Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КУКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ




Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных кре­стьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла (рис. 28). Играли до 7—8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали но­сить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В отличие от других разновидностей игрушек тряпичную куклу не шили, а крутили. Куклу нельзя было колоть иглой, ведь в ней мог храниться дух родных людей. Покадети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Самостоятельно тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» (трубочкой) кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной нлткой. К ней обязательно пришивали кудельную или волосяную косу. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ран­них куклах — угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплета­ли, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. На­ряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.


Рис. 28. Тряпичные куклы «невеста» и «жених»

 

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла -жених или мужик, брали просто щепочку (рис. 29). Иг­рушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Ку­кол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «мо­лодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Потом эти куклы пе­реходили к детям. В иных домах их до ста штук накапливалось — таков был культурный капитал, накапливаемый многими поколениями и передаваемый от бабушек к внучкам. Куклы были не только девчачьей забавой.

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную це­ремонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем — маленькая кукла. На куклах северных губерний традиционный сарафан и твер­дый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисе­ра в продолжение традиций жемчужных отделок. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Рис. 29. Русские деревенские куклы

В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое — дет­ская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представ­лении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тросте-вые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Тре­тье — фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Русское слово «кук­ла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, на­пример, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В словаре СИ. Ожегова дано такое определение слову «кукла» — «детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях». Аналогичные определения мож­но встретить и в иностранных словарях36. Кукла как изображение человека занимает в жизни людей первобытной культуры исключительное место, Е.А. Аркин выделял три качества, в которых существовали куклы: кукла — идол, кукла — магическое средство и кукла — игрушка. По его мнению, все эти виды кукол сосуществовали у первобытных народов. Е.А. Аркин присое­диняется к мнению Леббока о том, что «кукла это — помесь дитяти и фети­ша, в которой обнаруживаются противоположные характеры ее родителей»37.

Не менее интересно происхождение санскритских слов «путтала» или «путтика» — кукла. Это уменьшительная форма слова «путра» — сын, что

36 Encyclopedia Americana. N.Y., 1966. Vol. 9. P. 732.

37 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935. С. 46.

можно буквально перевести как «сыночек». Кроме того, «путтала» или «пут-тика» означают «изображение», «копия». Все традиционные индийские иг­рушки были как бы уменьшенными копиями предметов, с которыми ребе­нок сталкивался повседневно, и потому содержали в себе существенный эле­мент реальности38.

В Японии с конца XVIII в. большую популярность приобрела бумажная кукла, получившая название «анэ-сама» («старшая сестра»). Так обычно зовут дети своих старших сестер, но история куклы тянется вплоть до VIII в.,

и первоначально она использовалась в качестве магического фетиша. Эдоская «анэ-сама» не имеет лица, что придает ей определенное своеобразие, и, по мнению некоторых, благодаря этому основное внимание уделяется костюму и прическе. Есть и другие варианты «анэ-сама», в том числе и с лицами.

По мнению Е.А. Ершовой39, термин «кукла», используемый в публикациях, достаточно условен. Разнообразие функций, которые выполняет кукла в культуре различных народов, привело к тому, что под термином «кукла» в ли­тературе стало пониматься скорее некое антропоморфное изображение, а также предмет, символически изображающий человека, использующийся в качестве его «заместителя» не только в детских играх. Выражения «шаман­ская кукла», «обрядовая кукла» исключают подобные предметы из мира де­тей или, по крайней мере, указывают на то, что детская игра — не единствен­ное назначение кукол.

Иначе рассуждает, В.Б. Мириманов: «даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, так как они отражают реально суще­ствующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представле­ниям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной»40.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими ос­новы мировоззрения первобытного общества. Предположительно, их делали из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смеши­валась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла носила не игровой, а религиозный характер, т.е. служила оберегом женщины, хранительницей дома и очага. При переезде на новое место кук­лу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, что­бы на новом месте возгорелся прежний очаг, сохранилось тепло и уют41.

Кукла служила главным персонажем в языческих культах, прежде всего в культе сотворения мира и культе умерших предков. Надежды на урожай

38 Джайн Дж. Традиционная индийская игрушка (http://achababa.tripod.com).

