Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценности: теория и методология




Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимости от исторических, географических и социальных условий, но моральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. Относительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления за­клеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравствен­ному принципу любви.

Американские ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Запада. Изолированность, независимость и необходимость пола­гаться только на себя стали восприниматься как национальные черты харак­тера и, несмотря на изрядный налет романтики, продолжают оказывать вли­яние и сегодня.

В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной куль­турный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.

Когда люди чувствуют, что под угро­ зой их ценности, они либо теряются в этой жизни, испытывая сверхнорма­тивный стресс, либо, поборовшись и сдавшись, вычеркивают их из своей жизни и переходят к новым ценностям. Каждый раз ценностные революции внутри нас производят разрушительные последствия и ничуть не меньшие, чем мамаево нашествие или революция 1917 г. Дотла выгорает практически все — во что верил прежде, что было построено или приобретено при помо­щи такой веры, а главное — уничтожаются ориентиры на будущее: кому верить, на кого положиться, кто не предаст.

Возможно, как полагает Е.В. Дымина, ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты, обеспечивающей определен­ный уровень предсказуемости и контроля над ситуацией. При отсутствии такой системы убеждений люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализму, безропотному смирению

16 Положение молодежи Санкт-Петербурга. 2003 (www.abnews.ru).

или злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Действительно, ценно­сти указывают, ради чего стоит жить, а уж как это сделать наиболее полез­ным для себя образом, мы придумаем сами. Именно в этом ключе много десятилетий назад высказался великий немецкий философ Фридрих Ниц­ше (1844—1900): «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Именно любое — пытки, измену, унижения. Но во имя высокой цели, дос­тичь которую мы призваны. Вера, помноженная на высокую цель, и дает человеку ту самую ценность, ради которой он готов вынести любое «как». Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей — эту аксиому уже не подвергает сомнению ни один антрополог. Но и у каждого человека тоже

есть своя шкала ценностей. Об этом вам расскажут психологи и социологи. Но и у каждой исторической эпохи тоже свое мерило возвышенного. А как же тогда утверждение философов и со­циологов о том, что человек не спосо­бен самостоятельно создавать ценно­сти; ценности всегда были групповы­ми, они объединяли и разъединяли людей, а потому их создает народ, а не личность? Но и этого мало. На са­мом деле настоящих ценностей всего чуть-чуть — доброе и злое, великое и низменное, низкое и благородное, прекрасное и безобразное.

Немногочисленный отряд высших духовных ценностей, на которых строи­лась вся человеческая цивилизация, принято называть общечеловеческими ценностями. Иногда их называют еще нравственными идеалами, полагая, что идеалов всегда меньше чем ценностей. Может так оно и есть, тем более что понятие «ценности» освобождается от своей чрезмерной абстрактности и им можно манипулировать как предикатом, рассуждая, к примеру, о по­литических или либеральных ценностях.

Однако всегда надо помнить, что либеральные ценности, которые проник­ли к нам с Запада в годы перестройки и в начале 1990-х гг., не есть собственно общечеловеческие ценности в указанном смысле или нравственные идеалы всех людей. Хотя их намеревались сделать таковыми. Скорее это космополи­тические ценности, не признающие ценностей патриотизма и культурной исключительности. Импортный продукт имел лишь похожую упаковку, но его содержание уже было проинтерпретировано, а значит частично искажено, деформировано либо отредактировано в рамках конкретной культуры и кон­кретного типа общества. Выдавать современный западный продукт, каким бы привлекательным он ни казался, за те общечеловеческие ценности, ради ко­торых шли на смерть и которые защищали страну в античной Греции, Киев­ской Руси или средневековой Византии, совершенно неправильно. Универ­сальные общечеловеческие ценности принадлежат всем эпохам, культурам и народам. Они не могут быть ни либеральными, ни консервативными. Обще­человеческие и космополитические ценности — вещи совершенно разные.

