Ценности: теория и методология
Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимости от исторических, географических и социальных условий, но моральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. Относительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления заклеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравственному принципу любви. Американские ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Запада. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налет романтики, продолжают оказывать влияние и сегодня. В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства. Когда люди чувствуют, что под угро зой их ценности, они либо теряются в этой жизни, испытывая сверхнормативный стресс, либо, поборовшись и сдавшись, вычеркивают их из своей жизни и переходят к новым ценностям. Каждый раз ценностные революции внутри нас производят разрушительные последствия и ничуть не меньшие, чем мамаево нашествие или революция 1917 г. Дотла выгорает практически все — во что верил прежде, что было построено или приобретено при помощи такой веры, а главное — уничтожаются ориентиры на будущее: кому верить, на кого положиться, кто не предаст. Возможно, как полагает Е.В. Дымина, ценности выступают в обществе в роли своеобразной психологической защиты, обеспечивающей определенный уровень предсказуемости и контроля над ситуацией. При отсутствии такой системы убеждений люди испытывают ощущение беспомощности, приводящее к депрессии, безразличию, фатализму, безропотному смирению
16 Положение молодежи Санкт-Петербурга. 2003 (www.abnews.ru). или злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Действительно, ценности указывают, ради чего стоит жить, а уж как это сделать наиболее полезным для себя образом, мы придумаем сами. Именно в этом ключе много десятилетий назад высказался великий немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900): «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Именно любое — пытки, измену, унижения. Но во имя высокой цели, достичь которую мы призваны. Вера, помноженная на высокую цель, и дает человеку ту самую ценность, ради которой он готов вынести любое «как». Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей — эту аксиому уже не подвергает сомнению ни один антрополог. Но и у каждого человека тоже есть своя шкала ценностей. Об этом вам расскажут психологи и социологи. Но и у каждой исторической эпохи тоже свое мерило возвышенного. А как же тогда утверждение философов и социологов о том, что человек не способен самостоятельно создавать ценности; ценности всегда были групповыми, они объединяли и разъединяли людей, а потому их создает народ, а не личность? Но и этого мало. На самом деле настоящих ценностей всего чуть-чуть — доброе и злое, великое и низменное, низкое и благородное, прекрасное и безобразное. Немногочисленный отряд высших духовных ценностей, на которых строилась вся человеческая цивилизация, принято называть общечеловеческими ценностями. Иногда их называют еще нравственными идеалами, полагая, что идеалов всегда меньше чем ценностей. Может так оно и есть, тем более что понятие «ценности» освобождается от своей чрезмерной абстрактности и им можно манипулировать как предикатом, рассуждая, к примеру, о политических или либеральных ценностях.
Однако всегда надо помнить, что либеральные ценности, которые проникли к нам с Запада в годы перестройки и в начале 1990-х гг., не есть собственно общечеловеческие ценности в указанном смысле или нравственные идеалы всех людей. Хотя их намеревались сделать таковыми. Скорее это космополитические ценности, не признающие ценностей патриотизма и культурной исключительности. Импортный продукт имел лишь похожую упаковку, но его содержание уже было проинтерпретировано, а значит частично искажено, деформировано либо отредактировано в рамках конкретной культуры и конкретного типа общества. Выдавать современный западный продукт, каким бы привлекательным он ни казался, за те общечеловеческие ценности, ради которых шли на смерть и которые защищали страну в античной Греции, Киевской Руси или средневековой Византии, совершенно неправильно. Универсальные общечеловеческие ценности принадлежат всем эпохам, культурам и народам. Они не могут быть ни либеральными, ни консервативными. Общечеловеческие и космополитические ценности — вещи совершенно разные. Вторые появились полвека назад, первые известны с древнейших времен, всегда и всеми уважались. С тех пор на планете умерло около 80 млрд человек, ушли в прошлое несколько тысяч культур, цивилизаций, обществ и стран. А сколько исторических эпох минуло? И что — у каждого человека своя шкала ценностей? Представьте себе — да. Как бы это парадоксально ни звучало. Разгадка кроется в допущении того, что кроме ценностей, которых действительно немного (а больше и не надо, ибо исчезнет их дефицитность, а вслед за тем и цена), существуют еще ценностные ориентации, которых безграничное количество. Иными словами, это открытое множество, которое не поддается исчислению и постоянно пополняется. Если вам, к примеру, сообщают, что в новом году в моду войдут приталенные черные пиджаки, то выразить общую идею каждый портной может по-своему, да так, что не повторит другого. А ценности еще более абстрактны, потому допускают множественную трактовку. Даже трактовка трактовки и то допускается. Скажем, добро каждый подросток понимает по-своему. Он когда-нибудь его видел? Нет, конечно, но много раз слышал — от родителей, друзей, по телевидению — то, в чем оно заключается. Из таких отрывочных сведений, т.е. интерпретации интерпретаций, добавив немало своего, подросток и формирует собственные ценностные ориентации. Понять всю глубину философской категории добро он не в состоянии — не позволяют возрастные рамки, — а потому он ловит любые поверхностные колебания, на свой манер расшифровывая, что они могли бы значить.
