Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные переходы и инициации




С древнейших времен дошла до нас особая посвятительная практика, связанная с символическим закреплением перехода из одного возрастного статуса в другой. Это чисто стратификационный феномен. Инициации (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства) — посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Они являются обязательной вехой на пути социального взросления человека и в этом смысле относятся к инсти­туту социализации. Поскольку возраст считается в социологии транзитив­ным статусом, то переход от одной фазы жизненного цикла к другой, офор­мленный как культурный ритуал, вполне отвечает природе и сущности воз­растной стратификации общества. Инициация выполняет функцию демаркации или культурного маркера, разграничивающего одни статусы от других.

Инициации всегда предполагают переход на более высокую возрастную стадию, должность, статус, например, из отроков — в юноши, из юношей — во взрослые. Вот почему социологи относят их также к способам вертикаль­ной мобильности, предполагающей переход из низшей страты в высшую, из одной статусной группы в другую. Скажем, венчание — совершение церков­ного обряда бракосочетания, несомненно, относятся к инициационным практикам, отмечающим переход из одного статуса в другой. Сюда же сто­ит отнести крещение и рукоположение в сан, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье, конфирмация, первое причастие, коронация и др. Такого рода обряды перехода (фр. rites de

Врезка

Г. Тартарашвили

Старение кадров по-американски

Системы высшего образования США и России столкнулись в последние годы с общей пробле­мой — катастрофическим старением научно-пе­дагогических кадров. Основная часть ныне рабо­тающих педагогических кадров пришла в вузы США в период стремительного расширения вузов­ской структуры в 1960-1975 гг. Студенческий кон­тингент за этот период увеличился более чем втрое — с 2,3 до 7,2 млн чел. Параллельно росла и численность преподавателей: 425 тыс. в 1960 г., 464 тыс. в 1970 г. и 686 тыс. в 1980 г. В настоящее время она составляет свыше 800 тыс. чел. Одно­временно выпуск докторов философии (основ­ной источник пополнения научно-педагогических кадров) за 60-е гг. вырос с 10 до 30 тыс. чел., а за­тем стабилизировался на уровне 32-34 тыс. чел. в год. Анализ возрастной динамики и возможно­стей кадровой обеспеченности американских вузов на перспективу показывает, что в ближай­шие годы многие вузовские преподаватели дос­тигнут пенсионного возраста (65 лет), в связи с чем трудно будет сразу найти соответствующее


количество хорошо подготовленных, высококва­лифицированных кадров для их замены. Положе­ние усугубляется тем, что в связи с внесенными недавно в Закон о труде изменениями, отменив­шими требование об обязательном уходе на пен­сию по достижении 70 лет, многие вузовские пре­подаватели могут изъявить желание остаться работать в вузах и после наступления пенсионно­го возраста.

Выход решили поискать с помощью пенсионной системы, которая могла бы стимулировать жела­ние вузовских преподавателей своевременно или досрочно (начиная с 59 лет) выйти на пенсию. С

passage, англ. rites of passage) зародились в первобытном обществе и были свя­заны с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

Как правило, вновь посвященный получает определенные знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчеркивающие социальную грань между инициированными и неиници­ированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психоло­гических механизмов, способствующих овладению неофитом новой соци­альной ролью.

Инициации зародились еще в глубокой древности, имели целью подготов­ку молодежи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, обрезание, рубцевание, выбивание зубов, пост, ис­пытание бессонницей, закапывание в землю, татуировка, ритуальная дефлора­ция). Первобытные возрастные инициации представляют собой институт со­циализации, способствующий кардинальному преобразованию личности нео­фита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям. Пережитки инициации — обрезание в иудаизме и исла­ме, христианское крещение, прием в октябрята и комсомольцы, посвящение в почетные граждане или доктора наук и др.

Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки на­ходят в самых архаических культурах — у австралийских аборигенов, южно­африканских бушменов, американских индейцев, папуасов Новой Гвинеи и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех куль­турах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 — 13 лет (иногда — 13—15 лет).

