Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и функции детской игры




Понятие игры в народной культуре более широко и многообразно, чем в современности. Игрой называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, хороводы, ша­лости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи и даже интимные отно­шения. С игрой в широком значении связано прежде всего понятие празд­ника, веселья, отдыха. Праздники устраивались в определенные календар­ные сроки, и их содержание было достаточно традиционно: ряженые на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели на Пас­ху, завивание венков и хороводы на Троицу. Но было и другое понятие игры: в значении детской забавы с игрушкой в доме, с братьями и сестрами, со сверстниками, а иногда и с родителями9.

В большинстве известных нам архаичных культур, за исключением, мо­жет быть, самых примитивных, мы встречаем элемент детской игры. Так, у американских индейцев мальчик с 2—3 лет практикуется в использовании игрушечного лука и стрел, в верховой езде; часами бросает он маленькое лассо на каждый выступающий предмет: веточку, камень, палку.

В Древнем Египте были в ходу групповые игры, например, несколько мальчиков делились на две команды и становились в затылок друг за дру­гом. Игрок, стоявший сзади, обхватывал руками предыдущего, а передние вставали друг против друга, сплетали руки и пытались свалить противника. В других играх дети состязались в скорости, но, поскольку бегать просто так

8 Дольник В.Р. Указ. соч.

9 Лисова К. Час потехи: русская игра и игрушки //Домашнее воспитание. 2001. № 5-6.

было неинтересно, они устраивали скачки на коленях. Игра в «козленка на земле» заключалась в прыжках через живое препятствие. Состязались так­же в меткости, стараясь поразить дротиком цель, нарисованную на земле. Девочки предпочитали игры, где требовалась не сила, а ловкость. Они лю­били жонглировать. Но самым любимым их развлечением были танцы. Каж­дая девочка должна была уметь танцевать. Они привязывали шарик к своей косе, брали в руку зеркало или резную палку, позаимствованную у мальчи­шек, и крутились, прыгали, извивались посреди хоровода подруг, а те акком­панировали им пением и хлопками в ладоши10.

Детские игры в Древнем Египте

В русской культуре детские игры имели свой календарь. На каждое вре­мя года и большие праздники приходились особые забавы. По весне строи­ли запруды, пускали кораблики, с забавными прибаутками ставили мельни­цы. Любимые забавы были и зимой: игры в снежки, шумные катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских обрядах. Наступал черед для летних, а потом и осенних развлечений: играли в чижик, ходули, прятки. И каждый год снова и снова повторялся весь игровой цикл. В одну и ту же пору дети низали бусы из красной рябины, завивали кудри из горь­кого стебля одуванчика, забрасывали «кто дальше» тугие зеленые бубенцы отцветшего картофеля. На Пасху в деревнях было принято катать крашеные яйца по наклонному желобу. Петр I, первый российский император, очень любил чисто крестьянскую игру городки, или рюхи. Этой же игрой увлекался и полководец А.В. Суворов.

В подвижных играх и развлечениях у ребенка укрепляются мышцы, раз­виваются двигательные реакции, совершенствуется пластичность тела и пси-

1 Подробнее см.: Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.

хики, формируются коммуникативные навыки. Таков психофизический плюс игры. Но не меньше и социальный вклад: у детей воспитываются сме­лость, самостоятельность и способность к преодолению трудностей. Игры в дочки-матери, «войнушку», врача и пациента моделируют мир взрослых. По существу в руках у ребенка не кукла Барби, кукла-мать или кукла-врач, а мы с вами. Благодаря маленьким моделям они манипулируют большими существами, расставляя их в таком порядке и так, как они, маленькие суще­ства, считают правильным, заставляют их говорить то, что они считают нуж­ным сказать. С настоящими взрослыми позволить себе такое дети, разуме­ется, не могут. А так хочется!

Детская игра во взрослых подобна смеховой культуре Средневековья. Тог­да на площадях и в уличных театриках, во время массовых карнавалов и праз­дников артисты пародировали, над­смехались и калечили тех, кого в насто­ящей, непраздничной жизни и паль­цем тронуть не могли — коронованных особ, кардиналов и вельмож. Это был культурный перевертыш, мир наобо­рот. Социальные верхи выделяли в на­пряженном общественном календаре специальные дни для того, чтобы соци­альные низы могли «выпустить пар» — в шутовском колпаке высказать всю правду, за которую в другие дни могли поплатиться работой, свободой или жизнью. Приоткрывалась форточка для выражения общественного мнения, вельможи могли узнать, что о них ду­мает народ, с которым они в обычное время практически не общались. Улич­ная правда — самая ранняя форма свободных от цензуры СМИ. Маленьким людям, каковыми себя всегда считали рабы, подневольные ремесленники, городская беднота, крестьянство, как воздух нужно было смоделировать мир больших людей и продемонстрировать результат виновникам шутейного торжества.

