Возрастные переходы и инициации
С древнейших времен дошла до нас особая посвятительная практика, связанная с символическим закреплением перехода из одного возрастного статуса в другой. Это чисто стратификационный феномен. Инициации (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства) — посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Они являются обязательной вехой на пути социального взросления человека и в этом смысле относятся к институту социализации. Поскольку возраст считается в социологии транзитивным статусом, то переход от одной фазы жизненного цикла к другой, оформленный как культурный ритуал, вполне отвечает природе и сущности возрастной стратификации общества. Инициация выполняет функцию демаркации или культурного маркера, разграничивающего одни статусы от других. Инициации всегда предполагают переход на более высокую возрастную стадию, должность, статус, например, из отроков — в юноши, из юношей — во взрослые. Вот почему социологи относят их также к способам вертикальной мобильности, предполагающей переход из низшей страты в высшую, из одной статусной группы в другую. Скажем, венчание — совершение церковного обряда бракосочетания, несомненно, относятся к инициационным практикам, отмечающим переход из одного статуса в другой. Сюда же стоит отнести крещение и рукоположение в сан, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье, конфирмация, первое причастие, коронация и др. Такого рода обряды перехода (фр. rites de Врезка Г. Тартарашвили Старение кадров по-американски Системы высшего образования США и России столкнулись в последние годы с общей проблемой — катастрофическим старением научно-педагогических кадров. Основная часть ныне работающих педагогических кадров пришла в вузы США в период стремительного расширения вузовской структуры в 1960-1975 гг. Студенческий контингент за этот период увеличился более чем втрое — с 2,3 до 7,2 млн чел. Параллельно росла и численность преподавателей: 425 тыс. в 1960 г., 464 тыс. в 1970 г. и 686 тыс. в 1980 г. В настоящее время она составляет свыше 800 тыс. чел. Одновременно выпуск докторов философии (основной источник пополнения научно-педагогических кадров) за 60-е гг. вырос с 10 до 30 тыс. чел., а затем стабилизировался на уровне 32-34 тыс. чел. в год. Анализ возрастной динамики и возможностей кадровой обеспеченности американских вузов на перспективу показывает, что в ближайшие годы многие вузовские преподаватели достигнут пенсионного возраста (65 лет), в связи с чем трудно будет сразу найти соответствующее
количество хорошо подготовленных, высококвалифицированных кадров для их замены. Положение усугубляется тем, что в связи с внесенными недавно в Закон о труде изменениями, отменившими требование об обязательном уходе на пенсию по достижении 70 лет, многие вузовские преподаватели могут изъявить желание остаться работать в вузах и после наступления пенсионного возраста. Выход решили поискать с помощью пенсионной системы, которая могла бы стимулировать желание вузовских преподавателей своевременно или досрочно (начиная с 59 лет) выйти на пенсию. С passage, англ. rites of passage) зародились в первобытном обществе и были связаны с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Как правило, вновь посвященный получает определенные знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчеркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психологических механизмов, способствующих овладению неофитом новой социальной ролью.
