Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сколько возрастов у человека?




Самая банальная вещь на свете — количество лет, прожитых человеком, — оказалась не по зубам ни маститым ученым, ни седовласым философам. О возрасте человека, его подсчете, определении и природе они начали спорить несколько тысяч лет назад и не пришли к единому мнению до сих пор. Древ­негреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что четырем време­нам года соответствуют четыре периода жизни человека, каждый из которых равняется 20 годам. Такое своеобразие древнегреческих периодизаций было связано с господствовавшими в античной философии представлениями о человеке как частном моменте всеобщего космического процесса.

Первое разграничение хронологического возраста человека предложили последователи школы античного врача Гиппократа:

♦ детство (unventus) до 14 лет;

♦ зрелость {adolescentia) от 15 до 42 лет;

♦ старость (senectus) от 43 до 63 лет;

♦ долголетие {senium) от 63 лет и старше.

В раннереспубликанский период истории античного Рима возрастные градации воспринимались как сменяющиеся во времени социальные поко­ления, а в период заката Римской империи — как последовательность вре­менных смертей (Василий Великий) и рождения духовной жизни, т.е. как ступени духовного роста (Иоанн Златоуст).

В IV в. Василий Великий5 в своем сочинении «Беседы на псалмы» так характеризует возрастную градацию: «В продолжение трех седмин лет чело­век обыкновенно испытывает три перемены и превратности в возрасте и в образе жизни и по истечении каждой седмины особый предел заключает собою прошедшее и ясно обозначает изменение. В первой седмине детский возраст оканчивается выпадением зубов; возраст отрока, способного к уче­нию, продолжается до юношества; юноша по совершении двадцать перво­го года, как скоро щеки его начнут покрываться первым пухом, исчезает неприметно, из юноши изменяясь уже в мужа. Посему когда видишь мужа, в котором постепенное с годами возрастание прекратилось, рассудок уже утвердился и не осталось следа юности, тогда не заключишь ли, что прошед­шее в нем умерло? И опять, старец, преобразившийся и в наружном виде и в душевных расположениях, явно становится не таким, каким был прежде. Посему жизнь человеческая обыкновенно бывает исполнена многих смер­тей, не только при переходе из одного возраста в другой, но и при душев­ных падениях в грех. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, по­тому что ни рассудок не заблуждается, ни расположение не переменяется и никакое обстоятельство не нарушает постоянства и безмятежия помыслов, там — страна истинно живых, всегда подобных себе самим. В ней пророк обещается особенно благоугождать Богу всяческих, так как ничто внешнее не будет препятствовать ему в исполнении намерения служить истинно и равночестно с ангелами»6.

5 Василий Великий, Св. (330—379), отец и учитель Восточной церкви, борец против арианства, выдаю­
щийся богослов «золотого века» святоотеческой мысли, церковно-общественный деятель и экзегет.

6 Творения Василия Великого. СПб., 1911. Т. 2. С. 219.

Согласно периодизации, применявшейся в Древнем Китае, жизнь чело­века подразделялась на этапы, каждый из которых имел определенную функ­цию. Если до 20 лет подрастающее юношество готовилось к самостоятель­ной жизни, то возраст 20-30 лет обозначался как время вступления в брак, 30—40 лет — период занятия общественных должностей, 40-50 лет — вре­мя познания собственных заблуждений, 50—60 лет — последний период творческой жизни, 60-70 лет — желанный возраст отдыха.

Разграничение на возрастные группы произошло недавно. Детство, как мы его сейчас понимаем, появилось 150 лет назад. Раньше возрастные груп­пы были шире: младенчество — до воз­раста, когда ребенок начинает сам ходить, молодость, старые взрослые. Ре­бенок по нашим представлениям вы­полнял взрослые роли — был королем или рабом. Как источник дешевой ра­бочей силы дети считались взрослыми работниками еще до того, как они до­стигали возраста тинэйджера. В обществе, где ожидаемая продолжитель­ность жизни (среднее число лет, которые человек надеялся прожить) коро­че, там человек становится пожилым в 40—45 лет7.

Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему (табл. 3).

