Неформальные молодежные объединения
Молодежная субкультура только на первый взгляд представляет однородное явление. Более внимательный анализ позволяет выделить в ней как минимум два образования: а) неорганизованную в какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов, присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации; б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторую составляющую относят к неформальным молодежным объединениям. Их история в России насчитывает более полувека. Согласно данным И.Д. Сундиева, спектр неформальных молодежных объединений достаточно широк: от «тимуровских команд» до «тишинских» и «марьинских» ребят. К концу 50-х гг. возникает «новая романтика»: дальних дорог, открытий, борьбы со стихией, самим собой. Именно в эти годы формируются прототипы современных молодежных объединений: клубы самодеятельной песни (КСП) и клубы туристической песни (КТП). В начале 60-х гг. зародилось движение «коммунаров», боровшихся с теми, кто мешал строительству коммунизма. В конце 60-х гг. возникают первые группы «хиппи», представляющие пока слегка модифицированный вариант американских «детей-цветов». Для этого периода характерно еще одно направление самодеятельных движений — рок-музыка. В начале 70-х гг. зародилось движение «фанатов» спортивных клубов, в первую очередь московского «Спартака». С начала 80-х гг. формируется и развивается движение «рокеров» — поклонников рок-музыки. В конце 80-х среди «рокеров» выделились: 1) «битломаны», основной состав — школьники, студенты в возрасте от 16 до 22 лет; 2) «хардрокеры» — студенты от 17 до 25 лет; 3) «металлисты» — учащиеся школ, ПТУ в возрасте от 14 до 17 лет16.
В отечественной литературе выдвигается несколько классификаций молодежных субкультур и неформальных объединений. Одна из них предложена С.А. Сергеевым: ♦ романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкини-сты, с известными оговорками — байкеры); ♦ гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); ♦ криминальные («гопники», «люберы»); ♦ анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными17. Классификация А.А. Шмелева касается только современных культурных и общественно политических движений молодежи и включает: 1. «Подкрышные» движения (всероссийское молодежное общественно-политическое движение «Наш дом — Россия», всероссийское молодежное движение «Новый курс», молодежное «Яблоко», молодежный союз «Демократический выбор России», Российский коммунистический союз молодежи). 2. «Досуговые» движения («Ассоциация свободных художников», «Организация студентов столичных вузов», «Ассоциация юных лидеров» и др.). 3. Лево-радикальные организации (панки, Анархо-радикальное объединение молодежи, профсоюз «Студенческая защита», Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, Социально-экологический союз). 4. «Поколение рубежа» (Комитет по делам молодежи города Гатчины, «Антифашистское молодежное действие», «Молодежная солидарность», Независимый профсоюз студентов). 5. Движения-проекты (Конфедерация Свободного Труда в Воронеже и «Первое Свободное Поколение» в Москве). Указанные объединения совмещают политические и культурные акции, в частности, защищают студенческие права и занимаются трудоустройством студентов, создают творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки, проводят молодежные спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, митинги, посвященные социальным (например, введение повременной оплаты за телефон) и политическим (в частности, «проводы Ленина назад в Финляндию») проблемам, организуют серию концертов типа «Рок против фашиз-
Сундиев И.Д. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции // Социологические исследования. 1987. № 5. С. 56-62. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. №11. С 95-102. ма» и культурных кампаний (одна из них была направлена против возведения памятников, созданных Зурабом Церетели) и т.д.18 По всей видимости, мы становимся свидетелями появления третьего поколения молодежных движений, которое пришло на смену первому поколению «тимуровцев» и комсомольцев 1950-1980-х гг., не имеющих аналога на Западе, и второму поколению неформалов 1980-х — начала 1990-х гг. (хиппи, рокеры, панки и др.), в основном копирующего, с небольшим опозданием, западные аналоги. Новое поколение правильнее называть молодежным культурно-политическим авангардом, который зародился еще в годы перестройки, но приобрел полную силу только сейчас. Его отличительная черта — не эгоистическое самовыражение (самокопание, гедонизм, развлечение, наркотики, эпатаж, романтика), а попытка решить общественно значимые, социальные проблемы. Современные молодежные движения с социокультурной направленностью еще мало изучены, хотя их значение постоянно возрастает. Активность в этой области служит показателем становления гражданского общества. Разумеется, нельзя ожидать, что новые молодежные течения полностью вытеснят старые. Напротив, они скорее будут существовать наряду с уже имеющимися и давно себя проявившими течениями, к числу которых будут постоянно добавляться их новые модификации и разновидности, преследующие те же цели и ценности. К примеру, в 1990-е гг. появились инде-анисты и толкинисты с романтически-эскапистской направленностью, хакеры с прагматической и национал-патриотические объединения с политической направленностью. В России, как и в любой развитой стране Запада, многочисленное и разноликое племя неформалов существовало практически всегда. В одни периоды их было меньше, в другие, когда ослабевали запреты и цензура, больше. Их существование свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспериментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразования общества.
Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных группировок. В настоящее время в молодежной среде выделяют три ведущих тенденции19. Первая характерна для молодыхлюдей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры). Такие группы складываются в интересах деловых операций (в основном, разовых) и проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и «красивую жизнь». Вторая тенденция проявляется в деятельности «люберов», «гопников» и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедыванием «культа физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп составляют мелкий рэкет и спекуляции. 18 Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические ис 19 Молодежь в России. Доклад Центра экономических и политических исследований // Социальная В условиях политической нестабильности подобные объединения представляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластичным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельности политических организаций радикальной и экстремистской ориентации. Однако внимание к различным неформальным молодежным организациям явно преувеличено. Может показаться, что вся молодежь состоит только из неформалов. Таким образом упускается из виду едва ли не большая часть современной молодежи, которая «качает» мускулы, увлекается музыкой, «тусуется», но не это для нее выступает жизненной целью. Среди них — так называемые «яппи» и «неояппи» (третья тенденция). Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на обеспечение себе в будущем «нормальной жизни» (материального достатка) и на продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни.
В 2000-е гг. уникальные материалы по истории возникновения, философии, культуре, мифологии, быту молодежных субкультур и неформальных общин (хиппи, техно-хиппи, панки, пост-панки, нео-панки, битники, йип-пи, яппи, рейверы, хард-рокеры, байкеры, новые христиане, растаманы и т.п.) публикуются в журнале «Забриски Райдер»20. Основное внимание в нем уделяется произведениям представителей «потерянного» и «разбитого» поколений, «Поколения X». Проблемам исследования молодежных субкультур с точки зрения социологии, психологии, антропологии, религиоведения посвящаются семинары студентов, аспирантов и молодых ученых, конференции профессиональных этнологов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|