Ю. Шинкаренко Бурные восьмидесятые
Это только сначала показалось, что на иностранные веяния молодежной моды, вдруг проникшие к нам, подростки набросились, как на груду заморских товаров — кому что подвернется, кому что достанется. Нет, обноски западных молодежных движений уже сразу расхватывались хоть и впопыхах, но с примеркой, с прикидкой, с оглядкой на собственные привязанности, таланты, материальные возможности. В брейк-данс вдарились элитные слои отрочества: старшеклассники, младшекурсники вузов. Чтобы снять (скопировать) сложнейшие танцевально-акробатические элементы, нужна была натренированная усидчивость, воля к достижению цели. Чтобы связать в единую композицию разнородные части танца — всякие там вертушки, геликоптеры, уимболы, требовалось чувство вкуса, маломальский эстетический опыт. Брейк-данс пришел в страну на видеокассетах, поэтому близкое знакомство с ним предполагало определенную материальную состоятельность поклонников: наличие видеомаг- нитофонов и соответствующих кассет или хотя бы средств на их прокат... «Металл» был менее привередлив. Материальные претензии ограничивались поношенным кожаном, незамысловатой фурнитурой, которую не- сложно изготовить самому, особенно если есть доступ к фрезерному станку или рядом с домом — промышленная свалка. Металлотеки особой подготовки не требовали: танцевальные движения сводились к повтору поз бас-гитариста, подобное попугайничанье давалось в несколько секунд тренировок... Зато подчеркнуто грубый, агрессивный, не знающий полутонов heavi metal
12 Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 86. миться к их обладанию. Богатые уже не кичатся сверхдорогими автомобилями, одеваются скромно, но со вкусом. Представители низшего класса в одежде, вкусовых предпочтениях и способах организации досуга стремятся походить на средний класс. Подтягивание к середине двух социальных полюсов свидетельствует о почти безоговорочном доминировании в современном обществе культуры средних слоев.
Для такой культуры характерны паритетные, а не приоритетные отношения между супругами, большая свобода самовыражения и поведения в браке, независимость выбора стиля одежды, места проведения досуга, раздельное ведение счетов и бюджета в семье, ориентация на творческий труд и успех в работе, отсутствие алчности в стремлении к приобретению денег. Представителями субкультуры среднего класса в США и Британии следует назвать хиппи и яппи. На смену поколению хиппи в Америки пришли два ярко выраженных в своей социальной ориентации молодежных направления — яппи, представлявшие средний и верхний слои среднего класса, и панки, выходцы из рабочих кварталов. В дословном переводе с английского «панк» — это шпана, хулиганы. В годы наивысшего расцвета субкультурой панков было охвачено до 60% людей в возрасте от 14 до 20 лет. Реакцией на кризис начала 1970-х и стало возникновение яппи — молодых городских профессионалов, веривших только в себя и противопоставивших корпоративному духу старый добрый американский индивидуализм. Том Вулф назвал их «Я-поколение», а Тимоти Лири говорил, что они заключали индивидуальный договор с Богом. «Они политически и психо- даровал своим поклонникам неоценимую возможность: выплеснуть неудовлетворенность — и какую-то минутную, и сущностную, глубинную — неудовлетворенность холодным домом, родителями, стипендионными слезами (малыми деньгами), нелюбимой работой... Надо ли говорить, кого зачаровал «металл»: фазанов (учащихся ПТУ), молодых рабочих, шалтай-болтающихся тинейджеров. Так что, говоря языком русских летописей, щемить друг друга брейкеры и металлисты принялись не попусту. Искусственно выровненное, прилизанное, обернутое в фантик «ВЛКСМ» поколение вдруг разбилось на множество положительно и отрицательно заряженных сгустков, которые даже при малых столкновениях рождали видимые или слышимые сигналы, подобные слову «дихлофос». Но гроза только приближалась. Взрослые еще бились в попытках отличить рокера от брейкера, поппера от хайлафиста, а в подростковый быт стремительно вторглось новое явление: территориальные подростковые войны. Пацаны сбивались в жестко организованные группы, между группами велись кровавые разборки; победители, расширив территорию влияния, принимались за денежные поборы с ровесников и готовились к отражению атак побежденных. Временами казалось, ожило средневековье, то время, когда брат шел на брата, когда достаточ-
