От эйджизма к геронтократии
Термин «эйджизм» (от англ. «age» — возраст) обозначает пренебрежительное отношение либо дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Главным образом эйджизм понимается как дискриминация по отношению к людям среднего и пожилого возраста. Так, согласно федеральному Закону о возрастной дискриминации при трудоустройстве США (Age Discrimination in Employment Act — ADEA), государственной защите подлежат все лица — независимо от пола, расы и вероисповедания — в возрасте от 40 до 70 лет. занятые в коммерческих фирмах (гос сектор не имеет возрастных границ) численностью 20 человек и более. Кроме того, в каждом штате существуют местные законы, которые защищают от дискриминации тех, кому менее 40 лет и кто занят в более мелком бизнесе. Однако эйджизм употребляется по отношению к людям пожилого возраста. На самом деле эйджизм касается не только пожилых, но и представителей любого другого возраста, если по отношению к ним применяется дискриминация. Термин эйджизм {ageism) был введен в 1968 г. американским геронтологом Робертом Батлером. Он описал его как поведение, отражающее глубоко затаенную тревогу некоторых молодых людей и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти. Эйджизм предполагает восприятие пожилых людей как слабоумных, ригидных в мышлении и манерах, старомодных в их морали и навыках, отличающихся от молодых. По свидетельству американских психологов, среди белого населения Америки распространен стереотипный подход к старикам, которым приписывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. Отечественные специалисты трактуют эйджизм как негативное, пренебрежительное, унижающее отношение к человеку из-за его возраста21. Эйджизм означает ценностное предпочтение людей по возрастной группе, поколению. В отличие от возрастной дискриминации, которая характеризует тип общественных отношений, построенных на неравенстве, а также проистекающую из него социальную политику, эйджизм относится к области общественного сознания и указывает на определенный тип социальных стереотипов (предрассудков). Молодым кажется, что старость — состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует старению. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков22.
21 Словарь терминов по социальной геронтологии. М; Самара, 1999. С. 137. 22 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003. Эйджизм проявляется во всех сферах общественной жизни. В объявлениях о работе и знакомствах можно встретить предупреждение «не старше 30» или «не старше 50». На подиумах модные наряды демонстрируют стройные и юные манекенщицы, и только в последнее время появляется специальное направление, рассчитанное на людей среднего и пожилого возраста. Эйджизм — это еще и жизненная философия, абсолютизирующая возраст и создающая нереалистический и жестокий культ юности. Одними из первых его начали проповедовать знаменитые битники 1950-х гг. в США. Эйд-жистские принципы появились на знаменах студенческой революции 1968 г. и в движении хиппи. Именно тогда прославился известный студенческий лозунг: «Не доверяй никому старше тридцати лет».
Средний возраст — это когда вы еще слишком молоды, чтобы идти на пенсию, но слишком стары, чтобы получить престижную работу Термин «эйджизм» нередко заменяют «поколенческим расизмом» и «по-коленческим шовинизмом». Новый термин продолжает возникший ранее понятийный ряд: расизм (дискриминация по расовому признаку), сексизм (дискриминация по половому признаку), эйджизм (дискриминация по возрастному признаку). Позже этот список пополнили новые слова, в частности фэттизма — дискриминация толстых. Вдова Джона Леннона Йоко Оно в свое время активно протестовавшая против расизма, поскольку по происхождению она японка, сексизма, поскольку от природы Оно женщина, переключилась на протест против эйд-жизма, поскольку женщина не молодая — ей исполнилось 70 лет. Свой протест она выразила выпуском сингла «Walking On Thin Ice». В отличие от предыдущих экзерсисов миссис Оно-Леннон — это музыка не авангардная, а самая что ни на есть танцевальная. Проблема эйджизма, вероятно, самая острая проблема на рубеже XX и XXI вв. Мир вошел в XX в. в борьбе за тендерное равноправие, а XXI в. он встречает борьбой за возрастное равноправие. Проблема возрастной дискриминации актуальна как для юношей, так и для девушек. Молодежное движение — это сильный механизм протекции прав молодых. О том, как молодое поколение воспринимает пожилых людей, в чем проявляется негативное отношение и кто в этом виноват, как помочь пожилому человеку почувствовать себя более уверенным в этой жизни — эти и другие вопросы, связанные с эйджизмом, в последнее время являются темой обсуждения психологов социальных служб. В 2003 г. в Самаре проходил семинар психологов социальных служб по теме: «Психолого-педагогические проблемы эйджизма и пути его преодоления». А в 2001 г. сотрудники НИИ «Международный центр по проблемам пожилых» провели исследование21, в котором приняло участие 60 человек (из них 4 юноши и 56 девушек) в возрасте от 17 до 20 лет. Их попросили написать небольшое в 1,5—2 страницы автобиографическое сочинение на тему «Пожилые люди в нашей жизни». Если судить по фактам, изложенным в сочинениях, то можно сделать вывод, что родственные отношения между представителями разных поколений в большинстве семей носят довольно теплый и доверительных характер. Авторы сочинений позитивно оценивают роль бабушек и дедушек в своей жизни. Однако наряду со словами признательности и благодарности в сочинениях присутствует признание того, что в семейных отношениях с пожилыми возникают если не конфликты, то разногласия. У пожилых людей наибольшее раздражение вызывают — современная мода, музыка. Им не нравится, что их внуки (внучки) покупают дорогую одежду, поздно гуляют, не работают, не поддерживают их политические воззрения и т.п. В свою очередь, молодые домочадцы сетуют на то, что их бабушки (дедушки) много ворчат, злоупотребляют советами. Авторы сочинений считают, что такие противостояния возникают из-за избыточного контакта, неизбежного при совместном проживании.