Вторые появились полвека назад, первые известны с древнейших времен, всегда и всеми уважались. С тех пор на планете умерло около 80 млрд чело­век, ушли в прошлое несколько тысяч культур, цивилизаций, обществ и стран. А сколько исторических эпох минуло? И что — у каждого человека своя шкала ценностей?

Представьте себе — да. Как бы это парадоксально ни звучало. Разгадка кроется в допущении того, что кроме ценностей, которых действительно немного (а больше и не надо, ибо исчезнет их дефицитность, а вслед за тем и цена), существуют еще ценностные ориентации, которых безграничное количество. Иными словами, это открытое множество, которое не поддается исчислению и постоянно пополняется. Если вам, к примеру, сообщают, что в новом году в моду войдут приталенные черные пиджаки, то выразить об­щую идею каждый портной может по-своему, да так, что не повторит друго­го. А ценности еще более абстрактны, потому допускают множественную трактовку. Даже трактовка трактовки и то допускается. Скажем, добро каж­дый подросток понимает по-своему. Он когда-нибудь его видел? Нет, ко­нечно, но много раз слышал — от роди­телей, друзей, по телевидению — то, в чем оно заключается. Из таких отры­вочных сведений, т.е. интерпретации интерпретаций, добавив немало свое­го, подросток и формирует собствен­ные ценностные ориентации. Понять всю глубину философской категории добро он не в состоянии — не позволя­ют возрастные рамки, — а потому он ловит любые поверхностные колебания, на свой манер расшифровывая, что они могли бы значить.

Так что уточним сказанное выше, у каждого человека своя шкала интер­претированных ценностей, т.е. шкала ценностных ориентации. Шкала цен­ностей как таковых существует только у всего человечества. Ее нет даже у нации или исторической эпохи. Ведь и они частенько ошибаются. Амери­канская нация — вся как один — верит в то, что решающую роль в разгроме гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны сыграла их страна, а не СССР, потерявший около 30 млн человек. Но ведь это не так.

Ценностные ориентации, а не сами ценности, как часто путают доволь­но серьезные философы, выступают формой или способом отношения субъекта (человека) к объектам — событиям, произведениям искусства, ге­роическим или презренным поступкам. Они — сфера переживаний челове­ка. Но сами ценности никаких переживаний не требуют. Это область иде­ального и надмирного, далекого от наших страстей и страстишек. Иначе их трясло бы каждое десятилетие и пересматривал всякий самодур, возомнив­ший себя повелителем человечества.

Когда высшие ценности спускаются с небес на землю, а земля поделена на государства и эпохи, они приобретают конкретные очертания, скажем, ры­царской добродетели или социалистической морали. Получив земное суще­ствование, общечеловеческие ценности превращаются в культурные нормы — правила социального поведения, которым подчиняется данное сообщество людей. Они тоже ценятся высоко, но их функция совсем иная — сплачивать и консолидировать это сообщество. Нередко вопреки другим сообществам, в борьбе с ними, или из желания отличиться от них. Такого рода локальные нормы — трансформировавшиеся общечеловеческие ценности — сплачивая одних, разъединяют всех. Народы воюют друг с другом не только, а чаще и не

столько за территорию или ресурсы. Они бьются насмерть за свои идеалы и ценности. Подчеркнем: свои, а не общечеловеческие.

Не бьются за них только дети. У детей еще нет ценностных ориентации (или локальных норм)17 в строго смысле слова. У взрослых они сформиро­вались и стабилизировались, хотя под влиянием жизненных обстоятельств они способны частично (редко когда полностью) модифицироваться. По­жилым людям и старикам уже поздно менять свой ценностный уклад. Да и невозможно — это означало бы изменить всю свою жизнь, прожитую и по­строенную на фундаменте их ценностных ориентации.