1997 г. в стране функционирует система пенсион­ного обеспечения и социального страхования, предусматривающая, что к 65 годам вузовский преподаватель может накопить на своем индиви­дуальном счете сумму порядка 1 млн долл., что позволит ему в последующие 20 лет (за основу взята среднестатистическая продолжительность жизни в 85 лет) ежемесячно или в расчете на год получать сумму, равную или превышающую его зарплату на момент выхода на пенсию. Кроме того, около половины американских вузов прак­тикуют систему поощрения досрочного выхода на пенсию с выдачей единовременного пособия в размере годичного (или большего размера) жало­вания.

Типичная пенсионная карьера такова. Поступив на работу в вуз в возрасте 27 лет, ассистент профес­сора достигнет среднего заработка доцента через девять лет, и его зарплата при этом будет расти на 1,5-2% в год. Затем ему потребуется еще 16 лет, чтобы достичь среднего уровня зарплаты профес­сора. Это значит, что 27-летний преподаватель с окладом в 40,5 тыс. долл. в год может рассчиты­вать на получение к 55 годам 100 083 долл. в год, а к 65 годам — 116 151 долл. За вычетом же взно-


сов в пенсионный фонд (4%) и в фонд социально­го страхования, его чистый доход в 65 лет соста­вит 106 063 долл. Даже при минимальных отчис­лениях (12% в пенсионный фонд и 4% доходности активов) конечная сумма накоплений на индиви­дуальном счету оказывается внушительной: 524 108 долл. к 60 годам и 711 108 долл. к 65 годам. При максимальных ставках отчислений и доходно­сти пенсионного счета (соответственно 20% и 7%) эта сумма может вырасти до 2,2 млн долл. к 65 го­дам и до 3,2 млн долл. к 70 годам. Помимо того американские вузы предлагают сво­им сотрудникам, имеющим высокие доходы или дополнительный дискреционный доход, вклады­вать до 9,5 тыс. долл. в год в дополнительные пенсионные счета, с освобождением этих сумм от налогообложения и отсрочкой налоговых плате­жей по ним на момент выхода на пенсию. Но ра­ботник должен выйти на пенсию или уволиться, чтобы получить право пользоваться своими дохо­дами. Так стимулируется обновление кадров и безбедное существование пенсионеров. Сокращено и адаптировано по источнику; Тарта-рашвили Т. Пенсионное обеспечение вузовских преподавателей в США (www.informika.ru).

В этнографической литературе обряды перехода впервые выделены бель­гийским этнологом А. ван Геннепом (1908)27. К ним он относил: обряды жиз­ненного цикла (родильные, пубертатные обряды, свадебные, похоронные), обряды, сопровождающие различные формы адопции (усыновления), пере­мену места жительства или места временного пребывания.

Пубертатные обряды (от лат. pubertas — половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст) относятся к категории обрядов жизненного цикла и знаме­нуют наступление половой зрелости индивида. Чаще всего женский пубер­татный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, сту­пать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткаче­ство) и мифам.

В традиционных культурах иници­ации имеют трехэтапную структуру:

1) сегрегация (разрыв неофита с его окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни);

2) транзиция (промежуточное, ли-минальное, бесстатусное состояние по­свящаемого);

3) инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе)28.

Ритуалы жизненного цикла, затрагивающие индивида, подразделяются на: «рамочные» обряды (родильный и погребальный), серединные обряды (бракосочетание, возрастные инициации). С помощью первых символичес­ки оформляется начало и конец жизненного пути, при помощи вторых — все важнейшие события, происходящие в середине этого пути. Серединные ри­туалы иначе именуются переходными (переход из одного возраста в другой, с одной стадии жизненного цикла на другую). Переходные ритуалы отме­чают прохождение человеком важных жизненных этапов: рождения, зрело­сти, брака, смерти.

