Анархическая контркультура
Самой диковинной, радикальной и недолгой среди молодежных субкультур в США считается движение йиппи (Yippies). По своей направленности — не просто неприятие, а активное отторжение буржуазной культуры, — и по формам проявления йиппи относятся не к субкультурам, а к контркультурам. Об этом косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что истоки еще одной, компьютерной, контркультуры, а именно современного хакерского подполья, специалисты видят в движении йиппи. Йиппи происходит от названия «Международная молодежная партия» — Youth International PartY. По существу, это такой же акроним30, как и созвучный с ним «яппи» (Young Urban Professionals). Новую организацию в январе 1968 г. создали Эбби Хоффман и Джерри Рубин в Вашингтоне. Одним из основателей йиппи является видный поэт Ален Гинзберг, который позже отошел от движения. По воспоминаниям А. Гинзберга термин «йиппи» служил скорее неким приколом, чем акронимом или аббревиатурой. Само слово относилось к «Yipsels» — социалистической группе, к которой принадлежала в молодости его мать. 0 Почему акроним, а не аббревиатура? Акроним — название, образованное из первых букв слов, составляющих фразу-описание. Аббревиатура — 1) слово, образованное сокращением словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв (ВВС) или по начальным звукам слов (ООН, вуз), входящих в него; 2) сложносокращенные слова. Акроним отличается от аббревиатуры тем, что первое читается как слово (НАТО — нато), а второе произносится побуквенно (СНГ — эсэнгэ). Приверженцев новой партии власти обвиняли в учинении многочисленных беспорядков, сюрреалистическом эпатаже публики и политическом озорстве и приверженности анархизму, а учащаяся молодежь боготворила за то, что те не побоялись выразить в радикальной форме мысли и настроения, которые разделяют многие. Действительно, еще до официального провозглашения своей партии, а именно в 1967 г. Э. Хоффман (тогда он состоял в движении так называемых диггеров) эпатировал публику тем, что стал разбрасывать с верхнего яруса Нью-Йоркской биржи пачки долларов, а приглашенные им фотокорреспонденты запечатлевали, как брокеры, отталкивая друг друга, в суматохе ловили порхающие банкноты31.
Памятными политическими акциями йиппи стали массовые демонстрации левой молодежи в октябре 1967 г. возле Пентагона и в августе 1968 г. в Чикаго на президентских выборах. А. Гинзберг до своего выхода из движения успел поучаствовать в знаменитом «свином бунте» на президентских выборах осенью 1968 г. Организатором политического шоу считается Эбби Хоффман (1936-1989). Он нашел поросенка по кличке Пигасус — кандидата в президенты США, с которым йиппи объездили всю Америку, устраивая предвыборные митинги, превращавшиеся в настоящее шоу. Расталкивая охрану, «оранжевые» активисты вытаскивали каждый раз свою свинью на трибуну прямо к микрофону. По мнению аналитиков, самая известная и шокирующая акция йиппи состоялась в 1968 г. в Чикаго. Накануне выборов многочисленные йиппи собираются в городском Линкольн-парке, где заодно проводят акцию протеста против ввода советских войск в Чехословакию (1968). Вскоре происходит скоморошный ритуал агитации за будущего президента США Пигасуса. От его имени прохожим раздают значки «Голосуй за меня!» и листовки, где сказано: «Сегодня — исторический момент для Америки... Они избирают президента, и он будет пожирать людей. Мы изберем своего президента, и люди съедят его!» Полиция разгоняет митингующих, попутно арестовав с десяток активистов. Но митинг перерастает в массовую антивоенную демонстрацию, которую полиции приходится усмирять при помощи дубинок и слезоточивого газа. Наутро газеты в ярких красках описывают «кровавое побоище». Вскоре после демарша йиппи на выборах 1968 г. А. Гинзберг скажет: «Мы хотели распространить среди масс нечто вроде «рок-н-рольного энтузиазма, дада-анархизма, всеобщего удовольствия и праздника жизни»32.
