СИ. Курганов Кому закон не писан
Почему подростки нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они особым образом их трактуют. Молодежь переинтерпретирует в терминах своей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается. В том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля — как временное заимствование, а драка — как выяснение отношений. Среди обследованных осужденных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, вреда не причинили. Так думают те, кто насиловал, избивал, расхищал. Они умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому. Но это не душевная черствость, как полагают некоторые. За редким исключением, свой поступок они интерпретируют опять же в терминах субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Когда стриженые «люберы» нападают на длинноволосых «хиппи», они рассматривают свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превращается в злодея. От подростков часто можно слышать фразы типа «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили». Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: «не имел права струсить», «главное — не бросать друга в беде», «не мог оставить товарища». Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердительно. «Не укради» — абсолютный нравственный закон, переступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток переступает. Почему? Он не видит, не слышит, не зна-
ет абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыслит конкретно. Поэтому нравственный закон представляется ему в системе юридических норм: какое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля. А через них можно уже переступить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда — плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы. Сокращено по источнику: Курганов СИ. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей//Социс. 1989. №5. крепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры. 2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, поданным опросов, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где заглавные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодежи выдавливаются высоко почитаемые ценности, как-то вежливость, кротость и уважение к окружающим. 3. Консюмеризм — приоритет потребительских ориентации над креативными. По данным опросов студентов, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодежи.
4. Ослабление избирательности в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодежь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. Несогласные с группой рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей.
5. Внеинституциональный путь развития молодежной субкультуры — создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андерграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры. 6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|