Роль и функции детской игры
Понятие игры в народной культуре более широко и многообразно, чем в современности. Игрой называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи и даже интимные отношения. С игрой в широком значении связано прежде всего понятие праздника, веселья, отдыха. Праздники устраивались в определенные календарные сроки, и их содержание было достаточно традиционно: ряженые на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели на Пасху, завивание венков и хороводы на Троицу. Но было и другое понятие игры: в значении детской забавы с игрушкой в доме, с братьями и сестрами, со сверстниками, а иногда и с родителями9. В большинстве известных нам архаичных культур, за исключением, может быть, самых примитивных, мы встречаем элемент детской игры. Так, у американских индейцев мальчик с 2—3 лет практикуется в использовании игрушечного лука и стрел, в верховой езде; часами бросает он маленькое лассо на каждый выступающий предмет: веточку, камень, палку. В Древнем Египте были в ходу групповые игры, например, несколько мальчиков делились на две команды и становились в затылок друг за другом. Игрок, стоявший сзади, обхватывал руками предыдущего, а передние вставали друг против друга, сплетали руки и пытались свалить противника. В других играх дети состязались в скорости, но, поскольку бегать просто так 8 Дольник В.Р. Указ. соч. 9 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6. было неинтересно, они устраивали скачки на коленях. Игра в «козленка на земле» заключалась в прыжках через живое препятствие. Состязались также в меткости, стараясь поразить дротиком цель, нарисованную на земле. Девочки предпочитали игры, где требовалась не сила, а ловкость. Они любили жонглировать. Но самым любимым их развлечением были танцы. Каждая девочка должна была уметь танцевать. Они привязывали шарик к своей косе, брали в руку зеркало или резную палку, позаимствованную у мальчишек, и крутились, прыгали, извивались посреди хоровода подруг, а те аккомпанировали им пением и хлопками в ладоши10.
Детские игры в Древнем Египте В русской культуре детские игры имели свой календарь. На каждое время года и большие праздники приходились особые забавы. По весне строили запруды, пускали кораблики, с забавными прибаутками ставили мельницы. Любимые забавы были и зимой: игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских обрядах. Наступал черед для летних, а потом и осенних развлечений: играли в чижик, ходули, прятки. И каждый год снова и снова повторялся весь игровой цикл. В одну и ту же пору дети низали бусы из красной рябины, завивали кудри из горького стебля одуванчика, забрасывали «кто дальше» тугие зеленые бубенцы отцветшего картофеля. На Пасху в деревнях было принято катать крашеные яйца по наклонному желобу. Петр I, первый российский император, очень любил чисто крестьянскую игру городки, или рюхи. Этой же игрой увлекался и полководец А.В. Суворов. В подвижных играх и развлечениях у ребенка укрепляются мышцы, развиваются двигательные реакции, совершенствуется пластичность тела и пси- 1 Подробнее см.: Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989. хики, формируются коммуникативные навыки. Таков психофизический плюс игры. Но не меньше и социальный вклад: у детей воспитываются смелость, самостоятельность и способность к преодолению трудностей. Игры в дочки-матери, «войнушку», врача и пациента моделируют мир взрослых. По существу в руках у ребенка не кукла Барби, кукла-мать или кукла-врач, а мы с вами. Благодаря маленьким моделям они манипулируют большими существами, расставляя их в таком порядке и так, как они, маленькие существа, считают правильным, заставляют их говорить то, что они считают нужным сказать. С настоящими взрослыми позволить себе такое дети, разумеется, не могут. А так хочется!