После Чикаго в течение одного только 1969 г. Э. Хоффмана арестовывали восемь раз, в том числе за непристегнутый ремень в автомобиле, перочинный нож на борту самолета и непристойное поведение. В сентябре его 31 St. James Encyclopedia of Popular Culture. Gale Group, 2002. 32 «Дада-анархизм, удовольствие и праздник жизни...»: интервью с Алленом Гинзбергом (http:// не пустили в Прагу и обвинили в антиамериканской деятельности. Однажды Хоффман пришел на слушание в «патриотическом наряде»: рубахе из звездно-полосатого флага. Обновку тут же сорвали, но под рубахой на спине обнажился нарисованный флаг Вьетконга. Эбби путал Ленина с Ленно-ном и простецки отвечал на каверзные вопросы. В декабре прозвучал приговор: 30 дней ареста за надругательство над американским флагом. Эволюция йиппи Вскоре Хоффман вновь предстает перед судом по еще более абсурдному обвинению в пересечении границ штата Иллинойс для подстрекательства к мятежу. Процесс ведет 74-летний судья по фамилии Хоффман и по прозвищу Вешатель (все предыдущие его процессы оканчивались обвинительными приговорами). Эбби видит в этом мистический смысл: Америка раздвоилась на двух Хоффманов. Баламут заявляет, что не желает именоваться «обвиняемым Хоффманом», ибо это имя опозорено судьей. Прессе же ведает о том, что официально сменил имя, и отныне его зовут Fuck. По поводу обвинений замечает: «В этой стране существуют миллионы законов. Я намерен нарушить их все, включая закон всемирного тяготения»33. Тогда-то и пришла слава, а слава — это деньги. Но Хоффман отказывается от крупных контрактов на право использовать свое имя в игрушечном производстве, не встречается с кинематографистами и издательствами, пытающимися опубликовать его переписку. Быть богатым или просто зарабатывать тогда считалось зазорным. Э. Хоффман семь лет скрывался от федерального розыска в Соединенных Штатах, Мексике и Франции. Одновременно он продолжал писать и издаваться, поддерживаемый сочувствующими ему анархистами. Он существовал благодаря сомнительным занятиям и поддельным документам. Хоффман даже подверг себя пластической операции и просил называть его Барри Фридом. Добровольно сдавшись властям в 1980 г., Хоффман провел год в тюрьме за содействие незаконному обороту кокаина. В 1989 г. он совершил самоубийство при странных и весьма подозрительных обстоятельствах. Самый известный труд Хоффмана — книга «Укради эту книгу» (Steal this book) — является литературной пародией на популярные американские пособия типа «Как преуспеть в бизнесе». Ее тема — как жить, не платя государству ни копейки, в частности, не оплачивая телефонные счета и не платя налоги. Разделы книги говорят сами за себя: «Бесплатная еда», «Бесплатная одежда и мебель», «Бес-
33 Сосновскии Н. Мудрец Нации Вудстока // Рок-альманах «Забриски райдер», 1997; Калькенин Г. Революция — это я! // Ракел online, 2002. № 10 (www.fakel.org). платный транспорт», «Бесплатное жилье», «Бесплатная связь». Специалисты считают книгу духовной предтечей и первым манифестом компьютерных хакеров, взламывающих через Интернет банки и государственные офисы. Хотя ее автор настаивал на идее бескорыстного мошенничества, где главное удовольствие состоит не в обретении материальных благ, а в остроумном надувательстве. Оно необходимо изгоям этого общества. Э. Хоффман считал хиппи и йиппи — Нацию Вудстока — находящимися в состоянии партизанской войны со всей Америкой — Нацией свиней. В 1970 г. Анита и Эбби Хоффман перед 30-тысячным антивоенным митингом устраивают ритуал «электронного Вуду»: бормоча заклинания, разбивают телевизор, с экрана которого Никсон объявляет о вводе американских войск в Камбоджу. В ответ на вторжение США в Камбоджу 400 йиппи устраивают вторжение в США со стороны канадской границы, нападают на г. Блер, забрасывают витрины бутылками с краской, делают вид, что угрожают жителям. В 1971 г. союз с бурно развивавшимся движением йиппи, исповедовавшим анархистскую, антикапиталистическую и антивоенную идеологию, заключили американские хакеры, которым тоже не нравилось американское государство и которые готовы были поживиться за его счет. Стивен Возняк и Стивен Джобе, будущие основатели легендарной компании Apple Computers, создавшей первый персональный компьютер, принадлежали к числу отъявленных телефонных хакеров. Хакеры создавали устройства, которые позволяли обмануть теле-
