Возрастное разделение труда
Под возрастным разделением труда надо понимать существующую исторически длительное время социальную практику распределения и закрепления за каждым возрастным классом (группой), входящими в состав населения данной страны, общественно полезных функций и ролей. Возрастное распределение ролей — явление универсальное. Оно существует в любом обществе. Возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность к выполнению: а) тех или иных социальных ролей; б) тех или иных видов деятельности. Он определяет способность занимать или оставлять те или иные социальные роли. Неспособность пожилых людей выполнять какие-то виды труда постепенно сформировало в обществе нормативный набор ролей, предписываемых данной возрастной группе. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе образования и социализации, ведении домашнего хозяйства, межличностном общении. Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержа ния работы, мотивации и отношения к ней как к источнику доходов и морального удовлетворения, работоспособности, общения и самооценки. Социализация, как усвоение новых социальных ролей, тесно связана с возрастным разделением труда и строго градуирована во времени. На каждом этапе социализации индивиду, в соответствии со сложившейся в данном обществе системой разделения труда, приходится выполнять одну или несколько социальных ролей, которым он подходит по своему возрасту. Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. По определенным законам они распределены на всех этапах человеческой жизни.
Человеческое общество устроено достаточно мудро и на каждом этапе жизни оно открывает человеку диапазон доступных его возрасту видов труда, искусств и ролей, но не открывает другой, который станет доступным в старшем возрасте. Например, в школу нельзя поступить раньше 6 и остаться после 19 лет. Раньше наступления определенного возраста нельзя получить паспорт, принимать участие в голосовании, занимать государственные должности, призываться в армию и делать многое другое. По достижении определенного возраста вы не можете учиться в вузе или поступить в аспирантуру, занять ответственную должность. По достижении пенсионного возраста человека с почетом провожают на заслуженный отдых. Люди разных возрастов различаются между собой набором доступных ролей и функций, 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать достаточно много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой. Таким образом, процесс социализации распределен на временные этапы, последовательность которых задана системой возрастного разделения труда в обществе. Основой этой системы служит психофизиологическое изменение организма во времени: 12-летний мальчик не способен выполнять ту же работу, что и 30-летний мужчина. Возраст выступает основанием профессиональной и трудовой карьеры, приобретения или оставления социальных статусов на протяжении жизненного цикла. В эпоху Нумы Помпилия существовало функциональное распределение ролей между представителями разных поколений: старшие (seniores) руководили общественной жизнью в качестве сенаторов, средние (vires) были главными действующими лицами в куриатных комициях, младшие (iuvenes) проходили военную подготовку. Затем принцип разделения общественного труда между поколениями был использован в центуриатной реформе Сервия Туллия, который ввел «возрастные классы».
Переход из активного среднего возраста в пенсионный период происходит ныне через смену социальных ролей. Подобная перемена означает переход от продуктивного периода жизни к мало- или непродуктивному, когда человек теряет свою производительность и становится зависимым. Однако сегодня традиционные представления все больше не соответствуют действительности. Большинство пожилых людей не отстраняются от общества. Вместо этого они продолжают приносить пользу своей семье, родственникам и друзьям, хотя их вклад не всегда оплачивается. Любая перемена ролевого репертуара автоматически подразумевает изменение места в возрастном разделении труда. Действительно, выход на пенсию знаменует собой переход человека из категории непосредственных производителей материальных благ в категорию их потребителей. Вместо создания товаров или услуг пожилые люди могут вносить свой вклад в форме такого общественно значимого продукта, как, например, забота о детях, уход за другими пожилыми людьми, уход за самыми старыми из пожилых людей, обеспечение лидерства в общине, воспитательная работа, или просто являться действенным образцом для подражания. Правда, подобный вклад никак не отображается в структуре валового национального продукта страны. Изменение системы возрастного разделения труда имеет как внешние, так и внутренние характеристики. Вторые не всегда видны невооруженным взглядом, а потому и не привлекают к себе внимание научной общественности. Одна из них связана с улучшением здоровья населения и продолжительности жизни. Возрастное разделение труда За последние десятилетия в развитых промышленных странах возрастание продолжительности жизни и улучшение здоровья не сопровождались удлинением трудовой жизни. Под разными предлогами и пользуясь многочисленными льготами на пенсию раньше срока уходило все больше категорий населения, а другие группы вовсе не включались в сферу общественного труда, прибегая к каналам теневой и серой экономики. Как следствие, эти страны испытывают серьезное беспокойство относительно жизнеспособности своих систем социального обеспечения. В скандинавские страны в 1990-х гг. приехало очень много выходцев из стран третьего мира, которые не могли устроиться на легальную работу и на равных конкурировать с местным населением, принося стране необходимые отчисления в пенсионные фонды. Многие жили на социальные пособия, паразитируя на крайне либеральном законодательстве. В начале 2000-х гг. в северных странах стало не хватать средств для социальной помощи пенсионерам, поддержания достойного образа жизни
