Терминология и определения
Под игровой субкультурой мы понимаем совокупность подвижных игр и неподвижных игрушек, правил, образцов, обрядов и ритуалов, связанных с этим миром, моделирующих взрослый мир и помогающих ребенку активно освоить его и стать полноправными участниками культуры взрослых. В зависимости от характера осваиваемых навыков игры могут быть разделены на следующие типы: ♦ физические игры, в которых тренируется и развивается моторная активность (спортивные состязания, тренинги); ♦ обрядовые игры, в которых дети осваивают традиции, ритуал и церемонии, существующие в данной религии или народной культуре; ♦ сюжетно-ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок в игровой манере осваивал и разыгрывал социальные роли и ситуации, существующие во взрослом мире. Изучая отношение детей к правилам игры, Ж. Пиаже выделил две последовательные стадии: следование этике принуждения и этике сотрудничества. На ранних стадиях морального развития дети ограничены правилами игры, которые можно назвать сдерживающими, поскольку для ребенка они олицетворяют власть родителей и, следовательно, являются строго обязательными. Правила символизируют непреложный порядок вещей, и дети считают, что они, так же как и их родители, должны ему беспрекословно повиноваться1. Позже, в результате общения с окружающим миром, дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменять по общему согласию. Правила 1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 394—399; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М.;Л., 1932; Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М, 1981. больше не расцениваются ими как внешние законы, которые священны уже потому, что установлены взрослыми, а воспринимаются как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия.
Для ребенка его братья и сестры или друзья по играм являются некой моделью общества, в которой реализуется его стремление к сотрудничеству. Постепенно дети переходят к новому типу морали — этике взаимодействия, а не повиновения. Это уже подлинная мораль намерений. Этика принуждения или повиновения — поведение, подчиненное правилам или власти. Этика сотрудничества или взаимодействия — поведение, в основе которого лежат взаимное уважение и согласие. Объективные суждения — учитываются только последствия проступка. Субъективные суждения — кроме последствий проступка учитываются также намерения и мотивы. Теория игры появилась в конце XVIII — начале XIX в. (энергетическая теория Г. Спенсера, Ф. Шиллера, рекреационная теория М. Лазаруса, инстинктивная теория К. Грооса, теория катарсиса современных психологов, река-питуляционная теория С. Холла, релаксационная теория Дж. Т. У. Патрик). Подавляющее большинство современных психологов и педагогов считает игру подготовительным этапом социализации, в ходе которого дети осваивают роли взрослых. Если детские игры выполняют педагогическую функцию, то игры взрослых — терапевтическую и катарсисную. Дж. Мид первым концептуализировал различие между play и game. С тех пор оно стало классическим. Play — это играние детьми взрослых ролей: матери, учителя, полицейского. Это воображаемое пребывание в роли как будто она настоящая. Game — это более организованная и утонченная деятельность, например, игра детей в футбол. ЭТОЛОГИЯ ИГРЫ Этология, как известно, это наука о поведении животных в естественных условиях. Она многое может рассказать о склонности детей к игровой деятельности. Некоторые ученые считают, что истоки игры надо искать не в особенностях социализации человека в обществе, а в его биологическом прошлом.
Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д.А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры. Видный немецкий психолог Карл Гроос (1861—1946), автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, полагал, что любую игру можно представить как некоторую структуру упражнений на начальном этапе социализации и самовоспитания. К игровой стратегии социализации способны высшие животные. Действительно, в жизни каждого высшего существа есть детство, т.е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь. Эта возможность дается ему при помощи родительского ухода, а затем и игровой практики2. Именно она в детстве позволяет животному, не говоря о человеке, развить и совершенствовать то, чем «обидела» и что не додала им природа. Новорожденный тигренок не способен охотиться. Этому его обучает мать, а игры с ровесниками, нападения и отступления, помогают лучше понять партнера по охоте и эффективнее добывать пропитание. Возможно, что через наших детей взрослые всматриваются в прошлое всего человечества. Для человечества история начиналась с охоты и собирательства. Но и современные дети начинают свою жизнь именно с этой стадии. «Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в рот. Отучить его от этого занятия просто невозможно. Став постарше, он значительную часть времени удовлетворяет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых разных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов, на битых самыми неожиданными предметами — орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками?!»3 Но и взрослые что-нибудь собирают: дедушка — книги, бабушка — кулинарные рецепты, папа — марки, мама — тряпочки.
