Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный цикл и жизненный путь




Человеческую жизнь можно подразделять не только на возрасты, т.е. биологически оформленные периоды созревания и взросления организма, но также фазы жизненного цикла.

Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обо­собленные этапы (фазы) жизни человека. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, развитием эмоциональной и интеллек­туальной сфер человека, постановкой целей, стилем и образом жизни. Вы­деляют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям.

Стадии жизненного цикла человека — основные возрастные интервалы или этапы жизни человека; характеризуются различным уровнем его трудовой активности. Одним из первых эту проблему в отечественной науке изучил видный статистик, демограф и социолог Б.Ц. Урланис'5, выделивший три ста­дии жизненного цикла человека: первый (дорабочий) — человек получает от

Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.

Урланис Б.Ц- История одного поколения (социально-демографический очерк). М., 1968.

общества; второй (рабочий) — дает обществу больше, чем потребляет сам, как бы гасит долги; третий (послерабочий) — опять потребляет, не производя16. Она легла в основание современных типологий. В науке укрупненно выделя­ют следующие стадии жизненного цикла человека: дотрудовая стадия — до вступления в официально установленный трудоспособный возраст; трудовая стадия — в пределах трудоспособного возраста; послетрудовая стадия — пос­ле достижения верхней границы трудоспособного возраста. На всех стадиях своего жизненного цикла человек по-разному использует свою способность к труду: в дотрудовой стадии — в форме привития трудовых навыков в про­цессе воспитания и подготовки к трудо­вой деятельности; в трудовой стадии — в форме непосредственной занятости в различных сферах общественно полез­ной деятельности; в послетрудовой стадии — в форме посильного участия в труде и общественной жизни. Переход от одной стадии жизненного цикла к другой осуществляется постепенно. Так, учащиеся старших классов совмеща­ют учебу с работой на школьном предприятии, в сельском хозяйстве или в не­производственной сфере; пенсионеры могут продолжать трудиться на пред­приятии сокращенный рабочий день или неделю.

У разных народов существуют различные представления о числе соци­альных возрастов и о градациях жизненного цикла, но основными, как пра­вило, признаются детство, юность, зрелость (взрослость) и старость. Суще­ствуют также следующие научные понятия:

1) стадия жизненного цикла — определенный хронологический отрезок
жизненного пути человека;

2) возрастная степень (возрастная ступень, возрастная стадия) — культур­
но-нормативная стадия жизненного цикла;

3) возрастной класс — институализированная возрастная степень (или под­
разделение одной степени, или объединение нескольких возрастных степеней);

4) возрастная группа — корпоративная группа совместно инициирован­
ных индивидов, т.е. социальных сверстников, обладающих одним соци­
альным возрастом (возрастные группы часто неправильно отождествляют с
возрастными классами или возрастными степенями, также как и последние
друг с другом);

5) возрастной сет — совокупность всех возрастных групп, которые одно­
временно переходят из одного возрастного класса в другой (продвижение
возрастного сета может быть либо циклическим, либо линейным)17.

Ученые предлагают самые разные классификации стадий жизненного цикла. В частности, Шарлотта Бюлер18 выделила пять главных фаз жизнен­ного цикла:

Фаза /продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсут­ствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

16 Урланис Б.Ц. История одного поколения (социально-демографический очерк). М., 1968. С. 36.

17 Попов В.А. Возрастная организация (www.rubricon.ru).

18 Biihler С. The Course of Human Life: a Study of Goals in the Humanistic Perspective / Ed by F. Massarik.
N.Y., 1968.

Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навы­ками и быстро достичь поставленных целей.

Фаза III длится с 25 до 40-45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на професси­ональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет. Это солидный возраст, когда чело­век подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. От­ныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и по­ложения дел в семье.

Фаза ^начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая пос­ледние годы жизни.

Прогноз численности населения до 2016 г. показан на рис. 14.

Рис. 14. Прогноз численности населения по основным возрастным группам (на начало года, в % к общей численности населения)

Ж. Годфруа19 и другие психологи разделяют жизненный цикл, т.е. всю человеческую жизнь от ее зарождения до самой смерти, на четыре больших

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 8-9.

периода: внутриутробный20, детство, отрочество и зрелость (взрослое состо­яние). В свою очередь каждый из них делится на несколько стадий. Так, например, детство включает три стадии: а) первое детство начинается с по­явления ребенка на свет и продолжается 3 года; б) второе детство (с 3 до 6 лет); в) третье детство (с 6 до 12 лет). Свои подпериоды имеют также отро­чество и зрелость. Но о них речь впереди.