Таблица 3 Оценка возраста отдельных людей

 

 

Возраст Годы
Мужчины Женщины
Допроизводительный возраст 0-17 лет 0-17 лет
Производительный возраст 18-64 года 18-59 лет
Послепроизводителыный возраст Старше 65 лет Старше 60 лет
тарость 65-79 лет 60-79 лёт
Глубокая старость Старше 80 лет Старше 80 лет

Проблемой возрастной градации на основе развития детского самосоз­нания занимались Б.Г. Ананьев8, Л.И. Божович9, И.И. Чеснокова10 и др. Ре­шающую роль в развитии самосознания в детстве Л.И. Божович, например, отводит коллективным формам деятельности, и лишь позднее человек пе­реходит к анализу своих внутренних переживаний. Формирование самосоз­нания в онтогенезе проходит ряд последовательных и усложняющихся ста­дий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. Условно в динамике самосознания психологи выделяют следующие онтоге­нетические стадии: от рождения до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 7 лет; от

7 Hess В.В., Markson E. W., Stein P.J. Sociology. 4th ed. N.Y., 1991. P. 229-230. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР, 1948. № 18. С. 101-124.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968. Принципы развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.

7 до 12 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития каждый возраст насыщается собствен­ным, иногда неповторимым содержанием. Так, в период от 7 до 12 лет про­цесс развития самосознания совершается плавно, без заметных скачков и кризисов. В 12 лет главным является общение со сверстниками, сравнение себя с другими. Именно в этом возрасте стремление к полной независимо­сти, жажда освобождения от внешнего контроля сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Возра­стные границы взрослости определяются двумя точками: 17—18 лет — окон­чание средней школы и начало самостоятельной жизни, а 55 лет (для жен­щин) и 60 лет (для мужчин) — выход на пенсию. В этот период происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности.

Если обратиться к психофизическому развитию ребенка, то надо будет выделить первый год жизни (точнее 9— 12 месяцев). Следующая заметная грань связана с половым созреванием, которое у девочек должно быть отнесено к 10—13 годам, у мальчиков к 12-15 годам. Физическое развитие заканчивает­ся собственно лишь к 20—23 годам у девушек и к 22—25 у юношей. Хотя госу­дарство и церковь разрешают юноше вступать в брак уже в 18 лет, а девушке в 16 лет, но с физической точки зрения полная зрелость достигается позже.

В первый год жизни дитя еще не владеет языком, еще не ходит, но учит­ся пользоваться органами чувств, ориентируется в социальной среде, пости­гая различие игры и действительности. Этот период жизни может быть на­зван также «грудным», потому что дитя еще кормится молоком матери. Обыкновенно грудной период длится 9 месяцев.

Способность к труду у каждого человека возникает и утрачивается с оп­ределенного возраста. Численность населения в рабочем возрасте опреде­ляется двумя факторами:

♦ естественными границами способности к труду;

♦ социально-экономическими и культурными факторами.

Нижняя граница рабочего возраста во многих странах определяется тру­довым законодательством и устанавливается в возрасте 16—18 лет. Это есте­ственная граница, обусловленная половозрастным созреванием организма, физическими и психологическими особенностями человека. Однако для многих молодых людей начало активной трудовой деятельности значительно отодвигается из-за продолжительности обучения нередко до 22—24 лет. По­этому среднее время вступления в рабочий возраст составляет 19—20 лет.

Верхняя граница рабочего возраста также определяется законодатель­ством данной страны и совпадает с формальным временем выхода на пен­сию. В разных странах верхняя граница колеблется для мужчин от 60 до 65 лет, а для женщин от 50 до 55 лет. Естественным фактором определения верхней границы является потеря или снижение трудоспособности людей старшего возраста, а социально-экономическим — продолжение или остав­ление работы в целях обеспечения материального уровня жизни.

В энциклопедическом социологическом словаре Г.В. Осипова" приво­дится следующее распределение людей по возрастам:

♦ от 1 до 11 лет (для девочек) и от 1 до 12 лет (для мальчиков) — дети;

11 См.: Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995.

♦ от 12 до 15 лет (для девочек) и от 13 до 16 лет (для мальчиков) — под­ростки;

♦ от 16 до 25 (для девушек) и от 17 до 25 (для юношей) — молодые люди;

♦ старше 25 — взрослые.

Возраст 18—23 года И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости12. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Кон-гера, Дж. Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять13.

