Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От эйджизма к геронтократии




Термин «эйджизм» (от англ. «age» — возраст) обозначает пренебрежитель­ное отношение либо дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Главным образом эйджизм по­нимается как дискриминация по отношению к людям среднего и пожилого возраста. Так, согласно федеральному Закону о возрастной дискриминации при трудоустройстве США (Age Discrimination in Employment ActADEA), государ­ственной защите подлежат все лица — независимо от пола, расы и вероис­поведания — в возрасте от 40 до 70 лет. занятые в коммерческих фирмах (гос­ сектор не имеет возрастных границ) чис­ленностью 20 человек и более. Кроме того, в каждом штате существуют местные законы, которые защищают от дис­криминации тех, кому менее 40 лет и кто занят в более мелком бизнесе. Одна­ко эйджизм употребляется по отношению к людям пожилого возраста. На са­мом деле эйджизм касается не только пожилых, но и представителей любого другого возраста, если по отношению к ним применяется дискриминация.

Термин эйджизм {ageism) был введен в 1968 г. американским геронтологом Робертом Батлером. Он описал его как поведение, отражающее глубоко за­таенную тревогу некоторых молодых людей и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болез­ням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти. Эйд­жизм предполагает восприятие пожилых людей как слабоумных, ригидных в мышлении и манерах, старомодных в их морали и навыках, отличающихся от молодых. По свидетельству американских психологов, среди белого населе­ния Америки распространен стереотипный подход к старикам, которым при­писывают такие качества, как косность, нежелание менять свои привычки и слабоумие. Отечественные специалисты трактуют эйджизм как негативное, пренебрежительное, унижающее отношение к человеку из-за его возраста21. Эйджизм означает ценностное предпочтение людей по возрастной груп­пе, поколению. В отличие от возрастной дискриминации, которая характе­ризует тип общественных отношений, построенных на неравенстве, а так­же проистекающую из него социальную политику, эйджизм относится к области общественного сознания и указывает на определенный тип соци­альных стереотипов (предрассудков). Молодым кажется, что старость — состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независи­мость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует ста­рению. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и со­циальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков22.

21 Словарь терминов по социальной геронтологии. М; Самара, 1999. С. 137.

22 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

Эйджизм проявляется во всех сферах общественной жизни. В объявле­ниях о работе и знакомствах можно встретить предупреждение «не старше 30» или «не старше 50». На подиумах модные наряды демонстрируют строй­ные и юные манекенщицы, и только в последнее время появляется специ­альное направление, рассчитанное на людей среднего и пожилого возраста. Эйджизм — это еще и жизненная философия, абсолютизирующая возраст и создающая нереалистический и жестокий культ юности. Одними из пер­вых его начали проповедовать знаменитые битники 1950-х гг. в США. Эйд-жистские принципы появились на знаменах студенческой революции 1968 г. и в движении хиппи. Именно тогда прославился известный студенческий лозунг: «Не доверяй никому старше тридцати лет».

Средний возраст — это когда вы еще слишком молоды, чтобы идти на пенсию, но слишком стары,

чтобы получить престижную работу

Термин «эйджизм» нередко заменяют «поколенческим расизмом» и «по-коленческим шовинизмом». Новый термин продолжает возникший ранее понятийный ряд: расизм (дискриминация по расовому признаку), сексизм (дискриминация по половому признаку), эйджизм (дискриминация по воз­растному признаку). Позже этот список пополнили новые слова, в частно­сти фэттизма — дискриминация толстых.

Вдова Джона Леннона Йоко Оно в свое время активно протестовавшая против расизма, поскольку по происхождению она японка, сексизма, по­скольку от природы Оно женщина, переключилась на протест против эйд-жизма, поскольку женщина не молодая — ей исполнилось 70 лет. Свой про­тест она выразила выпуском сингла «Walking On Thin Ice». В отличие от пре­дыдущих экзерсисов миссис Оно-Леннон — это музыка не авангардная, а самая что ни на есть танцевальная. Проблема эйджизма, вероятно, самая острая проблема на рубеже XX и XXI вв. Мир вошел в XX в. в борьбе за тен­дерное равноправие, а XXI в. он встречает борьбой за возрастное равнопра­вие. Проблема возрастной дискриминации актуальна как для юношей, так

и для девушек. Молодежное движение — это сильный механизм протекции прав молодых.

О том, как молодое поколение воспринимает пожилых людей, в чем про­является негативное отношение и кто в этом виноват, как помочь пожило­му человеку почувствовать себя более уверенным в этой жизни — эти и дру­гие вопросы, связанные с эйджизмом, в последнее время являются темой обсуждения психологов социальных служб. В 2003 г. в Самаре проходил се­минар психологов социальных служб по теме: «Психолого-педагогические проблемы эйджизма и пути его преодоления». А в 2001 г. сотрудники НИИ «Международный центр по проблемам пожилых» провели исследование21,

в котором приняло участие 60 человек (из них 4 юноши и 56 девушек) в воз­расте от 17 до 20 лет. Их попросили на­писать небольшое в 1,5—2 страницы автобиографическое сочинение на тему «Пожилые люди в нашей жизни». Если судить по фактам, изложенным в сочинениях, то можно сделать вывод, что родственные отношения между представителями разных поколений в большинстве семей носят довольно теплый и доверительных характер. Ав­торы сочинений позитивно оценивают роль бабушек и дедушек в своей жизни. Однако наряду со словами признатель­ности и благодарности в сочинениях присутствует признание того, что в се­мейных отношениях с пожилыми воз­никают если не конфликты, то разно­гласия. У пожилых людей наибольшее раздражение вызывают — современ­ная мода, музыка. Им не нравится, что их внуки (внучки) покупают дорогую одежду, поздно гуляют, не работают, не поддерживают их политические воз­зрения и т.п. В свою очередь, молодые домочадцы сетуют на то, что их ба­бушки (дедушки) много ворчат, злоупотребляют советами. Авторы сочине­ний считают, что такие противостояния возникают из-за избыточного кон­такта, неизбежного при совместном проживании.

Еще более напряженной оказывается обстановка в общественных мес­тах — магазинах, больницах, на улицах и в транспорте. Бабушки и внуки здесь превращаются в статистические категории «старики» и «молодежь», личные отношения уступают место обезличенным. Вот тогда и выплывает наружу самый настоящий эйджизм — форма общественных отношений между поколениями и массового сознания. Оказывается, «грузные бабки прут напролом со своими авоськами», «они медленно выходят из автобуса и задерживают пассажиров», «нагло требуют, чтобы им всегда уступали ме­сто» и «постоянно читают нравоучения», а «молодежь ведет себя вызываю­ще», «громко смеется, разговаривает, не обращая внимания на соседей»,

23 См.: Ульянов В. Вышвырнули бабушку из трамвая // Парламентская газета. 2003. 16 апр.; Тукум-цев Б.Г., Юсупова О.В. Проявление эйджизма в молодежной среде (www.socio-samara.ru).