Детская игра во взрослых подобна смеховой культуре Средневековья. Тогда на площадях и в уличных театриках, во время массовых карнавалов и праздников артисты пародировали, надсмехались и калечили тех, кого в настоящей, непраздничной жизни и пальцем тронуть не могли — коронованных особ, кардиналов и вельмож. Это был культурный перевертыш, мир наоборот. Социальные верхи выделяли в напряженном общественном календаре специальные дни для того, чтобы социальные низы могли «выпустить пар» — в шутовском колпаке высказать всю правду, за которую в другие дни могли поплатиться работой, свободой или жизнью. Приоткрывалась форточка для выражения общественного мнения, вельможи могли узнать, что о них думает народ, с которым они в обычное время практически не общались. Уличная правда — самая ранняя форма свободных от цензуры СМИ. Маленьким людям, каковыми себя всегда считали рабы, подневольные ремесленники, городская беднота, крестьянство, как воздух нужно было смоделировать мир больших людей и продемонстрировать результат виновникам шутейного торжества. У детей задача иная. Они еще не знают всех тонкостей мира взрослых, его несправедливости, классовых отношений и угнетения людей. Они незнакомы с подобными категориями, а потому относиться критически к миру взрослых они не могут. Для них он предстает лишь в одном качестве — как объект познания. Это примерно то же самое, что туристы, купив путевку и билет, зная, что завтра-послезавтра они обязательно попадут в незнакомую страну, изучают карты, брошюры, рекламные буклеты и книги о ней. Они хватают, как рыба воздух, любую информацию о недоступном — но лишь пока недоступном — мире. Через игру у детей идет активный процесс социализации. В таком возрасте игровая социализация — самый надежный и эффективный способ врастания в мир взрослых. Книжки читать они еще не умеют, хотя в 5—6 лет некоторые знают начала грамоты. Абстрактные понятия, образы и концепции им еще недоступны. Зато они многое видят дома, а сейчас еще и по телевизору, и через этот видеоряд моделируют собственный игровой мир — тоже в
видимых образах. Но у детишек это не просто очередной мультик, который крутят на плоском экране и в котором никак нельзя поучаствовать. Ролевая игра важна своей причастностью — это как стереофильм, некая виртуальная реальность, в которой вы стреляете как на самом деле и умираете как взаправду, но остаетесь живым. Девочкам нужно поиграть в больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить, но ни в коем случае не попасть за решетку при неудачном исходе. Как и мальчишке хочется порулить на детском автомобиле, но не быть оштрафованным и не сесть в тюрьму. Детская игра — активный процесс социализации, самый надежный и эффективный способ врастания в мир взрослых Отечественные психологи и педагоги, много десятилетий занимавшиеся игровой культурой детей и подростков даже в те времена, когда не принято было так выражаться, обнаружили немало удивительных особенностей и законов этого мира. По мнению специалистов, существует даже особая игровая терапия, которая представляет собой сложное искусство социальных и межличностных отношений. ИГРА ВО ВЗРОСЛЫХ В современных европейских культурах игра во взрослых предстает перед нами в форме развернутой ролевой игры: современные дети играют во врачей, в магазин и парикмахерскую, в дочки-матери и в казаки-разбойники. Детские игры, моделирующие и воспроизводящие структуру взрослого общества, принято называть сюжетно-ролевыми играми. Самый древний вид таких игр — обрядовые. Обрядовые игры представляют собой форму детского коллективного участия в религиозных (языческих и христианских) церемониях взрослых людей, в ходе которых отрабатываются правила поведения, техника исполнения ритуала, происходит ознаком-
ление с содержанием и культурным предназначением ритуала, церемонии, обряда. В традиционной русской культуре игра во взрослых как форма подростковой детской социализации проходила в несколько этапов, а именно: наблюдение, обучение, активное участие, передача игровых традиций и контроль за их исполнением. Ребенок любого возраста, кроме самого младшего, как считает И.С. Слепцова", выполнял две роли: с одной стороны — он был учитель, с другой — ученик. Практически каждая старшая группа была обучающей и контролирующей по отношению к младшей, а каждая младшая — наблюдающей и обучающейся. В большой деревне обычно собиралось три посиделки — для детей (10—13 лет), подростков (14—17 лет) и молодежи (старше 17—18 лет). Малые и средние посиделки были в целом похожи на взрослые, но, в отличие от молодежных, на младших посиделках мальчики часто работали. Некоторые из них пря ли (если в семье было мало женщин). На средних посиделках мальчики уже стыдились прясть и выполняли мужскую работу — вили оборы, плели лапти. В проведении досуга дети и особенно подростки стремились подражать молодежи. У подростков на посиделках поют те же песни, что и в большой беседе у взрослых девиц. Характерной чертой народного воспитания, пишет И.