Так что уточним сказанное выше, у каждого человека своя шкала интерпретированных ценностей, т.е. шкала ценностных ориентации. Шкала ценностей как таковых существует только у всего человечества. Ее нет даже у нации или исторической эпохи. Ведь и они частенько ошибаются. Американская нация — вся как один — верит в то, что решающую роль в разгроме гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны сыграла их страна, а не СССР, потерявший около 30 млн человек. Но ведь это не так. Ценностные ориентации, а не сами ценности, как часто путают довольно серьезные философы, выступают формой или способом отношения субъекта (человека) к объектам — событиям, произведениям искусства, героическим или презренным поступкам. Они — сфера переживаний человека. Но сами ценности никаких переживаний не требуют. Это область идеального и надмирного, далекого от наших страстей и страстишек. Иначе их трясло бы каждое десятилетие и пересматривал всякий самодур, возомнивший себя повелителем человечества. Когда высшие ценности спускаются с небес на землю, а земля поделена на государства и эпохи, они приобретают конкретные очертания, скажем, рыцарской добродетели или социалистической морали. Получив земное существование, общечеловеческие ценности превращаются в культурные нормы — правила социального поведения, которым подчиняется данное сообщество людей. Они тоже ценятся высоко, но их функция совсем иная — сплачивать и консолидировать это сообщество. Нередко вопреки другим сообществам, в борьбе с ними, или из желания отличиться от них. Такого рода локальные нормы — трансформировавшиеся общечеловеческие ценности — сплачивая одних, разъединяют всех. Народы воюют друг с другом не только, а чаще и не
столько за территорию или ресурсы. Они бьются насмерть за свои идеалы и ценности. Подчеркнем: свои, а не общечеловеческие. Не бьются за них только дети. У детей еще нет ценностных ориентации (или локальных норм)17 в строго смысле слова. У взрослых они сформировались и стабилизировались, хотя под влиянием жизненных обстоятельств они способны частично (редко когда полностью) модифицироваться. Пожилым людям и старикам уже поздно менять свой ценностный уклад. Да и невозможно — это означало бы изменить всю свою жизнь, прожитую и построенную на фундаменте их ценностных ориентации. Самым активным возрастом, когда создаются и формируются жизненные ценности, выступают два отрезка времени — подростки и молодежь. Правильнее сказать, это начало и конец того пути, на протяжении которого происходит нелегкий и очень противоречивый процесс внутреннего брожения и формирования ценностной палитры человека. Часто он не успевает завершиться с окончанием молодости. Ученые предупреждают — в этом нет ничего опасного. Хорошее вино или добрый коньяк выстаивают многие десятилетия, и только кислые, неперебродившие напитки подают через год-два. К тому же в связи с переходом от традиционного общества к индустриальному, а тем более постиндустриальному молодежи требуется все больше времени для того, чтобы разобраться в себе и в смысле жизни. Высоко организованная материя всегда развивается дольше. Вспомним, как по мере перехода от простейших животных к приматам, а затем к человеку увеличивалась продолжительность детства. Теперь аналогичный случай с молодостью — по мере усложнения человеческого общества удлиняются сроки ее духовного созревания. Хотя физические процессы при этом могут ускоряться. Формирование жизненных ценностей начинается у человека приблизительно в 13 лет, тогда же когда начинается и возраст тинейджерства. С этой поры родителям надо быть особенно осмотрительными в общении и обращении с ребенком, проявлять максимум внимания именно к духовным вопросам. Но вместо этого мамаши думают только о том, тепло ли одето их чадо и хорошо ли накормлено. Духовная возгонка у человека продолжается лет до 18. Но даже и тогда далеко не все у него стабилизировалось. Несостыковок в жизненных ценностях, противоречий и непоследовательности в поступках хватает и в дальнейшем. Приблизительно к 30 годам у юношей (у девушек подобное происходит на несколько лет раньше) душевный шторм сменяется духовным штилем. Умиротворение связано с определившимся социальным положением, обзаведением семьей и рождением детей. В середине же нелегкого пути на отрезке от 13 до 30 лет, т.е. в 18—19 лет, социологи отмечают крайне неустойчивую зону: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций18. Исследования показывают, что в возрасте до 15 лет люди более серьезно относятся к моральным нормам и более категоричны в своих оценках, чем старшее поколение. С возрастом наступает терпимость и всепрощение по отношению к негативным поступкам.
