КУКЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла (рис. 28). Играли до 7—8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. В отличие от других разновидностей игрушек тряпичную куклу не шили, а крутили. Куклу нельзя было колоть иглой, ведь в ней мог храниться дух родных людей. Покадети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Самостоятельно тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» (трубочкой) кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной нлткой. К ней обязательно пришивали кудельную или волосяную косу. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах — угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла -жених или мужик, брали просто щепочку (рис. 29). Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Потом эти куклы переходили к детям. В иных домах их до ста штук накапливалось — таков был культурный капитал, накапливаемый многими поколениями и передаваемый от бабушек к внучкам. Куклы были не только девчачьей забавой.
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем — маленькая кукла. На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. Рис. 29. Русские деревенские куклы В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое — детская игрушка в виде фигурки человека. Второе — в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тросте-вые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье — фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В словаре СИ. Ожегова дано такое определение слову «кукла» — «детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях». Аналогичные определения можно встретить и в иностранных словарях36. Кукла как изображение человека занимает в жизни людей первобытной культуры исключительное место, Е.А. Аркин выделял три качества, в которых существовали куклы: кукла — идол, кукла — магическое средство и кукла — игрушка. По его мнению, все эти виды кукол сосуществовали у первобытных народов. Е.А. Аркин присоединяется к мнению Леббока о том, что «кукла это — помесь дитяти и фетиша, в которой обнаруживаются противоположные характеры ее родителей»37.
Не менее интересно происхождение санскритских слов «путтала» или «путтика» — кукла. Это уменьшительная форма слова «путра» — сын, что 36 Encyclopedia Americana. N.Y., 1966. Vol. 9. P. 732. 37 Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935. С. 46. можно буквально перевести как «сыночек». Кроме того, «путтала» или «пут-тика» означают «изображение», «копия». Все традиционные индийские игрушки были как бы уменьшенными копиями предметов, с которыми ребенок сталкивался повседневно, и потому содержали в себе существенный элемент реальности38. В Японии с конца XVIII в. большую популярность приобрела бумажная кукла, получившая название «анэ-сама» («старшая сестра»). Так обычно зовут дети своих старших сестер, но история куклы тянется вплоть до VIII в., и первоначально она использовалась в качестве магического фетиша. Эдоская «анэ-сама» не имеет лица, что придает ей определенное своеобразие, и, по мнению некоторых, благодаря этому основное внимание уделяется костюму и прическе. Есть и другие варианты «анэ-сама», в том числе и с лицами. По мнению Е.А. Ершовой39, термин «кукла», используемый в публикациях, достаточно условен. Разнообразие функций, которые выполняет кукла в культуре различных народов, привело к тому, что под термином «кукла» в литературе стало пониматься скорее некое антропоморфное изображение, а также предмет, символически изображающий человека, использующийся в качестве его «заместителя» не только в детских играх. Выражения «шаманская кукла», «обрядовая кукла» исключают подобные предметы из мира детей или, по крайней мере, указывают на то, что детская игра — не единственное назначение кукол. Иначе рассуждает, В.Б. Мириманов: «даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, так как они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной»40.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Предположительно, их делали из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла носила не игровой, а религиозный характер, т.е. служила оберегом женщины, хранительницей дома и очага. При переезде на новое место куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте возгорелся прежний очаг, сохранилось тепло и уют41. Кукла служила главным персонажем в языческих культах, прежде всего в культе сотворения мира и культе умерших предков. Надежды на урожай 38 Джайн Дж. Традиционная индийская игрушка (http://achababa.tripod.com). 39 Ершова Е.А. Куклы кадиувео // Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы мо 40 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 224-225. 41 Троянова К. Кукла из глубины веков (http://kenunen.boom.ru). соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах именно кукол — изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны — от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки42. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
Еще одним типом древней куклы являлась волосяная кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. А самая распространенная детская игровая кукла на Руси — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Магические функции связывали раньше не только с куклой. Но и с женщиной, чьим миниатюрным изображением считалась сама кукла. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза»43. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол — кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и Юго-Восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния бо- 42 Об истории кукол (http://webdesign.perm.ru). 43 Троянова К. Указ. соч. гов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца — Брахмы, а театр кукол — подобием мира44. Вместе с тем куклы, как всякий изобразительный символ, могли выполнять функции миниатюрных портретов в сохранении родовой преемственности, «своеобразными родовыми реликвиями, выполняющими ту же роль, что и портреты предков, напоминающие о генеалогии семьи»45. К примеру, у индейцев кадиувео в первой половине XX в. существовало несколько видов «кукол»: детские игрушки (собственно куклы); антропоморфные изображения предков и умерших родственников; изображения «маленьких святых» (santinhos); просто статуэтки, совмещавших в себе целый ряд функций46.
Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со Сред них веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». С давних пор у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи библейского сюжета — куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими имитировать движения. Европейская рождественская традиция пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп — переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена — вифлеемские ясли, нижняя — дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением. В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Ее конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из «Брно», по самым приблизительным подсчетам, 30—35 тыс. лет. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до н.э. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице — сделанная из деревянных дощечек, с волосами из глиняных бус, она 4 тыс. лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина — фараона. У таких кукол не было ног, так как египтяне опасались, что они могут ожить и убежать от своего неподвижного хозяина. Психологи уверяют, что плюшевые мишки и красавицы Барби не просто игрушки. Они имеют прямое отношение к формированию личности, которой станет когда-нибудь ценительница интерьера кукольного дома и любитель машинок. Содержание игр с куклами связано с воспроизведением су- 44 Об истории кукол (www.webdesign.perm.ru). 45 Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994. С. 223. 46 Ершова Е.А. Указ. соч. шествующих в обществе взаимоотношений. Так, в игровой деятельности девочек народов Сибири преобладали темы «гости», «свадьба» и другие близкие по сюжетам игры. Таким образом, кукла становилась одним из средств моделирования социального пространства и усвоения социальных норм. Традиционная игра в дочки-матери в наши дни трансформировалась в игру с куклой Барби47, которая дебютировала на ярмарке игрушек в Нью-Йорке зимой 1959 г. Игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук. Сумма продаж за 1999 г. составила 1,5 млрд долл. Как грибы после дождя росли фан-клубы Барби, причем не только в США и Европе, но даже в мусульманских странах. Кукла Барби (Barbie) — пластмассовый образ «маленькой женщины», обладающей роскошным и разнообразным гардеробом наподобие леди из высшего света (рис. 30). Шикарные наряды игрушечной блондинки были дешевы только первое время. Как только продажи превысили «обыкновенную норму сбыта», одно лишь подвенечное платье стало стоить 35 долл. Затем появились дом, мебель, посуда, машина, велосипед, друзья и даже лошади. Полная коллекция Барби стоит сегодня более 1 тыс. долл.48. Кукольная индустрия слишком хорошо предусмотрела, как надо играть: Барби-дома, Барби-мебель, буклеты, раскраски и компьютерные игры о Барби. Барби — уже не просто милая кукла, но олицетворение целого образа жизни. В игре с Барби с обезоруживающей непосредственностью представлена вся шкала ценностей, присутствующих во взрослом мире во много более закамуфлированном виде49. Теперь есть Барби разных национальностей, а также всевозможные ее аналоги с другими именами. К концу XX столетия Барби освоила разные профессии. Теперь она не только принцесса — она и журналистка, и врач, и подводница. Для нее создан целый мир: дом, автомобиль, различные наряды, обувь, украшения. Длинноногая Барби стала самой продаваемой игрушкой на свете, примером для подражания миллионам девочек, а общество столкнулось с пугаю- 47 Кукла была названа по имени Барби Хэндлер, дочери Рут Хэндлер, производительницы игрушек 48 Силенко И. Грязное прошлое куклы Барби // Волгоград МК. 2002. № 25. С. 26. 49 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6. щей проблемой: большинство этих девочек (а потом и девушек), страдая от комплекса неполноценности и добиваясь стандарта 90x60x90, стали садиться на изнуряющие, никому не нужные диеты. Недавно на производителей Барби подали в суд за то, что кукла калечит девочек, вырабатывая у них комплекс неполноценности. Рис. 30. Кукла Барби — пластмассовый образ «маленькой леди» из высшего света Оказывается, мода на «взрослых кукол» началась еще 200 лет назад. В XVII в. во Франции они выполняли функцию нынешних манекенщиц. Тогда еще не было подиумов и демонстрации весенних мод. Предприимчивые французы вспомнили, что в Древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов — прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров50. В конце XVII в. у пандор появились уникальные собратья — андроидные механизмы. За XVIII в. было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Позже, в середине XIX в., пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Во второй половине XIX в. в аристократической среде были наиболее распространены куклы-парижанки. Тончайшие талии, выраженные бедра и... завидный бюст, подчеркнутый глубоким декольте. Прекрасно причесанные, с раскрашенным личиком, они были одеты в великолепные туалеты, отражавшие все новейшие веяния моды, и про- 50 Об истории кукол (http://webdesign.perm.ru). давались с полным приданым: изысканный гардероб, несессеры с флаконами духов, расческами и зеркалами разной формы, веера, кошельки, муфточки, зонтики из натурального кружева и даже визитные карточки. К этим наборам прилагались целые комнаты — игрушечных размеров, но уставленные мебелью из настоящего дерева, обитой бархатом и парчой, с бронзовой фурнитурой. В буфетах красовались крошечные сервизы из мейсенского фарфора, хрусталя баккара. Искусствовед О.И. Голенева пишет: «Они как нельзя лучше отвечали воспитательному идеалу прошлого столетия — пробудить у девочки интерес не только к материнству и роли гостеприимной хозяйки дома, но и к этикету светской жизни»51. В середине XIX в., наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтиза-ции игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бар-трам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин. В начале XX в. промышленники обратились к Диснею за разрешением использовать при создании игрушек и конфет персонаж Микки Мауса: на его популярности стали зарабатывать миллионы. Ныне таких брэндов тысячи, а ежегодный мировой оборот с продаж брэндовой продукции составляет по самым примерным подсчетам 120—200 млрд долл. На популярных «Черепашках Ниндзя» заработали по всему миру более 2 млрд долл. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|