Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терминология и определения




Под игровой субкультурой мы понимаем совокупность подвижных игр и неподвижных игрушек, правил, образцов, обрядов и ритуалов, связанных с этим миром, моделирующих взрослый мир и помогающих ребенку активно освоить его и стать полноправными участниками культуры взрослых.

В зависимости от характера осваиваемых навыков игры могут быть раз­делены на следующие типы:

♦ физические игры, в которых тренируется и развивается моторная ак­тивность (спортивные состязания, тренинги);

♦ обрядовые игры, в которых дети осваивают традиции, ритуал и цере­монии, существующие в данной религии или народной культуре;

♦ сюжетно-ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок в игровой манере осваивал и разыгрывал социальные роли и ситуации, существующие во взрослом мире.

Изучая отношение детей к правилам игры, Ж. Пиаже выделил две после­довательные стадии: следование этике принуждения и этике сотрудничества. На ранних стадиях морального развития дети ограничены правилами игры, которые можно назвать сдерживающими, поскольку для ребенка они олицет­воряют власть родителей и, следовательно, являются строго обязательными. Правила символизируют непреложный порядок вещей, и дети считают, что они, так же как и их родители, должны ему беспрекословно повиноваться1.

Позже, в результате общения с окружающим миром, дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменять по общему согласию. Правила

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 394—399; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М.;Л., 1932; Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М, 1981.

больше не расцениваются ими как внешние законы, которые священны уже потому, что установлены взрослыми, а воспринимаются как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия.

Для ребенка его братья и сестры или друзья по играм являются некой моделью общества, в которой реализуется его стремление к сотрудничеству. Постепенно дети переходят к новому типу морали — этике взаимодействия, а не повиновения. Это уже подлинная мораль намерений.

Этика принуждения или повиновения — поведение, подчиненное прави­лам или власти.

Этика сотрудничества или взаимодействия — поведение, в основе кото­рого лежат взаимное уважение и согласие.

Объективные суждения — учитываются только последствия проступка.

Субъективные суждения — кроме последствий проступка учитываются также намерения и мотивы.

Теория игры появилась в конце XVIII — начале XIX в. (энергетическая теория Г. Спенсера, Ф. Шиллера, рекреационная теория М. Лазаруса, инстин­ктивная теория К. Грооса, теория катарсиса современных психологов, река-питуляционная теория С. Холла, релаксационная теория Дж. Т. У. Патрик). Подавляющее большинство современных психологов и педагогов считает игру подготовительным этапом социализации, в ходе которого дети осваивают роли взрослых. Если детские игры выполняют педагогическую функцию, то игры взрослых — терапевтическую и катарсисную.

Дж. Мид первым концептуализировал различие между play и game. С тех пор оно стало классическим. Play — это играние детьми взрослых ролей: матери, учителя, полицейского. Это воображаемое пребывание в роли как будто она настоящая. Game — это более организованная и утонченная дея­тельность, например, игра детей в футбол.

ЭТОЛОГИЯ ИГРЫ

Этология, как известно, это наука о поведении животных в естественных условиях. Она многое может рассказать о склонности детей к игровой дея­тельности. Некоторые ученые считают, что истоки игры надо искать не в осо­бенностях социализации человека в обществе, а в его биологическом про­шлом.

Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д.А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры.

Видный немецкий психолог Карл Гроос (1861—1946), автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, пола­гал, что любую игру можно представить как некоторую структуру упражне­ний на начальном этапе социализации и самовоспитания. К игровой стра­тегии социализации способны высшие животные. Действительно, в жизни каждого высшего существа есть детство, т.е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь. Эта возможность

дается ему при помощи родительского ухода, а затем и игровой практики2. Именно она в детстве позволяет животному, не говоря о человеке, развить и совершенствовать то, чем «обидела» и что не додала им природа. Новорож­денный тигренок не способен охотиться. Этому его обучает мать, а игры с ровесниками, нападения и отступления, помогают лучше понять партнера по охоте и эффективнее добывать пропитание.

Возможно, что через наших детей взрослые всматриваются в прошлое всего человечества. Для человечества история начиналась с охоты и собира­тельства. Но и современные дети начинают свою жизнь именно с этой ста­дии. «Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в

рот. Отучить его от этого занятия про­сто невозможно. Став постарше, он значительную часть времени удовлет­воряет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых раз­ных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов, на­ битых самыми неожиданными предме­тами — орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками, зачастую вперемешку с жу­ками, пробками, проволочками?!»3 Но и взрослые что-нибудь собирают: де­душка — книги, бабушка — кулинарные рецепты, папа — марки, мама — тряпочки.

Игра является важнейшим механизмом социализации в человеческом обществе. Но не только в человеческом, ведь игровое начало обнаружено не только у людей. Молодые животные очень много играют — между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, ко­торые всю взрослую жизнь живут угрюмыми одиночками — медведи, дикие кошки, например, — в детстве очень общительны и игривы. Игры не толь­ко приятное провождение времени, они необходимы для полноценного раз­вития особи, как физического, так и психического.

Да что там медведи и обезьяны. Их относят к элите животного мира, если за критерий брать своеобразный IQ. А вот птицы — мозгов, как считают многие, у них гораздо меньше: мол, это существа с примитивной психикой, чьим поведением управляют лишь инстинкты. К примеру, вороны (они от­носятся к семейству врановых) — созревание мозга продолжается у врано-вых по крайней мере в течение всего первого года жизни — довольно дол­гое детство. Как у людей. Их игры похожи на игры млекопитающих и... ма­леньких детей4.

