Внутридисциплинарная матрица
Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвязанную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки. Под внутридисциплинарной матрицей социологии нами понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания. Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных институтах общества. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентации и мнений людей. Социоло гия — логически стройная система достоверного знания — позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события. В возрастной палитре самыми проблемными областями, привлекающими наибольшее внимание исследователей, в частности социологов, выступают три возраста: детство, молодость и старость. Соответственно существуют такие отрасли социологии, как социология детства, социология молодежи, геронтосоциология. Зрелый возраст редко когда или почти не выступает предметом самостоятельного изучения, а потому нет такой отрасли как социология зрелого возраста. По мнению М.Р. Минигалиевой41, проблема взрослости — одна из наименее разработанных научных областей. Несмотря на множество эмпирических исследований, осуществленных на «взрослой» выборке, теорий и различных схем, объясняющих поведение взрослого человека и сам феномен взрослости, не отмечено. Взросление чаще всего рассматривается либо как неспецифичный и вторичный по сравнению с социализацией ребенка процесс, либо как специфический процесс ресоци-ализации: непрерывный или дискретный, сопровождающий протекание личностных и социальных кризисов.
В социологии существуют определенные направления, занимающиеся либо проблематикой молодежи (социология молодежи, ювенология), либо Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа// Психология зрелости и старения, 2000. № 1 (9). проблемами пожилых людей (социальная геронтология, геронтосоциоло-гия). Что касается промежуточного поколения в структурной иерархии молодость — зрелость — старость, то такое понятие как «родительское поколение», относящееся к стадии зрелости, в социологической литературе практически не встречается42. Возрастные когорты и поколения людей изучает целый комплекс наук. И это характерно для каждого возраста, будь то дети, подростки, молодежь, взрослые или старики. Так, вокруг молодежной проблематики сгруппировались социология молодежи, социология семьи, социология образования и социология труда. Социология труда интересовалась молодежью по ряду причин. Во-первых, молодежный контингент— от 17 до 30 лет — был самым беспокойным возрастом. Поскольку в 1960—1980-е гг. лишь четверть выпускников школ поступала в вузы, то основная часть пополняла ряды так называемых новичков на предприятии. В то время как основную долю ВВП производили рабочие в возрасте от 30 до 50 лет, наибольшие заботы администрации предприятий доставляли люди в возрасте от 17 до 30 лет. Они чаще переходили с одного места работы на другое, а значит увеличивали показатели текучести кадров, они нелегко врастали в трудовой коллектив, выдвигали больше требований к условиям труда и зарплате, хуже закреплялись на производстве, чаще нарушали дисциплину труда и прогуливали. На них были сконцентрированы воспитательные усилия парткомов, комитетов комсомола и профсоюзов, их больше изучали заводские социологи.
Социология образования занималась теми, кто еще не дорос до самостоятельного труда и просиживал за школьной скамьей. И здесь было немало проблем — начиная с успеваемости, внутришкольных взаимоотношений, нередко конфликтных, подростковой наркоманией и алкоголизмом, проституцией и преступностью. Многие бросали школу, недоучившись до конца. Немало проблем у специалистов по социологии образования было и со студентами. Чего стоит вопрос о неравном доступе высшего образования для представителей разных социальных слоев и групп, которым посвятили свое внимание представители новосибирской научной школы во главе с В.Н. Шубкиным. В рамках социологии молодежи вскоре появилось новое направление — социальные проблемы студенчества. Эту тематику в Свердловске (1960—1970-е гг.) продолжила Л.Я. Рубина, в Харькове — Е.А. Якуба и др. В настоящее время проблемы студенчества изучаются почти во всех вузовских центрах страны. Неравенство жизненных шансов как острая социальная проблема проявлялось в связи с изменившейся ситуацией на рынке труда: сформировав- 42 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. шиеся завышенные ожидания молодежи пришли в противоречие с демографической ситуацией, а именно: пополнением рынка труда многочисленным послевоенным поколением, имеющим высокий уровень образования, при ухудшении социальных возможностей для трудоустройства вследствие перехода к экстенсивному развитию экономики. Наконец, одним из центральных являлись профессиональные ориентации школьников — будущего пополнения рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Имея точные сведения об их намерениях, легче было планировать состав рабочей силы и профессиональную структуру общества.