«врубает музыку на полную мощность», «грубит пожилым и никогда не усту­пает место в транспорте».

В своих сочинениях молодые респонденты признавались, что к пожилым надо быть терпимее и сдержаннее, но молодежь непоседлива, эмоциональ­на и агрессивна. «Я отношусь к пожилым людям с уважением, но у меня не выдерживают нервы» — пишет один из участников исследования. Авторы сочинений также понимают, что у старшего поколения изношена нервная система, что им трудно быть толерантнее, чем молодежи. Получается замк­нутый круг: у всех сдают нервы, но по разным причинам — у одних их уже не осталось, у других их еще нет.

Взаимная агрессивность, как пра­вило, оборачивается формализмом в отношениях между поколениями. Больше половины ребят обошлись формальными фразами: бабушек очень любим, они — наша история, носите­ли обычаев и культуры. Ученые пред­полагают, что над ними довлела само­цензура. Более смелые выразились ре­шительно и прагматично: обойдемся без стариков. Формулировки дословно такие: «Общество не нуждается в ста­риках, особенно старше 80 лет, тем бо­ лее если они не приносят пользу», «За­ботятся в семье о пожилых только из чувства долга», «В России не принято отдавать родственников в дома для престарелых, а желательно». Каждый третий студент указал в сочинении, что конфликты затевают сами пожилые люди, стремящиеся давать ненужные советы, навязывать свое мнение и приобретенный при царе Горохе опыт, неприемлемый в нынешних обстоятельствах. И главный вывод: они не та­кие, как мы. Они — другие.

Как признают социологи, наша культура — это молодежно ориентиро­ванная культура, в которой физическая красота и сила молодости усиленно пропагандируются средствами массовой информации. Немецкий психоана­литик Иоганнес Кемпер, ведущий консультант многих психотерапевтичес­ких институтов, в своей работе «Легко ли не стареть» отмечает, что дать людям возможность достойно существовать — значит и старикам обеспечить право на существование. Тем, как общество относится к своим старикам, оно обнажает правду, часто вуалируемую, о своих принципах и целях. Положе­ние пожилых людей требует от общества не просто финансового обеспече­ния, а знаний их психофизиологических особенностей, потребностей, об­раза жизни. В ходе последних десяти лет повсюду в мире наблюдается паде­ние уважения к старшим. Сегодня мир переживает период восхваления молодежи, молодого общества. Кемпер считает, что причиной является уже существующее обострение ненависти между поколениями, чем старее ста­новится общество, тем активнее зреет мечта об обществе молодом24. С по­вышением ценности молодых идет обесценивание старости. Старость ри-

24 См.: Красовская В., Максимчикова Е. Третий возраст. Проблемы и взаимоотношения (www.ug.ru).

суется для молодежи кошмаром. Часто этой же точки зрения придержива­ются и сами пожилые. Старение превращается в болезнь.

Один из путей преодоления эйджизма — повышение у пожилых людей чув­ства уверенности в себе и в своих силах. Для достижения этой цели психоло­ги используют различные формы и методы работы, в том числе и клубные. Не­явные, завуалированные формы эйджизма встречаются даже у врачей, посто­янно имеющих дело с пожилыми людьми и проявляющих к ним несомненную заботу. Они относят все нарушения к проявлениям необратимых возрастных изменений. Самая частая фраза, которую слышат пожилые пациенты от вра­чей: «Что вы хотите в вашем возрасте?» Врачи жалеют старичков, создают об­легченный режим движений, нередко обращаются с ними как с малолетними детьми. Косвенно они указывают на их неполноценность, статус опекаемых людей, которые ничего не способны со­вершить самостоятельно. За рубежом стараются отходить от пагубной прак­тики и внушают пожилым пациентам, что они самостоятельные, активные, физически и психологически полноценные люди, находящиеся в той фазе жизненного цикла, когда они могут дать обществу еще очень многое.

Крайней формой эйджизма следует считать геронтоцид (греч. gerontos — старик, лат. tide — убийство) — умерщвление стариков. В таком случае мас­совые стереотипы и предрассудки по отношению к пожилым людям пере­ходят в прямые физические действия по их устранению. Старшее поколе­ние при эйджизме изъято из общественной жизни символически, при герон-тоциде — физически.

В давние времена, на низшем уровне дикости, когда средняя продолжи­тельность жизни составляла менее 20 лет, старые люди не умирали естествен­ной смертью. СМ. Соловьев писал, что детям вменялось в обязанность убий­ство немощных и старых родителей. Этот обычай существовал у племен воинственных, которые не терпели в своей среде лишних, слабых, не спо­собных оказать помощь во время войны, защитить сородичей, отомстить за свои обиды. Однако это была не единственная причина уничтожения ста­риков; основная же заключалась в том, что в условиях первобытного обще­ства люди с трудом могли прокормить себя, прилагая к этому поистине ко­лоссальные усилия. Именно поэтому среди них не было места тем, кто из-за физической немощи терял способность добывать пищу. Когда пожилой человек становился беспомощным, бесполезным для племени или рода, когда силы и память отказывали ему, его либо бросали на произвол судьбы, либо убивали. Этот обычай существовал у кочевых народов, диких племен, занимавшихся охотой25. Византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что еще в его время (VI век н.э.) в германских племенах убивали ста­риков.

Умерщвление старых людей прекратилось окончательно тогда, когда появилась необходимость использования их в процессе добывания пищи в связи с расширением источников существования. Самым главным факто­ром, способствовавшим сохранению жизни старым людям, явилось откры-

25 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 35.

тие огня. Необходимость постоянного наблюдения за огнем привела к пер­вому общественному разделению труда между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, вторые — поддерживать и оберегать огонь. С появлением огня человечество научилось варить пищу, делать долговре­менные запасы, подолгу жить на одном месте, передавать накопленные зна­ния от старшего поколения к младшему, обучать молодых навыкам хозяй­ства и войны. Роль стариков в общине неизмеримо возросла. У них появи­лось то, чего прежде никогда не было, а именно производственные функции. Отныне им постоянно находилось место в общественной и возрастной сис­теме разделения труда: они освобождали женщин от наблюдения за огнем,

становились хранителями культурного наследия, рассказчиками мифов и ле­генд, учителями, наставниками и тре­нерами, а позже — вождями, князьями и королями. Старики пользовались уважением как люди с наиболее бога­тым личным опытом, историки рода, хранители традиций, толкователи ми­стерий, воспитатели детей, посредни­ки между умершими и живыми и мас­тера различных церемоний. В глазах соотечественников они были живыми свидетелями прошлого, что ценилось очень высоко. Со временем они соста­вили жреческую, а затем правящую верхушку. Даже сегодня у власти в не­которых странах находятся пожилые и старые люди. Такой режим правления называют геронтократией властью стариков.