Врезка Джерри Рубин Любой дурак может стать мэром! Любой дурак может баллотироваться на пост мэра Беркли, если у него есть 25 долларов (25 долларов — имущественный ценз на выборную должность) и еще 25 дураков, чтобы его выдвинуть. И я решил выдвинуть себя. Мои агитаторы прочесали весь Беркли из двери в дверь, рассказывая людям о предстоящих выборах. Невероятно, но факт: - Многие даже не знали, что у них есть мэр. - Немногие знали, как его зовут. - Никто не знал, как он выглядит. Нам, радикалам, приходилось убеждать людей, что хороший мэр — это клево, что выборы — туфта и что демократия зачем-то нужна. Мы наскребли 5 тыс. долл. и отпечатали 40 тыс. улетных 25-страничных буклетов — то была самая тщательно разработанная программа кандидата на выборную должность в Америке, какую когда-либо видел свет. Я раздавал буклеты в супермар- кетах и тараторил: «Меня зовут Джерри Рубин. Я — кандидат в мэры, юлосуйте за меня»....Я занял почетное второе место с 7 355 голосами — 22%. Я освоил трудное дело попрошайничанья голосов избирателей — метод, которым нельзя создать нового общества. Но избирательная политика несовместима с искренностью. А мы хотим общества искренних людей. Выборы — это эгоистическая борьба отдельных кандидатов. А мы хотим общества коллективистов. Я ведь душу едва не продал за «голоса». Никогда больше не пойду на выборы. Отрывок из книги: Rubin J. Do it! L.,1970. фонистов и совершать междугородные и международные телефонные звонки практически бесплатно. Йиппи надеялись, что хакеры помогут им в подготовке революции и обеспечат многочисленные ячейки йиппи, разбросанные по всему миру, оперативной и даровой телефонной связью. В свою очередь, хакеры получали идеологическую и политическую поддержку. В периодических изданиях, принадлежащих или сочувствовавших йиппи, стали публиковаться хакерские схемы обмана телефонных компаний, которые должны были взять на вооружение рядовые члены организации йиппи. Закончилось все плачевно: хакеров посадили в тюрьму, а публикации изъяли. В конце 1960-х гг. андерграундный вестник Liberation News Service распространил манифест йиппи, в котором, в частности, говорилось: «Америка духовно больна: она страдает от насилия и духовного распада, она опасно подсела на напалм. Мы требуем Политики Экстаза! Мы — нежная пыльца, из которой родится новая, кайфовая Америка. Мы создадим нашу собственную реальность. Мы — это свободная Америка. И мы не приемлем фальшивое представление на подмостках Съезда смерти». Отправляясь на фестиваль в Чикаго, йиппи обнародовали программу из 18 пунктов34:
1. Прекратить войну, ликвидировать военную промышленность и отме 2. Свободу Хью Ньютону и другим Черным пантерам. Общественное 3. Легализация марихуаны и других психоделиков. Освободить всех, кто 4. Тюрьмы должны служить не для наказания, а для реабилитации. 5. Отменить все законы против преступлений, в которых нет жертв (очевид 6. Полное запрещение оружия и обязательное разоружение всех, начи 7. Отмена денег, платы за жилье, транспорт, питание, образование, одеж 8. Полная занятость при заботе о том, чтобы всю черную и монотонную работу делали машины. Людям — только творческую работу. 9. Охрана окружающей среды. 10. Экологическая программа в духе Романа Суслова: из больших горо 11. Свободное право на аборты. 12. Реформа образования: вся власть студентам, студенты сами опреде 34 Сосновскии Н. Мудрец Нации Вудстока// Рок-альманах «Забриски райдер», 1997; Калькенин Г. Революция — это я! // Ракел online, 2002. № 10 (www.fakel.org). 13.Свободные и независимые средства массовой информации. Развитие кабельного ТВ и альтернативных каналов, чтобы каждый мог выбрать канат по своему вкусу. 14.Отмена цензуры: «Нас тошнит от общества, без колебаний показывающего сцены насилия, но отказывающегося показать совокупляющуюся парочку». 