Сколько возрастов у человека?
Самая банальная вещь на свете — количество лет, прожитых человеком, — оказалась не по зубам ни маститым ученым, ни седовласым философам. О возрасте человека, его подсчете, определении и природе они начали спорить несколько тысяч лет назад и не пришли к единому мнению до сих пор. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что четырем временам года соответствуют четыре периода жизни человека, каждый из которых равняется 20 годам. Такое своеобразие древнегреческих периодизаций было связано с господствовавшими в античной философии представлениями о человеке как частном моменте всеобщего космического процесса. Первое разграничение хронологического возраста человека предложили последователи школы античного врача Гиппократа: ♦ детство (unventus) до 14 лет; ♦ зрелость {adolescentia) от 15 до 42 лет; ♦ старость (senectus) от 43 до 63 лет; ♦ долголетие {senium) от 63 лет и старше. В раннереспубликанский период истории античного Рима возрастные градации воспринимались как сменяющиеся во времени социальные поколения, а в период заката Римской империи — как последовательность временных смертей (Василий Великий) и рождения духовной жизни, т.е. как ступени духовного роста (Иоанн Златоуст). В IV в. Василий Великий5 в своем сочинении «Беседы на псалмы» так характеризует возрастную градацию: «В продолжение трех седмин лет человек обыкновенно испытывает три перемены и превратности в возрасте и в образе жизни и по истечении каждой седмины особый предел заключает собою прошедшее и ясно обозначает изменение. В первой седмине детский возраст оканчивается выпадением зубов; возраст отрока, способного к учению, продолжается до юношества; юноша по совершении двадцать первого года, как скоро щеки его начнут покрываться первым пухом, исчезает неприметно, из юноши изменяясь уже в мужа. Посему когда видишь мужа, в котором постепенное с годами возрастание прекратилось, рассудок уже утвердился и не осталось следа юности, тогда не заключишь ли, что прошедшее в нем умерло? И опять, старец, преобразившийся и в наружном виде и в душевных расположениях, явно становится не таким, каким был прежде. Посему жизнь человеческая обыкновенно бывает исполнена многих смертей, не только при переходе из одного возраста в другой, но и при душевных падениях в грех. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, потому что ни рассудок не заблуждается, ни расположение не переменяется и никакое обстоятельство не нарушает постоянства и безмятежия помыслов, там — страна истинно живых, всегда подобных себе самим. В ней пророк обещается особенно благоугождать Богу всяческих, так как ничто внешнее не будет препятствовать ему в исполнении намерения служить истинно и равночестно с ангелами»6.
5 Василий Великий, Св. (330—379), отец и учитель Восточной церкви, борец против арианства, выдаю 6 Творения Василия Великого. СПб., 1911. Т. 2. С. 219. Согласно периодизации, применявшейся в Древнем Китае, жизнь человека подразделялась на этапы, каждый из которых имел определенную функцию. Если до 20 лет подрастающее юношество готовилось к самостоятельной жизни, то возраст 20-30 лет обозначался как время вступления в брак, 30—40 лет — период занятия общественных должностей, 40-50 лет — время познания собственных заблуждений, 50—60 лет — последний период творческой жизни, 60-70 лет — желанный возраст отдыха. Разграничение на возрастные группы произошло недавно. Детство, как мы его сейчас понимаем, появилось 150 лет назад. Раньше возрастные группы были шире: младенчество — до возраста, когда ребенок начинает сам ходить, молодость, старые взрослые. Ребенок по нашим представлениям выполнял взрослые роли — был королем или рабом. Как источник дешевой рабочей силы дети считались взрослыми работниками еще до того, как они достигали возраста тинэйджера. В обществе, где ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которые человек надеялся прожить) короче, там человек становится пожилым в 40—45 лет7.
Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему (табл. 3). Таблица 3 Оценка возраста отдельных людей
Проблемой возрастной градации на основе развития детского самосознания занимались Б.Г. Ананьев8, Л.И. Божович9, И.И. Чеснокова10 и др. Решающую роль в развитии самосознания в детстве Л.И. Божович, например, отводит коллективным формам деятельности, и лишь позднее человек переходит к анализу своих внутренних переживаний. Формирование самосознания в онтогенезе проходит ряд последовательных и усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. Условно в динамике самосознания психологи выделяют следующие онтогенетические стадии: от рождения до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 7 лет; от 7 Hess В.В., Markson E. W., Stein P.J. Sociology. 4th ed. N.Y., 1991. P. 229-230. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР, 1948. № 18. С. 101-124. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968. Принципы развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978. 7 до 12 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития каждый возраст насыщается собственным, иногда неповторимым содержанием. Так, в период от 7 до 12 лет процесс развития самосознания совершается плавно, без заметных скачков и кризисов. В 12 лет главным является общение со сверстниками, сравнение себя с другими. Именно в этом возрасте стремление к полной независимости, жажда освобождения от внешнего контроля сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Возрастные границы взрослости определяются двумя точками: 17—18 лет — окончание средней школы и начало самостоятельной жизни, а 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин) — выход на пенсию. В этот период происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности.
Если обратиться к психофизическому развитию ребенка, то надо будет выделить первый год жизни (точнее 9— 12 месяцев). Следующая заметная грань связана с половым созреванием, которое у девочек должно быть отнесено к 10—13 годам, у мальчиков к 12-15 годам. Физическое развитие заканчивается собственно лишь к 20—23 годам у девушек и к 22—25 у юношей. Хотя государство и церковь разрешают юноше вступать в брак уже в 18 лет, а девушке в 16 лет, но с физической точки зрения полная зрелость достигается позже. В первый год жизни дитя еще не владеет языком, еще не ходит, но учится пользоваться органами чувств, ориентируется в социальной среде, постигая различие игры и действительности. Этот период жизни может быть назван также «грудным», потому что дитя еще кормится молоком матери. Обыкновенно грудной период длится 9 месяцев. Способность к труду у каждого человека возникает и утрачивается с определенного возраста. Численность населения в рабочем возрасте определяется двумя факторами: ♦ естественными границами способности к труду; ♦ социально-экономическими и культурными факторами. Нижняя граница рабочего возраста во многих странах определяется трудовым законодательством и устанавливается в возрасте 16—18 лет. Это естественная граница, обусловленная половозрастным созреванием организма, физическими и психологическими особенностями человека. Однако для многих молодых людей начало активной трудовой деятельности значительно отодвигается из-за продолжительности обучения нередко до 22—24 лет. Поэтому среднее время вступления в рабочий возраст составляет 19—20 лет.
Верхняя граница рабочего возраста также определяется законодательством данной страны и совпадает с формальным временем выхода на пенсию. В разных странах верхняя граница колеблется для мужчин от 60 до 65 лет, а для женщин от 50 до 55 лет. Естественным фактором определения верхней границы является потеря или снижение трудоспособности людей старшего возраста, а социально-экономическим — продолжение или оставление работы в целях обеспечения материального уровня жизни. В энциклопедическом социологическом словаре Г.В. Осипова" приводится следующее распределение людей по возрастам: ♦ от 1 до 11 лет (для девочек) и от 1 до 12 лет (для мальчиков) — дети; 11 См.: Энциклопедический социологический словарь/ Общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995. ♦ от 12 до 15 лет (для девочек) и от 13 до 16 лет (для мальчиков) — подростки; ♦ от 16 до 25 (для девушек) и от 17 до 25 (для юношей) — молодые люди; ♦ старше 25 — взрослые. Возраст 18—23 года И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости12. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Кон-гера, Дж. Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выбором карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять13. Человеческую жизнь можно делить по множеству оснований. Подобная операция называется градуированием — количественной калибровкой, разбивкой шкалы на равные отрезки. Градация — это постепенность в переходе от одного отрезка (звука, краски и т.