Геронтократия надолго установи­лась в Древней Греции и Спарте, где государственный совет или совет старейшин состоял из 28 выбираемых по­жизненно граждан в возрасте старше 60 лет. Геронтом назывался спартиат не моложе 60 лет, входивший в состав герусии. Первый законодатель Спар­ты — Солон выдвинул тезис: «Уважай старость!» В Древнем Риме высший орган власти получил название «сенат», что означало собрание старых и уважаемых людей.

Английский психолог Д. Бромли утверждал, что в первобытном обществе старый человек получал выгоду от своего возраста: он пользовался тем боль­шим уважением, чем больше прожил лет. Конечно, такое уважение было связано в значительной степени с тем, что число старых людей было неве­лико, само достижение старости было очень редким явлением. Именно этим объясняется существование олигархии старцев в Центральной Австралии и геронтократии в Полинезии. В жизни многих примитивных сообществ ста­рые люди играли главные роли в политике, магии и религии.

По мнению многих исследователей, общественное положение старого человека постоянно ухудшается. Уважение к старости, бывшее правилом в прошлом столетии, в наше время исчезает, уступая место безразличию или

даже вражде. А. Сови высказал опасение, что в настоящее время возможеь возврат самого худшего со времен низшего уровня эпохи дикости — тенден ции к уничтожению старых людей. По мнению известных геронтологов дискриминация стариков, существовавшая у примитивных народов на зар^ эпохи дикости, в современном обществе претерпела изменения по форме а не по сути отношения к старым людям. В условиях социального регрессу старость становится обесцененным периодом жизни людей. Еще одной осо­бенностью современного общества, оказывающей влияние на рост непри­язни к старым людям, является происходящая революция в образовании Впервые в истории развития человечества возникла ситуация, когда новые поколения в интеллектуальном отношении и по своей профессиональной

подготовке в области использования современных технических средств ока­зываются выше прежних поколений26. Христианство культивирует особое почитание старости. Высокая социаль­но-этическая оценка старости в хрис­тианстве выражается и в таком фено­мене православия как старчество. Старчество тип ученого монаше­ства, особый институт наставников духовной жизни. Оно зародилось в IV в. в Египте. Слава о наиболее выдающихся учителях распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Распространившись по многим христианским странам, старчество приобрело все атрибуты религиозного института, про­существовавшего на протяжении полутора тысяч лет. Большой вклад в раз­витие старчества, который со временем стали именовать «умной молитвой» или «духовным деланием», внес византийский исихазм (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососре­доточение сознания (IV—VII вв.). Духовным главой отечественного старче­ства принято считать Нила Сорского (XV — начало XVI вв.), практическим родоначальником — Паисия Величковского (XVIII в.), а местом наивысшего расцвета и оплотом старчества — Оптину пустынь (XIX в.). На протяжении целого столетия (с 1821 г.) она являлась идейным и организационным стерж-нем православного монашества. Оптинские старцы, которые в XIX в. «по­учали» не только местное крестьянство и приходящих в неисчислимом ко­личестве богомольцев со всех концов страны, но также государей, высшее и среднее дворянство, выдающихся писателей, философов, ученых, вклю­чая Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, Н. Гоголя. Наиболее значительную роль в насаждении старчества в Оптиной пустыни сыграл старец Леонид (Нагол-кин, 1788—1841), а самым знаменитым «духовным отцом нации» явился ста­рец Амвросий Оптинский (Гренков, 1812-1891), выведенный в романе До­стоевского «Братья Карамазовы» под именем старца Зосимы. Старец пере­дает молодому поколению не просто научные знания или пытается воспитать его поведение, а принимает покаяние, исповедует душу, выполняет функ­цию духовника, которого в православии называли по-разному: «духовный

26 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 37.

отец», «покаянный отец», «исповедный отец», «душевный отец». Это — высочайшая форма духовной жизни, внутренний подвиг христианина, будь то простой монах или епископ.

Старчество — тип ученого монашества, особый институт наставников духовной жизни

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

И КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Антропологи и социологи давно обратили внимание на такое характер­ное для западной культуры явление, как разрыв между поколениями. Они рассуждают так: современный мир с его быстрыми социальными изменени­ями, плюралистическими системами ценностей и техническим прогрессом кажется подростку столь сложным и непредсказуемым, что он затрудняет­ся установить для себя стабильную систему координат. Кроме того, раннее физиологическое созревание в сочетании с необходимостью длительного образования приводит к тому, что в течение многих лет происходит форми­рование и ассимиляция групповой молодежной культуры, ценности, тради­ции и нравы которой могут вступать в конфликт с миром взрослых

Социально-психологический анализ отношений между поколениями предпринял Кингсли Дэвис. Он исходил из того, что разница между роди­телями и детьми составляет 20—30 лет. Этот факт сам по себе еще ничего не означает, но становиться значимым, если учесть: темп изменений в социаль­ной жизни, который приводит к тому, что условия и образ жизни, верова­ния и ценности тех, кто проходил социализацию 20—30 лет назад, весьма различны, и это уже само по себе несет потенциальные возможности конф-

ликта; с возрастом снижаются способности к адаптации, новое не прини­мается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Для стар­ших характерно постоянное отставание от ускоряющегося темпа жизни, что приводит к тому, что в зрелом и пожилом возрасте человек возвращается к привычкам, убеждениям своей молодости. Возникает «историческое несо­ответствие» старшего поколения изменившимся задачам нового времени-Различие между взглядами и ценностями старших и младших поколений порой бывают столь значительными, что различие перерастает в неприми­римое противоречие. В свою очередь противоречие интересов может пре­вратиться в активное противоборство. Форму выражения такого противо­борства называют конфликтом поко­лений. Поскольку он коренится в тех ценностях, с которыми считаются и за которые готовы бороться оба поколе­ния, его относят к типу ценностных конфликтов. Студенческое движение 1968 г. в западных странах — пример такого рода конфликта.

