Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Половозрастная социализация




Социолог анализирует возраст не сам по себе, а в связи с разделением общественного труда и социальной структурой (социальным возрастом). Знание возрастной структуры помогает регулировать движение больших групп людей в обществе — потоки рабочей силы, рост населения, полити­ческую активность.

Выражения типа «ты еще мал для этого», «вот вырастешь, тогда сможешь это сделать», «он уже не может осуществить нечто из-за своего возраста» — пример важности возраста как измерения социальной структуры. Во всех обществах, когда-либо существовавших на земле, возраст — это такой соци­альный стандарт, который люди используют для определения того, какую социальную ступеньку они могут занять, когда можно на нее подняться и когда нужно освобождать свое место.

Половозрастная стратификация общества предписывает не только коли­чество вакансий на каждой возрастной ступеньке, мобильность людей и правила ротации кадров на возрастных позициях, но также механизм и куль­турный ритуал половозрастной социализации. Иными словами, знание того, чем и как надо обучать мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин с тем, чтобы они соответствовали сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. В Древней Руси показаться на глаза постороннему мужчине с непокрытыми волосами («засветить волосы») равносильно изме­не, а сорвать с женщины головной убор — тягчайшее оскорбление. В укры­вании волос замужней женщины, по мнению отечественных этнографов6, можно видеть проявление общей тенденции к постепенному росту ограни­чений на каждом новом этапе жизненного пути. Внешне эта тенденция,

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточносла­вянских обрядов. СПб., 1993. С. 78.

пожалуй, наиболее ярко проявляется в одежде: по мере прохождения узло­вых точек жизненного сценария человек как бы доодевается, т.е. его облик изменяется по линии «открытость» —» «закрытость».

Испокон веку мальчика готовили к будущей роли воина, вождя, жреца, вот почему с ранних лет его освобождали от женского влияния, ослабляя, в частности, его идентификацию с матерью. Половозрастная социализация девочки проходила в противоположном направлении: преимущественное воспитание в стенах родительского дома, нахождение возле и идентифика­ция с матерью, усвоение правил ведения домашнего хозяйства, заботы о

детях и т.д.

Таким образом, половозрастная со­циализация в традиционном обществе ориентировалась на две самостоятель­ные модели: для мальчиков — маску­линная модель, а для девочек — феми­нинная. Историки наблюдают перио­ды, когда происходит смешение двух форм либо нежелание их строго разгра­ничивать. Примером служат две стра­ны — СССР и Германии в 1930-е гг., где в воспитании как мальчиков, так и девочек преобладал маскулинный тип половой социализации: нарочитая фамильярность и грубоватость в отноше­ниях между полами, военная подготовка и милитаризация всех слоев и воз­растов, отказ от этикетных форм обращения и др.

Современный тип половозрастной социализации специалисты именуют инверсионным — маскулинным для девочек и фемининным для мальчиков. Школьницы и студентки носят тяжелые ботинки и надевают брюки, курят и увлекаются мужскими видами спорта, а многие юноши перенимают женские манеры поведения и женский взгляд на мир. В нынешней моде преобладает унисекс — одежда и манера одеваться таким образом, что половые признаки отступают на второй план. Брюки и куртки свободного покроя, у которых не выражены половые признаки, могут одинаково носить как мальчики, так и девочки. Взрослые женщины перенимают профессиональные стереотипы мужчин и становятся бизнес-вумен. В ее психологическом облике явно вы­ражены как мужские черты: решительность, самостоятельность, некоторая аг­рессивность, так и желание быть в центре внимания, свойственное любой женщине. Основное отличие данного типа — сознательное стирание внешних различий между мужчиной и женщиной. Отношение с мужчинами строятся на позиции понимания, уважения, любви-дружбы. Такая женщина препод­носит себя не как сексуальный объект, а как состоявшуюся личность. Муж­чин, перенявших феминную модель поведения, называют трансвеститами: они могут переодеваться в женщин, красить губы и пудрить лицо.

Когда компания Shiseido выпустила на рынок декоративную помаду для мужчин, то буквально взбаламутила привыкшее, казалось бы, ко всему об­щественное мнение. По СМИ прокатилась волна дискуссий о новом стерео­типе мужественности. Андрогинность и унисекс нового столетия предста­ли во всей красе: декоративная косметика — территория женщин, геев и актеров — вдруг стала предлагаться гетеросексуальным мужчинам.

Сегодня к косметике для мужчин причисляют не только традиционный джен­тльменский набор — бритье и мытье, но и краски для волос, кремы от морщин и для ежедневного ухода, тоники и — венец всему — декоративная косметика.

Удивительно, но на Западе, где этот вопрос социологические фирмы вен­тилируют уже несколько лет, мужчины вроде бы согласны покупать тональ­ный крем, но... только в отделе для мужчин — и снабженный надписью вроде «замазывает синяки». Ну, а российский мужчина в антураже «баня, водка, гормон и лосось» вообще как-то не очень ассоциируется с помадой, пусть даже с таким красивым названием «Герейд».

Однако косметические линии для мужчин все-таки потихоньку прижи­ваются, причем даже на полках российских магазинов, а визиты лиц мужеска пола в косметологические салоны перестают быть редкостью. Появились магазины, торгующие мужским макияжем и парфюмерией.

Современный тип половозрастной социализации

В последние годы из-за распространения бисексуальной модели половоз­растной социализации мальчики и особенно девочки переориентировались с романтической любви на сексапильность, безопасный секс и гомосексу­альные отношения. В старшем подростковом периоде девушки избирают уже не ценности материнства и домохозяйства, как прежде, а профессио­нальной карьеры. Их интересы перекочевали из семейной сферы в произ­водственную, а если этого не произошло, то выбор оказывается в пользу интимных отношений вне брака либо материнство без мужа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...