Исследования игр и игрушек
Интерес к изучению игрушки проявился давно. Однако научному изучению феномен игры подвергся только в конце XIX в. Специалистов по исследованию детских игрушек (но не игр) принято называть игрушковеда-ми. Среди них много педагогов, философов, антропологов и этнографов, психологов и социологов, искусствоведов и историков. В 1920-е гг. историей и феноменологией детской игрушки занимался Л.Г. Оршанский27. В 1918 г. Наркомпрос РСФСР основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 г. началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека — строителя социализма. В 1932 г. был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения подобного рода28. Социогенезом игрушки в условиях первобытной культуры занимался Е.А. Аркин29. Он считал, что единственным создателем игрушки является ребенок. Выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин (1904—1984) рассматривал игрушку в качестве средства передачи общественного опыта. Центральная проблема его исследований — природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. О себе Д.Б. Эльконин писал, что интерес к психологии детской игры возник у него в самом начале 1930-х гг. в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии. Записи наблюдений, к сожалению, затерялись во время войны в блокадном Ленинграде. В тот период экспериментальные факты и теоретические взгляды на игру обобщала ленинградская группа психологов — 27 Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.; Петроград,
28 См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. 29 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.. 1935. О.Н. Варшавская, Е.А. Гершензон, Т.Е. Конникова, Ф.И. Фрадкина. Важные экспериментальные исследования в Харькове проводил Г.Д. Луков (1937—1941). Итоги довоенных исследований советских ученых были подведены в статье А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» (1944). Игрушка из ила, сделанная детьми (диаметр 6 см). Древний Египет, XII династия Petrie Museum Под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца в послевоенный период был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л.С. Славиной (1948), З.В. Мануйленко (1948), Я.З. Неверович (1948), А.В. Черко-вым (1949), З.М. Богуславской (1955), которые дальше продвинули понимание детской игры. Внимание ученых сосредоточилось на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста. Значительный вклад в разработку психологической теории детской игры внесли работы Л.С. Выготского (1896-1934). Проблемы детской игры интересовали его в связи с работами по психологии искусства и исследованиями развития знаковой функции. В самом начале 1933 г. он прочитал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена ряд лекций по психологии детей дошкольного возраста, среди них и лекцию по игре. В 1950-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки30. 30 См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей // Игрушка. М., 1950. С. 37. В 1970-е гг. Н.Д. Бартрам31 рекомендовал изучать игрушки как средство социализации личности в структуре того или иного общества. Типологией детских игрушек и культурными функциями занималась Е.А. Флерина32. В ходе исследований учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых «образных игрушек», представленная куклами и игрушками, изображающими животных33.
Для социолога игрушка выступает средством: а) солидаризации детского сообщества («тусовки» в песочнице, борьба за обладание любимой игрушкой, передача игрушки в дар другому и т.д.); б) аккумуляции культурного опыта, в) средство трансакции культурно г) средство управления поведением Связанную с обществом область изучения игрушки Е.Г. Овечкин34 предлагает условно разделить на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социо-лого-искусствоведческий аспект). ИСТОРИЯ ИГРУШКИ Некоторые ученые считают, что детские игры и игрушки возникли одновременно с появлением человечества. Уже в могильниках первобытной эпохи были обнаружены детские игрушки. Игрушка претерпела длительную эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в древности — через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX — первой половины XX в.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия). Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества — ими отгоняли злых духов. Впервые греметь для развлечения малышей ими стали в Египте — их 31 Бартрам Н.Д. Избр. статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. 32 Флерина Е.А. Игра и игрушка. М, 1973. С. 23. 33 Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное вос 34 Овечкин Е.Г. Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
находили в детских захоронениях 1360 г. до н.э. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев три тысячи лет назад. Йо-йо — самая старая игрушка в мире после куклы. Греческие йо-йо сделаны из терракоты — их можно увидеть в музеях, на картинах, на росписях. Ею развлекались Наполеон и Дюк Веллингтон. Древнегреческий краснофигурный сосуд с изображением ребенка, держащего игрушку. V в. до н.э. Детская гравировка От Древнего Китая (III в. до н.э.) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи. В развалинах древнего перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней — погремушка, сделанная из морской раковины. Известны специально изготовленные игрушки, найденные при раскопках древних городов Египта, Вавилона, Древней Греции и Римской империи. В античных государствах — Древней Греции и Древнем Риме появились многие игрушки, которыми так любят играть современные дети, — мячи, волчки, серсо, скакалки, куклы и др. Археологические раскопки свидетельствуют, что 5 тыс. лет назад местные жители в долине Инда делали фигурки быков с качающимися головами, обезьянок, спускающихся по веревочке, тележки с вращающимися колесиками, свистульки в форме птиц и животных, — последние до сих пор встречаются в индийских деревнях. Много детских игрушек ученые нашли в Италии, раскапывая несчастный город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 г. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние детские игрушки: погремушку с металлическими частицами внутри, игрушечную посуду, куколок из глины. Археологические находки подтверждают, что уже в Древнем Египте дети играли глиняными фигурками пехотинцев, а свинцовыми солдатиками — дети Древней Греции и Рима. Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны (в древности ее населяли самые разные народы), относятся к эпохе бронзы. Это маленькие глиняные топорики, погремушки и маленькие горшочки грубой лепки, которые относятся к фатьяновской культуре и датируются II тысячелетием до н.э. Вероятно, они служили культовыми предметами. Много игрушек было обнаружено в могилах времен бронзового века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских курганах. Обобщенные, простые скульптурные изображения утвари, животных находят при раскопках на территории России и сопредельных государств. Чаще всего древнейшие игрушки выполнены из глины, дерева, сплетены из растительных волокон. Так, излюбленной игрушкой детей могли быть вырезанные из дерева условные изображения птиц, типичные для деревянной пермской культуры конца XII—XIII вв.