д.) к другому. В биологии градация предполагает постепенное развитие от простого к сложному под влиянием приписываемого живой природе стремления к совершенствованию. Термин «градуирование» не требует восхождения от низшего к высшему и потому нейтрален. Для возрастной социологии применимы оба термина, так как в паспортичке обычной анкеты, где помешается вопрос о возрасте респондента, дается градуирование возраста (0—14, 15—20...), а в теоретических интерпретациях, где объясняется проблема возрастной стратификации, возрастного неравенства и возрастного престижа лучше использовать понятие градации. Разница двух терминов проявляется в их производных: от градации происходит понятие социальной деградации, означающее обратный процесс — переход от высших уровней развития к низшим. Но от градуирования похожего понятия образовать нельзя. К примеру, жизнь можно делить не по биологическим долям, скажем, от 0 до 14 лет, от 15 до 20 и т.д., а по таким социально значимым периодам, которые играют важную или решающую роль для самого человека. В частности, социологи выделяют трудовой период, который длится от 16 до 60 лет. За это время человек зарабатывает себе на старость и получает от государства пенсию. Древние римляне выделяли период социальной активности, в течение которой индивид строил служебную карьеру, выполнял множество общественных нагрузок, обзаводился семьей и детьми. У спортсменов век короток. Так говорят врачи, обследующие их после окончания спортивной карьеры и обнаруживающие множество нарушений здоровья. Он длится в среднем 15 лет. Сокращают его активно принимаемые фармакологические средства, в том числе анаболики, без которых невозможен современный спорт высших достижений, в нем нельзя добиться рекордов и медалей, а значит приличных денег, которые обеспечат безбедную старость.
В научной литературе можно встретить различные возрастные периодизации. Широко известна периодизация жизненного пути, разработанная Д.Б. Бромлеем. Приведем описания двух периодов, выделенных этим автором, соответствующих возрасту людей, активно действующих в организациях. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1979. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982. С 182-186. Взрослость: ♦ ранняя взрослость — 21—25 лет; ♦ средняя взрослость — 25—40 лет (пик интеллектуальных достижений); ♦ поздняя взрослость — 40—55 лет (упадок физических и умственных сил); ♦ предпенсионный возраст — 55—65 лет (пик для наиболее общих социальных достижений); Старение: ♦ удаление от дел — 65—70 лет (удаление от дел, восприимчивость к нарушениям стереотипов); ♦ старость — 70—75 лет; ♦ одряхление — после 75 лет. Сколько возрастов у человека? Об этом ученые начали спорить несколько тысяч лет назад и не пришли к единому мнению до сих пор Некоторые международные классификации предусматривает восемь периодов: младенчество — до 1 года; дошкольный возраст — от 1 до 4 лет; школьные годы — 5—14 лет; юношеские годы — 15—24 года; годы наибольшей активности — 15—44 года; средний возраст — 45—64 года; ранний период старости — 65—74 года; старость от 75 лет. В 1962 г. симпозиум геронтологов (Ленинград) утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: ♦ 40—60 — средний возраст; ♦ 60—75 — пожилой; ♦ 75—90 — старческий; ♦ свыше 90 — долгожители. Отрочество (13—15 лет) и юность (до 18 лет) — два периода жизни, являющихся трудным временем для всей семьи. Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания. Чаще всего возрастной дифференциацией людей занимаются психологи и физиологи, придерживающиеся разных взглядов. В частности извест- ный психиатр Харри Салливан'4 выделял шесть фаз в развитии человеческой личности: ♦ младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной; ♦ детство, с потребностью во взрослых товарищах по играм; ♦ малолетний возраст, с его потребностью в настоящих товарищах по играм, похожих на самого себя; ♦ подростковый период, с потребностью в близких отношениях с приятелем или закадычным другом того же пола; ♦ юность, с потребностью в близком партнере противоположного пола; ♦ зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преобладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость или взрослость встречается гораздо реже, чем нам кажется). В 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ была принята следующая хронобиология, т.е. возрастная периодизация (табл. 4). Таблица 4 Возрастная периодизация по ВОЗ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|