Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субкультура в групповом контексте




Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло какие-то жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у спе­циалистов сложилась следующая точка зрения.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода от детства к зре­лости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самы­ми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопре­деленности возникает потому, что человек покидает детство — период ми­нимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максималь­ной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения

Все чаще мне кажется, что пора отбросить пос­ледние юношеские представления о справедли­вости, добре и зле и о других «нематериальных» понятиях и стать более прагматичной, жесткой, менее сентиментальной. Иначе не выжить! Молодость вовсе не так беззаботна, как кажет­ся. Нам нужно решать важнейшие жизненные вопросы — карьера, семья, жилье... А общество наше находится в таком состоянии, что ориенти­ры нечетки, расплывчаты, отсюда постоянное ощущение нестабильности. Я никогда не говорю: «Вот через 10 лет...». Потому что не знаю и даже не могу представить, что будет через 10 лет в России.

Я аполитична, потому что абсолютно не верю властям. По моему мнению, жизнь в России — это борьба с государством. А должно было бы — со­трудничество.

Я готова исполнять гражданский долг, ходила и буду ходить на выборы: считаю, что народ имеет тех правителей, которых заслуживает. Проведи­те референдум о войне в Чечне — и я выскажусь


против на 200 процентов, потому что это истреб­ление генофонда нашей страны! Я не поддержи­ваю Путина просто потому, что он не останавли­вает эту войну. Но и альтернативы ему среди по­литиков не вижу...

Боюсь я совершенно обычных вещей: потери близких, болезней, «тюрьмы да сумы», предатель­ства. А стать хочу успешным человеком; не «пуб­личным», но зарабатывать хорошие деньги. Креп­кая семья, здоровые и умные дети — об этом по большому счету мечтает каждый из нас. Интерес­ная работа, круг друзей, насыщенный отдых. Ни­чего нового. Только в новых условиях. Но у молодости все же есть преимущество — надежда в эти годы возрождается постоянно, как птица Феникс. Мы все еще думаем, что жизнь может измениться к лучшему. Кажется, что впе­реди еще масса времени, чтобы исправить ошиб­ки, доделать недоделанное и начать неначатое. (оворят, с годами это чувство проходит... Источник: Зеркало для Дориана Грея (http: // www.izvestia.ru).

жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Хотя в семье ребенок получает необходимые ему социальную защиту и эмо­циональную привязанность, но, вырастая, он стремится выйти за ее границы, приобрести недостающую свободу действий, правда, стараясь сохранить чув­ство защищенности и принадлежности. Переходным мостиком в мир взрослых служит группа сверстников. Она дает оба качества — защищенность и свободу. Независимость и свобода — это черты взрослой субкультуры, а соци­альная защита и эмоциональная принадлежность, в которых молодой чело­век еще нуждается как неполный взрослый, тянутся из детства и родитель­ской семьи.

Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей тех поступков и действий, которые совер­шают молодые люди. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно новая ситуация, в которую только еще вступа­ет подросток. С точки зрения социали­зации это принципиально важный мо­мент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственника­ми, а во-вторых, не старше их по возра­сту. То и другое — непременные атрибу­ты «взрослого общества», где также поступки людей оценивают равные по воз­расту и не родственники. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.

Никакой иной социальный институт не может взять на себя те функции, считает А.П. Файн, которые выполняют группы сверстников. Они помога­ют освоению навыков социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом, передают специфические для подросткового возраста ценностные представ­ления и, наконец, удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контак­тах. Наконец, в группе сверстников можно обрести взаимопонимание и сплотиться для противостояния воспитательной активности взрослых".

Можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начи­нает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начи­нает взрослеть. Происходит это в 10— 12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может про­должаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализа­ции, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге. Ком­пания 40- или 50-летних мужчин и женщин — тоже группа сверстников, но только повзрослевших.

11 Человек. 1990. № 4. С. 46-56.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...