Социология семьи занималась не менее проблематичным сектором человеческой жизни. Хотя семья и признана самым надежным форпостом, защищающим маленького человечка от всех невзгод и бедствий, часто она становилась для него кромешным адом. Речь идет в первую очередь о неблагополучных семьях, в том числе родителях-пьяницах, которые поставляют основной контингент так называемых трудных подростков и детей улицы. В семье наследовались профессии от родителей к детям, проходила социализация подростка — полноценная или неполноценная, — формировались навыки к учебе и трудовой деятельности, развивалась личность человека. Социология детства — самостоятельное направление, изучающее культуру, историю, социализацию и социальный статус детства. Выделяют первичную и вторичную социализацию и соответствующие им агенты и институты социализации. Важный вклад в понимание детской культуры внесла М. Мид, выделившая три типа культуры — кофигуративную, постфигуративную и префигуративную. Социология молодежи — давно сложившаяся отрасль знания, изучающая социальный статус молодежи, ее возрастное, экономическое и социальное самоопределение, профессиональные ориентации и выбор, трудовую адаптацию и карьеру, отклоняющееся поведение, молодежную субкультуру и ценности. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук: психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории. Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, ранее взросление и позднее самоопределение, трудоустройство, молодая семья, гедонизм и культ насилия и др. Интересуясь возрастной дифференциацией общества, социология молодежи соприкасается с такими областями, как исследования детства, пожилых, жизненного цикла, поколений. У них общая проблематика (возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений, специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий), а также методика возрастных исследований, направленная на изучение изме-
няющегося во времени объекта (ретроспективная, лонгитюдная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ)43. Социология молодежи пересекается с социологией образования, культуры, семьи, затрагивая проблемы воспитания, социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов самоидентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. Она тесно связана с отраслевыми со-циологиями города, искусства, культуры, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, образования, общественного мнения, организаций, армии, политики, права, религии, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта44. Геронтосоциология Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности — все это стало предметом специальных социологических исследований. В нашей стране проблемы пожилых людей и пенсионеров, их отношения с взрослыми детьми, трудовую и досуговую деятельность в течение последних 20 лет изучали В.Д. Шапиро, В.Д. Патрушев, Н.В. Панина, Н.Н. Сачук, М.Я. Сонин, Л.В. Нордберг, Н.Г. Ковалева, Т.З. Козлова, А.А. Дыскин, О.В. Бе-локонь, Л.А. Дартау, Г.А. Парахонская, О.В. Краснова, Л.Б. Волынская, С.Г. Мар-ковкина и др.45 Круг социологических проблем, связанных со старшим возрастом, во второй половине XX в. выделился в самостоятельное субдисциплинарное направление, которое именуют по-разному — социологией пенсионеров, социологией пожилого возраста, социологией старости и т.д. Для краткости мы будем обозначать это направление геронтосоциологией. Еще в 1980-е гг. В.Д. Шапиро46 подчеркивал, что социология является ведущей научной дисциплиной в геронтологии, взаимодействующей практически со всеми ее отраслями. Социологи исследуют эволюцию личности с наступлением старости, влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личностную характеристику пожилого человека, рассматривают его поведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реак-
43 См.: Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 8. 44 Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001. С. 9—10. 45 Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983; Патрушев В.Д. Пенсионер: 46 Шапиро В.Д. Человек на пенсии. М., 1980. ции в конфликтных ситуациях (прежде всего в конфликте поколений), анализируют изменения потребностей, интересов и ценностных ориентации в связи с постарением, место, роли и функции пожилого человека в производственном коллективе, в сообществе соседей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье. В тематическое поле геронтосоциологии входят такие проблемы: ♦ стратификация по возрастному критерию и дискриминация по возрасту; ♦ эйджизм; ♦ социологическое объяснение предпенсионного возраста; ♦ сравнительный анализ характеристик предпенсионного и пенсионного возраста; ♦ стратегия поведения на рынке труда в пенсионном возрасте; ♦ электоральное поведение и политическая активность в пенсионном возрасте; ♦ основные виды стереотипов в пенсионном возрасте; ♦ тендерные аспекты «третьего» возраста; ♦ социальное самочувствие пожилых людей; ♦ специфика ценностно-нормативных систем пожилых людей; ♦ влияние экономических факторов развития на представителей пенсионных групп; ♦ мотивационная структура пенсионного возраста; ♦ социальная адаптация в пенсионном возрасте. Социальные проблемы людей пожилого возраста — предмет специальных социологических исследований Иногда предметную область геронтосоциологии отождествляют с социальной геронтологией. Геронтосоциологи исходят из той посылки, что отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за их социальное, материальное положение, эмоционально-психологическое состояние. Происходящий во всем мире процесс постарения населения затронул и Россию, изменив понимание многих ранее казавшихся второстепенными вопросов, в том числе межпоколенческих отношений, взаимопомощи в семье, социальной заботы о престарелых людях, организации пострудовой и досуговой деятельности пенсионеров. Социологи подтвердили общие закономерности, присущие и другим промыш-ленно развитым странам: 1) в последние десятилетия происходит увеличение доли женщин в составе пожилого населения страны; 2) с увеличением возраста доля состоящих в браке резко падает; 3) основная масса пожилых людей имеют детей, но не имеющие детей мужчины встречаются гораздо реже, чем бездетные женщины; 4) состоящие в браке дают более высокую оценку своему здоровью, чем те, кто в браке не состоит; 5) хотя работающие пенсионеры имеют меньше свободного времени, они оказывают помощь чаще, чем неработающие; 6) с повышением уровня образования растет и показатель трудоустроенное™, но имеющие высшее образование реже помогают в уходе за внуками; 7) нынешнее старшее поколение России больше отдает, чем получает помощи47. Анализ автобиографий пожилых женщин осуществили в середине 1990-х гг. Т.М. Герасимова и Е.В. Лагунова. Всего в 1993 г. было собрано около 600 биографий. Подавляющая их часть — это весьма значительные по объему (около 30 машинописных страниц) рукописи48. Использовался метод лонгитюдного исследования, в котором жизненный опыт рассматривался как кумулятивный результат всего жизненного пути человека. Анализ биографий показал, что Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|