С. Слепцова12, является постепенность, неспешность усвоения игрового фольклора. Вначале ребенок всецело подчинялся взрослому и выполнял движения, следуя его воле, затем он копировал действия взрослого и в конце концов становился активным участником и инициатором игры. Простые игры-потешки, в которых движение соединено с песней или речитативом, вызывали у ребенка радостное возбуждение, желание двигаться. Примерно с четырех лет дети начинали участвовать в несложных драматизированных играх с сюжетом, которые устраивали более старшие дети. Многие из этих довольно однотипных игр известны и современным детям: «гуси-лебеди», «волк и овцы», «у медведя во бору», «бабка-ежка» и др., т.е. чаще всего это различные варианты ловишек, сопровождаемые более или менее развернутым текстом (большей частью ритмизованным диалогом), в котором излагается сюжет. Круг игр, в которых принимают участие шести-семилетние дети, расширяется за счет игр с правилами как сохраняющими сюжет, так и утратившими его. К последним относятся различные варианты пряток (с колом, с одной или 10—12 палочками), догонялок (с домом или без него, с мячом), жмурок (с колокольчиком, трещоткой, жгутом) и др. Однако не они преобладают в игровом репертуаре этого возраста, а игры с сюжетом. Очень популярной и известной, вероятно по всей территории расселения русских, была игра в «коршуна» («ворона»)13.
11 Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании // Русские народные традиции и 12 Там же. 13 Слепцова И.С. Указ. соч. С. 57-58. В предподростковом и подростковом возрасте игровой репертуар наиболее разнообразен: хотя сохраняются подражательные, драматизированные и сюжетные игры, на первый план выходят игры с правилами; появляются игры-соревнования спортивного типа у мальчиков и хороводные игры у девочек, не забыты и игры-манипуляции с предметами или пальцами, которые становятся очень сложными и требуют хорошей координации. Причем по мере приближения к юношескому возрасту начинают преобладать хороводные и спортивные игры. В обществе аборигенов Австралии самая недоступная для детей и таинственная сфера жизни — это религиозно-обрядовая практика. И, по свидетельствам полевых исследователей, игра в обряды является одним из любимейших детских развлечений: как и взрослые перед ответственной церемонией, дети разрисовывают тела и всячески украшают друг друга, они старательно воспроизводят общеизвестные песни и танцы, разводят огонь и рассаживаются вокруг него. Подобные игры, так же, как и разыгрывание маленьких, иногда гротесковых сценок из взрослой жизни (на тему похорон или свадебных обрядов) — поощряются старшими. У тех же австралийских аборигенов группы мальчишек от шести до десяти лет, вооружившись миниатюрными копьями, по нескольку дней путешествуют в окрестностях лагеря, добывая себе «пропитание». Маленькие охотники не только по-настоящему выслеживают дичь, у них все «взаправду», включая раскраску тел, бурные проводы и не менее бурную встречу участников похода, которые им устраивают девочки. Скитания детей вдали от лагеря — это не просто охота и не сухое «практическое занятие» по отработке охотничьего мастерства — это еще и игра, обучающая и ролевая одновременно. Обыгрывается не только церемониальная жизнь, не только практика жизнеобеспечения, но и сфера семей-но-брачных отношений. Несмотря на ранний возраст вступления в брак (особенно у девочек), дети аборигенов успевают освоить игру в мужа и жену. В одном из вариантов разыгрывается частая в жизни аборигенов ситуация: один из мальчиков убегает с «чужой женой», а все остальные участники заняты их поисками14. Игры с куклами — едва ли не самая продолжительная ролевая игра: начинаясь в младшем дошкольном возрасте, она сохраняется до возраста подросткового (иногда до 14—15 лет). Это — большая часть детства для ребенка — огромная эпоха, в течение которой изменяется он сам, изменяются его потребности, психические и социальные установки. Уже в первых обучающих играх ребенок ориентирован на исполнение роли взрослого. В игре с куклой осваиваются действия по уходу за ребенком, объектом которых в 14 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6. реальной жизни является сам малыш. Считается, что кукла как сюжетная игрушка предопределяет характер такой ролевой игры. У русских в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начи нала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась15. В свое время Д. Эльконин выдвинул предположение, что источником ролевой игры являются все сферы жизни взрослых, в которых дети не могут принять непосредственное участие. А значит в детский игровой репертуар следует включить сферы труда и производства, экономики, культуры, религии, досуга, здравоохранения и образования, повседневной жизни. Сама игра в «дочки-матери» — это отработка инстинкта заботы о потомстве. Некоторые маленькие девочки настолько копируют своих мам, что даже грудью пытаются покормить своих кукол. Они носят их в садик, одевают-раз-девают-поят-спать укладывают, кормят настоящей кашей, так что потом родителям приходится отмывать куклы стиральным порошком. Игра в куклы — сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с куклой малыш проживает свои ссоры и обиды, проигрывает ситуации с желательным для него финалом. Зачастую любимая кукла становится единственной хранительницей детских секретов и тайн, о которых не скажешь никому-никому. Психологи уверены: по содержанию игр ребенка с куклами можно понять, что именно его беспокоит, особенно, если часто повторяется один и тот же сюжет. Детям, так же как и взрослым, трудно открыто поговорить о том, что их на самом деле волнует. Часто, когда мы задаем прямые вопросы, они замыкаются и уходят от разговора. В игре же они могут опосредованно, избегая грубого вмешательства в их внутренний мир, узнавать какие-то сведения о себе, других людях, своих проблемах16. Игра в войну — ей не одна тысяча лет, и она вполне может быть причислена к «игровым универсалиям». Конкретное же содержание этой игры — кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия — всецело определяется, как вполне справедливо заключает М. Тендрякова, 15 Мещерякова Н. «Белолица, грудаста и коса непременно...» // Очаг. 1996. № 1. С. 4-6. 16 Романченко Е. Кукла-психотерапевт (www.nanya.ru). историческим моментом. После Гражданской войны дети играли в «красных» и «белых», скакали на лошадях и рубились саблями. После Великой Отечественной и до недавнего времени игра в войну раскалывала играющих на «наших» и «немцев», играли в танкистов, летчиков и всемогущих разведчиков, батальные сцены «озвучивались» «пулеметными очередями» и «артиллерийским» огнем. Сегодня наши дети уже играют в «чеченцев» и «русских»17. Игра в войну соединяет в себе содержание других игр: в прятки, в салки, учит детей взаимодействовать в группе, легализованным способом выплеснуть азарт и агрессию, отработать навыки маскировки и наблюдательности. Если взрослые умело направляют энергию детей, то примитивная игра кто кого первым убьет превращается в познавательное мероприятие: знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с личностями Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Суворова, Ушакова или Кутузова даст нравственные образцы патриотической социализации. Из мира взрослых дети моделируют далеко не все сюжеты социальных отношений, а чаще всего те, которые им кажутся: а) наиболее важными; б) интересными для них. Но бывают исключения, когда дети пытались не моделировать, т.е. перефразировать, интерпретировать и представлять на свой манер, социальные процессы, а серьезно участвовать в них. Речь идет о детях-обвинителях, затевавших кровавые судебные процессы. Дети-обвинители особенно громко заявили о себе во времена охоты на ведьм в XVI—XVII вв. Дети самозабвенно фантазировали о ведьмах, демонах и подробностях шабаша. Они обвиняли в связи с дьяволом своих родных, соседей и посылали на костры и виселицы тех, кого случайно невзлюбили. В Ланкширском суде в Англии в Врезка Письма в редакцию 1. Мой мальчик куклами не интересуется. Они у нас есть (у дочери), но он их игнорирует. Больше всего ему нравятся мягкие игрушки: коты и зайцы. С ними он спит, кушает (и их кормит), ходит в садик и в гости, укладывает их спать и поет им песенки. Любит брать у сестры деревянный игрушечный стол со стульями, усаживает свое зверье на стулья и ставит перед ними игрушечные тарелки. 