Самым ярким примером таких ритуалов считается у всех народов ритуал инициации. В Западной Африке у народности менде девушек, достигших зрелости, принимают в Санде — тайный женский союз. Старшие женщины наставляют молодежь в рукоделии, домашнем хозяйстве, готовят к замуже­ству и материнству. В обряд инициации (посвящения) входит и танец в мас­ках, которым танцоры выражают свою причастность к общему действу. Мас­ки союза Санде олицетворяют силу, страсть и женские достоинства и воспри­нимаются менде как символическое выражение женской красоты. Назначение ритуалов жизненного цикла — символическое обозначение границы между старым и новым статусами. В родильном ритуале новорожденный из «еще нечеловека» превращается в человека, включенного в культурный социум существа. В свадебном обряде невеста становится женой. В погребальном обряде живой переходит в статус мертвых.

Смысл инициации — переход юноши в статус взрослого члена сообще­ства. Атрибуты прежнего статуса (пуповина у новорожденного, девичья кра-

27 Gennep Van A. Les rites de passage. Paris, 1909.

28 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. К.; М., 2002.

са у невесты, одежда у покойного) уничтожаются, и через сложную систему ритуальных действ новообращенный, пройдя ряд очистительных процедур, наделяется атрибутами нового статуса. Универсальный способ символиза­ции нового состояния — переодевание в новую одежду. Кроме того, главный персонаж приобретает новое имя (имя и отчество в свадьбе).

Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку озна­чает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в дру­гую (взрослую); 2) культурную, так как разыгрывается подобно театраль­ному представлению, оформляется или перерастает в общеплеменной праздник. Обряды посвящения и переходные ритуалы могут принимать

порой очень странный, можно сказать экзотический вид. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождения людей. В дру­ гих культурах думают иначе. У боль­шинства народов обряды инициации включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда — опре­деленные операции. Как правило, обряды инициации связаны с причине­нием того или иного вида боли. Так, во время инициации в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX—XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причи­няя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и ку­карекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить29.

Комплекс инициационных обрядов и обычаев обычно включал трудные, а нередко и жестокие испытания, длительную изоляцию инициируемых от своей общины и т. д. Эти элементы в разных сочетаниях присутствовали в инициации у таких народов Африки, как догон, маконде, чагга, наудебу и др. У догон юноши подвергались обрезанию, у наудебу на каждом плече и на его лице делали много надрезов, длина которых на плечах доходила до 30 см. У маконде инциируемые месяцами жили в специальном лагере вда­ли от родной деревни. У многих народов Африки инициируемые должны были заниматься тяжелым трудом, не мыться, есть грубую пищу, а главное — подчиняться приказам старших и вождей30.

В редких случаях процесс инициации, например у нуэр, не включал ни преднамеренного обучения, ни моральной тренировки. Вместе с тем, как отмечал Э. Эванс-Притчард, после инициации домашние обязанности и положение в семье молодого мужчины радикально менялись. Вступал в силу сохраняющийся всю жизнь запрет пить молоко, изменялась манера еды и т.д.

Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозре­ние. 1993. № 4.

Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 247—252; Thomas L. Le pluralisme coherent de la notion de personne en Afrique Noire traditionelle // La notion de personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 414; Dieterlen G. L'image du corps... P 69; Harris L. The Initiation Rites of the Makonde Tribe. Living-stone, 1944. P. 20; Ndesario A. Ujamaa (African Socialism) and Christianity in Ghagga Tradition // Occasional Research Papers in African Traditional Religions and Philosophies. Kampala. 1972. Vol. 7. N 61. P. 34.

«Мужчине давали быка, и он становился скотоводом, отец или дядя давали ему копье, и он становился воином»31.

Когда мальчик хиваро достигал примерно 16 лет, он шел в лес, убивал ленивца и изготовлял тсансу (законсервированную специальным образом голову). Затем отец или другой родственник-мужчина устраивал два празд­ника тсанса, на которых соблюдались те же обряды, что и на празднествах, сопутствующих приготовлению тсанса из голов убитых врагов. После вто­рого празднества юноша считался взрослым и ему разрешали носить этсе-мат — головной убор мужчин хиваро, представляющий собой длинную по­вязку с красными и желтыми перьями туканов. Такая повязка — атрибут во­инов. Ее конец перекидывали через плечо и привязывали к нему головы убитых врагов. Устройство праздника означало также, что молодой человек мог жениться, но обычно он вступал в брак в 21—23 года32.