У детей задача иная. Они еще не знают всех тонкостей мира взрослых, его несправедливости, классовых отношений и угнетения людей. Они незнако­мы с подобными категориями, а потому относиться критически к миру взрослых они не могут. Для них он предстает лишь в одном качестве — как объект познания. Это примерно то же самое, что туристы, купив путевку и билет, зная, что завтра-послезавтра они обязательно попадут в незнакомую страну, изучают карты, брошюры, рекламные буклеты и книги о ней. Они хватают, как рыба воздух, любую информацию о недоступном — но лишь пока недоступном — мире.

Через игру у детей идет активный процесс социализации. В таком возра­сте игровая социализация — самый надежный и эффективный способ вра­стания в мир взрослых. Книжки читать они еще не умеют, хотя в 5—6 лет не­которые знают начала грамоты. Абстрактные понятия, образы и концепции им еще недоступны. Зато они многое видят дома, а сейчас еще и по телеви­зору, и через этот видеоряд моделируют собственный игровой мир — тоже в

видимых образах. Но у детишек это не просто очередной мультик, который крутят на плоском экране и в котором никак нельзя поучаствовать. Ролевая игра важна своей причастностью — это как стереофильм, некая виртуаль­ная реальность, в которой вы стреляете как на самом деле и умираете как взаправду, но остаетесь живым. Девочкам нужно поиграть в больного и вра­ча, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить, но ни в коем случае не попасть за решетку при неудачном исходе. Как и мальчишке хочется порулить на детском автомо­биле, но не быть оштрафованным и не сесть в тюрьму.

Детская игра — активный процесс социализации, самый надежный и эффективный способ врастания в мир взрослых

Отечественные психологи и педагоги, много десятилетий занимавшие­ся игровой культурой детей и подростков даже в те времена, когда не при­нято было так выражаться, обнаружили немало удивительных особенностей и законов этого мира. По мнению специалистов, существует даже особая иг­ровая терапия, которая представляет собой сложное искусство социальных и межличностных отношений.

ИГРА ВО ВЗРОСЛЫХ

В современных европейских культурах игра во взрослых предстает перед нами в форме развернутой ролевой игры: современные дети играют во вра­чей, в магазин и парикмахерскую, в дочки-матери и в казаки-разбойники. Детские игры, моделирующие и воспроизводящие структуру взрослого об­щества, принято называть сюжетно-ролевыми играми.

Самый древний вид таких игр — обрядовые. Обрядовые игры представля­ют собой форму детского коллективного участия в религиозных (языческих и христианских) церемониях взрослых людей, в ходе которых отрабатыва­ются правила поведения, техника исполнения ритуала, происходит ознаком-

ление с содержанием и культурным предназначением ритуала, церемонии, обряда.

В традиционной русской культуре игра во взрослых как форма подрост­ковой детской социализации проходила в несколько этапов, а именно: на­блюдение, обучение, активное участие, передача игровых традиций и конт­роль за их исполнением. Ребенок любого возраста, кроме самого младшего, как считает И.С. Слепцова", выполнял две роли: с одной стороны — он был учитель, с другой — ученик. Практически каждая старшая группа была обу­чающей и контролирующей по отношению к младшей, а каждая младшая — наблюдающей и обучающейся. В большой деревне обычно собиралось три

посиделки — для детей (10—13 лет), подростков (14—17 лет) и молодежи (старше 17—18 лет). Малые и средние посиделки были в целом похожи на взрослые, но, в отличие от молодеж­ных, на младших посиделках мальчики часто работали. Некоторые из них пря­ ли (если в семье было мало женщин). На средних посиделках мальчики уже стыдились прясть и выполняли мужскую работу — вили оборы, плели лап­ти. В проведении досуга дети и особенно подростки стремились подражать молодежи. У подростков на посиделках поют те же песни, что и в большой беседе у взрослых девиц.