Игра является важнейшим механизмом социализации в человеческом обществе. Но не только в человеческом, ведь игровое начало обнаружено не только у людей. Молодые животные очень много играют — между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут угрюмыми одиночками — медведи, дикие кошки, например, — в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физического, так и психического. Да что там медведи и обезьяны. Их относят к элите животного мира, если за критерий брать своеобразный IQ. А вот птицы — мозгов, как считают многие, у них гораздо меньше: мол, это существа с примитивной психикой, чьим поведением управляют лишь инстинкты. К примеру, вороны (они относятся к семейству врановых) — созревание мозга продолжается у врано-вых по крайней мере в течение всего первого года жизни — довольно долгое детство. Как у людей. Их игры похожи на игры млекопитающих и... маленьких детей4. Практически у ворон весь репертуар игр, доступных детям — от интеллектуальных и развивающих до предметных и командных. Нет, пожалуй, только сюжетно-ролевых, например в «дочки-матери», в которых дети разыгрывают социальные взаимодействия взрослых. Живущие на воле врано-вые птицы проделывают разнообразные и сложные манипуляции с предметами, в том числе на лету выпускают зажатую в клюве палочку и тут же ло- Groos К. Die Spiele der Menschen. Jena, 1899; Idem. Wesen und Sinn des Spiels // Z. f. Psychol. 1934. Дольник В.Р. Беседы о человеке. Такое долгое, никем не понятое детство (http://arcb.ive. lseptember.ru). Зорина 3. Зачем они играют // Педология. 2001. № 6. вят ее. Есть у них и другие подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купание в снегу, катание с крыш домов и соборов. Особенно разнообразны игры городских ворон. Достаточно часто можно наблюдать, как две-три вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за собой до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него. Некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, перехватывают, например, из их рук поводок...
Вороны не только манипулировали всеми попадающими к ним предметами, но и изобретали действия, обычно им не свойственные. Например, один из них подолгу висел на жердочке вниз головой и раскачивался, другой «с разбегу» катался зимой по льду. Самая распро страненная коллективная игра — преследование, когда за птицей, схватившей в клюв какой-нибудь небольшой предмет, гонится другая. Догнав, она перехватывает его, причем первая не оказывает сопротивления5. Игры детенышей обезьян, как и игры детей, включают элементы хитрости и обмана. Д. Фосси наблюдала детеныша гориллы, который регулярно затевал возню и драки около спящего вожака, а когда тот начинал просыпаться, изображал полную невинность и наблюдал, как тот расправляется с остальными. Н. Ладыгина-Коте подробно описывает и другие развлечения: извлечение звуков из чего угодно и с помощью чего угодно. По наблюдениям Л. Фирсо-ва, шимпанзе, живущие полусвободно на озерном острове, играют на мелководье, переливая воду из ладони в ладонь. Дж. Гудолл в 1992 г. описала, как самцы-подростки устраивали устрашающие демонстрации в лесу, вдали от своих сородичей, по-видимому, проигрывая ситуации из жизни взрослых. Молодой самец Фиган «играл в вожака». Чем не сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать мир взрослых и успешно пройти подготовительные фазы социализации?! Почему социологам надо внимательнее присматриваться к достижениям этологии? Им свойственно переоценивать уникальность человека: мол, все, на что способен он, не способно полноценно осуществить ни одно животное. Так, лишь некоторое копирование и подражание нам, как, скажем, у обезьян. Выходит, что игра игре — рознь. Человеческие и животные игры — два разных мира. Животные в своих играх выражают полноту бытия, а люди — свою ущербность. Игрок компенсирует ущербность своей социальной жизни через свое непосредственное участие в игре6. Причем и дети, и взрослые. Дети моделируют своими играми все то, что им недоступно из мира взрослых или до чего они не доросли. А самим взрослым их забавы необходимы как компенсация того, что им не додали в детстве. Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения — как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. В играх
5 Зорина 3. Указ. соч. 6 См.: Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1999. можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться — словом, узнать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство игр — вариации на три главные темы: «хищник-жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), «брачные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), «родители-дети» (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.). Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой — жертву, потом — наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять парт нер, объект охоты или враг7. Очевидно, что в детстве воспроизводятся такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков. В.Р. Дольник, сравнивая поведение животных и детей, находит между ними немало сходства. Так, взрослая кошка охотится двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. Она прижимает добычу двумя лапами к земле. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют в конце лапой по спине жертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды), прыгая сверху, вцепляются зубами в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его снизу и подбрасывают вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка-рыболов. Что это, запасные программы или программы предков? Присмотримся, во что играют наши дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нравилось, к чему нас тянуло. Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (игры в войну) — все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Конечно, дети играют в не меньшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь, подражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями, воспитателями игры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.п. Но здесь речь не о них. У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища (обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места — дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. И неверно думать, что они подражают взрослым, строящим дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять очень удобные домишки, большие кубики, из которых можно построить дом, но если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, нежели подготовленные взрослыми сооружения. 7 Дольник В.Р. Указ. соч. Лишение детей игры пагубно сказывается на их взрослении. Так происходит и в мире людей, и в мире животных. По наблюдениям В.Р. Дольника, лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; достается и их детенышам. Фактически это как бы преступники в мире животных8. Кто-то из психологов заметил, что невротики — это люди недоигравшие в детстве. Косвенным подтверждением лечебной силы различных игровых техник служит бум игровой психотерапии во второй половине XX в. Игра занимает наиважнейшее место в жизни и людей, и животных. Но почему это происходит и какие функции выполняет игра, ученые продолжают спорить. Они собрали множество самых разных, порой взаимоисключающих, фактов и создали немало тео рий, которые не всегда согласуются между собой. Может быть, и хорошо, что собранные наукой факты так разнообразны и не подтверждают ни одну гипотезу. Они расчищают почву для новых концепций, которые помогут нам лучше узнать одно из самых загадочных явлений в нашей жизни — игру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|