Молодежная субкультура: нормы и система ценностей
В обществе наряду с традиционными формами социально-культурной жизни сложилась и развивается разветвленная молодежная субкультура, носителями которой являются многочисленные подростковые объединения, различающиеся социальной направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга. Средства массовой информации с энтузиазмом принялись описывать металлистов, панков, системщиков — их экзотический внешний вид, страсть к рок-музыке и шумные «тусовки». Термин «субкультура», однако, и пресса, и социологи, какое-то время старались избегать, ибо было непонятно, откуда у нашей молодежи, вырос шей в обществе, которое долгие годы стремилось к достижению полной социальной однородности, может взяться какой-то собственный образ жизни, основанный на специфических ценностях, зачастую весьма отличных от приоритетов «взрослого мира»? Общественное мнение на сей счет разделилось. Одни представляют любые непривычные формы поведения молодежи социальным «отклонением», подражанием Западу, бездельем, а потому подлежащими искоренению. Другие полагают, что наша молодежь пытается — пусть несколько экзотическим способом — как-то выразить себя, свое мироощущение и что-то сказать о себе обществу. Но своего «языка» у нее нет, и потому она заимствует его у западных сверстников. Активная субкультурная деятельность характерна для всех индустриально развитых стран. Как только общество достигает определенного уровня благосостояния, молодежь начинает вести себя необычным, отличным от взрослых образом: наряжается в невообразимые одеяния, украшает их экзотическими цепями, булавками, шипами и т.д. Имея доступ к высочайшим образцам культуры, она создает «контркультуру»: свое искусство, свой образ жизни, свои правила поведения. И взрослые осознают, что весь этот «карнавал» каким-то образом направлен против них.
Назовем обстоятельства, вызвавшие феномен субкультурной активности молодежи. Одно из них С. Лем обозначил еще в 1969 г.: быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния, резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения биологически необходимых действий, от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего, со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, — мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной субкультуры1. В рамках модели Лема молодежная субкультура предстает как закономерное явление вторичного генезиса культуры в обществе, пожинающем плоды НТР. Второе обстоятельство, тесно связанное с первым, заключается в том, что научно-технический прогресс, создав основы материального изобилия, одновременно вызвал мощную волну социальной акселерации. Перемены, захлестнувшие мир, в корне изменили современную культуру и сам механизм ее передачи. В исторически короткие сроки ушел в прошлое традиционный способ, основанный на принципе «делай, как я», на совокупности неизменных ценностных и поведенческих стереотипов. В быстро меняющихся условиях новые поколения не могут жить по «заветам отцов», а должны создавать свой собственный ценностный мир. При этом возникает угроза существованию самого механизма преемственности2. На протяжении многих лет в нашем обществе действовал жесткий императив нужды. Молодежь рано включалась в трудовую жизнь со всеми ее «взрослыми» атрибутами. Это не оставляло сил и времени для свободных, избыточных форм поведения, и проблемы преемственности ценностей не было: их передача осуществлялась традиционным способом — путем усвоения готовых стереотипов мышления и поведения. Однако с середины 50-х гг. ситуация изменилась, наступила хрущевская «оттепель». Страна вступила в эпоху НТР, повысилась производительность труда, увеличилось свободное время. Было введено обязательное восьмилетнее образование, возрос престиж знаний.
Улучшение материального положения, «десталинизация» общественного сознания изменили условия социализации молодежи, сблизив их с аналогичными процессами, происходившими в развитых западных странах. Наши «стиляги» начала 60-х — молодые люди, внешний вид и поведение которых были призваны подчеркнуть их непохожесть на других, — первые образчики отечественной молодежной субкультуры. Но хотя объективные условия социализации молодежи существенно изменились, механизмы этого процесса, выработанные административной системой, остались прежними. Каждое вступающее в жизнь поколение — система, динамично развивающаяся, а следовательно, нуждающаяся в некотором минимуме разнообразия как основе формирования избыточных элементов поведения, складывается при наличии реального поля альтернативных вариантов поведения. Ибо только осуществляя сознательный выбор, человек принимает на себя ответственность за его последствия, вырабатывает «внутреннюю» мотивацию, рефлексивность поведения. Именно на этом принципе функционирует механизм социализации молодежи в традиционных либеральных демократиях. В конечном итоге новое поколение должно — по возможности безболезненно — вписаться в устоявшиеся общественные структуры, ключевые места в которых заняты представителями старшего поколения. Поэтому все возможные варианты 1 Лем С. Модель культуры // Вопр. философии. 1969. № 8. С. 56—57. 2 Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым столом» редакции) // Социо своего будущего социального поведения (в том числе вносимые быстро меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения) молодежь проигрывает на модельном уровне своей субкультуры. А старшие поколения не ограничивают этих поисков, контролируя лишь «конечный результат» и пресекая те формы, которые угрожают обществу.