Самым активным возрастом, когда создаются и формируются жизненные ценности, выступают два отрезка времени — подростки и молодежь. Правиль­нее сказать, это начало и конец того пути, на протяжении которого происхо­дит нелегкий и очень противоречивый процесс внутреннего брожения и фор­мирования ценностной палитры человека. Часто он не успевает завершиться с окончанием молодости. Ученые предупреждают — в этом нет ничего опас­ного. Хорошее вино или добрый коньяк выстаивают многие десятилетия, и только кислые, неперебродившие напитки подают через год-два. К тому же в связи с переходом от традиционного общества к индустриальному, а тем бо­лее постиндустриальному молодежи требуется все больше времени для того, чтобы разобраться в себе и в смысле жизни. Высоко организованная материя всегда развивается дольше. Вспомним, как по мере перехода от простейших животных к приматам, а затем к человеку увеличивалась продолжительность детства. Теперь аналогичный случай с молодостью — по мере усложнения человеческого общества удлиняются сроки ее духовного созревания. Хотя физические процессы при этом могут ускоряться.

Формирование жизненных ценностей начинается у человека приблизи­тельно в 13 лет, тогда же когда начинается и возраст тинейджерства. С этой поры родителям надо быть особенно осмотрительными в общении и обра­щении с ребенком, проявлять максимум внимания именно к духовным воп­росам. Но вместо этого мамаши думают только о том, тепло ли одето их чадо и хорошо ли накормлено. Духовная возгонка у человека продолжается лет до 18. Но даже и тогда далеко не все у него стабилизировалось. Несостыко­вок в жизненных ценностях, противоречий и непоследовательности в по­ступках хватает и в дальнейшем. Приблизительно к 30 годам у юношей (у девушек подобное происходит на несколько лет раньше) душевный шторм сменяется духовным штилем. Умиротворение связано с определившимся социальным положением, обзаведением семьей и рождением детей. В сере­дине же нелегкого пути на отрезке от 13 до 30 лет, т.е. в 18—19 лет, социологи отмечают крайне неустойчивую зону: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций18. Ис­следования показывают, что в возрасте до 15 лет люди более серьезно отно­сятся к моральным нормам и более категоричны в своих оценках, чем стар­шее поколение. С возрастом наступает терпимость и всепрощение по отно­шению к негативным поступкам.

17 Между ценностными ориентациями и локальными нормами поставим временно знак равенства
потому, что теми и другими человек руководствуется в практическом поведении, те и другие це­
нятся, за них индивид готов постоять.

18 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле­
дования. 2002. № 1.

Идеализм — вполне подростковая черта и молодежная болезнь. Ею долж­ны переболеть как корью или свинкой. Худо, когда она вовремя не наступает. Тогда болезнь настигает взрослого человека, и осложнений происходит уже гораздо больше. Материализм — болезнь взрослая. Но если все меняется ме­стами, это служит признаком того, что в обществе что-то не в порядке. Так вот социологи установили: у нынешней молодежи в организме завелись взрослые заболевания — большая ориентация на материальные блага, нежели на духов­ные ценности19. Если подросток думает о деньгах, а не о детских играх, это может означать лишь одно: семья очень бедная и не может прокормить ребен­ка, а общество — слишком равнодушное к судьбам людей и целых поколений.

Подобно солнечным лучам, падающим на водную гладь и преломляю­щимся в ней, абсолютные ценности достигают глубин человеческого «Я». Как сильно они преломятся, под каким углом и в каком направление это произойдет, зависит от нескольких факторов:

♦ исторической эпохи;

♦ данной культуры (конкретного общества);

♦ классовой принадлежности;

♦ семейного воспитания;

♦ полученного образования;

♦ возраста.

Подобно солнечным лучам, падающим на водную гладь, преломляясь в ней, абсолютные ценности

достигают глубин человеческого «Я»

Все это есть у подростков и молодежи. Они живут в определенную эпоху и в конкретном обществе, принадлежат к тому или иному классу, воспиты­ваются в этой, а не в другой семье, имеют общие для своего возраста психо-

19 Скриптунова Е.А., Морозов АЛ. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле­дования. 2002. № 1.

логические ограничения (черты, закономерности). Комбинация таких фак­торов, а она всегда своеобразна, выступает средой преломления ниспадаю­щих на нас ценностей, фильтром или механизмом их превращения в цен­ностные ориентации.