Еще более напряженной оказывается обстановка в общественных местах — магазинах, больницах, на улицах и в транспорте. Бабушки и внуки здесь превращаются в статистические категории «старики» и «молодежь», личные отношения уступают место обезличенным. Вот тогда и выплывает наружу самый настоящий эйджизм — форма общественных отношений между поколениями и массового сознания. Оказывается, «грузные бабки прут напролом со своими авоськами», «они медленно выходят из автобуса и задерживают пассажиров», «нагло требуют, чтобы им всегда уступали место» и «постоянно читают нравоучения», а «молодежь ведет себя вызывающе», «громко смеется, разговаривает, не обращая внимания на соседей», 23 См.: Ульянов В. Вышвырнули бабушку из трамвая // Парламентская газета. 2003. 16 апр.; Тукум-цев Б.Г., Юсупова О.В. Проявление эйджизма в молодежной среде (www.socio-samara.ru). «врубает музыку на полную мощность», «грубит пожилым и никогда не уступает место в транспорте». В своих сочинениях молодые респонденты признавались, что к пожилым надо быть терпимее и сдержаннее, но молодежь непоседлива, эмоциональна и агрессивна. «Я отношусь к пожилым людям с уважением, но у меня не выдерживают нервы» — пишет один из участников исследования. Авторы сочинений также понимают, что у старшего поколения изношена нервная система, что им трудно быть толерантнее, чем молодежи. Получается замкнутый круг: у всех сдают нервы, но по разным причинам — у одних их уже не осталось, у других их еще нет.
Взаимная агрессивность, как правило, оборачивается формализмом в отношениях между поколениями. Больше половины ребят обошлись формальными фразами: бабушек очень любим, они — наша история, носители обычаев и культуры. Ученые предполагают, что над ними довлела самоцензура. Более смелые выразились решительно и прагматично: обойдемся без стариков. Формулировки дословно такие: «Общество не нуждается в стариках, особенно старше 80 лет, тем бо лее если они не приносят пользу», «Заботятся в семье о пожилых только из чувства долга», «В России не принято отдавать родственников в дома для престарелых, а желательно». Каждый третий студент указал в сочинении, что конфликты затевают сами пожилые люди, стремящиеся давать ненужные советы, навязывать свое мнение и приобретенный при царе Горохе опыт, неприемлемый в нынешних обстоятельствах. И главный вывод: они не такие, как мы. Они — другие. Как признают социологи, наша культура — это молодежно ориентированная культура, в которой физическая красота и сила молодости усиленно пропагандируются средствами массовой информации. Немецкий психоаналитик Иоганнес Кемпер, ведущий консультант многих психотерапевтических институтов, в своей работе «Легко ли не стареть» отмечает, что дать людям возможность достойно существовать — значит и старикам обеспечить право на существование. Тем, как общество относится к своим старикам, оно обнажает правду, часто вуалируемую, о своих принципах и целях. Положение пожилых людей требует от общества не просто финансового обеспечения, а знаний их психофизиологических особенностей, потребностей, образа жизни. В ходе последних десяти лет повсюду в мире наблюдается падение уважения к старшим. Сегодня мир переживает период восхваления молодежи, молодого общества. Кемпер считает, что причиной является уже существующее обострение ненависти между поколениями, чем старее становится общество, тем активнее зреет мечта об обществе молодом24. С повышением ценности молодых идет обесценивание старости. Старость ри- 24 См.: Красовская В., Максимчикова Е. Третий возраст. Проблемы и взаимоотношения (www.ug.ru).
суется для молодежи кошмаром. Часто этой же точки зрения придерживаются и сами пожилые. Старение превращается в болезнь. Один из путей преодоления эйджизма — повышение у пожилых людей чувства уверенности в себе и в своих силах. Для достижения этой цели психологи используют различные формы и методы работы, в том числе и клубные. Неявные, завуалированные формы эйджизма встречаются даже у врачей, постоянно имеющих дело с пожилыми людьми и проявляющих к ним несомненную заботу. Они относят все нарушения к проявлениям необратимых возрастных изменений. Самая частая фраза, которую слышат пожилые пациенты от врачей: «Что вы хотите в вашем возрасте?» Врачи жалеют старичков, создают облегченный режим движений, нередко обращаются с ними как с малолетними детьми. Косвенно они указывают на их неполноценность, статус опекаемых людей, которые ничего не способны совершить самостоятельно. За рубежом стараются отходить от пагубной практики и внушают пожилым пациентам, что они самостоятельные, активные, физически и психологически полноценные люди, находящиеся в той фазе жизненного цикла, когда они могут дать обществу еще очень многое. Крайней формой эйджизма следует считать геронтоцид (греч. gerontos — старик, лат. tide — убийство) — умерщвление стариков. В таком случае массовые стереотипы и предрассудки по отношению к пожилым людям переходят в прямые физические действия по их устранению. Старшее поколение при эйджизме изъято из общественной жизни символически, при герон-тоциде — физически. В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжительность жизни составляла менее 20 лет, старые люди не умирали естественной смертью. СМ. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убийство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не способных оказать помощь во время войны, защитить сородичей, отомстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина уничтожения стариков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного общества люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому поистине колоссальные усилия. Именно поэтому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Когда пожилой человек становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай существовал у кочевых народов, диких племен, занимавшихся охотой25. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что еще в его время (VI век н.э.) в германских племенах убивали стариков. Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным фактором, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось откры- 25 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 35. тие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к первому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые — поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, делать долговременные запасы, подолгу жить на одном месте, передавать накопленные знания от старшего поколения к младшему, обучать молодых навыкам хозяйства и войны. Роль стариков в общине неизмеримо возросла. У них появилось то, чего прежде никогда не было, а именно производственные функции. Отныне им постоянно находилось место в общественной и возрастной системе разделения труда: они освобождали женщин от наблюдения за огнем, становились хранителями культурного наследия, рассказчиками мифов и легенд, учителями, наставниками и тренерами, а позже — вождями, князьями и королями. Старики пользовались уважением как люди с наиболее богатым личным опытом, историки рода, хранители традиций, толкователи мистерий, воспитатели детей, посредники между умершими и живыми и мастера различных церемоний. В глазах соотечественников они были живыми свидетелями прошлого, что ценилось очень высоко. Со временем они составили жреческую, а затем правящую верхушку. Даже сегодня у власти в некоторых странах находятся пожилые и старые люди. Такой режим правления называют геронтократией — властью стариков. Геронтократия надолго установилась в Древней Греции и Спарте, где государственный совет или совет старейшин состоял из 28 выбираемых пожизненно граждан в возрасте старше 60 лет. Геронтом назывался спартиат не моложе 60 лет, входивший в состав герусии. Первый законодатель Спарты — Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!» В Древнем Риме высший орган власти получил название «сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей. Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем большим уважением, чем больше прожил лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было невелико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ старые люди играли главные роли в политике, магии и религии. По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможеь возврат самого худшего со времен низшего уровня эпохи дикости — тенден ции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на зар^ эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме а не по сути отношения к старым людям. В условиях социального регрессу старость становится обесцененным периодом жизни людей. Еще одной особенностью современного общества, оказывающей влияние на рост неприязни к старым людям, является происходящая революция в образовании Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной подготовке в области использования современных технических средств оказываются выше прежних поколений26. Христианство культивирует особое почитание старости. Высокая социально-этическая оценка старости в христианстве выражается и в таком феномене православия как старчество. Старчество — тип ученого монашества, особый институт наставников духовной жизни. Оно зародилось в IV в. в Египте. Слава о наиболее выдающихся учителях распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Распространившись по многим христианским странам, старчество приобрело все атрибуты религиозного института, просуществовавшего на протяжении полутора тысяч лет. Большой вклад в развитие старчества, который со временем стали именовать «умной молитвой» или «духовным деланием», внес византийский исихазм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания (IV—VII вв.). Духовным главой отечественного старчества принято считать Нила Сорского (XV — начало XVI вв.), практическим родоначальником — Паисия Величковского (XVIII в.), а местом наивысшего расцвета и оплотом старчества — Оптину пустынь (XIX в.). На протяжении целого столетия (с 1821 г.) она являлась идейным и организационным стерж-нем православного монашества. Оптинские старцы, которые в XIX в. «поучали» не только местное крестьянство и приходящих в неисчислимом количестве богомольцев со всех концов страны, но также государей, высшее и среднее дворянство, выдающихся писателей, философов, ученых, включая Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, Н. Гоголя. Наиболее значительную роль в насаждении старчества в Оптиной пустыни сыграл старец Леонид (Нагол-кин, 1788—1841), а самым знаменитым «духовным отцом нации» явился старец Амвросий Оптинский (Гренков, 1812-1891), выведенный в романе Достоевского «Братья Карамазовы» под именем старца Зосимы. Старец передает молодому поколению не просто научные знания или пытается воспитать его поведение, а принимает покаяние, исповедует душу, выполняет функцию духовника, которого в православии называли по-разному: «духовный 26 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 37. отец», «покаянный отец», «исповедный отец», «душевный отец». Это — высочайшая форма духовной жизни, внутренний подвиг христианина, будь то простой монах или епископ. Старчество — тип ученого монашества, особый институт наставников духовной жизни ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ Антропологи и социологи давно обратили внимание на такое характерное для западной культуры явление, как разрыв между поколениями. Они рассуждают так: современный мир с его быстрыми социальными изменениями, плюралистическими системами ценностей и техническим прогрессом кажется подростку столь сложным и непредсказуемым, что он затрудняется установить для себя стабильную систему координат. Кроме того, раннее физиологическое созревание в сочетании с необходимостью длительного образования приводит к тому, что в течение многих лет происходит формирование и ассимиляция групповой молодежной культуры, ценности, традиции и нравы которой могут вступать в конфликт с миром взрослых Социально-психологический анализ отношений между поколениями предпринял Кингсли Дэвис. Он исходил из того, что разница между родителями и детьми составляет 20—30 лет. Этот факт сам по себе еще ничего не означает, но становиться значимым, если учесть: темп изменений в социальной жизни, который приводит к тому, что условия и образ жизни, верования и ценности тех, кто проходил социализацию 20—30 лет назад, весьма различны, и это уже само по себе несет потенциальные возможности конф- ликта; с возрастом снижаются способности к адаптации, новое не принимается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Для старших характерно постоянное отставание от ускоряющегося темпа жизни, что приводит к тому, что в зрелом и пожилом возрасте человек возвращается к привычкам, убеждениям своей молодости. Возникает «историческое несоответствие» старшего поколения изменившимся задачам нового времени-Различие между взглядами и ценностями старших и младших поколений порой бывают столь значительными, что различие перерастает в непримиримое противоречие. В свою очередь противоречие интересов может превратиться в активное противоборство. Форму выражения такого противоборства называют конфликтом поколений. Поскольку он коренится в тех ценностях, с которыми считаются и за которые готовы бороться оба поколения, его относят к типу ценностных конфликтов. Студенческое движение 1968 г. в западных странах — пример такого рода конфликта. Конфликт поколений Многие социологи считают его универсальной темой человеческой истории, придающей ей особый драматизм и динамичность. Родоначальник 27 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1; Леонтьев ДА. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный со-циоанализ. Сб. статей. М., 1998. современного психоанализа Зигмунд Фрейд видел причину межпоколенных конфликтов в извечном соперничестве между отцом и сыном (комплекс Эдипа). В конфликте подросток стремится занять в обществе место своего отца. Существующая в обществе власть переживается в бессознательном как образ Отца. Но раз так, то возможна и другая причина межпоколенного конфликта, на которую указывают многие социологи. Дети не защищают, а отвергают ценности старшего поколения, не желают принимать их в качестве образца и считать эти ценности своим культурным наследием. По мнению специалистов, система взглядов и представлений у человека сохраняется примерно в течение 30 лет, т.е. времени наиболее активного периода жизни каждого поколения. Различия между разными поколениями могут носить мирный и постепенный характер, а могут — немирный, конфликтный. Обычно конфликт между воззрениями двух соседних поколений называют конфликтом отцов и детей. Столкновение поколений, которое носит характер противоборства различных систем ценностей, называется конфликтом поколений. Обычно дети отвергают ценности поколения отцов, не желая принимать их в качестве эталона (табл. 18). Таким образом, во времени человечество делится на современников, предков и потомков. Вторые отличаются от современников тем, что наше общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остаться таким, возможно, навсегда. Предки могут передать нам послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но мы не можем на них ответить. Таблица 18 Два поколения — два отношения к миру
С потомками, считает известный британский социолог Зигмунд Бауман28, все обстоит иначе. Вместе с моими современниками я оставляю им не только послание, а по существу все культурное наследие, созданное моими предшественниками, но сохраненное и преумноженное моими современниками: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, научные теории, легенды, компьютерные программы и т.д. Социологов давно интересовал вопрос: какие различия между людьми сильнее — классовые или возрастные? С одной стороны, разные материальные возможности служат причиной разных стилей молодежной субкульту- 28 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 45-46. ры у представителей высшего, среднего и низшего классов. Иногда они р; зительны. С другой стороны, мы часто можем видеть большую солидарное] между молодыми людьми, выходцами из разных классов, нежели межх разновозрастными гражданами, принадлежащими к одному классу. На этом основании возникла концепция межпоколенного разрыва. Оь гласит, что различий между отцами и детьми больше, чем между детьми, прр надлежащими к разным классам. Степень этих различий столь высока, чт их впору именовать разрывом. Противники утверждают, что не следует преувеличивать межпоколенны различия. Хотя они достаточны для того, чтобы говорить о молодежной суЕ культуре как самостоятельном фене мене, но они явно недостаточны дл того, чтобы превращать их в повод ил причину конфликта между юными пожилыми. Во все времена молодеж отличалась нетерпимостью к суще ствующему строю, склонностью к бун ту и сопротивлению. И во все времен старики ворчали на молодежь, заявля* что она нравственно испорчена. Но ка только она вырастала, тут же превра щалась в конформистов и лояльны граждан. Есть данные даже о том, что степей бунтарских настроений молодеж! взрослые склонны преувеличивать Согласно результатам опроса англий ской молодежи, проведенного в 1986 г. отношение тинейджеров в целом i наркотикам и сексу более консерва тивное, чем ожидалось. Большая част! их была скорее политически апатич ной, нежели радикально настроенной Тинейджеры верили в идеалы прочно го брака и осуждали адюльтер. Боле< того, как точная копия старшего поко ления, подростки разделили общие hn всем расовые предрассудки29. На самом деле причины межпоколенного разрыва более серьезны, чей иногда думают. Они таятся в сущности самой структуры общества. Согласно М. Мид, молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших ей не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а общество быстро изменилось и готовых позиций в ней нет. Молодежи остает- 29 Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 89. ся либо ожидать, пока освободятся вакансии, а это слишком долго и молодым не терпится, либо изменить социальную структуру и вместо старых, а то и наряду с ними создать для себя новые социальные позиции. По мысли Т. Парсонса, причина протеста молодежи заключается в ее противостоянии миру взрослых — «нетерпение» занять места отцов в социальной структуре. Протестные движения молодежи и рост безработицы в ее рядах свидетельствуют о занятости вакансий и стремлении их получить. Конфликт между родителями и детьми и возникающее в связи с ним напряжение можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного конформизма и зависимости, если терпимее относиться к индивидуальным различиям внутри семьи. Первый конфликт поколений в истории современной России отмечен в 1920-е гг.30, когда успела подрасти молодежь, практически не знающая идеалов прошлого, но в силу привитых большевиками нигилистических ценностей готовая все отрицать. Поддержанные комсомолом, школой и массовой пропагандой молодые люди выступили на решительную борьбу с родительской культурой. Родители, боясь доносов детей, как правило, не перечили им. Поданным М.М. Рубинштейна31, обследовавшего юношеские автобиографии, признавались в протесте против взрослых в такой пропорции: юноши — 14,4% опрошенных и девушки — 45%; кроме того, 81,6% юношей и 88,5% девушек заявили о стремлении к самостоятельности. Конфликты с родителями в послереволюционные годы возникали по многим поводам — из-за посещения клуба, отказа от религиозных обрядов, чтения газет, вступления в комсомол, партию и т.д. Массовым явлением в деревне 1920-х гг. стали браки «самоходкой», т.