Инициации зародились еще в глубокой древности, имели целью подготовку молодежи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, обрезание, рубцевание, выбивание зубов, пост, испытание бессонницей, закапывание в землю, татуировка, ритуальная дефлорация). Первобытные возрастные инициации представляют собой институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям. Пережитки инициации — обрезание в иудаизме и исламе, христианское крещение, прием в октябрята и комсомольцы, посвящение в почетные граждане или доктора наук и др. Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах — у австралийских аборигенов, южноафриканских бушменов, американских индейцев, папуасов Новой Гвинеи и жителей Огненной Земли. В той или иной форме он присутствует во всех культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 — 13 лет (иногда — 13—15 лет). 1997 г. в стране функционирует система пенсионного обеспечения и социального страхования, предусматривающая, что к 65 годам вузовский преподаватель может накопить на своем индивидуальном счете сумму порядка 1 млн долл., что позволит ему в последующие 20 лет (за основу взята среднестатистическая продолжительность жизни в 85 лет) ежемесячно или в расчете на год получать сумму, равную или превышающую его зарплату на момент выхода на пенсию. Кроме того, около половины американских вузов практикуют систему поощрения досрочного выхода на пенсию с выдачей единовременного пособия в размере годичного (или большего размера) жалования. Типичная пенсионная карьера такова. Поступив на работу в вуз в возрасте 27 лет, ассистент профессора достигнет среднего заработка доцента через девять лет, и его зарплата при этом будет расти на 1,5-2% в год. Затем ему потребуется еще 16 лет, чтобы достичь среднего уровня зарплаты профессора. Это значит, что 27-летний преподаватель с окладом в 40,5 тыс. долл. в год может рассчитывать на получение к 55 годам 100 083 долл. в год, а к 65 годам — 116 151 долл. За вычетом же взно-
сов в пенсионный фонд (4%) и в фонд социального страхования, его чистый доход в 65 лет составит 106 063 долл. Даже при минимальных отчислениях (12% в пенсионный фонд и 4% доходности активов) конечная сумма накоплений на индивидуальном счету оказывается внушительной: 524 108 долл. к 60 годам и 711 108 долл. к 65 годам. При максимальных ставках отчислений и доходности пенсионного счета (соответственно 20% и 7%) эта сумма может вырасти до 2,2 млн долл. к 65 годам и до 3,2 млн долл. к 70 годам. Помимо того американские вузы предлагают своим сотрудникам, имеющим высокие доходы или дополнительный дискреционный доход, вкладывать до 9,5 тыс. долл. в год в дополнительные пенсионные счета, с освобождением этих сумм от налогообложения и отсрочкой налоговых платежей по ним на момент выхода на пенсию. Но работник должен выйти на пенсию или уволиться, чтобы получить право пользоваться своими доходами. Так стимулируется обновление кадров и безбедное существование пенсионеров. Сокращено и адаптировано по источнику; Тарта-рашвили Т. Пенсионное обеспечение вузовских преподавателей в США (www.informika.ru). В этнографической литературе обряды перехода впервые выделены бельгийским этнологом А. ван Геннепом (1908)27. К ним он относил: обряды жизненного цикла (родильные, пубертатные обряды, свадебные, похоронные), обряды, сопровождающие различные формы адопции (усыновления), перемену места жительства или места временного пребывания. Пубертатные обряды (от лат. pubertas — половая зрелость, возмужалость, зрелый возраст) относятся к категории обрядов жизненного цикла и знаменуют наступление половой зрелости индивида. Чаще всего женский пубертатный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество) и мифам.
В традиционных культурах инициации имеют трехэтапную структуру: 1) сегрегация (разрыв неофита с его окружением) и изоляция (уход, увод, смена образа жизни); 2) транзиция (промежуточное, ли-минальное, бесстатусное состояние посвящаемого); 3) инкорпорация (возвращение к общественной жизни в новом статусе)28. Ритуалы жизненного цикла, затрагивающие индивида, подразделяются на: «рамочные» обряды (родильный и погребальный), серединные обряды (бракосочетание, возрастные инициации). С помощью первых символически оформляется начало и конец жизненного пути, при помощи вторых — все важнейшие события, происходящие в середине этого пути. Серединные ритуалы иначе именуются переходными (переход из одного возраста в другой, с одной стадии жизненного цикла на другую). Переходные ритуалы отмечают прохождение человеком важных жизненных этапов: рождения, зрелости, брака, смерти. Самым ярким примером таких ритуалов считается у всех народов ритуал инициации. В Западной Африке у народности менде девушек, достигших зрелости, принимают в Санде — тайный женский союз. Старшие женщины наставляют молодежь в рукоделии, домашнем хозяйстве, готовят к замужеству и материнству. В обряд инициации (посвящения) входит и танец в масках, которым танцоры выражают свою причастность к общему действу. Маски союза Санде олицетворяют силу, страсть и женские достоинства и воспринимаются менде как символическое выражение женской красоты. Назначение ритуалов жизненного цикла — символическое обозначение границы между старым и новым статусами. В родильном ритуале новорожденный из «еще нечеловека» превращается в человека, включенного в культурный социум существа. В свадебном обряде невеста становится женой. В погребальном обряде живой переходит в статус мертвых. Смысл инициации — переход юноши в статус взрослого члена сообщества. Атрибуты прежнего статуса (пуповина у новорожденного, девичья кра- 27 Gennep Van A. Les rites de passage. Paris, 1909. 