеприня 65 Классический пример — «Письма Дженни» Дж. Олпорта, где автор опирался на изучение писем 66 См.: Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Под ред. Т. Шанина. организаций, населенного пункта) и последствий этого67. Особенность данного метода — отношение к респонденту как к очевидцу исторических событий. Поэтому с точки зрения методики здесь на первом плане — проблемы его искренности, открытости, адекватности воспоминаний, возможности его памяти, степени правдивости воспоминаний при сопоставлении их с другими источниками информации. Для ретроспективы социальных процессов и механизма передачи культурного капитала от поколения к поколению можно обратиться к методу «истории семьи», семейных стратегий и передачи культурного капитала от поколения к поколению. Он позволяет изучить взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Этот метод позволяет анализировать процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи «культурного капитала» или трансформации ценностей68. Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|