2. А мой играет только в солдат, полицейских, бандитов и т.д. У нас периодами. Было время он был пожарным, затем врачем, а сейчас солдатом. Хотя,боевики не смотрим. Я очень удивлялась откуда такие пристрастия? Но, видно, мальчишки, есть мальчишки. 3. В игрушечном магазине на меня странно посмотрели, когда я спросила, стоит ли мне купить трехлетнему сыну куклу, но выслушав мои доводы, сказали «а, ну для мальчиков есть мальчуковые куклы, бэтмены, там, всякие, трансформеры». Только мне кажется, если кукла должна воспитывать у мальчика отцовские-братские-человечес- кие чувства, то двигающийся трансформер не подойдет — о нем не надо заботиться. 4. У моей подруги сын был помешен на всем девичьем: кольца носить хотел, все требовал куклу и т.д. Мы чего только уже не придумали себе, кто он и что с ним (дуры), а потом все-таки купили ему куклу. И что вы думаете? Все эти замашки для девочек, типа колец и туфли на каблуках, исчезли в миг. Да и про кукол он редко вспоминает. Что касается моего сына, кукол он не требует, но и машинки тоже не хочет, зато кухня у него есть. Это ему интересно. Веник и совок тоже для него. У своих подружек с удовольствием играет в Барби (http://www.nanya.ru). 17 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6. 1612 г. фигурировали показания девятилетней девочки, поведавшей о «ведь-минских проделках» своей матери и бабушки и «опознавшей» большинство ведьм, участвовавших в шабаше. В результате десять обвиняемых были повешены. Известны случаи возмездия, когда выросших детей-обвинителей обвиняли в колдовстве подростки нового поколения. Также известны запоздалые раскаяния взрослых женщин, признававшихся, что делали это тогда от скуки, играючи18. Но дети-обвинители — это не только далекое прошлое и не уникальное порождение охоты на ведьм. Сталинский террор, бесконечные процессы над «врагами народа» и массовые репрессии привели к вспышке эпидемии детских обвинений. Дети доносили на своих родителей в НКВД. Количество детей, отправивших своих родителей и близких в тюрьмы и лагеря, исчислялось сотнями. В середине 30-х гг. в Артеке состоялся слет детей, отправивших в тюрьму кого-то из своих близких. Детей не только всеми способами агитировали быть такими же как эти «герои», им подсказывали технологию доносов. В отдельных публикациях газет того времени встречаются советы, как искать врагов народа, куда адресовать письма и как их отправлять, чтобы враги не перехватили19. Дети играли, а взрослые были совершенно серьезны и вершили правосудие. Взрослый мир, повинуясь игре, приводил в исполнение детские вымыслы. Границы между игрой и реальностью стирались по обе стороны возрастной культуры. ИГРЫ И ИГРУШКИ ВЗРОСЛЫХ За каждой детской игрой всегда стоит нечто большее, чем просто развлечение. Для ребенка игра является важнейшим способом знакомства с миром, с теми ролями, которые ему предстоит играть во взрослой жизни. Хрупкие фарфоровые куклы воспитывают будущих заботливых мам. Деревянные лошадки и ярко раскрашенные солдатики позволяют мальчишкам ощутить себя бравыми вояками20. У взрослых тоже есть свои игры, например игра в казаки для дядей — искусственный бой: команды взрослых мужчин почти с взаправдашным оружием гоняются друг за другом по лабиринтам и лесам, стреляя красящим веществом. Такая игра, которая носит название пейнтбол, моделирует не мир взрослых, от которого сами взрослые давно уже устали, а некие нереальные ситуации, в которых они не бывали, но по разным причинам быть желали бы. Во время игры участники стреляют по противнику из пневматических ружей шариками с безвредной краской. В искусственный бой играют молодые представители среднего яппи, вчерашние выпускники университетов, никогда не служившие в армии и не участвовавшие в