39 Ершова Е.А. Куклы кадиувео // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы мо­
лодых ученых / Отв. ред. МЛ. Бережнова. Омск, 2002. С. 35-46.

40 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 224-225.

41 Троянова К. Кукла из глубины веков (http://kenunen.boom.ru).

соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах именно кукол — изображения мертвых. Кук­ла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки.

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали оп­ределенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно рас­пространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны — от авст­ралийских шаманов до «черных ма­гов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображе­ние втыкали иголки42. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Еще одним типом древней куклы являлась волосяная кукла. Когда жен­щина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и дела­ла куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. А самая распространенная детская иг­ровая кукла на Руси — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечеб­ных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные тра­вы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Магические функции связывали раньше не только с куклой. Но и с жен­щиной, чьим миниатюрным изображением считалась сама кукла. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие свя­тые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, остав­шись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая ку­колка, охраняющая младенца от «дурного глаза»43.

Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким кук­лам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол — кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и Юго-Восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния бо-

42 Об истории кукол (http://webdesign.perm.ru).

43 Троянова К. Указ. соч.

гов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца — Брахмы, а театр кукол — подобием мира44.

Вместе с тем куклы, как всякий изобразительный символ, могли выпол­нять функции миниатюрных портретов в сохранении родовой преемствен­ности, «своеобразными родовыми реликвиями, выполняющими ту же роль, что и портреты предков, напоминающие о генеалогии семьи»45. К примеру, у индейцев кадиувео в первой половине XX в. существовало несколько ви­дов «кукол»: детские игрушки (собственно куклы); антропоморфные изоб­ражения предков и умерших родственников; изображения «маленьких свя­тых» (santinhos); просто статуэтки, совмещавших в себе целый ряд функций46.

Более поздним проявлением использо­вания кукол в обрядах были христиан­ские кукольные представления. Со Сред­ них веков и до наших дней они широ­ко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Ма­рию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка».

С давних пор у католиков принято устраивать около каждой церкви по­добие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи библейского сюжета — кук­лы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позво­ляющими имитировать движения. Европейская рождественская традиция пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп — перенос­ной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена — вифлеемские ясли, нижняя — дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представ­ления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Ее конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из «Брно», по самым приблизительным подсчетам, 30—35 тыс. лет. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до н.э. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице — сделанная из деревянных дощечек, с волосами из глиняных бус, она 4 тыс. лет тому назад сопровождала в после­дний путь своего маленького хозяина — фараона. У таких кукол не было ног, так как египтяне опасались, что они могут ожить и убежать от своего непод­вижного хозяина.

Психологи уверяют, что плюшевые мишки и красавицы Барби не просто игрушки. Они имеют прямое отношение к формированию личности, кото­рой станет когда-нибудь ценительница интерьера кукольного дома и люби­тель машинок. Содержание игр с куклами связано с воспроизведением су-

44 Об истории кукол (www.webdesign.perm.ru).

45 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 223.

46 Ершова Е.А. Указ. соч.

шествующих в обществе взаимоотношений. Так, в игровой деятельности девочек народов Сибири преобладали темы «гости», «свадьба» и другие близ­кие по сюжетам игры. Таким образом, кукла становилась одним из средств моделирования социального пространства и усвоения социальных норм.

Традиционная игра в дочки-матери в наши дни трансформировалась в игру с куклой Барби47, которая дебютировала на ярмарке игрушек в Нью-Йорке зимой 1959 г. Игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук. Сумма продаж за 1999 г. составила 1,5 млрд долл. Как грибы после дождя росли фан-клубы Барби,

причем не только в США и Европе, но даже в мусульманских странах.

Кукла Барби (Barbie) — пластмассо­вый образ «маленькой женщины», об­ладающей роскошным и разнообраз­ным гардеробом наподобие леди из высшего света (рис. 30). Шикарные на­ряды игрушечной блондинки были де­шевы только первое время. Как только продажи превысили «обыкновенную норму сбыта», одно лишь подвенечное платье стало стоить 35 долл. Затем по­явились дом, мебель, посуда, машина, велосипед, друзья и даже лошади. Пол­ная коллекция Барби стоит сегодня более 1 тыс. долл.48.