даже коренного населения. В итоге правительства этих стран стали принимать жесткие законы, ограничивающие приток мигрантов. Вслед за тем сказались последствия снижения численности местного населения в трудоспособном возрасте в результате сокращения рождаемости. Приостановился процесс демографического воспроизводства. Для того чтобы дефицит населения не пополнять исключительно за счет мигрантов и гастарбайтеров, правительства скандинавских стран стали поощрять рост рождаемости со стороны самих скандинавов многочисленными пособиями и продлили срок трудоспособного возраста. ВОЗРАСТНОЙ СТАТУС В социологии и антропологии возрастной статус называют еще транзитивным. Это означает, что человек не может долго задерживаться в одном положении, как это часто случается в других статусах, например пожизненным диктатором, женщиной (мужчиной) или католиком (православным, мусульманином, буддистом), которые остаются в своем статусе всю жизнь либо неопределенно долгое время. Перейти из одного пола в другой человеку невозможно или очень трудно. Невозможно поменять национальность и расу. Требует усилий переход из одного класса в другой. Но переход из младенчества в детство, юность, взрослость и старость происходит естественно и независимо от наших усилий. Отсюда следует, что конфликт поколений не может быть всеобщим и постоянным. Переход из одного возрастного статуса в другой происходит помимо воли и желания отдельного человека, но в силу объективных законов, неподвластных ему. В таком смысле мы должны отнести возрастной статус к категории предписанных. Но поскольку человек, изменяясь с возрастом, не задерживается надолго в одном и том же статусе, но плавно переходит из одного в другое состояние, возрастной статус не может целиком принадлежать указанной категории. У него явно существуют черты достигаемого статуса. Вот почему возрастной статус вполне можно именовать смешанным статусом.
Когда возраст называют переходящим, или транзитивным статусом, то, на наш взгляд, указывают не только на временную последовательность воз- растных состояний человека, но также на промежуточный или синтетический характер самого понятия «возрастной статус», его место в методологическом ряду социологических категорий. Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать и быть избранным, он может занимать любой государственный пост, даже стать президентом, покупать алкоголь и сигареты, водить машину. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных. Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Высшая судебная власть в Древней Греции вручалась гелиэе (от «гелиос» — солнце). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин. В традиционном обществе возраст определял социальный статус человека и место в общественной иерархии. Главенствующим является здесь принцип старшинства, принявший форму геронтократии — власти старейших. Уважение к старшим выражается уже в самих словах, которыми их называют: во многих африканских языках к пожилым людям обращаются со словами «большой человек» или дают эпитет «старейший». У многих африканских народов лица в возрасте от 72 до 80 лет приравниваются к святым и являются объектом поклонения. Малийский народ бамбара считает человека, достигшего 77-летнего возраста, живым божеством («сияющим духом») и уже при жизни включает его в пантеон своих предков. «В целом можно сказать, что практически в большинстве африканских сообществ пожилой возраст ассоциируется скорее с милостивым даром богов, нежели с физической или умственной немощью. Для народов, не имеющих своей письменности и на протяжении веков терявших своих сородичей, которые в молодом или среднем возрасте гибли от голода и болезней, такое отношение к престарелым является вполне закономерным. Человек, сумевший преодолеть все невзгоды судьбы, в их глазах является «избранником божьим», которому дарована возможность общаться как с живыми, так и с мертвыми. Будучи центральной и главенствующей фигурой в пределах своего рода, человек, доживший