28 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. К.; М., 2002. са у невесты, одежда у покойного) уничтожаются, и через сложную систему ритуальных действ новообращенный, пройдя ряд очистительных процедур, наделяется атрибутами нового статуса. Универсальный способ символизации нового состояния — переодевание в новую одежду. Кроме того, главный персонаж приобретает новое имя (имя и отчество в свадьбе). Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку означает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в другую (взрослую); 2) культурную, так как разыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общеплеменной праздник. Обряды посвящения и переходные ритуалы могут принимать
порой очень странный, можно сказать экзотический вид. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождения людей. В дру гих культурах думают иначе. У большинства народов обряды инициации включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда — определенные операции. Как правило, обряды инициации связаны с причинением того или иного вида боли. Так, во время инициации в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX—XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, «плавать» в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить29. Комплекс инициационных обрядов и обычаев обычно включал трудные, а нередко и жестокие испытания, длительную изоляцию инициируемых от своей общины и т. д. Эти элементы в разных сочетаниях присутствовали в инициации у таких народов Африки, как догон, маконде, чагга, наудебу и др. У догон юноши подвергались обрезанию, у наудебу на каждом плече и на его лице делали много надрезов, длина которых на плечах доходила до 30 см. У маконде инциируемые месяцами жили в специальном лагере вдали от родной деревни. У многих народов Африки инициируемые должны были заниматься тяжелым трудом, не мыться, есть грубую пищу, а главное — подчиняться приказам старших и вождей30. В редких случаях процесс инициации, например у нуэр, не включал ни преднамеренного обучения, ни моральной тренировки. Вместе с тем, как отмечал Э. Эванс-Притчард, после инициации домашние обязанности и положение в семье молодого мужчины радикально менялись. Вступал в силу сохраняющийся всю жизнь запрет пить молоко, изменялась манера еды и т.д. Балушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозрение. 1993. № 4. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 247—252; Thomas L. Le pluralisme coherent de la notion de personne en Afrique Noire traditionelle // La notion de personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 414; Dieterlen G. L'image du corps... P 69; Harris L. The Initiation Rites of the Makonde Tribe. Living-stone, 1944. P. 20; Ndesario A. Ujamaa (African Socialism) and Christianity in Ghagga Tradition // Occasional Research Papers in African Traditional Religions and Philosophies. Kampala. 1972. Vol. 7. N 61. P. 34. «Мужчине давали быка, и он становился скотоводом, отец или дядя давали ему копье, и он становился воином»31. Когда мальчик хиваро достигал примерно 16 лет, он шел в лес, убивал ленивца и изготовлял тсансу (законсервированную специальным образом голову). Затем отец или другой родственник-мужчина устраивал два праздника тсанса, на которых соблюдались те же обряды, что и на празднествах, сопутствующих приготовлению тсанса из голов убитых врагов. После второго празднества юноша считался взрослым и ему разрешали носить этсе-мат — головной убор мужчин хиваро, представляющий собой длинную повязку с красными и желтыми перьями туканов. Такая повязка — атрибут воинов. Ее конец перекидывали через плечо и привязывали к нему головы убитых врагов. Устройство праздника означало также, что молодой человек мог жениться, но обычно он вступал в брак в 21—23 года32. По случаю достижения девушкой зрелости ее отец также устраивал два праздника. Первый, меньший, длился два дня, второй устраивали полгода спустя, когда семья собирала достаточное число свиней и кур, чтобы кормить гостей 6—7 дней. Во время этого праздника девушку поили водой, смешанной с растертыми листьями табака, для того чтобы ей во сне предстали бы видения, предвещающие успех в выращивании культурных растений и домашних животных33. Среди танайна Канады мальчики в возрасте около 15 лет дважды посылались в лес на срок до пяти дней. Первые пять дней они не должны были ни есть, ни пить. Во второй пятидневный срок им разрешалось пить только через костяную трубку (чтобы не мучиться жаждой в последующей жизни). Врезка Ф. Райе Обманные уловки учащихся Эванс и Крейг провели в 601 учебном заведении среди учеников 7-12 классов и студентов колледжей опрос, посвященный проблемам нечестного поведения учащихся. 