Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю. Шинкаренко Бурные восьмидесятые




Это только сначала показалось, что на иностран­ные веяния молодежной моды, вдруг проникшие к нам, подростки набросились, как на груду за­морских товаров — кому что подвернется, кому что достанется. Нет, обноски западных молодеж­ных движений уже сразу расхватывались хоть и впопыхах, но с примеркой, с прикидкой, с огляд­кой на собственные привязанности, таланты, материальные возможности. В брейк-данс вдарились элитные слои отрочества: старшеклассники, младшекурсники вузов. Чтобы снять (скопировать) сложнейшие танцевально-акробатические элементы, нужна была натрени­рованная усидчивость, воля к достижению цели. Чтобы связать в единую композицию разнородные части танца — всякие там вертушки, геликоптеры, уимболы, требовалось чувство вкуса, маломальс­кий эстетический опыт. Брейк-данс пришел в стра­ну на видеокассетах, поэтому близкое знакомство с ним предполагало определенную материальную состоятельность поклонников: наличие видеомаг-


нитофонов и соответствующих кассет или хотя бы средств на их прокат...

«Металл» был менее привередлив. Материаль­ные претензии ограничивались поношенным ко­жаном, незамысловатой фурнитурой, которую не-

сложно изготовить самому, особенно если есть доступ к фрезерному станку или рядом с до­мом — промышленная свалка. Металлотеки осо­бой подготовки не требовали: танцевальные дви­жения сводились к повтору поз бас-гитариста, подобное попугайничанье давалось в несколько секунд тренировок... Зато подчеркнуто грубый, агрессивный, не знающий полутонов heavi metal

 

12 Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 86.


миться к их обладанию. Богатые уже не кичатся сверхдорогими автомоби­лями, одеваются скромно, но со вкусом. Представители низшего класса в одежде, вкусовых предпочтениях и способах организации досуга стремятся походить на средний класс. Подтягивание к середине двух социальных по­люсов свидетельствует о почти безоговорочном доминировании в современ­ном обществе культуры средних слоев.

Для такой культуры характерны паритетные, а не приоритетные отноше­ния между супругами, большая свобода самовыражения и поведения в бра­ке, независимость выбора стиля одежды, места проведения досуга, раздель­ное ведение счетов и бюджета в семье, ориентация на творческий труд и успех в работе, отсутствие алчности в стремлении к приобретению денег.

Представителями субкультуры среднего класса в США и Британии сле­дует назвать хиппи и яппи. На смену поколению хиппи в Америки пришли два ярко выраженных в своей социальной ориентации молодежных направ­ления — яппи, представлявшие средний и верхний слои среднего класса, и панки, выходцы из рабочих кварталов. В дословном переводе с английско­го «панк» — это шпана, хулиганы. В годы наивысшего расцвета субкульту­рой панков было охвачено до 60% людей в возрасте от 14 до 20 лет.

Реакцией на кризис начала 1970-х и стало возникновение яппи — мо­лодых городских профессионалов, веривших только в себя и противопос­тавивших корпоративному духу старый добрый американский индивиду­ализм. Том Вулф назвал их «Я-поколение», а Тимоти Лири говорил, что они заключали индивидуальный договор с Богом. «Они политически и психо-

даровал своим поклонникам неоценимую воз­можность: выплеснуть неудовлетворенность — и какую-то минутную, и сущностную, глубинную — неудовлетворенность холодным домом, родите­лями, стипендионными слезами (малыми деньга­ми), нелюбимой работой... Надо ли говорить, кого зачаровал «металл»: фазанов (учащихся ПТУ), молодых рабочих, шалтай-болтающихся тинейд­жеров. Так что, говоря языком русских летописей, щемить друг друга брейкеры и металлисты при­нялись не попусту. Искусственно выровненное, прилизанное, обернутое в фантик «ВЛКСМ» по­коление вдруг разбилось на множество положи­тельно и отрицательно заряженных сгустков, ко­торые даже при малых столкновениях рождали видимые или слышимые сигналы, подобные сло­ву «дихлофос». Но гроза только приближалась. Взрослые еще бились в попытках отличить роке­ра от брейкера, поппера от хайлафиста, а в под­ростковый быт стремительно вторглось новое яв­ление: территориальные подростковые войны. Пацаны сбивались в жестко организованные груп­пы, между группами велись кровавые разборки; победители, расширив территорию влияния, при­нимались за денежные поборы с ровесников и готовились к отражению атак побежденных. Временами казалось, ожило средневековье, то время, когда брат шел на брата, когда достаточ-


но было одной неосторожной фразы и когда сло­во «отрок» значило: младший дружинник князя, участвующий в походах и сборах дани. В совре­менных отроках словно проснулась языческая кровь древних кривичей, древлян, новгородцев или хазар, не облагороженная гуманизмом более высокой религии, и повела их на безрассудные поступки.

