Социальная организация и стратификация
Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Среди отличительных черт — очень широкое многообразие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодежной субкультуры выступает слово «неформалы». Неформалы — это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти власти силой и одновременно непризнанной этими властями организацией. Они преследуются правительством, когда вступают на политический путь борьбы, и к ним относятся снисходительно, когда они остаются в пределах культурного поля. Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. К причинам возникновения неформалов специалисты относят довольно широкий круг факторов, в число которых попадают: 1) желание бросить вызов обществу или заявить свой протест; 2) уйти из семьи, не найдя взаимопонимания с родными или из-за конфликта поколений; 3) стремление выделиться и нежелание быть похожим на всех; 4) намерение утвердиться в группе сверстников, приняв ее правила игры и рассматривая ее как новую (после родительской семьи) сообщество «значимых других»; 5) привлечь к себе внимание со стороны тех, которые оставшуюся половину жизни будут выполнять функцию основных социализаторов; 6) неумение организовать времяпрепровождение в легитимных структурах, созданных обществом организованных формах проведения молодежного досуга, неудовлетворенность ими;
7) желание не отстать от общемирового андеграундного движения, интернациональной моды и через копирование иноземных форм стремление поучаствовать, приобщиться к мировой молодежной культуре. Внутри себя молодежная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе социальным (протестные и экологические движения), политическим (антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы), музыкальным (металлисты, рэпперы и др.), религиозным, экономическим и т.п. Часто для идентификации молодежной группировки приходится применять несколько критериев, допустим субкультура хиппи или яппи является комплексной: у них своеобразное классовое положение, свой стиль жизни, формы проведения досуга, музыкальные предпочтения, форма одежды, язык общения. Молодежные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом в целом физическими средствами, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Хиппи являются просоциальным сообществом, хотя и относятся к контркультуре. Они, повзрослев, стали преуспевающими бизнесменами и добропорядочными гражданами, хотя в молодости противопоставляли свои идеалы буржуазной культуре. Но бандитские и хулиганские группировки не только контркультура, но и антисистема. Они убивают граждан и разрушают созданные ими материальные ценности, подавляющее большинство их так никогда и не станет добропорядочными гражданами. Такие субкультуры называют криминальными, или преступными. Более сложная классификация субкультур предполагает деление их на: 1) просоциальные; 2) асоциальные; 3) антисоциальные. В такой типологии от первого к третьему пункту нарастает степень отчуждения, а затем и противостояния обществу. Скажем, хиппи следует относить к асоциальным группировкам, молодежные банды — к антисоциальным, а комсомольцев или экологистов — к просоциальным объединениям.
Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных представителей молодежи. Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других. Когда в середине 50-х гг. начался бум молодежной культуры, первыми потребителями продукции массовой культуры выступил рабочий класс. В начале XX в. социальной базой и зрительской аудиторией кинематографа в США служил главным образом рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы и певцы рабочего класса. Представители среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже. Экономически они дольше являлись несамостоятельной категорией: до 21—23 лет им приходилось учиться в колледже или университете. Зарабатывать на жизнь и тратить деньги по своему усмотрению молодежь из среднего класса могла в более позднем возрасте. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую самостоятельность. Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодежи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая молодежь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Как правило, она живет в студенческих общежитиях и предоставлена сама себе. Академические свободы приучают к самостоятельному и критическому взгляду на жизнь. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодежь участвует чаще рабочей. У нее сильнее выражена мотивация к достижению и ориентация на карьеру, выше уровень притязаний и амбиций. Эта молодежь больше оторвана от жизни, более романтична и идеалистична. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.