Согласно данным этнографии, каждое племя по-своему устанавливает воз­растные периоды в жизни человека. В племени квома они таковы: младенче­ство — до 2—4 лет; переходный период — от 2—4 до 4—5 лет; детство — от 4—6

до 6—9 лет; отрочество — от 6—9 до 16— 17 лет; после этого — взрослое состоя­ние. В племени ороколо различаются следующие возрастные ступени для мальчиков: акорехекаи — ходит голый; акоре икуа — носит пояс с небольшой кисточкой спереди; ерекаи хекаи (лет с 12) — носит пояс с большим прикрыти­ем спереди; миро-акоре — живет в изоля­ции, готовится к обрядам посвящения; хоахо — молодой холостяк; аре-бина — новый человек (после прохождения об­ рядов посвящения); хаера-еапапо — большой человек; оапау — старик21. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на раз­ных континентах, пришли к выводу, что возрастные границы младенчества, детства, отрочества и юности колеблются в следующих пределах: младенче­ство длится до двух—трех лет, детство — с двух—трех до шести—семи, отро­чество — с шести—семи до 13—15 лет, и юность — с 13—15 до 18—25 лет22. Младенчество начинается с появления на свет, заканчивается отнятием от груди. Встречается и другой признак, знаменующий окончание младенче­ства, — ребенок начинает ходить.

Возрастные периоды выражены у мальчиков гораздо ярче, чем у девочек. Объясняется это тем, что мальчик из члена семьи (младенчество, детство) станет полноправным членом общины, а девочке предстоит лишь переход из одной семьи (где ее мать и отец) в другую семью (где ее будущий муж и их будущие дети). Переход мальчика из семьи в общину связан с прохождением сложных и длительных обрядов инициации, а переход девочек из одной об­щины в другую, после брака, сопровождается несложным свадебным обрядом. Календарный возраст, с одной стороны, отражает ту или иную стадию жизненного цикла, с другой — лишь приблизительно фиксирует физиологи­ческое и социальное качество человека и его самочувствие. Подход с позиции

20 Идея начинать жизненный цикл человека с внутриутробного периода не является изобретением
современной психологии. У древних монголов начало жизни отсчитывалось не с момента рожде­
ния, а с начала внутриутробного развития. У многих народов, как свидетельствуют этнографичес­
кие данные, существовали многочисленные обычаи, обряды и представления, связанные с зача­
тием и появлением ребенка на свет. Аргументы и факты. Долгожитель. 2003. № 1.

21 Бутинов НА. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные
методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 14.

22 Там же. С. 15.

жизненного цикла подчеркивает характеристику возраста социальными нор­мами и отношениями. Календарный возраст служит основанием для запре­щения или разрешения социальных ролей и поведения. Выполнение этих ролей в соответствии с общественными нормами и предписаниями опреде­ляет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным23.

Стадии жизненного циклаэтапы жизни с различным уровнем трудовой активности

Жизненный путь совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений.

Время жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью. Оно употребляется как формальное понятие, обозначающее хро­нологические границы существования индивида безотносительно к его со­держанию. Например, Э. Дюркгейм (1858—1918). Годы жизни и есть время жизни данного человека.

В старину все значимые события в жизни проводились по обрядам. По определенным канонам проходили свадьба, проводы в армию, начало сель-хозработ, крестины ребенка.

В соответствии с устройством индусского общества жизнь каждого чело­века делится на несколько этапов. Если принять среднюю продолжитель­ность жизни за сто лет, то ее можно разделить на четыре этапа, по двадцать пять лет каждый. Первый этап — брахмачарья — охватывает рождение, мла­денчество, отрочество и период обучения. На этом этапе игры и игрушки занимали важное место в умственном и физическом развитии ребенка24.

В древние времена жизнь мужчин-индуистов, принадлежавших четырем высшим варнам брахманов, кшатриев и вайшьев, традиционно подразделя­лась на четыре стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саньясин.

Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений. М., 1999. С. 43-44.

Джайн Дж. Традиционная индийская игрушка (http://achababa.tripod.com).

Брахмачарин — первая жизненная ступень, которая начиналась с цере­монии надевания священного шнура-символа служения богу, после которой мальчик покидал отчий дом и вплоть до двадцатипятилетнего возраста жил в гурукуле — удаленной от мирской суеты школе, состоящей из нескольких простых хижин, построенных в лесу или уединенном месте. Здесь жил учи­тель-гуру вместе со своей семьей и учениками, которые, независимо от сво­его социального статуса, должны были заботиться об учителе, как о родном отце, и выполнять все его распоряжения, включая черную работу, которая могла быть запрещена в миру высококастовым индуистам по рождению. Под руководством гуру ученики познавали Гаятри-мантру, практиковались в ис­кусстве йоги, заучивали наизусть священные писания, изучали различные искусства и науки, а также должны были вести простую жизнь, исполнен­ную спартанской дисциплины. Брахмачарин давал обет безбрачия, был обя­зан говорить только правду, работать, не забывая о высшем законе-дхарме, служить старшим, а также почитать своего учителя, родителей и гостей гу-рукулы, как богов25.