Точка преломления луча о водную поверхность, после которой он меняет направление, применительно к человеческой жизни всегда приобретает вид духовного кризиса. В такой точке все неустойчиво, подвижно, изменчиво. Ценностные ориентации формируются и деформируются, одни приходят на смену другим, вызывая у нас душевные муки, разочарования и очарования. Романтизм уступает место прагматизму, идеализм — материализму. И всякий раз ценностные революции происходят как микроинфаркты. Только поверх­ностному взгляду они не видны. Подросток замкнут, нелюдим, отчужден — это идет «ценностная линька». А родители полагают, будто он капризничает. Из них плохие врачи и никудышные диагносты, ибо сами они давно прошли тот этап социализации, свои мучения и глубочайшие потрясения успели за­быть, а потому сомнения и метания детей воспринимают отстраненно.

Оба качества — романтизм и идеализм — проявляются в обостренном чув­стве справедливости, которое развито у детей, подростков и отроков больше, чем у других возрастных категорий. Им не знакомо понятие «компромисса», оно появляется в 16— 18 лет. А до этого возраста мир для ребенка исключитель­но черно-белый, и любой компромисс — лицемерие и предательство.

В традиционном обществе с устоявшейся раз и навсегда системой цен­ностей ребенку адаптироваться было проще, да и родителям отслеживать их взросление было куда спокойнее. Ныне те и другие живут в неспокойное время. Ценностные встряски происходят чаще, а их масштабы увеличились. Но родители по-прежнему умудряются засыпать на самом интересном. Быть иными им не позволяют их собственные возрастные ограничения. Вот по­чему таким массовым стало обращение родителей к врачам, психологам, консультантам и даже гадалкам. Чужие люди вынуждены выполнять их ра­боту, хотя ближе ребенку человека, чем их собственный родитель, не найти.

Плавильный котел, каковым является подросток или отрок, где варятся старые и появляются новые ценностные ориентации, взялись изучать педа­гоги, психологи и социологи. Включенного наблюдения здесь не проведешь, эксперимент не поставишь. Остается одно — социологический опрос.

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень редко. Еще реже мы задаемся себе следующие вопросы:

♦ Как влияют ценности на наше поведение?

♦ Какую ценность следует выбрать, если их несколько?

♦ Что делать, если между ними возник конфликт?

Ценности надо понимать как социально одобряемые и разделяемые боль­шинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Наверняка вам известны такие ценности, как истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода.

Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся зара­ботать как можно больше. Для них эталоном поведения служит польза (вы­года). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутреннего мира и поступать честно.

Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой.

Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учеба в престижной школе. Вы в одинаковой степени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Пред­положим, ваша семья прекрасно устроена, живет в замечательном доме, у вас милые соседи, с которыми поддерживаете самые добрые отношения. У вас много верных друзей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, поскольку школа вас не очень устраивает — низкий уровень образования.

И вот представилась возможность переехать в другой район или переме­нить школу. Как поступить? Вы приобретете школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать?

Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей — верные друзья и престижная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую ценность считать более важной. Но независимо от того, ка­кое решение принять — оставаться или уезжать, — оно будет иметь самые серьезные последствия. Одно исключает другое. И вам одинаково неуютно.

Подросткам постоянно приходится сталкиваться с конфликтом ценно­стей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья — совсем иного. Чье одоб­рение они ценят выше — родителей или друзей?

Нравственная дилеммаоснова конфликта ценностей

В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма (от ди... и греч. lemma — посылка) — затруднительный выбор между двумя равно не­приятными возможностями. Вот пример такой дилеммы.

Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не располагают необхо-

димыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продается нужное лекарство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь бедняку. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадет лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил?

Когда эту дилемму обсуждали в одном из классов саратовской школы, ученики высказали несколько возможных способов поведения (вариантов). В частности, один школьник сказал, что муж должен был украсть лекарство, потому что, позволив жене умереть, он мог угодить в тюрьму. Другой уче­ник посчитал, что он не должен был красть: если бы мужчину поймали, его посадили бы в тюрьму. А как бы вы решили этот вопрос?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...