15.Мы полагаем, что люди должны заниматься любовью все время, когда и с кем им захочется. Это — не программное требование, а простое признание реальности вокруг нас. 16. Политическая система должна отвечать нуждам всех, независимо от возраста, пола и расы. Регулярные референдумы по всем вопросам по ТВ или телефонной сети. Децентрализация власти: создание множества коммун (tribes), чтобы каждый мог выбирать себе сообщество по душе. 17. Поощрение искусства и разви 18. Каждый может вписать в этот Представители других организаций, которые как и йиппи принадлежали к так называемым «новым левым»35, критиковали их за увлечение контркультурными нормами и «карнавальной этикой», которые дискредитировали серьезную политическую работу, сводили ее к шутовским потехам. В ответ на критику йиппи лишь усилили сюрреалистическую направленность политического диссидентства. Главным, а порой и единственным политическим оружием являлось скоморошничество и публичное шоу с осмеянием правительства. Йиппи уходили от партийной практики, злоупотребляя наркотиками и радостями свободной любви. Мало кому такое могло понравится, многие покидали ряды движения, как это сделал Ален Гинзберг. Движение йиппи просуществовало не более трех лет и вскоре распалось на множество фракций, секций и группок. Дж. Рубин и Э. Гоффман нашли себе другое политическое поприще. Тем не менее движение йиппи было самой яркой страничкой в политической субкультуре Америки конца 1960-х гг. Эксцентричные выходки, над которыми посмеивались противники и которые эпатировали широкую публику, привлекли к серьезным проблемам внимание всех средств массовой информации. Кто только тогда не писал о йиппи — разве что очень ленивый. Дж. Рубин и Э. Хоффман, по всей видимости, понимали, что лишь такими выходками можно заставить говорить о себе и о молодежной проблематике мещанскую Америку. Значение и роль этого контрдвижения еще до конца не изучены и не оценены. 35 К «старым левым» относят коммунистов, власть которых в СССР привела к установлению тоталитарного режима. «Новые левые», появившиеся на Западе в 1960-е гг. стоят скорее на социал-демократических позициях, выступают за права личности, свободу СМИ и демократию. В 1968 г. «новые левые» подняли мировую молодежную революцию — от Сорбонны до Калифорнии и осудили вторжение советских войск в Прагу. В России партия «Новые левые» возникла вдекабре 1991 в результате раскола Социалистической партии. Лидеры — М. Малютин, А. Абрамович (до начала 1999 г. также В. Семаго). Б СОВЕТСКИЕ ХИППИ В конце 1960-х гг., примерно на 5—7 лет позже, чем на Западе, к нам пришло увлечение субкультурой хиппи. Западное движение хиппи возникло как протест молодежи против ценностей буржуазного общества. Дети богатых, респектабельных родителей отращивали длинные волосы, надевали рваные джинсы и уходили из семей в хипповскую общину, чтобы «жить в грязном лесу и умереть в нирване». Хиппи пропагандировали свободную любовь и пацифизм. То и другое было запрещено в СССР. Многим хотелось бы жить и вести себя как они, но власти не разрешали. Борьба за «мир во всем мире», митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968—1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия. Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страшно. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма. Советские хиппи не имели четкой идеологии и перенимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность. Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемыми стилягами — упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блестящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки. Хиппи одевались совершенно иначе — грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи — две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка выразить в одежде свое стремление к свободе. Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесятники, поскольку основной их пафос — исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление. В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недоверие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм — бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной морали, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадничества. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований. Именно такое время наступило в 1970-е гг. в СССР. Период существования аутентичного — соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию — хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х гг.; место действия — Москва, Ленинград, Рига36. Отгремела эпоха «золотых шестидесятых», опустился «железный занавес, усилилась цензура и политический гнет. Вчерашние романтики и студенты-комсомольцы бросились искать альтернативу лжи, убогости и серости «сов- 36 Хиппи в СССР (www.altruism.ru). ка». В культурной атмосфере «развитого социализма» зарождаются сразу две формы протестного движения — в искусстве андерграунд, в образе жизни — хиппизм. Упадок движения в 1990-е гг. связан именно с разрушением его идейных основ. Сегодня осталось мало энтузиастов, знающих ее первоначальную идеологию. Наркотики, ленивое безделье, низкий интеллектуальный уровень стали отличительными чертами движения хиппи эпохи его деградации. Самодвижение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими иконами, гимнами, суррогатными «учителями». Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками. Если смотреть на историю в целом, то Система — это чисто российский феномен, своеобразный ответ советских хиппи на западный субкультурный вызов. За долгое время употребле ния слово «хиппи» утратило первоначальный смысл. В 1960-е гг. в США молодые бунтари называли себя freaks (от англ. чудак), само же слово hippies придумали журналисты. На российской почве в этом слове перемешались чисто американские контркультурные значения и традиционно русские представления об интеллигенте, которые восходят к разночинцам-народникам и нигилистам XIX в. Советские хиппи построили свое государство в государстве — Систему, в которой молодые романтики старались объединить принципы утопической коммуны, свойственные Западу, с крестьянской круговой порукой и взаимовыручкой. Просуществовав почти четверть века, российский хиппизм исчерпал себя. Сегодня умы молодежи больше занимают идеи экологии, глобализма и виртуальной реальности (кибер-панки). Хиппи-шестидесятники разбрелись кто куда. Одни остались преданными Системе и надеются возродить исконные традиции, другие пополняют ряды альтернативной, андерграундной или криминальной субкультуры, третьи неплохо вписались в официальные структуры. К примеру, в России с 1996 г. действует хакерская школа, возглавляемая известным хиппи по прозвищу «Арви Хэкер». Одно время директором ДДТ был Гена Зайцев по прозвищу Хиппи-бюрократ. В стабильные периоды развития современного общества или в традиционных обществах выпавшие из общей структуры люди обычно не создают собственные организации и системы для защиты своего статуса либо создания непохожей на всех культуры. Это такие люди, которые находятся в процессе перехода. В конечном итоге они входят в общество, там обустраиваются и обретают новый статус. Но хиппи добровольно покинули насиженные места, отказались от социального благополучия, которое обеспечили им родители и создали маргинальную культуру аутсайдеров, которую назвали Системой. «Система» — пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. В Системе большинство хиппи обладают промежуточным (лиминальным37, маргинальным) статусом: один считает себя художником, 37 От лат. Нтеп — порог. Лиминальные сообщества — возникающие и существующие в промежуточных областях социальных структур. Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества. 