Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неформальные молодежные объединения




Молодежная субкультура только на первый взгляд представляет однород­ное явление. Более внимательный анализ позволяет выделить в ней как минимум два образования: а) неорганизованную в какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов, присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации; б) организованную в движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторую составля­ющую относят к неформальным молодежным объединениям. Их история в России насчитывает более полувека.

Согласно данным И.Д. Сундиева, спектр неформальных молодежных объединений достаточно широк: от «тимуровских команд» до «тишинских» и «марьинских» ребят. К концу 50-х гг. возникает «новая романтика»: даль­них дорог, открытий, борьбы со стихией, самим собой. Именно в эти годы формируются прототипы современных молодежных объединений: клубы са­модеятельной песни (КСП) и клубы туристической песни (КТП). В начале 60-х гг. зародилось движение «коммунаров», боровшихся с теми, кто мешал

строительству коммунизма. В конце 60-х гг. возникают первые группы «хип­пи», представляющие пока слегка модифицированный вариант американ­ских «детей-цветов». Для этого периода характерно еще одно направление самодеятельных движений — рок-музыка. В начале 70-х гг. зародилось дви­жение «фанатов» спортивных клубов, в первую очередь московского «Спар­така». С начала 80-х гг. формируется и развивается движение «рокеров» — поклонников рок-музыки. В конце 80-х среди «рокеров» выделились: 1) «битломаны», основной состав — школьники, студенты в возрасте от 16 до 22 лет; 2) «хардрокеры» — студенты от 17 до 25 лет; 3) «металлисты» — уча­щиеся школ, ПТУ в возрасте от 14 до 17 лет16.

В отечественной литературе выдвигается несколько классификаций мо­лодежных субкультур и неформальных объединений. Одна из них предло­жена С.А. Сергеевым:

♦ романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкини-сты, с известными оговорками — байкеры);

♦ гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

♦ криминальные («гопники», «люберы»);

♦ анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также на­звать радикально-деструктивными17.

Классификация А.А. Шмелева касается только современных культурных и общественно политических движений молодежи и включает:

1. «Подкрышные» движения (всероссийское молодежное общественно-политическое движение «Наш дом — Россия», всероссийское молодежное движение «Новый курс», молодежное «Яблоко», молодежный союз «Демок­ратический выбор России», Российский коммунистический союз молодежи).

2. «Досуговые» движения («Ассоциация свободных художников», «Орга­низация студентов столичных вузов», «Ассоциация юных лидеров» и др.).

3. Лево-радикальные организации (панки, Анархо-радикальное объеди­нение молодежи, профсоюз «Студенческая защита», Национал-большеви­стская партия Эдуарда Лимонова, Социально-экологический союз).

4. «Поколение рубежа» (Комитет по делам молодежи города Гатчины, «Антифашистское молодежное действие», «Молодежная солидарность», Независимый профсоюз студентов).

5. Движения-проекты (Конфедерация Свободного Труда в Воронеже и «Первое Свободное Поколение» в Москве).

Указанные объединения совмещают политические и культурные акции, в частности, защищают студенческие права и занимаются трудоустройством студентов, создают творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки, проводят молодежные спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, митинги, посвященные социальным (например, введение повременной оплаты за телефон) и политическим (в частности, «проводы Ленина назад в Финлян­дию») проблемам, организуют серию концертов типа «Рок против фашиз-

Сундиев И.Д. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции // Социологические исследования. 1987. № 5. С. 56-62.

Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. №11. С 95-102.

ма» и культурных кампаний (одна из них была направлена против возведе­ния памятников, созданных Зурабом Церетели) и т.д.18

По всей видимости, мы становимся свидетелями появления третьего поколения молодежных движений, которое пришло на смену первому по­колению «тимуровцев» и комсомольцев 1950-1980-х гг., не имеющих аналога на Западе, и второму поколению неформалов 1980-х — начала 1990-х гг. (хиппи, рокеры, панки и др.), в основном копирующего, с небольшим опозданием, западные аналоги. Новое поколение правильнее называть молодежным культурно-политическим авангардом, который зародился еще в годы перестройки, но приобрел полную силу только сейчас. Его отли­чительная черта — не эгоистическое самовыражение (самокопание, гедо­низм, развлечение, наркотики, эпатаж, романтика), а попытка решить общественно значимые, социальные проблемы. Современные молодежные движения с социокультурной направленностью еще мало изучены, хотя их значение постоянно возрастает. Активность в этой области служит показателем становления гражданского общества.

Разумеется, нельзя ожидать, что новые молодежные течения полностью вытеснят старые. Напротив, они скорее будут существовать наряду с уже имеющимися и давно себя проявившими течениями, к числу которых бу­дут постоянно добавляться их новые модификации и разновидности, пре­следующие те же цели и ценности. К примеру, в 1990-е гг. появились инде-анисты и толкинисты с романтически-эскапистской направленностью, ха­керы с прагматической и национал-патриотические объединения с политической направленностью.

В России, как и в любой развитой стране Запада, многочисленное и раз­ноликое племя неформалов существовало практически всегда. В одни пери­оды их было меньше, в другие, когда ослабевали запреты и цензура, боль­ше. Их существование свидетельствует о том, что культура данного общества очень многообразна в своих проявлениях, а молодежь нацелена на экспери­ментальный поиск новых путей творческого самовыражения и преобразо­вания общества.

Как показывают данные социологических исследований, чем масштаб­нее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных молодежных группировок. В настоящее время в молодежной среде выделяют три ведущих тенденции19.

Первая характерна для молодыхлюдей, занимающихся мелким бизнесом (мажоры). Такие группы складываются в интересах деловых операций (в ос­новном, разовых) и проведения свободного времени. Они ориентированы на легкое добывание денег и «красивую жизнь».

Вторая тенденция проявляется в деятельности «люберов», «гопников» и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрес­сивностью, исповедыванием «культа физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью. Основу деятельности таких групп состав­ляют мелкий рэкет и спекуляции.

18 Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социологические ис­
следования. 1998. № 8. С. 103-109.

19 Молодежь в России. Доклад Центра экономических и политических исследований // Социальная
политика в России, 1997 № 5 (29).

В условиях политической нестабильности подобные объединения пред­ставляют значительную опасность, поскольку являются достаточно пластич­ным материалом и в любой момент могут стать инструментом в деятельно­сти политических организаций радикальной и экстремистской ориентации.

Однако внимание к различным неформальным молодежным организа­циям явно преувеличено. Может показаться, что вся молодежь состоит толь­ко из неформалов. Таким образом упускается из виду едва ли не большая часть современной молодежи, которая «качает» мускулы, увлекается музы­кой, «тусуется», но не это для нее выступает жизненной целью. Среди них — так называемые «яппи» и «неояппи» (третья тенденция). Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на обеспечение себе в будущем «нормальной жизни» (материального достатка) и на продви­жение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентриру­ются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни.

В 2000-е гг. уникальные материалы по истории возникновения, филосо­фии, культуре, мифологии, быту молодежных субкультур и неформальных общин (хиппи, техно-хиппи, панки, пост-панки, нео-панки, битники, йип-пи, яппи, рейверы, хард-рокеры, байкеры, новые христиане, растаманы и т.п.) публикуются в журнале «Забриски Райдер»20. Основное внимание в нем уделяется произведениям представителей «потерянного» и «разбитого» поколений, «Поколения X». Проблемам исследования молодежных субкуль­тур с точки зрения социологии, психологии, антропологии, религиоведения посвящаются семинары студентов, аспирантов и молодых ученых, конфе­ренции профессиональных этнологов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...