Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поколение битников и хиппи




В конце 1950-х американскую молодежь захлестнуло увлечение рок-н-роллом. Вышедшие в 1957 г. пластинки Элвиса Пресли, в частности «Тутти-футти» и «Джешхаус-рок», звучали по всей стране. Эта музыка стала симво­лом нового поколения, которое отвергало культуру своих родителей с ее мещански оптимистичной моралью и потребительские интересы среднего класса. Рок-н-ролл вырос из негритянского стиля «ритм энд блюз» как ан­типод легковесной «слащавой» музыки середины века. Крупные фирмы грамзаписи вначале не брали в расчет альтернативный музыкальный рынок. К кумирам молодежи принадлежали Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Билл Хейли и др. Однако эту альтернативную культуру скоро поставили на коммерческие рельсы и она во многом утратила свое очарование.

Главные битники — Керуак, Берроуз, Гинзберг — оставили богатое идей­ное наследие, горячо воспринятое другим поколением бунтарей — хиппи. По большому счету, Керуак предсказал их появление: «Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобще -

Название составлено из титулов двух культовых кинофильмов «Забриски Пойнт» (режиссер М. Ан-тониони) и «Easy Rider» — «Беспечный ездок» (режиссеры Г. Фонда и Д. Хоппер).

му требованию потребления продукции... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых амери­канцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ».

Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила черты социального протес­та. Первыми на путь протеста против «хорошего вкуса и изысканных манер» вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи.

Поколение битников 1950—1960-х гг. американцы старшего поколения на­зывали людьми «без морали», культуры и нравственных устоев. Они беззастен­чиво попирали нравы и обычаи амери­канского общества. С тех пор понятие «битники» ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколени­ем. Исследование Д. Смита и Ф. Рид-жнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры.

В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, гру­бым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном обществе. Однако социологическое исследо­вание, проведенное Фрэнсисом Риджнеем и Дугласом Смитом21 в колонии битников под названием «Богемия», не подтверждают распространенное мнение. Из 200 битников, построивших недалеко от Сан-Франциско изо­лированное сообщество со своеобразной субкультурой, ученые отобрали 51. Использовались три метода: включенное наблюдение, интервью и психоло­гическое тестирование (ТАТ). Кроме того, Риджней составлял жизненные истории респондентов. Ученые прожили в колонии три месяца, а затем вер­нулись сюда через год (1958—1959).

Ученые исходили из того, что даже сообщество, члены которого отрица­ют нормы доминирующей культуры, а свою жизнь тратят бесцельно, долж­ны руководствоваться в повседневной деятельности какими-то правилами. Они-то и формируют то, что принято называть субкультурой. Смит и Рид­жней выдвинули гипотезу: люди, которых именуют нонконформистами, на самом деле большие конформисты, чем принято считать. Отвергая нормы общества, они тщательно соблюдают нормы своей группы. Оказывается, в своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повествовало обыденное представление: проводили большую часть времени в барах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутировали. Обыч­ные темы для жарких диспутов: «Кто убил Папу в Риме?», «Был ли Дональд Дак евреем?», «Кто такая МонаЛиза?». Молодые люди разбивались на фрак­ции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунгами стены бара, пели и веселились.

21 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961.

Присмотревшись поближе, социологи обнаружили элементы субкульту­ры битников, в частности, собственный жаргон, который позволял им от­личать «своих» от «чужих». Слово «хлеб» обозначало деньги, «лопата» — негра, «гадюка» — марихуану, «работа» — джазовую импровизацию и сексу­альную связь. Колония коллективно отмечала дни рождения, свадьбы и даже общенациональные праздники. Правда, со своей спецификой. Допустим, на День благодарения рядом с традиционной индейкой свободно лежала ма­рихуана. А свадебные обряды они выполняли вполне на приличном уров­не, но интересней и с большей выдумкой, чем в «большом обществе».

Удивило ученых и другое: 58% опрошенных мужчин постоянно брились, 42% повседневно носили строгие деловые костюмы. Лишь 28% женщин позволяли себе ходить в потертых или слегка неряшливых платьях. Когда изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на первые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не пока­зывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На послед­нем месте остались артистические способности, атеизм, неумеренность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, но не всем удалось достичь высокого профессионального уровня. Лишь один умудрялся в ме­сяц зарабатывать на абстрактных картинах по 600 долл.22

Битники — усталое, разбитое, разочарованное поколение

Секс и наркотики были не столь распространенными признаками бо­гемской колонии. Из числа опрошенных 23 были женаты и еще 13 жени­лись в период проведения исследования. Большинство имели добрачный половой опыт со своим будущим партнером. Правда, тайный адюльтер был редким явлением в маленькой колонии, где все на виду. Также редким был гомосексуализм. О сексуальной свободе в колонии больше говорили, чем допускали ее на практике. Курением и алкоголем колонисты не брезгова­ли. Но выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день

2 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. P. 34-49.

рождения, для расслабления. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие.

Исследование показало, что битники были такими же людьми, как и большинство американцев. У них те же потребности, заботы и страхи, они также хотели общаться, дружить и любить. И в этом смысле их нельзя рас­сматривать как изолированный островок в огромном океане общества. Тем не менее у них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическим вкусами, этическими ценностями и формами интеллектуаль­ной деятельности.

В действительности они оказались очень чувствительными к несправед­ливости и социальным болезням обще­ства молодыми людьми. Они стреми­лись создать «маленький порядок в большом беспорядке», радикально пе­ределать этот мир. Большинство при­шли в колонию за свободой. Но то бы­ла свобода от личных проблем и забот Многие колонисты обладали слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца рав -нодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и внебрачные связи23.