8Б8 среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Статус по самооценке здесь никогда не совпадает со статусом по оценке другими: то, что общественным мнением ставится высоко, для хиппи ценится низко, и наоборот. Принимаемые нормы и ценности в Системе иные, чем предписаны обществом. Хиппи Жители страны хиппи — пиплы — образуют особый мир, существующий параллельно с обычной вселенной, где проживаем мы все. То, что специалисты называют экстернальной культурой и контркультурным движением38. В научной литературе Система относится также к сфере андерграунда (от англ. «undeground» — подполье), контркультуры, или в отечественном лексиконе было популярно еще словечко «неформалы». Все эти определения указывают на внеположенность — характерны приставки «контр», «под», «не». Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем («контр»), невидимом и скрытном (подземная), неоформленном или неформализуемом официальными средствами. Хип-система не подчиняется Конституции страны, в ней нет государственных границ, чинов и постов, она не платит в казну налоги и не выбирает своих правителей. Все, что происходит там, наступает естественно, как восход солнца и стихийно — подобно броуновскому движению, в котором автономные частички перемещаются навстречу или поперек друг другу с разной скоростью, с разными целями и состоянием сознания. Тем не менее и здесь существует свой, невидимый глазу, порядок. Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спиться, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством. В так называемой Системе — незримой империи хиппи — они обретали братство, моральную Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. СПб., 1993 и материальную поддержку, находили единомышленников и формы творческой самодеятельности. В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов, разбросанных по всей стране. Первоначально Система отличалась большой гибкостью и открытым характером: системные хиппи общались с множеством разных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией и богемой, поддерживало отношения с религиозными кругами. Шел постоянный обмен информацией, накопление опыта. В 1980-е гг. Система стала широким и неоднородным движением: в него влилось большое количество нонконформистов, уже не подпадавших под определение «хиппи». Появились системные пиплы, не использующие эстетику предшественников (они входили в движение наряду с системными хиппи). Хиппи же западного образца (не пиплы) в восьмидесятые практически исчезли: им на смену пришли «системные паразиты», эксплуатирующие имидж волосатых. Это был целый поток, благодаря которому оно приобрело свое особое, неповторимое лицо. Тогда же бурно развивался и достиг расцвета русский рок. Русский рок выражал дух движения, был его символом. Как таковой, он сам возник внутри Системы — и ее идеология (метафорически) гораздо чаще выражалась в песнях, нежели открыто декларировалась в виде манифестов (говорили: «рок — это не музыка, а образ жизни»). Наличие этической основы в русском роке объясняет и его критический заряд, и преобладание социальной тематики. Люди пытались повлиять на современную культуру своим творчеством — и этим изменить мир к лучшему. Внутри Системы были установлены чрезвычайно доверительные отношения между людьми. Декларировалась необходимость любви в любом деле, в любом начинании. Каждый пытался приблизиться к этому идеалу в своей повседневной жизни, в мыслях и поступках. Это означало «неприятие насилия и грубости, готовность помогать другим, стремление к решению конфликтов мирным способом». Система вырабатывала в людях особый характер и склонности, учила их быть добрыми в делах и светлыми в намерениях. В любых возможных ситуациях представители движения старались быть открытыми, отзывчивыми — и протягивали руку помощи тогда, когда о ней просили. Были выработаны особые традиции взаимопомощи, которые служили образцом, основой поведения людей по отношению друг к другу. Любовь и дух взаимопомощи пронизывали всю идеологию Системы. Здесь действовал приоритет духовности и интересов творчества над жизненным благополучием. Устремляясь к новым горизонтам, люди пренебрегали бытовым комфортом и карьерой: жили так, как им подсказывали убеждения. Система была социальным движением (не политическим!) и методом воздействия на общество в ней было