Конфликт поколений

Многие социологи считают его универсальной темой человеческой ис­тории, придающей ей особый драматизм и динамичность. Родоначальник

27 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период социальной транс­формации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1; Леонтьев ДА. Цен­ность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный со-циоанализ. Сб. статей. М., 1998.

современного психоанализа Зигмунд Фрейд видел причину межпоколенных конфликтов в извечном соперничестве между отцом и сыном (комплекс Эдипа). В конфликте подросток стремится занять в обществе место своего отца. Существующая в обществе власть переживается в бессознательном как образ Отца. Но раз так, то возможна и другая причина межпоколенного кон­фликта, на которую указывают многие социологи. Дети не защищают, а от­вергают ценности старшего поколения, не желают принимать их в качестве образца и считать эти ценности своим культурным наследием.

По мнению специалистов, система взглядов и представлений у человека сохраняется примерно в течение 30 лет, т.е. времени наиболее активного периода жизни каждого поколения. Различия между разными поколения­ми могут носить мирный и постепенный характер, а могут — немирный, конфликтный. Обычно конфликт между воззрениями двух соседних поко­лений называют конфликтом отцов и детей.

Столкновение поколений, которое носит характер противоборства раз­личных систем ценностей, называется конфликтом поколений. Обычно дети отвергают ценности поколения отцов, не желая принимать их в качестве эталона (табл. 18).

Таким образом, во времени человечество делится на современников, предков и потомков. Вторые отличаются от современников тем, что наше общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остаться таким, возможно, навсегда. Предки могут передать нам послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но мы не можем на них ответить.

Таблица 18 Два поколения — два отношения к миру

 

Поколение отцов Поколение детей
Осторожность Дерзость, склонность к рискованным решениям
Воспоминания о прошлом; склонность сравнивать сегодня и вчера Прошлое не имеет значения; жизнь только в настоящем
Реализм и скептическое отношение к жизни Идеализм и оптимизм
Консервативные манеры, нравы, мораль Свободные манеры, нравы, мораль
Согласие с существующим положением вещей Критика существующего положения вещей
Желание вернуться в молодость Желание стать взрослым

С потомками, считает известный британский социолог Зигмунд Бауман28, все обстоит иначе. Вместе с моими современниками я оставляю им не толь­ко послание, а по существу все культурное наследие, созданное моими пред­шественниками, но сохраненное и преумноженное моими современника­ми: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, научные тео­рии, легенды, компьютерные программы и т.д.

Социологов давно интересовал вопрос: какие различия между людьми сильнее — классовые или возрастные? С одной стороны, разные материаль­ные возможности служат причиной разных стилей молодежной субкульту-

28 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 45-46.

ры у представителей высшего, среднего и низшего классов. Иногда они р; зительны. С другой стороны, мы часто можем видеть большую солидарное] между молодыми людьми, выходцами из разных классов, нежели межх разновозрастными гражданами, принадлежащими к одному классу.

На этом основании возникла концепция межпоколенного разрыва. Оь гласит, что различий между отцами и детьми больше, чем между детьми, прр надлежащими к разным классам. Степень этих различий столь высока, чт их впору именовать разрывом.

Противники утверждают, что не следует преувеличивать межпоколенны различия. Хотя они достаточны для того, чтобы говорить о молодежной суЕ

культуре как самостоятельном фене мене, но они явно недостаточны дл того, чтобы превращать их в повод ил причину конфликта между юными пожилыми. Во все времена молодеж отличалась нетерпимостью к суще ствующему строю, склонностью к бун ту и сопротивлению. И во все времен старики ворчали на молодежь, заявля* что она нравственно испорчена. Но ка только она вырастала, тут же превра щалась в конформистов и лояльны граждан.

Есть данные даже о том, что степей бунтарских настроений молодеж! взрослые склонны преувеличивать Согласно результатам опроса англий ской молодежи, проведенного в 1986 г. отношение тинейджеров в целом i наркотикам и сексу более консерва тивное, чем ожидалось. Большая част! их была скорее политически апатич ной, нежели радикально настроенной Тинейджеры верили в идеалы прочно го брака и осуждали адюльтер. Боле< того, как точная копия старшего поко ления, подростки разделили общие hn всем расовые предрассудки29.

На самом деле причины межпоко­ленного разрыва более серьезны, чей иногда думают. Они таятся в сущности самой структуры общества.

Согласно М. Мид, молодежь прихо­дит, взрослея, уже не в тот мир, к кото­рому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших ей не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а об­щество быстро изменилось и готовых позиций в ней нет. Молодежи остает-

29 Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 89.

ся либо ожидать, пока освободятся вакансии, а это слишком долго и моло­дым не терпится, либо изменить социальную структуру и вместо старых, а то и наряду с ними создать для себя новые социальные позиции. По мысли Т. Парсонса, причина протеста молодежи заключается в ее противостоянии миру взрослых — «нетерпение» занять места отцов в социальной структуре. Протестные движения молодежи и рост безработицы в ее рядах свидетель­ствуют о занятости вакансий и стремлении их получить.

Конфликт между родителями и детьми и возникающее в связи с ним на­пряжение можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного конформизма и зависимости, если терпимее относиться к индивидуальным различиям внутри семьи.

Первый конфликт поколений в истории современной России отмечен в 1920-е гг.30, когда успела подрасти молодежь, практически не знающая иде­алов прошлого, но в силу привитых большевиками нигилистических цен­ностей готовая все отрицать. Поддержанные комсомолом, школой и массо­вой пропагандой молодые люди выступили на решительную борьбу с роди­тельской культурой. Родители, боясь доносов детей, как правило, не перечили им. Поданным М.М. Рубинштейна31, обследовавшего юношеские автобиографии, признавались в протесте против взрослых в такой пропор­ции: юноши — 14,4% опрошенных и девушки — 45%; кроме того, 81,6% юношей и 88,5% девушек заявили о стремлении к самостоятельности.

Конфликты с родителями в послереволюционные годы возникали по многим поводам — из-за посещения клуба, отказа от религиозных обрядов, чтения газет, вступления в комсомол, партию и т.д. Массовым явлением в деревне 1920-х гг. стали браки «самоходкой», т.е. знакомством с девушкой помимо воли родителей, которые стремились навязать «брачную партию». Парень отказывался сватать девушку по выбору родителей до тех пор, пока они не уступят, либо покидал отчий дом для самостоятельной женитьбы, отделялся от родителей.