По случаю достижения девушкой зрелости ее отец также устраивал два праздника. Первый, меньший, длился два дня, второй устраивали полгода спустя, когда семья собирала достаточное число свиней и кур, чтобы кор­мить гостей 6—7 дней. Во время этого праздника девушку поили водой, сме­шанной с растертыми листьями табака, для того чтобы ей во сне предстали бы видения, предвещающие успех в выращивании культурных растений и домашних животных33.

Среди танайна Канады мальчики в возрасте около 15 лет дважды посы­лались в лес на срок до пяти дней. Первые пять дней они не должны были ни есть, ни пить. Во второй пятидневный срок им разрешалось пить только через костяную трубку (чтобы не мучиться жаждой в последующей жизни).

Врезка

Ф. Райе

Обманные уловки учащихся

Эванс и Крейг провели в 601 учебном заведении среди учеников 7-12 классов и студентов кол­леджей опрос, посвященный проблемам нечест­ного поведения учащихся. 64% учеников 7-8 классов, 77% учеников 9-12 классов и 39% сту­дентов колледжей подтвердили, что обман является серьезной проблемой учебного процес­са. Чем старше были респонденты, тем глубже и осмысленней были их ответы на вопрос, в чем же заключается обман. Его явные формы — использование шпаргалок и подсказок, списыва­ние, исправление отметок в дневниках и журна­лах, ясно осознавались всеми. Однако многие учащиеся не видели ничего плохого в том, что сами давали списывать товарищам. Большин­ство старшеклассников и студентов колледжей не осознавали недопустимости плагиата и мог-


ли беззастенчиво выдавать тексты из чужих печатных работ за свои собственные. Причины того, что вынуждает подростков вести себя нечестно, в общем распадаются на три группы: пе­дагоги, характер учебного процесса и самих учащих-

ся. Ученики жаловались на тех преподавателей, кто скучен, груб, невнимателен, не помогает ученикам, не умеет доходчиво объяснять материал или предъявляет завышенные требования. К недостат-

31 Evans-Pritchard Е. The Nuer. Oxford, 1940. P. 253.

32 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292.

33 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292; Harner, M. The
Jivaro, People of the Sacred Waterfall. N.Y., 1972. P. 93-94.

Соблюдение этих запретов должно было принести молодому человеку бо­гатство и успех. У племени каска Канадского Севера окончание детства от­мечалось испытаниями в выдержке. При наступлении зрелости юноша в не­которых группах уходил искать духов-помощников34.

Этнографы рассматривают инициации как акт включения молодежи в общество взрослых с приобретением соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем у инициации существуют и другие функции, в частности регу­лирования распределительных отношений, поскольку они сочетались с по­священием в тайные общества и раздачей даров как средством повышения

социального престижа инициируемого и увеличения его богатства. Так, у та-найна Канады считалось, что строгое соблюдение инициацией ных запретов должно было принести молодому чело­веку богатство. Инициации перестали быть всеобщими и равными. Иниции­руемый в некоторых племенах уже не только вступал в мир взрослых, но и посвящался в одно из тайных обществ, члены которого имеют какие-то привилегии и которое доступно не для всех. Нередко инициации из общинного обряда для коллектива сверстников ста­новились семейным делом, обрядом для юноши или девушки из одной се­мьи (хиваро, квакиютль). В процессе инициации начала поощряться кон­куренция между детьми и подростками. Так у квакиютль детей учили сопер­ничать с равными по возрасту, но в то же время подчиняться установленным