Человеческую жизнь можно делить по множеству оснований. Подобная операция называется градуированием — количественной калибровкой, раз­бивкой шкалы на равные отрезки. Градация — это постепенность в перехо­де от одного отрезка (звука, краски и т.д.) к другому. В биологии градация предполагает постепенное развитие от простого к сложному под влиянием приписываемого живой природе стремления к совершенствованию. Термин «градуирование» не требует восхождения от низшего к высшему и потому нейтрален. Для возрастной социологии применимы оба термина, так как в паспортичке обычной анкеты, где помешается вопрос о возрасте респонден­та, дается градуирование возраста (0—14, 15—20...), а в теоретических интер­претациях, где объясняется проблема возрастной стратификации, возраст­ного неравенства и возрастного престижа лучше использовать понятие гра­дации. Разница двух терминов проявляется в их производных: от градации происходит понятие социальной деградации, означающее обратный про­цесс — переход от высших уровней развития к низшим. Но от градуирова­ния похожего понятия образовать нельзя.

К примеру, жизнь можно делить не по биологическим долям, скажем, от 0 до 14 лет, от 15 до 20 и т.д., а по таким социально значимым периодам, которые играют важную или решающую роль для самого человека. В част­ности, социологи выделяют трудовой период, который длится от 16 до 60 лет. За это время человек зарабатывает себе на старость и получает от государ­ства пенсию. Древние римляне выделяли период социальной активности, в течение которой индивид строил служебную карьеру, выполнял множество общественных нагрузок, обзаводился семьей и детьми. У спортсменов век короток. Так говорят врачи, обследующие их после окончания спортивной карьеры и обнаруживающие множество нарушений здоровья. Он длится в среднем 15 лет. Сокращают его активно принимаемые фармакологические средства, в том числе анаболики, без которых невозможен современный спорт высших достижений, в нем нельзя добиться рекордов и медалей, а значит приличных денег, которые обеспечат безбедную старость.

В научной литературе можно встретить различные возрастные перио­дизации. Широко известна периодизация жизненного пути, разработан­ная Д.Б. Бромлеем. Приведем описания двух периодов, выделенных этим автором, соответствующих возрасту людей, активно действующих в орга­низациях.

Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1979.

Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С 182-186.

Взрослость:

♦ ранняя взрослость — 21—25 лет;

♦ средняя взрослость — 25—40 лет (пик интеллектуальных достижений);

♦ поздняя взрослость — 40—55 лет (упадок физических и умственных сил);

♦ предпенсионный возраст — 55—65 лет (пик для наиболее общих соци­альных достижений);

Старение:

♦ удаление от дел — 65—70 лет (удаление от дел, восприимчивость к на­рушениям стереотипов);

♦ старость — 70—75 лет;

♦ одряхление — после 75 лет.

Сколько возрастов у человека? Об этом ученые начали спорить несколько тысяч лет назад и не пришли к единому мнению до сих пор

Некоторые международные классификации предусматривает восемь пе­риодов: младенчество — до 1 года; дошкольный возраст — от 1 до 4 лет; школьные годы — 5—14 лет; юношеские годы — 15—24 года; годы наиболь­шей активности — 15—44 года; средний возраст — 45—64 года; ранний пе­риод старости — 65—74 года; старость от 75 лет. В 1962 г. симпозиум герон­тологов (Ленинград) утвердил возрастные градации, принятые затем зару­бежными учеными:

♦ 40—60 — средний возраст;

♦ 60—75 — пожилой;

♦ 75—90 — старческий;

♦ свыше 90 — долгожители.

Отрочество (13—15 лет) и юность (до 18 лет) — два периода жизни, являю­щихся трудным временем для всей семьи. Грани этих периодов размыты, ус­ловны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине про­цесса созревания.

Чаще всего возрастной дифференциацией людей занимаются психоло­ги и физиологи, придерживающиеся разных взглядов. В частности извест-

ный психиатр Харри Салливан'4 выделял шесть фаз в развитии человеческой личности:

младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;

детство, с потребностью во взрослых товарищах по играм;

малолетний возраст, с его потребностью в настоящих товарищах по играм, похожих на самого себя;

подростковый период, с потребностью в близких отношениях с прияте­лем или закадычным другом того же пола;

юность, с потребностью в близком партнере противоположного пола;

зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преоб­ладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость или взрослость встречается гораздо реже, чем нам кажется).

В 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ была принята следую­щая хронобиология, т.е. возрастная периодизация (табл. 4).

Таблица 4 Возрастная периодизация по ВОЗ

 

Возраст Годы
Молодой 18-44 года
Средний 45-59 лет
Пожилой 60-74 года
Старческий 75-90 лет
Долголетие Старше 90 лет
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...