Исследование Смита и Риджнея имело исключительное значение. Оно состоялось в конце 50-х гг. в Сан-Франциско, а в 1966 г. этот город получил известность как столица мира «хиппи». Данные об их предшественниках битниках в дальнейшем очень помогли науке. Новые исследования социо­логов культуры касались уже хиппи.

Американский социолог Левис Яблонски24, изучавший субкультуру хип­пи, обнаружил не менее любопытные факты. Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшественников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вторых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в де­ревнях, селились в центре некоторых крупных городов, в частности, в пар­ке Золотые ворота (Сан-Франциско). Хиппи с большим оптимизмом смот­рели на возможности изменить прагматические ориентации «буржуазного общества», исповедовали смешанную философию, в которой эклектически соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и ан­тичной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викто­рианской Англии.

Л. Яблонски как-то взялся подсчитать численность хиппи и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппизма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых — еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых хиппи и несколь-

23 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. P. 34-49.

24 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968.

ко миллионов сочувствующих им25. Историки отмечают, что движение хиппи оказало огромное влияние на развитие всей современной культуры.

Как считает С. Кузнецов, хиппи были первым массовым молодежным движением (битники не идут в счет в силу своей малочисленности), сказавшим твердое «нет» протестантской трудовой этике. «Бэби-бумеры» (поколение 1946— 1960 г.р.), выросшие в обществе изобилия и смотревшие телевизор по шесть часов в день, не собирались горбатиться «в поте лица своего», зарабатывая на социальный престиж и дорогой автомобиль, а на хлеб свой насущный можно было заработать без особых усилий. Взамен идеи труда как божественного завета пришла идея индивидуального договора с Богом, а взамен корпоративной этики — идея индивидуальной свободы и ответственности26.

Битников — «разбитое поколение» 50-х гг. некоторые авторы считают самым революционным поколением XX в.

ХИППИ, ЙИППИ И ЯППИ

Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины XX в., пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи).

Яппи — зажиточные жители американских пригородов, молодые юрис­ты, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи — бунтующая часть американ­ской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого. Первые все уси­лия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстратив­но отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия.

Между ними расположены хиппи — мирные «психоделики», ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи. При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х — начале 1960-х гг., их боевой авангард йиппи — в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е гг. В такой последовательности они возникали как социальные явления, но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним «йиппи» для своей партии «Youth International Party» в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово «хиппи» в 1966 г.27.

Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поко­ления. Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополу­чие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи — разочарованное и циничное Generation X. Таким образом, историческая спираль молодежной субкульту­ры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в

25 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3. Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru).

конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз — теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи — «новых новых русских» на американский манер. Произошло то, что описывал в свое время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от «буржуазной заразы», осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился. Новое поколение с удовольствием восприняло буржуазные ценности и пре­вратило их во вполне респектабельный и уважаемый культ. Галлюциноген­ных хиппи сменили сюрреалистические йиппи, которых в конечном итоге вытеснили добропорядочные яппи.

Яппи — молодые люди (половая при­надлежность не имеет значения), как пра­вило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно вы­соким заработком, занятые высококвалифи­цированным трудом, служащие в корпо­ративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояльно настроенные поли­тически. Термин появился в Америке в на­чале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippiesyuppies.

Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е гг. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотика­ми, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом. С такой моло­дежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необхо­дима «новая американская идея», отвечающая исконным ценностям проте­стантского общества. И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карье­риста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Аме­рика устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демокра­тии хиппи. Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х гг., поклонников психодели­ческой революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетво­рением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки. Таким образом, социальный тип и социальный образ возникли вовсе не случайно, они отвечали жизненным запросам этого общества. Возможно, что именно яппи стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего по­добного раньше не происходило: образ ковбоя середины XIX в., джентльме­на конца XIX в. или хиппи середины XX в. формировались сами собой, воз­никали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп.

Прагматичные, воспитанные яппи — полная противоположность анар­хичных «детей цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности

носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи состав­ляют костяк среднего класса.

Яппи зародились в эпоху Рейгана и экономического бума начала 1980-х гг. как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х. Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е гг. как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся об­ществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре. Совершил­ся полный оборот исторических часов: яппи — это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям.

Хиппи, йиппи и яппи — три субкультурных исторических типа американ­ской молодежи — никогда или вряд ли когда составляли подавляющее боль­шинство американцев своей возраст­ной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще со­ставляли меньшинство своего поколе­ния, хотя и самое яркое, выразитель­ное. Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численно­сти хиппи и яппи весьма непросто, по­скольку точных статистических данных нет. Косвенные сведения и прибли­зительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Ти­моти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человечес­ких существ на планете — с 76 млн материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет. Такой автори­тетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн чел., а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн.28 К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы — яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бун­тари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плав­но перетекали из хиппи в яппи. В результате точные данные о тех и других наука, видимо, никогда не получит. В широком смысле, если учитывать толь­ко внешние признаки каждой социальной категории, то количество хиппи надо увеличить в несколько раз (сюда мы прибавим Западную и Восточную Европу, СССР и другие страны, где существовали хиппи в 1960—80-е гг.), а количество яппи и того больше. К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все воз­растающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития.

Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. «Редкий нынешний яппи, особенно если это житель крупного города, а не энергичный провинциал, не был ког-

Manning J. Yuppie Culture (http://eightiesclub.tripod.com).

да-то хиппи. Или хотя бы имел друзей-хиппи, или старался быть похожим на хиппи во время каникул, или просто носил какой-нибудь хипповский прибамбас типа фенечки на запястье или ремешка на голове... Путь из хип­пи в яппи оказался подозрительно коротким. За какие-нибудь лет семь-во-семь мы сменили не только гардероб, но и образ жизни и систему ценнос­тей»29. Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса. Трудно­стям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм «The Big Chill» (1983) Лоуренса Касдана, который сам при-

Врезка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...