Самые древние в мире игрушки — детская деревянная лодка и трещотка в виде зверя. Древний Египет додинастического периода (5500-3100 гг. до н.э.) У древних славян, которые пришли на эти земли только в IV в. н.э., игрушки появились сравнительно недавно — всего тысячу лет назад. На месте поселений и городищ, где жили славяне и их предки, археологи в большом количестве находят бытовые и культовые предметы, изделия ремесленников и художников давно минувших времен, в том числе и игрушки. Древнейшие из них найдены в славянских погребениях VI—VIII вв. Сохранились в основном только глиняные, реже из кости. При раскопках древнерусских городов обнаруживают (иногда прямо в обжиговых печах) глиняные шары-погремушки, свистульки в форме лошадок, баранов и птиц, кукольная посуда, фигурки людей и фантастических существ. Находили глиняную игрушку и в раскопках X—XVII вв. (Москва, Рязань) — свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. Игрушки издавна были чаще всего домашними поделками. Их мастерили между делом из того, что имелось под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева. Так, глиняные игрушки производились повсюду, где имелось горшечное или гончарное дело. Игрушечное производство в XVII—XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В XVIII—XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. В своем шедевре 1560 г. «Детские игры» фламандский живописец Питер Брейгель-старший изобразил детей с хула-хупами, пирогами из грязи, метанием ножиков, одеванием кукол, хождением на ходулях и игрой в бабки. У средневековых детей игрушек было немного, потому что жизнь была тяжелая.
Питер Брейгель Старший. Детские игры. 1560 г. В Средние века в Европе большую роль играли карнавалы, и некоторые исследователи (М. Бахтин) прямо называют Средневековье «карнавальной культурой». Другие (Й. Хейзинга) утверждают, что культура жива, покуда в ней сохраняются игровые формы (они могут быть разными — потлач, рыцарский турнир, состязание риторов, адвоката и прокурора, «игровая», «несерьезная» мода — ношение париков, например, — «испытание огнем» как форма правосудия, и многое другое). Сегодня изменения в субкультуре детства связаны с влиянием аудио- и видеосредств массовой информации, компьютеров. Своеобразным символом детской субкультуры начала XXI в. в России стал образ «телепузика». Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опятьже «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, воспроизводят сюжеты любимой передачи. Смешные пластиковые инопланетяне предстают перед детьми как группа товарищей по играм. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей прин- ципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков35. От классических образов детской субкультуры — Чебурашки, Буратино, Незнайки, Крокодила Гены или зайца из мультфильма «Ну, погоди!» — их отличает не только сомнительность происхождения и отсутствие семьи, но и вызывающая безликость — отсутствие ярко выраженной индивидуальности, характера и личностных черт. Это совершенно иная система ценностных ориентации, вовсе не та, на которой воспитывались мамы и папы нынешних детишек. Сегодня американцы обеспокоены тем, что на рынке игрушек появляется все больше страшных игрушек. К. Роуз, священник из Коннектикута, еще в 1986 г. стал составлять ежегодные списки неподходящих для детей игрушек. Он заметил, что с тех пор они из неприятных превратились в отвратительные. Особенно разросся ассортимент игрушек, связанных с насилием, появились, например, куклы-инвалиды без руки или ноги. Возглавляет список священника кукла супергерой Рай-ан Хатчет (Райан Топор). Это не что иное, как окровавленный распотрошенный труп старшеклассника. Он продается вместе с топориком, копьем, лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким человеческим лицом, которое можно повесить ему на ремень. Куклу «Мучитель» на упаковке сопровождает надпись: «Жестокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять боль и ужас другим». Самые модные сейчас конструкторы — биониклы, они же трансформе-ры, чудо враждебной техники — внушают настоящий ужас. Если собрать то, что спрятано в небольших пластиковых баночках, получаются жуткие инопланетные роботы-монстры, с которыми можно играть в звездные войны. Продавцы магазинов говорят, что наибольшим спросом пользуются именно биониклы, Гарри Поттеры и Барби. Сейчас стало очень мало развивающих игрушек, и очень много таких, которые пропагандируют культ насилия, агрессии, разрушения. Целые витрины в детских магазинах посвящена оружию. Вот уж где нет недостатка фантазии. Эта витрина — точная копия подпольной оружейной лавки где-нибудь в подворотне Грозного, где отовариваются боевики. То, что мы растим заведомых милитаристских агрессоров и потенциальных оккупантов, — это треть беды. Пластмассовый пистолет с пружинным ударным механизмом, стреляющий пластмассовой дробью, стоит в среднем 50—70 руб. Это милое китайское изделие пробивает до де- 1 Смирнова Е. О., Быкова М.В. Телепузик как герой нашего времени //Дошкольное образование. 2001. №23. сяти газетных листов. При попадании в открытые участки кожи остаются кровоточащие гематомы — т.е. не просто синяки, а настоящие повреждения кожи, ссадины. Психологи считают, что мы уже получили поколение, воспитанное на жестоких фильмах, Интернете и недетских играх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|