новаторское искусство, подкрепленное личным примером. Система подчинялась принципу: «чтобы изменить мир к лучшему, сначала нужно изменить себя». Досуг хиппи Дав толчок возникновению Системы, хиппи западного образца, впоследствии, на протяжении десятилетия сосуществовали с системными хиппи. Система окончательно сформировалась как движение в Сибири, сохраняясь в этом регионе вплоть до наших дней, — и, в целом, она больше характерна для провинции, чем для столиц, в которых больше интеллектуалов-одиночек (в том числе, своих людей)29. Базовые ценности интернациональной культуры — духовный поиск и любовь между людьми — советским хиппи приходилось отстаивать в милицейских кутузках, в столкновениях с общественностью и дружинниками, в подполье. Несмотря на свою вторичность и суррогатный характер советский хиппизм пытался быть или по крайней мере казаться оригинальным и самостоятельным феноменом, которому свойственны искренние чувства, взлет фантазии и творчества, поиск откровений, любви и человеческих отношений. Заимствованную форму советская андерграундная молодежь стремилась наполнить незаимствованным содержанием. Советские хиппи в итоге являлись такими же настоящими, подлинными, как их западные предшественники. Как отражаются в сленге особо значимые для хиппи реалии? Первая тема — внешний облик. Для внешнего облика хиппи самое главное — волосы, на сленге — хайр. Два других декоративных элемента — ксивник (нашейный мешочек для ношения паспорта, от ксива — письмо, бумага, любой документ — слово из уголовного жаргона) и феньки (украшения из бисера). 39 Хиппи в СССР (www.altruism.ru). Других специальных слов для обозначения одежды у хиппи нет, за исключением постоянно используемых избыточных англицизмов типа шузы40. Один из главных атрибутов хиппующих — феньки (фени, фенечки). Феньки делают из бисера, нанизанного на леску. У каждого цвета и сочетания цветов свое значение: черный — траур, смерть, красный — любовь, белый — чистота и невинность. Сочетание красного с белым означает «свободную любовь», черного с красным — «анархию», вкрапления синего цвета — небо, дух. В начальную эпоху хиппи фенечки плели и дарили друзьям, в позднюю — носят все, кому заблагорассудится, и продают на каждом углу. Нередко феньки переходили из рук в руки и возвращались к хозяину, аккумулировав в себе тепло человеческих сердец, социальный опыт, жизненную энергию. Снять феньку — значит отказаться от каких-то отношений. Или радикально изменить их. Пока отношения сохраняются прежними, фень-ка живет на руке, и если вдруг рвется, ее восстанавливают (подарившего просят опять завязать ее на запястье). Считалось, что постепенно аура человека, носящего фенечку, меняет ауру фенечки и меняется сама. Если фенечка плетется «без чувства», то она не будет нормально носится. Такая фенчка — плохой сосуд для ауры. Фенька передавала впечатление о близком человеке, содержала определенное пожелание, служила знаком нашей дружбы, имела подчас длинную биографию: «Герла, подарившая мне феньку, была моим близким другом. Она была талантливым рок-исполнителем. К сожалению (эх, так и вижу тупые ухмылки тусовщиков!) ее привычка курить коноплю зачеркнула дальнейшее творчество: она больше не писала новых песен, и не исполняла старых. С герлой стало сложно общаться (стало заметным снижение памяти и интеллекта). Наблюдая, как друг гниет заживо, я ощутил, что фенька тоже омертвела: носить ее на руке стало противно, как вонючий кусок трупного мяса. При одном взгляде на феньку портилось настроение, возникало брезгливое чувство. Наконец, я снял (то есть, убил) ее. Фенька превратилась в аккуратный трупик, в музейную мумию: археологический экспонат, предмет отстраненного изучения». Хиппи общались между собой на своеобразном сленге, состоявшем в основном из словечек, заимствованных из английского языка. Толковый словарь советского хиппи41 формировался на протяжении четверти века и ныне он включает некий набор основных терминов. Хайр — длинные волосы, характерные для хиппи. Факер — большой любитель заниматься любовью. Герла — девушка. Скипать — уходить, уезжать. Глюк — галллюцинация, вызванная наркотическими средствами. Олдовый — старый, опытный; с большим стажем пребывания в Системе. 