Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Задания. Наше свободное время. Занятие 5. I. Предтекстовая работа. II. Прочитайте текст, определите его тему; разделите на смысловые части, определите тему каждой части.




IV. Задания.

  1. Изучите таблицы и ответьте на вопросы:

  • Что такое сказуемое?
  • Какое сказуемое называется простым глагольным, какое – составным глагольным?
  • Как выражаются лексическое и грамматическое значения в составном глагольном сказуемом?        

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Вспомогательная часть Неопределенная форма глагола (инфинитив)
Выражается: а) глаголами (начать, прекратить, кончать, взяться, перестать; мочь, желать, хотеть, стараться, уметь, мечтать; любить, опасаться, бояться, стыдиться и т. д. ); б) прилагательными модального значения (готов, должен, обязан, рад, согласен, вынужден); в) словами категории состояния (хорошо, весело, трудно, можно, нельзя, нужно, необходимо, невозможно) Учить (ся) беречь идти занимать (ся) отдыхать работать опаздывать успеть рекомендовать тренироваться 

 

Вспомогательная часть составного глагольного Задание 4. Ознакомьтесь с содержанием таблиц.

Значение действия и состояния предмета в двусоставном предложении выражается простым глагольным сказуемым и составным глагольным сказуемым

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое
Студент делает зарядку. Студентка сделала зарядку.   Студенты сделают зарядку. Студенты, делайте зарядку!   Студенты сделали бы зарядку. Студент решил делать зарядку. Студентка продолжала делать зарядку.   Студенты хотят сделать зарядку. Студенты, давайте делать зарядку.   Студенты хотели бы… (могли бы) делать зарядку.

сказуемого согласуется с подлежащим

 

а) Глаголы настоящего и будущего времени – в лице и числе  Я хочу поработать  Ты желаешь отдыхать  Они начнут заниматься
б) Глаголы прошедшего времени – в роде и числе  Он хотел изучать  Она могла изучать  Они начали изучать
в) прилагательные модального значения – в роде и числе  Он готов выполнить  Она готова выехать  Они должны успеть

2. Запишите предложения. Определите способы согласования сказуемого с подлежащим:

      Мы не можем рекомендовать единого распорядка дня для всех. Каждый студент должен составить свой распорядок дня. Аудиторные занятия не должны превышать шести часов. Он хотел заниматься в библиотеке самостоятельно. Студентка начала писать конспект.

3. Замените простые сказуемые составным, используя в качестве вспомогательной части слова:  стать, начинать, мочь, уметь и т. д.

     Люди меньше двигаются. При малоподвижном образе жизни нарушаются обменные процессы. Сохранению двигательной активности помогают физкультура и спорт. Гимнастика улучшает работу дыхательного аппарата.

4. Прочитайте текст. Как бы вы ответили на вопросы, которые поставлены в тексте? Найдите в тексте простые и составные глагольные сказуемые.

Наше свободное время

       Давайте подумаем, как мы расходуем свое время, особенно свободное? А как подсчитать свое свободное время? Из двадцати четырех вычтем время на сон, еду, занятие в вузе, подготовку к семинарам и практическим занятиям, работу по дому. И у каждого из нас получится разное количество часов. И плюс еще выходные дни и каникулы. А это уже немало. Целое богатство.

       Что можно сделать за свободное время? Давайте сначала составим себе режим дня и будем строго его придерживаться. Тогда мы прочитаем новые увлекательные книги, посмотрим выставки, побываем в музеях, будем заниматься туризмом, спортом, рисованием, коллекционированием.

Занятие 5

I. Предтекстовая работа.

1. Подумайте над значениями следующих слов и словосочетаний:

Комфортабельность – удобство, с комфортом

Гиподинамия –  малоподвижный образ жизни

Благотворный – оказывающий хорошее воздействие

Залёживаться – пролежать слишком долго

Мышление – 1) мыслить; 2) способность человека рассуждать, мыслить

Двигательный аппарат – приводящий что-нибудь в движение

Мышечные усилия – напряжение силы

Интенсивность – напряжённость, усилие

2. Подберите к следующим существительным согласованные определения:

движение, организм, процессы, гимнастика, необходимость, дух.

3. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов.

Становиться, избежать, терять, помогать, капать, махать, сыпать, двигать, начать.

II. Прочитайте текст, определите его тему; разделите на смысловые части, определите тему каждой части.

 

Если хочешь быть здоров

       Улучшение условий жизни, ее комфортабельность способствуют сокращению естественных форм двигательной активности современного человека. Наша жизнь становится все более бедной движениями, наш организм слабеет, а физиологические процессы начинают терять согласованность.

       Избежать растущей гиподинамии, сохранить естественную двигательную активность поможет физическая культура.

       Одни могут выбрать бег, другие – гимнастику, третьи захотят заниматься плаванием.