17 Между ценностными ориентациями и локальными нормами поставим временно знак равенства 18 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле Идеализм — вполне подростковая черта и молодежная болезнь. Ею должны переболеть как корью или свинкой. Худо, когда она вовремя не наступает. Тогда болезнь настигает взрослого человека, и осложнений происходит уже гораздо больше. Материализм — болезнь взрослая. Но если все меняется местами, это служит признаком того, что в обществе что-то не в порядке. Так вот социологи установили: у нынешней молодежи в организме завелись взрослые заболевания — большая ориентация на материальные блага, нежели на духовные ценности19. Если подросток думает о деньгах, а не о детских играх, это может означать лишь одно: семья очень бедная и не может прокормить ребенка, а общество — слишком равнодушное к судьбам людей и целых поколений. Подобно солнечным лучам, падающим на водную гладь и преломляющимся в ней, абсолютные ценности достигают глубин человеческого «Я». Как сильно они преломятся, под каким углом и в каком направление это произойдет, зависит от нескольких факторов: ♦ исторической эпохи; ♦ данной культуры (конкретного общества); ♦ классовой принадлежности; ♦ семейного воспитания; ♦ полученного образования; ♦ возраста. Подобно солнечным лучам, падающим на водную гладь, преломляясь в ней, абсолютные ценности достигают глубин человеческого «Я» Все это есть у подростков и молодежи. Они живут в определенную эпоху и в конкретном обществе, принадлежат к тому или иному классу, воспитываются в этой, а не в другой семье, имеют общие для своего возраста психо- 19 Скриптунова Е.А., Морозов АЛ. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. № 1. логические ограничения (черты, закономерности). Комбинация таких факторов, а она всегда своеобразна, выступает средой преломления ниспадающих на нас ценностей, фильтром или механизмом их превращения в ценностные ориентации. Точка преломления луча о водную поверхность, после которой он меняет направление, применительно к человеческой жизни всегда приобретает вид духовного кризиса. В такой точке все неустойчиво, подвижно, изменчиво. Ценностные ориентации формируются и деформируются, одни приходят на смену другим, вызывая у нас душевные муки, разочарования и очарования. Романтизм уступает место прагматизму, идеализм — материализму. И всякий раз ценностные революции происходят как микроинфаркты. Только поверхностному взгляду они не видны. Подросток замкнут, нелюдим, отчужден — это идет «ценностная линька». А родители полагают, будто он капризничает. Из них плохие врачи и никудышные диагносты, ибо сами они давно прошли тот этап социализации, свои мучения и глубочайшие потрясения успели забыть, а потому сомнения и метания детей воспринимают отстраненно. Оба качества — романтизм и идеализм — проявляются в обостренном чувстве справедливости, которое развито у детей, подростков и отроков больше, чем у других возрастных категорий. Им не знакомо понятие «компромисса», оно появляется в 16— 18 лет. А до этого возраста мир для ребенка исключительно черно-белый, и любой компромисс — лицемерие и предательство. В традиционном обществе с устоявшейся раз и навсегда системой ценностей ребенку адаптироваться было проще, да и родителям отслеживать их взросление было куда спокойнее. Ныне те и другие живут в неспокойное время. Ценностные встряски происходят чаще, а их масштабы увеличились. Но родители по-прежнему умудряются засыпать на самом интересном. Быть иными им не позволяют их собственные возрастные ограничения. Вот почему таким массовым стало обращение родителей к врачам, психологам, консультантам и даже гадалкам. Чужие люди вынуждены выполнять их работу, хотя ближе ребенку человека, чем их собственный родитель, не найти. Плавильный котел, каковым является подросток или отрок, где варятся старые и появляются новые ценностные ориентации, взялись изучать педагоги, психологи и социологи. Включенного наблюдения здесь не проведешь, эксперимент не поставишь. Остается одно — социологический опрос. С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень редко. Еще реже мы задаемся себе следующие вопросы: ♦ Как влияют ценности на наше поведение? ♦ Какую ценность следует выбрать, если их несколько? ♦ Что делать, если между ними возник конфликт? Ценности надо понимать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Наверняка вам известны такие ценности, как истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода. Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутреннего мира и поступать честно. Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой. Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учеба в престижной школе. Вы в одинаковой степени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предположим, ваша семья прекрасно устроена, живет в замечательном доме, у вас милые соседи, с которыми поддерживаете самые добрые отношения. У вас много верных друзей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, поскольку школа вас не очень устраивает — низкий уровень образования. И вот представилась возможность переехать в другой район или переменить школу. Как поступить? Вы приобретете школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать? Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей — верные друзья и престижная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую ценность считать более важной. Но независимо от того, какое решение принять — оставаться или уезжать, — оно будет иметь самые серьезные последствия. Одно исключает другое. И вам одинаково неуютно. Подросткам постоянно приходится сталкиваться с конфликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья — совсем иного. Чье одобрение они ценят выше — родителей или друзей? Нравственная дилемма — основа конфликта ценностей В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма (от ди... и греч. lemma — посылка) — затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой дилеммы. Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не располагают необхо- димыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продается нужное лекарство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь бедняку. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадет лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил? Когда эту дилемму обсуждали в одном из классов саратовской школы, ученики высказали несколько возможных способов поведения (вариантов). В частности, один школьник сказал, что муж должен был украсть лекарство, потому что, позволив жене умереть, он мог угодить в тюрьму. Другой ученик посчитал, что он не должен был красть: если бы мужчину поймали, его посадили бы в тюрьму. А как бы вы решили этот вопрос?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|