По мнению психологов, определение границ своих возможностей — фундаментальная потребность всего живого. «Когда же существуют ограничения на реализацию этой потребности,— пишет В.П. Зинченко, — тогда и возникает... комплекс проблем, в частности подростковых. Поэтому запреты, которые мы вводим в воспитание, чаще всего вызывают противоположную реакцию»3. К сожалению, наше общество отличается страстью к запретительству. Десятилетиями официальная идеология насаждала как эталон лишь один образец — жестко ригористский тип борца за идею любой ценой, естественно, за ту идею, которая на сегодняшний день спущена «сверху». Все остальные варианты попали в разряд «отклоняющегося» поведения. В этом смысле мало что дала и хрущевская «оттепель», поскольку идеология единообразия продолжала господствовать: всем предписывалось стремиться к единой цели (молодежь, например, должна была осваивать новые пространства — сначала целина, потом БАМ). Одновременно устраивались «идеологические облавы» на те группы молодых людей, которые хотя бы внешним видом пытались как-то отличиться от всех. Кампания эта включала и насильственные меры: разрезание узких штанин и стрижку длинных волос (способы, успешно внедрявшиеся в российскую практику еще Петром I). За нетерпимостью к ширине брюк, длине юбок и волос угадывались знакомые контуры идеала казарменного социализма — гигантской фабрики, в которую зачем-то должна превратиться вся страна. Ну, а люди на ней — «только гайки великой спайки», следовательно, их достоинство — соответствие ГОСТу: все как один, и один как все. В условиях, резко ограничивших свободу индивидуального и группового выбора, молодежь оказалась вытесненной на периферию общественной жизни, в сферу развлечений и досуга. Ее социальная «невостребованность» обернулась повышенной субкультурной активностью именно в сфере досуга, ибо здесь она могла сколько угодно «отклоняться», нащупывая пути оптимального вхождения во «взрослую» культуру.
Кроме того, разрыв между официальной идеологией и реальной социальной практикой порождал отчуждение молодежи от институциональных ценностей, и это опять-таки «толкало» ее в область досуговой деятельности, где идеологическое давление было слабее и оставалась возможность для создания альтернативных ценностей. В результате за годы застоя ориентация молодежи на реализацию себя преимущественно в досуговых формах деятельности приобрела устойчивый и традиционный характер, она продолжает сохраняться и теперь, когда многие социальные запреты сняты. Таким образом, отечественные варианты субкультурной активности молодежи вызваны отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике. И не перестройка породила многочисленное и раз- 3 Создай самого себя (материалы «круглого стола») // Знание - сила. 1988. № 3. С. 191. ноликое племя неформалов — она их только легализовала. Естественно, что с первым же снятием запретов молодежь стала быстро заполнять все пустовавшие прежде социально-экологические ниши возможных форм поведения. Сначала это были по преимуществу развлекательные и, если можно так выразиться, социально-демонстративные формы деятельности. Газеты запестрели репортажами о рокерах, фанатах, люберах. Однако по мере расширения демократии следовало ожидать политизации молодежных движений — и этот процесс не замедлил начаться. Поскольку созданная субкультура, в основном, досуговая, мы решили изучить те ценностные установки и образцы поведения молодежи в сфере свободного времени, которые являются ее основой. Объект изучения — учащаяся молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. В Белорусской ССР в 1988 г. было опрошено около 5 тыс. человек, в том числе: школьников 10-х классов — 39,5%, учащихся ПТУ — 25,5% и техникумов — 17,6%, студентов вузов — 17,4%. Из них 42,8% — юноши, 57,2% — девушки. Такое распределение соответствует структуре генеральной совокупности. Вообще субкультура характерна главным образом для больших городов. Это неслучайно, поскольку именно город предоставляет обилие социальных связей, а следовательно, и реальную возможность выбора, лежащую в основе субкультурной активности. Однако действительный выбор поведения индивида зависит от специфики той социокультурной микросреды, в которую он включен, в частности, социальное происхождение. Среди отцов школьников в равной мере представлены работники физического и умственного труда (44,6 и 43,6% соответственно). Социальное происхождение учащихся ПТУ иное: 62,6% отцов и 58,7% матерей у них — рабочие, а родителей — работников умственного труда — 14,2 и 13,2% соответственно. Половина студентов — выходцы из семей интеллигенции, а в студенческом контингенте доля рабочих самая низкая. Выходцы из крестьянских семей представлены примерно одинаково в вузах и техникумах (в среднем 13—14%). Социальное происхождение и соответствующие «стартовые условия» во многом обусловливает специфику субкультурного поведения.