64% учеников 7-8 классов, 77% учеников 9-12 классов и 39% студентов колледжей подтвердили, что обман является серьезной проблемой учебного процесса. Чем старше были респонденты, тем глубже и осмысленней были их ответы на вопрос, в чем же заключается обман. Его явные формы — использование шпаргалок и подсказок, списывание, исправление отметок в дневниках и журналах, ясно осознавались всеми. Однако многие учащиеся не видели ничего плохого в том, что сами давали списывать товарищам. Большинство старшеклассников и студентов колледжей не осознавали недопустимости плагиата и мог- ли беззастенчиво выдавать тексты из чужих печатных работ за свои собственные. Причины того, что вынуждает подростков вести себя нечестно, в общем распадаются на три группы: педагоги, характер учебного процесса и самих учащих- ся. Ученики жаловались на тех преподавателей, кто скучен, груб, невнимателен, не помогает ученикам, не умеет доходчиво объяснять материал или предъявляет завышенные требования. К недостат- 31 Evans-Pritchard Е. The Nuer. Oxford, 1940. P. 253. 32 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292. 33 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292; Harner, M. The Соблюдение этих запретов должно было принести молодому человеку богатство и успех. У племени каска Канадского Севера окончание детства отмечалось испытаниями в выдержке. При наступлении зрелости юноша в некоторых группах уходил искать духов-помощников34. Этнографы рассматривают инициации как акт включения молодежи в общество взрослых с приобретением соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем у инициации существуют и другие функции, в частности регулирования распределительных отношений, поскольку они сочетались с посвящением в тайные общества и раздачей даров как средством повышения социального престижа инициируемого и увеличения его богатства. Так, у та-найна Канады считалось, что строгое соблюдение инициацией ных запретов должно было принести молодому человеку богатство. Инициации перестали быть всеобщими и равными. Инициируемый в некоторых племенах уже не только вступал в мир взрослых, но и посвящался в одно из тайных обществ, члены которого имеют какие-то привилегии и которое доступно не для всех. Нередко инициации из общинного обряда для коллектива сверстников становились семейным делом, обрядом для юноши или девушки из одной семьи (хиваро, квакиютль). В процессе инициации начала поощряться конкуренция между детьми и подростками. Так у квакиютль детей учили соперничать с равными по возрасту, но в то же время подчиняться установленным кам учебного процесса они относили существование курсов, охватывающих слишком обширный материал, проведение зачетов по темам, недостаточно проработанным в классе. Среди личных проблем отмечались неуверенность в своих способностях и боязнь получить плохую отметку; наличие друзей, которые охотно шли на обман; нехватка свободного времени из-за поиска дополнительного заработка или участия в спортивных соревнованиях. Когда спрашивали, как можно предупредить обман, учащиеся говорили о контрольных работах с разными вариантами заданий, о возможности пользоваться конспектами на экзаменах, о строгом надзоре учителя, о специальном размещении учеников за партами. Необходимо, по мнению учащихся, сделать классы малочисленнее; можно брать с учеников расписки о том, что они обязуются вести себя честно, предлагается также ужесточить наказание за обман. В другом исследовании проводился сравнительный анализ, как часто прибегали к обманам ученики, обучавшиеся в 1969, 1979 и 1989 г. Учащихся попросили припомнить, сколько раз они обма- нывали учителей в школе, по каким причинам, насколько серьезно, чувствовали ли при этом вину, каково было наказание, если обман открывался; верили ли им учителя; и признавались ли они в своем бесчестном поведении. Наиболее распространенной причиной обманов оказался страх перед неудачей. Чаще всего прибегали к разнообразным уловкам на уроках математики и прочих точных наук. Среди других причин были названы желание занять более высокое место и то, что в школе не принято демонстрировать честность. Во время исследования было выявлено несколько любопытных моментов. Некоторые ученики рассматривали обман как жизненную необходимость, они воспринимали его как саморекламу и считали, что без этого в деловом мире не обойтись. Большинство учащихся считали обманы во время экзаменов и тестирования вполне допустимыми. Более того, многие родители поддерживали мнение детей, что школьные правила можно обойти, и даже иногда помогали им в этом. Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 418. 