Занятие 10. I. Предтекстовая работа. II. Работа с текстом. Приаралье – в зоне внимания. III. Послетекстовая работа. IV. Задания
Занятие 10
I. Предтекстовая работа 1. Проверьте себя, знаете вы ли значение слов из текста. Для проверки приводятся краткие определения. катастрофический – являющийся катастрофой гиблый - безнадёжный, глухой, никуда не годный стабилизировать - привести в устойчивое положение, состояние концепция – система взглядов на что-нибудь проект - разработанный план сооружения, устройства чего–нибудь II. Работа с текстом. 1. Чтение текста. Приаралье – в зоне внимания Ещё совсем недавно площадь Аральского моря превышала 66 кв. километров. Оно считалось одним из самых больших озёр в мире, но сейчас возникла новая пустыня на том месте, где шумели волны. Знаем ли мы какой- либо равный этому пример в истории? На глазах лишь одного поколения людей с лица земли исчезло больше половины моря. Исчезновение Арала грозит гибелью не только Казахстану, но и повлечёт за собой катастрофические изменения климата в огромной части Евразии. Проблемы Аральского региона носят комплексный характер. Ещё недавно цветущий оазис превратился в гиблое место. Море утратило более половины своей площади и потеряло транспортное и рыбохозяйственное значение. Тысячи людей остались безработными. Многие крупные промышленные предприятия прекратили свое существование. Есть ещё обстоятельства, которые вызывают серьёзные опасения за будущее региона, - болезни, поразившие население Приаралья. По наблюдениям врачей, почти 80 процентов женщин детородного возраста и 60 процентов детей болеют анемией. Из каждой тысячи родившихся детей почти 30 умирают, не дожив до года. Резко возрос процент уродов среди новорождённых. Факты свидетельствуют о том, что из каждых из трёх обследованных двое оказались больны брюшным тифом, раком пищевода. Значительно увеличилась заболеваемость туберкулёзом и гепатитом. Отмечаются случаи холеры, чумы. Такова картина жизни нынешнего Арала.
На международной научно-технической конференции, посвященной проблемам Аральского региона премьер-министр в своём выступлении сказал: «Мы пытаемся создать единую концепцию региональной политики с опорой на имеющиеся возможности». Государством принимаются всевозможные меры по оздоровлению региона. Уже подготовлен крупный проект по регулированию русла реки Сырдарья и северной части Аральского моря, планируется строительство Кокаральской плотины. Эти проекты будут осуществляться за счёт займа Всемирного банка. Приаралье наконец-то оказалось в зоне внимания правительства, и это вселяет надежду на то, что экологические проблемы региона будет решаться.
III. Послетекстовая работа 1. Определите тип и стиль текста. 2. Ответьте на вопросы по содержанию прочитанного текста, используя в ответах сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. 1. Чем грозит исчезновение Арала для большей части Евразии? 2. О чём свидетельствуют факты? 3. Что наблюдают врачи Арала? 4. Что предложил премьер – министр на международной конференции? 5. Что вселяет надежду на решение экологических проблем Аральского региона? IV. Задания 1. Выпишите из прочитанного текста сложные предложения и сделайте их структурно-смысловой анализ. 2. Дополните данные предложения изъяснительной придаточной частью, вставляя указательные слова. Образец. В принятой декларации говорится о …, что государство несёт ответственность за охрану окружающей среды. – В принятой декларации говорится о том, что государство несёт ответственность за охрану окружающей среды.
В принятой декларации большое значение придаётся …, что…. В принятой декларации говорится относительно …, что…. В принятой декларации обращается внимание …, что …
3. Спишите, вставляя необходимые по смыслу союзы. 1. Мы убеждены, … охрана окружающей среды затрагивает интересы всех народов. 2. Некоторые полагают, … экологического кризиса как такового не существует. 3. Жизнь показывает, … за сравнительно короткое время можно изуродовать природу. Трудно сказать, … экологические проблемы Арала до сих пор не решены. Для вставки: почему, что, будто, как. 4. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложноподчинённые с изъяснительной придаточной частью. 1. Можно с уверенностью сказать: молодёжь нашей страны справится с поставленными задачами. 2. Исследователи считают: целительная сила природы велика. Понятно: загрязнение среды делает человека больным. 3. Невероятно: в листве некоторых деревьев учёные обнаружили свинец с превышением нормы в 3 раза.
Занятие 11
I. Предтекстовая работа. 1. Проверьте себя, знаете вы ли значение слов из текста. Для проверки приводятся краткие определения. анемия – малокровие астма – периодически повторяющиеся приступы одышки, удушья лейкемия – белокровие полигон – специально оборудованная местность для проведения испытаний роковой – приносящий горе, как бы предопределённой судьбой сейсмический – связанный с явлениями землетрясения стронций – химический элемент
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|