Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Послетекстовая работа.  IV. Задания. Занятие 5. I. Предтекстовая работа. II. Работа с текстом. Наша планета как космический корабль




III. Послетекстовая работа

1. Озаглавьте текст.

2.  Определите стиль текста.

3. Сформулируйте вопросы к тексту используя данные конструкции:

       что происходит от чего; что получено (предложено) кем; что включает что; что порождает что;

 

 IV. Задания

       1. Используя  данную  таблицу, дайте  характеристику сложным предложениям.

                                                      Сложные предложения

Союзные

бессоюзные
 сложносочинённое сложноподчинённое

    Сейчас климат Арала заметно ухудшился: лето стало жарче, а зима холоднее и длиннее.

Умирают старые деревья, их стволы никто не убирает.

Ветер разрушает грунт, и в атмосферу поднимаются пыль и соль. Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережёт.

2. Выпишите из прочитанного текста сложные предложения..

3. Рассмотрите таблицу.

       Придаточные, присоединяющиеся как союзами, так и союзными словами

Союзы Союзные слова
изъяснительные что, чтобы, как, будто ли что, где, куда, откуда, почему, кто, который
образа действия что, как, как будто, словно, точно как
уступки хотя, несмотря на то что, пусть, даром что как ни, сколько ни

Запомните!   Союз – часть речи, не являющаяся членом предложения.                    

 Союзные слова – члены предложения. Союзные слова обладают более    конкретным значением. Ср. Я знаю, что ты пишешь (а не читаешь).

                   Я знаю, что ты пишешь (статью).

       4. Расскажите по таблице о придаточном изъяснительном.

Придаточное изъяснительное предложение

отвечает распространяет присоединяется
на падежные вопросы глагол (др. часть речи) к главной части союзами что, чтобы, как, будто ли союзными словами: чтогде, куда, откуда, почему, кто, который.

       5. Закончите предложения, основываясь на материале прочитанного текста.

1. В тексте говорится, что …

2. В тексте подчёркивается, что...

3. Известно, что …

4. Нет сомнения, что …

5. Совершенно ясно, что…

       6. Спишите предложения, вставляя пропущенные союзы.

1) Время наглядно показало, … негативное отношение людей к природным богатствам приводит к экологическим бедам. 2) Необходимо, … молодёжь принимала самое активное участие в восстановлении окружающей среды. 3) Следует постоянно напоминать, … разрушение, загрязнение природы приводят к мутациям организма человека.

 

Занятие 5

I. Предтекстовая работа.

       1. Объясните значение слов из текста, используя краткие определения

источник – то, что даёт начало чему – нибудь

выхлоп – выпуск отработанных продуктов горения

эффект – впечатление, производимое кем - нибудь

излучать – испускать лучи

II. Работа с текстом.

Наша планета как космический корабль

Земля, подобно космическому кораблю, проносится в просторах Вселенной со своим экипажем – населением, численность которого составляет уже более 6 миллиардов человек. Природа земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. Это система жизнеобеспечения корабля – планеты.

И вот в последние десятилетия в этой системе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для населения. Очевидно, что природная система жизнеобеспечения стала разрушаться из-за неумеренного потребления природных ресурсов. Сжигая газ, уголь, нефть в огромных количествах, человек уменьшает содержание в атмосфере кислорода, соответственно увеличивается содержание в ней углекислого газа.

Самое опасное в этих преобразующих природу процессах – изменение климата. Потепление климата на Земле началось главным образом потому, что в атмосферу планеты стало поступать дополнительное количество углекислого газа, источник которого – дым промышленных предприятий и выхлопы автомобильных двигателей. Внутренние слои атмосферы перегреваются, и возникает «парниковый эффект». Кроме того, становится тоньше озоновый слой в атмосфере, где теперь постоянно летают самолеты. Ядерные испытания и промышленные газы, содержащие фтор и хлор разрушают защитный щит, предохраняющий жизнь на Земле от губительного ультрафиолетового излучения,

Нарушается круговорот воды. Сокращаются площади лесов, особенно влажно-тропических – главной сокровищницы биосферы. И даже высыхание болот сказывается неблагоприятно на распределение влаги.

Загрязняется Мировой океан. Меньше становится в нем животных и растений. А появление на его поверхности нефтяных пленок после аварии судов, перевозящих нефть, вызывает настоящие катастрофы. В морях, озерах, реках появляется рыба, отравленная химическими веществами. Только увидев нашу планету из космоса, люди поняли, как мала Земля и как она нуждается в защите.  

 

III. Послетекстовая работа

       1. Определите тип текста. Озаглавьте каждую смысловую часть текста.

       2. Изложите содержание текста по данной модели.

- В тексте говорится о том, что …

- Основная мысль текста сводится к тому, что …

- В своих рассуждениях автор исходит из того, что …

- Приводимые автором примеры направлены на то, чтобы …

- Нельзя не согласиться с тем, что …

- В заключение можно сказать о том, что …

 

IV. Задания

       1. Выпишите из прочитанного текста сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Определите, каким союзом зависимая часть присоединяется к главной.

       2. Спишите предложения, расставляя запятые. Найдите слово в главной части предложения и от него поставьте вопрос к зависимой части. Выделите союзы, при помощи которых зависимая часть присоединяется к главной.

 

       Образец  рассуждения:  Нельзя утверждать, что природные ресурсы бесконечны.

 

1. Что нельзя утверждать?

2. Зависимая часть присоединяется к главной союзом что.

3. Придаточная часть поясняет слово утверждать.

 

     В странах Западной Европы считают что одуванчик–пищевое растение. Невозможно передать как прекрасно бывает в тёмном лесу в яркий солнечный день.

Не помню чтобы когда-нибудь было такое тихое ясное утро.

Экологи не раз предупреждали что возникла опасность гибели всего живого на земле.

Учёные доказали что радиоактивные частицы вызывают рак, изменяют наследственность.

3. Спишите, вставляя необходимые по смыслу союзы.

     Известно, … одуванчик возбуждает аппетит, улучшает деятельность желудочно– кишечного тракта. Нельзя допустить, … люди уничтожали окружающую среду.

Многим нравится смотреть, … разгорается рассвет. Не знает народной души тот, …не любит родную природу.

 

Союзы  для  вставки:   как, кто, что, чтобы

       4. Спишите, преобразуя простые предложения в сложноподчинённые с придаточным изъяснительным по образцу:

     Неопровержимые факты свидетельствуют о вредном влиянии загрязнённого воздуха на здоровье человека. – Неопровержимые факты свидетельствуют о том, что загрязнённый воздух вредно влияет на здоровье человека.

       Известие об образовании керосинового озера в подземной части старого аэропорта взволновало всех семипалатинцев. Я думал о случившемся и ничего не понимал. Выступающий объяснил о необходимости создания специальных отрядов по охране окружающей среды. Негативное отношение людей к природным богатствам подтверждает мысль о несовершенстве человека.  

     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...