Д.С. Макаренко Куряжская колония
Три наших авто влетели на куряжскую гору и остановились возле ободранного бока собора. Из города прикатил на извозчике заведующий. Я смотрю на его тупое бесцветное лицо и думаю: собственно говоря, его даже и под суд нельзя отдавать. Кто посадил на святое место заведующего это жалкое существо? Под моими ногами загаженная почва Куряжа, старые стены, пропитанные запахом пота, ладана и клопов, вековые прегрешения попов и кровоточащая грязь беспризорщины. Нет, это конечно, не мир, это что-то иное, это как будто выдумано! Я захожу в спальни. Их очень много, я не в состоянии представить себе, где, наконец, нет спален, сколько десятков домов, флигелей набито спальнями. В спальнях сейчас много колонистов. Они сидят на скомканных грудах тряпья или на голых досках и железных полосках кроватей. Сидят, заложивши руки между изодранных колен, и переваривают пищу. Кое-кто истребляет вшей, по углам группы картежников, по другим — доедают холодный борщ из закопченных кастрюль. — Антон Семенович, вы скажите: чтобы были по Спальня девочек очень большая, в ней стоит шестьдесят кроватей. Я поражен: на каждой кровати одеяло, правда, старенькое и худое. Под одеялами простыни. Даже есть подушки. Девочки нас действительно ожидали. Они одеты в изношенные, заплатанные ситцевые платьица. Самой старшей из девочек лет пятнадцать. — Расскажите, девчата, как вы живете? — про Сначала несмело, потом откровенно и убийственно подробно девочки рассказали мне о своей жизни. Сравнительно безопасно чувствуют себя они только в спальне. Выйти во двор боятся, потому что мальчики преследуют их, щиплют, говорят глупости, подглядывают в уборную и открывают в ней двери. Девочки часто голодают, потому что им не оставляют пищи в столовой. Пищу расхватывают мальчики и разносят по спальням. Разносить по спальням запрещается, и кухонный пер-
11 Kottak Conrad P. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 252-255. 12 Schurtz H. Altersklassen und Mannerbunde. Berlin, 1902. 13 Кон И.С. Гомосоциальность как свойство маскулинности (http://sexology.neuro.net.ru). 8Б деляются как от родительской семьи, так и от общества взрослых мужчин, и имеют больше внесемейных обязанностей. Мальчишеские группы отличаются высокой внутригрупповой и межгрупповой соревновательностью, имеют выраженную иерархическую структуру и дисциплину. Верность своей группе — важнейшая нравственная ценность мальчиков и юношей. Поскольку все мужчины когда-то были охотниками, выживание и жизненный успех не только отдельного мужчины, но и всей человеческой группы зависел от способности мужчин координировать свои усилия в борьбе с общим врагом. Групповая солидарность и эмоциональная привязанность мужчин друг к другу и к группе как целому были предпосылкой и условием жесткой групповой дисциплины, уменьшая внутригрупповую конкуренцию и связанное с ней социальное напряжение14. Возрастные классы представляют специфический культурный феномен. Они обладают собственной системой ценностей, нормами и правилами поведения, мировоззрением и даже идеологией. Вступая в тайный союз, молодой мужчина приобщается к племенным духам. Мужские союзы практикуют совместные трапезы, коллективное употребление наркотиков, танцы. Возрастные классы являют собой также один из этапов и механизмов социализации древнего человека. Пережитки мужских союзов, помысли немецкого этнографа Г. Шурца15, есть и у современных культурных народов — например, масонские ложи, английские мужские клубы, а также преступные банды.
