Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исповедь «потерянного поколения»




Ежедневно, кроме выходных, мы проводим вме­сте по девять часов — с десяти утра до семи ве­чера. Сорок пять часов в неделю. Если составить график жизни, то получится, что мы проводим друг с другом времени больше, чем с женами, ро­дителями, друзьями. Больше, чем спим. Больше, чем отдыхаем.

Мы — сослуживцы. Коллеги. Мы небрежно пользуемся профессиональной лексикой — прай-синг, мерчендайзинг, кросс-промоушн, холд-бэк и мисандерстендинг, мы называем склад стоком, а запчасти — спейрес, мы освоили способ разгово­ра по двум телефонам и е-мейлу сразу. Мы вли­лись во всемирный рыцарский орден менедже­ров, в самую массовую секту, обрядившись в ри­туальный темный однобортный костюм, черные ботинки и неяркий галстук. Отличительные зна­ки нашего теневого ордена — торговые марки. Рядовые носят Benetton, сержанты — Berghaus. Звание лейтенанта присваивается с покупкой пиджака от Pierre Cardin. Майор одевается в Hugo Boss, полковник носит Gucci. Пришиваемая вручную подкладка генеральских мундиров снаб­жена магическим квадратом с надписями Armani, Versace, Ermengildo Zegnia. Наша медаль «За от-


вагу» — золотой Parker в нагрудном кармане, наш орден Ленина — Patek Phillipe на левом запястье. T/ssof и Long/nes мы дарим нашим солдатам за храбрость.

В наших родовых замках — свободная планиров­ка, дубовый паркет, кондиционированный воздух с запахом сосны, гостевые ванная и туалет, под­земный гараж и дрессированный консьерж, кото-

рый сохраняет правильное выражение лица в любых ситуациях. Мы не демонстрируем знако­мым боевые топоры с насечками по количеству убитых врагов — мы заслуживаем уважение квадратными метрами. Вместо «он сбил двух фрицев под Ейском» мы говорим «у него сто со­рок квадратов на Октябрьской».

51 Кольчик С. Как живут московские яппи // Аргументы и факты. 2000. № 34. С. 4.

Итак, в России наступила эпоха «белых воротничков» — успешные молодые люди, которые 24 ч в сутки думают о карьере и работе, не успевая подумать о себе, смысле жизни и духовных ценностях. Окружающие считают молодых и образованных менеджеров, стремящихся жить на западный манер, преуспева­ющими яппи. А сами они считают себя нередко «потерянным поколением».

Яппи отличает пристрастие к дорогим вещам и высоким технологиям, к особого типа ресторанам. Они предпочитают изысканную, но здоровую, экологически нормированную пищу. Это они ввели моду на «суши» и воду «Реtrier», боулинг и фитнес-центры и вообще на здоровый образ жизни. «Новый русский» — икра под шампанское, «новый новый русский» несоленая пища и раздельное питание. По части общения они — большие снобы: знакомства только с себе подобными. Слово «эксклюзив» в рекламе — наследие яппи. Одним словом, новая генерация — новые ценности, взгляды и стиль.

В поисковой системе Google существует более 120 тыс. сайтов на слово «Yuppies». Немногие термины могут похвастаться такой прессой. Впрочем, говорят, что у американских яппи существует собственная пресса — журна­лы и газеты. Хотя и нынешних российских яппи отечественная пресса не обходит вниманием. О них идут публикации и в обычных газетах, познава­тельных и публицистических журналах, и в новомодных глянцевых, рассчи­танных на узкий круг избранной публики. Хотя порядок цифр здесь иной: в Рамблер на слово «яппи» только 2 377 отклика. Зато недавно — с 2003 г. — начал выходить отечественный журнал, который так и называется «Яппи. Журнал молодых профессионалов» (Главный редактор — Евгений Кякк)52.

Наших политруков зовут GQ, FHM и XXL. Мы не задаем вопросов. Они не могут ошибаться. Они знают ответы на все вопросы. Будь готов. Будь в строю, говори, думай и делай как говорят. Веди себя по уставу. Любимый галстук лимонного цве­та вместе с очками с голубыми стеклами отправ­ляются на свалку. Мы пристроились и мимикри­ровали, скрыв за бизнес-прическами свой испуг перед жизнью. Мы храбримся и делаем вид, что мы состоялись. Мы продаем ничего для никого и получаем за это деньги, чтобы купить другое ни­чего. И чем больше ничего мы можем купить, тем полнее мы думаем, мы живем. Мы — японская рок-группа, поющая на английс­ком. Мы запятнали честь нашего древнего саму­райского рода, но и это не станет для нас пропус­ком в чарты биллборда, слов все равно не разоб­рать. Мы — самозванцы. Признаком завоеванной свободы считается возможность поздно прихо­дить на работу либо не ходить на нее вовсе, про­водя время в фитнес-центрах, ночных клубах и борделях. Часто все три заведения оказываются под одной крышей и с той же вывеской. Мы разучились совершать даже самые простые Действия, не подвергая их ненужному анализу. Утренняя молитва у людей нового тысячелетия Уступила место диалогу со вторым «я» у откры-


того холодильника. Мы научились относиться к продуктам, как к врагам, сразу оценивая потен­циального противника на количество калорий и вредность. Итак, яйца, хлопья, бекон (сальмо­нелла, сублимат, холестерин). Раньше я давил­ся йогуртом, успокаивая себя тем, что пусть не­вкусно, зато полезно. Съеденный йогурт был ин­дульгенцией за пять сигарет. А вот недавно я прочитал в GO, что йогурт губительно влияет на мозг. Похоже, в наше время безопаснее всего ку­рить.

