Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Работа с текстом. Боли природы – наши боли. Занятие 4. I. Предтекстовая работа.  III. Послетекстовая работа.




II. Работа с текстом

       1. Чтение текста.

Боли природы – наши боли                                       

   Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.                                 Ежегодно в атмосферу Земли поступают десятки миллионов тонн пыли и газов. К сожалению, в воздухе городов постоянно содержатся вредные и ядовитые газы, токсические вещества (оксиды серы и азота, углеводорода, свинца и др. ). Учёные доказали, что загрязнение окружающей среды пагубно сказывается как на людях, так и на животных, растениях, микроорганизмах.                                                       Заметное загрязнение атмосферы наблюдается в некоторых городах Казахстана. Оно обусловлено своеобразием природных условий, способствующих застаиванию воздуха (в Алматы, Усть–Каменогорске), и работой промышленных предприятий, что особенно отмечается в Караганде, Темиртау, Шымкенте, Таразе.                    Исследователи считают, что значительное загрязнение воздушного бассейна наблюдается в Алматы, где в силу природных условий затруднено естественное проветривание улиц. Причинами этого явились неправильная застройка города с перекрытием улиц, большая концентрация автомобильного транспорта, наличие большого числа мелких отопительных систем.     Мыслители говорят, что человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть.

  III. Послетекстовая работа.

       1. Разделите текст на смысловые части

2. Найдите в нём   информацию о:

- вредном влиянии окружающей среды на здоровье человека;

-  городах, в которых наблюдается заметное загрязнение;

-  причинах загрязнения воздуха.

3. Сформулируйте вопросы по содержанию прочитанного текста, используя данные конструкции:  

     что содержится в чём; что вызывает что; что сказывается на чём; что обусловлен чем; что явилось причиной чего; что есть что;

 

4). Найдите в тексте дополнения, определите их вид.

5). Выпишите из текста выделенные предложения, заменяя личные конструкции безличными. Определите, изменилось ли при этом содержание предложений.

 

  IV. Задания

       1. Образуйте объектные конструкции, используя глаголы

а) со значением созидания: строить, воздвигать, сооружать, осуществлять, воплотить;

б) со значением речи: сказать, сообщить, высказывать, излагать;

в) со значением чувства, восприятия: любить, ненавидеть, презирать, усваивать, сознавать.

       Образец: совершать (что? ) поступок; говорить (что? ) правду; чувствовать (что? ) неприязнь;

 

       2. Замените положительную конструкцию отрицательной. Обратите внимание на падежные окончания зависимых слов.

       Получить задание - не получить задания; изучать природу - …, принимать решение -…, исследовать проблему -…, расширять возможность-…, чувствовать потребность-….

       3. Составьте словосочетания, используя близкие по значению глаголы. Обратите внимание на падежные формы зависимых слов.

     Иметь - владеть; изучать – учиться; понимать – разбираться; обращать – уделять; препятствовать – тормозить; уплатить – оплатить; примириться – смириться;

      

       Образец:  основываться (на чём? ) на достижениях науки; обосновывать (чем? ) фактическими данными

       4. Спишите предложения, дописывая окончания существительных. Выделите грамматическую основу предложений. Объясните значение пословиц.

     Чистота – залог здоровь…. Курить – здоровь… вредить. Тот здоров… не ценит, кто болен не бывал. Здоровье близко: ищи его в миск…. Аппетит от больн… бежит, а к здоров… катится. Не рад больной и золотой кроват…. Кто к здоровь… относится беспечно, болеет вечно.

Занятие 4

I. Предтекстовая работа

 

       1. Проверьте себя, знаете ли вы значение слов из текста. Для проверки используйте краткие определения:

популяция – совокупность особей растительного или животного мира

рациональный - разумно-обоснованный

продуктивность - производительность

закономерный (закономерность) – соответствующий, отвечающий законам

аспект – направление; точка зрения

 

II. Работа с текстом.

       1.  Чтение текста.

     Слово «экология» происходит от греческого «ойкос», что означает дом, жилище, место обитания, родина» и «логос» – наука. Она изучает закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой, образ жизни животных, растений, их продуктивность, изменения численности, видовой состав. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосферы в целом. Экология исследует взаимосвязь человека с окружающей средой.

     Термин был предложен в 1869 Э. Геккелем, но в ХХ веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охрана живых организмов. С 70-х годов ХХ века складывается экология человека, или социальная экология, которая изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Она включает различные философские, социальные, экономические, географические и другие аспекты, в этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порождённые современным общественным развитием, вызвали в некоторых странах ряд общественно – политических движений, выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно – технического прогресса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...