40 Мазурова А., Радзиховский Л. Стеб остранения (http://music.uniyar.ac.ru). 41 Мазурова A.M. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объедине Оттягиваться — предаваться наслаждениям. Флэт — квартира, любое жилье, в котором пипл регулярно вписывает множество людей; обычно — место проведения квартирников. Дорога — идущие подряд следы на вене от систематических уколов. Юкс — один рубль. Шузы — обувь. Даун — депрессия. Заморочка — навязчивая идея. Ринг — веревочка вокруг головы, держащая волосы. Свинтить — арестовать, задержать. Стебаться — смеяться, иронизировать. Полис — милиция. Прайс — деньги. Отвязанный — не стесняющий себя чрезмерно условностями и общепринятыми правилами. Пипл (от англ. people «люди») — свои люди, хиппи. Рок — андерграундное песенное творчество. Квартирник — бесплатный концерт в частном помещении. Стоп — автостоп, передвижение на попутных машинах. Таюха — галстук. Вписка — квартира, где можно пожить или переночевать. Места сборищ хиппи имеют свои сленговые названия, образованные, как правило, путем усечения официальных (Пушка — Пушкинская площадь, Нога — площадь Ногина). Иногда в создании сленговых названий присутствует стебный, т.е. издевательский или иронический, элемент (Яшка — площадь Свердлова, Физкультурная — станция метро Спортивная). Однако особо значимые места имеют названия, никак не перекликающиеся с официальными («Этажерка» — кафе в Москве, «Сайгон» — кафе на Невском в Ленинграде)42. Системные хиппи в СССР 2 Мазурова А., Радзиховский Л. Стеб остранения (http://music.uniyar.ac.ru). Современный словарь сленга хиппи содержит более 600 слов. Его основу составляют английские, заимствованные российскими хиппи, нередко с изменением значения (так, прайс-лист сперва значило «цена», впоследствии сохранив только отсутствующее в английском значение «деньги») или произношения {хайр, брайзер), приобретая при этом вполне русские аффиксы (подфакнуться, стритовый). Источником заимствований являлись лексические пласты соседствующих социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодежные жаргоны (например, жаргон стиляг), жаргон уголовников (последний, впрочем, повлиял на сленг хиппи меньше, чем, например, на общеразговорный язык или жаргон школьников). Наиболее тесные пересечения у хиппи были с наркоманами, поскольку редкий хиппи не пробовал употреблять хоть какие-либо наркотические препараты. По наблюдению Ф.И. Рожанского43, поколение хиппи 1970-х гг., довольно хорошо знавшее английский язык, сменилось поколением 1980-х, уже не блиставшим в такой же степени знанием иностранных языков. Значительно реже стали употребляться англицизмы. Словотворчество у отечественных хиппи стало иссякать. На основе такого словаря строиться живой язык общения между хиппи, понятный только посвященным. В частности, могут употребляться такие выражения, как «Только он меня вмазал, у меня крутой кайф пошел»; «Только мы скипать собрались, как приехал полис и всех винтить начал»; «Я фачился с герлами на фирменных флэтах...» (из песни); «Кабы я была кингица — сличит ферстая герлица...» (из А.С. Пушкина; автор перевода неизвестен); «Есть маза факать водолаза» (поговорка, означающая бессмысленность предложения, отсутствие удачных перспектив); «У нас крутой облом — джеф есть, а машину никто не принес»; «подписать герлу на фак»; «Он прайсовал всю тусовку»; «Мне пэрэнт сегодня тэн дал»44. Свои настоящие имена хиппи заменяли на экстравагантные прозвища, шокирующие непосвященных, например, Инерция, Крот, Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др. Основным каналом распространения субкультуры хиппи является самиздат — форма самодеятельного творчества, тексты, изданные на средства авторов и допускающие неограниченное тиражирование (перепечатку) без согласования с ними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|