Характерной чертой народного воспитания, пишет И.С. Слепцова12, яв­ляется постепенность, неспешность усвоения игрового фольклора. Внача­ле ребенок всецело подчинялся взрослому и выполнял движения, следуя его воле, затем он копировал действия взрослого и в конце концов становился активным участником и инициатором игры. Простые игры-потешки, в ко­торых движение соединено с песней или речитативом, вызывали у ребенка радостное возбуждение, желание двигаться. Примерно с четырех лет дети начинали участвовать в несложных драматизированных играх с сюжетом, которые устраивали более старшие дети. Многие из этих довольно однотип­ных игр известны и современным детям: «гуси-лебеди», «волк и овцы», «у медведя во бору», «бабка-ежка» и др., т.е. чаще всего это различные вариан­ты ловишек, сопровождаемые более или менее развернутым текстом (боль­шей частью ритмизованным диалогом), в котором излагается сюжет.

Круг игр, в которых принимают участие шести-семилетние дети, расши­ряется за счет игр с правилами как сохраняющими сюжет, так и утративши­ми его. К последним относятся различные варианты пряток (с колом, с од­ной или 10—12 палочками), догонялок (с домом или без него, с мячом), жмурок (с колокольчиком, трещоткой, жгутом) и др. Однако не они преоб­ладают в игровом репертуаре этого возраста, а игры с сюжетом. Очень по­пулярной и известной, вероятно по всей территории расселения русских, была игра в «коршуна» («ворона»)13.

11 Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании // Русские народные традиции и
современность. М., 1995. С. 54—70.

12 Там же.

13 Слепцова И.С. Указ. соч. С. 57-58.

В предподростковом и подростковом возрасте игровой репертуар наибо­лее разнообразен: хотя сохраняются подражательные, драматизированные и сюжетные игры, на первый план выходят игры с правилами; появляются игры-соревнования спортивного типа у мальчиков и хороводные игры у де­вочек, не забыты и игры-манипуляции с предметами или пальцами, кото­рые становятся очень сложными и требуют хорошей координации. Причем по мере приближения к юношескому возрасту начинают преобладать хоро­водные и спортивные игры.

В обществе аборигенов Австралии самая недоступная для детей и таин­ственная сфера жизни — это религиозно-обрядовая практика. И, по свиде­тельствам полевых исследователей, игра в обряды является одним из люби­мейших детских развлечений: как и взрослые перед ответственной церемо­нией, дети разрисовывают тела и вся­чески украшают друг друга, они стара­тельно воспроизводят общеизвестные песни и танцы, разводят огонь и расса­живаются вокруг него. Подобные игры, так же, как и разыгрывание ма­леньких, иногда гротесковых сценок из взрослой жизни (на тему похорон или свадебных обрядов) — поощряются старшими.

У тех же австралийских аборигенов группы мальчишек от шести до десяти лет, вооружившись миниатюрными копьями, по нескольку дней путешествуют в окрестностях лагеря, добывая себе «пропитание». Маленькие охотники не только по-настоящему высле­живают дичь, у них все «взаправду», включая раскраску тел, бурные прово­ды и не менее бурную встречу участников похода, которые им устраивают девочки. Скитания детей вдали от лагеря — это не просто охота и не сухое «практическое занятие» по отработке охотничьего мастерства — это еще и игра, обучающая и ролевая одновременно. Обыгрывается не только церемо­ниальная жизнь, не только практика жизнеобеспечения, но и сфера семей-но-брачных отношений. Несмотря на ранний возраст вступления в брак (особенно у девочек), дети аборигенов успевают освоить игру в мужа и жену. В одном из вариантов разыгрывается частая в жизни аборигенов ситуация: один из мальчиков убегает с «чужой женой», а все остальные участники за­няты их поисками14.

Игры с куклами — едва ли не самая продолжительная ролевая игра: на­чинаясь в младшем дошкольном возрасте, она сохраняется до возраста под­росткового (иногда до 14—15 лет). Это — большая часть детства для ребен­ка — огромная эпоха, в течение которой изменяется он сам, изменяются его потребности, психические и социальные установки. Уже в первых обучаю­щих играх ребенок ориентирован на исполнение роли взрослого. В игре с куклой осваиваются действия по уходу за ребенком, объектом которых в

14 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6.

реальной жизни является сам малыш. Считается, что кукла как сюжетная игрушка предопределяет характер такой ролевой игры.