войне. Сегодня они бан- 18 Тендрякова М. Указ. соч. 19 Там же. 20 Демиденко Ю. Игра // Коммерсантъ-Деньги, 2003, № 10. Б7 киры и предприниматели. Позволяющие прикупить дорогостоящее вооружение и экипировку, моделирующую настоящее облачение солдата. Реализовать свои агрессивные инстинкты, в том числе инстинкт войны, заложенный в мужчине от природы, они стремятся в культурной и разрешенной законом форме. Пейнтбол поможет окунуться в атмосферу азарта и необыкновенных приключений. За рубежом проводятся общенациональные чемпионаты, созданы многочисленные клубы любителей игры, а сама игры из развлечения переведена в ранг еще одного вида спорта. Так детская «войнуш-ка» трансформировалась у взрослых в отрасль организованного досуга и бизнеса. Клубы с хорошо организованными игровыми полями и налаженной инфраструктурой существуют ныне и в России. Видимо, недоигравшие в детстве мужчины пытаются хоть как-то продлить или вернуть свое детство. Сегодня в мире пейнтболом увлекается более 20 млн человек. Другим пролонгированием детской игры служит новое движение — ролевое движение (РД), или сюжетно-ролевые игры. Сюжеты, лежащие в основе игр, разнообразны: можно сделать игру на основе литературного произведения в жанре фантастики или фэнтези, можно — на основе исторического события: одна из недавних игр, проходивших под Петербургом, изображала восстание Уота Тайлера. Игры моделируют реально-исторические сюжеты: Средневековье, XIX в., либо сюжеты в стиле «фэнтези». Главной задачей авторы считают необходимость перевести конфликт между добром и злом, существующий в мире, из области «войнушки» в область духовного противостояния. В некоторых играх есть четкая цель, элемент приключений, например «Остров сокровищ», «Спасение похищенной принцессы» или «Предотвращение прихода Гитлера к власти». Есть два основных вида ролевых игр — постановочный (театральный) и боевой. На подобных играх отрабатывается командная сплоченность, способность к лидерству, ораторские навыки, физическая ловкость и выносливость. Участники ролевых игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам, на языке ролевиков — «отыгрывать» своих персонажей. Игра побуждает к максимальному напряжению, а следовательно, к развитию физического, психического и интеллектуального потенциала, самостоятельному поиску знаний, стимулирует активность и находчивость. При знакомстве с устройством команды не оставляет впечатление, что ты имеешь дело с неплохим военно-спортивным клубом, а сами игры порой до боли напоминают знакомую по старым временам игру «Зарница». Такова эволюция ролевых игр — от элитарного по своей природе увлечением фэнтези и попытке сконструировать в повседневной реальности подобие увлекательного толкиновского мира — к спортивным клубам, участники которых время от времени проверяют свои боевые навыки на турнирах. Ролевики — это в основном молодые люди в возрасте от 10 до 25 лет. Мотивы участия самые разные: большинству нужна тусовка, где компании со- бираются по интересам; другим интересно само фехтование, экстремизм, чувство опасности и напряжения, присущие игровому действию, престижность; многие реализуют в игре дремавший потенциал лидера, советника, преступника или рыцаря. Парни куют мечи и делают игровые доспехи, а девушки шьют и вышивают. Есть и категория ролевых бардов, исполняющих собственные песни-баллады. Ролевая игра создает живое пространство общения и позволяет найти новых друзей. Выделяют несколько типов ролевых игр. Дайджин — устная ролевая игра. Однодневка — игра на несколько часов. МИГ — малая игра. Игра максимально на двое суток и максимум 70—100 человек. Основное свойство — возможность построения мастерами полного «дерева» игры, т.е. всех возможных сюжетов развития. БРИГ — большая ролевая игра. Игра на несколько суток и большое (более 50) количество человек (чем меньше человек, тем сложнее и продолжительнее сюжет). Сюжетно-ролевые игры взрослых — продолжение детской игры В игрушки играют не только дети. Они есть и у студентов. В этом убедились З.Е. Дорофеева и Ю.