сонал не дает этого делать, но мальчики не обращают внимания на кухонный персонал, выносят кастрюли и хлеб, а девочки этого не могут сделать. Они приходят в столовую и ожидают, а потом им говорят, что мальчики все растащили и есть уже нечего, иногда дадут немного хлеба. И в столовой сидеть опасно, потому что туда забегают мальчики и дерутся, называют проститутками и еще хуже и хотят научить разным словам. Мальчики еще требуют от них разных вещей для продажи, но девочки не дают; тогда они забегают в спальню, хватают одеяло, или подушку, или что другое — и уносят продавать в город. Стирать свое белье девочки решаются только ночью, но теперь и ночью стало опасно; мальчики подстерегают в прачечной и такое делают, что и сказать нельзя. Валя Гбродкова и Маня Василенко пошли стирать, а потом пришли и целую ночь плакали, а утром взяли и убежали из колонии кто его знает куда. А одна девочка пожаловалась заведующему, так на другой день она пошла в уборную, а ее поймали и вымазали лицо... этим самым... в уборной. Теперь все рассказывают, что будет иначе, хлопцы другие говорят, что все равно ничего не выйдет, потому что горьковцев очень мало и их все равно поразгоняют... Девочки окончили свое печальное повествование, а одна из них, которую все называли Сменой, спросила меня серьезно: — Скажите, разве можно такое при советской власти? Я ответил: — То, что вы рассказали, большое безобразие, и при советской власти такого безобразия не должно быть. Пройдет несколько дней, и все у вас изменится. Вы будете жить счастливо, никто вас не будет обижать, и платья эти мы выбросим. Макаренко АС. «Педагогическая поэма». Ч. 4. Гл. 2. Butt-Thompson F. W. Sest African Secret Societies. N.Y., 1969; Webster H. Primitive Secret Societies: is study an early politics and religion. N.Y., 1908; Plog F., Bates D.G. Cultural anthropology. N.Y., 1976. Шурц Г. История первобытной культуры. СПб., 1907. Нормативная система традиционного общества предписывала людям жесткий порядок социального взаимодействия. Это могло выражаться внешне мягко, скажем, в форме мифов и преданий о героях, но по существу там каждому человеку указывалось его место в обществе. «Если человек умер, его младший брат должен жениться на его женах, чтобы они не могли стать женами человека из другого племени. Чтобы сохранить людей, нужно сохранить скот, и люди смогут наследовать скот и не будут страдать от голода», — наставлял зулусский миф об Ункулункулу. Позднее, когда культура вырабатывала развитый правовой регулятор и записывала его положения в виде законов и уставов, решетку их конструкций крепили с помощью жестких слов — «обязан», «должен», «не вправе». Жесткая схема культурного поведения укрепляется благодаря повторяющимся действиям и традициям.
В архаическую эпоху римское общество на поколения — возрастные категории, имевшие социальное значение: infantia — pueritia — adulescentia — iuventus — virtus — senioria — senectus. На самом деле это были самые настоящие возрастные классы. В поколение pubertas, к примеру, входили те, кто достиг физической зрелости в период между 14 и 17 годами. Выход из этого поколения отмечался особой инициацией — сменной типа тоги (почетной одежды), а именно обрядом смены toga praetexta на toga virilis. Совместно прошедшие инициации юноши принадлежали к одному «поколению» и были связаны пожизненной клятвой верности. В архаическую эпоху такая связь оформлялась как товарищество suodales16. Возрастные классы традиционного общества обладали собственной системой ценностей, нормами и правилами поведения, мировоззрением и идеологией 16 Подробнее см.: Коптев А.В. Система возрастных классов архаического Рима и реформа Сервия Туллия (http://rome.webzone.ru). Жизненный цикл взрослого человека — возраст социальной активности — начинался у римлян после 16 лет и заканчивался в 60 лет. Вступавшие в период социальной активности sodales-sobrini совместно проходили все жизненные этапы и вместе выходили из этого периода в 60 лет. Мужчины до 46 лет рассматривались как iuniores, а после 46 лет — как seniores. Срок поколения исчислялся в 30 лет. Это как раз те 30 лет между 16-ю и 46-ю годами, на которые приходится возраст так называемой «социальной активности». Вступавшие в него 16-летние iuniores покидали его 46-летними «отцами», оставив вместо себя подготовленное к взрослой жизни и инициированное в общественную систему новое поколение iuniores. К детскому возрасту относились два детских поколения — infantia и pueritia. В роли «детей» выступало поколение находившихся в возрасте от 8 до 16 лет, а в роли «отцов» — поколение находившихся в возрасте от 40 до 48 лет. Подготовив сеое смену, они становились seniores, возраст которых начинался с 48 лет, сохраняя свой статус «отцов», который давал им привилегированное положение и контроль за младшим поколением «детей». По достижении 56 лет они переходили в разряд «имевших детей» или «обогащенных потомством», т.е. proletarii, а их «дети», достигнув 24-летнего возраста, принимали на себя социальную роль «домохозяев», обзаводясь семьями. В возрасте 8—24 года молодежь играла социальную роль «детей». В возрасте 32—40 лет мужчины рождали своих будущих социальных «детей», а в возрасте 40—56 лет выполняли социальную функцию «отцов». Выход из социальной системы в 56 лет был необходим для того, чтобы уступить. Разумеется, речь идет не о линейном генеалогическом родстве. Термины не случайно заключены в кавычки. Возрастные классы составляли то, что можно назвать социальными поколениями — собирательные дети и собирательные отцы, а не генетические родственники. Отцы, у которых не всегда были родные дети, выполняли функцию наставников и учителей, организаторов общественных дел, а дети — их преемников, последователей, продолжателей. Стало быть, и термин «поколение» не всегда совпадает с демографической генерацией или когортой, представляя собой специфический тип социальной общности, скорее соответствующее трем критериям, выдвинутым в свое время К. Ман-нгеймом: поколение должно быть реальной группой, символическим единством и статусной категорией.
