Социальные сдвиги середины XX столетия
Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодежной субкультуры во второй половине XX в. на Западе обычно называют две ведущие: а) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной прослойки в б) появление новых средств записи и распространения музыкальной К началу 1950-х гг. в Америке, а поз-же и в других странах мира, начинает формироваться молодежная контркультура, первым символом протеста которой против общества взрослых явилась музыка рок-н-ролла. Появляется многочисленная социальная группа — социальная база и носитель рок- культуры — тинейжеры7. Возникновение новой генерации связано с изменением образа жизни и статуса молодежи в США. Еще во время Второй мировой войны определенная часть американских юношей и девушек, заменивших в семье и на производстве ушедших воевать отцов, приобрела самостоятельность и уважение взрослых. До войны в американских семьях не могло быть и речи о каких-либо степенях свободы для подростков. В конце 40-х гг. американское общество, быстро переведя значительную часть военного производства на мирные рельсы, достигло высокого уровня благосостояния. Это отразилось на образе жизни молодежи США. Тарасов А.Н. Молодежь как социальный бульдозер (http://lomleft.narod.ru). Teenagers, происходит от окончания «-teen», как в русском «-дцать», и обозначает людей в возрасте от тринадцати до девятнадцати лет. Помимо чувства самостоятельности у молодых людей появились собственные деньги, чего не было в довоенное время. Старшие школьники из семей среднего класса спокойно стали пользоваться автомобилями своих родителей, некоторые подростки имели и собственные автомашины, не говоря уже о радиоприемниках, проигрывателях и пластинках. Вечеринки {Party) были одной из главных форм развлечения. Согласно данным, приводимым Эдом Уордом в книге по истории рок-н-ролла, лишь на еду во время вечеринок в 1959 г. американскими тинейджерами было потрачено 432 млн долл., причем раскошеливались большей частью девушки. А годовой сбыт только пла-стинок-сорокапяток был на сумму 75 млн долл. Нередко тинейджеров 40-50-х гг. называют новым классом или даже новой нацией, поскольку именно в этой среде тогда наметились явные тенденции ломки как классовых, так и национальных барьеров. Образовался как бы поперечный пласт в многослойном американском обществе8.
В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодежных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодежи, объемы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «молодежной моды» и т.п. Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и панков. В 60-е гг. Америку захлестнула волна движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Германию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка. В самом деле, 1950-е гг. на Западе — это период экономического подъема, роста материального уровня жизни населения, укрепления позиций среднего класса, расширения вакансий для молодых на рынке труда. К началу 50-х гг. в США была развита целая индустрия музыкальных развлечений, рассчитанных на обывательский вкус. Средства массовой информации, многочисленные радиостанции, телевидение и голливудская киномашина, компании грамзаписи, нотные издательства, театры и шоу, дансинги и рестораны — все это обрушивало на среднего американца лавину продукции с печатью самодовольства и сентиментальности. Тогда произошли серьезные подвижки в социальной структуре западного общества: на историческую сцену выходит новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. В карманах молодых людей появились деньги, которые они могли спокойно тратить на путешествия, досуг, культурный отдых. Многие потянулись к высшему образованию. А
8 Козлов А. Рок: истоки и развитие. М., 1997. это означает более позднее обзаведение семьей и повышение требований к качеству досуга. Перемены были разительными: если раньше младшие члены семьи работали для того, чтобы все до копейки отдать в семейный бюджет, то теперь они значительную часть оставляли на личную жизнь9. Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодежи. Возникают такие явления, как индустрия культуры, молодежная индустрия, молодежная мода, молодежные движения, молодежная субкультура. Еще в 1930-е гг. наметился подъем в отраслях грамзаписи, производства фильмов и т.п. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодежи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах. Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г., волна, изменившая политическое лицо и структуру мира. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени взрослый рынок развлечений достиг насыщения, зато открывались широкие перспективы на молодежном рынке благодаря постоянному росту материального благосостояния юных граждан. На молодежь переориентировалась индустрия моды, годовой оборот которой достигает фантастических размеров — 25 млрд долл.10
НТР И ДИНАМИКА ПОКОЛЕНИЙ Ускорение технического прогресса — еще один фактор появления и утверждения молодежной субкультуры. Если раньше, в традиционном обществе, в течение жизни одного поколения техники менялось несколько поколений людей, то в постиндустриальном обществе на протяжении жизни одного поколения людей сменяется несколько поколений техники. В качестве примера достаточно привести радикальные изменения в компьютеризации, происходящие каждые 5—7 лет. А что означают столь радикальные технические изменения в обществе? Оказывается, они влекут за собой не менее радикальные социальные изменения. Каждое новое поколение техники открывает перед человечеством новые возможности, а значит, пробуждает к жизни новые цели, идеалы, ожидания, стили моды и ориентиры. Электрогитара, вытеснившая деревянную гитару, явилась не только технологическим изменением. С ней наступила новая (о Kanda nomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 81. эпоха в молодежной субкультуре, носителем которой выступило новое поколение молодых людей. Только в сфере компьютеров за последние 20 лет насчитывается несколько поколений молодых фанатов, разговаривающих на разных языках, верящих в разные цели и жизненные приоритеты, обладающие разными профессиональными и жизненными навыками. Между ними разрыв ошарашивающий. Поколение ЭВМщиков совершенно не понимает нынешнее поколение поклонников виртуальной компьютерной реальности. И так везде. С ускорением технического прогресса сократились циклы смены технической моды. Только 2—3 года держится мода на одно технологическое новшество. Зародившись в центре, в передовых странах, новое веяние, благодаря современным средствам коммуникации, моментально достигает периферии. Через короткий промежуток времени на смену приходит новое увлечение. За подобной гонкой способна угнаться только молодежь.
Да и в самой молодежи, несмотря на достаточно короткий срок молодости (возраст тинэйджеров с 13 до 19 лет), успело образоваться несколько поколений. Например, появившееся в конце 1960-х гг. российское движение «хиппи» к середине 1970-х гг. разделилось на «старую генерацию», «систему» и «пацифистов». В 1980-е гг. все они именовались Системой, в которой вновь стали выделяться «поколения», но уже за более короткие промежутки времени — примерно каждые 2—4 года. Первое «поколение», составившее ядро Системы, именовало себя просто хиппи, второе называется хайрастые (от англ. hair — волосы). На смену им пришли панки, которых заменили металлисты — «рыцари цепей, заклепок и кожи», а позже появились люберы. Каждая новая волна не только сохраняла прошлые традиции, но и вносила культурные инновации, строила с другими «поколениями» не всегда простые взаимоотношения. Врезка Н. Моргунова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|