В. Сазонова21, опросившие 60 студентов из разных вузов Москвы. Хотя большинство из них перестали играть в возрасте 10—13 лет (самое позднее — 14—15), игрушки молодежь продолжает дарить друг другу и не просто как знак внимания. Во-первых, немало студентов (до 25%) продолжают играть в игрушки. Во-вторых, благодаря подаренной игрушке они мысленно возвращаются в детство — самую счастливую пору своей жизни. Не случайно 14% опрошенных указали, что игрушки поднимают настроение, «их можно обнять и поплакать»; 12% — «они являются спосо- 21 Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента школьников // Социологические исследования. 2002. № 6. бом разрядки». Около 10% респондентов признались, что до сих пор спят с игрушками, «они охраняют сны». Игрушки нужны, чтобы жить; они просто стоят, являются частью интерьера; их коллекционируют, дарят друзьям и родным, чтобы выразить свои чувства. Желание приобрести новую игрушку сохранилось у более 2/3 опрошенных девушек. Четверть респонденток ответили, что детские игрушки в их жизни остались, их ничем не заменишь, хотя функции игрушек, естественно, меняются, они превращаются в украшения. Некоторые девушки признавались, что «как к игрушкам» относятся к мужчинам. Причем, с одними они «играют, гуляют, они их веселят», с другими «обнимаются, плачут в их пиджаки». К числу «взрослых игрушек» у студентов относятся азартные и компьютерные игры, в том числе сочинение музыки по специальным компьютерным программам. В том же ряду — сотовые телефоны, компьютер, телевизор, мотоцикл, профессиональные игрушки (инструменты). Девушки отмечали, что «взрослыми игрушками» для них теперь стали косметика, одежда, украшения. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ Они относятся к числу древнейших изобретений человечества. Первые настольные игры появились в Египте за 3—4 тыс. лет до н.э. Наиболее популярной в 3 тысячелетии до н.э. была игра в змею — «мехен» (Mehen). Судя по названию, она носила религиозный смысл и означала борьбу со злом. Играли в нее на столике с выгравированной или инкрустированной на нем свернувшейся кольцом змеей (рис. 24). Голова находилась в центре, а тело по всей длине было разделено на клетки. Клетки располагались вдоль 14 витков змеи. Само слово Mehen означало «двигаться по спирали». Игра проходила с помощью фигур — трех львов, трех львиц, а также белых и красных шариков (по шесть у каждого игрока). Когда игра заканчивалась, их укладывали в ларец из черного дерева. Рис. 24. Стол для древнеегипетской игры «мехен» Это единственная командная игра, другие рассчитаны на двух участников. Примером служит игра в шашки — любимое развлечение древних егип- тян в домашнем кругу. Она называется Senet22 — самая знаменитая древнеегипетская настольная игра23. Слово senet означает «прохождение». Игра известна с V династии, в более поздние времена она несомненно ассоциировалась с прохождением через потусторонний мир. В письменном языке иероглиф senet означает слово теп — «выдерживать испытание», это может иметь отношение к странствию в иных мирах. Во времена Древнего и Среднего царства игра была секулярной, тем не менее она упоминается в гл. 17 Книги мертвых и других религиозных текстах Нового царства. Первые археологические данные об игре относятся к 3100 г. до н.э. В нее играли все слои общество, особенно любила знать и фараоны. Среди самых знаменитых игроков был и фараон Ту-танхамон. Игровое поле (рис. 25) — прямоугольная доска — состоит из 30 квадратов (3x10). Белые и черные фигуры напоминали шахматные пешки. Ходы определялись путем бросания костей. Они представляли собой четыре небольших деревянных плашки, по размеру напоминающих палочки для мороженого. Каждая плашка с одной стороны выкрашена в черный цвет, с другой — в белый (либо одна сторона покрывалась иероглифами). Плашки трясли в ладонях или просто подкидывали в воздух и бросали на стол, затем, в зависимости от выпавшей комбинации, делали ход. Игровых комбинаций было всего пять: одна белая и три черных — число «1», две белых и две черных — число «2», три белых и одна черная — число «3», четыре белых — число «4» и, последняя, четыре черных — число «6». Ходы делаются по очереди, если кто-то из игроков выбросил на кубике число «6», он ходит, а затем повторно кидает кубик. Если фишка игрока оканчивает ход на поле, где уже стоит фишка