Только позже — в эпоху правления легендарного Ромула — на смену социальным поколениям пришли генетические: «дети» стали называться детьми, а «отцы» — отцами в принятом нами смысле слова, т.е. прямыми потомками по линии генеалогического древа. Свою реформу, повлиявшую на всю дальнейшую историю страны, Ромул начал с того, что отделил от всего населения самое старшее и почетное поколение «отцов», которое прежде играло номинальную роль, и возвел их прямых потомков в статус поколения «детей», которых отныне именовали патрициями (а отцов соответственно прозвали сенаторами). Теперь уже молодым людям по достижению определенного возраста не присваивалось автоматически звание поколения, его надо было заслужить. По существу такой переход обозначал смену одного типа стратификации на другой — возрастной на социально-классовую. По инерции, правда, какое-то время родные дети сенаторов вместе с чужими формально составляли поколение «детей», но постепенно их оттеснили на задний план, система поколенческой дифференциации распалась окончательно, а само общество стало делить не по возрастам и поколениям, а по стратам и классам.
Механизмом смены типов стартификации послужил закон о наследовании: сенаторы завещали родным детям огромные состояния, а прочая молодежь вела скромный образ жизни либо влачила жалкое существование. Разница была столь очевидной, что такие разнородные элементы никак не могли находиться в рамках одного общественного сословия. Десятилетие за десятилетием из почетных поколений «отцов» и «детей» вымывались неимущие категории населения, а когда те остались совершенно «чистыми», то и надобность в них отпала. Теперь уже римское общество делилось на аристократов и плебеев, между которыми примостилось множество промежуточных групп типа «клиентов» или «патронов». Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу — усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-общинной организации. В Риме было образовано четыре городских и семнадцать сельских территориальных округов, за кото- рыми сохранили старое название племен — трибы. Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях, включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях. Сменился тип возрастной стратификации. Система возрастных классов до Сервия Туллия функционировала на основе курий. Курия была мужским союзом (закрытым сообществом посвященных) и военной единицей. Народ (populus) курии был ее войском. Сервий Туллий применил старый принцип куриатной стратификации ко всему городскому образованию Рима, перенеся его на уровень триб. С этого времени определенное количество центурий по традиционным возрастным классам стала выставлять каждая триба. Курия была сакральной организацией. Центральную часть введенной Серви-ем Туллием организации общества составляли пять «классов» (classis) в возрасте от 17 до 60 лет. Лица, формально стоявшие вне этой организации (infra classem), т.е. бывшие старше 60 лет, назывались proletarii или capite censi. Сегодня они воспринимаются как беднейшие граждане, что послужило основой для этимологии слова proletarii — «богатые одним только потомством». Но тогда все было иначе. Поскольку в эпоху Сервия Туллия потомство давало человеку прочное место в обществе и служило главным богатством, proletarii составляли не низший, а особый привилегированный «класс». Это были самые взрослые члены общества, представители поколения «старейшин» {senium), перешагнувших 60-летний возраст. Они были родоначальниками (patres) своих gentes. Все остальные были для них детьми, потомством (proles), оттого они и звались proletarii". Уничижительное прозвание появилось много позже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|