е. знакомством с девушкой помимо воли родителей, которые стремились навязать «брачную партию». Парень отказывался сватать девушку по выбору родителей до тех пор, пока они не уступят, либо покидал отчий дом для самостоятельной женитьбы, отделялся от родителей. Остро молодые люди реагировали на жилищно-бытовые условия. Анализ семейного быта юных правонарушителей и беспризорников 20-х показал, что большинство из них жили в ужасных условиях: это полуразрушенные здания, квартиры в которых перенаселены, полное отсутствие гигиены, грязь, спертый воздух, нецензурная брань, сексуальный разврат на глазах у детей, а нередко и с их участием, жестокое отношение к детям и подросткам, делавшее их «зверенышами». Отсюда массовые побеги из родительского дома, жизнь на свои «заработанные» средства (65% таких детей имели живых родителей). Случалось, что в ответ на жестокое обращение 14—16-летние подростки убивали матерей32. В постсоветском российском обществе, по мнению В.Т. Лисовского33, налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально ино- 30 Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические 31 Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928. 32 Рожков А.Ю. Указ. соч. С. 111. 33 Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических иссле го строя. Молодежь не хочет строить свою жизнь так, как советует ей старшее поколение, придерживаться взглядов, которые были присущи старшему поколению. Часто молодежь не воспринимает справедливые оценки событий только потому, что их произносят старшие. На вопрос: «Не хотели бы Вы в общих чертах повторить жизнь своих родителей?», заданный входе одного из социологических исследований, 68% респондентов дали отрицательный ответ; 68% детей и 72% родителей сказали, что не понимают друг друга. В социологическом исследовании34 молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре — октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялись отношения между поколениями. Ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что во всех бедах, постигших нашу страну, виновато старшее поколение?» распределились следующим образом (табл. 19). Таблица 19 Роль старшего поколения (данные в % к общему числу респондентов)
Как видим, мнение молодежи разделилось: согласных и не согласных оказалось практически поровну (альтернатива «затрудняюсь ответить» не в счет). При этом больше склонны обвинять родительское поколение мужчины, нежели женщины. Максимализм в оценках ярче всего выражен у группы от 15 до 18 лет с пиком критичности у 16-летних, что косвенно доказывает обнаруженную раньше закономерность: 16 лет — критическая точка социализации. Уже к 18 годам все постепенно стабилизируется, наступает определенное равновесие, а 19-летние уже демонстрируют свою идентичность со взрослыми. Появляется еще один рубеж социализации — 18 лет, когда происходит осознание наступления полной гражданской ответственности за все происходящее, в том числе и за прошлое в стране. С этого времени человек склонен не винить старших, а брать часть ответственности на себя. Доказательством служит сравнительный подсчет: 16-летние настроены в 5—15 раз критичнее, чем группы от 20 лет и старше (учитывались ответы «полностью согласен). При этом приходилось исключать ответы 14-летних, которые судят обо всем еще как дети. Уточняющим вопросом в переменной «отношение к старшему поколению» в данном исследовании служила формулировка «Как Вы относитесь к старшему поколению?», которая выявляла субъективно-эмоциональный фон межпоколенческого взаимодействия (табл. 20). 34 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений (http://credo.osu.ru). Таблица 20 Субъективно-эмоциональное отношения к поколению отцов*
* Респонденты могли выбирать несколько альтернатив. Как видим, все оценки смещены в сторону позитивного фона: преобладают показатели «отношусь с уважением» и «отношусь с сочувствием». При этом позитивный фон выше в сельской местности, где еще сохранились традиционные ценности. Таким образом, если город в отношении поколений демонстрирует конфликтную модель, то село представляется куда более толерантным по отношению как к старшим поколениям, так и к своим собственным ошибкам. На селе показатель молодежи, более уважительно относящейся к старшим поколениям, почти на 12% выше. Родительская группа воспринимается сельской молодежью с большим пониманием, восхищением и сочувствием. Городская молодежь, напротив, более требовательна и строга35. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальное™ ее положения. «Сегодняшние молодые россияне поставлены в двойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, ничем не могут помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее — обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования»36. Некоторые специалисты полагают, что сегодня углубляется межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий — от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельност-ного) всем «советским» поколениям. Известная межгенерационная дистанция описана еще в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня отстояние и дистанция грозит превратиться в полное отрицание отцовских ценностей, включая историю собственного государства: есть «наша» мода, 35 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Указ. соч. 36 Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических иссле «наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое навязываете з-институциональными средствами социализации. Несмотря на многочисленные заявления социологов о конфликте поко -лений, существуют многочисленные данные о том, что по базовым ценно -стям, входящим в арсенал человеческой культуры, между старшими и млад -шими поколениями серьезных разногласий нет. Исследование пожилых людей Г.А. Парахонской37 показало, что на первом месте среди ценностей находится здоровье (71,9% опрошенных), на втором — семья, дети (69,8%), на третьем — стабильная, спокойная старость, (67,4%). За этой тройкой с большим отрывом идут следующие ценности: мир в стране (22,9%), друзья, уважение окружающих (19,1%), чистая совесть (18,0%). Остальные ценности (интересный досуг, работа) отмечали менее 5% опрошенных. Интересно, что в исследовании пенсионеров, проведенном в 1973—1975 гг. в Москве, в группе неработающих пенсионеров первого послепенсионного четырехлетия был выявлен аналогичный набор наиболее значимых ценностей: «Семья, дети», «Покой, отдых», «Хорошее здоровье» (в порядке значимости)38. Таким образом, указанный набор ценностей можно считать стабильной характеристикой людей пожилого возраста в нашей стране. Различия в межпоколенческих ценностях касаются скорее частных вопросов. Некоторые исследования не выявили каких-либо специфических «ценностей поколения». Эмпирические данные39 свидетельствуют о том, что по большинству вопросов современная молодежь разделяет взгляды своих