Столица Татарии, Казань, в одночасье снискала себе печальную популярность: там кратковре­менные стычки «надцатилетних» перешли в за­тяжные позиционные бои, а главное — пролилась юная кровь, и на местных кладбищах появились памятники, на которых годы рождения и гибели недалеко разбежались друг от друга. Неформальные объединения вызвали объектив­ную необходимость «склубиться» тем мальчиш­кам и девчонкам, которые оказались не у дел. Одиночество, зависть к чьей-то насыщенной жизни, обида на невнимание вызвали объедине­ние мальчишек вокруг... пустоты. Не досуговые интересы, не интеллектуальная общность, не политический зуд, не экологическая озабочен­ность стали объединительным стержнем у этих ребят. А ощущение своей никчемности. Сокращено по источнику: Шинкаренко Ю. На па­лубе «АРГО», или Поход за властью (http:// volovich.extrim.ru).

логически независимы. Они не идентифицируют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной при­надлежности. Они знамениты своей нелояльностью к общественным ин­ститутам»13.

Сердитые, грязные и злые дети рабочих кварталов, панки были полной противоположностью миролюбивым и медитативным выходцам из мидл-класса. На смену марихуане и ЛСД пришел героин и амфетамины, и, пере­крывая All you need is love, раздалось Fuck this and fuck that /fuck it all and fuck the fucking brat. С самого начала панк был спланирован так, чтобы сделать победу невозможной и тем самым защитить себя от всепожирающей хип-Системы. Основатель «Sex Pistols» и идеолог панка Малькольм Макларен конкретизировал лозунг 1968-го «Будьте реалистами, требуйте невозможно­го», объявив, что «неудача — лучший успех». Какой бы бешеной популяр­ностью ни пользовались «Sex Pistols» или «Clash», панк никогда не претен­довал на власть и переустройство мира. Их требования были невыполнимы, действия — разрушительны, а музыка — непрофессиональна. Это было дви­жение аутсайдеров, желавших оставаться аутсайдерами. Казалось, их нельзя купить14.

Социальная стратификация особенно ярко проявилась в 1980-е гг. в СССР, когда активно формировалась молодежно-юношеская субкультура. В Москве появились «люберы» — выходцы из подмосковных Люберец. Они объявили себя «санитарами» города и борцами с «неформалами». В городе Орске Оренбургской области объявились «ништяки», сплотившие вокруг себя самую люмпенизированную часть провинциальных подростков. В пику «неформалам» ништяки придумали себе форму: мохеровые фуражки и та­почки на босу ногу. О степени люмпенизированности этой среды говорит такой факт: ништяки пошли войной даже на металлистов, которые и сами не особо жаловали большую часть «неформалов» в силу разности социальных положений.

В уголовно-воровской среде «ништяк» означает все в порядке, все хоро­шо. Еще ярче эта изначальная ориентация на уголовную субкультуру обо­значилась в названии противоположного ништякам неформального объе­динения «черти». На уголовно-воровском языке «черт» обозначает: не при­надлежащий к воровскому миру.

По мнению Ю. Шинкаренко, изначально объединение и «люберов», и «ништяков», и некоторых казанских «гопников» свершалось не на крими­нальной основе. Элементы воровской субкультуры использовались люмпен­скими группами лишь в качестве строительных лесов, поскольку именно эта субкультура наиболее полно соответствовала мироощущению люмпен-под­ростка — социального изгоя, маргинала, отверженного15.

Рассадником люмпен-культуры служат урбанизированные мегаполисы, насыщенные и перенасыщенные промышленными предприятиями, обре­мененные многочисленными ПТУ, техникумами, выходцами из рабочих поселков и районных городков.

Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3.

Кузнецов С. Указ. соч.

Шинкаренко Ю. На палубе «АРГО», или Поход за властью (http://volovich.extrim.ru).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...