Половозрастная социализация
Социолог анализирует возраст не сам по себе, а в связи с разделением общественного труда и социальной структурой (социальным возрастом). Знание возрастной структуры помогает регулировать движение больших групп людей в обществе — потоки рабочей силы, рост населения, политическую активность. Выражения типа «ты еще мал для этого», «вот вырастешь, тогда сможешь это сделать», «он уже не может осуществить нечто из-за своего возраста» — пример важности возраста как измерения социальной структуры. Во всех обществах, когда-либо существовавших на земле, возраст — это такой социальный стандарт, который люди используют для определения того, какую социальную ступеньку они могут занять, когда можно на нее подняться и когда нужно освобождать свое место. Половозрастная стратификация общества предписывает не только количество вакансий на каждой возрастной ступеньке, мобильность людей и правила ротации кадров на возрастных позициях, но также механизм и культурный ритуал половозрастной социализации. Иными словами, знание того, чем и как надо обучать мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин с тем, чтобы они соответствовали сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. В Древней Руси показаться на глаза постороннему мужчине с непокрытыми волосами («засветить волосы») равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — тягчайшее оскорбление. В укрывании волос замужней женщины, по мнению отечественных этнографов6, можно видеть проявление общей тенденции к постепенному росту ограничений на каждом новом этапе жизненного пути. Внешне эта тенденция, Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. С. 78.
пожалуй, наиболее ярко проявляется в одежде: по мере прохождения узловых точек жизненного сценария человек как бы доодевается, т.е. его облик изменяется по линии «открытость» —» «закрытость». Испокон веку мальчика готовили к будущей роли воина, вождя, жреца, вот почему с ранних лет его освобождали от женского влияния, ослабляя, в частности, его идентификацию с матерью. Половозрастная социализация девочки проходила в противоположном направлении: преимущественное воспитание в стенах родительского дома, нахождение возле и идентификация с матерью, усвоение правил ведения домашнего хозяйства, заботы о детях и т.д. Таким образом, половозрастная социализация в традиционном обществе ориентировалась на две самостоятельные модели: для мальчиков — маскулинная модель, а для девочек — фемининная. Историки наблюдают периоды, когда происходит смешение двух форм либо нежелание их строго разграничивать. Примером служат две страны — СССР и Германии в 1930-е гг., где в воспитании как мальчиков, так и девочек преобладал маскулинный тип половой социализации: нарочитая фамильярность и грубоватость в отношениях между полами, военная подготовка и милитаризация всех слоев и возрастов, отказ от этикетных форм обращения и др. Современный тип половозрастной социализации специалисты именуют инверсионным — маскулинным для девочек и фемининным для мальчиков. Школьницы и студентки носят тяжелые ботинки и надевают брюки, курят и увлекаются мужскими видами спорта, а многие юноши перенимают женские манеры поведения и женский взгляд на мир. В нынешней моде преобладает унисекс — одежда и манера одеваться таким образом, что половые признаки отступают на второй план. Брюки и куртки свободного покроя, у которых не выражены половые признаки, могут одинаково носить как мальчики, так и девочки. Взрослые женщины перенимают профессиональные стереотипы мужчин и становятся бизнес-вумен. В ее психологическом облике явно выражены как мужские черты: решительность, самостоятельность, некоторая агрессивность, так и желание быть в центре внимания, свойственное любой женщине. Основное отличие данного типа — сознательное стирание внешних различий между мужчиной и женщиной. Отношение с мужчинами строятся на позиции понимания, уважения, любви-дружбы. Такая женщина преподносит себя не как сексуальный объект, а как состоявшуюся личность. Мужчин, перенявших феминную модель поведения, называют трансвеститами: они могут переодеваться в женщин, красить губы и пудрить лицо.
Когда компания Shiseido выпустила на рынок декоративную помаду для мужчин, то буквально взбаламутила привыкшее, казалось бы, ко всему общественное мнение. По СМИ прокатилась волна дискуссий о новом стереотипе мужественности. Андрогинность и унисекс нового столетия предстали во всей красе: декоративная косметика — территория женщин, геев и актеров — вдруг стала предлагаться гетеросексуальным мужчинам. 7В Сегодня к косметике для мужчин причисляют не только традиционный джентльменский набор — бритье и мытье, но и краски для волос, кремы от морщин и для ежедневного ухода, тоники и — венец всему — декоративная косметика. Удивительно, но на Западе, где этот вопрос социологические фирмы вентилируют уже несколько лет, мужчины вроде бы согласны покупать тональный крем, но... только в отделе для мужчин — и снабженный надписью вроде «замазывает синяки». Ну, а российский мужчина в антураже «баня, водка, гормон и лосось» вообще как-то не очень ассоциируется с помадой, пусть даже с таким красивым названием «Герейд». Однако косметические линии для мужчин все-таки потихоньку приживаются, причем даже на полках российских магазинов, а визиты лиц мужеска пола в косметологические салоны перестают быть редкостью. Появились магазины, торгующие мужским макияжем и парфюмерией. Современный тип половозрастной социализации В последние годы из-за распространения бисексуальной модели половозрастной социализации мальчики и особенно девочки переориентировались с романтической любви на сексапильность, безопасный секс и гомосексуальные отношения. В старшем подростковом периоде девушки избирают уже не ценности материнства и домохозяйства, как прежде, а профессиональной карьеры. Их интересы перекочевали из семейной сферы в производственную, а если этого не произошло, то выбор оказывается в пользу интимных отношений вне брака либо материнство без мужа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|