Кукольная индустрия слишком хо­рошо предусмотрела, как надо играть: Барби-дома, Барби-мебель, буклеты, раскраски и компьютерные игры о Барби. Барби — уже не просто милая кукла, но олицетворение целого обра­за жизни. В игре с Барби с обезоружи­вающей непосредственностью пред­ставлена вся шкала ценностей, присут­ствующих во взрослом мире во много более закамуфлированном виде49. Те­перь есть Барби разных национально­стей, а также всевозможные ее аналоги с другими именами. К концу XX сто­летия Барби освоила разные профессии. Теперь она не только принцесса — она и журналистка, и врач, и подводница. Для нее создан целый мир: дом, автомобиль, различные наряды, обувь, украшения.

Длинноногая Барби стала самой продаваемой игрушкой на свете, приме­ром для подражания миллионам девочек, а общество столкнулось с пугаю-

47 Кукла была названа по имени Барби Хэндлер, дочери Рут Хэндлер, производительницы игрушек
из Денвера, Колорадо. Вместе со своим мужем Элиотом, дизайнером кукольных домов, она осно­
вала компанию «Маттель» в 1945 г.

48 Силенко И. Грязное прошлое куклы Барби // Волгоград МК. 2002. № 25. С. 26.

49 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6.

щей проблемой: большинство этих девочек (а потом и девушек), страдая от комплекса неполноценности и добиваясь стандарта 90x60x90, стали садить­ся на изнуряющие, никому не нужные диеты. Недавно на производителей Барби подали в суд за то, что кукла калечит девочек, вырабатывая у них ком­плекс неполноценности.

Рис. 30. Кукла Барбипластмассовый образ «маленькой леди» из высшего света

Оказывается, мода на «взрослых кукол» началась еще 200 лет назад. В XVII в. во Франции они выполняли функцию нынешних манекенщиц. Тогда еще не было подиумов и демонстрации весенних мод. Предприимчивые французы вспомнили, что в Древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посы­лали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов — прекрасных пандор. Поисти­не, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщи­ны, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров50.

В конце XVII в. у пандор появились уникальные собратья — андроидные механизмы. За XVIII в. было создано необыкновенное количество механи­ческих кукол. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Пи­сец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Позже, в середине XIX в., пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Во второй половине XIX в. в аристократи­ческой среде были наиболее распространены куклы-парижанки. Тончайшие талии, выраженные бедра и... завидный бюст, подчеркнутый глубоким де­кольте. Прекрасно причесанные, с раскрашенным личиком, они были оде­ты в великолепные туалеты, отражавшие все новейшие веяния моды, и про-

50 Об истории кукол (http://webdesign.perm.ru).

давались с полным приданым: изысканный гардероб, несессеры с флакона­ми духов, расческами и зеркалами разной формы, веера, кошельки, муфточ­ки, зонтики из натурального кружева и даже визитные карточки. К этим наборам прилагались целые комнаты — игрушечных размеров, но уставлен­ные мебелью из настоящего дерева, обитой бархатом и парчой, с бронзовой фурнитурой. В буфетах красовались крошечные сервизы из мейсенского фарфора, хрусталя баккара. Искусствовед О.И. Голенева пишет: «Они как нельзя лучше отвечали воспитательному идеалу прошлого столетия — про­будить у девочки интерес не только к материнству и роли гостеприимной хозяйки дома, но и к этикету светской жизни»51.

В середине XIX в., наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изго­товлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и ко­нечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтиза-ции игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бар-трам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

В начале XX в. промышленники обратились к Диснею за разрешением использовать при создании игрушек и конфет персонаж Микки Мауса: на его популярности стали зарабатывать миллионы. Ныне таких брэндов ты­сячи, а ежегодный мировой оборот с продаж брэндовой продукции состав­ляет по самым примерным подсчетам 120—200 млрд долл. На популярных «Черепашках Ниндзя» заработали по всему миру более 2 млрд долл.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни,

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...