кам учебного процесса они относили существование курсов, охватывающих слишком обширный матери­ал, проведение зачетов по темам, недостаточно про­работанным в классе. Среди личных проблем отме­чались неуверенность в своих способностях и боязнь получить плохую отметку; наличие друзей, которые охотно шли на обман; нехватка свободного времени из-за поиска дополнительного заработка или учас­тия в спортивных соревнованиях. Когда спрашивали, как можно предупредить об­ман, учащиеся говорили о контрольных работах с разными вариантами заданий, о возможности пользоваться конспектами на экзаменах, о стро­гом надзоре учителя, о специальном размещении учеников за партами. Необходимо, по мнению учащихся, сделать классы малочисленнее; мож­но брать с учеников расписки о том, что они обя­зуются вести себя честно, предлагается также ужесточить наказание за обман. В другом исследовании проводился сравнитель­ный анализ, как часто прибегали к обманам уче­ники, обучавшиеся в 1969, 1979 и 1989 г. Учащих­ся попросили припомнить, сколько раз они обма-


нывали учителей в школе, по каким причинам, насколько серьезно, чувствовали ли при этом вину, каково было наказание, если обман откры­вался; верили ли им учителя; и признавались ли они в своем бесчестном поведении. Наиболее распространенной причиной обманов оказался страх перед неудачей. Чаще всего при­бегали к разнообразным уловкам на уроках мате­матики и прочих точных наук. Среди других при­чин были названы желание занять более высокое место и то, что в школе не принято демонстриро­вать честность. Во время исследования было вы­явлено несколько любопытных моментов. Некото­рые ученики рассматривали обман как жизненную необходимость, они воспринимали его как само­рекламу и считали, что без этого в деловом мире не обойтись. Большинство учащихся считали обма­ны во время экзаменов и тестирования вполне допустимыми. Более того, многие родители под­держивали мнение детей, что школьные правила можно обойти, и даже иногда помогали им в этом. Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 418.

4 Hodge W. The First Americans: Then and Now. N.Y., 1981. P. 272, 278.

обществом нормам поведения35. Инициационные обряды способствовали поддержанию устойчивости доклассового общества, сохранению его струк­туры и моральных норм, сглаживанию имущественного и социального не­равенства. Как отмечала О. Пом, «бедные и богатые, сыновья знати и потом­ки рабов, те, кто сообща прошел через испытание инициации, являются в известной степени близнецами». Как выяснилось, люди, принадлежавшие к одной инициационной группе, обычно поддерживали друг друга, напри­мер, входя в совет деревни, защищали одну и ту же точку зрения в спорах. Инициация несет в себе кроме всего прочего мощный воспитательный

потенциал, которым не обладает, сме­ем это заявлять, ни один из современ­ных институтов образования. Посвя­щаемый не просто проходит мучитель­ные церемонии или превращается в беззащитную жертву во имя несуще­ствующих мифом и идей. В процессе посвящения, требующего от него пол­ной самоотдачи, психологического пе­реживания и концентрации духовных сил, юноша уподобляется культурному идеалу своего племени, представлен­ному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендар­ный и трудный путь которого он способен теперь повторить в инициации, пусть и символическим способом. Вся церемония инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшим смыслом и представляет самый эффектив­ный способ инкультурации — приобщения к национальной культуре. По­мимо того, инициация выполняет важнейшую функцию культурной эста­феты, связывая реальным жизненным опытом многие поколения людей, со­здавая живую плоть культурной преемственности народа.

В известной степени и обряд пострига можно рассматривать как одну из возрастных инициации. У славян этот обряд происходил в младенческом воз­расте. Обряд постригов в поздний период зафиксирован у многих социальных групп славянских народов. Он проводился в разном возрасте: в 1 год, в 3— 4 года, в 6—8 лет. В некоторых местностях Украины обрядовые постриги соединялись с ритуальной поркой мальчика. Специалисты считают, что он яв­лялся символом перехода ребенка из-под опеки чисто материнской в по­печение отцовское. Обряд пострига завершался угощением, носившим ярко выраженный обрядовый характер. Во многих деталях и по основному смыс­лу оно совпадало с крестинным обедом. Например, на Украине по случаю по­стрижения пекли «великий» пирог, который разламывали над головой ребен­ка. К обряду пострига близки и некоторые другие действия ритуального харак­тера. В возрасте от трех до семи лет в западных областях России и в Белоруссии происходило «посвящение» девочки в пряхи: в торжественной обстановке она выпрядала первую нить, которую затем сжигали (или берегли до свадьбы и использовали ее при изготовлении «красоты»), а образовавшуюся золу девочка должна была проглотить, чтобы быть хорошей пряхой.