Глобалисты, защищающие бедных и угнетенных особенно из стран третьего мира, ориентированные на марксизм и экстремизм, в своих рядах имеют не только фермеров и представителей городских средних классов, но также безработную молодежь и студенчество. Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему слоям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды известных лиц — принцев, звезд кино и телевидения, политиков, т.е. высший класс. Количество субкультур Рис. 44. Стратификация и количество субкультур На рис. 44 показаны две социологические переменные — уровень жизни социального класса и количество молодежных суб- и контркультур. Как показывают эмпирические данные, наибольшее число суб- и контркультур порождают низшие классы, не интегрированные в существующую структуру общества, недовольные политическим порядком, господствующей культурой и социальным неравенством. Наименьшее число субкультур (контркультур здесь вообще нет) «выдает на гора» высший класс. Даже клабберам — любителям посещать дорогие ночные клубы — отказывают в статусе субкультуры, полагая, что это всего лишь увлечение и форма досуга. Ярким представителем субкультуры верхнего и среднего слоев среднего класса являются яппи — деловая молодежь, ориентированная на служебную карьеру. Некоторые типы субкультур, как, например хиппи, рекрутируют своих сторонников из нескольких слоев и даже классов. В США социальной базой выступали три слоя среднего класса и частично высший класс. В субкультуру стиляжничества в СССР входили дети интеллигенции и партийной номенклатуры, т.е. среднего и высшего классов. К пограничной субкультуре между рабочим классом и нижним слоем среднего класса следует отнести шэдди-бойз, появившихся в Англии в середине 1950-х гг. Название «тэдди бойз» или просто «тэдды», происходит от The Edwardian Drape Society (T.E.D.S), общества эдвардианского облачения, в которое входили члены высокого общества всех возрастов, носящие, подобно принцу Эдуарду, смокинг, котелок и трость. Облик тэддов сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически — удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо; девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Молодые люди, занятые неквалифицированным трудом, стали зарабатывать деньги в количестве, достаточном для ощущения своей относительной независимости. Хотя в силу нехватки образования они не имели перспектив обзавестись приличной работой, деньги, которые они зарабатывали, позволяли им имитировать «благород-
ную» манеру одеваться и создавать миф о зажиточном рабочем. Любимым развлечением стали мотороллеры. При этом тэдди бойз отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах и пугавшие мирных граждан. Агрессивный национализм тэддов часто выражался в нападениях на темнокожих эмигрантов и активном участии в расовых беспорядках (например, в 1958 г.), парни в приталенных пиджаках устраивали драки в кинотеатрах и танцевальных залах. К 1964 г. тэдды практически исчезли с британских улиц, но начало истории молодежной субкультуры было положено. Стиль — характеристика манеры одеваться, вести себя, способа выражать свои предпочтения... Для рабочей молодежи, породившей множество субкультур, характерно раннее знакомство с промышленным трудом, самостоятельный способ зарабатывать на жизнь, не полагаясь на родителей. Она раньше вступает в сексуальные контакты, обладает более низким уровнем жизненных притязаний и амбиций, более реалистична и цинична. Уровень образования у нее значительно ниже. Соответственно ниже уровни воспитания и культуры. В межличностном общении молодые рабочие чаще употребляют ненормативную лексику (попросту говоря мат), прибегают к упрощенным способам ухаживания и выяснения отношений. В отношениях с женщинами чаще, чем в среднем классе, встречаются пережитки патриархальности и уничижительного отношения к представительницам прекрасного пола. Свое мнение молодые рабочие выражают в более агрессивной форме, часто завершая выяснение отношений физическим насилием. Неудивительно, что в этой среде большим уважением пользуются лидеры, проявляющие черты авторитарности, грубой силы, дисциплинированности. Хотя они имеют меньше возможностей для приобретения дорого автомобиля или новейшей стерео-
системы, признаки материального благополучия ценятся рабочей молодежью гораздо выше, чем их сверстниками из среднего и высшего класса. Многие социологи, и прежде всего феминистского толка, убеждены в том, что большинство норм и ценностей молодежной субкультуры ориентированы скорее на мужчин, нежели на женщин. Роль девушки часто ограничивается функциями бойфренда — подруги мускулистого подростка, весьма бесцеремонного в своих манерах. Пассивная роль женщины задается уже характером и содержанием молодежных песен, где она выступает пассивным объектом мужского внимания, проявления ласк и агрессивных сексуальных домогательств. Напротив, мужчина всегда активен, он добивается внимания избранницы, часто преодолевая неимоверные препятствия, совершая авантюрные приключения и подвиги, низвергая соперников. При таком раскладе девушка всегда объект, а юноша — субъект действия. Таким образом, позиция девушки в молодежной субкультуре отражает позицию женщины в человеческом обществе и прежде всего патриархальном. Специалисты выяснили любопытную деталь: в молодежной субкультуре рабочего класса женщина чаще занимает подчиненную и приниженную позицию, нежели в субкультуре среднего класса12. Ценности среднего класса стали доминировать в западном обществе с середины 1970-х гг. Именно в этот время наблюдается переход США, Германии, Англии, Японии и других стран в постиндустриальную эпоху, численное преобладание среднего класса и сокращение доли индустриального пролетариата. Ценности и нормы среднего класса превращаются в некий ориентир для других классов. Становится престижным и правильным стре- Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|