до преклонных лет, занимает важное место в экономической, религиозной и воспитательной областях и полностью берет их под свой контроль. По законам старшинства он становится во главе семейной или родовой иерархии, распоряжается недвижимой собственностью (в первую очередь жильем), а сам переселяется в дом основателя рода, где хранятся атрибуты власти, различные реликвии и фигурки с изображением предков.»7 Статусные полномочия людей пожилого и старого возраста в традиционном обществе были часто большими, чем у представителей других возрастных групп. Часто они занимали высокие общественные посты. В том числе вождей племени или глав государства. По отношению к ним подчиненные испытывали особый пиетет, уважение, а иногда и нескрываемый страх. Негры нуба, живущие в Восточной Африке, верят, что их поразит смерть, если они войдут в дом вождя-жреца. Правда, обнажив левое плечо и попросив вождя возложить на него руку, они могут избежать кары за вторжение. А случись кому-то посидеть на камне, который вождь избрал для личного пользования, и он умрет в течение года. Вождь племени казембе из Анголы кажется своим подданным столь священным, что никто не может дотронуться до него без того, чтобы его насмерть не поразила магическая сила. В Новой Зеландии страх перед священной особой вождя был не менее сильным. Однажды вождь оставил на обочине дороги остатки своей пищи. После его ухода подоспел раб, дюжий голодный малый, увидел оставшуюся еду и, не спросив, съел ее. Не успел он покончить с обедом, как ему с ужасом сообщили, что съеденная им пища принадлежала вождю. «Я хорошо знал несчастного преступника. Это был человек замечательного мужества, покрывший себя славой в межплеменных войнах», — рассказывал путешественник, но «как только роковая весть достигла его ушей, у него начались исключительной силы судороги и спазмы в животе, которые не прекращались до самой смерти, последовавшей на закате того же дня». Случай этот не единичный. Женщина маори, до которой после съедения какого-то фрукта дошло известие, что этот плод был взят в табуированном месте, воскликнула, что дух вождя, чью святость она осквернила, поразит ее. Это случилось в полдень, а к двенадцати часам следующего дня она была мертва. Однажды причиной смерти нескольких людей явилось огниво вождя, которое тот потерял. Найдя его, несколько мужчин зажгли с его помощью свои трубки, а узнав, кому оно принадлежало, умерли от ужаса8. Возраст, как социальный статус, обладает двумя качествами. С одной стороны, он является приписываемым статусом, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически. С другой стороны, он является транзитивным, т.е. переходным статусом, так как мы постоянно переходим из одного возраста в другой. 7 Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще 8 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980. С. 231-277. Возрастной статус, как система прав и обязанностей, предоставляет человеку своеобразный путеводитель по жизни: он сообщает, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Переход из одного возрастного статуса в другой, из детства в юность и зрелость, невозможен без социализации. Он осуществляется после специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуалами — инициациями. В разном возрасте человек имеет разную социальную ценность. Перестав работать, он теряет свою экономическую ценность, но сохраняет социальную, участвуя в процессе передачи опыта, традиций, культуры своего поколения, в воспитании подрастающего поколения. В конце жизненного пути человек приобретает опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность. Как правило, ожидание серьезных изменений в социальной жизни мы связываем с молодежью, а надежды на стабилизацию обстановки возлагаем на зрелых и пожилых. Когда в начале 1990-х годов Россия совершила серьезный поворот в сторону рыночных отношений, застрельщиками перемен выступили молодые реформаторы. Но когда страна после неудачно проведенных реформ вступила в полосу серьезного экономического и политического кризиса (обнищание населения, рост преступности, кризис политических институтов), на смену молодежи пришло более зрелое (Черномырдин) и даже пожилое (Примаков) поколение премьер-министров. В 1999 г. президент страны решил, что стабилизационные мероприятия пожилых министров не решают поставленных задач и на смену им вновь пришли зрелые и сравнительно молодые главы правительства (Степашин и Путин). Замечены и другие социальные тенденции в отношении к людям разных возрастов. Переход от социализма к капитализму, развитие рыночных отношений и малого бизнеса востребовали молодых и отчасти людей среднего возраста. Объявления о приеме на работу, как правило, включали оговорку: на менеджера или экономиста принимаются лица до 30—35 лет. Возрастная дискриминация по отношению к людям среднего, а тем более пожилого возраста проявлялась не только в приеме на работу (особенно на высокооплачиваемую), но и в других областях. Возрастные ограничения, например ребенку нельзя поднимать тяжесть свыше 20 кг, заложены в биологической природе человека, но рекомендации и предписания о том, как ими пользоваться, — это социальный конструкт, изобретенный людьми, уполномоченными правительством, для регулирования возрастных потоков рабочей силы. Если существуют предписания о том, что нельзя на физически тяжелые работы принимать подростков до 16 лет, то от производства, где существуют подобные рабочие места, отсекается огромный людской массив желающих трудоустроиться, но не подходящих по возрасту. Возраст важен не сам по себе, как биологическое состояние человека. Восприятие отдельным человеком своего возраста и связанного с ним возрастного статуса во многом опирается на социальные представления о нем. А отношение к этапам человеческой жизни, осознание ценности каждого из них, соответствующих им моделей и тактик поведения менялись от эпохи к эпохи, от культуры к культуре. С восприятием возраста связаны представления не только о физических способностях и ограничениях, но прежде всего о необходимых знаниях, навыках, умениях, желательном или дозволенном поведении. В различные периоды жизненного цикла от человека ожидают разных моделей поведения. То, в каком возрасте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социальными нормами и представлениями. Зная это, он старается вести себя соответствующим образом. Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ Архаической формой возрастных страт выступают так называемые возрастные классы, присущие примитивным обществам и изучаемым, в отличие от возрастных страт, которыми интересуются социологи, нашими коллегами — социальными антропологами. Социальный статус — значимая характеристика старости, показатель положения человека в социальной иерархии общества — определяет принадлежность человека к конкретным слоям, а в некоторых случаях — и к замкнутым квазикастовым группам. Такими в традиционном обществе являлись возрастные классы. Возрастные классы — в эпоху первобытного общества категории в составе населения (напр., дети и взрослые; дети, молодежь, взрослые и старики), имевшие свои права и обязанности. Переход из одного возрастного класса в другой сопровождался особыми обрядами, именуемыми инициациями. В течение своей жизни человек принадлежит к одной возрастной группе, но последовательно — к разным возрастным классам. В то же время для социального организма возрастные классы представляют собой статические (абсолютные) формы социальной организации в отличие от возрастных групп — динамических (относительных). Возрастные классы образуются не во всех обществах, т.е. не везде возрастные степени институализируются в форме возрастных классов. Количество и качество мужских и женских возрастных степеней и классов могут не совпадать, что отражает разные уровни специализации общественно значимых функций9. Возрастные классы рассматриваются социологами как неформальные объединения сверстников в первобытном обществе. В отличие от естественных объединений, основанных на родственных связях, например, семья, возрастные классы относятся к искусственным образованиям, устанавливаемым добровольно ради достижения духовных или практических целей. Они представляют собой объединения неженатой мужской молодежи (как исключение — женатых мужчин) и принимают форму тайных союзов или мужских домов, в которых мужчины спят, работают, проводят празд- ники и посвящения. В странах Азии и Африки число возрастных классов доходит до 6—8. У восточных славян эпохи феодализма прослеживается четкое деление молодежи на два возрастных слоя — подростковый и юношеский. Такое деление, по мнению исследователей, восходит к древне-славянской эпохе. У украинцев и западных славян юноши объединялись в особые союзы (парубоцкие громады), восходящие к древним мужским союзам. Членство в таких объединениях оформлялось особыми инициациями, в структуре которых тоже прослеживаются два этапа. Деление на два возрастных слоя и двуэтапность инициации были характерны для городских ремесленников (этапы ученичества и подмастерничества), а также древнерусских дружинников (деление младшей дружины на две части по возрастному принципу)10. Возрастные классы существовали у индейских племен, населявших прерии Северной Америки, занимавшихся охотой, собирательством и растениеводством. Каждая группа включала всех мужчин, рожденных в определенном отрезке времени. У нее были свои песни, танцы, привилегии. Члены одной возрастной группы должны были скидываться, чтобы купить разрешение перейти в более высокую возрастную категорию. Предводители таких объединений организовывали охоту и набеги на другие племена. Они также улаживали возникающие конфликты. Попов В.Л. Возрастная организация (www.rubricon.ru). Гринкова Н.П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. 1936. № 2. С. 24; Бернштам ТА. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988. С. 52-98. В племени масаи (Кения) мужчины, родившиеся в один и тот же четырехлетний период, объединялись в возрастную группу. Это объединение сохранялось всю жизнь. Группы передвигались по возрастным категориям, самой важной из которых была категория воина. В Западной и Центральной Африке племенные братства составляли секретные общества, состоящие исключительно только из мужчин или женщин определенного возраста. Родовая организация, возрастные группы, различные ритуалы объединяют людей в один коллектив, и это дает им ощущение, что они принадлежат к одной и той же культуре. Для возрастных классов характерны закрытая процедура вступления, солидарность и братство, воспитание подростков основам морали и религии, обучение правильному поведению и ведению хозяйственных дел''. Особые мужские дома, союзы и тайные общества существовали едва ли не во всех архаических обществах. Немецкий этнограф Генрих Шурц в книге «Возрастные классы и мужские союзы» (1902)12, опираясь на обширный эмпирический материал из жизни нескольких африканских, одного индийского и четырех североамериканских народов, пришел к выводу, что возрастные классы — древнейший тип социальной организации, основанный, с одной стороны, на общности возрастных переживаний и антагонизме поколений, а с другой — на противоположности полов. Возрастная организация играла в жизни мальчиков, юношей и мужчин гораздо большую роль, считает И.С. Кон13, чем в жизни девушек и женщин. Мальчики раньше от- Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|