У ряда индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кель­тов, славян, волк почитался как тотемный предок. В волков превращают, как

35 Ford С. The Life of a Kwakiutl Chief. New Haven, 1941. P. 77; Hodge W. The First Americans. P. 417-418.

правило, молодых парней брачного возраста. В поздних инициациях ряда славянских народов сохранился обычай называть посвящаемых «волками». Например, так именовали юношей, проходящих инициацию среди нищих и разбойников, а также в косарских общинах у поляков и других западных славян. Ритуал превращения инициируемого в волка совершался путем оде­вания волчьей шкуры. У поляков посвящаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка. Юноши, прошедшие посвящение в члены «волчьих» союзов, становились молодыми воинами-«волками». Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью», т.е. воюя и грабя. Затем они становились членами тайного союза.

Инициация — обряд посвящения юношей и девушек во взрослые члены родового общества

Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни во­ровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки. У хозяев, чем-то им не по­нравившихся или не пускающих девушек на улицу, ломали и разбирали хо­зяйственные постройки, снимали ворота, раскрывали избы, вытаскивали на крышу телеги и лошадей, опустошали огороды. Ритуалы реинкорпорации юношей-«вол ков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т.е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов36.

В Средние века место первобытных мужских домов и тайных обществ занимают рыцарские ордена, позже их сменяют студенческие братства, ма-

Ьалушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозре-

сонские ложи, объединения школяров и ремесленников, для вступления в которые требовался обряд инициации. Инициацию — ученичество — про­ходила значительная, возможно, подавляющая часть молодых людей Сред­невековья. Но здесь действовали социальные структуры, придававшие этой возрастной стратификации различный характер у воинов и у крестьян. В одном случае речь шла об обучении военному искусству феодального боя, которое заканчивалось посвящением, вводившим в класс рыцарства. В дру­гом — охтоническом цикле фольклорных весенних праздников от дня свя­того Георгия (23 апреля) до Иванова дня (24 июня), обучавшем деревенскую молодежь обрядам, призванным обеспечить экономическое процветание общины. Эти обряды были так или иначе связаны с лошадью и заканчива­лись очищением огнем — прыжками через костер в Иванов день. Инициа­цию проходили также молодые ученики, вступавшие в компаньонаж — союз подмастерьев, где новичку предписывалось совершить большое путешествие (Grand Tour), и молодые юристы, вступавшие в Базошь — корпорацию су­дебных клерков37.

37 См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992.

ВОЗРАСТНАЯДИНАМИКА

Строительный материал общества —дети, подростки и молодежь. Пост­роенное общество — это взрослые и пожилые люди. Они определяют по­литику, строят экономику, создают духовную жизнь общества. Первых еще надо формовать, как любой строительный материал, т.е. социали­зировать, воспитывать, наставлять на путь истинный. Со вторыми поде­лать ничего уже нельзя. Характер общества, его цивилизованное лицо определяют вторые, которые и создают те условия, в которых приходит­ся произрастать первым. Дети-сироты, которых в России в XX в. было около 4 млн, — это результат существования неблагополучных семейалкоголиков, наркоманов и пр. У родителей есть выбор, заводить им де­тей или нет. У детей нет выбора, рождаться им или нет. Те, у кого есть право выбора, всегда ответственны за тех, у кого его нет. Поэтому ро­дители всегда ответственны за своих детей, но не наоборот.

КАКИМИ БЫВАЮТ ВОЗРАСТЫ?

