«Подлинное, большое искусство
«Подлинное, большое искусство возвышает ум и душу народа» С. Т. Коненков Тема № 4 «Культура. Искусство. Народные традиции. Выражение определительных значений в простом и сложном предложениях»
Занятие № 1
I. Предтекстовая работа Составьте с некоторыми из данных слов словосочетания. «Искусство—творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Легенда—поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. Одушевлять – 1) наделять свойствами живого существа. 2) возбуждать пыл, придавать душевные силы в момент исполнения, без подготовки. Фольклор — 1) устное народное творчество; 2) совокупность обычаев, обрядов, песен и др. II. Прочитайте текст. Музыкальное искусство Казахстана
С древнейших времен бытует у казахского народа легенда о чудесной способности музыки приносить людям радость и печаль, раздумья и веселье. К таким произведениям относятся кюи легендарного Коркыта, жившего в VIII в. По преданиям, Коркыт сделал первый кобыз и исполнил первый кюй. Игра Коркыта привлекала все земные существа – летящих птиц, бегущих зверей. Пока пел кобыз Коркыта, даже смерть не смела приблизиться к нему. И, согласно легенде, только тогда, когда задремал Коркыт, утомленный игрой, смерть в образе змеи настигла его. Известны 11 кюев Коркыта, среди них – «Елимай», «Ерден», «Акку», «Желмая». Ведущую, главную часть музыкальной культуры казахов составляет домбровая музыка. Домбра – излюбленный инструмент народных музыкантов. Люди одушевляли домбру, наделяли её качеством человека. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей. Народ сохранил в памяти имена лучших представителей, таких как Кит-Буга, Асан-кайгы, Карт-Ногай, Байжигит, Бежен Биржан, Ахан, Жаяу, Муса, Мухит, Ибрай, Асет с их лучшими творениями, передаваемыми от поколения к поколению состязаниями – айтысами. Главной темой айтыса долгое время было прославление акынами своих родов и племен. В айтысе казахский певец импровизатор ближе к поэту. Охватывая жизнь народа и жизнь человека, народная поэзия удовлетворяла духовные потребности, вторгалась в самые неожиданные области его жизни, поэтому она так богата, так многогранен состав ее жанра: пастушеские песни, наставительные терме, причитания (жоқ тау), застольный той-бастар, сказки, легенды, эпические и лирические песни. Среди них устно-поэтические жанры, специфические для казахского фольклора: Қ айым – созтязательная любовная песня, шешендік сө здер (мудрые изречения), ө тірік - ө лен, айтыс (поэтический спор), қ оштасу—поэтическое прощание, кө ніл айту (песенное известие семье о смерти), бата (поэтическое благословение). Эпические песни – жыры у казахов поются под аккомпанемент кобыза или домбры.
Душой и гордостью казахстанской домбровой традиции являются Дина Нурпеисова, Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев.
III. Послетекстовая работа 1. Ответьте на вопросы: 1) Расскажите легенду о Коркыте. 2) Назовите кюи Коркыта. 3) Какая музыка составляла главную часть музыкальной культуры казахов? 4) Назовите лучших представителей айтыса. 5) Какова главная тема айтыса? 6) Перечислите жанры айтыса. 2. Составьте назывной план к тексту. IV. Задания: 1. Работа с таблицей. Правописание -Н-, -НН- в прилагательных и причастиях.
2. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание -нн- и – н-. На стене висела писа… ая акварелью картина. Среди музейных экспонатов выделялся златокова…ый ларец. Композитор закончил план задума…ой оперы. Чайковский, воспита…ый на лучших произведениях русских композиторов, полюбил музыку больше всего на свете. При раскопках древних городов часто находились серебря… ые украшения, предметы быта. 3. Допишите окончания прилагательных. Составьте со словосочетаниями предложения. Удивительн… мелодия, живописн…... полотна, культур …. человек, известн …. писатель, музыкальн … произведение, лучш …… композитор.
Занятие № 2 I. Предтекстовая работа Раскрывая скобки, образуйте прилагательные. Запишите полученные словосочетания. (Народ) артист, (республика) журнал, (редактор) деятельность, (образование) человек, (музыка) училище, (чудо) мгновение.
II. Чтение текста. Днишев Алибек Мусаевич - певец (тенор), народный артист Казахстана и СССР, лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|