По данным нашего исследования, к различным субкультурным группировкам принадлежит 28,4% опрошенных. Наиболее популярными оказались группы любителей современной музыки и поклонников отдельных исполнителей (14,4%), любителей современных танцев (12,6%), самодеятельные спортивные группы — культуристы, скейтбордисты (10%). Наименьшей популярностью пользуются объединения, занятые какой-либо созидательной деятельностью: общественно-политические клубы (2%), движение за охрану и восстановление культурно-исторических памятников (1%), экологические группы (0,4%). Как видим, преобладает ориентация на развлекательные формы досуговой деятельности. Бытует устойчивый миф о повальном увлечении молодежи рок-музыкой. Однако среди наших респондентов только 53,7% являются ее поклонниками. Из них 4,4% — фанатичные приверженцы «хэви металл», не признающие других форм культуры. Единственная группа, в которой рок-музыка занимает первое место среди увлечений, — учащиеся ПТУ. В качестве культурного «кода» здесь превалирует звук, а не слово. Это косвенно подтверждается и такими данными: вербальная деятельность характеризует совместный досуг 82% школьников, 65% студентов и лишь 44% учащихся ПТУ. К какой социальной среде принадлежат учащиеся ПТУ? У 60% родители — рабочие (в целом по выборке детей рабочих 44%), место жительства — городские окраины и заводские районы. Если в среднем по выборке доля учащихся ПТУ составляет 25%, то в группах «металлистов» их 56,5%, столько же их и в другой группе «социального риска» — рокеров, среди футбольных болельщиков — 40%. Социальное поведение этих групп отличает ориентация на приобщение к вещественным символам городской жизни (радио- и видеоаппаратура, мотоциклы, спортивная символика и др.), демонстративность поведения, агрессивность, «экзотичность» внешнего вида. Вместе с тем для таких молодых людей характерен высокий уровень конформизма не только по отношению к своей компании, но и к обществу в целом. Участники этих групп мало образованы и обладают весьма низким общим культурным уровнем. Среди металлистов, например, велика доля (11%) тех, кто вообще находится «вне» культуры: книг не читает, театры и музеи не посещает, даже в кино ходит изредка, по телевизору смотрит исключительно спортивные и музыкальные передачи. Около трети их, говоря о любимых книгах, с трудом припоминают одно-два произведения из школьной программы. Причем доминирующая ориентация на аудиовизуальные источники получения культурной информации приводит к ответам типа: Островский — «Жестокий роман», А. Макаревич — «Педагогическая поэма», Рязанов — «Бесприданница» и т. д. Подобная ситуация характерна и для рокеров, и для футбольных фанатов, хотя в меньшей степени. Эти подростки тяготеют к «общинному» сознанию, где представление о суверенной личности попросту отсутствует. Среди мотивов обращения к различным источникам культурной информации (кино, телевидение, книги) у рокеров, металлистов и футбольных фанатов превалирует престижно-конформистский мотив: смотрят и читают то, что смотрят и читают другие, что модно, о чем говорят (он характерен для 60,6% учащихся ПТУ, что в 1,5 раза выше, чем в среднем по выборке). Создается впечатление, что субкультурные группировки — всего лишь имитация какой-то иной культуры, к которой их участникам очень хотелось бы принадлежать, но подлинные ценности которой им недоступны, скрыты от них. Поэтому им ничего не остается, как делать акцент на внешнюю атрибутику; однако где-то в глубине души они чувствуют всю неподлинность своего существования. Культурная неразвитость сужает диапазон духовных интересов, что ведет к концентрации внимания на каком-то одном (случайно выбранном или наиболее доступном) виде деятельности. Формируется прямолинейное, некритическое отношение к своему хобби (будь то рок-музыка, мотоциклы или спортивное «боление»), которое со временем становится заменителем духовной жизни, видом наркотика. Такое «монокультурное» развитие на определенном этапе может потребовать искусственного взвинчивания нервной системы для более полного, более эффективного эмоционального переживания своего любимого занятия (для этой цели служат наркотики, токсические вещества, алкоголь). Далее, культурная (духовная) ограниченность сопровождается, как правило, нетерпимостью к любому инакомыслию, агрессивным отношением ко всему, что выходит за рамки собственных представлений. Так, 7,8% учащихся ПТУ ответили, что могут ударить чело- века только за то, что он «болеет» за другую спортивную команду или предпочитает иное музыкальное направление. К силе, как способу решения всех конфликтов, апеллируют 1,3% студентов, 2,9% учащихся техникумов, 5% школьников и 9,2% учащихся ПТУ. С помощью факторного анализа мы изучали основные