Возраст — категория, служащая для обозначения временных характери­стик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рожде­ния, понятие психологического возраста обозначает определенную, каче­ственно своеобразную ступень онтогенетического развития, которая харак­теризуется своеобразием в условиях и стиле жизни, обучении, воспитании, восприятии мира, мышлении и т.п.

Термин возраст дает такие производные, каких не может дать поколение. Так, говорят о пожилой, молодой, подростковой аудитории телевидения. Но не суще­ствует поколенческой аудитории. Трудно себе представить, что все поколение шестидесятников или бэби-бумеров усядется к телевизору в одно и то же время.

Высказывания из Интернета:

♦ содержание программ соответствует возрастным особенностям детской и подростковой аудитории;

♦ рисунок стилизован для подростковой аудитории;

♦ работать с подростковой аудиторией крайне сложно;

♦ институт Гэллапа провел опрос среди подростковой аудитории отно­сительно игры Grand Theft Auto;

♦ какие журналы издают у нас в стране сейчас для подростковой и мо­лодежной аудитории;

♦ преподавание традиции во взрослой и пожилой аудитории;

♦ слегка замедленный темп программы более привычен для пожилой аудитории;

♦ они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории.

В геронтологии оперируют понятиями календарного и биологического возраста.

Календарный возраст это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения.

Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специ­альных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжитель­ность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жиз­ни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как со­ответствие между изменениями в организме и календарным возрастом1. По установленным ВОЗ требованиям биологический возраст необходимо оп­ределять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Чем значительнее календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темп его старе­ния, тем больше продолжительность жизни этого человека.

Специалисты различают абсолютный возраст (количество лет) и относи­тельный возраст (степень социальной и психологической зрелости). Выра­жение «он молод душой» или «он выглядит старше своих лет» характеризу­ет относительный возраст. Абсолютный возраст — это биологический или хронологический возраст. Относительный возраст — это скорее социальная характеристика. Оба понятия выступают основанием для классификации возрастов. Существуют биологическая, психологическая, юридическая, эт­нографическая и социологическая классификации. Социологи выделяют детский, отроческий, подростковый, юношеский, молодой, зрелый, пожи­лой, преклонный, престарелый возраст и долгожителей. Возраст, как отно­сительное понятие, конструируется личностно и социально. Когда 80-лет­него бизнесмена спросили, во сколько лет начинается старость, он сказал, что через 15 лет после 80-ти.

По мнению К. Виктор, имеется шесть факторов, которые влияют на субъективный возраст:

♦ проблемы здоровья, наличие хронической или смертельной болезни;

♦ принудительное увольнение с работы;

♦ физическая или умственная деградация;

♦ ограниченная физическая активность;

♦ свертывание социальных контактов;

♦ болезнь или смерть супруга (супруги).

1 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 18-19.

1Q8

Другие характеристики (пол, социально-экономический статус), по ее мнению, не оказывают существенного влияния на возрастную идентифи­кацию человека. Определяющими являются факторы физического здоро­вья и сохранность привычных социальных ролей. Хорошее здоровье и высокий уровень социальной активности снижают календарный возраст, более выраженным является субъективное ощущение стабильности сред­него возраста.

Возраст — не только число лет, но и социальный конструкт, определенный нормами данного общества и исторической эпохой. Так, у народности нанди в

Кении 28 возрастных групп с разными статусами, а у народности нуле в Ниге­рии — всего три. В некоторых обществах возраст определяется независимо от фи­зической взрослости: 12—13 лет доста­точно, чтобы перейти из детства во взрослый статус. В США сейчас призна­ны возрастные группы: младенчество (infancy), детство {childhood), подростки (adolescence), молодые взрослые (young adulthood), средний возраст, старики (old). Тех, кому более 85 лет, в США на­зывают «old-old»

Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе и даже от профессии к профессии. Не случайно возрастные катего­рии во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (букв. — не имеющий права го­ворить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Позже в России мальчиком называли полового (официанта) в питейных заведениях незави­симо от его возраста. До XVII в. в англоязычных культурах слово «боб» (маль­чик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, на­ходящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту.