Практически у ворон весь репертуар игр, доступных детям — от интел­лектуальных и развивающих до предметных и командных. Нет, пожалуй, только сюжетно-ролевых, например в «дочки-матери», в которых дети ра­зыгрывают социальные взаимодействия взрослых. Живущие на воле врано-вые птицы проделывают разнообразные и сложные манипуляции с предме­тами, в том числе на лету выпускают зажатую в клюве палочку и тут же ло-

Groos К. Die Spiele der Menschen. Jena, 1899; Idem. Wesen und Sinn des Spiels // Z. f. Psychol. 1934. Дольник В.Р. Беседы о человеке. Такое долгое, никем не понятое детство (http://arcb.ive. lseptember.ru). Зорина 3. Зачем они играют // Педология. 2001. № 6.

вят ее. Есть у них и другие подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купание в снегу, катание с крыш домов и соборов. Особенно разнообразны игры городских ворон.

Достаточно часто можно наблюдать, как две-три вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за собой до пол­ного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свали­лась в него. Некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, перехваты­вают, например, из их рук поводок...

Вороны не только манипулировали всеми попадающими к ним предмета­ми, но и изобретали действия, обычно им не свойственные. Например, один

из них подолгу висел на жердочке вниз головой и раскачивался, другой «с разбе­гу» катался зимой по льду. Самая распро­ страненная коллективная игра — пре­следование, когда за птицей, схватившей в клюв какой-нибудь небольшой предмет, гонится другая. Догнав, она перехва­тывает его, причем первая не оказывает сопротивления5.

Игры детенышей обезьян, как и игры детей, включают элементы хитро­сти и обмана. Д. Фосси наблюдала детеныша гориллы, который регулярно затевал возню и драки около спящего вожака, а когда тот начинал просы­паться, изображал полную невинность и наблюдал, как тот расправляется с остальными.

Н. Ладыгина-Коте подробно описывает и другие развлечения: извлечение звуков из чего угодно и с помощью чего угодно. По наблюдениям Л. Фирсо-ва, шимпанзе, живущие полусвободно на озерном острове, играют на мелко­водье, переливая воду из ладони в ладонь.

Дж. Гудолл в 1992 г. описала, как самцы-подростки устраивали устраша­ющие демонстрации в лесу, вдали от своих сородичей, по-видимому, проиг­рывая ситуации из жизни взрослых. Молодой самец Фиган «играл в вожа­ка». Чем не сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать мир взрос­лых и успешно пройти подготовительные фазы социализации?!

Почему социологам надо внимательнее присматриваться к достижениям этологии? Им свойственно переоценивать уникальность человека: мол, все, на что способен он, не способно полноценно осуществить ни одно животное. Так, лишь некоторое копирование и подражание нам, как, скажем, у обезь­ян. Выходит, что игра игре — рознь. Человеческие и животные игры — два разных мира. Животные в своих играх выражают полноту бытия, а люди — свою ущербность. Игрок компенсирует ущербность своей социальной жиз­ни через свое непосредственное участие в игре6. Причем и дети, и взрослые. Дети моделируют своими играми все то, что им недоступно из мира взрослых или до чего они не доросли. А самим взрослым их забавы необходимы как компенсация того, что им не додали в детстве.

Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения — как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. В играх

5 Зорина 3. Указ. соч.

6 См.: Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1999.

можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с парт­нером, бороться — словом, узнать, что такое другая особь, чего от нее мож­но ожидать и как себя вести. Большинство игр — вариации на три главные темы: «хищник-жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), «брач­ные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопро­вождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), «родители-дети» (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.). Для игр обязательна смена ролей. Снача­ла один изображает хищника, а другой — жертву, потом — наоборот. Моло­дой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, самка выполняет ритуа­лы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять парт­ нер, объект охоты или враг7.

Очевидно, что в детстве воспроиз­водятся такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но кото­рые были у предков. В.Р. Дольник, сравнивая поведение животных и детей, находит между ними немало сходства. Так, взрослая кошка охотится двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. Она прижимает добычу двумя лапами к земле. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют в конце лапой по спине жертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды), пры­гая сверху, вцепляются зубами в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движе­нием поддевают его снизу и подбрасывают вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка-рыболов.

Что это, запасные программы или программы предков? Присмотримся, во что играют наши дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нрави­лось, к чему нас тянуло.

Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (игры в войну) — все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Конечно, дети играют в не меньшей сте­пени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь, под­ражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями, воспитателями игры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.п. Но здесь речь не о них. У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища (обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места — дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. И неверно думать, что они подражают взрослым, строящим дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять очень удобные домишки, большие кубики, из которых можно построить дом, но если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, нежели подготовленные взрослыми сооружения.

7 Дольник В.Р. Указ. соч.

Лишение детей игры пагубно сказывается на их взрослении. Так проис­ходит и в мире людей, и в мире животных. По наблюдениям В.Р. Дольника, лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реак­ции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто оши­бочны. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; достается и их детенышам. Фактически это как бы преступники в мире животных8. Кто-то из психологов заметил, что невротики — это люди недоигравшие в детстве. Косвенным подтверждением лечебной силы различных игровых техник слу­жит бум игровой психотерапии во второй половине XX в.

Игра занимает наиважнейшее место в жизни и людей, и животных. Но

почему это происходит и какие функ­ции выполняет игра, ученые продол­жают спорить. Они собрали множество самых разных, порой взаимоисключа­ющих, фактов и создали немало тео­ рий, которые не всегда согласуются между собой. Может быть, и хорошо, что собранные наукой факты так разнообразны и не подтверждают ни одну гипотезу. Они расчищают почву для новых концепций, которые помогут нам лучше узнать одно из самых загадочных явлений в нашей жизни — игру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...