Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Работа с текстом. Занятие 8. I. Предтекстовая работа. III. Послетекстовая работа . Воздушная яма




II. Работа с текстом.

       1. Чтение текста.                                                                                                      Мир растений – источник жизни на Земле, и существование человека, животных невозможно без зелёного океана – поставщика атмосферного кислорода. Огромно значение лесов на планете. Леса и полезащитные насаждения, ослабляя силу ветра, препятствуют сдуванию снега и этим предохраняют почву и всходы озимых от вымерзания. При медленном таянии снегов в лесу регулируется поступление воды в русло ближайших рек и таким образом предотвращаются наводнения. Леса защищают почву  от суховеев и способствуют тому, чтобы накапливалась в ней влага. Они поддерживают плодородие, оберегая от ветровой и водной эрозии. Состояние урожая хлебов и других сельскохозяйственных культур во многом определяется лесом. Древесно-кустарниковая растительность особенно надежно защищает берега рек. Мощные корни деревьев, перехватывая воду, исключают заболачивание и вторичное засоление почв.

       Леса планеты - это гигантская биологическая фабрика. Так, леса планеты ежегодно поглощают более 850 миллионов тонн углерода, 100 миллионов тонн водорода и почти 3 миллиона тонн азота. Но повсюду идет повальная рубка леса. За последние 300 лет уничтожено 66—68 % леса. Учёные полагают, что в некоторых регионах (Малайзии, Индонезии) леса могут полностью исчезнуть. Без животворного воздействия лесов в регионе могут произойти серьёзные изменения в климате, нарушиться углекислородный и водный баланс, измениться химический состав почв, исчезнуть целые экологические  системы…

       Таким образом, замкнутый цикл, отработанный природой до совершенства, нарушается человеком.

III. Послетекстовая работа

    1. Озаглавьте текст. Определите тип и стиль текста.

   2. Найдите в тексте элементы научного стиля (см. грамматический комментарий).

Грамматический комментарий

      Научный стиль – это стиль книг, статей, исследований, посвящённых отдельным проблемам науки. Ему свойственно использование терминологии, относящейся к определённой области науки. Язык научной литературы точен и краток, он лишён многозначности, иносказательности, образных выражений. От строго научного стиля следует отличать научнопопулярный стиль, свойственный книгам и статьям по отдельным отраслям знаний, предназначенным для широкого круга читателей. Для него характерно употребление научной терминологии, понятной массовому читателю, форма изложения популярна и доступна.

       2. Ответьте на вопросы по содержанию прочитанного текста, используя сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1. О чём говорится в тексте?

2. К чему сводится основная мысль текста?

3. На чём основывается автор в своих рассуждениях?

4. Из чего исходит автор в своих рассуждениях?

5. С чем нельзя не согласиться?

6. Что можно сказать в заключении?

  IV. Задания

       1. Составьте диалог, используя материал прочитанного текста.

       2. Выпишите из прочитанного текста сложные предложения и сделайте их структурно – смысловой анализ.

      3. Спишите предложения, раскрывая скобки. В предложениях с союзом   чтобы  употребите глагол в форме прошедшего времени или инфинитива. (см. грамматический комментарий)

         1. Задача экологии как науки заключается в том, чтобы (изучать) закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой. 2. Леса защищают почву от суховеев и способствуют тому, чтобы (накапливаться) ней влага. 3. Общественно–политические движения многих стран заинтересованы в том, чтобы (предотвратить) экологическую катастрофу. 4. Государство следит за тем, чтобы средства, выделенные на решение экологических проблем, (использоваться) только по назначению.

Грамматический комментарий

        В придаточной изъяснительной части сложного предложения с союзом чтобы сказуемое ставится в форме инфинитива (если в главной и придаточной частях субъект один и тот же) или в форме прошедшего времени (если субъект в придаточной части не совпадает с субъектом в главной части).

       3. Допишите предложения.

       1. Мы стремимся к тому, чтобы… 2. Люди всего мира хотят, чтобы… 3. Наше государство располагает всем необходимым для того, чтобы … 4. Речь идёт о том, чтобы … 5. Создавшаяся экологическая ситуация требует того, чтобы …

Занятие 8

 

I. Предтекстовая работа

       1. Проверьте себя, знаете ли вы значение слов из текста,  используя краткие определения слов.

флегматичный – вялый, равнодушный

кризис – резкий, крутой перелом в чём-нибудь

химикат- химический препарат

II. Работа с текстом.

      

Воздушная яма

Экологи информируют, что о загрязнении городов ученым продиктовали… деревья. Мы привыкли думать, что они очищают воздух. Оказалось, что деревья расплачиваются за наше легкомыслие. По изменениям листвы выявлены «химические ожоги» города, места газового скопления и «металлические участки». В листве некоторых деревьев обнаружен свинец с превышением нормы в 3 раза, кадмий с превышением в 10 раз и так же литий. Этот элемент способен замещать в организме человека природный натрий, который замедляет психические процессы. В результате этого люди становятся медлительными и флегматичными.

Ученые мира высказывают различные предположения относительно ухудшения экологической ситуации. Некоторые считают, что экологического кризиса как такового вообще нет, мир просто переходит на новую ступень развития. Мы привыкаем жить в условиях, которые создали сами себе. Но есть и другие авторитетные мнения.

В недавнем интервью нашим российским коллегам высказал свои взгляды профессор университета Нью-Хемпшира Деннис Медоуз. Его диагноз человечеству звучит неутешительно. В ближайшие 5—6 лет в мире произойдут 60 % всех изменений в климате, которые только возможны, а мировой кризис начнется через два десятилетия. Проявляться кризис будет на локальном уровне, то есть в отдельно взятых городах, сёлах.

«Биосфера под воздействием человека перегружена на 20 %», – говорит профессор Медоуз. В Восточном Казахстане, например, уже не просто «перегруз». Местные экологи утверждают, что свыше 100 тонн химикатов, относящихся к стойким органическим загрязнителям, разбросаны по всей области. Они никем не учитываются и не охраняются. В непогоду опасные вещества выносятся в почву и водоемы, а потом по биологической цепочке попадают и в организм человека.

    В отложениях Иртыша и в береговой почве обнаружено вещество первого класса опасности — трихлордифинил.   

Одним словом, окружающая среда - это то, во что превращается природа, если её не охранять.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...