Поколение битников и хиппи
В конце 1950-х американскую молодежь захлестнуло увлечение рок-н-роллом. Вышедшие в 1957 г. пластинки Элвиса Пресли, в частности «Тутти-футти» и «Джешхаус-рок», звучали по всей стране. Эта музыка стала символом нового поколения, которое отвергало культуру своих родителей с ее мещански оптимистичной моралью и потребительские интересы среднего класса. Рок-н-ролл вырос из негритянского стиля «ритм энд блюз» как антипод легковесной «слащавой» музыки середины века. Крупные фирмы грамзаписи вначале не брали в расчет альтернативный музыкальный рынок. К кумирам молодежи принадлежали Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Билл Хейли и др. Однако эту альтернативную культуру скоро поставили на коммерческие рельсы и она во многом утратила свое очарование. Главные битники — Керуак, Берроуз, Гинзберг — оставили богатое идейное наследие, горячо воспринятое другим поколением бунтарей — хиппи. По большому счету, Керуак предсказал их появление: «Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобще - Название составлено из титулов двух культовых кинофильмов «Забриски Пойнт» (режиссер М. Ан-тониони) и «Easy Rider» — «Беспечный ездок» (режиссеры Г. Фонда и Д. Хоппер). му требованию потребления продукции... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ». Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила черты социального протеста. Первыми на путь протеста против «хорошего вкуса и изысканных манер» вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи.
Поколение битников 1950—1960-х гг. американцы старшего поколения называли людьми «без морали», культуры и нравственных устоев. Они беззастенчиво попирали нравы и обычаи американского общества. С тех пор понятие «битники» ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколением. Исследование Д. Смита и Ф. Рид-жнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры. В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, грубым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном обществе. Однако социологическое исследование, проведенное Фрэнсисом Риджнеем и Дугласом Смитом21 в колонии битников под названием «Богемия», не подтверждают распространенное мнение. Из 200 битников, построивших недалеко от Сан-Франциско изолированное сообщество со своеобразной субкультурой, ученые отобрали 51. Использовались три метода: включенное наблюдение, интервью и психологическое тестирование (ТАТ). Кроме того, Риджней составлял жизненные истории респондентов. Ученые прожили в колонии три месяца, а затем вернулись сюда через год (1958—1959). Ученые исходили из того, что даже сообщество, члены которого отрицают нормы доминирующей культуры, а свою жизнь тратят бесцельно, должны руководствоваться в повседневной деятельности какими-то правилами. Они-то и формируют то, что принято называть субкультурой. Смит и Риджней выдвинули гипотезу: люди, которых именуют нонконформистами, на самом деле большие конформисты, чем принято считать. Отвергая нормы общества, они тщательно соблюдают нормы своей группы. Оказывается, в своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повествовало обыденное представление: проводили большую часть времени в барах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутировали. Обычные темы для жарких диспутов: «Кто убил Папу в Риме?», «Был ли Дональд Дак евреем?», «Кто такая МонаЛиза?». Молодые люди разбивались на фракции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунгами стены бара, пели и веселились.
21 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. Присмотревшись поближе, социологи обнаружили элементы субкультуры битников, в частности, собственный жаргон, который позволял им отличать «своих» от «чужих». Слово «хлеб» обозначало деньги, «лопата» — негра, «гадюка» — марихуану, «работа» — джазовую импровизацию и сексуальную связь. Колония коллективно отмечала дни рождения, свадьбы и даже общенациональные праздники. Правда, со своей спецификой. Допустим, на День благодарения рядом с традиционной индейкой свободно лежала марихуана. А свадебные обряды они выполняли вполне на приличном уровне, но интересней и с большей выдумкой, чем в «большом обществе». Удивило ученых и другое: 58% опрошенных мужчин постоянно брились, 42% повседневно носили строгие деловые костюмы. Лишь 28% женщин позволяли себе ходить в потертых или слегка неряшливых платьях. Когда изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на первые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не показывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На последнем месте остались артистические способности, атеизм, неумеренность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, но не всем удалось достичь высокого профессионального уровня. Лишь один умудрялся в месяц зарабатывать на абстрактных картинах по 600 долл.22 Битники — усталое, разбитое, разочарованное поколение Секс и наркотики были не столь распространенными признаками богемской колонии. Из числа опрошенных 23 были женаты и еще 13 женились в период проведения исследования. Большинство имели добрачный половой опыт со своим будущим партнером. Правда, тайный адюльтер был редким явлением в маленькой колонии, где все на виду. Также редким был гомосексуализм. О сексуальной свободе в колонии больше говорили, чем допускали ее на практике. Курением и алкоголем колонисты не брезговали. Но выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день
2 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. P. 34-49. рождения, для расслабления. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие. Исследование показало, что битники были такими же людьми, как и большинство американцев. У них те же потребности, заботы и страхи, они также хотели общаться, дружить и любить. И в этом смысле их нельзя рассматривать как изолированный островок в огромном океане общества. Тем не менее у них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическим вкусами, этическими ценностями и формами интеллектуальной деятельности. В действительности они оказались очень чувствительными к несправедливости и социальным болезням общества молодыми людьми. Они стремились создать «маленький порядок в большом беспорядке», радикально переделать этот мир. Большинство пришли в колонию за свободой. Но то была свобода от личных проблем и забот Многие колонисты обладали слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца рав -нодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и внебрачные связи23. Исследование Смита и Риджнея имело исключительное значение. Оно состоялось в конце 50-х гг. в Сан-Франциско, а в 1966 г. этот город получил известность как столица мира «хиппи». Данные об их предшественниках битниках в дальнейшем очень помогли науке. Новые исследования социологов культуры касались уже хиппи. Американский социолог Левис Яблонски24, изучавший субкультуру хиппи, обнаружил не менее любопытные факты. Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшественников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вторых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в деревнях, селились в центре некоторых крупных городов, в частности, в парке Золотые ворота (Сан-Франциско). Хиппи с большим оптимизмом смотрели на возможности изменить прагматические ориентации «буржуазного общества», исповедовали смешанную философию, в которой эклектически соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и античной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викторианской Англии.