Остро молодые люди реагировали на жилищно-бытовые условия. Ана­лиз семейного быта юных правонарушителей и беспризорников 20-х пока­зал, что большинство из них жили в ужасных условиях: это полуразрушен­ные здания, квартиры в которых перенаселены, полное отсутствие гигиены, грязь, спертый воздух, нецензурная брань, сексуальный разврат на глазах у детей, а нередко и с их участием, жестокое отношение к детям и подрост­кам, делавшее их «зверенышами». Отсюда массовые побеги из родительс­кого дома, жизнь на свои «заработанные» средства (65% таких детей имели живых родителей). Случалось, что в ответ на жестокое обращение 14—16-летние подростки убивали матерей32.

В постсоветском российском обществе, по мнению В.Т. Лисовского33, налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально ино-

30 Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические
исследования. 1999. № 7. С. 107-114.

31 Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.

32 Рожков А.Ю. Указ. соч. С. 111.

33 Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических иссле­
дований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-99.

го строя. Молодежь не хочет строить свою жизнь так, как советует ей стар­шее поколение, придерживаться взглядов, которые были присущи старше­му поколению. Часто молодежь не воспринимает справедливые оценки со­бытий только потому, что их произносят старшие. На вопрос: «Не хотели бы Вы в общих чертах повторить жизнь своих родителей?», заданный входе одного из социологических исследований, 68% респондентов дали отри­цательный ответ; 68% детей и 72% родителей сказали, что не понимают друг друга.

В социологическом исследовании34 молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре — октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялись отношения между поколениями. От­веты на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что во всех бедах, постигших нашу страну, виновато старшее поколение?» распределились следующим образом (табл. 19).

Таблица 19 Роль старшего поколения (данные в % к общему числу респондентов)

 

Во всех бедах виновато старшее поколение: Общая оценка Город Село
♦да, полностью согласен 6,1 5,2 7,3
♦ отчасти согласен 29,8 31,0 28,0
♦ не согласен 36,3 37,0 35,1
♦ затрудняюсь ответить 22,0 20,7 23,8

Как видим, мнение молодежи разделилось: согласных и не согласных оказалось практически поровну (альтернатива «затрудняюсь ответить» не в счет). При этом больше склонны обвинять родительское поколение мужчи­ны, нежели женщины. Максимализм в оценках ярче всего выражен у груп­пы от 15 до 18 лет с пиком критичности у 16-летних, что косвенно доказы­вает обнаруженную раньше закономерность: 16 лет — критическая точка социализации. Уже к 18 годам все постепенно стабилизируется, наступает определенное равновесие, а 19-летние уже демонстрируют свою идентич­ность со взрослыми. Появляется еще один рубеж социализации — 18 лет, когда происходит осознание наступления полной гражданской ответствен­ности за все происходящее, в том числе и за прошлое в стране. С этого вре­мени человек склонен не винить старших, а брать часть ответственности на себя. Доказательством служит сравнительный подсчет: 16-летние настрое­ны в 5—15 раз критичнее, чем группы от 20 лет и старше (учитывались отве­ты «полностью согласен). При этом приходилось исключать ответы 14-лет­них, которые судят обо всем еще как дети.

Уточняющим вопросом в переменной «отношение к старшему поколе­нию» в данном исследовании служила формулировка «Как Вы относитесь к старшему поколению?», которая выявляла субъективно-эмоциональный фон межпоколенческого взаимодействия (табл. 20).

34 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Самоидентификация молодежи и преемственность поколений (http://credo.osu.ru).

Таблица 20 Субъективно-эмоциональное отношения к поколению отцов*

 

Как Вы относитесь к старшему поколению? Общая оценка Город Село
♦с восхищением 8,7 7,6 10,2
♦ с уважением 65,2 60,5 72,1
♦ с сочувствием 30,8 29,6 32,5
♦ с непониманием 22,1 24,4 18,7
♦ с презрением 1,8 2,5 0,6
♦ с ненавистью 1,1 1,6 0,4
♦ затрудняюсь ответить 12,6 13,5 11,3

* Респонденты могли выбирать несколько альтернатив.

Как видим, все оценки смещены в сторону позитивного фона: преобла­дают показатели «отношусь с уважением» и «отношусь с сочувствием». При этом позитивный фон выше в сельской местности, где еще сохранились традиционные ценности. Таким образом, если город в отношении поколе­ний демонстрирует конфликтную модель, то село представляется куда бо­лее толерантным по отношению как к старшим поколениям, так и к своим собственным ошибкам. На селе показатель молодежи, более уважительно относящейся к старшим поколениям, почти на 12% выше. Родительская группа воспринимается сельской молодежью с большим пониманием, вос­хищением и сочувствием. Городская молодежь, напротив, более требователь­на и строга35.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу мар­гинальное™ ее положения. «Сегодняшние молодые россияне поставлены в двойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. В отличие от стар­шего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо стар­шие, не жившие в капиталистическом обществе, ничем не могут помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее — обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних мораль­но-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действи­тельности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоот­ношений или семья как оплот успешного существования»36.

Некоторые специалисты полагают, что сегодня углубляется межгенераци­онное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий — от разруше­ния внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельност-ного) всем «советским» поколениям. Известная межгенерационная дистан­ция описана еще в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня отстояние и дистанция грозит превратиться в полное отрицание отцовских ценностей, включая историю собственного государства: есть «наша» мода,

35 Иваненков СП., Кусжанова А.Ж. Указ. соч.

36 Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических иссле­
дований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 99.

«наша» музыка, «наше» общение, а есть — «папино», которое навязываете з-институциональными средствами социализации.

Несмотря на многочисленные заявления социологов о конфликте поко -лений, существуют многочисленные данные о том, что по базовым ценно -стям, входящим в арсенал человеческой культуры, между старшими и млад -шими поколениями серьезных разногласий нет.

Исследование пожилых людей Г.А. Парахонской37 показало, что на пер­вом месте среди ценностей находится здоровье (71,9% опрошенных), на втором — семья, дети (69,8%), на третьем — стабильная, спокойная старость, (67,4%). За этой тройкой с большим отрывом идут следующие ценности: мир

в стране (22,9%), друзья, уважение ок­ружающих (19,1%), чистая совесть (18,0%). Остальные ценности (инте­ресный досуг, работа) отмечали менее 5% опрошенных. Интересно, что в ис­следовании пенсионеров, проведен­ном в 1973—1975 гг. в Москве, в группе неработающих пенсионеров первого послепенсионного четырехлетия был выявлен аналогичный набор наиболее значимых ценностей: «Семья, дети», «Покой, отдых», «Хорошее здоровье» (в порядке значимости)38. Таким образом, указанный набор ценностей можно счи­тать стабильной характеристикой людей пожилого возраста в нашей стране.