У русских в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праз­дничные обряды. Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохра­няя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с кукла­ми. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все осталь­ные, как полагается на настоящей свадь­бе. Сцена за сценой развертывается сва­товство, налаживание к богомолью, по­сиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начи­ нала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжес­кий стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом закан­чивалась15.

В свое время Д. Эльконин выдвинул предположение, что источником ролевой игры являются все сферы жизни взрослых, в которых дети не могут принять непосредственное участие. А значит в детский игровой репертуар следует включить сферы труда и производства, экономики, культуры, рели­гии, досуга, здравоохранения и образования, повседневной жизни. Сама игра в «дочки-матери» — это отработка инстинкта заботы о потомстве. Не­которые маленькие девочки настолько копируют своих мам, что даже гру­дью пытаются покормить своих кукол. Они носят их в садик, одевают-раз-девают-поят-спать укладывают, кормят настоящей кашей, так что потом родителям приходится отмывать куклы стиральным порошком.

Игра в куклы — сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с куклой малыш проживает свои ссоры и обиды, проигры­вает ситуации с желательным для него финалом. Зачастую любимая кукла становится единственной хранительницей детских секретов и тайн, о ко­торых не скажешь никому-никому. Психологи уверены: по содержанию игр ребенка с куклами можно понять, что именно его беспокоит, особенно, если часто повторяется один и тот же сюжет. Детям, так же как и взрослым, трудно открыто поговорить о том, что их на самом деле волнует. Часто, когда мы задаем прямые вопросы, они замыкаются и уходят от разговора. В игре же они могут опосредованно, избегая грубого вмешательства в их внутренний мир, узнавать какие-то сведения о себе, других людях, своих проблемах16.

Игра в войну — ей не одна тысяча лет, и она вполне может быть причис­лена к «игровым универсалиям». Конкретное же содержание этой игры — кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия — всецело определяется, как вполне справедливо заключает М. Тендрякова,

15 Мещерякова Н. «Белолица, грудаста и коса непременно...» // Очаг. 1996. № 1. С. 4-6.

16 Романченко Е. Кукла-психотерапевт (www.nanya.ru).

историческим моментом. После Гражданской войны дети играли в «крас­ных» и «белых», скакали на лошадях и рубились саблями. После Великой Отечественной и до недавнего времени игра в войну раскалывала играющих на «наших» и «немцев», играли в танкистов, летчиков и всемогущих развед­чиков, батальные сцены «озвучивались» «пулеметными очередями» и «ар­тиллерийским» огнем. Сегодня наши дети уже играют в «чеченцев» и «рус­ских»17. Игра в войну соединяет в себе содержание других игр: в прятки, в салки, учит детей взаимодействовать в группе, легализованным способом выплеснуть азарт и агрессию, отработать навыки маскировки и наблюдатель­ности. Если взрослые умело направляют энергию детей, то примитивная игра кто кого первым убьет превращается в познавательное мероприятие: знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с личнос­тями Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Суворова, Ушакова или Кутузова даст нравственные образцы патриотической социализации.

Из мира взрослых дети моделируют далеко не все сюжеты социальных от­ношений, а чаще всего те, которые им кажутся: а) наиболее важными; б) ин­тересными для них. Но бывают исключения, когда дети пытались не модели­ровать, т.е. перефразировать, интерпретировать и представлять на свой манер, социальные процессы, а серьезно участвовать в них. Речь идет о детях-обви­нителях, затевавших кровавые судебные процессы. Дети-обвинители особен­но громко заявили о себе во времена охоты на ведьм в XVI—XVII вв. Дети са­мозабвенно фантазировали о ведьмах, демонах и подробностях шабаша. Они обвиняли в связи с дьяволом своих родных, соседей и посылали на костры и виселицы тех, кого случайно невзлюбили. В Ланкширском суде в Англии в

Врезка

Письма в редакцию

1. Мой мальчик куклами не интересуется. Они у нас есть (у дочери), но он их игнорирует. Больше всего ему нравятся мягкие игрушки: коты и зай­цы. С ними он спит, кушает (и их кормит), ходит в садик и в гости, укладывает их спать и поет им песенки. Любит брать у сестры деревянный иг­рушечный стол со стульями, усаживает свое зве­рье на стулья и ставит перед ними игрушечные тарелки.