Закончив свое обучение у гуру, юноша возвращался в мирскую жизнь, чтобы жениться и обзавестись семьей. Для него начиналась вторая ступень жизни, он становился домохозяином — грихастха. Брак мог заключаться не только по родительскому договору, но и по личному выбору юноши, и был священным шагом в духовном росте человека. Жену грихастхи называли «ардхангини», второй половиной своего мужа. Мужчина не мог совершить ни одного важного религиозного ритуала без помощи жены. Домохозяину следовало придерживаться правильного богоугодного поведения, стремить­ся преумножить материальное богатство, а также предаваться любви со своею женой. Считалось, что следуя этим правилам, домохозяин движется по пути к спасению. Вторая стадия жизни была самой важной из всех четы­рех. Домохозяин должен был зарабатывать на жизнь честным путем и деся­тую часть своих доходов отдавать на благотворительность. Считалось, что он должен любить свою жену и всячески стараться доставить ей радость, обес­печивать всем членам семьи хорошие домашние условия. Он должен был обязательно заботиться о детях, давать им образование и нести за них ответ­ственность до тех пор, пока не придет время женить их. Добродетелями до­мохозяина были также благотворительность и гостеприимство. Считалось, что выполнение социальных и духовных обязательств жизни, несмотря на все ее испытания и несчастья, неуклонное следование по пути высшего за­кона — дхармы, позволяет человеку развиться в высшее существо, сохранив при этом человеческую природу.

Третья стадия жизни — ванапрастха — наступала тогда, когда дети гри­хастхи уже остепенились и сами могли о себе позаботиться. Семейные пары средних лет, но чаще только муж, становились лесными отшельниками-ва-напрастхами. Для них наступало время отстраниться от мирских желаний и привязанностей и удалиться в лесной мир созерцания, медитации и духов­ных поисков. Иногда ванапрастхам разрешалось оставаться дома и жить среди своей семьи, но в душе быть непривязанными, подобно лотосу, кото­рый находится в воде, но одновременно и над ее поверхностью.

25 Жизнь и жизненные этапы индуиста (http://www.gang.ru).

Это четвертая, саньясин, последняя стадия человеческой жизни. Тот, кто становился саньясином, отказывался от всех желаний, не мог иметь ника­ких нужд, отрекался от мира и всего принадлежавшего ему раньше имуще­ства. Саньясин был молчаливым странником, жил за счет милостыни, пи­тался плодами и корнями лесной растительности и проводил свою жизнь в медитации. Саньясинов называли «дживанмукта», теми, кто еще при жиз­ни сумел освободиться от всех жизненных привязанностей26.

Э. Эриксон подразделяет весь жизненный путь личности на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться

благоприятно или неблагоприятно для будущего развития: младенчество, ран­нее детство, игровой возраст (прибли­зительно от 5 до 7 лет), школьный воз­раст, юность, молодость, взрослость, зрелый возраст или старость. Это по­ зволило ему представить развитие че­ловека как последовательное преодоление им возрастных «кризисов иден­тичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности. На каждом этапе развития инди­вид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. «соци­альный характер», присущий каждому конкретному обществу27.

НАША ЖИЗНЬ:

ОТ ЧЕЛОВЕКА К ОБЕЗЬЯНЕ28

Оказывается, человеческую жизнь можно измерять не только в строгих научных категориях, мерах и величинах, но и что называется на уровне обы­денных представлений, осмыслив ее философски, рассмотрев ее несколько под иным углом зрения. Каким именно? Об этом нам скажет старинная притча, которая и задаст тон дальнейшему повествованию.

Притча

Как-то к Богу пришли человек, собака, обезьяна, лошадь и осел. Они спросили Бога об отведенных им годах жизни. Первым спрашивает человек:

— Сколько, отец мой, подаришь лет жизни? Бог посмотрел на человека и сказал:

— Дарю тебе человек двадцать лет жизни.

Жизнь и жизненные этапы индуиста (http://www.gang.ru).

См.: Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996; Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцы-ферова. М., 1978. С. 212-242.

Материал подготовлен при участии О.Молчановой. Использованы источники: Богданович Л.А. Молодость в старости: Секреты деятельности долголетия. М., 1984; Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л., 1987; Рубакин А.Н. Похвала ста­рости. М., 1979.

Человек очень расстроился, ему было мало. Затем задала тот же вопрос лошадь:

— А сколько мне дашь лет жизни?

Бог посмбтрел на полную жизненной энергии лошадь и ответил:

— Дарю сорок лет жизни.
Лошадь воскликнула:

— Зачем мне столько лет?
Бог подумал и сказал:

— Ладно, отдай половину человеку.
Следующим задал свой вопрос осел:

— А мне сколько лет дашь?

— Сорок.

— Нет, — говорит осел, — мне
столько не нужно, отдай половину че­
ловеку.

Следующая задала тот же вопрос собака. Бог посмотрел в преданные глаза собаки и решил ей тоже подарить сорок лет жизни. Но собака отказалась и двадцать лет из сорока согласилась отдать человеку. И обезьяна отказалась от положенных ей сорока лет жизни, отдав поло­вину человеку.

Вот и получилось, что человек живет сто лет. Двадцать лет с момента рож­дения он проживает своей человеческой жизнью, затем с 20 до 40 он живет как лошадь, с 40 до 60 как осел, с 60 до 80 как собака, с 80 до 100 как обезьяна. Посмотрим, что же происходит с человеком в отведенные отрезки жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...