Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная организация и стратификация




Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрос­лых или стариков. Среди отличительных черт — очень широкое многообра­зие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный ста­тус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодежной субкультуры выступает слово «неформалы».

Неформалы — это официально не зарегистрированная группа людей, ко­торая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти власти силой и одновременно непризнанной этими властя­ми организацией. Они преследуются правительством, когда вступают на по­литический путь борьбы, и к ним относятся снисходительно, когда они оста­ются в пределах культурного поля. Объединения неформалов нигде не заре­гистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется.

К причинам возникновения неформалов специалисты относят довольно широкий круг факторов, в число которых попадают:

1) желание бросить вызов обществу или заявить свой протест;

2) уйти из семьи, не найдя взаимопонимания с родными или из-за кон­фликта поколений;

3) стремление выделиться и нежелание быть похожим на всех;

4) намерение утвердиться в группе сверстников, приняв ее правила игры и рассматривая ее как новую (после родительской семьи) сообщество «зна­чимых других»;

5) привлечь к себе внимание со стороны тех, которые оставшуюся поло­вину жизни будут выполнять функцию основных социализаторов;

6) неумение организовать времяпрепровождение в легитимных структу­рах, созданных обществом организованных формах проведения молодежно­го досуга, неудовлетворенность ими;

7) желание не отстать от общемирового андеграундного движения, интер­национальной моды и через копирование иноземных форм стремление по­участвовать, приобщиться к мировой молодежной культуре.

Внутри себя молодежная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе социальным (протестные и экологические движения), политическим (антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы), музыкальным (металлисты, рэпперы и др.), религиозным, эконо­мическим и т.п. Часто для идентификации молодежной группировки при­ходится применять несколько критериев, допустим субкультура хиппи или яппи является комплексной: у них своеобразное классовое положение, свой стиль жизни, формы проведения досуга, музыкальные предпочтения, фор­ма одежды, язык общения. Молодежные группы могут быть про- и антисо­циальными: первые не противоречат и не борются с господствующей куль­турой или обществом в целом физическими средствами, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Хиппи являются

просоциальным сообществом, хотя и относятся к контркультуре. Они, по­взрослев, стали преуспевающими бизнесменами и добропорядочными граж­данами, хотя в молодости противопоставляли свои идеалы буржуазной куль­туре. Но бандитские и хулиганские группировки не только контркультура, но и антисистема. Они убивают граждан и разрушают созданные ими мате­риальные ценности, подавляющее большинство их так никогда и не станет добропорядочными гражданами. Такие субкультуры называют криминаль­ными, или преступными.

Более сложная классификация субкультур предполагает деление их на: 1) просоциальные; 2) асоциальные; 3) антисоциальные. В такой типологии от первого к третьему пункту нарастает степень отчуждения, а затем и про­тивостояния обществу. Скажем, хиппи следует относить к асоциальным группировкам, молодежные банды — к антисоциальным, а комсомольцев или экологистов — к просоциальным объединениям.

Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлеж­ность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных представителей молодежи.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную суб­культуру принято называть стилем. Стиль это суммарная характеристи­ка манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выра­жать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.

Когда в середине 50-х гг. начался бум молодежной культуры, первыми потребителями продукции массовой культуры выступил рабочий класс. В начале XX в. социальной базой и зрительской аудиторией кинематографа в США служил главным образом рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — вы­ходцы и певцы рабочего класса. Представители среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже. Экономически они дольше являлись несамо­стоятельной категорией: до 21—23 лет им приходилось учиться в колледже или университете. Зарабатывать на жизнь и тратить деньги по своему усмот­рению молодежь из среднего класса могла в более позднем возрасте. Напро­тив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше шли трудиться и рань­ше обретали экономическую самостоятельность.

Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из сред­него класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая мо­лодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академичес­кие свободы приучают к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражена мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта моло­дежь больше оторвана от жизни, более романтична и идеалистична. Неда­ром большинство проектов революционного переустройства общества воз­никало именно в студенческой среде.

Глобалисты, защищающие бедных и угнетенных особенно из стран тре­тьего мира, ориентированные на марксизм и экстремизм, в своих рядах

имеют не только фермеров и представителей городских средних классов, но также безработную молодежь и студенчество.

Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему слоям среднего клас­са, а также вовлекают в свои ряды известных лиц — принцев, звезд кино и телевидения, политиков, т.е. высший класс.

Количество субкультур Рис. 44. Стратификация и количество субкультур

На рис. 44 показаны две социологические переменные — уровень жизни социального класса и количество молодежных суб- и контркультур. Как показывают эмпирические данные, наибольшее число суб- и контркультур порождают низшие классы, не интегрированные в существующую структу­ру общества, недовольные политическим порядком, господствующей куль­турой и социальным неравенством. Наименьшее число субкультур (контр­культур здесь вообще нет) «выдает на гора» высший класс. Даже клабберам — любителям посещать дорогие ночные клубы — отказывают в статусе субкуль­туры, полагая, что это всего лишь увлечение и форма досуга. Ярким пред­ставителем субкультуры верхнего и среднего слоев среднего класса являют­ся яппи — деловая молодежь, ориентированная на служебную карьеру.