2. А мой играет только в солдат, полицейских, бандитов и т.д. У нас периодами. Было время он был пожарным, затем врачем, а сейчас солдатом. Хотя,боевики не смотрим. Я очень удивлялась откуда такие пристрастия? Но, видно, мальчиш­ки, есть мальчишки.

3. В игрушечном магазине на меня странно посмот­рели, когда я спросила, стоит ли мне купить трех­летнему сыну куклу, но выслушав мои доводы, сказали «а, ну для мальчиков есть мальчуковые куклы, бэтмены, там, всякие, трансформеры». Только мне кажется, если кукла должна воспиты­вать у мальчика отцовские-братские-человечес-


кие чувства, то двигающийся трансформер не подойдет — о нем не надо заботиться. 4. У моей подруги сын был помешен на всем де­вичьем: кольца носить хотел, все требовал кук­лу и т.д. Мы чего только уже не придумали себе, кто он и что с ним (дуры), а потом все-таки купи­ли ему куклу. И что вы думаете? Все эти замашки

для девочек, типа колец и туфли на каблуках, исчезли в миг. Да и про кукол он редко вспомина­ет. Что касается моего сына, кукол он не требует, но и машинки тоже не хочет, зато кухня у него есть. Это ему интересно. Веник и совок тоже для него. У своих подружек с удовольствием играет в Барби (http://www.nanya.ru).

17 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6.

1612 г. фигурировали показания девятилетней девочки, поведавшей о «ведь-минских проделках» своей матери и бабушки и «опознавшей» большинство ведьм, участвовавших в шабаше. В результате десять обвиняемых были пове­шены. Известны случаи возмездия, когда выросших детей-обвинителей об­виняли в колдовстве подростки нового поколения. Также известны запозда­лые раскаяния взрослых женщин, признававшихся, что делали это тогда от скуки, играючи18.

Но дети-обвинители — это не только далекое прошлое и не уникальное порождение охоты на ведьм. Сталинский террор, бесконечные процессы над «врагами народа» и массовые репрессии привели к вспышке эпидемии дет­ских обвинений. Дети доносили на своих родителей в НКВД. Количество детей, отправивших своих родителей и близких в тюрьмы и лагеря, исчисля­лось сотнями. В середине 30-х гг. в Ар­теке состоялся слет детей, отправивших в тюрьму кого-то из своих близких. Детей не только всеми способами агитировали быть такими же как эти «ге­рои», им подсказывали технологию доносов. В отдельных публикациях га­зет того времени встречаются советы, как искать врагов народа, куда адре­совать письма и как их отправлять, чтобы враги не перехватили19.

Дети играли, а взрослые были совершенно серьезны и вершили право­судие. Взрослый мир, повинуясь игре, приводил в исполнение детские вы­мыслы. Границы между игрой и реальностью стирались по обе стороны воз­растной культуры.

ИГРЫ И ИГРУШКИ ВЗРОСЛЫХ

За каждой детской игрой всегда стоит нечто большее, чем просто развле­чение. Для ребенка игра является важнейшим способом знакомства с миром, с теми ролями, которые ему предстоит играть во взрослой жизни. Хрупкие фарфоровые куклы воспитывают будущих заботливых мам. Деревянные лошадки и ярко раскрашенные солдатики позволяют мальчишкам ощутить себя бравыми вояками20.

У взрослых тоже есть свои игры, например игра в казаки для дядей — ис­кусственный бой: команды взрослых мужчин почти с взаправдашным ору­жием гоняются друг за другом по лабиринтам и лесам, стреляя красящим ве­ществом.

Такая игра, которая носит название пейнтбол, моделирует не мир взрос­лых, от которого сами взрослые давно уже устали, а некие нереальные ситу­ации, в которых они не бывали, но по разным причинам быть желали бы. Во время игры участники стреляют по противнику из пневматических ру­жей шариками с безвредной краской. В искусственный бой играют молодые представители среднего яппи, вчерашние выпускники университетов, ни­когда не служившие в армии и не участвовавшие в войне. Сегодня они бан-

18 Тендрякова М. Указ. соч.

19 Там же.

20 Демиденко Ю. Игра // Коммерсантъ-Деньги, 2003, № 10.