жизненные ценности наших респондентов. В результате для каждой категории учащихся было получено три фактора, значимо характеризующих ценностную структуру их сознания. Первый фактор, названный потребительским, представлен в старших возрастных группах (студенты вузов, учащиеся техникумов) такими переменными, как фирменные вещи, карьера, секс; в младших — также фирменные вещи; у школьников—деньги, секс: у учащихся ПТУ-подражание Западу, далее — рок-музыка, карьера, сила. Различные факторные веса признаков объясняются возрастными особенностями респондентов: для школьников и учащихся ПТУ, например, еще не так важна ценность карьеры, зато актуальна сила как средство самоутверждения. Наибольшая факторная нагрузка переменной «фирменные вещи» во всех группах — убедительное свидетельство! ого, как экономика, не способная к эффективному насыщению рынка промышленными товарами, оказывает деформирующее влияние на ценностное сознание молодежи. Второй и третий факторы представлены значительно меньшим числом признаков и могут быть названы соответственно учебно-познавательным и семейным. Второй фактор во всех группах, кроме студентов, составили ценности: учеба, творчество, уважение к старшим; третий — любовь и стремление создать семью. У студентов вузов эти два фактора в силу возрастных особенностей поменялись местами по значимости, но их содержание остается тем же. Обратим внимание на то, что ценность творчества связывается в сознании респондентов с получением образования, причем на базе преемственности. Другими словами, в жизненно важной для себя, для своего будущего сфере деятельности никаких установок на разрушение авторитетов у молодежи нет. На периферии ценностного сознания остались такие ценности, как интеллект и интересная профессия: жизненный успех молодые люди связывают скорее с хорошей учебой, нежели со способностями и интересом к избранной профессии. Что касается третьего фактора, «семейного», то ценность любви здесь закономерно связывается со стремлением создать семью, но при этом сексуальная сторона взаимоотношений между мужчиной и женщиной оказывается в кругу совсем иных ценностей — «потребительско-гедонистского» типа. Данный феномен является, надо полагать, закономерным результатом нашей «целомудренной» системы полового воспитания, когда любовь преподносится подросткам как исключительно романтическое и возвышенное чувство, которое физическая близость может только осквернить и в конце концов убить (вспомним, как из книги в книгу, из фильма в фильм кочует образ безутешной девушки, брошенной возлюбленным в тот момент, когда он узнал о ее беременности. А ведь как все было хорошо, пока они просто гуляли по городу, взявшись за руки). В итоге уже к 16—17 годам в сознании молодых людей твердо укореняется представление о сексе как о весьма приятном способе удовлетворения определенной потребности — не более, и эта ценность благополучно оказывается в одном ряду с другими, призванными обеспечить жизненный комфорт (деньги, модная одежда, карьера и т.д.). Учитывая поразительное сходство ценностных стереотипов различных групп учащейся молодежи, вне зависимости от возраста, образования, социального происхождения, интересов, можно сделать вывод о том, что глубинная ценностная структура сознания формируется у молодых людей, в основном, под воздействием социальной макро-, а не микросреды. Проведенное нами исследование было призвано снять первый, верхний слой информации о процессах, протекающих в молодежной среде, и поэтому оно носило «экстенсивный» характер. Полученные данные позволяют сделать вывод о существовании ряда субкультурных групп молодежи, которые формируются на различной социальной базе и обладают неодинаковой общественной направленностью. Первичное социальное разделение происходит после восьмого класса в системе «школа — ПТУ». Отторжение школой «трудного» контингента приводит к его «накоплению» в ПТУ, где впоследствии образуются зоны повышенного социального риска. Иными словами, складывается ситуация, при которой школа и ПТУ скорее противостоят, нежели дополняют друг друга в рамках единой системы среднего образования. Предполагаемый путь их слияния ничего не даст, кроме снижения уровня школьного образования. Контингент ПТУ — это проблема той социокультурной среды, в которой подростки воспитывались. Поэтому стратегическая линия работы с ними — создание условий для полноценного их включения в культуру: просветительство, вовлечение подростков в такие виды социальной деятельности, которые бы требовали личностного самоопределения, индивидуального выбора. Сокращено по: Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социол. исслед. 1989. № 4. С. 48-56. РАЗДЕЛ V ПОЖИЛЫЕ И СТАРИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|