родителей, особенно это касается отношения к работе. В то же время более половины опрошенных не разделяет отношение родителей к вопросам, связанным с сексом. Молодые чаще, чем взрослые противопоставляют свои взгляды на правила морали и отношение к сексу. Вместе с тем молодежь в большей степени солидарна с родителями в отношении к социальным проблемам и политике. Говоря о воспитании, молодые респонденты отмечали, что родители чаше всего пытались развить в них хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответственности, порядочность. И, в свою очередь, молодежь чувствует необходимость воспитать в своих детях эти качества. Более ценны для молодых людей (в сравнении со взрослыми) независимость, воображение, решительность, настойчивость, для их родителей — бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание. Взрослые и молодежь сходятся в следующих оценках. Те и другие: ♦ отрицательно относятся к наркотикам, самоубийству, управлению машиной в пьяном виде; 37 Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 103-110. 38 Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983. С. 51. 39 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле ♦ осуждают супружеские измены и аборт; ♦ проявляют нейтральное отношение к разводам. В других случаях позиции взрослых и молодежи расходятся, при этом молодежь больше склонна оправдывать негативные действия. Особенно ярко различия проявились по отношению к добрачным половым связям: молодежь их оправдывает, а взрослые осуждают. А вот по отношению к сокрытию налогов картина противоположная: взрослые оправдывают, молодежь осуждает. Представления о счастье у молодежи те же, что и у взрослых: треть опрошенных на первое место поставили хорошую семью, каждый пятый стремится к материальному благополучию и дружбе, каждый шестой упоминает работу и любовь. И только 3% включили в понятие счастья общественные вопросы и благополучие страны. В целом молодежь разделяет взгляды своих родителей, ориентируется на мнение старших. Однако в воспитании своих детей планирует сместить акцент с бережливости и послушания (как у родителей) на независимость и воображение40. Отказ детей от ценностей родителей означает критику и осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне — конкретные родители влияют на своих детей. На поколен-ческом — молодежь воспринимает ценности старшего поколения. Переоценка ценностей, происходящая у молодежи, чаще всего переходит с поколенчес-кого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, — и тут проявляется второй момент, — что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что «подростковый период» переживают не одни подростки и юноши, а все общество, в котором разочаровалось несколько поколений. Но в отличие от своих отцов дети могут покинуть это общество и уехать в другую страну. По данным мониторинга тюменских социологов, проведенного в период с 1992 по 2000 г., до 70% опрошенных считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. «Заграница» для молодых людей более привлекательна. Здесь они хотели бы получить образование. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, но и со своим поколением. Идентификация с поколением отцов происходит у них скорее на индивидуальном уровне — со своей семьей и своими родителями. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31% респондентов41. Эволюция человеческого общества, по всей видимости, двигалась от единства двух миров, присущего древнему обществу, к их разделению, которое характеризует современное общество. 40 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. Указ. соч. 41 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной транс В сообществе бушменов дети и взрослые всегда находятся вместе — в труде, на отдыхе, в отправлении религиозных культов. Для них ритуальные танцы выступают способом передачи социального опыта молодому поколению через наглядный показ символической и обрядовой стороны своей культуры. Таким образом, главная особенность примитивных обществ — нераздельность мира взрослых и мира детей. Разница между двумя возрастными группами состоит только в физических возможностях. В традиционном обществе не существует подростковых кризисов, нет вопроса «почему», каждый член знает столько, сколько и все общество. С течением времени социальная жизнь и возможности накопления опыта усложняются. Разрыв между миром взрослых и детей увеличивается. В современном обществе невозможно знать все. Возникает разделение труда между профессиями и видами деятельности. Свою функцию обучения родители передают специалистам — учителям и преподавателям. Ушли в прошлое совместные ритуальные танцы, их заменили совместное чтение (семейное чтение), совместный отдых и досуг. Труд перестал быть сферой, которая объединяет детей и взрослых, поскольку общественный труд настолько усложнился, что для его выполнения необходима специальная подготовка. ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Исследование ценностных ориентации у различных возрастов и поколений, установление для каждого возраста собственного репертуара, сравнение ценностной палитры у разных поколений, наконец, отслеживание изменений, которые происходят в составе ценностей по мере взросления человека либо по мере перехода от одной исторической эпохи к другой у одной и той же возрастной когорты, скажем, молодежи (молодежь в разные эпохи), — одна из главнейших, любимейших и широко представленных областей социологической теории и практики, причем как за рубежом, так и в нашей стране. ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Еще до Октябрьской революции 1917 г. русскими и зарубежными философами (Н.О. Лосский, М. Шелер, Ф. Ницше, В.П. Тугаринов, О.В. Дроб-ницкий, С.Ф. Анисимов и др.) разработаны основы теории ценностей, раскрыта сущность понятия, выделены и описаны основные группы ценностей. В работах известных психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов и др.) показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональным и волевым развитием. Классики зарубежной психологии и философии, в том числе Г. Мюнстер-берг, В. Штерн, Н. Гартман и М. Шелер, пытались построить иерархию ценностей. К примеру, в четырехуровневой иерархии М. Шелера на нижнем этаже расположены гедонистические (приятное—наприятное), на втором — этикетные (хорошее и дурное, благородное и низкое), на третьем — эстетические (прекрасное—безобразное), на четвертом — нравственные (противоположность добра и зла), а на пятом, высшем уровне размещаются ценности абсолютного блага, превышающие любые другие ценности — они вечны, неделимы, независимы от других1. Американский социолог Р. Инглхарт выделяет две системы ценностей — «материалистическую» (материальное благосостояние экономический рост, безопасность, благосостояние и т.