но было одной неосторожной фразы и когда слово «отрок» значило: младший дружинник князя, участвующий в походах и сборах дани. В современных отроках словно проснулась языческая кровь древних кривичей, древлян, новгородцев или хазар, не облагороженная гуманизмом более высокой религии, и повела их на безрассудные поступки. Столица Татарии, Казань, в одночасье снискала себе печальную популярность: там кратковременные стычки «надцатилетних» перешли в затяжные позиционные бои, а главное — пролилась юная кровь, и на местных кладбищах появились памятники, на которых годы рождения и гибели недалеко разбежались друг от друга. Неформальные объединения вызвали объективную необходимость «склубиться» тем мальчишкам и девчонкам, которые оказались не у дел. Одиночество, зависть к чьей-то насыщенной жизни, обида на невнимание вызвали объединение мальчишек вокруг... пустоты. Не досуговые интересы, не интеллектуальная общность, не политический зуд, не экологическая озабоченность стали объединительным стержнем у этих ребят. А ощущение своей никчемности. Сокращено по источнику: Шинкаренко Ю. На палубе «АРГО», или Поход за властью (http:// volovich.extrim.ru). логически независимы. Они не идентифицируют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной принадлежности. Они знамениты своей нелояльностью к общественным институтам»13.
Сердитые, грязные и злые дети рабочих кварталов, панки были полной противоположностью миролюбивым и медитативным выходцам из мидл-класса. На смену марихуане и ЛСД пришел героин и амфетамины, и, перекрывая All you need is love, раздалось Fuck this and fuck that /fuck it all and fuck the fucking brat. С самого начала панк был спланирован так, чтобы сделать победу невозможной и тем самым защитить себя от всепожирающей хип-Системы. Основатель «Sex Pistols» и идеолог панка Малькольм Макларен конкретизировал лозунг 1968-го «Будьте реалистами, требуйте невозможного», объявив, что «неудача — лучший успех». Какой бы бешеной популярностью ни пользовались «Sex Pistols» или «Clash», панк никогда не претендовал на власть и переустройство мира. Их требования были невыполнимы, действия — разрушительны, а музыка — непрофессиональна. Это было движение аутсайдеров, желавших оставаться аутсайдерами. Казалось, их нельзя купить14. Социальная стратификация особенно ярко проявилась в 1980-е гг. в СССР, когда активно формировалась молодежно-юношеская субкультура. В Москве появились «люберы» — выходцы из подмосковных Люберец. Они объявили себя «санитарами» города и борцами с «неформалами». В городе Орске Оренбургской области объявились «ништяки», сплотившие вокруг себя самую люмпенизированную часть провинциальных подростков. В пику «неформалам» ништяки придумали себе форму: мохеровые фуражки и тапочки на босу ногу. О степени люмпенизированности этой среды говорит такой факт: ништяки пошли войной даже на металлистов, которые и сами не особо жаловали большую часть «неформалов» в силу разности социальных положений. В уголовно-воровской среде «ништяк» означает все в порядке, все хорошо. Еще ярче эта изначальная ориентация на уголовную субкультуру обозначилась в названии противоположного ништякам неформального объединения «черти». На уголовно-воровском языке «черт» обозначает: не принадлежащий к воровскому миру. По мнению Ю. Шинкаренко, изначально объединение и «люберов», и «ништяков», и некоторых казанских «гопников» свершалось не на криминальной основе. Элементы воровской субкультуры использовались люмпенскими группами лишь в качестве строительных лесов, поскольку именно эта субкультура наиболее полно соответствовала мироощущению люмпен-подростка — социального изгоя, маргинала, отверженного15.
Рассадником люмпен-культуры служат урбанизированные мегаполисы, насыщенные и перенасыщенные промышленными предприятиями, обремененные многочисленными ПТУ, техникумами, выходцами из рабочих поселков и районных городков. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3. Кузнецов С. Указ. соч. Шинкаренко Ю. На палубе «АРГО», или Поход за властью (http://volovich.extrim.ru).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|