Различия в межпоколенческих ценностях касаются скорее частных воп­росов. Некоторые исследования не выявили каких-либо специфических «ценностей поколения». Эмпирические данные39 свидетельствуют о том, что по большинству вопросов современная молодежь разделяет взгляды своих родителей, особенно это касается отношения к работе. В то же время более половины опрошенных не разделяет отношение родителей к вопросам, свя­занным с сексом. Молодые чаще, чем взрослые противопоставляют свои взгляды на правила морали и отношение к сексу. Вместе с тем молодежь в большей степени солидарна с родителями в отношении к социальным про­блемам и политике.

Говоря о воспитании, молодые респонденты отмечали, что родители чаше всего пытались развить в них хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ­ственности, порядочность. И, в свою очередь, молодежь чувствует необхо­димость воспитать в своих детях эти качества. Более ценны для молодых людей (в сравнении со взрослыми) независимость, воображение, решитель­ность, настойчивость, для их родителей — бережливость, экономное отно­шение к деньгам и вещам, послушание.

Взрослые и молодежь сходятся в следующих оценках. Те и другие: ♦ отрицательно относятся к наркотикам, самоубийству, управлению машиной в пьяном виде;

37 Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 103-110.

38 Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М., 1983. С. 51.

39 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социологические иссле­
дования. 2002. № 1.

♦ осуждают супружеские измены и аборт;

♦ проявляют нейтральное отношение к разводам.

В других случаях позиции взрослых и молодежи расходятся, при этом молодежь больше склонна оправдывать негативные действия. Особенно ярко различия проявились по отношению к добрачным половым связям: молодежь их оправдывает, а взрослые осуждают. А вот по отношению к со­крытию налогов картина противоположная: взрослые оправдывают, моло­дежь осуждает.

Представления о счастье у молодежи те же, что и у взрослых: треть опро­шенных на первое место поставили хорошую семью, каждый пятый стремит­ся к материальному благополучию и дружбе, каждый шестой упоминает ра­боту и любовь. И только 3% включили в понятие счастья общественные воп­росы и благополучие страны.

В целом молодежь разделяет взгля­ды своих родителей, ориентируется на мнение старших. Однако в воспитании своих детей планирует сместить акцент с бережливости и послушания (как у родителей) на независимость и вооб­ражение40.

Отказ детей от ценностей родителей означает критику и осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый свя­зан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индиви­дуальном уровне — конкретные родители влияют на своих детей. На поколен-ческом — молодежь воспринимает ценности старшего поколения. Переоценка ценностей, происходящая у молодежи, чаще всего переходит с поколенчес-кого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителя­ми болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, — и тут проявляется второй момент, — что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что «подростковый период» переживают не одни подростки и юноши, а все общество, в котором разочаровалось несколько поколений. Но в отличие от своих отцов дети могут покинуть это общество и уехать в другую страну. По данным мониторинга тюменских социологов, проведенного в период с 1992 по 2000 г., до 70% опрошенных считают, что человек должен жить в той стра­не, где ему больше нравится. «Заграница» для молодых людей более привле­кательна. Здесь они хотели бы получить образование. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, но и со своим поколением. Иден­тификация с поколением отцов происходит у них скорее на индивидуальном уровне — со своей семьей и своими родителями. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31% респондентов41.

Эволюция человеческого общества, по всей видимости, двигалась от единства двух миров, присущего древнему обществу, к их разделению, ко­торое характеризует современное общество.

40 Скриптунова Е.А., Морозов А.А. Указ. соч.

41 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной транс­
формации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.

В сообществе бушменов дети и взрослые всегда находятся вместе — в труде, на отдыхе, в отправлении религиозных культов. Для них ритуальные танцы выступают способом передачи социального опыта молодому поколе­нию через наглядный показ символической и обрядовой стороны своей культуры. Таким образом, главная особенность примитивных обществ — нераздельность мира взрослых и мира детей. Разница между двумя возраст­ными группами состоит только в физических возможностях. В традицион­ном обществе не существует подростковых кризисов, нет вопроса «почему», каждый член знает столько, сколько и все общество.

С течением времени социальная жизнь и возможности накопления опыта усложняются. Разрыв между миром взрослых и детей увеличивается. В со­временном обществе невозможно знать все. Возникает разделение труда между профессиями и видами деятельности. Свою функцию обучения ро­дители передают специалистам — учителям и преподавателям. Ушли в про­шлое совместные ритуальные танцы, их заменили совместное чтение (семей­ное чтение), совместный отдых и досуг. Труд перестал быть сферой, которая объединяет детей и взрослых, поскольку общественный труд настолько ус­ложнился, что для его выполнения необходима специальная подготовка.

ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Исследование ценностных ориентации у различных возрастов и поко­лений, установление для каждого возраста собственного репертуара, сравнение ценностной палитры у разных поколений, наконец, отслежи­вание изменений, которые происходят в составе ценностей по мере взросления человека либо по мере перехода от одной исторической эпо­хи к другой у одной и той же возрастной когорты, скажем, молодежи (мо­лодежь в разные эпохи),одна из главнейших, любимейших и широко представленных областей социологической теории и практики, причем как за рубежом, так и в нашей стране.

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Еще до Октябрьской революции 1917 г. русскими и зарубежными фило­софами (Н.О. Лосский, М. Шелер, Ф. Ницше, В.П. Тугаринов, О.В. Дроб-ницкий, С.Ф. Анисимов и др.) разработаны основы теории ценностей, рас­крыта сущность понятия, выделены и описаны основные группы ценностей. В работах известных психологов и педагогов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выгот­ский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов и др.) показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональ­ным и волевым развитием.

Классики зарубежной психологии и философии, в том числе Г. Мюнстер-берг, В. Штерн, Н. Гартман и М. Шелер, пытались построить иерархию цен­ностей. К примеру, в четырехуровневой иерархии М. Шелера на нижнем этаже расположены гедонистические (приятное—наприятное), на втором — этикетные (хорошее и дурное, благородное и низкое), на третьем — эстети­ческие (прекрасное—безобразное), на четвертом — нравственные (противо­положность добра и зла), а на пятом, высшем уровне размещаются ценнос­ти абсолютного блага, превышающие любые другие ценности — они вечны, неделимы, независимы от других1. Американский социолог Р. Инглхарт выделяет две системы ценностей — «материалистическую» (материальное благосостояние экономический рост, безопасность, благосостояние и т.д.)

1 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

и «постматериалистическую», где доминируют гармоничные отношения между людьми, духовное развитие и самореализация личности2.