В некоторых видах деятельности приняты свои критерии того, кого счи­тать молодым, зрелым и старым. В науке 50-летний возраст считается зре­лым, в спорте — старым, а в политике — молодым. Примерами социально­го возраста можно считать дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст и т.д. Он отражает уровни социального взросления индивида, переход из низших статусов в высшие по мере перехода от млад­шего возраста к старшим. Когда о человеке говорят: не по годам мудр, не по летам высокую должность прихватил и т.д., то речь идет о социальном воз­расте. Если индивиду за 40 лет, а он, как и в детстве, инфантилен и ни за что не отвечает, то речь идет об отставании хронологического возраста от соци­ального возраста. Мужчина в 30 лет не должен оставаться маменькиным сыночком или отказываться быть кормильцем семьи. Общество от каждого из нас ожидает поведения в соответствии с предписанными данному време­ни требованиями, нормами и обязанностями. Общество насыщает, букваль-

но напихивает каждый возраст определенными нормами и требованиями. И очень плохо, когда человек подводит и общество и своих близких, оста­ваясь во взрослом возрасте несмышленым или безответственным ребенком.

Возраст служит критерием занятия или оставления как непосредствен­но, в форме возрастного ценза (гражданское совершеннолетие, пенсионный возраст), так и опосредованно (например, временем, необходимым для по­лучения образования, без которого невозможно занять то или иное обще­ственное положение). Диапазон социальных ролей, доступных лицам раз­ных возрастов, варьируется качественно (например, брачный возраст и граж­данское совершеннолетие) и количественно (25-летнему доступно большее число занятий, чем 18-летнему, к старости оно снова снижается)2.

По определению Л. С. Выготского, культурным возрастом можно назы­вать достигнутую стадию культурного развития человека, соотнося его с паспортным и интеллектуальным возрастом3. П.П. Блонский предложил выделять, как разновидность культурного возраста, педагогический воз­раст — интегративный показатель «школьной зрелости»4, степени соответ­ствия биологической, психологической и социальной зрелости учеников нормам программ обучения.

Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе, от профессии к профессии. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым,

а в политике — молодым

Итак, возраст бывает как биологическим, так и социальным. С биологи­ческим все более или менее понятно. Непонятное свершается с социальным возрастом. Женщины склонны не называть истинный возраст, преумень-

2 См.: Кон И. Возрастные категории в науках о человеке и обществе... С. 78.

3 См.: Выготский Л.С. Соч. Т. 3. М., 1983. С. 378.

4 См.: Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930.

шать его. В приличном обществе, по этикету, не принято спрашивать о воз­расте женщины. Социальный возраст ярко выражен у спортсменов — пос­ле 30 лет они выходят на пенсию, уже не способны заработать прежние го­норары. И хотя биологически они могут прожить еще долго, как действую­щие спортсмены они мертвы. У бабы век короток, говорят в народе. Хотя в сорок пять баба ягодка опять, после 50 лет она уже не котируется на брач­ном рынке, где возрастные характеристики могут сыграть решающую роль. Быть руководителем, например, заведующим кафедрой, можно только до определенного возраста. На многие виды деятельности существуют так на­зываемые возрастные ограничения.

Здесь речь идет о том, что социальный возраст ограничен сверху. Но есть виды деятельности, где социальный возраст ограничен снизу, например, голосовать можно только после 18 лет, избираться в президенты после 35 лет и т.п. Биологически возраст существует и до этой границы — он начинается с самого рождения. Но в общественно значимом смысле его как бы нет.

Цивилизация придумала множество культурных практик, которые помо­гают замаскировать истинный, т.е. биологический возраст со всеми вытека­ющими из него последствиями — седыми волосами, морщинами, дряблостью кожи. Для продления своего социального, а не биологического, возраста жен­щины красятся и пудрятся. Макияж, парфюмерия и т.п. — это культурные технологии, помогающие женщине остаться привлекательной в том возрас­те, когда она биологически уже не вызывает сексуального интереса.

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...