       Тем, кто не решил, какие физические упражнения выбрать, мы можем посоветовать утреннюю гимнастику.

       Начинать будет тяжело, с непривычки станут болеть мышцы. Но эта боль временная, это начало перемен к лучшему. Очень скоро вы почувствуете, как благотворно стала влиять гимнастика на весь ваш организм.

       Через несколько месяцев вы сможете увидеть, какую пользу она начинает приносить. Вы почувствуете, что у вас изменилась походка, улучшился цвет лица.

       Привычка делать утреннюю зарядку поможет вытеснить другие: по утрам уже не захочется залеживаться в постели, бездельничать. Обычная регулярная зарядка способна повлиять на состояние вашего духа, на мышление.

       Исследования показали, что ежедневная гимнастика поддерживает нормальную деятельность сердца, активизирует работу двигательного аппарата, может укрепить нервную систему и улучшить память.

       Физическими упражнениями следует заниматься всю жизнь, меняя лишь их характер, объем и интенсивность в соответствии с возрастом и характером деятельности человека. Чем меньше человеку приходится делать мышечных усилий, тем больше необходимости в движении, физических упражнениях.

       Если хочешь успешно учиться, стать здоровым, бодрым, жить без лекарств, начни заниматься физическими упражнениями, начни тренироваться. Главное – это начать.   

III. Послетекстовая работа:

  1. Найдите в тексте предложения с составным глагольным сказуемым.
  2. Приведите 4 - 5 примеров мягкости согласных.
  3. Составьте под руководством преподавателя сложный план к тексту.

4. Устно изложите содержание текста.

5. Изучите следующий функциональный стиль речи (законспектируйте), выполните задания к нему.

Официально-деловой стиль – это такая разновидность литературного языка, которая обслуживает сферу официальных деловых отношений: отношение между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.

Официально-деловой стиль подразделяется на две разновидности: 1) Официально-документальный, 2) Обиходно-деловой. Официально документальный подстиль включает язык дипломатии и язык законов. Его основные жанры – это выступления на приемах, доклады, законы, международные договоры, официальные сообщения. Обиходно-деловой подстиль включает служебную переписку и деловые бумаги (заявление, справка, приказ, акт и др. ) Наиболее общим отличительным признаком официально-делового стиля является намеренно сдержанная, строгая, безлично-объективная тональность (официальная окраска), служащая выражению констатирующего и предписывающего характера документов. В официально-деловом стиле высок уровень обобщения и в то же время конкретизации, так как в текстах отражаются конкретные ситуации, есть указание на конкретных лиц, предметы, даты. Отличительным признаком стиля является так же широкое использование стандартных языковых средств выражения. Основными особенностями языка служебных документов являются следующие:

1) Употребление канцелярских штампов (за отчетный период, принимая во внимание, выдана для предоставления, прослушав и обсудив…)

2) Использование слов-наименований лиц по действию, состоянию (вкладчик, квартиросъемщик); собирательных существительных (выборы, дети, родители); название лиц по профессии и социальному положению значение совокупности (граждане, служащие).

3) Введение специальной терминологии, не имеющий синонимов в общеупотребительной лексике (приказ, протокол, согласовано, в приказ, сторона, реализация…).

4) Ограничение возможности лексической сочетаемости слов. Например, служебное письмо – составляется (не пишется, не направляется, не посылается).

5) Преобладание имен существительных.

6) Использование отглагольных существительных (проезд, выполнение).

7) Большинство форм инфинитива выступают в значении долженствования (считать, принять, должен, обязан).

8) Почти полное отсутствие личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих личных форм глагола.

9) Употребление преимущественно форм настоящего времени глагола в значении предписания или долженствования, а также форм глагола со значением констатации (комиссия осмотрела).

10) Широкое распространение сложных отыменных предлогов (в целях, в силу, по линии, в части).

11) Употребление по преимуществу следующих синтаксических конструкций: простые предложения (как правило, повествовательные, личные, распространенные, полные), с однородными членами, обособленными оборотами, с вводными и вставными конструкциями, преобладание в предложениях союзной связи над бессоюзной; безличные предложения.

12) Использование прямого порядка слов в предложениях.

1. Определите, к какому стилю речи принадлежит приведенный ниже текст:

а) разговорному; б) художественному; в)публицистическому; г) официально-деловому; д) научному.

К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия перевязочных материалов, отгруженных Вами по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт. Согласно параграфу №1 в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки перевязочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

  1. Определите жанр вышеуказанного текста:

а) письмо

б) объявление

в) приказ

г) заявка

3. Для жанров официально-делового стиля характерны:

    а) высокий уровень унификации и стандартизации

    б) неполнота синтаксических конструкций

    в) наличие эмоционально окрашенной лексики

    г) использование тропов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...