Л. Яблонски как-то взялся подсчитать численность хиппи и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппизма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых — еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых хиппи и несколь- 23 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. P. 34-49. 24 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968. ко миллионов сочувствующих им25. Историки отмечают, что движение хиппи оказало огромное влияние на развитие всей современной культуры. Как считает С. Кузнецов, хиппи были первым массовым молодежным движением (битники не идут в счет в силу своей малочисленности), сказавшим твердое «нет» протестантской трудовой этике. «Бэби-бумеры» (поколение 1946— 1960 г.р.), выросшие в обществе изобилия и смотревшие телевизор по шесть часов в день, не собирались горбатиться «в поте лица своего», зарабатывая на социальный престиж и дорогой автомобиль, а на хлеб свой насущный можно было заработать без особых усилий. Взамен идеи труда как божественного завета пришла идея индивидуального договора с Богом, а взамен корпоративной этики — идея индивидуальной свободы и ответственности26. Битников — «разбитое поколение» 50-х гг. некоторые авторы считают самым революционным поколением XX в. ХИППИ, ЙИППИ И ЯППИ Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины XX в., пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи). Яппи — зажиточные жители американских пригородов, молодые юристы, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи — бунтующая часть американской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого. Первые все усилия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстративно отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия. Между ними расположены хиппи — мирные «психоделики», ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи. При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х — начале 1960-х гг., их боевой авангард йиппи — в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е гг. В такой последовательности они возникали как социальные явления, но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним «йиппи» для своей партии «Youth International Party» в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово «хиппи» в 1966 г.27.
Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поколения. Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополучие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи — разочарованное и циничное Generation X. Таким образом, историческая спираль молодежной субкультуры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в 25 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3. Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru). конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз — теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи — «новых новых русских» на американский манер. Произошло то, что описывал в свое время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от «буржуазной заразы», осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился. Новое поколение с удовольствием восприняло буржуазные ценности и превратило их во вполне респектабельный и уважаемый культ. Галлюциногенных хиппи сменили сюрреалистические йиппи, которых в конечном итоге вытеснили добропорядочные яппи. Яппи — молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, занятые высококвалифицированным трудом, служащие в корпоративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояльно настроенные политически. Термин появился в Америке в начале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippies — yuppies. Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е гг. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотиками, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом. С такой молодежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необходима «новая американская идея», отвечающая исконным ценностям протестантского общества. И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карьериста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Америка устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демократии хиппи. Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х гг., поклонников психоделической революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетворением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки. Таким образом, социальный тип и социальный образ возникли вовсе не случайно, они отвечали жизненным запросам этого общества. Возможно, что именно яппи стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего подобного раньше не происходило: образ ковбоя середины XIX в., джентльмена конца XIX в. или хиппи середины XX в. формировались сами собой, возникали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп. Прагматичные, воспитанные яппи — полная противоположность анархичных «детей цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи составляют костяк среднего класса. Яппи зародились в эпоху Рейгана и экономического бума начала 1980-х гг. как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х. Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е гг. как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся обществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре. Совершился полный оборот исторических часов: яппи — это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям. Хиппи, йиппи и яппи — три субкультурных исторических типа американской молодежи — никогда или вряд ли когда составляли подавляющее большинство американцев своей возрастной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще составляли меньшинство своего поколения, хотя и самое яркое, выразительное. Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численности хиппи и яппи весьма непросто, поскольку точных статистических данных нет. Косвенные сведения и приблизительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Тимоти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человеческих существ на планете — с 76 млн материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет. Такой авторитетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн чел., а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн.28 К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы — яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бунтари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плавно перетекали из хиппи в яппи. В результате точные данные о тех и других наука, видимо, никогда не получит. В широком смысле, если учитывать только внешние признаки каждой социальной категории, то количество хиппи надо увеличить в несколько раз (сюда мы прибавим Западную и Восточную Европу, СССР и другие страны, где существовали хиппи в 1960—80-е гг.), а количество яппи и того больше. К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все возрастающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития. Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. «Редкий нынешний яппи, особенно если это житель крупного города, а не энергичный провинциал, не был ког- Manning J. Yuppie Culture (http://eightiesclub.tripod.com). да-то хиппи. Или хотя бы имел друзей-хиппи, или старался быть похожим на хиппи во время каникул, или просто носил какой-нибудь хипповский прибамбас типа фенечки на запястье или ремешка на голове... Путь из хиппи в яппи оказался подозрительно коротким. За какие-нибудь лет семь-во-семь мы сменили не только гардероб, но и образ жизни и систему ценностей»29. Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса. Трудностям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм «The Big Chill» (1983) Лоуренса Касдана, который сам при- Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|