Материальные ценности выступают на передний план в экстремальных условиях, когда на весы положена ваша жизнь, прежде всего голод или тя­желая болезнь. Нематериальные ценности оттесняют своих конкурентов в нормальной ситуации, при высоком уровне жизни западноевропейцы мо­гут поразмышлять о Бетховене или освоении Марса, благотворительности или экзотическом туре. Но часто бывает, что и при низком достатке люди руководствуются ими, например, в годы индустриализации советские люди совершали героические подвиги вовсе не за деньги, а ради высших духов­ных ценностей. Патриарх Тихон в 1920-е гг., отказавшись сотрудничать с советской властью, отдал самое доро­гое — свою жизнь — ради высших ду­ховных ценностей. Достижение второй системы ценностей возможно только после удовлетворения материальных потребностей. Инглхарт подчеркивает, что лишь после того, как подавляющая часть общества чувствует свою «эконо­мическую безопасность» (у них есть ра­бота, дом, машина и многое другое) воз­никают предпосылки для постматери­альной «культурной революции», когда люди начинают бороться за «мир во всем мире», против глобальной бедно­сти и неравенства, терроризма и охра­нять окружающую среду.

Данные кросскультурных исследо­ваний, проведенных в 40 странах под руководством Р. Инглхарта, показали, что хотя постматериальные ценности больше всего распространены в бога­тых странах Запада (США, Швеции, Японии, Австралии и т.д.), где их раз­деляло в 1990 г. от 20 до 33% населения, они начинают проникать и в менее раз­витие страны, скажем Турцию и Мек­сику (чуть менее 20%). Хуже всего по­стматериализм представлен в Южной Азии, экваториальной Африке и пост­социалистических странах, в том числе России (11%). Тем не менее в пери­од 1981-1990 гг. в совершенно различных по экономике, социальному ук­ладу и культуре обществах происходили одинаковые сдвиги в отношении к

2 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, 1997. P. 87; Инглхарт P. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обще­стве. М., 1990; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// По­лис. 1997. № 4.

институтам и нормам, регулирующим нашу жизнь. Так, в США, Канаде, странах Западной Европы, а также в Мексике и Японии уменьшилась доля людей, считающих невозможным вступать в стычки с полицией. В североа­мериканских и западноевропейских странах, в Южной Африке возросло количество граждан, готовых участвовать в запрещенных забастовках (в Мексике оно повысилось за 10 лет в четыре раза). В подавляющем большин­стве стран, исповедующих самые разные религии, в том числе ислам, като­лицизм, буддизм и синтоизм, упал престиж церкви как высшего морально­го авторитета. В сфере семейных и сексуальных отношений наблюдается тенденция к ослаблению традиционных норм. Так, в США, Венгрии, Япо­нии, а особенно сильно — в Аргентине (в два раза) возросла доля опрошен­ных, одобряющих женщин, воспиты­ вающих детей без мужа3.

Проблема ценностных ориентации рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Ар-тюховой, Е.К. Киприяновой, Н.А. Кириловой, А.С. Шарова и др. В иссле­дованиях ученых доказана необходимость и теоретически обоснован эмо­ционально-ценностный компонент содержания образования (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина), рассмотрены проблемы эмоционально-цен­ностного образования младших школьников (В.В. Абраменкова, СИ. Мас-лов), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для те­ории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И. Рав-кин, М.В. Богуславский), показаны пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В. Куликова, Г.П. Савкина, А.Д. Солдатенков и др.), обнаружено влияние усвоенных ценностей на лич­ностные качества ребенка и его поведение (И.Я. Скворцова, О.Н. Прокопец). Сотрудник Российской академии образования В.В. Абраменкова4 провела психологический эксперимент, в котором участвовали более ста московских детей разного возраста. Ребятам предложили игровую ситуацию: каждый из них в одиночку оказывается вдруг на необитаемом острове, где полно еды, фруктов, а также симпатичных и добрых зверей. Еще там есть рация, по которой можно запросить то, чего в данный момент больше всего не хвата­ет: одного из родителей, сверстника, игрушку, телевизор, компьютер, видео­магнитофон. Рация включается в строго определенное время — через час после появления на острове, потом на следующий день, через неделю, ме­сяц и, наконец, через год. Причем заказать в каждый сеанс связи ребенок может что-то одно.

Результаты опроса впечатляют. Для юных робинзонов предметом первой необходимости оказался компьютер: его захотели иметь 37% мальчиков и 50% девочек семи лет. А вот семилетним девочкам мама нужна больше (33% запросов через день после начала островной жизни), о папе то же число де­вочек вспомнит только через год.

Вывод психолога — интересы и ценностные установки наших детей на глазах меняются, это подтверждает сопоставление ответов самых маленьких

3 Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43
Societies. Princeton, 1997. P. 369-385.

4 Абраменкова В.В- Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба. М., 1999.

участников опроса и респондентов постарше. Автор подчеркивает игровой стиль современной цивилизации — биржевые игры как регулятор макроэко­номики, миллионы людей, занятых в индустрии развлечений.

Вчерашние детские развлечения отступают на второй план, место игру­шек и традиционных игр занимает экран — продукт технократической ци­вилизации, вместилище и конструктор новой виртуальной реальности, опас­ной уже тем, что она способна полностью отвлечь часть детей от реальнос­ти настоящей. А кем и чем заполнена та виртуальная реальность, которую открывает ребенку вездесущий экран? Массовые зарубежные фильмы, кли­пы и видеоигры внедряют в его сознание образы вампира и супермена, не­сокрушимого робота или иррационально злобного маньяка. Так создается новый экранный мир, для которого все более характерен страшный носи­тель абсолютного зла — от него не спастись ни крестным знамением, ни при­емами восточных единоборств.

Психологический эксперимент: чего больше всего не хватает юному «робинзону»?

В философском словаре дано следующее определение: «Ценности — специ­фически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества»5.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явле­ние, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. (А.И. Дон­цов, Д.А. Леонтьев, А. Фишбейн, М. Рокич).

Так, согласно М. Рокичу, ценность — устойчивое убеждение, что опреде­ленный способ поведения или существования есть индивидуально или со­циально предпочтительный выбор по сравнению с каким-либо иным спо-

5 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 534.

ЗБ2

собом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система цен­ностей — это устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеж­дений (экзистенциальные, оценочные и прогностические), Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности—нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).

С. Л. Рубинштейн6 говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важ­нейшую ценностную функцию — ориентира поведения. Ценностная ориен­тация обнаруживает себя в определен­ной направленности сознания и пове­дения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Основная масса психологов сходит­ся в том, что ценности — это базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и труд­ноизменяемые компоненты, опреде­ляющие поведение людей.

