Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Работа с текстом. . Можно ли спасти море?. III. Послетекстовая работа. IV. Задания. Занятие 3. I. Предтекстовая работа




II. Работа с текстом.  

       1. Чтение текста.

Можно ли спасти море?

       Когда речь идет об Арале, нет нужды драматизировать события – они и так слишком драматичны. Прежде всего проблема Арала вовсе не сводится к воде. Водный дефицит – скорее симптом, чем причина тяжелого экологического положения региона.

       Действительно, суммарный сток воды в Арал с начала 80-х годов на Сырдарье прекратился вовсе, на Амударье уменьшился до чисто символических значений.

       Весной 1975 г. в Приаралье впервые из космоса были зафиксированы пыльные бури, зарождающиеся на высохшем морском дне. Ветер разрушает незакрепленный растительный грунт и поднимает в атмосферу пыль и соль, в состав которых входят прежде всего сульфаты и ядовитые для большинства растений хлориды. Соль Арала, поднятая ветром, доходит до ледников Памира и Тянь-Шаня, вызывая их ускоренное таяние. Смягчающее дыханиеморя прежде уменьшало сухость климата, умеряло жару и зимнюю стужу. Сейчас климат заметно ухудшился: лето стало жарче, а зима холоднее и длиннее. Более продолжительными стали весенние и осенние заморозки. Говоря об отравлении, нельзя не сказать о водах Амударьи и Сырдарьи. Из этих рек до сих пор берут питьевую воду миллионы людей. Между тем воды этих рек давно отравлены. На 35-40% их сток состоит изпромышленных сбросов, городских сточных вод. Такие опасные препараты, как ДДТ, гексахлоран содержатся в воде Сырдарьи.                                                                                         Ныне Приаралье можно назвать районом экологического бедствия. Это означает, что отклонения от естественной нормы столь велики, что не дают людям спокойно жить и вести хозяйство. Если не принять неотложных мер, зона бедствия может превратиться в экологическую катастрофу глобального масштаба.

III. Послетекстовая работа.

  1.  Определите тип прочитанного текста, опираясь на данную таблицу.

  Описание Повествование Рассуждение
цель описать предмет, пейзаж или явление представить события (сюжет) доказать некий тезис путем умозаключений
морфология обилие прилагательных обилие глаголов обилие отвлеченных понятий
лексика

                               зависит от стиля речи

синтаксис

                               зависит от стиля речи

2. Составьте вопросный план по содержанию текста.

3.  Выпишите из текста конструкции со значением прямого и косвенного объекта.

4. Найдите в тексте конструкции, обозначающие качественный состав и строение предмета.

Грамматический комментарий

Конструкции, обозначающие качественный состав, строение предмета:

а) что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего. б) что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; что имеет в своем составе что.

   

 Конструкции, обозначающие количественный состав:

а) сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; б) сколько чего падает на долю чего; сколько чего приходится на долю чего.

IV. Задания

       1. Прочитайте текст. Определите основную мысль. Найдите конструкции, обозначающие количественный состав предмета.

  В нашей области негативное влияние на атмосферный воздух, наряду с автотранспортом, оказывают выбросы предприятий нефтегазового сектора химической, горнодобывающей промышленности. Установлено, что на сегодня промышленными предприятиями выбрасываются в воздух загрязняющие вещества, в состав которых входят около 100 наименований. По результатам лабораторных исследований нынешнего года выявлено, что в атмосферном воздухе населенных мест содержатся концентрации сероводорода, диоксида азота, хрома в 1, 5 раза больше, чем за прошлые годы.

2. Спишите предложения, ставя слова и словосочетания в скобках в нужном падеже.

  По словам учёных, в результате (потепление) человечество столкнётся с расширением (пустыни), снижением (урожай), ростом силы (ураган), сокращением (коралловые рифы) и исчезновением (горный ледник), которые обеспечивают водой сотни миллионов людей. Проблемы нехватки (питьевая вода), отсутствие (очистные сооружения) и несоблюдение (элементарные санитарно–гигиенические нормы) ежегодно становятся причиной  9, 1 %  всех случаев заболеваний в мире.

3. Спишите, образуя отглагольные существительные от слов, данных в скобках.

   (Использовать) населением беднейших стран непригодной для питья воды является основным источником (распространить) желудочно–кишечных заболеваний. Деятельность промышленных предприятий оказывает негативное (влиять) на состояние поверхностных и подземных вод. В текущем году санитарной службой проводились целенаправленные (исследовать) вод со скважин местных водозаборов. Учёные отмечают, что (сокращать) выбросов от сжигания угля может существенно улучшить ситуацию. Участники конференции обсудили проблему (влиять) индустриальной цивилизации на климат.

 

Занятие 3

I. Предтекстовая работа

       1. Объясните значения слов из текста, используя краткие определения:

пагубный - очень вредный

микроорганизм – микроб

концентрация- степень насыщенности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...