У меня на кухне — с десяток хитроумных дивай-сов для приготовления кофе. Итальянская эсп-рессо-кофеварка, армянская турка, вьетнамская ситечко-кастрюлька, французский пресс, амери­канская фильтр-машина. Если бы ко мне в гости пришли вьетнамец, турок, американец и италья­нец, каждый из них мог бы рассчитывать на аутентичный кофе. Но они не придут. Ко мне во­обще не ходят гости. Зачем им ходить ко мне? Я не обсуждаю с ними икеевскую мебель и телесе­риалы, я не напиваюсь под ритуальные мужские разговоры о любовницах и бизнесе, мне плевать на женские истории о детях. Я не умею дружить. Я социопат.

Сокращено по источнику: Удавка для «белого воротничка» (www.rokf.ru. 12 февраля 2004).

 

Веб-сайт журнала: www.ype.ru.


В первом номере за 2003 г. можно прочитать о том, какие машины покупа­ют наши яппи, какие галстуки носят и каким парфюмом пользуются, как ве­дут деловые переговоры, как управляют персоналом и создают собственный бизнес. Существует товарный знак «Яппи».

Но у американцев круче — им строят храмы. В начале 2003 г. в Вашинг­тоне открылась новая церковь, 70% прихожан которой составляют городс­кие яппи в возрасте до 30 лет, раньше особой религиозностью не отличав­шиеся53.

Кажется, субкультура яппи только начинает утверждаться на российской почве, но вот уже появилась негативная реакция на нее со стороны молоде­жи. В Калининграде создан Союз калининградских анархистов, который выпустил манифест «Анти-яппи». В нем говорится, что молодое поколение не хочет быть машиной для зарабатывания денег, жить по схеме «работай — потребляй — умирай»:

«Яппи превращают себя и других в товар. У яппи ни на что нет време­ни, кроме бизнеса. Оставить «дело» без присмотра на лишний час ста­новится просто опасно: за это время можно разориться. Яппи продает себя — работа отбирает у него жизнь. Мы не хотим так жить! То, что «принято» называть «взрослением», когда человек «перебесился», стал «как все» — на деле означает, что человек превратился в очередной вин­тик Системы. Он становится неинтересным и замыкается в своем ог­раниченном мещанском мирке. Мы же хотим прожить жизнь ярко и полно, зарабатывать для того, чтобы жить — вместо того, чтобы жить ради того, чтобы работать. Наш идеал — общество, в котором каждый человек может свободно быть самим собой, не наталкиваясь при этом на попытки окружающих «перестроить» его по своему образу и подо­бию. Не мешайте молодежи развиваться самостоятельно. Это значит: никакой цензуры — каждый может писать, петь со сцены, говорить в прямом эфире, выкладывать на и>ей-страницах что хочет, как хочет, о чем (или о ком) хочет. Никакой ответственности за высказанное мне­ние. Никакой общеобязательной идеологии (религиозной или полити­ческой). Каждый вправе верить во что угодно: в бога, в сатану, в муд­рость президента или в доброго «царя-батюшку», — или не верить ни во что. Выходит, что не капиталист управляет деньгами, аденьги управ­ляют капиталистом. Стать рабом денег и социального статуса — разве это свобода? «Цивилы» по мере «взросления» или «социализации» из самодостаточных людей, свободных личностей превращаются в прило­жения к своей социальной роли (начальника, мужа, клерка, жены, по­литика, специалиста). Для антияппи творить — важнее, чем приобре­тать и потреблять. Антияппи богат настолько, сколько он может дать ок­ружающим».

Кажется, история собирается сделать очередной поворот. Теперь уже в сторону к философии хиппи. Опять кому-то не нравятся буржуазные цен­ности и культ труда, деловая карьера и размеренная жизнь мещанина. Од­нажды в 1968 г. против них уже восставало молодое поколение. С тех пор прошло почти 40 лет. Видимо, пора менять поколенческие циклы.

Но возможен дугой поворот событий: яппи найдут выход, обходясь соб­ственными силами, изменив или откорректировав стиль и образ жизни, ра­ционально распределив приоритеты. В 1990-е гг. прошлого века на смену яппи

53 The Washington Times. January 10, 2004.

приходит новое поколение профессионалов. Дэвид Брукс, который первым описал эту новую популяцию в Америке, назвал их бобоинами (bobo, от пер­вых слов bohemian bourgeois — богемный и буржуазный). Бобоины тоже мно­го работают и в большинстве своем зарабатывают не менее яппи. К примеру, среди них Билл Гейтс — самый богатый человек планеты. Но в отличие от яппи бобо считают работу источником самостоятельного удовольствия, а не толь­ко источником денег. В работе они в первую очередь ценят возможность са­мосовершенствования и развития творческого потенциала. Бобо не стремят­ся выпячивать свои финансовые возможности, скорее наоборот. Они предпо­читают отдых, требующий физического напряжения (например, горный велосипед), или познавательный туризм. Да и в обычный пеший поход с рюк­заком за плечами бобо отправится с удовольствием и без комплексов. Яхты, пятизвездочные отели, дорогие рестораны — это не для них. Чтобы иметь хорошую репутацию, бобоину нужно не только достигнуть определенного успеха, но и всячески демонстрировать, как мало значит для него этот успех, и даже иронизировать над своим богатством54.

4 Пшенник Ю. Не справляюсь! Что делать? // АиФ-Здоровье. 2002. № 24 (409).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ

И.Н. Андреева и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...