д.) 1 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. и «постматериалистическую», где доминируют гармоничные отношения между людьми, духовное развитие и самореализация личности2. Материальные ценности выступают на передний план в экстремальных условиях, когда на весы положена ваша жизнь, прежде всего голод или тяжелая болезнь. Нематериальные ценности оттесняют своих конкурентов в нормальной ситуации, при высоком уровне жизни западноевропейцы могут поразмышлять о Бетховене или освоении Марса, благотворительности или экзотическом туре. Но часто бывает, что и при низком достатке люди руководствуются ими, например, в годы индустриализации советские люди совершали героические подвиги вовсе не за деньги, а ради высших духовных ценностей. Патриарх Тихон в 1920-е гг., отказавшись сотрудничать с советской властью, отдал самое дорогое — свою жизнь — ради высших духовных ценностей. Достижение второй системы ценностей возможно только после удовлетворения материальных потребностей. Инглхарт подчеркивает, что лишь после того, как подавляющая часть общества чувствует свою «экономическую безопасность» (у них есть работа, дом, машина и многое другое) возникают предпосылки для постматериальной «культурной революции», когда люди начинают бороться за «мир во всем мире», против глобальной бедности и неравенства, терроризма и охранять окружающую среду. Данные кросскультурных исследований, проведенных в 40 странах под руководством Р. Инглхарта, показали, что хотя постматериальные ценности больше всего распространены в богатых странах Запада (США, Швеции, Японии, Австралии и т.д.), где их разделяло в 1990 г. от 20 до 33% населения, они начинают проникать и в менее развитие страны, скажем Турцию и Мексику (чуть менее 20%). Хуже всего постматериализм представлен в Южной Азии, экваториальной Африке и постсоциалистических странах, в том числе России (11%). Тем не менее в период 1981-1990 гг. в совершенно различных по экономике, социальному укладу и культуре обществах происходили одинаковые сдвиги в отношении к 2 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, 1997. P. 87; Инглхарт P. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе. М., 1990; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// Полис. 1997. № 4. институтам и нормам, регулирующим нашу жизнь. Так, в США, Канаде, странах Западной Европы, а также в Мексике и Японии уменьшилась доля людей, считающих невозможным вступать в стычки с полицией. В североамериканских и западноевропейских странах, в Южной Африке возросло количество граждан, готовых участвовать в запрещенных забастовках (в Мексике оно повысилось за 10 лет в четыре раза). В подавляющем большинстве стран, исповедующих самые разные религии, в том числе ислам, католицизм, буддизм и синтоизм, упал престиж церкви как высшего морального авторитета. В сфере семейных и сексуальных отношений наблюдается тенденция к ослаблению традиционных норм. Так, в США, Венгрии, Японии, а особенно сильно — в Аргентине (в два раза) возросла доля опрошенных, одобряющих женщин, воспиты вающих детей без мужа3. Проблема ценностных ориентации рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Ар-тюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, А.С. Шарова и др. В исследованиях ученых доказана необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина), рассмотрены проблемы эмоционально-ценностного образования младших школьников (В.В. Абраменкова, СИ. Мас-лов), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И. Рав-кин, М.В. Богуславский), показаны пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В. Куликова, Г.П. Савкина, А.Д. Солдатенков и др.), обнаружено влияние усвоенных ценностей на личностные качества ребенка и его поведение (И.Я. Скворцова, О.Н. Прокопец). Сотрудник Российской академии образования В.В. Абраменкова4 провела психологический эксперимент, в котором участвовали более ста московских детей разного возраста. Ребятам предложили игровую ситуацию: каждый из них в одиночку оказывается вдруг на необитаемом острове, где полно еды, фруктов, а также симпатичных и добрых зверей. Еще там есть рация, по которой можно запросить то, чего в данный момент больше всего не хватает: одного из родителей, сверстника, игрушку, телевизор, компьютер, видеомагнитофон. Рация включается в строго определенное время — через час после появления на острове, потом на следующий день, через неделю, месяц и, наконец, через год. Причем заказать в каждый сеанс связи ребенок может что-то одно. Результаты опроса впечатляют. Для юных робинзонов предметом первой необходимости оказался компьютер: его захотели иметь 37% мальчиков и 50% девочек семи лет. А вот семилетним девочкам мама нужна больше (33% запросов через день после начала островной жизни), о папе то же число девочек вспомнит только через год. Вывод психолога — интересы и ценностные установки наших детей на глазах меняются, это подтверждает сопоставление ответов самых маленьких 3 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43 4 Абраменкова В.В- Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999. участников опроса и респондентов постарше. Автор подчеркивает игровой стиль современной цивилизации — биржевые игры как регулятор макроэкономики, миллионы людей, занятых в индустрии развлечений. Вчерашние детские развлечения отступают на второй план, место игрушек и традиционных игр занимает экран — продукт технократической цивилизации, вместилище и конструктор новой виртуальной реальности, опасной уже тем, что она способна полностью отвлечь часть детей от реальности настоящей. А кем и чем заполнена та виртуальная реальность, которую открывает ребенку вездесущий экран? Массовые зарубежные фильмы, клипы и видеоигры внедряют в его сознание образы вампира и супермена, несокрушимого робота или иррационально злобного маньяка. Так создается новый экранный мир, для которого все более характерен страшный носитель абсолютного зла — от него не спастись ни крестным знамением, ни приемами восточных единоборств. Психологический эксперимент: чего больше всего не хватает юному «робинзону»? В философском словаре дано следующее определение: «Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества»5. В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. (А.И. Донцов, Д.