4 Hodge W. The First Americans: Then and Now. N.Y., 1981. P. 272, 278. обществом нормам поведения35. Инициационные обряды способствовали поддержанию устойчивости доклассового общества, сохранению его структуры и моральных норм, сглаживанию имущественного и социального неравенства. Как отмечала О. Пом, «бедные и богатые, сыновья знати и потомки рабов, те, кто сообща прошел через испытание инициации, являются в известной степени близнецами». Как выяснилось, люди, принадлежавшие к одной инициационной группе, обычно поддерживали друг друга, например, входя в совет деревни, защищали одну и ту же точку зрения в спорах. Инициация несет в себе кроме всего прочего мощный воспитательный потенциал, которым не обладает, смеем это заявлять, ни один из современных институтов образования. Посвящаемый не просто проходит мучительные церемонии или превращается в беззащитную жертву во имя несуществующих мифом и идей. В процессе посвящения, требующего от него полной самоотдачи, психологического переживания и концентрации духовных сил, юноша уподобляется культурному идеалу своего племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он способен теперь повторить в инициации, пусть и символическим способом. Вся церемония инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшим смыслом и представляет самый эффективный способ инкультурации — приобщения к национальной культуре. Помимо того, инициация выполняет важнейшую функцию культурной эстафеты, связывая реальным жизненным опытом многие поколения людей, создавая живую плоть культурной преемственности народа. В известной степени и обряд пострига можно рассматривать как одну из возрастных инициации. У славян этот обряд происходил в младенческом возрасте. Обряд постригов в поздний период зафиксирован у многих социальных групп славянских народов. Он проводился в разном возрасте: в 1 год, в 3— 4 года, в 6—8 лет. В некоторых местностях Украины обрядовые постриги соединялись с ритуальной поркой мальчика. Специалисты считают, что он являлся символом перехода ребенка из-под опеки чисто материнской в попечение отцовское. Обряд пострига завершался угощением, носившим ярко выраженный обрядовый характер. Во многих деталях и по основному смыслу оно совпадало с крестинным обедом. Например, на Украине по случаю пострижения пекли «великий» пирог, который разламывали над головой ребенка. К обряду пострига близки и некоторые другие действия ритуального характера. В возрасте от трех до семи лет в западных областях России и в Белоруссии происходило «посвящение» девочки в пряхи: в торжественной обстановке она выпрядала первую нить, которую затем сжигали (или берегли до свадьбы и использовали ее при изготовлении «красоты»), а образовавшуюся золу девочка должна была проглотить, чтобы быть хорошей пряхой. У ряда индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кельтов, славян, волк почитался как тотемный предок. В волков превращают, как 35 Ford С. The Life of a Kwakiutl Chief. New Haven, 1941. P. 77; Hodge W. The First Americans. P. 417-418. правило, молодых парней брачного возраста. В поздних инициациях ряда славянских народов сохранился обычай называть посвящаемых «волками». Например, так именовали юношей, проходящих инициацию среди нищих и разбойников, а также в косарских общинах у поляков и других западных славян. Ритуал превращения инициируемого в волка совершался путем одевания волчьей шкуры. У поляков посвящаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка. Юноши, прошедшие посвящение в члены «волчьих» союзов, становились молодыми воинами-«волками». Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью», т.е. воюя и грабя. Затем они становились членами тайного союза. Инициация — обряд посвящения юношей и девушек во взрослые члены родового общества Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни воровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки. У хозяев, чем-то им не понравившихся или не пускающих девушек на улицу, ломали и разбирали хозяйственные постройки, снимали ворота, раскрывали избы, вытаскивали на крышу телеги и лошадей, опустошали огороды. Ритуалы реинкорпорации юношей-«вол ков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т.е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов36. В Средние века место первобытных мужских домов и тайных обществ занимают рыцарские ордена, позже их сменяют студенческие братства, ма- Ьалушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозре- сонские ложи, объединения школяров и ремесленников, для вступления в которые требовался обряд инициации. Инициацию — ученичество — проходила значительная, возможно, подавляющая часть молодых людей Средневековья. Но здесь действовали социальные структуры, придававшие этой возрастной стратификации различный характер у воинов и у крестьян. В одном случае речь шла об обучении военному искусству феодального боя, которое заканчивалось посвящением, вводившим в класс рыцарства. В другом — охтоническом цикле фольклорных весенних праздников от дня святого Георгия (23 апреля) до Иванова дня (24 июня), обучавшем деревенскую молодежь обрядам, призванным обеспечить экономическое процветание общины. Эти обряды были так или иначе связаны с лошадью и заканчивались очищением огнем — прыжками через костер в Иванов день. Инициацию проходили также молодые ученики, вступавшие в компаньонаж — союз подмастерьев, где новичку предписывалось совершить большое путешествие (Grand Tour), и молодые юристы, вступавшие в Базошь — корпорацию судебных клерков37. 