В подростковом возрасте человек уже задумывается о смысле жизни. Оте­чественные психологи (Г.А. Вайзер) оп­росили семиклассников и получили интересные результаты. Оказалось, что осознание смысла жизни у семиклас­сников происходит неравномерно. Меньше затруднений у них вызывают вопросы о смысле жизни, больше — о смысле собственной жизни. Говоря о смысле жизни, учащиеся продвигаются от «школьного» смысла жизни (хорошо учиться, поступить в институт) до «взрослого» (оставить след на Земле, тво­рить историю для человечества, сделать открытие, узнать все о Бермудском треугольнике, сохранить мир на Земле, совершить подвиг)7.

В октябре 2001 г. ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (рук. проф. В.Е. Семенов) провели исследование общественного мне­ния петербуржцев (телефонный опрос, 842 человека)8. Социологи выясняли широкий круг вопросов — от политических пристрастий до удовлетворенно­сти жизнью, браком и работой. На основе сопоставления новых данных с прежними, полученными 15 лет назад, удалось проследить поколенческую динамику ценностных ориентации. Вопрос о жизненных ценностях у разных поколений выявил неожиданную и одновременно ожидаемую тенденцию — семья (72,6%) шла впереди всех, за ней, почти догоняя, двигались здоровье

6 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

7 Вайзер Г.А. Представления школьников о смысле жизни и акме человека // Мир психологии. № 2
(26). 2001. С. 93-98.

8 Голубев Е. Ценности, авторитеты, общественное настроение // СПбУ. 2001. 14 дек. № 31 (3585).

(70,9%), от которых сильно отставали деньги (33,7%), друзья (32,4%)9, инте­ресная работа (27,8%) и справедливость (21,3%). В молодежной выборке дру­зья (53%) даже «обгоняют» здоровье (49%), но семья — все-таки важнее всего (60%). Только у пожилых на первом месте здоровье (85,5%), которое опе­режает даже семью (67%). Интересная работа у молодежи и пенсионеров оказались на шестом месте. Социологи заметили: между деньгами и рабо­той нет корреляции. Возможно, предположили питерские ученые, проис­ходит расщепление сознания: деньги можно добыть, получить и не работая. Абстрактные (так они воспринимаются) ценности — справедливость и вера — на последних местах. Хотя у молодежи справедливость на пятом месте, а у пожилых — на третьем (и те, и другие чувствуют себя в чем-то ущемленными).

Аналогичный опрос ученые НИИКСИ проводили в 1984 г. (очный опрос 2,5 тыс. ленинградцев). И за 15 лет наши жизненные ценности не очень из­менились. Тогда на первом месте была семья, на втором — хорошее жилье, на третьем — друзья, далее — хорошая оплата труда и дети (все они набрали тогда порядка 80% голосов). Ценности частной жизни — семья и друзья — для нас по-прежнему остаются самыми важными. Важнее даже, чем спра­ведливость.

Раньше, лет 20—30 назад, существовала такая тенденция: чем человек старше, тем он был больше удовлетворен жизнью. И это понятно: с возрас­том нарастало количество получаемых благ. Теперь же тенденция прямо противоположная: если в общей выборке удовлетворенных жизнью 59,1%, а неудовлетворенных 35,5%, то среди пожилых — 43 и 53%, а среди молоде­жи — 80 и 18% соответственно. Это, видимо, объясняется тем, что сегодня молодые и энергичные могут заработать и получить больше благ, чем люди в возрасте, несмотря на свой опыт.

В 1984 г. было гораздо меньше и удовлетворенных жизнью (46%), и не­удовлетворенных (26,5%) — из-за того, что затруднившихся ответить на этот вопрос тогда было куда больше (27,6%). Во время перестройки первая циф­ра резко снизилась, а вторая выросла (31 и 67% в опросе 1993 г.), а потом начался медленный рост удовлетворенных жизнью (31,7 и 64,4% — в 1995 г., 36,7 и 60,7% — в 1999 г.)10. Парадоксально, но многие петербуржцы удовлет­ворены жизнью, хотя считают свои доходы низкими.

С этими данными во многом согласуются результаты других эмпиричес­ких исследований. Поколение-2000 в первую очередь доверяет своим род­ственникам (35%), потом — друзьям (18%). Как ни странно, на третьем ме­сте стоят политики (12%), дальше — журналисты, астрологи, социологи, гадалки, ясновидящие и даже алхимики (их указали 5%). На что же надеют­ся молодые? 74% — на собственные силы, 13% — на подъем экономики, 2% — на помощь Запада. Каждый десятый не удовлетворен жизнью и счи­тает, что будет еще хуже. Правда, почти столько же утверждают, что жизнью вполне довольны. Почти половина опрошенных заявили, что не хотели бы уехать из России. Подумывают об эмиграции 34%".

9 Значимость друзей — это характерная российская черта, в западных странах эта ценность гораздо
ниже.

10 Голубев Е. Указ. соч..

11 ПисаренкоД., Разин П. Поколение-2000 // Аргументы и факты. 1999. № 17. С. 16.

364 '

Давно известно: молодость всегда связана с удовольствиями. Какие удо­вольствия выбирает поколение-2000? Каждый третий любит слушать музы­ку, каждый пятый — тратить деньги. Дальше идет общение с противополож­ным полом (17%), просмотр видео и вкусная еда (по 16%). Только один из ста признался, что ему нравится употреблять наркотики12.

Сексуальная свобода — еще один симптом нашего времени. Принято считать, что современные тинейджеры начинают половую жизнь лет с 13, а то и раньше. Между тем данные опроса свидетельствуют: ив 13, и в 15 лет подавляющее большинство парней и девчонок еще сохраняют свою дев­ственность. Как ни странно, у юношей пик первых сексуальных контактов приходится на 20-летний возраст (19% опрошенных), в то время как у деву­шек — на 18-летний (23%)13.

В социологическом исследовании молодежи Оренбуржья, проведенном в сентябре—октябре 1997 г. (опрошено 1110 человек в возрасте от 14 до 30 лет, выборка — квотная), выяснялась самоидентификация молодого поколения. На вопрос «Хотели бы Вы родиться и жить не в России, а в другой стране?» 30% опрошенных ответили утвердительно и 18% затруднились ответить. Таким образом, каждый третий молодой оренбуржец хотел бы иметь иную родину14. При этом почти половина опрошенных (49%) гордятся победой в Великой Отечественной войне, 39,44% — природными богатствами России, 35,76% — историей страны. Любопытно, что личность В.И. Ленина и его

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...