Б7

киры и предприниматели. Позволяющие прикупить дорогостоящее воору­жение и экипировку, моделирующую настоящее облачение солдата. Реали­зовать свои агрессивные инстинкты, в том числе инстинкт войны, заложен­ный в мужчине от природы, они стремятся в культурной и разрешенной законом форме. Пейнтбол поможет окунуться в атмосферу азарта и необык­новенных приключений. За рубежом проводятся общенациональные чем­пионаты, созданы многочисленные клубы любителей игры, а сама игры из развлечения переведена в ранг еще одного вида спорта. Так детская «войнуш-ка» трансформировалась у взрослых в отрасль организованного досуга и бизнеса. Клубы с хорошо организованными игровыми полями и налажен­ной инфраструктурой существуют ныне и в России. Видимо, недоигравшие

в детстве мужчины пытаются хоть как-то продлить или вернуть свое детство. Сегодня в мире пейнтболом увлекает­ся более 20 млн человек.

Другим пролонгированием детской игры служит новое движение — ролевое движение (РД), или сюжетно-ролевые игры. Сюжеты, лежащие в основе игр, разнообразны: можно сделать игру на основе литературного произведения в жанре фантастики или фэнтези, мож­но — на основе исторического собы­тия: одна из недавних игр, проходив­ших под Петербургом, изображала вос­стание Уота Тайлера. Игры моделируют реально-исторические сюжеты: Средневековье, XIX в., либо сюжеты в стиле «фэнтези». Главной задачей авторы считают необходимость перевести конфликт между добром и злом, существующий в мире, из области «войнушки» в область духовного проти­востояния. В некоторых играх есть четкая цель, элемент приключений, на­пример «Остров сокровищ», «Спасение похищенной принцессы» или «Пре­дотвращение прихода Гитлера к власти». Есть два основных вида ролевых игр — постановочный (театральный) и боевой.

На подобных играх отрабатывается командная сплоченность, способ­ность к лидерству, ораторские навыки, физическая ловкость и выносливость. Участники ролевых игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам, на языке ролевиков — «отыгрывать» своих персонажей. Игра побуждает к максимальному напряжению, а следовательно, к развитию физического, психического и интеллектуального потенциала, самостоятель­ному поиску знаний, стимулирует активность и находчивость. При знаком­стве с устройством команды не оставляет впечатление, что ты имеешь дело с неплохим военно-спортивным клубом, а сами игры порой до боли напо­минают знакомую по старым временам игру «Зарница». Такова эволюция ролевых игр — от элитарного по своей природе увлечением фэнтези и по­пытке сконструировать в повседневной реальности подобие увлекательно­го толкиновского мира — к спортивным клубам, участники которых время от времени проверяют свои боевые навыки на турнирах.

Ролевики — это в основном молодые люди в возрасте от 10 до 25 лет. Мо­тивы участия самые разные: большинству нужна тусовка, где компании со-

бираются по интересам; другим интересно само фехтование, экстремизм, чувство опасности и напряжения, присущие игровому действию, престиж­ность; многие реализуют в игре дремавший потенциал лидера, советника, преступника или рыцаря. Парни куют мечи и делают игровые доспехи, а девушки шьют и вышивают. Есть и категория ролевых бардов, исполняю­щих собственные песни-баллады. Ролевая игра создает живое пространство общения и позволяет найти новых друзей. Выделяют несколько типов ро­левых игр. Дайджин — устная ролевая игра. Однодневка — игра на несколь­ко часов. МИГ — малая игра. Игра максимально на двое суток и максимум 70—100 человек. Основное свойство — возможность построения мастера­ми полного «дерева» игры, т.е. всех возможных сюжетов развития. БРИГ — большая ролевая игра. Игра на несколько суток и большое (более 50) ко­личество человек (чем меньше человек, тем сложнее и продолжительнее сюжет).

Сюжетно-ролевые игры взрослыхпродолжение детской игры

В игрушки играют не только дети. Они есть и у студентов. В этом убеди­лись З.Е. Дорофеева и Ю.В. Сазонова21, опросившие 60 студентов из разных вузов Москвы. Хотя большинство из них перестали играть в возрасте 10—13 лет (самое позднее — 14—15), игрушки молодежь продолжает дарить друг другу и не просто как знак внимания. Во-первых, немало студентов (до 25%) продолжают играть в игрушки. Во-вторых, благодаря подаренной игрушке они мысленно возвращаются в детство — самую счастливую пору своей жизни. Не случайно 14% опрошенных указали, что игрушки поднимают настроение, «их можно обнять и поплакать»; 12% — «они являются спосо-

21 Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента школьников // Социологические иссле­дования. 2002. № 6.