37 См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. ВОЗРАСТНАЯДИНАМИКА Строительный материал общества —дети, подростки и молодежь. Построенное общество — это взрослые и пожилые люди. Они определяют политику, строят экономику, создают духовную жизнь общества. Первых еще надо формовать, как любой строительный материал, т.е. социализировать, воспитывать, наставлять на путь истинный. Со вторыми поделать ничего уже нельзя. Характер общества, его цивилизованное лицо определяют вторые, которые и создают те условия, в которых приходится произрастать первым. Дети-сироты, которых в России в XX в. было около 4 млн, — это результат существования неблагополучных семей — алкоголиков, наркоманов и пр. У родителей есть выбор, заводить им детей или нет. У детей нет выбора, рождаться им или нет. Те, у кого есть право выбора, всегда ответственны за тех, у кого его нет. Поэтому родители всегда ответственны за своих детей, но не наоборот. КАКИМИ БЫВАЮТ ВОЗРАСТЫ? Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, которая характеризуется своеобразием в условиях и стиле жизни, обучении, воспитании, восприятии мира, мышлении и т.п. Термин возраст дает такие производные, каких не может дать поколение. Так, говорят о пожилой, молодой, подростковой аудитории телевидения. Но не существует поколенческой аудитории. Трудно себе представить, что все поколение шестидесятников или бэби-бумеров усядется к телевизору в одно и то же время. Высказывания из Интернета: ♦ содержание программ соответствует возрастным особенностям детской и подростковой аудитории; ♦ рисунок стилизован для подростковой аудитории; ♦ работать с подростковой аудиторией крайне сложно; ♦ институт Гэллапа провел опрос среди подростковой аудитории относительно игры Grand Theft Auto; ♦ какие журналы издают у нас в стране сейчас для подростковой и молодежной аудитории; ♦ преподавание традиции во взрослой и пожилой аудитории; ♦ слегка замедленный темп программы более привычен для пожилой аудитории; ♦ они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории. В геронтологии оперируют понятиями календарного и биологического возраста. Календарный возраст — это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения. Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом1. По установленным ВОЗ требованиям биологический возраст необходимо определять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Чем значительнее календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темп его старения, тем больше продолжительность жизни этого человека. Специалисты различают абсолютный возраст (количество лет) и относительный возраст (степень социальной и психологической зрелости). Выражение «он молод душой» или «он выглядит старше своих лет» характеризует относительный возраст. Абсолютный возраст — это биологический или хронологический возраст. Относительный возраст — это скорее социальная характеристика. Оба понятия выступают основанием для классификации возрастов. Существуют биологическая, психологическая, юридическая, этнографическая и социологическая классификации. Социологи выделяют детский, отроческий, подростковый, юношеский, молодой, зрелый, пожилой, преклонный, престарелый возраст и долгожителей. Возраст, как относительное понятие, конструируется личностно и социально. Когда 80-летнего бизнесмена спросили, во сколько лет начинается старость, он сказал, что через 15 лет после 80-ти. По мнению К. Виктор, имеется шесть факторов, которые влияют на субъективный возраст: ♦ проблемы здоровья, наличие хронической или смертельной болезни; ♦ принудительное увольнение с работы; ♦ физическая или умственная деградация; ♦ ограниченная физическая активность; ♦ свертывание социальных контактов; ♦ болезнь или смерть супруга (супруги). 1 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 18-19. 1Q8 Другие характеристики (пол, социально-экономический статус), по ее мнению, не оказывают существенного влияния на возрастную идентификацию человека. Определяющими являются факторы физического здоровья и сохранность привычных социальных ролей. Хорошее здоровье и высокий уровень социальной активности снижают календарный возраст, более выраженным является субъективное ощущение стабильности среднего возраста. Возраст — не только число лет, но и социальный конструкт, определенный нормами данного общества и исторической эпохой. Так, у народности нанди в Кении 28 возрастных групп с разными статусами, а у народности нуле в Нигерии — всего три. В некоторых обществах возраст определяется независимо от физической взрослости: 12—13 лет достаточно, чтобы