Некоторые типы субкультур, как, например хиппи, рекрутируют своих сторонников из нескольких слоев и даже классов. В США социальной ба­зой выступали три слоя среднего класса и частично высший класс. В субкуль­туру стиляжничества в СССР входили дети интеллигенции и партийной номенклатуры, т.е. среднего и высшего классов.

К пограничной субкультуре между рабочим классом и нижним слоем среднего класса следует отнести шэдди-бойз, появившихся в Англии в сере­дине 1950-х гг. Название «тэдди бойз» или просто «тэдды», происходит от The Edwardian Drape Society (T.E.D.S), общества эдвардианского облачения, в которое входили члены высокого общества всех возрастов, носящие, подоб­но принцу Эдуарду, смокинг, котелок и трость. Облик тэддов сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: вельветовые пид­жаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически — удлиненные, с волосами, об­рамляющими лицо; девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Молодые люди, занятые неквали­фицированным трудом, стали зарабатывать деньги в количестве, достаточ­ном для ощущения своей относительной независимости. Хотя в силу нехват­ки образования они не имели перспектив обзавестись приличной работой, деньги, которые они зарабатывали, позволяли им имитировать «благород-

ную» манеру одеваться и создавать миф о зажиточном рабочем. Любимым развлечением стали мотороллеры. При этом тэдди бойз отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на моторолле­рах и пугавшие мирных граждан. Агрессивный национализм тэддов часто выражался в нападениях на темнокожих эмигрантов и активном участии в расовых беспорядках (например, в 1958 г.), парни в приталенных пиджаках устраивали драки в кинотеатрах и танцевальных залах. К 1964 г. тэдды прак­тически исчезли с британских улиц, но начало истории молодежной субкуль­туры было положено.

Стиль — характеристика манеры одеваться, вести себя, способа выражать свои предпочтения...

Для рабочей молодежи, породившей множество субкультур, характерно раннее знакомство с промышленным трудом, самостоятельный способ за­рабатывать на жизнь, не полагаясь на родителей. Она раньше вступает в сексуальные контакты, обладает более низким уровнем жизненных притя­заний и амбиций, более реалистична и цинична. Уровень образования у нее значительно ниже. Соответственно ниже уровни воспитания и культуры. В межличностном общении молодые рабочие чаще употребляют ненорматив­ную лексику (попросту говоря мат), прибегают к упрощенным способам ухаживания и выяснения отношений. В отношениях с женщинами чаще, чем в среднем классе, встречаются пережитки патриархальности и уничижитель­ного отношения к представительницам прекрасного пола. Свое мнение молодые рабочие выражают в более агрессивной форме, часто завершая выяснение отношений физическим насилием. Неудивительно, что в этой среде большим уважением пользуются лидеры, проявляющие черты автори­тарности, грубой силы, дисциплинированности. Хотя они имеют меньше возможностей для приобретения дорого автомобиля или новейшей стерео-

системы, признаки материального благополучия ценятся рабочей молоде­жью гораздо выше, чем их сверстниками из среднего и высшего класса.

Многие социологи, и прежде всего феминистского толка, убеждены в том, что большинство норм и ценностей молодежной субкультуры ориентирова­ны скорее на мужчин, нежели на женщин. Роль девушки часто ограничива­ется функциями бойфренда — подруги мускулистого подростка, весьма бес­церемонного в своих манерах. Пассивная роль женщины задается уже харак­тером и содержанием молодежных песен, где она выступает пассивным объектом мужского внимания, проявления ласк и агрессивных сексуальных домогательств. Напротив, мужчина всегда активен, он добивается внимания избранницы, часто преодолевая неимоверные препятствия, совершая аван­тюрные приключения и подвиги, низвергая соперников. При таком раскладе девушка всегда объект, а юноша — субъект действия.

Таким образом, позиция девушки в молодежной субкультуре отражает позицию женщины в человеческом обществе и прежде всего патриархаль­ном. Специалисты выяснили любопытную деталь: в молодежной субкуль­туре рабочего класса женщина чаще занимает подчиненную и приниженную позицию, нежели в субкультуре среднего класса12.

Ценности среднего класса стали доминировать в западном обществе с середины 1970-х гг. Именно в этот время наблюдается переход США, Гер­мании, Англии, Японии и других стран в постиндустриальную эпоху, чис­ленное преобладание среднего класса и сокращение доли индустриального пролетариата. Ценности и нормы среднего класса превращаются в некий ориентир для других классов. Становится престижным и правильным стре-

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...