бом разрядки». Около 10% респондентов признались, что до сих пор спят с игрушками, «они охраняют сны». Игрушки нужны, чтобы жить; они просто стоят, являются частью интерьера; их коллекционируют, дарят друзьям и родным, чтобы выразить свои чувства. Желание приобрести новую игруш­ку сохранилось у более 2/3 опрошенных девушек. Четверть респонденток ответили, что детские игрушки в их жизни остались, их ничем не заменишь, хотя функции игрушек, естественно, меняются, они превращаются в укра­шения. Некоторые девушки признавались, что «как к игрушкам» относятся к мужчинам. Причем, с одними они «играют, гуляют, они их веселят», с дру­гими «обнимаются, плачут в их пиджаки». К числу «взрослых игрушек» у

студентов относятся азартные и компь­ютерные игры, в том числе сочинение музыки по специальным компьютер­ным программам. В том же ряду — со­товые телефоны, компьютер, телеви­зор, мотоцикл, профессиональные иг­рушки (инструменты). Девушки отмечали, что «взрослыми игрушками» для них теперь стали косметика, одежда, украшения.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Они относятся к числу древнейших изобретений человечества. Первые настольные игры появились в Египте за 3—4 тыс. лет до н.э. Наиболее попу­лярной в 3 тысячелетии до н.э. была игра в змею — «мехен» (Mehen). Судя по названию, она носила религиозный смысл и означала борьбу со злом. Иг­рали в нее на столике с выгравированной или инкрустированной на нем свернувшейся кольцом змеей (рис. 24). Голова находилась в центре, а тело по всей длине было разделено на клетки. Клетки располагались вдоль 14 витков змеи. Само слово Mehen означало «двигаться по спирали». Игра про­ходила с помощью фигур — трех львов, трех львиц, а также белых и красных шариков (по шесть у каждого игрока). Когда игра заканчивалась, их укла­дывали в ларец из черного дерева.

Рис. 24. Стол для древнеегипетской игры «мехен»

Это единственная командная игра, другие рассчитаны на двух участни­ков. Примером служит игра в шашки — любимое развлечение древних егип-

тян в домашнем кругу. Она называется Senet22 самая знаменитая древне­египетская настольная игра23. Слово senet означает «прохождение». Игра из­вестна с V династии, в более поздние времена она несомненно ассоцииро­валась с прохождением через потусторонний мир. В письменном языке иероглиф senet означает слово теп — «выдерживать испытание», это может иметь отношение к странствию в иных мирах. Во времена Древнего и Сред­него царства игра была секулярной, тем не менее она упоминается в гл. 17 Книги мертвых и других религиозных текстах Нового царства.

Первые археологические данные об игре относятся к 3100 г. до н.э. В нее играли все слои общество, особенно любила знать и фараоны. Среди самых

знаменитых игроков был и фараон Ту-танхамон.

Игровое поле (рис. 25) — прямоу­гольная доска — состоит из 30 квадра­тов (3x10). Белые и черные фигуры напоминали шахматные пешки. Ходы определялись путем бросания костей. Они представляли собой четыре не­больших деревянных плашки, по размеру напоминающих палочки для мо­роженого. Каждая плашка с одной стороны выкрашена в черный цвет, с дру­гой — в белый (либо одна сторона покрывалась иероглифами). Плашки тряс­ли в ладонях или просто подкидывали в воздух и бросали на стол, затем, в зависимости от выпавшей комбинации, делали ход. Игровых комбинаций было всего пять: одна белая и три черных — число «1», две белых и две чер­ных — число «2», три белых и одна черная — число «3», четыре белых — число «4» и, последняя, четыре черных — число «6». Ходы делаются по очереди, если кто-то из игроков выбросил на кубике число «6», он ходит, а затем по­вторно кидает кубик. Если фишка игрока оканчивает ход на поле, где уже стоит фишка противника, то фишка противника снимается — он будет вы­нужден начинать ею игру сначала. Для победы необходимо первым довести все свои фишки до финиша (рис. 26). Игроки сидела на табуретах, подло­жив под ногу подушки. Часто супруги играли друг против друга. На одной сценке дочь сидит рядом с отцом, обнимая его за шею24.