противника, то фишка противника снимается — он будет вынужден начинать ею игру сначала. Для победы необходимо первым довести все свои фишки до финиша (рис. 26). Игроки сидела на табуретах, подложив под ногу подушки. Часто супруги играли друг против друга. На одной сценке дочь сидит рядом с отцом, обнимая его за шею24. На рис. 27 приведена роспись из гробницы Нефертити: царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Выигрыш должен принести удачу в загробной жизни. Вообще, в древние времена игры были разнообразнее и многочисленнее. В Египте настольные игры были любимы у представителей всех возрастов и социальных классов. Египтяне — прирожденные игроки. Играли супруги, играли друзья — это было любимое времяпрепровождение. Даже враги иногда решали свои проблемы с помощью игры25. В двух гробницах I династии эпохи Древнего царства археологи нашли красивые наборы фигурок львов 22 Слово Senet обозначал египетский иероглиф тп. Прямоугольник в иероглифе изображает поверх 23 По веб-адресу http://www.geociIies.com желающие могут поиграть в Сенет виртуально. Или это мож 24 Подробнее см.: Bell R.C. The Boardgame Book. L., 1979; Timothy K. Passing Through the Netherworld: 25 Подробнее см.: Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989. и львиц из слоновой кости и там же — дом из трех пристроек с остроконечными крышами, фигуры, напоминающие шахматных короля и ладью. Пешки похожи на цилиндры с закругленной головкой и шишечкой наверху. Рис. 25. Стол для игры в Сенет Рис. 26. Правила игры в Сенет Когда римляне в IV в. н.э. захватили Египет и принесли с собой христианство, то познакомились и с древней игрой в Сенет. Они ее модифицировали, устранив языческое содержание. Новая разновидность получила название Дощечки (Alea) — любимой игры римских солдат и императоров. Дощечка — азартная игра на деньги и эта мания игры охватила Рим до его провозглашения республикой. Все фишки делались из кости, иногда у очень богатых людей из стекла. Доска была деревянной или для игры использовались специальные, каменные столы. Дощечка породила ряд подобных игр по всей Европе. Таким образом, Се нет просуществовала около 4 тыс. лет, ее считают прообразом современных нард, а некоторые авторы — и прародительницей нынешних шашек. Рис. 27. Царица Нефертити играет в Сенет ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. С игрушками, по мнению Дж. Джайн, ребенок связывает свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности. Для новорожденного самой первой и интересной игрушкой становится... собственный палец, соска или краешек простыни. Не отыщется игрушки — пятимесячный малыш все равно найдет себе объект для изучения, будь то трещинка на потолке, шишка на кровати или собственная крошечная пятерня. С появлением погремушки (яркой, громкой) малыш начинает развиваться не по дням, а по часам. Мир познается в игре, поэтому хочется потрогать все, что под рукой: мамино ухо, папин нос, бабушкины очки. С возрастом игрушки меняются. Скажем, пятилетние дети предпочитают конструкторские игры. Через год они справляются со сложными ролевыми и коммуникативными заданиями и уже способны играть в доктора, в продавца, режиссировать игру в кукольном доме26. Появление игрушек как предметов, изготовленных для игры, —достаточно раннее явление человеческой культуры. Игрушки как бы запечатлели в 26 Макаричева И. Куклы, в которые играют люди // Family Doctor. 2001. № 4. себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели. Детские игры и игрушки отражают в своем содержании ту эпоху, в которой протекает детство того или иного поколения людей. Игра и игрушка — это и есть то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Сегодня игры и игрушки — одно из ярких проявлений массовой культуры. Детские игрушки — это культурные артефакты, которые созданы самими детьми (самоделки и поделки), произведены для них взрослыми (фабричная продукция) либо не созданы никем вообще, а найдены готовыми в природе (камушки, песок, шишки, палочки). Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов. Между прочим, первые куклы были миниатюрными копиями не детей, а взрослых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|