перейти из детства во взрослый статус. В США сейчас признаны возрастные группы: младенчество (infancy), детство {childhood), подростки (adolescence), молодые взрослые (young adulthood), средний возраст, старики (old). Тех, кому более 85 лет, в США называют «old-old» Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе и даже от профессии к профессии. Не случайно возрастные категории во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (букв. — не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Позже в России мальчиком называли полового (официанта) в питейных заведениях независимо от его возраста. До XVII в. в англоязычных культурах слово «боб» (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту. В некоторых видах деятельности приняты свои критерии того, кого считать молодым, зрелым и старым. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым, а в политике — молодым. Примерами социального возраста можно считать дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст и т.д. Он отражает уровни социального взросления индивида, переход из низших статусов в высшие по мере перехода от младшего возраста к старшим. Когда о человеке говорят: не по годам мудр, не по летам высокую должность прихватил и т.д., то речь идет о социальном возрасте. Если индивиду за 40 лет, а он, как и в детстве, инфантилен и ни за что не отвечает, то речь идет об отставании хронологического возраста от социального возраста. Мужчина в 30 лет не должен оставаться маменькиным сыночком или отказываться быть кормильцем семьи. Общество от каждого из нас ожидает поведения в соответствии с предписанными данному времени требованиями, нормами и обязанностями. Общество насыщает, букваль- но напихивает каждый возраст определенными нормами и требованиями. И очень плохо, когда человек подводит и общество и своих близких, оставаясь во взрослом возрасте несмышленым или безответственным ребенком. Возраст служит критерием занятия или оставления как непосредственно, в форме возрастного ценза (гражданское совершеннолетие, пенсионный возраст), так и опосредованно (например, временем, необходимым для получения образования, без которого невозможно занять то или иное общественное положение). Диапазон социальных ролей, доступных лицам разных возрастов, варьируется качественно (например, брачный возраст и гражданское совершеннолетие) и количественно (25-летнему доступно большее число занятий, чем 18-летнему, к старости оно снова снижается)2. По определению Л. С. Выготского, культурным возрастом можно называть достигнутую стадию культурного развития человека, соотнося его с паспортным и интеллектуальным возрастом3. П.П. Блонский предложил выделять, как разновидность культурного возраста, педагогический возраст — интегративный показатель «школьной зрелости»4, степени соответствия биологической, психологической и социальной зрелости учеников нормам программ обучения. Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе, от профессии к профессии. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым, а в политике — молодым Итак, возраст бывает как биологическим, так и социальным. С биологическим все более или менее понятно. Непонятное свершается с социальным возрастом. Женщины склонны не называть истинный возраст, преумень- 2 См.: Кон И. Возрастные категории в науках о человеке и обществе... С. 78. 3 См.: Выготский Л.С. Соч. Т. 3. М., 1983. С. 378. 4 См.: Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930. шать его. В приличном обществе, по этикету, не принято спрашивать о возрасте женщины. Социальный возраст ярко выражен у спортсменов — после 30 лет они выходят на пенсию, уже не способны заработать прежние гонорары. И хотя биологически они могут прожить еще долго, как действующие спортсмены они мертвы. У бабы век короток, говорят в народе. Хотя в сорок пять баба ягодка опять, после 50 лет она уже не котируется на брачном рынке, где возрастные характеристики могут сыграть решающую роль. Быть руководителем, например, заведующим кафедрой, можно только до определенного возраста. На многие виды деятельности существуют так называемые возрастные ограничения. Здесь речь идет о том, что социальный возраст ограничен сверху. Но есть виды деятельности, где социальный возраст ограничен снизу, например, голосовать можно только после 18 лет, избираться в президенты после 35 лет и т.п. Биологически возраст существует и до этой границы — он начинается с самого рождения. Но в общественно значимом смысле его как бы нет. Цивилизация придумала множество культурных практик, которые помогают замаскировать истинный, т.е. биологический возраст со всеми вытекающими из него последствиями — седыми волосами, морщинами, дряблостью кожи. Для продления своего социального, а не биологического, возраста женщины красятся и пудрятся. Макияж, парфюмерия и т.п. — это культурные технологии, помогающие женщине остаться привлекательной в том возрасте, когда она биологически уже не вызывает сексуального интереса. Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|