На рис. 27 приведена роспись из гробницы Нефертити: царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Выигрыш должен принести уда­чу в загробной жизни.

Вообще, в древние времена игры были разнообразнее и многочисленнее. В Египте настольные игры были любимы у представителей всех возрастов и социальных классов. Египтяне — прирожденные игроки. Играли супруги, играли друзья — это было любимое времяпрепровождение. Даже враги иног­да решали свои проблемы с помощью игры25. В двух гробницах I династии эпохи Древнего царства археологи нашли красивые наборы фигурок львов

22 Слово Senet обозначал египетский иероглиф тп. Прямоугольник в иероглифе изображает поверх­
ность доски. Некоторые египтологи полагают, что правильнее игру называть zinat.

23 По веб-адресу http://www.geociIies.com желающие могут поиграть в Сенет виртуально. Или это мож­
но сделать на сайте: http://www.playland.ru.

24 Подробнее см.: Bell R.C. The Boardgame Book. L., 1979; Timothy K. Passing Through the Netherworld:
The Meaning and Play of Senet, an Ancient Egyptian Funerary Game, Belmont,1978; Pusch E.B. Das
Senet Brettspiel im Alten Agypten. Berlin, 1979; Bell Robert С Board and Table Games From Many
Civilizations. N.Y., 1979; TaitJ. Senet // New Scientist. 1990. Dec. 22/29.

25 Подробнее см.: Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.

и львиц из слоновой кости и там же — дом из трех пристроек с остроконеч­ными крышами, фигуры, напоминающие шахматных короля и ладью. Пеш­ки похожи на цилиндры с закругленной головкой и шишечкой наверху.

Рис. 25. Стол для игры в Сенет

Рис. 26. Правила игры в Сенет

Когда римляне в IV в. н.э. захватили Египет и принесли с собой христи­анство, то познакомились и с древней игрой в Сенет. Они ее модифициро­вали, устранив языческое содержание. Новая разновидность получила на­звание Дощечки (Alea) — любимой игры римских солдат и императоров.

Дощечка — азартная игра на деньги и эта мания игры охватила Рим до его провозглашения республикой. Все фишки делались из кости, иногда у очень богатых людей из стекла. Доска была деревянной или для игры использова­лись специальные, каменные столы. Дощечка породила ряд подобных игр по всей Европе. Таким образом, Се нет просуществовала около 4 тыс. лет, ее считают прообразом современных нард, а некоторые авторы — и прароди­тельницей нынешних шашек.

Рис. 27. Царица Нефертити играет в Сенет

ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ

Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. С игрушками, по мнению Дж. Джайн, ребенок связывает свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людь­ми и даже ощущение безопасности. Для новорожденного самой первой и интересной игрушкой становится... собственный палец, соска или краешек простыни. Не отыщется игрушки — пятимесячный малыш все равно най­дет себе объект для изучения, будь то трещинка на потолке, шишка на кро­вати или собственная крошечная пятерня. С появлением погремушки (яр­кой, громкой) малыш начинает развиваться не по дням, а по часам. Мир по­знается в игре, поэтому хочется потрогать все, что под рукой: мамино ухо, папин нос, бабушкины очки. С возрастом игрушки меняются. Скажем, пя­тилетние дети предпочитают конструкторские игры. Через год они справ­ляются со сложными ролевыми и коммуникативными заданиями и уже спо­собны играть в доктора, в продавца, режиссировать игру в кукольном доме26.

Появление игрушек как предметов, изготовленных для игры, —достаточ­но раннее явление человеческой культуры. Игрушки как бы запечатлели в

26 Макаричева И. Куклы, в которые играют люди // Family Doctor. 2001. № 4.

себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели. Детские игры и игрушки отражают в своем содержании ту эпоху, в которой протекает дет­ство того или иного поколения людей. Игра и игрушка — это и есть то об­щее, что характеризует детство у всех народов и во все времена.

Сегодня игры и игрушки — одно из ярких проявлений массовой культу­ры. Детские игрушки — это культурные артефакты, которые созданы сами­ми детьми (самоделки и поделки), про­изведены для них взрослыми (фабрич­ная продукция) либо не созданы никем вообще, а найдены готовыми в приро­де (камушки, песок, шишки, палочки). Отражая духовный мир, игрушки воп­лощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов. Между прочим, первые куклы были миниатюрными копиями не детей, а взрослых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...