А. Леонтьев, А. Фишбейн, М. Рокич). Так, согласно М. Рокичу, ценность — устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный выбор по сравнению с каким-либо иным спо- 5 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 534. ЗБ2 собом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей — это устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений (экзистенциальные, оценочные и прогностические), Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности—нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности). С. Л. Рубинштейн6 говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках. Основная масса психологов сходится в том, что ценности — это базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие поведение людей. В подростковом возрасте человек уже задумывается о смысле жизни. Отечественные психологи (Г.А. Вайзер) опросили семиклассников и получили интересные результаты. Оказалось, что осознание смысла жизни у семиклассников происходит неравномерно. Меньше затруднений у них вызывают вопросы о смысле жизни, больше — о смысле собственной жизни. Говоря о смысле жизни, учащиеся продвигаются от «школьного» смысла жизни (хорошо учиться, поступить в институт) до «взрослого» (оставить след на Земле, творить историю для человечества, сделать открытие, узнать все о Бермудском треугольнике, сохранить мир на Земле, совершить подвиг)7. В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели исследование общественного мнения петербуржцев (телефонный опрос, 842 человека)8. Социологи выясняли широкий круг вопросов — от политических пристрастий до удовлетворенности жизнью, браком и работой. На основе сопоставления новых данных с прежними, полученными 15 лет назад, удалось проследить поколенческую динамику ценностных ориентации. Вопрос о жизненных ценностях у разных поколений выявил неожиданную и одновременно ожидаемую тенденцию — семья (72,6%) шла впереди всех, за ней, почти догоняя, двигались здоровье 6 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 7 Вайзер Г.А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека // Мир психологии. № 2 8 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. 14 дек. № 31 (3585). (70,9%), от которых сильно отставали деньги (33,7%), друзья (32,4%)9, интересная работа (27,8%) и справедливость (21,3%). В молодежной выборке друзья (53%) даже «обгоняют» здоровье (49%), но семья — все-таки важнее всего (60%). Только у пожилых на первом месте здоровье (85,5%), которое опережает даже семью (67%). Интересная работа у молодежи и пенсионеров оказались на шестом месте. Социологи заметили: между деньгами и работой нет корреляции. Возможно, предположили питерские ученые, происходит расщепление сознания: деньги можно добыть, получить и не работая. Абстрактные (так они воспринимаются) ценности — справедливость и вера — на последних местах. Хотя у молодежи справедливость на пятом месте, а у пожилых — на третьем (и те, и другие чувствуют себя в чем-то ущемленными). Аналогичный опрос ученые НИИКСИ проводили в 1984 г. (очный опрос 2,5 тыс. ленинградцев). И за 15 лет наши жизненные ценности не очень изменились. Тогда на первом месте была семья, на втором — хорошее жилье, на третьем — друзья, далее — хорошая оплата труда и дети (все они набрали тогда порядка 80% голосов). Ценности частной жизни — семья и друзья — для нас по-прежнему остаются самыми важными. Важнее даже, чем справедливость. Раньше, лет 20—30 назад, существовала такая тенденция: чем человек старше, тем он был больше удовлетворен жизнью. И это понятно: с возрастом нарастало количество получаемых благ. Теперь же тенденция прямо противоположная: если в общей выборке удовлетворенных жизнью 59,1%, а неудовлетворенных 35,5%, то среди пожилых — 43 и 53%, а среди молодежи — 80 и 18% соответственно. Это, видимо, объясняется тем, что сегодня молодые и энергичные могут заработать и получить больше благ, чем люди в возрасте, несмотря на свой опыт. В 1984 г. было гораздо меньше и удовлетворенных жизнью (46%), и неудовлетворенных (26,5%) — из-за того, что затруднившихся ответить на этот вопрос тогда было куда больше (27,6%). Во время перестройки первая цифра резко снизилась, а вторая выросла (31 и 67% в опросе 1993 г.), а потом начался медленный рост удовлетворенных жизнью (31,7 и 64,4% — в 1995 г., 36,7 и 60,7% — в 1999 г.)10. Парадоксально, но многие петербуржцы удовлетворены жизнью, хотя считают свои доходы низкими. С этими данными во многом согласуются результаты других эмпирических исследований. Поколение-2000 в первую очередь доверяет своим родственникам (35%), потом — друзьям (18%). Как ни странно, на третьем месте стоят политики (12%), дальше — журналисты, астрологи, социологи, гадалки, ясновидящие и даже алхимики (их указали 5%). На что же надеются молодые? 74% — на собственные силы, 13% — на подъем экономики, 2% — на помощь Запада. Каждый десятый не удовлетворен жизнью и считает, что будет еще хуже. Правда, почти столько же утверждают, что жизнью вполне довольны. Почти половина опрошенных заявили, что не хотели бы уехать из России. Подумывают об эмиграции 34%". 9 Значимость друзей — это характерная российская черта, в западных странах эта ценность гораздо 10 Голубев Е. Указ. соч.. 11 ПисаренкоД., Разин П. Поколение-2000 // Аргументы и факты. 1999. № 17. С. 16. 364 ' Давно известно: молодость всегда связана с удовольствиями. Какие удовольствия выбирает поколение-2000? Каждый третий любит слушать музыку, каждый пятый — тратить деньги. Дальше идет общение с противоположным полом (17%), просмотр видео и вкусная еда (по 16%). Только один из ста признался, что ему нравится употреблять наркотики12. Сексуальная свобода — еще один симптом нашего времени. Принято считать, что современные тинейджеры начинают половую жизнь лет с 13, а то и раньше. Между тем данные опроса свидетельствуют: ив 13, и в 15 лет подавляющее большинство парней и девчонок еще сохраняют свою девственность. Как ни странно, у юношей пик первых сексуальных контактов приходится на 20-летний возраст (19% опрошенных), в то время как у девушек — на 18-летний (23%)13. В социологическом исследовании молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре—октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялась самоидентификация молодого поколения. На вопрос «Хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране?» 30% опрошенных ответили утвердительно и 18% затруднились ответить. Таким образом, каждый третий молодой оренбуржец хотел бы иметь иную родину14. При этом почти половина опрошенных (49%) гордятся победой в Великой Отечественной войне, 39,44% — природными богатствами России, 35,76% — историей страны. Любопытно, что личность В.И. Ленина и его Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|